Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров. Художественная резьба по дереву

В последнее время особой популярностью пользуется такой вид рукоделия, как авторская резьба по дереву. Художественная резьба по дереву «татьянка», резьба по дереву «россиянка» – увлекательный вид досуга и отличное хобби, не требующее серьёзных материальных затрат. Разные виды художественной резьбы по дереву подходят как для взрослых, так и для детей старшего школьного возраста.

Вырезанием в стиле «татьянка» часто занимаются школьники (как мальчики, так и девочки) в кружках и на уроках художественного творчества, а также неравнодушные к прекрасному взрослые люди. Необходимые для работы инструменты можно приобрести в магазинах, где продаётся всё для резьбы по дереву и творчества.

В мире существуют самые разные стили резьбы по дереву. Многие из них требуют приобретения редких пород древесины и дорогостоящих инструментов, а также многолетнего и кропотливого обучения технике. Из всех видов вырезки особняком стоит такой вид, как «татьянка», потому что он не требует длительного обучения. Техника работы очень проста. Всё, что понадобится для работы, можно найти у себя дома или купить в специализированных магазинах. Итак, перед началом работы мастер по художественной резьбе «татьянка» должен предварительно подготовить :

Для того чтобы лучше понять саму технологию работы с древесиной, рекомендуется посмотреть обучающее видео или посетить мастер-класс опытных резчиков. Также все подробности о технике резьбы «татьянка» можно узнать, посетив художественные выставки отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства. Как правило, во время каждой выставки резьбы по дереву проходят творческие встречи с художниками-авторами работ, во время которых можно получить ответы на все интересующие вопросы.

Галерея: резьба по дереву в стиле «татьянка» (25 фото)




















Школа резьбы по дереву: как стать настоящим мастером резьбы «татьянка»

Для того чтобы понять и постичь все тонкости работы с таким интересным и благородным материалом, как древесина, необходимо время. Тем не менее освоить технику резьбы «татьянка» довольно просто, главное – терпение, внимательность, горячее желание и творческий подход к делу. Для новичков рекомендуется использование мягких пород дерева, потому что с ними проще работать. Цвет древесины может быть любой.

Готовую работу можно обработать специальным лаком (морилкой) или окрасить красками. Но всё-таки эффектнее будет смотреться та работа, в которой полностью сохранено всё богатство натурального цвета древесины.

Для того чтобы готовая работа сохранилась как можно дольше, все известные мастера резьбы предварительно обрабатывают деревянные заготовки водоотталкивающим и антигрибковым составом. Если пренебречь этими правилами, работа в дальнейшем может сильно пострадать из-за неправильных условий хранения. Также необходимо следить, чтобы предназначенный для работы материал изначально не имел повреждений. Например, не стоит брать для изготовления изделия древесину, покрытую плесенью или пострадавшую от жучков.

Как создать шедевры резьбы по дереву: практические рекомендации

Для того чтобы освоить технику резьбы по дереву и создавать в этой технике настоящие рукотворные шедевры, необходимо учитывать следующие практические рекомендации :

В технике резьбы по дереву можно изготовить оригинальные подарки для родных и близких. Главное – проявить фантазию и внимательно изучить естественную фактуру куска древесины перед тем, как начинать работу. Это поможет творчески подойти к работе и наиболее полно передать всю красоту дерева. Работа по дереву – отличный вид хобби, развивающий воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук, а также художественный вкус. Посещение выставок и мастер-классов поможет наиболее полно прикоснуться к прекрасному и глубже вникнуть в специфику работы с древесиной.

Художественная резьба по дереву всегда привлекала внимание ценителей декоративной обработки древесины. Создание различных фигур из дерева, резной мебели с изображением каких-либо сцен жизни людей в любые времена пользовалось особой популярностью среди резьбарей. Разнообразные виды резьбы доступны не только опытным мастерам, но и новичкам в этом виде искусства.

Картина выполненная художественной резьбой по дереву

Достичь определенных результатов в этом деле можно не только благодаря таланту, но и постоянному обучению. Решив заняться данным видом искусства, необходимо изучить различные виды резьбы по дереву. Существует большое количество методов резьбы, позволяющих создавать резные изделия.

