Соут вновь организованных рабочих мест проводится. Сроки специальной оценки условий труда

Срок для специальной оценки условий труда (СОУТ), которую обязаны провести все работодатели, подходит к концу. Можно ли избежать штрафов?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в отношении рабочих мест. Она является одной из мер по охране труда и призвана выявить вредные и опасные факторы, влияющие на работников. Правовым основанием служит Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ .

Для каких рабочих мест нужна СОУТ

Оценке подлежит каждое рабочее место. Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, абсолютно все работодатели обязаны обеспечить проведение СОУТ в соответствии с законодательством. Даже если рабочие места сотрудников находятся в комфортных помещениях и не таят в себе никаких опасностей, этот факт нужно подтвердить документально. Разъездной характер работы - тоже не повод не проводить СОУТ.

Исключение сделано лишь для двух категорий работников, в отношении которых СОУТ не нужна (п.3 ст.3 426-ФЗ):

  • работающих на дому и дистанционно;
  • работающих у обычных физлиц, не являющихся ИП - например, для нянь или репетиторов.

Кроме того, спецоценка условий труда не проводится для таких категорий как сотрудники службы исполнения наказаний, органов внутренних дел, национальной гвардии, которые проходят государственную правоохранительную службу, а также работники таможенных органов. Их условия труда регулируются специальными законами. Военнослужащие тоже не проходят СОУТ. В настоящее время не предусмотрена и процедура СОУТ для государственных гражданских и муниципальных служащих. (Письмо Минтруда от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593).

Как проводить СОУТ

СОУТ проводится работодателем совместно со специализированной организацией, с которой необходимо заключить договор. Все организации, имеющие право проводить спецоценку, включены в реестр Минтруда.

Для СОУТ на предприятии создается комиссия, в состав которой должен войти специалист по охране труда, при его наличии. Если же такового нет в штате, и в организации менее 50 работников, руководитель может возложить на себя его функции. (При численности работников более 50 специалист по ОТ обязательно должен быть). Состав комиссии, перечень оцениваемых рабочих мест и график спецоценки утверждаются приказом руководителя.

Во время спецоценки члены комиссии и представители специализированной компании посещают рабочие места, проводят необходимые технические измерения.

Если в компании есть аналогичные рабочие места, разрешается провести СОУТ только для 20% из них. При этом под аналогичностью понимаются не просто одинаковые условия (например, вентиляция, отопление, освещение) и оборудование, но и работа на этих местах сотрудников с одинаковыми должностями, трудовыми функциями и режимом.

Подробный порядок проведения СОУТ изложен в пошаговой инструкции от правового портала «Гарант».

Результаты

Отчет о СОУТ подписывается комиссией и утверждается руководителем. С этим отчетом необходимо в 30-дневный срок ознакомить работников, чьи рабочие места оценивались.

Результаты СОУТ должны применяться на практике. Работники, условия труда которых были признаны вредными или опасными, имеют право на льготы в соответствии с законодательством (например, сокращенную рабочую неделю, дополнительный отпуск, компенсацию). Работодатель обязан обеспечить такие льготы

Если же спецоценка признала условия труда оптимальными либо допустимыми, вредные и опасные факторы не обнаружились - об этом в 30-дневный срок нужно уведомить местную трудовую инспекцию, заполнив специальную декларацию .

При наличии у предприятия официального сайта необходимо на нем опубликовать сводные данные СОУТ: сведения об установлении классов (подклассов) условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Кроме того, организация обязана отразить результаты СОУТ в специальном разделе формы 4-ФСС , ежеквартально подаваемой в Фонд социального страхования. От них зависит размер взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сроки и ответственность

Спецоценку условий труда необходимо проводить не реже, чем раз в 5 лет. Нормы СОУТ действуют с 2014 года. Поэтому для тех, кто еще не провел СОУТ, последний срок ее проведения - 31 декабря 2018 года.

