Для принятия решения о реорганизации акционерного общества. Формы реорганизации акционерного общества

Преобразование акционерного общества

Преобразование может быть определено как изменение организационно-правовой формы юридического лица с прекращением его деятельности и переходом всех прав и обязанностей к юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Преобразование может быть только добровольным; принятие государственными органами либо судом решения о необходимости преобразования исключается. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования определены п. 8.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Часть 1 п. 1 ст. 20 Закона об АО устанавливает, что общество имеет право преобразоваться в ООО или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Отметим, что преобразование в общество с дополнительной ответственностью, очевидно, также допускается, так как в силу п. 3 ст. 95 ГК РФ к ОДО применяются правила, установленные для ООО.

Часть 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО являются новеллой, и допускает преобразование АО по единогласному решению его акционеров в некоммерческое партнерство (для преобразования в иных формах достаточно решения общего собрания, принятого большинством в три четверти голосов акционеров). Эти нормы корреспондируют нормам ст. 104 ГК РФ. Очевидно, намерение законодателя было направлено на то, чтобы установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которые может преобразовываться АО. Однако с точки зрения юридической техники это намерение выражено не вполне безупречно. Дело в том, что в названных нормах ГК РФ и Закона речь идет о праве АО преобразоваться в определенные организационно-правовые формы, а такая конструкция теоретически не исключает право преобразоваться и в другие организационно-правовые формы.

Чтобы избежать проблем толкования, следует указать в Законе, что АО имеет право преобразовываться только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство (а возможно, и в другие организационно-правовые формы, так как, например, невозможность преобразования в полное товарищество объяснима с трудом). Инициатива в осуществлении преобразования (как и других видов реорганизации) принадлежит совету директоров реорганизуемого общества. Совет директоров разрабатывает и выносит на обсуждение общего собрания АО следующие вопросы:

Об осуществлении реорганизации в виде преобразования;

О порядке и условиях осуществления преобразования;

О порядке обмена акций общества на вклады участников ООО или паи членов производственного кооператива.

Общее собрание рассматривает эти вопросы и принимает соответствующие решения, причем представляется, что это могут быть решения, принятые разными собраниями. Следует отметить, что в п. 2, 3 ст. 20 Закона об АО не упоминается о необходимости вынесения на рассмотрение общего собрания и принятия им решения по вопросу об утверждении передаточного акта, хотя этот документ должен быть составлен.

При преобразовании АО к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного АО в соответствии с передаточным актом.

Основные этапы процедуры преобразования:

1. Принятие решения общим собранием акционеров, реорганизуемого общества, о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

2. Принятие решения участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления.

3. Государственная регистрация юридического лица, возникшего в результате преобразования.

4. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг юридическим лицом, возникшим в результате реорганизации в форме преобразования, если в процессе реорганизации осуществлен выпуск ценных бумаг.

На каждом из указанных этапов реорганизации в форме преобразования необходимо придерживаться следующих правил:

На первом этапе, решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме преобразования общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом указанное решение общего собрания акционеров принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Необходимо также подчеркнуть, что согласно Указу Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» №1210 от 18.08.96 г. в решении о преобразовании акционерного общества должны быть установлены типы акций, выпускаемых эмитентом, права владельцев этих акций, сроки и порядок обмена, соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций.

Следует отметить, что Законом «Об акционерных обществах» предусматривается преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, с соответствующим обменом акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. В то же время, Закон «Об акционерных обществах» предусматривает порядок создания обществ либо при учреждении, либо в результате реорганизации. Поэтому, рассматривая вопросы реорганизации акционерных обществ, на наш взгляд, необходимо рассмотреть также вопросы создания акционерных обществ в результате реорганизации в форме преобразования.

На втором этапе, при принятии решений участниками создаваемого при преобразовании нового юридического лица на своем совместном заседании об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления необходимо руководствоваться требованиями федеральных законов об этих организациях. Следует напомнить, что преобразование акционерных обществ допускается Законом только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Соответственно необходимо учитывать требования законодательства в отношении указанных юридических лиц.

