Продукция машиностроения для нефтяной отрасли. Большая советская энциклопедия - химическое и нефтяное машиностроение


1. Авиационный завод №168 был основан в 1939 году для производства боевых и гражданских самолётов. В дальнейшем он был перепрофилирован и стал серийным изготовителем вертолётов.

2. Первенцем серийного вертолётостроения стал вертолёт Ми-1, созданный конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля. Именно тогда началось творческое сотрудничество предприятия с Московским вертолётным заводом (МВЗ) им. Миля. В 1956 году завод освоил выпуск первого тяжёлого транспортно-десантного вертолёта Ми-6. На нём выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и др. Ми-6 производился серийно более 20 лет.

Сегодня «Роствертол» производит вертолёты как для российских, так и для иностранных государственных и коммерческих организаций. Выпущенные предприятием вертолёты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

3. Отделение №7 АО «МВЗ им. М.Л. Миля» является одним из участников процесса опытно-конструкторских работ, расположенном на территории ПАО «Роствертол». Его сотрудники занимаются разработкой конструкторской документации, сопровождением и модернизацией авиационной техники. В процессе работы специалисты отделения применяют электронные методы проектирования, проводят отработку всех конструктивных размеров новых вертолетов, их характеристик и параметров.

4. Производственный процесс на ПАО «Роствертол» представляет собой взаимосвязанный комплекс различных основных и вспомогательных производств, а также служб подготовки производства.

Кузнечно-прессовое производство - одно из подразделений, с которого начинается производство вертолётов. Здесь проводятся работы по объёмной штамповке из цветных и чёрных металлов.

5. Пятитонный штамповочный молот. Температура металла во время обработки колеблется от 1000 до 1100⁰С.

6. Инструментальный цех – один из трех основных цехов подготовки производства вертолетов.

7. Гальваника.

Все алюминиевые детали вертолётов перед началом сборки машины в обязательном порядке защищают от коррозии. Делают это на автоматизированном участке анодирования. В химических растворах под действием электрического тока на поверхности металла создаётся прочная оксидная плёнка, защищающая основной металл.

8. Производство лопастей несущих и рулевых винтов вертолётов.

9. На замену металлическим пришли лопасти нового поколения - из композиционных материалов. Стеклянные нити пропитывают и собирают из них ленты для намотки лонжеронов лопастей вертолётов Ми-35М и Ми-28НЭ. Такие лопасти более надёжны, так как не подвержены коррозии.

10. Станок для спиральной намотки лонжерона из стеклоленты, пропитанной эпоксидным составом.

11. Агрегатно-сборочный цех.

12. Здесь выполняется сборка агрегатов планера будущих вертолетов.

Например, в таком вертолёте как Ми-26 насчитывается более 20 тысяч заклёпок.

13. Здесь же осуществляется контроль готовых изделий, отработка и регулировка систем вертолётов.

14. В конструкции вертолета можно выделить следующие части:
- Планер (фюзеляж, крыло, стабилизатор, несущий и рулевой винты);
- Системы вертолета (гидравлическая, топливная, масляная, пневматическая, несущая и др.);
- Силовая установка;
- Радиоэлектронное оборудование;
- Авиационное оборудование;
- Вооружение и средства защиты.

15. Цех окончательной сборки.

В цехе окончательной сборки на вертолёт устанавливают двигатели, трансмиссию, навигационные системы, вооружение. В общем, делают всё то, что превращает пустой фюзеляж в летательный аппарат. Работа организована в определённой технологической последовательности.

16. Это огромный производственный корпус, условно разделённый на производственные участки, каждый из которых отвечает за определённый этап сборки вертолёта.

17. Первыми к сборке приступают специалисты винто-моторной группы.

18. Они устанавливают двигатели, главный редуктор, агрегаты трансмиссии, автомат перекоса, втулку несущего винта, отдельные элементы системы управления.

19.

20. Настройка бортовой электроники происходит в соответствии с инструкциями, согласованными с заводом-изготовителем электронных систем и разработчиком вертолётов - МВЗ им. М.Л.Миля.

21. В технологическом процессе сборки вертолета участвуют специалисты по прокладке жгутов - монтажники электрооборудования.