В некоторых случаях предусмотрена внеплановая СОУТ: например, при замене оборудования, изменении технологических процессов, использовании новых материалов или новых средств защиты, а также, если на производстве произошел несчастный случай, выявлено профзаболевание, либо организация получила соответствующее предписание от инспектора по труду или мотивированное требование профсоюза.

СОУТ необходимо провести и в отношении вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев.

За нарушение законодательства о СОУТ предусмотрены штрафы: для должностных лиц и ИП - от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц - от 60 до 80 тыс. рублей.

Если не успели провести СОУТ в 2018 году

Что же делать, если вы еще не провели спецоценку условий труда, и даже не начали ее готовить? Как пояснили в инспекциях по труду, закон обязывает работодателей «обеспечить проведение специальной оценки условий труда» (пп. 1 п. 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ). При этом под «обеспечением» следует понимать такие меры как издание приказа о СОУТ, создание комиссии, утверждение графика, заключение договора со специализированной организацией. А если она может провести спецоценку лишь в следующем году, это уже лежит за пределами ответственности работодателя.

Таким образом, можно надеяться, что заключенный в 2018 году договор о СОУТ с большой долей вероятности избавит работодателя от штрафов, даже если сама спецоценка последует лишь в следующем году.

Особенности спецоценки при вводе новых рабочих мест

Одним из оснований для проведения внеплановой спецоценки является ввод в эксплуатацию новых рабочих мест (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ввод в эксплуатацию возможен в случаях, когда происходит:

  • создание нового предприятия;
  • введение в штатное расписание новой должности либо изменение структуры штатного расписания;
  • фактическое появление нового рабочего места, когда организация находится по прежнему адресу;
  • переезд организации на новое место;
  • перемещение сотрудников в другое помещение по тому же адресу;
  • реорганизация предприятия путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • создание филиала или представительства.

Спецоценку нужно провести в течение полугода после одного из перечисленных событий. Срок отсчитывают в каждом случае по-разному. Но, так или иначе началом срока является документальное подтверждение указанных событий.

С момента государственной регистрации считают срок, если:

  • создана новая организация, в том числе в результате реорганизации путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • образован филиал или создано представительство, в том числе другое обособленное подразделение юридического лица.

С момента утверждения нового (впервые созданного) штатного расписания, если введена новая штатная должность.

Такое может произойти:

  • при фактическом оборудовании нового места;
  • когда одно и то же рабочее место используется двумя и более сотрудниками, занимающими разные должности;
  • когда изменяется функционал работника либо наименование должности;
  • если на одном рабочем месте трудится сотрудник, официально совмещающий две различные должности с различным функционалом.

Советует
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Если причиной введения нового штатного расписания явилось лишь переименование должности работника, а функционал и рабочее место остались прежними, можно избежать спецоценки. Закон в данном случае не дает четких ответов. Поэтому руководителю организации нужно издать приказ, в котором признать результаты спецоценки рабочего места по старой должности действительными для рабочего места с новой должностью. Указать причину произошедших изменений, сроки очередной спецоценки. При этом не следует делать ссылки на изменение функционала или технологического процесса. И не забудьте все согласовать с профсоюзами, а работника ознакомить с картой спецоценки.

С момента принятия нового сотрудника на вакантную должность, если ранее спецоценка не проводилась.

Внеплановая спецоценка после несчастного случая

Несчастный случай, связанный с производством, может служить основанием для внеплановой спецоценки (подп. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При этом определяющим условием является место, где произошло происшествие. Если работник получил травму не на своем рабочем месте, то спецоценка не проводится независимо от того, случилось это на территории работодателя или за ее пределами.

Пример:

Электрик по заданию работодателя поехал на личном автомобиле в магазин для покупки инструмента. В дороге произошло ДТП, и сотрудник получил травму. Происшествие по результатам расследования было признано несчастным случаем, связанным с производством.
Рабочим местом электрика, которое указано в трудовом договоре, являлся отдел эксплуатации. Поскольку автомобиль не относился к рабочему месту, внеплановую спецоценку проводить не стали.