На третьем этапе юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, подлежит обязательной государственной регистрации. При этом необходимо учитывать, что уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, может быть больше уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда) преобразованной коммерческой организации, но не может превысить стоимости ее чистых активов.

При регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования необходимо обратить внимание на п. 3 Указа Президента Российской Федерации №1210 от 18.08.96 г., согласно которому открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.

На четвертом этапе, в случаях размещения ценных бумаг в результате преобразования, государственной регистрации подлежит выпуск ценных бумаг юридического лица, возникшего в результате такой реорганизации. При этом документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца с даты государственной регистрации коммерческой организации, созданной в результате преобразования. Нормативными актами предусмотрены следующие пути размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования. Пути размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования представляет собой довольно сложную картину. Указанные пути размещения ценных бумаг предусмотрены Стандартами эмиссии ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций (п. 1.3.).

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных путей размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования.

Во-первых, допускается размещение ценных бумаг, путем конвертации в облигации коммерческой организации облигаций преобразуемой в нее коммерческой организации. В данном случае, видно, что объектом сделки является только облигация, выпущенная коммерческой организацией. При этом следует отметить, что действующими нормативными актами запрещено осуществлять конвертацию акций реорганизуемого акционерного общества в облигации, а также конвертацию облигаций реорганизуемой коммерческой организации в акции.

Во-вторых, допускается размещение ценных бумаг путем обмена на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие). При этом нормативными актами запрещено осуществлять обмен долей участников реорганизуемого товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов реорганизуемого кооператива на облигации. Обмен в указанном случае допускается только на акции. В указанном случае, на наш взгляд, при конструировании нормы, определяющей возможность такого размещения ценных бумаг, допущены некоторые неточности.

Второй путь размещения ценных бумаг предусматривает создание нового акционерного общества (АО(1)), либо акционерного общества работников (народное предприятие) (АОР(НП)). На наш взгляд, целесообразно изложить указанную норму Стандартов эмиссии, в следующей редакции: «1.3.2. … обмена на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, а также обмена на акции акционерного общества работников (народное предприятие) акций преобразуемого в него акционерного общества.»

Так же, как указывалось при рассмотрении иных способов реорганизации, необходимо четко определить понятие «обмен». На практике, возникает масса вопросов при оформлении указанных сделок, т. к. при преобразовании реорганизуемое лицо прекращает свое существование с передачей всех прав и обязанностей по передаточному акту, вновь возникшему в результате такой реорганизации юридическому лицу - иной организационно-правовой формы.

В-третьих, допускается размещение ценных бумаг путем приобретения акций акционерного общества при преобразовании в него государственного (муниципального) предприятия и его подразделений (в том числе в процессе приватизации) Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Указанный путь размещения ценных бумаг при реорганизации в форме преобразования является наиболее распространенным. Объясняется это тем, что большинство акционерных обществ созданы в процессе приватизации.

Следует отметить, что согласно ст. 24 ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» №123-ФЗ от 21 июля 1997 г. (в ред. Федерального закона от 23.06.99 №116-ФЗ) при создании общества в процессе приватизации решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Такими решениями определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименования открытых акционерных обществ - эмитентов таких акций.

В-четвертых, Стандартами эмиссии при реорганизации коммерческих организаций предусматривается такой путь размещения ценных бумаг, как приобретение акций акционерного общества при преобразовании в него индивидуального (семейного) частного предприятия, предприятия, созданного хозяйственным товариществом и обществом, общественной и религиозной организацией, объединением, благотворительным фондом, другого предприятия, не находящегося в государственной и муниципальной собственности, основанного на праве полного хозяйственного ведения, собственником этого предприятия.

При осуществлении преобразования необходимо учитывать особенности правового регулирования той организационно-правовой формы, в которую осуществляется преобразование. Статус ООО определяется помимо норм ГК РФ специальным Законом об ООО. Число участников ООО не может превышать 50 субъектов; соответственно при преобразовании это необходимо учитывать. В частности, если не все акционеры становятся участниками ООО, должны быть решены проблемы взаимоотношений преобразуемого АО и выходящих из него акционеров. Кроме того, учредительным документом ООО помимо устава является учредительный договор, который должен подписываться всеми участниками будущего ООО.

