Ли аутисты работать. «Мой пазл сложился»: Как я работала с детьми с аутизмом

За последние десять лет количество людей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. Раньше аутизм диагностировался у 4-5 детей на 10 тыс. человек, а сейчас — у каждого 110- го. Таким образом, вопрос аутистов становится важным не только с социальной точки зрения, но и с экономической. Кое- где эта проблема решается вполне успешно, и они становятся процветающими профессионалами.

Аутизмом называют расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

При этом 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами так называемого аутистического спектра демонстрируют необычные способности. простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов.

При так называемом синдроме саванта, когда человек обладает не двумя, а одним полушарием мозга, обнаруживаются чрезвычайные таланты в узких областях при зачастую полной бытовой беспомощности человека.

Но при этом большая часть аутистов (свыше 90%) страдают от безработицы или неполной занятости. В американской компании Aspiritech к работе над тестированием программного обеспечения привлекают людей, страдающих аутизмом.

Офис Aspiritech в силу индивидуальных особенностей работников представляет собой странное зрелище. Кто-то не выносит яркого света, кто-то не терпит вмешательства с своей личное пространство, работник может встать и побежать по офису, или закричать что-то невразумительное…

Но как считает руководство компании, аутисты являются прекрасными работниками,. У компании очень солидные заказчики, среди которых Microsoft и Oracle, которые вполне удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Свыше 80% сотрудников компании Aspiritech страдают синдромом Аспергера, который считается одним из видов аутистических расстройств, не препятствующим элементарной социализации.

Люди с синдромом Аспергера могут быть крайне увлечены какой-то определенной областью знаний и быть в ней высококлассными специалистами. Неслучайно сам Ганс Аспергер называл некоторых своих юных пациентов "маленькими профессорами".

Они способны к долговременной и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям, к счету.

Учитывая, что тестирование требует высокого внимания к деталям и выполнения ряда рутинных операций, аутисты с данным расстройством хорошо подходят для выполнения данной работы.

При этом руководство компании Aspiritech, заверяет, что их сотрудники не менее сообразительны, чем здоровые люди, однако более работоспособны в назначенной сфере деятельности.

Сотрудникам фирмы позволено опаздывать на работу, их не ругают в том случае, если обнаружена ошибка в работе. При этом платят неплохие — от $2200 до $2500 долларов в месяц, сообщает Associated Press.

В свое время, сын основателя компании Моше Витцберга, имел проблемы с работой из-за диагноза "синдром Аспергера". По этой причине руководство Aspiritech и взялось помогать людям, страдающим аутизмом.

Как считают специалисты, компьютерные специальности неплохо подходят аутистам. Более того, многие высококлассные программисты являются людьми с теми или иными чертами аутизма или синдромом Аспергера.

Также в числе предпочтительных для аутистов специальностей называются бухгалтерское дело, библиотечное, архивное и чертежное дело, изобразительное искусство. Аутистам неплохо подходит археология, палеонтология, музейная работа.

Для некоторых аутистов хорошо подходят профессии, требующие подключения визуального мышления — как автоматизированное проектирование, архитектурное моделирование конструкций, промышленный дизайн и пр.

К примеру, в 2008 году сотрудник Массачусетского технологического института Вэнди Джейкоб основала студию, где с помощью аутистов разрабатываются радикально новые художественные и конструктивные решения в области интерьерного дизайна и дизайна бытовых предметов именно для людей с аутистическими расстройствами. Таким образом, начинает складываться и специфический рынок.

Также подходят специальности, связанные с четким выполнением определенных действий в определенное время. Причем аутисты не нуждаются в коллективе и могут вполне эффективно работать в .

Но для них скорее всего окажется непосильной работа, связанная с быстрой обработкой информации в краткосрочной рабочей памяти. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

Мирановский Анатолий

В 2007 году ООН установила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2015 году ООН обратила особое внимание на проблему трудоустройства людей с аутизмом.
Безработица и неполная занятостьсерьезные проблемы для таких людей. По оценке ООН доля безработных среди взрослых людей с аутизмом составляет 80%. Проведенное в США в 2013 году исследование показало, что в первые восемь лет после окончания средней школы, лишь 53,4% молодых людей с аутичным спектром работали за плату вне дома, и всего лишь 20,9% работали полный рабочий день. Среди причин такой картины называют недостаточное профессиональное обучение, необходимость в дополнительном обучении непосредственно на месте работы и дискриминацию.