22. Следующие - специалисты, монтирующие топливные баки, собирающие гидросистему и завершающие сборку системы управления. Пока идут сборочно-монтажные работы на вертолете, отдельный участок выполняет сборку пультов, приборных досок, далее выполняется их установка на вертолёт.

23. После этого вертолёт поступает на стенд отработки под током. Завершается этап сборки регулировкой управления.

24. В контрольно-испытательном цехе выполняется наземная отработка под током электрорадионавигационного, приборного и специального оборудования вертолёта.

25. Перемещение вертолёта по цеху с помощью радиоуправляемого автономного электрического тягача.

26. После окончания монтажа и проверки работы всех систем воздушное судно передают на лётно-испытательную станцию (ЛИС), где происходит дальнейшая отработка систем вертолёта.

Завершающим этапом являются контрольно-испытательные полёты вертолёта с проверкой работоспособности всех систем в воздухе.

27. Ми-26.

«Роствертол» выпускает самые грузоподъемные в мире серийные вертолеты семейства Ми-26, способные транспортировать до 20 тонн груза внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.

28. Это единственный в мире вертолёт с 8-лопастным винтом диаметром 32 метра. Имеет два двигателя по 11 400 л.с. каждый. Двигатели Ми-26 потребляют по 3 тонны топлива в час.

29. Если Ми-26 поставить рядом с самолётом Boeing-737, то вертолёт окажется длиннее.

30. Кабина Ми-26Т. Экипаж этого тяжеловоза состоит из 5 человек.

31. А это для сравнения кабина Ми-26Т2 - модернизированной версии Ми-26Т. Основное отличие - управлять машиной могут три человека вместо пяти. При необходимости работы с внешней подвеской к экипажу присоединяется четвертый - бортмеханик.

32. В новой модификации Ми-26Т2 способен совершать ночные полёты и оборудован так называемой «стеклянной» кабиной. Вместо аналоговых приборов в кабине установлены многофункциональные дисплеи - это позволяет существенно снизить нагрузку на экипаж.

33. По высоте вертолёт сравним с трёхэтажным домом.

34. Вертолет не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию. Максимальная дальность полета вертолета – 1920 км.

35. Благодаря уникальной грузоподъёмности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так и за рубежом.

36. Ми-28Н «Ночной охотник»

На «Роствертоле» также производится новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник». Он предназначен для уничтожения бронетехники, поражения низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушной разведки. Для этого у вертолета есть все необходимое: высокая скорость полета, боевая живучесть, широкая номенклатура современных средств защиты и поражения.

37. Вертолёт способен выполнять полёты днём и ночью на предельно малых высотах (10-25 м), используя защитный рельеф местности. Обладает высокими лётно-техническими характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищённостью от пуль и снарядов.

38. Первый Ми-28Н был изготовлен в августе 1996 года, а в ноябре новый вертолет совершил первый полет.

39. Ми-28Н за время эксплуатации в Российской армии был по достоинству оценен военными летчиками. Появление этого типа вертолетов значительно расширяет возможности отечественной армейской авиации. Знаком признания новой машины в российской армии можно назвать тот факт, что знаменитая пилотажная группа ВВС России «Беркуты» с 2012 года выступает, в том числе, и на «Ночных охотниках».

40. Бронекабина экипажа выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые - 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой.

41. Ми-28Н оснащён внушительным арсеналом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка, комплекс управляемых ракет «Игла» и главная сила «Ночного охотника» - ракеты «Атака», против которых не выстоит ни один современный танк противника.

42. На вертолёте в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная бортовая радиолокационная станция (РЛС). Она позволяет вертолёту вести поиск целей, используя для маскировки рельеф местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». РЛС Ми-28Н способна «видеть» врага на расстоянии 20 км даже в темноте и обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач.

43. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублированы. Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм.

44. На «Роствертоле» с 2016 года серийно производятся две модификации «Ночного охотника»: Ми-28УБ (учебно-боевой вертолет для военно-космических сил РФ) и Ми-28НЭ с двойным управлением (экспортный вариант вертолета, отвечающий требованиям зарубежных заказчиков).