Статус производственного кооператива определяется помимо ГК РФ Федеральным законом от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», иными законодательными актами. Производственный кооператив не может быть компанией одного лица - он должен состоять не менее чем из пяти участников. Кроме того, организационно-правовая форма кооператива предполагает личное участие членов кооператива в его деятельности. Так, в частности, при создании сельскохозяйственного кооператива следует учитывать, что не менее 50 процентов объема работ в таком кооперативе должно выполняться его участниками.

Статус некоммерческого партнерства определяется нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Прежде всего, следует учесть, что данное юридическое лицо обладает (в отличие от АО) специальной правоспособностью, объем которой должен быть определен уставом; при этом осуществление предпринимательской деятельности допускается только в уставных целях. Кроме того, следует учитывать положения об имуществе некоммерческих партнерств, часть которого является членскими взносами, на которые участники не имеют никаких прав, часть - имущественными вкладами, стоимость которых может быть выплачена выходящим из партнерства участникам.

Все вопросы, связанные со статусом юридического лица, создаваемого в результате преобразования, решаются участниками будущего юридического лица на совместном заседании; в частности, это:

Утверждение учредительных документов;

Избрание либо назначение органов управления создаваемого субъекта.

Завершается преобразование государственной регистрацией создаваемого юридического лица; при этом в реестр вносится запись о прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

Пункт 4 ст. 20 Закона об АО вслед за п. 5 ст. 58 ГК РФ устанавливает, что универсальное правопреемство, т.е. переход всех прав и обязанностей от реорганизованного к новому юридическому лицу, осуществляется на основании передаточного акта. При этом, как отмечалось выше, ст. 20 Закона об АО не устанавливает порядок его разработки и утверждения, в связи, с чем возможны практические проблемы. В случаях, прямо указанных в законодательных актах, преобразование может быть ограничено; в качестве примера можно привести норму п. 4 ст. 7 Закона, в соответствии с которой только открытыми акционерными обществами могут быть АО, учредителями которых выступают публично-правовые образования.

В ст. 7 Закона об АО говорится, о том, что преобразованием нельзя считать переход от ОАО к ЗАО и наоборот, поскольку эти типы акционерных обществ самостоятельными организационно-правовыми формами не являются (в связи с этим обращает на себя внимание неудачное использование термина «преобразование», в частности, в ч. 3 п. 3 ст. 7 Закона). Соответственно в названных ситуациях необходимо осуществить перерегистрацию учредительных документов, однако не нужно соблюдать требования ст. 57-60 ГК РФ, ст. 20 Закона об АО, других статей Закона об АО, направленных, в частности, на защиту прав акционеров при реорганизации (ст. 75, 76).

Реорганизация в форме преобразования АО в ООО - необходимая мера для тех юридических лиц, которые не имеют возможности соблюдать процедуры, соответствующие их деятельности. Данная статья поможет понять, как провести такую процедуру поэтапно и что для этого потребуется. Также в материале рассмотрим пошаговую инструкцию реорганизации АО в ООО.

АО и ООО - основные точки соприкосновения

Акционерное общество (АО) - это организация, у которой уставный капитал поделен на определенное число ценных бумаг или акций. Участники такого хозяйствующего субъекта или акционеры по обязательствам общества не отвечают, поэтому возможные их финансовые потери будут только в рамках стоимости принадлежащих им акций. Смешанная реорганизация АО и ООО происходит по общим правилам.

Она считается сложным и длительным процессом, на который уходит в среднем не меньше шести месяцев. При смешанной реорганизации, как правило, проводятся какие-либо двойные процессы, соответственно, процедура может продлиться еще дольше.

Есть два варианта ее проведения:

  • В форме слияния. В результате можно получить новую единую структуру вне зависимости от того, сколько было участников.
  • В виде присоединения. Принимают участие минимум две организации, в итоге одной структурой поглощается другая или несколько.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждает одно или несколько юридических или физических лиц, а уставный капитал его разделяется на доли. Участники по обязательствам не отвечают, а также не несут риск убытков в рамках стоимости долей, которые им принадлежат, в уставном капитале.