Особенно большое количество поклонников насчитывается у художественной резьбы по дереву «Татьянка». Этот стиль берет свое начало с конца ХХ века. Основателем данного метода был Шамиль Сасыков, который являлся мастером по художественной резьбе данным способом и знал все тонкости этого направления.

Родившийся в 1990 году в результате творческого эксперимента стиль стал целой художественной системой. Обучение данному стилю прошли уже более 10 тыс. человек.


Деревянная резная тарелка выполненная резьбой Татьянка

Его особенность состоит в том, что производить обработку изделия с помощью специальных можно только 1 раз. Резьба в стиле «Татьянка» основана на принципе единичной обработки, поэтому эта техника позволяет создавать различные декоративные элементы с применением специальных инструментов.

Если использовать другие методы рельефной резьбы, то выполнение форм займет больше времени, чем использование стиля «Татьянка» для резьбы по дереву.

Инструмент подбирается с учетом особенностей древесной породы, которая может быть мягкой или твердой. Приспособления для резьбы должны быть хорошо заточены. Поскольку стиль резьбы «Татьянка» является многослойным, то потребуется переходить от одного этапа к другому. Вырезав некачественно элементы первого слоя, следующие невозможно будет оформить красиво и правильно.


Кухонная доска выполненная в стиле Татьянка

Для оптимизации выполнения работы потребуется тщательное изучение этапов художественной обработки дерева. Поэтапное воспроизведение каждой детали, а также их расположение на поверхности доски должно быть продумано. Из-за одного неверного движения восстановление неправильно срезанного элемента окажется невозможным.

Художественная обработка древесины в стиле резьбы «Татьянка» — это перспективный вид резьбы. Овладевший данным видом техники резьбы домашний мастер всегда будет иметь работу. Эти изделия пользуются популярностью у покупателей.

Другие виды резьбы для начинающих: плосковыемчатая, сквозная, и . В отличие от перечисленных методов, популярный вид резьбы «Татьянка» требует сил и времени в меньшем количестве, чем другие методы. Эта техника отличается многослойностью и требует тщательной проработки верхних и нижних слоев.

Методы работы с деревом

Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.

К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для . Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.

Техника предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.


Поэтапное выполнение плоскорельефной резьбы

Создание скульптур из дерева с помощью бензопилы стало популярным на сегодняшний день. Скульптурную резьбу можно считать наиболее сложной из всех техник, но одновременно довольно интересной. Воплощение правильных пропорций в необработанное дерево способно превратить его в человека или животного. Обычно мастер переносит настроение, используя объемные детали и делая изображение более живым.

Читайте также

Резные деревянные карнизы

Перед тем, как переходить к более сложным работам, следует взять для тренировки простые эскизы для резьбы , пользуясь книгами по резьбе, в которых указаны обычные схемы и зарисовки с детальным описанием. Для начала вырезают фигурки незначительных размеров с учетом небольшой детализации. Грамотная художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих усовершенствовать навыки создания резных изделий.


Плосковыемчатая обработка дерева может быть следующих видов:

  1. Геометрическая.
  2. Ногтевидная.
  3. Чернолаковая.

Для выполнения таких видов техники требуются: эскизы, нож, стамеска, дерево. Создание геометрического резного рисунка предполагает вырезание ромбов, шестиугольников, квадратов под разными углами. Выполнение углублений с помощью стамески под углом 90 °, а рядом под острым углом предполагает создание рисунка с помощью множества скобок на заготовке из дерева.

Создание рисунка с помощью треугольных или круглых желобков представляет собой технику контурной резьбы. Если перед работой поверхность покрывают лаком либо черной краской, а потом начинают вырезать рисунок, то он будет очень эффектно смотреться в готовом виде.

Требования к выполнению резьбы в стиле «Татьянка»


Шкатулки выполненные в стиле Татьянка

Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.


Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Материал для создания изделия

Древесина для резьбы должна иметь ровную и гладкую поверхность. На дереве не должно быть сучков и прочих изъянов. Если возникло желание использовать древесину с сучками, то любой из них можно обыграть в процессе работы. В дальнейшем можно развить композицию, если руководствоваться замыслом и техникой резьбы.

Наилучшим образом для целей создания интересной резьбы в стиле «Татьянка» подходит липа.

Такой материал не только с легкостью режется в любом направлении, но и подходит начинающим резчикам. При выборе доски необходимо обращать внимание на торец материала, где древесину выбирают однородную, плотную и не рыхлую.


Если доска близко от коры, то есть у края бревна, где размещение слоев по отношению к поверхности является пологим, плотную древесину можно использовать. Эта доска с легкостью может быть разрезана на 2 части. На любом участке древесины с однородной плотностью резьба может быть выполнена лучше.

Художественной обработкой древесины человек занимается с древних времен. Резные деревянные изделия несли ему и красоту, и пользу. Жилища украшались коньками на крышах, резными дверями и наличниками. Три примера художественной обработки древесины - посуды и сувениров, чем традиционно занимались наши предки.

Огромное число дворцов и храмов, разбросанных по всей России, украшено деревянной резьбой. В качестве классического примера шедевра подобного зодчества выступает ансамбль, выстроенный на Кижах Онежского озера в 1714 году.

Производство точеной и резной деревянной посуды на Руси имело широкий размах. Ее было принято пропитывать олифой, расписывать масляными и природными красками, отделывать золотом и серебром. Хорошим примером художественной обработки изделий из древесины может послужить известная всем хохломская роспись.

Заглянем в прошлое

Выполняться вся художественная обработка древесины могла в самых разных стилях. К примеру, стилю под названием барокко присуща динамичность в виде подвижности форм, праздничный пышный декор, многочисленные изображения купидонов, цветочных венков, стилизованных птиц и животных.

Роскошно смотрелась мебель из массивной древесины, будучи украшенной мозаикой, инкрустированной костью или металлом, а также покрытой цветным лаком или имеющей утонченные резные элементы.

В стиле ретро выполнялись роскошные экземпляры изделий эпохи классицизма и барокко. А в наши дни появились и образцы нетрадиционных решений дизайнеров новых форм и конструкций, популярные среди молодежи.

Ныне художественная обработка древесины - творческое направление профильного труда, обучение которому ведется во многих учебных заведениях. В наши дни интерес к данной теме не иссякает. В рамках школьного курса мальчики осваивают основные приемы работы с деревом, позволяющие создавать несложные изделия. Технология художественной обработки древесины преподается в рамках профильного курса художественных вузов.

Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее - геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) - проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

Что легче всего?

Наиболее простой вид резьбы - прорезная. Она выполняется лобзиком, которым выпиливают контуры самых разных фигур там, где сквозь прорези нужно что-то разглядеть (двери, ширмы, буфеты, оконные наличники). Фон у такого деревянного изделия отсутствует. В ряде случаев он может быть заменен яркой тканью.

Технология выполнения художественной обработки древесины (резьбы по дереву такого вида) достаточно проста: на заготовку с подготовленной заранее поверхностью (отшлифованной либо простроганной) переносится по шаблону рисунок. Возможно также использование кальки.

По контуру будущего рисунка просверливают несколько отверстий, в которые заводят пилку лобзика и аккуратно пропиливают весь контур на специальном столике, называемом выпиловочным.

Как работал мастер по дереву

Такие в художественной обработке древесины, как контурная, прорезная и плоская, с давних пор использовались для украшения русской мебели. Ажурной называется разновидность имеющая рельефный рисунок. Как правило, ею украшали мебель мастера, работающие в стилях рококо и барокко.

Если выполненные в технике прорезной резьбы изделия прибивалась либо приклеивались к деревянной основе, она получала название накладной.

Классификация оборудования художественной обработки древесины всегда велась в зависимости от вида выполняемых работ. Как, например, выглядело рабочее место резчика, работающего с деревом? Это мог быть самый обычный стол со стулом либо система верстаков, оборудованных именно для данной цели.