Несчастный случай может произойти и на территории работодателя, но не на рабочем месте сотрудника. Например, когда работник шел из цеха в цех по разовому поручению руководителя.
Дополнительные проблемы возникнут с рабочим местом, на которое была оформлена декларация соответствия условий труда. Если произойдет несчастный случай, декларация прекращает свое действие. На этом рабочем месте придется провести полноценную спецоценку (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Не проводится внеплановая спецоценка, если несчастный случай произошел по вине третьих лиц.

Пример:

Пассажир автобуса потребовал у водителя остановиться вне остановочного пункта. Получив отказ, пассажир ворвался в кабину водителя и попытался его ударить. От неожиданности водитель съехал с дороги и врезался в столб. В результате ДТП работник получил травму.
Происшествие произошло по вине третьего лица - пассажира. Поэтому проводить внеплановую спецоценку на рабочем месте водителя не нужно.

Предупреждает
Зульфия ЮПАШЕВСКАЯ,
руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing (Москва)

Скрывать несчастный случай при наличии декларации не следует. За это предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 15.34 КоАП РФ). Плюс к этому высока вероятность, что трудовая инспекция оштрафует за нарушение государственных требований охраны труда на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В итоге сумма штрафа может вырасти до 90 000 рублей. При этом за каждое выявленное нарушение может быть оформлен отдельный штраф.

Внеплановая спецоценка при приеме нового работника

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если один сотрудник уволился, а на его место принят новый? Такой вопрос возникает на практике потому, что в карте спецоценки нужно указывать СНИЛС работника. А работодателю запрещено вносить в нее изменения.

Однако прием нового работника не связан с проведением спецоценки. Работодатель обязан лишь ознакомить сотрудника под роспись с условиями труда на его рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Но ни Трудовой кодекс, ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не требуют от работодателя при приеме нового сотрудника проводить спецоценку. Среди оснований внепланового мероприятия прием нового работника не указан.

Можно поступить так. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором перечислить условия труда из карты спецоценки. И ознакомить работника под роспись с картой СОУТ.

Ответы на ваши вопросы

Какие компенсации нужно было предоставить за вредные условия труда?

По результатам аттестации рабочих мест дворнику установлено повышение оклада на 4 процента. На основании постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 дополнительно к повышению оклада предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, сокращена продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю. Правильно ли мы поступили или надо было только увеличить оклад? Как исправить ситуацию?

Однозначно ответить на Ваш вопрос затруднительно. Работодатель обязан был предоставлять компенсации, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, по результатам аттестации рабочего места. При этом каждая компенсация должна быть указана в карте аттестации.
В то же время работодателю никто не запрещает предоставлять и другие виды компенсации на свое усмотрение. Но в этом случае возникающие затраты не могут быть включены в расходы при исчислении налога на прибыль.
Компенсации за вредные условия труда, предоставленные сверх обязательных, могут быть отменены решением работодателя, если они не закреплены в коллективном договоре.

Должен ли работник расписаться в карте спецоценки?

Должен ли вновь принятый работник расписываться в картах спецоценки, проведенной непосредственно на его рабочем месте?

Да. Работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки на его рабочем месте (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поскольку они отражаются в карте спецоценки, то работник должен поставить в ней свою подпись, подтверждая, что с условиями труда ознакомлен.

Как провести спецоценку, если работник трудится на неподконтрольной территории?

Как проводить спецоценку, если организация оказывает услуги по ремонту и обслуживанию электрооборудования на территории другого предприятия? Рабочее место нашего сотрудника, который оформлен у нас по трудовому договору, находится на территории другого предприятия.

Все зависит от того, на каких условиях выполняются трудовые обязанности. С 1 января 2016 года заемный труд запрещен. Работник может выполнять трудовые функции по договору о предоставлении персонала (ст. 341.1 ТК РФ). В этом случае сведения об условиях труда предоставляются принимающей стороной. И в ее обязанности входит проведение спецоценки конкретного рабочего места. Компенсации за работу во вредных условиях предоставляются на основании информации принимающей стороны.