Можно ли провести реорганизацию АО в форме выделения ООО

Да, однако это сложная поэтапная процедура. Сначала надо АО зарегистрировать в качестве Общества с Ограниченной Ответственностью, выделить и зарегистрировать новое ООО, затем обратно ту компанию, из которой ушло ООО, сделать Акционерным обществом.

Однако вернемся к теме нашей статьи.

Рассмотрим порядок реорганизации АО в ООО на каждом этапе.

Этап 1. Оповещение о том, что началась процедура преобразования

Что требуется сделать в самом начале? Действовать необходимо в соответствии с определенным порядком. Если хотя бы один шаг будет нарушен, последствия могут быть очень серьезными.

Первоочередной этап заключается в принятии решения об общем собрании акционеров, на котором рассматривают вопрос о преобразовании акционерного общества. Созывается совет директоров на внеочередное собрание, при условии, что Устав организации не предусматривает иное. Согласно закону об АО, разрешается обойтись без совета директоров, если акционеров в обществе меньше пятидесяти человек. А с введением нового ГК РФ разрешается обойтись и вовсе без него непубличным АО. В случаях, когда в компании нет совета директоров, тогда в уставе прописывается орган или лицо, которые обладают правом такого созыва. Как правило, такими полномочиями обладает генеральный директор. Решение о реорганизации АО в ООО уже принято.

Этап 2. Сбор и подготовка документов

Второй этап довольно ответственный.

На данном этапе проводят подготовку проекта документов, который должен быть утвержден на общем собрании. Акционеры имеют право изучить его до встречи. Более того, рекомендуется составлять проект передаточного акта для одобрения на совете. В целях преобразования до первого сентября 2014 г. такой документ требовался в обязательном порядке, после этой даты для государственной регистрации реорганизации АО в ООО общества данное требование отменили. И, тем не менее, для бухгалтерской отчетности его стоит подготовить. Важно отметить, что в законах об акционерных обществах, госрегистрации юрлиц и ИП информация о передаточном акте остается по настоящее время, в связи с чем некоторые налоговые инспекции в регионах России продолжают требовать предоставить акт, и могут отказать в государственной регистрации в случае его отсутствия.

Этап 3. Извещение о том, что созывается общее собрание

На данном шаге оповещают об общем собрании акционеров, где рассматривается вопрос о преобразовании АО. Для этого составляется список акционеров, правомочных принять участие в нем, согласно реестру акционеров. О данном мероприятии акционеры оповещаются письмом (как правило, заказным), в случае, когда иное не прописано в уставе, либо уведомление вручается под роспись. Главное - чтобы в уведомлении были указаны все важные вопросы, необходимые к решению и преобразованию.

Согласно новому Гражданскому кодексу, состав лиц, которые участвуют в собрании, требуется подтверждать. В публичных акционерных обществах таким реестром акционеров занимается только регистратор, а также выступает в качестве счетной комиссии. Что касается непубличных АО, за это отвечает или регистратор, или нотариус, и в данном случае, в отличие от публичных акционерных обществ, регистратора могут наделить функциями такой комиссии, либо по такому вопросу обращаются к нотариусу.

Этап 4. Проведение общего собрания

Это считается правомочным в случае присутствия на нем акционеров, которые владеют ценными бумагами, и образующих в совокупности более половины голосов, размещенных акций компании с правом голоса. Решение о реорганизации АО в ООО должно приниматься большинством, то есть ¾ голосов акционеров, которые участвуют в собрании. В решении отражаются определенные сведения, касающиеся порядка и условий реорганизации АО в ООО. Там же находят свое место наименование и адрес нахождения нового учреждения. В решении находят свое отражение порядок обмена долей и акций, устав ООО после реорганизации из АО, избрание кандидатов в органы управления, а также по желанию, передаточный акт.