Высота крышек их располагалась на уровне локтей мастера. Свет падал слева и спереди. На верстаках при помощи винтовых зажимов или клиньев крепились обрабатываемые изделия. В качестве режущих инструментов использовали главным образом стамески.

Инструменты для разных видов художественной обработки древесины

Стамески могут быть прямыми плоскими, с помощью которых защищают фон при выполнении рельефной либо контурной резьбы. Желобчатая пригодится для почти каждого из видов работ. Клюкарза с длинной шейкой изогнутой формы и коротким полотном применяется, если нужно вырезать углубление в труднодоступном месте. Стамеску-уголок берут для вырезания канавок. С помощью церазика наносят узенькие жилки или канавки.

Для геометрической резьбы берут плоские стамески, именуемые косяками, резаками или косячками. Они могут быть короткими либо длинными с разным углом скоса режущей кромки. Наиболее грубые разновидности работы выполняют при помощи долота.

Каждый из инструментов должен иметь качественную ручку. Лезвия обязаны быть хорошо заточены с доводкой на оселке. В случае качественно сделанного инструмента возможно получить работу высокого уровня.

Как происходит процесс

Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.

Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

О правилах техники безопасности при художественной обработке древесины

1. Следует помнить, что стамески относятся к опасным режущим инструментам и требуют осторожного обращения.

2. Левую руку запрещается держать рядом с режущим инструментом.

3. Слишком большие усилия при работе стамеской применять запрещается.

4. Если необходимо выполнить удар по ручке стамески, ее следует взять в левую руку, а киянку при этом в правую. Инструмент ставится на место вырубки, затем по его ручке наносятся легкие удары.

5. Храниться стамески должны в специально отведенных для этого местах (в шкафах, ящиках верстака и т. п.).

Учиться и снова учиться

Тот, кто решил добиться результатов в деле резьбы по дереву, не должен рассчитывать лишь на собственные творческие способности. Серьезное занятие художественной обработкой древесины включает в себя постоянное обучение с освоением различных ее нюансов.

Методов, позволяющих создавать замечательные резные изделия, имеется огромное количество. Примером одного из них может служить стиль "Татьянка". В основе его лежит технология выполнения растительного орнамента. Особенность появившегося в результате творческого эксперимента стиля резьбы заключается в том, что изделие обрабатывается всего один раз. Повторная доработка не допускается, да она, в принципе, и не нужна, поскольку все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки. Поэтому в данном случае применяются специальные инструменты.

Использование стиля "Татьянка" экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

Стиль "Татьянка" относится к многослойным. Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы. Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

Другие методы работы с древесиной

Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов - рельефная форма придает дополнительный объем.

В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

В наши дни стало модным создавать при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

Другая разновидность художественной обработки древесины - выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

До начала сложных работ в учебных целях следует поработать над каким-либо из простых эскизов для резьбы, ознакомиться со специальной литературой, просмотреть классические схемы и зарисовки с их детальным описанием. Не помешает заглянуть и в ГОСТы по художественной обработке древесины.

Начинающим резчикам следует заняться вырезанием фигурок небольших размеров с минимальной детализацией. Для перехода к изделиям сложной формы и овладения грамотой художественной резьбы по дереву потребуются постоянные упорные тренировки.

Виды плосковыемчатой обработки

Она может быть геометрической, контурной, ногтевидной или чернолаковой. Каждая из названных техник потребует собственных эскизов и набора инструментов в виде ножа и стамески.

Процесс создания резного геометрического рисунка состоит в вырезании квадратов, ромбов, шестиугольников и т. п. подопределенными углами. Если рисунок создается при помощи круговых либо треугольных желобков, речь идет о технике контурной резьбы. В случае покрытия поверхности до начала работы черной краской или же лаком готовый рисунок будет смотреться необычайно эффектно.

Рабочее место мастера

Если вы решили работать в технике "Татьянка" либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

Материал для резьбы

Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле "Татьянка") является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам. Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины.

Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

Какой инструмент лучше?

Существует специальный инструмент для стиля "Татьянка" с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

Работа с неподходящими сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк - один из основных инструментов. Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.