Если работодатель направил работника на основании договора оказания услуг, то рабочее место не находится под контролем исполнителя. В этом случае спецоценку также должен проводить заказчик.
Другая ситуация со строителями. Спецоценку их рабочих мест проводит работодатель-подрядчик.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:

  1. Чаще всего под введением новых рабочих мест понимается введение в штатное расписание новой должности.
  2. После несчастного случая спецоценка не проводится, если виновником было третье лицо, а также когда происшествие случилось не на рабочем месте сотрудника.
  3. Если на рабочем месте проведена спецоценка, то при трудоустройстве нового сотрудника проводить внеплановую оценку не нужно.

Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

20.03.2014 14:23:00


Если вновь созданное рабочее место аналогично уже существующим рабочим местам, на нем все равно нужно провести спецоценку условий труда, рассказал в своем эксклюзивном интервью журналу «Главная книга» первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

Сергей Федорович, зачем была введена спецоценка вместо аттестации? И в чем разница между ними?

С.Ф. Вельмяйкин: Сразу скажу: революции не произошло. В основе процедуры аттестации рабочих мест тоже лежала оценка условий труда. Вообще институту оценки условий труда в этом году будет уже 28 лет, впервые она проводилась в 1986 г. на ВАЗе в качестве эксперимента.

Изменив название, отказавшись от слова «аттестация», мы постарались избавиться от тех вещей, которые себя не оправдали. В порядке проведения аттестации рабочих мест было прописано, что каждое рабочее место должно быть обязательно аттестовано. На практике это оказалось невыполнимым. Из 48 млн рабочих мест в стране за все эти годы было аттестовано чуть более 6 млн.

Закон о спецоценке мы готовили совместно с представителями и профсоюзов, и работодателей. Профсоюзы настаивали на сохранении полномасштабной оценки абсолютно всех рабочих мест. А работодатели хотели, чтобы им разрешили просто декларировать безопасность рабочих мест.

Думаю, нам удалось соблюсти баланс интересов сторон социального партнерства. Мы исходили из того, что полномасштабная оценка условий труда должна проводиться только в отношении действительно вредных рабочих мест. Это в основном рабочие места тех, чьи профессии перечислены в советских Списках: шахтеров, металлургов, железнодорожников. Таких рабочих мест как раз около 6,5 млн. Для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда должна быть упрощенной и менее затратной.

Эта упрощенная процедура называется идентификацией?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на «обычных» (не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) рабочих местах. Если эксперт организации, проводящей спецоценку, подтвердит, что рабочие места безопасны и измерять вредные факторы необходимости нет, условия труда на этих рабочих местах признаются допустимыми.

В этом случае следующий этап спецоценки (измерение уровней вредных факторов) не нужен. Работодателю надо будет просто подать в Роструд декларацию о соответствии условий труда на рабочих местах нормативным требованиям, которая будет действительна в течение 5 лет.

Если же эксперт сочтет, что на рабочих местах возможно наличие вредных факторов, то начнется следующий этап спецоценки - замер этих факторов.

Нужно ли будет проводить спецоценку офисных рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов надо проводить в отношении всех рабочих мест, в том числе так называемых офисных рабочих мест. Необходим ли следующий этап - заме р вредных факторов, решает эксперт оценивающей организации. Потенциально вредные производственные факторы на офисных рабочи х местах - это микроклимат в помещении, освещенность, электромагнитное поле.

Отдельную же оценку возможных вредных воздействий самой офисной техники методика проведения спецоценки (сейчас соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте) не предполагает. Мы исходим из того, что эта техника приобретается легально, имеет все необходимые сертификаты, в том числе гигиенические, а значит, безопасна.

Надо ли будет при спецоценке или в случае проверки ее результатов контролирующими органами предъявлять документы, подтверждающие легальность приобретения и безопасность так

ой техники?

С.Ф. Вельмяйкин: Нет, документацию на приобретение техники предъявлять не нужно.