Этап 5. Утверждение протокола заседания

После проведенного общего собрания акционеров утверждается протокол заседания. Первоначально оформляется протокол по итогам голосования. Данную функцию выполняет счетная комиссия (или лицо, которому доверена такая функция). Составленный протокол подписывается членами счетной комиссии (или лицами, которые выполняют ее функции). После данной процедуры протокол по результатам проведенного общего собрания оформляется в двух экземплярах, которые должны подписать председательствующий и секретарь собрания. В случаях, когда принимает участие нотариус, тогда он оформляется отдельным документом - это свидетельство о подтверждении принятого решения и состава присутствовавших акционеров организации.

Этап 6. Извещение государственных органов о преобразовании акционерного общества

После полного оформления протокола, общество должно уведомить налоговую службу о начале процесса реорганизация АО в ООО. Подобное информирование происходит путем предоставления в налоговую инспекцию заявления Р12003, в котором нотариально удостоверена подпись руководителя АО. Кроме всего прочего, к данному заявлению прикладывается в обязательном порядке оригинал вышеупомянутого протокола. После рассмотрения государственными органами предоставленных документов, спустя три рабочих дня руководителю акционерного общества выдают лист записи о том, что началась процедура реорганизации преобразованием АО в ООО. На сегодня уже нет надобности оповещать Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования о процессе, в том числе и территориальную налоговую службу, у которой на учете находится акционерное общество.

После получения листа записи начинается процесс ожидания, который может длиться три месяца. Такие правила позволяют кредиторам АО заявить свои требования. На данном этапе оповещать СМИ не является обязательным (то есть этого делать не требуется).

Не стоит забывать про ПФР

Важными являются обязательства по сдаче отчетности перед ПФР, которая при этом должна быть подтверждена фактом исполнения. Однако в законодательстве не прописано, какой документ является подтверждающим. Согласно закону, если заявитель не предоставил подтверждение о сдаче отчетности, тогда налоговые органы могут самостоятельно запросить данные сведения из ПФР. Часто именно по причине неудовлетворенности предоставленных подтверждающих документов об отчетности налоговая служба может отказать. Также бывают случаи, когда налоговые органы запрашивают из ПФР нужную информацию и получают ответ, что отчетность не сдана организацией, хотя порой под этим подразумевается отчетность, на предоставление которой установленный законом срок не истек.

Этап 7. Процесс регистрации ООО, создаваемый в результате преобразования

Следующий шаг самый важный - процесс создания ООО, которое образуется в результате реорганизации АО. Как уже упоминалось выше, в орган регистрации необходимо предоставить заявление по форме Р12001, на которой должна быть подпись заявителя, а именно, руководителя АО. Подпись руководителя на заявлении заверяется нотариусом. Бывает, что заявление направляется электронно, с усиленной квалифицированной электронной подписью, тогда заявление не заверяется. В данный пакет документов также входит Устав общества с ограниченной ответственностью в двух экземплярах, квитанция об оплате госпошлины, которая составляет четыре тысячи рублей. В некоторых налоговых инспекциях требуется предоставить само решение о реорганизации АО в ООО, учитывая, что данное требование и передаточный акт были отменены еще в 2011 году, однако эти изменения не внесены в закон об акционерных обществах, о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда документы в налоговую службу подает доверенное лицо, доверенность в обязательном порядке удостоверяется через нотариуса. Также в январе 2016 года было выпущено дополнение о том, что рекомендуется предоставлять согласие от собственника помещения на нахождение по данному адресу вновь организованного ООО.

Этап 8. Обретение листа записи

Как только осуществляется получение листа записи о прекращении деятельности АО, отправляется уведомление о том, что сведения изменены, которые связаны с выпуском ценных бумаг на электронном носителе в Банк России. В комплекте с уведомлением отправляют копию листа записи из ЕГРЮЛ о том, что прекращена деятельность АО, а также предоставляют копию решения и выписку из реестра акционеров. Интересует информация о лицевом счете и погашении акций. В этот же день важно проинформировать регистратора о реорганизации общества, которая состоялась. Данное уведомление отправляет вновь созданное ООО.

Можно ли провести реорганизацию АО в форме выделения ООО? Да, однако это тоже сложная поэтапная процедура.