45. МИ-35М.

В течение многих лет «Роствертол» выпускал легендарный Ми-24В, который состоит на вооружении десятков стран мира. На его основе был создан новый многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М, который собирают здесь с 2005 года.

46. Благодаря программе модернизации, вертолет Ми-35М стал многоцелевой машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме. Вертолет оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченного крыла и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолета. X-образный рулевой винт обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшением уровня шума. Получила машина и новые двигатели, что позволило увеличить высотность вертолета.

47. Вертолёт предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого, Ми-35М может использоваться для перевозки различных грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске.

48. Ми-35М отличается высокими лётными характеристиками. Он может выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция обеспечивает вертолёту повышенную боевую живучесть, а также снижает трудоёмкость технического обслуживания.

49. Главными эксплуатантами Ми-35М являются российские военные. Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолета в ходе учений.

50. Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащён современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями. Обзорно-прицельная система включает в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.

51. Ми-35М стоит на вооружении России и ряда зарубежных стран.

52. Большое спасибо сотрудникам ЛИС за выполненные полёты!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

Химическое и нефтяное машиностроение, отрасль машиностроения , изготавливающая технологическое оборудование, а также комплектные технологические линии и установки для химической, нефтехимической, нефтяной и газовой промышленности. Возникла в конце 19 в. Получила широкое развитие в 60-70-х гг. 20 в. во многих странах в связи с ускоренным развитием химической, нефте- и газодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и некоторых других отраслей промышленности. Быстрое развитие этих отраслей обусловили интенсивный приток в них капитальных вложений, массовое обновление и улучшение структуры производственных фондов, резкое повышение удельного веса расходов на машины и оборудование.

Качественные изменения в химии и нефтехимии вызвали переход к использованию в производстве органических и некоторых неорганических продуктов прогрессивных видов сырья - нефти и продуктов её переработки, попутного и природного газа. Это привело к значительному увеличению единичных мощностей технологического оборудования (агрегатов, установок и др.). Возрос спрос на крупные машины и аппараты, что привело к расширению производства крупногабаритной химической и нефтяной аппаратуры.

В России производство химического и нефтяного оборудования началось на рубеже 19 и 20 вв. на Украине (для сахарной промышленности) и в Азербайджане (для добычи нефти). На полукустарных предприятиях изготавливались простейшие механические устройства. В СССР Х. и н. м. получило значительное развитие. На его базе был создан ряд предприятий химической и нефтехимической промышленности, но до середины 60-х гг. оно было рассредоточено по различным отраслям машиностроения. В 1965 Х. и н. м. выделилось в самостоятельную отрасль промышленности, на которую возложены разработка, изготовление и поставка оборудования для химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтедобывающей, газовой, микробиологической и целлюлозно-бумажной промышленности, а также для чёрной и цветной металлургии, энергетики, судостроения, пищевой промышленности и др. За 1966-76 Х. и н. м. превратилось в одну из ведущих отраслей сов. машиностроения. Крупнейшие заводы: Уралхиммаш (Свердловск), Дзержинскхиммаш (Горьковская обл.), Пензхиммаш, машиностроительный завод им. Фрунзе (Сумы), «Большевик» (Киев), волгоградский завод нефтяного машиностроения им. Г. К. Петрова, петрозаводский «Тяжбуммаш». Большинство заводов Х. и н. м. полностью или частично реконструировано и технически перевооружено, построен ряд новых цехов и предприятий, оснащенных современной техникой. Созданы специальные мощности для изготовления крупногабаритного оборудования. Одновременно расширена и укреплена научно-исследовательская и опытно-экспериментальная база.