Утраченные возможности

Несмотря на подозрительное и, зачастую, враждебное отношение потенциальных работодателей, работники с аутизмом обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ. Например:

  • Работники с аутизмом зачастую получают удовольствие от рутины и неизменности и могут быть чрезвычайно надежными;
  • Они часто прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях;
  • Они часто могут хорошо запомнить инструкции, что немаловажно в срочных или чрезвычайных ситуациях;
  • Они могут быть очень внимательны к деталям и замечать незначительные отклонения от нормы.

Если людей с аутизмом правильно обучить и трудоустроить на подходящей их личности должности, это будет выгодно как государству – будут сокращены выплаты по нетрудоспособности, так и им самим – они смогут глубже интегрироваться в общество и стать его полноправными членами. Кроме того, в материальном отношении, заработная плата, как правило, выше пособий, что важно абсолютно для всех.

Как помочь таким людям? Ученый и автор популярных книг доктор Темпл Грандин считает, что ключевым моментом здесь является привитие детям с аутизмом заинтересованности в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду. В книге под названием «Развивая таланты» она пишет: «Чтобы ребенок вырос успешным, родители должны помогать ему развивать полученные от природы таланты. Часто, эти таланты являются первым шагом на пути к доходной работе. Рисование, умение писать рассказы и статьи, конструирование, программирование или ландшафтный дизайн могут стать первыми шагами на пути к устроенному будущему».

Вот пять примеров организаций, которые помогают в осуществлении важной и социально ответственной задачи трудоустройства людей с аутичным спектром.

1. В сфере компьютерных технологий

В 2013 году немецкая фирма-разработчик компьютерных программ SAP объявила о планах по трудоустройству сотен программистов и тестировщиков с аутизмом, из-за их способности «думать по-другому и продвигать этим развитие». SAP сотрудничает с учрежденным в Германии фондом, цель которого – продвигать более широкое использование талантов людей с аутизмом.

2. В пищевой отрасли

В некоторых штатах США в ресторанах и банкетных залах используют труд людей с аутизмом и с другими расстройствами развития и мышления. Не все они могут быть официантами, но с работой на кухне, уборкой и техническими работами они отлично справляются.

3. В области искусств

Осенью 2015 года американская некоммерческая организация «Круг дружбы» начинает реализацию проекта по творческому обучению людей с аутизмом и другими расстройствами в девяти сферах:

  • Рисовании
  • Прядении
  • Глиноделии
  • Фотографии
  • Мастерстве гравировки
  • Компьютерной графике
  • Работе по дереву
  • Изготовлении рам для картин
  • Кулинарии

В рамках проекта будут создана собственная галерея, где будут выставляться и продаваться предметы искусства, а также собственное кафе и банкетный зал, где будут трудоустроены люди с аутизмом. Это – лишь один из примеров таких проектов по всей Америке.

4. В торговых сетях

Крупные американские корпорации-ритейлеры часто нанимают людей с аутизмом для работ в залах (расстановка продукции на полках, уборка) и не только. Люди с аутизмом помогают обрабатывать и исполнять полученные через интернет заказы, грузить товары, вести учет, выполнять технические работы. Обычно корпорации пользуются услугами специальных организаций, которые осуществляют обучение персонала из числа лиц с аутизмом.

5. В малом бизнесе

На мойках машин в Америке часто используют труд людей с аутизмом из-за их хорошей переносимости монотонного труда, большого внимания к мелочам и ответственности.

Есть настоящие звезды математики и программирования, а есть и те, кому тяжело даются простые ремесла, и кому трудно устроиться на работу. Проблему последних можно было бы решить за счет создания специализированных рабочих мест и разработки особых программ сопровождения, и для этого необходима помощь государства, утверждают эксперты.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в некоторых областях знаний и искусства.

Дети-аутисты с развитым интеллектом успешно продолжают свое обучение и после школы, заканчивают вузы, хотя особенности их характера нередко побуждают их выбирать работу, которая сопровождается минимальным контактом с коллегами. Часто они избирают для себя профессии, связанные с математикой, компьютерами, и достигают в этих сферах больших успехов. Среди них есть и настоящие звезды, хотя медицинская этика не позволяет экспертам упоминать их имена в связи с возможными диагнозами.

"Некоторые из них становятся выдающимися программистами, "компьютерными гениями". Рабочий коллектив им не нужен, они чувствуют себя самодостаточными в своем мире. А компьютер дает им возможности этот мир расширить", - рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих.

К сожалению, многие аутисты имеют инвалидность и не могут получать высшее образование и работать наравне со здоровыми людьми. Выходом для них становится обучение разным ремеслам, которые позволяют им в дальнейшем зарабатывать на жизнь.