Как будет проходить для работодателей переход с аттестации на спецоценку? Будут ли действительны результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 г. ?

С.Ф. Вельмяйкин: Да, итоги аттестации рабочих мест с некоторыми изъятиями будут действительны в течение 5 лет после ее проведения.

А если организация начала процедуру аттестации рабочих мест в конце 2013 г., но до нового года не успела ее закончить? Ведь Закон о спецоценке был принят в конце декабря прошлого года, а уже с 1 января вступил в силу.

С.Ф. Вельмяйкин: Завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31 декабря 2013 г. Если организация не успела это сделать, ей придется изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.
О введении с нового года спецоценки было известно заранее. Еще в апреле 2013 г. мы объявили об этом на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда. А затем в течение 2013 г. неоднократно обсуждали на самых разных общественных площадках. Согласитесь, заключать в конце года договор на проведение аттестации рабочих мест, зная о предстоящих изменениях, - это как минимум безответственно.

Если организация никогда раньше не проводила аттестацию рабочих мест, в какой срок она обязана провести спецоценку?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку вредных рабочих мест (перечисленных в Списках) необходимо провести до конца 2014 г. (с 2015 г. за ее непроведение предусмотрены административные штрафы). Спецоценку остальных рабочих мест можно проводить не торопясь, поэтапно. Завершить ее надо до конца 2018 г.

В какой срок должны провести спецоценку вновь созданные организации?

С.Ф. Вельмяйкин: Спецоценку условий труда на любых вновь созданных рабочих местах надо провести в течение полугода. Но если в организации все рабочие места не включены в Списки, проводить спецоценку можно до конца 2018 г.

Раньше, если по результатам аттестации условия труда были признаны безопасными, повторную аттестацию можно было не проводить. Действует ли это правило и в отношении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Если спецоценка подтвердила безопасность условий труда на рабочем месте и в течение 5 лет на нем не произошло никаких несчастных случаев и у работников не было выявлено профзаболеваний, повторную спецоценку можно не проводить. Достаточно снова подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям6. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 лет.

А еще через 5 лет можно будет снова подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: Закон о спецоценке не дает прямого ответа на этот вопрос. Но такая ситуация будет актуальна только через 10 лет. Думаю, что за это время практика подскажет, можно продлевать действие результатов спецоценки только однократно или несколько раз.

Если безопасность условий труда была подтверждена результатами недавней аттестации, надо ли через 5 лет проводить спецоценку или можно просто подать декларацию?

С.Ф. Вельмяйкин: В этой ситуации надо будет провести спецоценку. Но если у вас не вредное производство, то, как я уже говорил, спецоценку можно проводить вплоть до конца 2018 г.

Например, если на «несписочных» рабочих местах проводили аттестацию в марте 2012 г., действие ее результатов истекает в марте 2017 г. Но вам не обязательно проводить спецоценку до марта 2017 г., вы можете провести ее и в 2017 г., и в 2018 г.

Как будет проводиться спецоценка условий труда на аналогичных рабочих местах?


С.Ф. Вельмяйкин:
Критерии признания рабочих мест аналогичными прописаны в Законе. И если это офисные рабочие места, там должны быть не только одинаковые компьютеры, но и одинаковые системы освещения, отопления и вентиляции, а работники на таких рабочих местах должны выполнять одинаковую работу. Проводить спецоценку условий труда на аналогичных рабочих местах можно, как и раньше, в отношении 20% от их общего количества (но не меньше чем на двух таких рабочих местах).

При создании нового рабочего места надо ли проводить в отношении него спецоценку условий труда, если оно аналогично тем, где уже была проведена спецоценка?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель обязан провести спецоценку условий труда на таком рабочем месте в течение 6 месяцев после его создания. Признать его аналогичным уже существующим рабочим местам автоматически нельзя.

Какие организации будут вправе проводить спецоценку? Могут ли заниматься спецоценкой те же самые организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?