Современное Х. и н. м. включает ряд подотраслей, которые разрабатывают и выпускают специализированную продукцию (химическое, полимерное, нефтепромысловое, бумагоделательное оборудование, оборудование для нефтеперерабатывающей промышленности) и оборудование общепромышленного применения (компрессоры и холодильные установки, насосы различных типов, воздухоразделительная техника, газоочистное оборудование и трубопроводная арматура). За 1966-76 общий объём производства продукции химического машиностроения возрос в 2,8 раза, в том числе выпуск химического оборудования - в 2,3, бумагоделательного - в 3,7, нефтепромыслового - в 2,2, холодильных установок - в 3,1 раза. Увеличился также выпуск нефтеаппаратуры, компрессоров, насосов, кислородных установок и др. изделий. За эти годы создано свыше 3 тыс. образцов новых типов машин, аппаратов и приборов, в том числе многие крупные комплексы современного оборудования. Промышленными предприятиями освоено производство более 2,7 тыс. наименований нового оборудования и приборов. Существенно расширены диапазоны параметров (давление, температура и др.) изготавливаемого оборудования, повышены его производительность, антикоррозионная стойкость и надёжность в работе. Выпускаются сложные технологические линии и установки для химической и нефтехимической промышленности: по производству аммиака, аммиачной селитры, аммофоса, нитроаммофоски, по первичной и вторичной переработке нефти, каталитическому крекингу и риформингу, получению этилена и полиэтилена, белково-витаминных концентратов, формованию и вулканизации шин и др. Для этих линий и установок разработаны и изготавливаются новые виды оборудования, характеризующиеся высокими эксплуатационными показателями, в том числе автоматизированные фильтр-прессы ФПАКМ, лицензии на которые приобрели фирмы ряда капиталистических стран, более совершенная теплообменная аппаратура, стальные эмалированные реакторы и ёмкости, сосуды из рулонированной стали, центрифуги, сепараторы и т.д.

Для нефте- и газодобывающей промышленности выпускается оборудование для совместно-раздельной эксплуатации нескольких нефтяных пластов одной скважиной, самоходные агрегаты для капитального ремонта нефтяных скважин, газоперекачивающие агрегаты с газотурбинным двигателем, очистные и изолировочные машины для магистральных газопроводов и т.д.

Налажен выпуск бумаго- и картоноделательных машин, отличающихся высоким техническим уровнем, мощных насосов для магистральных каналов и оросительных систем, новых кислородных установок, абсорбционных холодильных машин и др. видов оборудования.

Созданы и выпускаются технологические линии, установки и отдельные виды оборудования укрупнённой единичной мощности. За 1971-75 единичные мощности многих выпускаемых комплексов оборудования увеличились в 2-3, а в ряде случаев в 4-5 раз. Так, годовая производительность линий по производству аммиака возросла со 100 тыс. т до 400-450 тыс. т , аммофоса - со 150 тыс. т до 540 тыс. т , аммиачной селитры - с 200 тыс. т до 450-500 тыс. т , нитрофоски - со 100 тыс. т до 300 тыс. т , нитроаммофоски - со 100 тыс. т до 540 тыс. т . Единичные мощности установок по переработке нефти возросли в 2 раза, машин по выработке газетной бумаги - в 3 раза, установок по производству этилена и полиэтилена - в 5 раз и т.д. Увеличение единичных мощностей оборудования обеспечивает уменьшение удельных затрат, повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции в отраслях и на предприятиях, использующих это оборудование.

С 60-х гг. началась поставка оборудования комплектными технологическими линиями и установками максимальной заводской готовности с осуществлением шефмонтажа на строительных площадках. Комплектные поставки крупных комплексов оборудования способствуют сокращению сроков его монтажа на стройплощадках, быстрейшему вводу новых объектов и повышению эффективности капиталовложений. За 1971-75 объём комплектных поставок оборудования Х. и н. м. увеличился в 2 раза и составил свыше 1 млрд. руб., что позволило ускорить наращивание мощностей в химии, нефтехимии и др. отраслях промышленности.

Предприятия и организации Х. и н. м. СССР проектируют, изготавливают и поставляют оборудование для быстро развивающейся промышленности минеральных удобрений. производство такого оборудования за 1971-75 возросло почти в 4 раза. Главное место в поставках этого оборудования занимают комплектные технологические линии, на базе которых создаются высокоэффективные крупнотоннажные производства минеральных удобрений и сырья для них.