Худо́жественная резьба́ по де́реву, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - геометрическая резьба , контурная резьба , плоскорельефная резьба , ажурная резьба и объемная резьба.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков - наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы - от простейших геометрических форм до изображений людей и животных - используется в сельской местности и современными строителями.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка - куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Курсовая работа

по методике обучения и воспитания

«Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке художественной резьбы по дереву»

Выполнил: студент 4 курса

41 группы ФТП

Патылицин А.В.

Руководитель: ст. преподаватель кафедры ПиППО М.В. Леонов

Новосибирск 2013

Введение..……………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ………………………………………………………………………...... 5

Организация кружка и основные принципы его работы…………………....... 5

Ученик как объект и субъект процесса обучения.…………………………..... 9

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.……………………………………………………………………... 10

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву»………. 12

Виды резьбы по дереву………………………………………………………... 15

Раздел II ..……………………………………………………………………. 18

«Художественная обработка древесины» …...…………………………….. 18

Заключение.………………………………………………………………….. 27

Библиографический список……………………………..………………………………………….. 29

Введение

Особенностью данной работы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Актуальность - курсовой работы – «Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков на кружке резьбы по дереву» -сберечь и сохранить в творчестве лучшие национальные традиции, не дать им кануть в безвестность – задача трудная, но выполнимая. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Объект исследования - технология резьбы по дереву. Заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Предмет исследования - технология декорирования изделия различными видами резьбы. Сохранение изученных технологических приемов, позволило уйти от прямого копирования и создать собственную композицию, соответствующую освоенной технологии.

Цель работы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

Гипотеза: Резьба по дереву как одна из наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением.

Задачи данной курсовой работы:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России,

– посещение краеведческих музеев,

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия,

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву,

– изучение литературы по данному вопросу,

– показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.

Организация кружка и основные принципы его работы.

Кружок - важное звено в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности.

Ученик идет в кружок по разным мотивам: сделать какую либо вещь, овладеть определенными умениями, работать вместе с товарищами, показать свои способности и т.д. Во всех случаях его интерес поддерживается и развивается успехом в работе, мажорной обстановкой, целесообразным расходом времени и сил. Из этого следует специфика кружковой работы: здесь не используют наказания, порицания и другие методы стимулирования деятельности членов кружка, и, наоборот, доминируют поощрения деловая поддержка, помощь, совет. В кружковой работе нет таких конкретных критериев, как в учебной, зато очень большое значение играет оригинальность, самостоятельность работы, в известной мере ее одухотворенность поиском, пытливость, удовлетворение сделанным.

Распределение учеников по изучаемым видам декоративно-прикладного искусства должно быть добровольным, так как нередко подростки приходят заниматься не одни, а с друзьями. Распределять их равномерно по разным группам не рекомендуется, творческое общение друг с другом при изучении одного и того же вида художественной обработки материалов помогает им добиваться больших успехов, активнее идет процесс их трудового и эстетического воспитания.

Занятия различными видами декоративно прикладного искусства исключает однобокость в творческом развитии учащихся, помогает приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков. Совершенно не обязательно, чтобы из под рук кружковцев выходила ">

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План работы на полугодие и на месяц составляется на основе годовой программы. В этом плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий, беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства.

Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначение дежурного на каждое занятие. График дежурств, способствует приобщению к активной работе по самообслуживанию.

Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в мастерских. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в дерево. Если на это не обратить внимание и пустить занятие по принципу "делайте, что хотите", при выполнении таких работ будут зря затрачиваться их усилия; у школьников будет развиваться дурной вкус.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя знания должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретического занятия. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно, два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается творческая работа учащихся.

У школьников разных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты книг, фильмов. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из которого она будет создаваться. При просмотре материала происходит активное формирование у школьников зрительного образа, который они в последствии и воплощают в данном материале.

Одна из особенностей занятий в кружке по резьбе по дереву состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри- руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно, в свободное время.

Ученик как объект и субъект процесса обучения.