Информирование контрагентов

После того, как прошла реорганизация акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, важно помнить, что необходимо уведомить контрагентов о том, что организационно-правовая форма изменена, так как во всех документах, в адресе компаний будет указываться прежняя, а также сопутствующие реквизиты, такие как ИНН, КПП, ОГРН и прочие.

Важно заказать новую печать. Хотя юридическим лицам не обязательно сейчас ее иметь, но налоговая инспекция может не принять декларацию без печати.

А также важно помнить, что подобного рода изменения могут заинтересовать надзорные органы, в частности налоговую службу, которая осуществляет выездную проверку, независимо от сроков и результатов проведения предыдущего контроля, так как проверка - это право налогового инспектора, а не обязанность.

Следовательно, процедура реорганизации состоит из нескольких этапов, которые важно соблюдать, для достижения нужного преобразования, в том числе и провести регистрацию нового ООО. При этом о новом статусе компании необходимо проинформировать не только государственные органы, но также контрагентов и партнеров.

Дело это не совсем простое, требует тщательной подготовки.

Акционерное общество (в особенности открытого или публичного типа) является наиболее сложно устроенным юрлицом. Эти характеристики проявляются даже при процедурах реорганизации и ликвидации такой организации.

Основания и порядок реорганизации акционерного общества

Основания для проведения реорганизационных процедур делятся на 2 группы. Первые связаны с инициативой самого АО, а вторые носят принудительный характер (ч. 2 ст. 57 ГК).

К последним относятся следующие причины:

  • Если организация занимает доминирующее положение и ее деятельность носит монополистический характер (ст. 38 закона «О конкуренции»). В таком случае, орган, реализующий политику защиты конкуренции, либо представители его филиала на месте, обращаются с иском о проведении разделения. Сама процедура проводится на основании решения суда.
  • Требования могут выдвигаться в отношении субъектов банковской деятельности. Реорганизация акционерного общества в форме присоединения предусмотрена ст. 189.44 и 189.45 закона «О банкротстве кредитных организаций». Целью процедуры служит приведение банков в состояние, обеспечивающее соблюдение всех необходимых нормативов. Соответствующее требование предъявляется органами ЦБ, либо должностными лицами его регионального филиала.

Порядок реорганизации АО

Порядок реорганизации предусмотрен ст. 15 закона «Об АО». По общему правилу, процедура возможна в любых формах. Однако отраслевое законодательство может сокращать и ограничивать их число. В частности, ст. 33 закона о негосударственных пенсионных фондах запрещает процедуру преобразования.

Добровольная реорганизация предполагает решения, которые принимаются общими собраниями акционеров участвующих в процессе компаний.

Если она носит принудительный характер, то обществу дается определенный срок для выполнения требований (в случае с антимонопольным законом он составляет полгода). Если этот порядок не соблюден, то назначается арбитражный управляющий.

Если реорганизация связана с появлением укрупненного экономического субъекта, то в случаях, предусмотренных ст. 29 закона «О конкуренции», когда возможно создание доминирующего на рынке субъекта, потребуется одобрение такого решения антимонопольным органом. Обращаться можно и по месту нахождения его регионального филиала.

Дальнейшая пошаговая инструкция изложена в ст. 15 закона «Об АО» и ст. 58 - 60.2 ГК.

Уведомление регистрирующего органа

Закон устанавливает обязанность уведомления налоговой инспекции по месту регистрации о начале действий по реорганизации. При множестве компаний, участвующих в процедуре, уведомление осуществляет юрлицо, которое приняло соответствующее решение. Уведомить может и компания, на которую решениями возложена эта обязанность.

Срок представления сведений составляет 3 дня с момента старта процедуры.

Присутствие его филиала обеспечено в каждом регионе. Нередко он находится в том же здании, что и регистрирующая налоговая инспекция.

Пока идет процедура, такие сообщения должны публиковаться ежемесячно. Их должны размещать все участвующие в реорганизации общества.

Сообщение должно включать данные об исходных компаниях, о юрлицах, которые будут образованы, о форме процедуры, о порядке предъявления кредиторами своих требований. Также нужно проинформировать об адресе расположения исполнительных органов компаний и других мест, по которым можно заявить требования. Если имеются лица, намеревающиеся обеспечить исполнение обязательств АО, то их также необходимо перечислить.