Благодаря повышению технического уровня оборудования и росту его выпуска увеличивается экспорт продукции Х. и н. м. Общий объём экспортных поставок в 1971-75 возрос на 40%. За рубеж поставлялось оборудование более чем 250 объектам, в том числе заводам по производству изопренового каучука и циклогексанона в Румынии, заводам термической фосфорной кислоты в ЧССР, глинозёмному заводу «Бирач» в Югославии, атомной электростанции Ловиса в Финляндии, нефтеперерабатывающему заводу во Франции и т.д. СССР выступал в качестве генерального поставщика оборудования для ряда объектов, строящихся и реконструируемых за границей при его технической содействии, в том числе для газоперерабатывающих заводов в Венгрии, завода химического волокна в КНДР, машиностроительного завода «Планта меканика» на Кубе, воздухоразделительных установок на комбинате «Лёйнаверке» в ГДР, кислородных цехов на металлургическом комбинате в Румынии и химическом комбинате в г. Пулавы в Польше, дренажных и ирригационных станций в Ираке и др.

В 60-70-х гг. Х. и н. м. заняло важное место и в промышленности др. социалистических стран. Наибольшее развитие оно получило в ГДР, ЧССР и Румынии; растет его значение также в Венгрии, Польше и Болгарии.

В странах - членах СЭВ Х. и н. м. развивается в соответствии с Комплексной программой социалистической экономической интеграции (1971), предусматривающей координацию народно-хозяйственных планов, взаимовыгодную специализацию и кооперирование этих стран в разработке и производстве определённых видов оборудования. На многосторонней основе выполняются, например, проектирование и изготовление комплектных технологических линий для получения фосфорной, азотной и серной кислот, установок для бурения скважин различного назначения, оборудования для переработки пластмасс, производства бумаги и др.

Между странами - членами СЭВ получило широкое распространение также двустороннее научно-техническое и производственное сотрудничество в области Х. и н. м. Машиностроителями СССР и ЧССР ведутся совместная разработка и изготовление оборудования для крупнотоннажных производств аммиака, этилена и синтетического каучука. В содружестве специалистов СССР и ГДР разработан технологический процесс и создано оборудование крупнотоннажной установки для получения полиэтилена методом высокого давления («Полимир-50») и т.д.

Научно-техническое и производственное сотрудничество обеспечивает социалистическим странам ускорение развития Х. и н. м. и увеличение взаимных поставок его продукции. Так, в 1976-80 объём этих поставок между СССР и другими странами - членами СЭВ возрастет против 1971-75 в 2,5 раза.

В капиталистических странах Х. и н. м. сосредоточено в основном в небольшой группе промышленно развитых стран: США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции и Италии. Доля каждой из этих стран в общем объёме выпускаемого ими оборудования для химической промышленности и смежных с ней отраслей составляла (в %):

Великобритания

Крупнейший производитель химического и сопутствующих ему видов оборудования в капиталистическом мире - США. В 1974 объём производства оборудования для химической и смежных с ней отраслей промышленности достиг здесь 2800 млн. долл. В Западной Европе ведущий производитель химического оборудования - ФРГ, которая в 1974 выпустила оборудования для химической и смежных с ней отраслей промышленности на 620 млн. долл. Широкое развитие получило Х. и н. м. в Японии, где в 1974 произведено такого оборудования на 660 млн. долл. Во Франции в 1974 было произведено оборудования для химической и смежных с ней отраслей на 400 млн. долл.

Лит.: Палтерович Д. М., Развитие химического машиностроения в СССР и основных капиталистических странах. (1958-1964 гг.), М., 1965; Брехов К. И., Химическое и нефтяное машиностроение в восьмой пятилетке, М., 1971; Экономика химического машиностроения, М., 1971; Касаткин А. Г., Основные процессы и аппараты химической технологии, М., 1973.

Ф. М. Морозов.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Химическое машиностроение

Химическое машиностроение – это отрасль машиностроения, обеспечивающая работу базовых отраслей экономики (топливно-энергетическое, химико-лесное, агропромышленное производство).

В данное время эта отрасль относится к наиболее развивающимся, и входит в состав тяжелого машиностроения.

Замечание 1

Социализация данной отрасли – производство химического, нефтегазоперерабатывающего, резинотехнического, бумагоделательного, газоочистного и криогенного оборудования.