Среди учащихся Московского технологического колледжа № 21 есть немало молодых людей с аутистическим спектром нарушений, они проходят профессиональную подготовку в ремесленных мастерских разного профиля, многие из них обучаются швейному и столярному делу.

Преподаватели колледжа отмечают, что для их учеников важно не только получить профессию, но и научиться работать в коллективе. Поэтому в учебном процессе участвуют психологи, которые используют в работе со студентами специальные лечебно-педагогические методики.

"У нас есть один мальчик-аутист, который очень хорошо ткет, - рассказала замдиректора колледжа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Ольга Волкова. - Но если он делает это очень долго, оставаясь один на один с работой, он уходит в себя, а это опасное для него состояние, его необходимо все время оттуда вытаскивать".

В этой ситуации задача педагога - помочь учащемуся выстроить рабочее пространство так, чтобы тому было комфортно, но чтобы он периодически "выныривал" из своего мира и возвращался к реальности.

Три способа трудоустройства

К сожалению, подчас обучить профессии молодых людей с заметными аутистическими нарушениями бывает легче, чем устроить их на работу, хотя и для них возможны три вида трудоустройства, отмечают специалисты.

Первый из них предполагает работу специалиста с инвалидностью в обычном трудовом коллективе. Проблема здесь в том, что работодатели, как правило, не готовы предоставлять инвалидам работу, даже если она вполне им по силам.

"Мы хотим обратиться к работодателям, чтобы они не боялись принимать на работу наших выпускников, - заявила Ольга Волкова. - Наши специалисты готовы их сопровождать, подсказывать коллегам, как с ними следует обращаться".

Второй способ трудоустройства предполагает целенаправленное создание специализированных рабочих мест, особых участков на предприятиях. Лучше, если эти рабочие места будут интеграционными, и рядом с аутистами будут работать здоровые люди, говорят специалисты. По их мнению, решить эту задачу на многих производствах вполне реально, тем более, что во время учебы в колледже молодые люди с аутистическими расстройствами привыкают находиться бок о бок со здоровыми сверстниками.

"Одному нашему выпускнику предложили работать в пункте мгновенной фотографии, его обучали два месяца, он всем понравился, - рассказала замдиректора колледжа. - Но когда встал вопрос о том, что юноша должен работать один, и при этом отвечать за деньги, мы поняли, что он не справится с материальной ответственностью. Он очень наивный, его легко отвлечь и утащить деньги. Мы не можем так подставлять нашего подопечного, он обязательно должен работать вместе с кем-то".

Третий способ трудоустройства подошел бы молодым людям с самыми тяжелыми диагнозами, считают специалисты. Для этого, по их мнению, при органах соцзащиты следовало бы создавать центры трудовой дневной занятости, где работники могли бы заниматься производственной и досуговой деятельностью, с хорошим сопровождением и социальной адаптацией.

Но все эти способы трудоустройства нуждаются в поддержке со стороны государства, подобно тому, как это происходит сегодня в странах Западной Европы, в США и Канаде. В этих странах существуют федеральные и муниципальные программы поддерживаемого трудоустройства, которые предполагают выделение бюджетных средств на сопровождение и трудоустройство работников с разными формами ментальных нарушений, в том числе и аутистов.

Там, где действуют такие программы, интерес работодателей в приеме на работу инвалидов повышается, поскольку вслед за работником приходят бюджетные деньги. Кроме того, вместе с новым сотрудником приходит его сопровождающий, который, получая от государства зарплату, в течение определенного срока помогает своему подопечному освоить свои должностные обязанности и вписаться в коллектив.

Без сопровождения ничего не получится

Общая проблема многих работников-аутистов состоит в том, что они не могут общаться в трудовом коллективе как обычные сотрудники. Кто-то должен постоянно находиться рядом с ними и решать возникающие затруднения.

"В нашей швейной мастерской занимается девушка - очень милая внешне, но практически не говорящая, - рассказала Ольга Волкова. - Она очень тяжело идет на контакт, и, конечно, никогда не сможет работать без сопровождения".

К сожалению, такое сопровождение не поддерживается специальными социальными программами, и деньги на него приходится искать с большим трудом.

С другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди с аутистическими нарушениями брошены государством на произвол судьбы. Специальную работу с инвалидами в колледже № 21 в рамках эксперимента оплачивает Московский департамент образования. Благодаря этому с учащимися занимаются психологи, дефектологи, социальные педагоги и воспитатели.

Родители учеников, которые входят в Межрегиональную общественную организацию "Дорога в мир", получили в столичном департаменте соцзащиты финансирования проекта по сопровождению учащихся-инвалидов, рассказала замдиректора колледжа. Им выделили деньги на оплату труда десяти сопровождающих в течение десяти месяцев.