Помимо сообщения в СМИ, ст. 13.1 закона «О государственной регистрации юрлиц» обязывает письменно уведомить о процедуре всех известных кредиторов в 5-дневный срок.

Оформление процедуры

В рамках процедуры происходит инвентаризация всех активов и пассивов участников.

В зависимости от форм реорганизации, действующий порядок требует оформления передаточного акта (преобразование), договора о слиянии или присоединении, либо разделительного баланса (выделение, разделение).

Указанные документы должны быть утверждены. Соответствующее решение принимается общим собранием акционеров каждой из организаций.

Передаточный акт, договор или разделительный баланс передается в регистрирующую налоговую инспекцию наряду с другими предусмотренными документами.

Основанием для окончания процедуры служит регистрация компании, создание которой предусматривается реорганизационными документами. В случае присоединения, таким моментом выступает внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Основания и порядок ликвидации акционерного общества

Ликвидация публичного (открытого) или закрытого (непубличного) акционерного общества происходит по решению общего собрания, либо в принудительном порядке. Вторые указаны в ст. 61 ГК и включают:

  • требования связанные с грубым и неустранимым нарушением порядка регистрации АО, в случае принятия их судом;
  • требования, связанные с неоднократным и грубым нарушением законодательства, в случае принятия соответствующего судебного акта;
  • требования, связанные с осуществлением компанией деятельности без лицензии, допуска или членства в СРО, удовлетворенные судом;
  • в случае принятия судебного решения, признающего организацию банкротом.

Как и добровольная, принудительная ликвидация осуществляется самой компанией. Если предусмотренный порядок не соблюден, процедура выполняется арбитражным управляющим за ее счет.

Начало процедуры

Ликвидация акционерного общества инициируется в момент принятия решения общего собрания акционеров.

Оно также должно предусматривать создание ликвидационной комиссии, к которой переходят все полномочия по управлению.

Общество должно уведомить регистрирующий орган о принятом решении в течение 3-х дней.

Одновременно необходимо разместить соответствующее сообщение в СМИ, содержащее информацию о сроках приема требований кредиторов (не менее 2-х мес). Это также осуществляется по месту нахождения филиала «Вестника государственной регистрации».

Работа с кредиторами

В течение определенного срока, кредиторы вправе обращаться с требованиями, а ликвидационная комиссия рассматривает их. Вся эта информация, наряду с составом принадлежащего АО имущества, указывается в промежуточном ликвидационном балансе.

Удовлетворение их требований происходит в порядке, определенном ст. 64 ГК, в соответствии с установленными очередями.

Итогом этой процедуры служит создание ликвидационного баланса.

Выплаты акционерам

Ст. 23 закона «Об АО» устанавливает следующую очередность при наличии имущества после выплат кредиторам:

  • неудовлетворенные требования акционеров о выкупе пакетов, согласно ст. 75 закона;
  • начисленные, но не выплаченные дивиденды владельцам привилегированных акций, а также их ликвидационную стоимость, предусмотренную уставом;
  • выплаты владельцам всех типов акций.

В случае, если для удовлетворения 2-й очереди имущества недостаточно, то оно распределяется между держателями привилегированных акций, соразмерно их количеству.

Моментом завершения процедуры выступает внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Акционерное общество также вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах. Особенности реорганизации общества – субъекта естественной монополии, более 25 % акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Порядок ликвидации АО устанавливается Законом об акционерных обществах. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации общества.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование – с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

56. Понятие дочерних и зависимых обществ, их виды

Правовой статус дочерних и зависимых организаций определяется ГК РФ и законодательством РФ об отдельных субъектах корпоративного права РФ.

Дочерние и зависимые общества осуществляют предпринимательскую деятельность. Выделяют основные организации (хозяйственное товарищество в виде полного товарищества, акционерное общество и т. д.) и производные (дочерние и зависимые общества).

И хозяйственные общества, и хозяйственные товарищества вправе учреждать зависимые или дочерние общества.