Химическое машиностроение в РФ

Процент производимой продукции химического и нефтяного машиностроения составляет 75%-90%. В данной отрасли насчитывается около 100 предприятий, лишь шесть из которых являются государственными. Остальные же акционированные.

Аппараты химического машиностроения можно разделить на две группы:

  1. Типовые, применяющиеся во всех химических производствах. К ним относятся компрессоры, насосы, емкостная аппаратура, фильтры, сепараторы для разделения двухфазных и трехфазных систем, эмульсий и суспензий тп.
  2. Специальные, применяющиеся в отдельных производствах. К ним относятся реакторы, предназначенные для химических процессов.

Оборудование данной отрасли, обладает специальными особенностями, так как химическая отрасль машиностроения состоит из сложных комплексов требований, различных химических процессов. Очень часто оборудование должно выдерживать отрицательные температуры, а иногда наоборот работать при повышенных температурах. Минимальное давление в машинах составляет 10-6-10-9 мм.рт.ст., тогда как максимально составляет 1000 атм. К тому же оборудование для данной отрасли машиностроения должны быть устойчивыми к щелочи и кислотам. В связи с этими требованиями появилась необходимость в использовании новых неметаллических материалов.

Процессы в химическом машиностроении

Все процессы в химическом машиностроении основаны на физико-химических закономерностях, из которых формируется само производство, а также зависит от производимой продукции.

Химические процессы, в которых применяются современные технологии: производство силикатных материалов, щелочей, удобрений, создание синтетического каучука, пластмассы, красителей и тп.

Процессы химической технологии можно разделить на пять групп:

  1. Тепловые
  2. Гидромеханические
  3. Химические
  4. Массообменные
  5. Механические

Химическая отрасль машиностроения занимается производством оборудование, запасные части к нему, а также аппаратуру для инженерных проектов и создание технологических установок, нефтехимической и газодобывающей промышленности.

Продукция, производимая химическим машиностроением: насосное и очистительное оборудование, холодильные, компрессорные, криогенные установки.

Этапы развития химического машиностроения

Химическое машиностроение берет свое начало в 19 в., когда для производства продукции химического машиностроения использовалась медь. Что позволило в XX в. сформировать химическое машиностроение как отдельную отрасль.

Изначально большинство предприятий, производимых перевооружение нефтегазового комплекса, входили в состав Министерства химического и нефтяного машиностроения. После же распада СССР, основная часть предприятий перешла за границу, тогда производством нефтегазового производства занялись Миноборонпром, Минобщемаш, Минатом.

В настоящее время доля производимого оборудования в отраслях-потребителях 75-90%.

Исходя из плана, разработанного Минпромторгом до 2030 года, в нефтехимии и газохимии ожидается значительное увеличение объемов производства, нацеленного на удовлетворение возрастающего внутреннего спроса на основную продукцию.

В состав химического машиностроения включаются предприятия крупного масштаба, такие как «БТ Химмаш» (г. Санкт-Петербург), «УралХимМаш» (г. Екатеринбург), «ЭКОТЕХСПЛАВ» (г. Москва), «Гидрогаз» (г. Воронеж) и некоторые другие.

Каждая из компаний занимается выпуском отдельной продукции. Одни специализируются на производстве промышленных насосов, другие на изготовлении теплообменников и химических реакторов.

Успешная работа химического предприятия за частую зависит от безупречных технологий, так химическое машиностроение непременно опирается на серьезные научные разработки и множество проведенных экспериментов.

Замечание 2

Быстрое развитие инновационных технологий и широкое применение синтетических материалов приводит к необходимости обновления оборудования, а также внедрению новых технологий и методов управления.

Наиболее распространённая выпускаемая продукция в России:

  1. Компрессоры
  2. Насосы для сжатия и транспортировки химических веществ
  3. Фильтры для очистки веществ от примесей
  4. Центрифуги и сепараторы
  5. Теплообменники для нагрева и охлаждения
  6. Сушилки
  7. Дробилки
  8. Реакторы

Замечание 3

Крупнейшим производителем химического оборудования является США. В 1974 году объем производства составил 2800 млн. В Западной Европе главным центром химического машиностроения является ФРГ.