В процессе обучения технологии непосредственно участвуют с одной стороны - учитель, с другой - ученик. Роли их в этом процессе представляются, по крайней мере, на первый взгляд, достаточно ясными: учитель организует, направляет и руководит процессом обучения технологии, а ученик должен учиться, выполнять все требования учителя.

Основная роль учителя технологии в современных условиях - это воспитание личности учащихся, формирование их потребностно–мотивационной сферы, воспитание их способностей, нравственных идеалов и убеждений. Обучение знаниям, умениям и навыкам по технологии является составной частью этого воспитания и тем процессом, в котором это воспитание осуществляется.

Возрастные психологические особенности ученика как объекта обучения технологии.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всюду, но не всегда указывается, что это означает, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать. Между тем, надо иметь в виду, что возрастные особенности - это не нечто неизменное и вечное, что присуще ученикам определённого возраста. Сами эти особенности довольно резко меняются со временем. Рассмотрим некоторые психологические особенности современного ученика, имея в виду лишь те его особенности, которые важно учитывать в процессе обучения технологии.

Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится менее зависимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: «Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников на уроках. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения».

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. Ранее примерные и аккуратные ученики позволяют себе не выполнять задания. У многих учащихся меняется подчерк, он становится неразборчивым и небрежным. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата.

В то же время эти же подростки весьма охотно участвуют в работе различных кружков, где, казалось бы, наиболее трудные подростки охотно выполняют все указания взрослого руководителя кружка, с интересом и усердием овладевают теоретическими знаниями, нужными для выполнения практических работ.

В эти годы особую значимость для учеников приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Ученик пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, юноша пытается выяснить смысл жизни; оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.

Особо следует отметить стремление учеников старшего школьного возраста к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к независимости, к самоуважению, между тем как для подростков характерна зависимость от группы своих сверстников. Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Учителю всё это надо иметь в виду и учитывать в своей работе.

Мотивация процесса учения.

Выше мы установили, что ученик в процессе обучения технологии из объекта этого обучения постепенно становится его субъектом. Что это значит? В чём выражается различие между объектом и субъектом обучения? Ведь в том и в другом случае ученик как–то учится, приобретает знания, умения, навыки.

Действительно, и когда ученик является лишь объектом обучения технологии, и когда он становится субъектом этого процесса, он выполняет задания учителя, решает задачи, повторяет изученный материал и т.д., т.е. он учится. Все различия между учением ученика в роли объекта и его же учением в роли субъекта состоят в том, ради чего он это делает.

Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что–то делает, участвует в какой–то деятельности. Но ученик участвует во многих различных деятельностях, совершает разные действия. Для того чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует - побуждает и направляет - деятельность ученика.

Только разобравшись в этом, мы сможем понять, в чём различия между объектом и субъектом процесса обучения. Кроме того, в этом надо разобраться ещё и потому, а может быть главным образом потому, что учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен формировать у них нужную мотивацию.

Поэтому учитель должен вызвать у учащихся такое желание, а это значит, что он должен формировать у них соответствующую мотивацию.

Что такое мотивация, как она формируется у человека? Под мотивацией понимают обычно совокупность побуждений к деятельности.

Однако когда деятельность уже началась, то она имеет определённую цель. Цель - это то, чего сознательно хочет достигнуть человек в результате этой деятельности. Но между целью деятельности и её побуждениями не всегда существует полное соответствие. Когда оно имеется, то говорят, что эта деятельность имеет смысл; в противном случае, когда цель деятельности и вызвавшие эту деятельность побуждения не соответствуют друг другу, то говорят, что деятельность не имеет смысла, лишена для данного человека смысла.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективном, только в этом случае учитель может легко и с удовольствием полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно–воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика - субъекта своей деятельности.

Исторический обзор по теме: «Художественная резьба по дереву».

Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело, и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники - это и украшение дома, и его оберег.

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: скульптурную; плоскую; рельефную резьбу Поволжья; пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой - в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков. Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь - охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево! Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников. Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Как выразительно точны эти названия! Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. Мужское население Поволжья издавна занималось строительством речных судов - ладей, стругов. Корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, получали заказы от горожан. Поэтому не удивительно, что многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов.