Выделяют два вида несамостоятельных обществ: дочерние общества и зависимые общества.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Дочерние и зависимые общества разделяются на несколько видовпо различным основаниям, например выделяют отечественные и зарубежные несамостоятельные общества, общества, производные от акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных организационно-правовых форм корпоративных организаций. Различают зависимые и дочерние общества акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории РФ, созданные в соответствии с федеральными законами, а за пределами территории РФ – в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Акционерное общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории РФ в соответсвтии с федеральными законами, а за пределами территории РФ – в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.

Реорганизация АО может осуществляться в одной из пяти форм: разделение, выделение, слияние, присоединение, преобразование (отметим, что выделение - единственная форма, при которой прекращение юридического лица не происходит). Преобразование ЗАО в ОАО и наоборот реорганизацией не является. Соответственно при реорганизации происходит прекращение одних юридических лиц и создание других, при этом речь идет об иных правилах создания, нежели при учреждении, так как возникают вопросы, связанные с правопреемством. Реорганизация АО, а также его дочерних и зависимых обществ является информацией, подлежащей раскрытию в качестве одного из существенных фактов.

АО имеет право осуществить добровольную реорганизацию в порядке, предусмотренном Законом об АО. При этом особенности реорганизации (в части оснований и порядка реорганизации) могут устанавливаться специальным законом применительно к АО - субъекту естественной монополии, более 25% акций которого закреплено в федеральной собственности.

Порядок и основания реорганизации регламентируются, помимо Закона об АО, нормами ГК и иных федеральных законов.

Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения и только в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда. Осуществлять принудительную реорганизацию должно само реорганизуемое юридическое лицо в течение указанного в предписании срока. Если этого не произошло, реорганизация осуществляется в судебном порядке по иску уполномоченного органа. Принятие обществом решения о реорганизации относится к компетенции общего собрания; такое решение может быть принято собранием только по предложению совета директоров (если иное не установлено уставом АО). Для того чтобы решение о реорганизации было принято, необходимо, чтобы за это решение проголосовали акционеры квалифицированным большинством в три четверти голосов; в голосовании участвуют акционеры - обладатели как обыкновенных, так и привилегированных акций.

При реорганизации осуществляется формирование имущества нового общества (новых обществ), размещение и обмен акций. Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, может быть осуществлено только за счет имущества реорганизуемых обществ. Таким образом, конструкция реорганизации не допускает осуществления наряду с реорганизацией каких-либо сделок, в частности, направленных на размещение акций среди третьих лиц.

Статья 15 Закона об АО и п. 4 ст. 57 ГК определяют момент окончания реорганизации. Этим моментом по общему правилу (для выделения, разделения, слияния, преобразования) является момент государственной регистрации общества, образовавшегося в результате реорганизации (каждого из обществ). Исключение установлено для присоединения: оно считается завершенным в момент внесения в государственный реестр записи о прекращении присоединенного общества.

Кредиторы АО должны быть осведомлены о проводимой реорганизации. Так, п. 1 ст. 60 ГК устанавливает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица; ч. 1 п. 6 ст. 15 Закона об АО устанавливает срок, в течение которого уведомление должно состояться, - не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (если осуществляются разделение, выделение, преобразование) либо с даты принятия решения об этом последним из обществ (если осуществляется слияние или присоединение).

Закон об АО вводит обязанность АО помимо уведомления кредиторов опубликовать информацию о реорганизации в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц.

Следующий шаг в направлении защиты интересов кредиторов - предоставление им права письменно потребовать досрочного прекращения ими исполнения соответствующих обязательств общества, а также возмещения всех возникших при этом убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды). Еще одно правило, направленное на защиту интересов кредиторов при реорганизации, установлено ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона об АО: в соответствии с ним в ситуациях, когда разделительный баланс или передаточный акт не позволяют определить правопреемника реорганизованного АО, вновь образованные АО несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного АО перед его кредиторами. Это означает, что кредитор, которого «забыли» упомянуть, имеет право по своему усмотрению обратиться к любому из новых юридических лиц.