С.Ф. Вельмяйкин: Для того чтобы работать на рынке спецоценки, необходимо получить в Росаккредитации аттестат аккредитации на ведение этой деятельности. Срок действия аттестата - 5 лет.

Организации, которые раньше занимались аттестацией рабочих мест, а таких компаний в стране около 900, имеют право проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов своих испытательных лабораторий.
Более того, тем организациям, у которых действие аттестата истекает в 2014 г., мы дали возможность работать на рынке спецоценки до конца года для того, чтобы они подготовились и выполнили новые требования.

Как изменились требования к оценивающим организациям по сравнению с требованиями к аттестующим организациям?

С.Ф. Вельмяйкин: Они стали более строгими. Оценивающей организации нужно иметь собственную лабораторию. Эта лаборатория должна быть оснащена оборудованием, способным измерять все предусмотренные законом производственные факторы, за исключением четырех - очень редких и крайне дорогих в измерении.

В штате организации должно состоять как минимум пять специалистов-экспертов, имеющих сертификаты Министерства труда и социальной защиты РФ. Сертификат каждому из экспертов необходимо получить лично. Это делает его профессионально независимым: поскольку сертификат оформлен на него самого, а не на организацию, ему проще сменить работодателя.

Но одновременно это накладывает на эксперта и большую ответственность. Эксперт лично отвечает за результаты своей работы и в случае нарушений может быть дисквалифицирован.

Какова роль работодателя в проведении спецоценки?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель выбирает оценивающую организацию. Он создает и возглавляет комиссию, которая контролирует весь процесс и утверждает результаты спецоценки.

В комиссию по проведению спецоценки входят представители профсоюза и представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. В такой конструкции специально заложен тройной конфликт интересов - работодателя, профсоюза и оценивающей организации.

Оценивающая организация, естественно, заинтересована в том, чтобы заработать побольше, а работодатель - в том, чтобы не переплачивать. А представитель профсоюза защищает интересы работников и требует, чтобы по всем возможным вредным факторам провели объективные замеры и установили классы и подклассы условий труда.

Как будут защищаться интересы работников, если в организации нет профсоюза?

С.Ф. Вельмяйкин: Даже если нет профсоюза, но трудовой коллектив хочет принять участие в спецоценке, он может ввести в комиссию своего представителя.

Изменились ли факторы рабочей среды и трудового процесса, которые измеряются при спецоценке, по сравнению с аттестацией? Есть ли изменения в классификации условий труда по степени вредности и опасности?

С.Ф. Вельмяйкин: Изменения не принципиальны. За основу мы взяли ту гигиеническую классификацию, которая применяется уже не один десяток лет.
Мы исключили те факторы, которые практически невозможно измерить. Например, психоэмоциональную напряженность труда. Это крайне субъективный показатель. Любой труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий, мог расцениваться как вредный.

Как оформляются результаты спецоценки? С какого момента они вступают в силу?

С.Ф. Вельмяйкин: По завершении спецоценки эксперт готовит отчет и представляет его на рассмотрение комиссии. Все члены комиссии должны его изучить и подписать. С того дня, когда результаты спецоценки утверждены председателем комиссии, они вступают в силу.

Именно с этой даты возникают, изменяются или прекращаются обязательства перед работниками в связи с их работой во вредных условиях. С этого же дня работодатель рассчитывает взносы в Пенсионный фонд по новым тарифам (вместо тех тарифов, по которым он платил взносы до спецоценки).

С 2015 г. санкции за нарушения при проведении спецоценки ужесточаются. Кто несет ответственность за результаты спецоценки с учетом того, что подписывает документы представитель работодателя?

С.Ф. Вельмяйкин: И работодатель, и оценивающая организация, и эксперт отвечают за правильность проведения процедуры аттестации, каждый в своей части. Так, эксперт отвечает за правильность проведения замеров и расчетов, за их интерпретацию. Работодатель - за организацию процедуры спецоценки.