Ежегодно, для развития химического машиностроения, ЦВК» Экспоцентр» проводит выставку «Химия»

Данную выставку посещают не только отечественные, но и зарубежные страны. Принять участие могут не только ведущие специалисты, но и страны-новички. Данная выставка предназначена для демонстрации достижений, а также для обмена опытом.

«Экспоцентр» создал все условия для заключения делового сотрудничества, поиска поставщиков, поиска надежных бизнес-партнеров. Деловая программа данного мероприятия довольно разнообразна.

Нефтегазовое машиностроение - это отрасль машиностроения, производящая технику и оборудование для бурения, геофизических и геологических работ, добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, ремонта скважин и т. п. Для России это достаточно новая и важнейшая для всего топливно-энергетического комплекса отрасль. В СССР нефтегазовые машиностроительные предприятия находились на Украине и в Азербайджане. Но на территории России все же был один крупный завод, работавший в этой отрасли машиностроения - «Уралмашзавод». После распада СССР под нефтегазовое машиностроение были перепрофилированы предприятия оборонного комплекса. Это положительно сказалось на качестве выпускаемой продукции, так как данные заводы были оснащены лучше других. Однако отсутствие связей с потребителями и опыта в производстве нефтегазового оборудования несколько тормозили процесс развития этой отрасли машиностроения.

Деление нефтегазового машиностроения на отрасли достаточно условно. Но можно выделить следующие направления:

Производство тяжелой техники, оборудования для бурения скважин и запчастей к ним;
- выпуск оборудования для проведения геологических и геофизических работ;
- производство оборудования для ремонта скважин;
-изготовление техники и оборудования для транспортировки сырья;
- создание станков для переработки сырья.

География и основные предприятия нефтегазового машиностроения

Экономически выгодно расположение предприятий нефтегазового машиностроения вблизи мест добычи и переработки сырья. Такими экономическими районами стали: Северный (Оренбургская область), Уральский (Башкортостан, Калужская область, Пермский край), Поволжский (Волгоградская область), Северо-Кавказский (Чечня, Ингушетия), Западно-Сибирский (Тюменская область). Сейчас в России существует около 200 заводов нефтегазового машиностроения. Вот лишь некоторые из них.

(г. Орск, Оренбургская область)
Завод выпускает широкий ассортимент замков и комплектующих для бурильных труб, гидроцилиндров, газовых баллонов.

Давлекановский завод нефтяного машиностроения (г. Давлеканово, Башкортостан)
В ассортименте продукции завода представлены разнообразные типы печей прямого нагрева, подогревателей нефти с промежуточным теплоносителем. Также предприятие производит факельные установки УФМС, узлы учета нефти СИКНС и другое оборудование для нефтегазовой промышленности.

(г. Волгоград и г. Котельниково, Волгоградская область)
Компания включает в себя два крупных предприятия: Волгоградский завод нефтяного машиностроения им. Петрова и Котельниковский арматурный завод. «Волгограднефтемаш» производит реакторы, коксовые камеры, центробежные нефтяные насосы, шаровые краны различных модификаций и т. п.

(г. Ижевск, Калужская область)
Предприятие производит нефтепромысловое оборудование, предназначенное для бурения и ремонта скважин, добычи нефти и ее перекачки: глубинные штанговые насосы, штанголовки и труболовки, насосные установки, предназначенные для гидроразрыва пластов и многое другое.

(15-й км Тобольского тракта, Тюменская область)
Один из крупнейших заводов по производству нефтепромыслового оборудования. Предприятие выпускает оборудование для капитального ремонта скважин, внутрискважинное, емкостное, запчасти и т. д.

(г. Чермоз, Пермский край)
Это один из крупнейших заводов России, который производит плунжерные и насосные установки, а также обильные буровые насосные установки, кислотовозы, запорную арматуру и многое другое.

«Уралмаш-Буровое оборудование» (г. Екатеринбург, Свердловская область)
Это дочернее предприятие , в состав которой также входит старейший в России «Уралмашзавод». Оно производит исчерпывающий ассортимент буровых установок и различных комплектующих и запчастей для буровых установок.