Корабельная резьба распространилась во всём Волго-окском междуречье. Коломенский деревянный дворец царя Алексея Михайловича, который строился в 1667-1668 гг., называли "восьмым чудом света". При его украшении резчики по дереву превзошли самих себя. Они украсили кровли, подзоры, крыльца, галереи, переходы, наличники окон тончайшей корабельной резьбой. Жаль, что дворец теперь живёт только в рисунках и наших воспоминаниях о прошлом. На всех этапах развития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами-сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы. В чувашских сёлах можно встретить даже изображения человеческих фигур. И всё это острым топором и долотом!

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При определённой сноровке за неделю можно было выполнить декор дома. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.

Виды резьбы по дереву.

Много веков существует резьба по дереву, появляются новые направления, виды и подвиды резьбы, но единой классификации видов резьбы нет. Мы обобщили классические и новые виды резьбы.

Особое место в классификации видов резьбы занимает домовая резьба. В ней практически концентрируются все виды и подвиды резьбы.

Домовая резьба

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. С развитием Русского государства развивается и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали дворцы, храмы церквей, иконы, дома, деревянные постройки, предметы интерьера, мебель, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, обереги.

Правление Петра 1 оказалось благоприятным для развития резьбы по дереву в России. При Петре 1 кораблестроение получило наибольшее развитие, благо древесина в те далекие времена являлась основным материалом для создания русского флота. Носовые части кораблей украшали фигурами - изображениями зверей и птиц - дракона, слона, головы льва или коня. Эти изображения символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей.

Искусно вырезанная носовая фигура - это не только достойное украшение корабля, но и, как считалось, символ удачи мореплавателей. Такая резьба получила название корабельной или барочной.

«Сойдя на берег» резьба по дереву нашла широкое применение в деревянном зодчестве, изготовлении деревянной утвари, в отделке жилища и различных украшений.

Наибольшее развитие домовая (корабельная) резьба получила в конце 19 - начале 20 века.

При этом резьба не была однотипной, она выполнялась в различной технике - что делало декор украшаемых изделий образней, богаче и живописней.

Пропильная резьба

Во второй половине 20 века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная при помощи тонкой пилке для лобзика.

Из всего разнообразия видов резьбы - она самая распространённая и доступная.

Пропильная резьба имеет несколько подвидов: сквозная, накладная, ажурная. Во всех подвидах выпиливают или удаляют фон.

Плосковыемочная резьба и её подвиды

Самой распространённой, доступной, не требующей специальных помещений и больших материальных затрат является плосковыемочная резьба и её подвиды.

Контурная резьба

Само название говорит о том, что в этой технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом. При этом могут применяться различные линии: прямые, кривые – произвольной кривизны, волнистые, спиралевидные и т.д. (рис.6).

Геометрическая резьба.

Геометрическая резьба – основной подвид плосковыемочной резьбы, в основе которой лежат две составляющие – плоскость и выемка, сделанная на ней. Геометрической она называется потому, что в основе её лежат всевозможные геометрические элементы – треугольники, многоугольники, окружности, ромбы, квадраты, овалы. Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый элемент, каждый штрих точно нарисован.

Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния, сколыши, разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы,а комбинация мотивов образует геометрический орнамент.

Скобчатая резьба.

В основе скобчатой резьбы лежит скобчатая выемка или скобчатая порезка, по форме напоминающая ноготок. Поэтому скобчатую резьбу часто называют ноготковой. Скобчатая резьба является разновидностью плосковыемочной резьбы и в сочетании с другими видами резьбы применяется при украшении шкатулок, разделочных досок, декоративных панно, хозяйственных лопаточек.

Морщинистая резьба.

Морщинистая резьба применяется для отделки и украшения элементов плосковыемочной резьбы. Особенностью этой резьбы является украшение поверхности изделия выполненного мотива морщинками-лучами. Каждый лучик представляет собой остроугольный желобок, получивший начало от центровой точки. От центра желобок плавно переходит в расширенную морщинку, достигающую наибольшей ширины и глубины внешнего конца луча.

Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских - строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Народное творчество - это истинная ценность. Резьба по дереву - его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть, как резать по дереву. Создавать красоту своими руками - в крови нашего народа-умельца.

Учебная программа дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполнение на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

На изучение резьбы по дереву в школьных программах на уроках технологии включен лишь ознакомительный раздел. Программа «Художественная обработка древесины» ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники резьбы по дереву с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Дополнительная образовательная программа "Художественная обработка древесины”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами резьбы по дереву. Обучение данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель программы: научить изготовлению плоскостных изделий из древесины с использованием техник прорезной, геометрической, плоскорельефной резьбы.

I. Познавательные.

Образовательные:

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; Изучить технологию работы лобзиком; Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

плетение», «петельное плетение».

Воспитательные:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества; Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие; Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе. Умение экономично относиться к используемым материалам.

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся; Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

II. Методические:

Использование на занятиях ИКТ применение презентаций на занятиях: История развития резьбы по дереву; Виды резьбы по дереву; Техника безопасности при резьбе по дереву. Инструменты (резец по дереву) и принадлежности (заготовки).

III. Организационные:

Приобретение необходимых инструментов и материалов для занятий с помощью родителей.

Результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности; Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок); Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов; Способы разметки по шаблону и чертежу; Принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов; Иметь понятие о конструировании и моделировании; Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование; Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности; Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

Учащиеся научатся:

Рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности; Уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки; Определять породу и пороки древесины по её внешнему виду; Производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; Выполнять простейшие столярные операции; Производить отделку столярных изделий с учётом дизайна; Самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания, вырезания резьбы и выполнять их; Экономно расходовать материалы; Изготовлять:

Кухонные доски, подставки,

Объёмные корзинки, полочки,

Фоторамки,

Стенды.

Учащиеся получат возможность научиться:

Навыки работы с древесиной. Умение самостоятельно различать породу древесины. Умение самостоятельно разбираться и составлять чертежи изделий.

Система оценивания

По результатам обучения учащиеся получают зачет. Условия получения зачета.

Требование к зачету:

Изготовление образца (кухонная доска). Контроль теоретических знаний в виде ответов на вопросы в письменной форме. Содержательная часть.

Учебно-тематический план

Тема 1. Основные сведения о древесине и её свойствах

Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Тема 2. Инструменты для резьбы по дереву. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Про инструменты подробнее Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, Правила безопасного пользования инструментами. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 3. Художественные и технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Виды художественных изделий из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Приемы резьбы.

Практическая работа: Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетки». Приёмы резьбы «шашек».

Тема 4. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.

Про композицию в геометрической резьбе

Практическая работа: Создание эскизов геометрических узоров для оформления кухонной доски. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи копировальной бумаги, карандаша.

Тема 5. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.

Создание геометрического орнамента для выполнения композиции.

Практическая работа: Выполнение творческой работы в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на кухонной доске.

Контрольная работа:2 формы теория и практика

Методическая часть.

Курс рассчитан для учащихся 5-11 классов, срок изучения -36 часов, по 1 часу в неделю.

Формы организации учебных занятий:

Фронтальная: используется при объяснении теоретического материала.

Индивидуальная. Используется учениками при выполнении практических заданий.

Методы и приёмы обучения:

Словесный. Используется при объяснении учащимся нового материала.

Наглядный. Используется педагогом при показе и объяснении на примере готовых изделий и схем.

Практический. Используется при выполнении изделий и закреплении полученных знаний.

Формы проведения учебных занятий:

Практическая работа. Используется детьми при выполнении изделий из древесины. Предназначена для углублённого изучения курса.

Лекция. Используется для направления на первичное овладение знаний о техниках резьбы по дереву.

Беседа. Используется для выявления уровня знаний по курсу «Художественная обработка древесины».

Инструктаж. Используется при объяснении техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебный кабинет с партами (20шт), проектор (1шт), экран для проектора (1шт). Раздаточный материал с графическим пояснением теоретических сведений: чертежи, схемы (кухонной доски). - Презентации