Обязан ли работодатель публиковать результаты спецоценки в периодических изданиях, размещать в Интернете? Должен ли он представлять их в какие-нибудь надзорные инстанции?

С.Ф. Вельмяйкин: Работодатель должен разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте, но только если у него есть такой сайт. А оценивающая организация, которая провела спецоценку, с 2016 г. обязана будет вводить данные о результатах спецоценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.
У работодателя также есть право (но не обязанность) передать данные о результатах спецоценки в территориальный орган Роструда. Это дополнительная гарантия на случай, если оценивающая организация по каким-либо причинам данные в систему не введет. Тогда данные, представленные работодателем, в систему введет Роструд.

Что будет представлять из себя эта информационная система? С какой целью она создается?

С.Ф. Вельмяйкин: Эта информационная система уже работает, но пока в тестовом режиме, а к 2016 г. будет выведена на производственную мощность.

Работодатели рассчитывают дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд на основании данных спецоценки. С 2016 г. ПФР будет получать данные о тарифах конкретных страхователей непосредственно из этой системы.
Кроме того, система позволяет отслеживать возможные нарушения при проведении спецоценки. Так, по данным этой системы мы иногда выясняли, что один и тот же эксперт в один и тот же день проводил замеры в разных уголках страны. Или один и тот же хроматограф одновременно брали в аренду разные аттестующие организации. И как раз такие факты побудили нас ужесточить требования к оценивающим организациям.

Смогут ли работодатели пользоваться этой системой?

С.Ф. Вельмяйкин: Скорее всего, работодателям будет доступна информация о них самих. Посмотреть информацию о других работодателях они не смогут.

Для чего необходимо под роспись знакомить работников с результатами спецоценки?


С.Ф. Вельмяйкин:
От результатов спецоценки зависит объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций: надбавка к заработной плате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск. Кроме того, если рабочее место «списочное», но условия труда по результатам спецоценки были признаны безопасными, с этого момента у работника прекращает формироваться льготный пенсионный стаж. Заработанный до этого льготный стаж не сгорает, но новый начисляться не будет. Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может пожаловаться в трудовую инспекцию, и по его жалобе государственная экспертиза условий труда проведет проверку.

Компенсационные меры работникам за вредные условия труда не могут быть ухудшены, а их размер не может быть снижен по сравнению с размером тех мер, которые предоставлялись работникам до вступления в силу Закона о спецоценке. Так происходит только в том случае, если условия труда работников по результатам спецоценки не улучшились?

С.Ф. Вельмяйкин: Мы несколько изменили систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях: значительно больший вес придали отраслевым соглашениям и коллективным договорам на уровне предприятий.
Например, до 1 января 2014 г. запрещалось заменять дополнительный отпуск за вредные условия труда денежной компенсацией. Это не устраивало не только работодателей, но и самих работников. Вплоть до того, что шахтеры в Кемерове обращались к Президенту с просьбой разрешить им вместо ненужного трехмесячного отпуска получать дополнительные деньги.

С нового года нельзя заменять компенсацией лишь 7 дней дополнительного отпуска, остальные дни по договоренности работников и работодателей можно поменять на деньги. А чтобы работник не пострадал и получил такую компенсацию в полном объеме, мы и предусмотрели норму о том, что в январе 2014 г. работник, трудящийся в тех же условиях, не может получить меньше, чем он получал в декабре 2013 г., до вступления в силу Закона о спецоценке. Эта норма касается не только дополнительного отпуска, но и надбавки к заработной плате и сокращенной продолжительности рабочего времени.

Если же условия труда работника улучшились, стали более безопасными, его объем гарантий и компенсаций, естественно, сократится. Ведь цель введения спецоценки состоит как раз в том, чтобы заинтересовать работодателей улучшать условия труда, применять наиболее качественные средства индивидуальной защиты. Кстати, сейчас мы совместно с Роспотребнадзором разрабатываем методику, позволяющую снижать класс условий труда в зависимости от качества средств индивидуальной защиты.

Источник : glavkniga.ru