Эта помощь может оказаться очень важной, потому что среди учащихся есть молодые люди, требующие постоянного сопровождения. Некоторые из них не могут самостоятельно передвигаться по городу, и социальные работники будут помогать им добираться от дома до колледжа и обратно. При необходимости их будут сопровождать как во время учебы, так и на внеклассных занятиях.

Кроме того, столичный департамент труда и занятости включил учащихся колледжа в программу комплексной интеграции инвалидов. Благодаря этой программе для них сегодня оборудуются специальные рабочие места.

Такие же меры поддержки нужны и другим учащимся и работающим аутистам, но пока государство не справляется с комплексным решением проблемы, считают специалисты.

"Я не хочу сказать, что государство нам не помогает. Это не так. Но наша задача состоит не в том, чтобы получать разовую помощь, а чтобы на нас, как на модели, могли отработать систему сопровождения и поддержки людей с тяжелыми психическими нарушениями, в том числе и аутистов. И чтобы эта система начала работать и в других городах России", - подчеркнула Ольга Волкова.

Необычный и странный, одаренный ребенок или взрослый. Среди мальчиков, аутисты встречается в несколько раз чаще, чем среди девочек. Причин возникновения заболевания много, но все они так до конца не выявлены. Особенности отклонения в развитии можно заметить в первые 1–3 года жизни детей.

Кто это - аутист?

Они сразу обращают на себя внимание, будь то взрослые или дети. Что значит аутист - это биологически обусловленное заболевание, относящееся к общим нарушениям развития человека, характеризуется состоянием «погружения в себя» и ухода от контактов с реальностью, людьми. Л. Каннер, детский психиатр, заинтересовался такими необычными детьми. Определив для себя группу из 9 детей, врач наблюдал за ними в течение пяти лет и в 1943 году ввел понятие РДА (ранний детский аутизм).

Аутисты как - распознать?

Каждый человек уникален по своей сути, но есть похожие черты характера, поведения, пристрастий и у обычных людей и у страдающих аутизмом. Существует общий ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. Аутист - признаки (эти нарушения характерны как для детей, так и для взрослых):

  • неспособность к общению;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • отклоняющееся, стереотипное поведение и отсутствие воображения.

Ребенок аутист - признаки

Первые проявления необычности малыша, внимательные родители замечают очень рано, по некоторым данным до 1 года. Кто такой ребенок-аутист и какие особенности в развитии и поведении должны насторожить взрослого, для того чтобы вовремя обратиться за медицинской и психологической помощью? По статистике лишь 20% детей имеют легкую форму аутизма, остальные 80% - это тяжелые отклонения с сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, умственная отсталость). Начиная с младшего возраста характерны признаки:

С возрастом проявления заболевания могут усугубляться или сглаживаться, это зависит от ряда причин: тяжести протекания заболевания, своевременной медикаментозной терапии, обучения социальным навыкам и раскрытие потенциала. Кто такой взрослый аутист - его можно распознать уже при первом взаимодействии. Аутист - симптомы у взрослого человека:

  • испытывает серьезные затруднения в общении, трудно начать и поддерживать разговор;
  • отсутствие сопереживания (эмпатии), и понимания состояний других людей;
  • сенсорная чувствительность: обычное рукопожатие или прикосновение незнакомого человека может вызвать панику у аутиста;
  • нарушение эмоциональной сферы;
  • стереотипное, ритуальное поведение, сохраняющееся до конца жизни.

Почему рождаются аутисты?

В последние десятилетия наблюдается всплеск рождаемости детей с аутизмом, и если 20 лет назад это был один ребенок из 1000, сейчас 1 из 150. Цифры неутешительные. Заболевание возникает в семьях с различным социальным укладом, достатком. Почему рождаются дети-аутисты -причины учеными до конца так и не выяснены. Врачи называют порядка 400 факторов влияющих на возникновение аутистического нарушения у ребенка. Наиболее вероятные:

  • генетические наследственные аномалии и мутации;
  • перенесенные женщиной во время беременности различные заболевания (краснуха, герпетическая инфекция, сахарный диабет, );
  • возраст матери после 35 лет;
  • нарушение баланса гормонов (у плода повышается выработка тестостерона);
  • плохая экология, контакт матери в период беременности с пестицидами и тяжелыми металлами;
  • вакцинация ребенка прививками: гипотеза не подтверждена научными данными.

Ритуалы и навязчивости ребенка-аутиста

В семьях, где появляются такие необычные дети у родителей много вопросов, на которые им необходимо получить ответы, для того чтобы понять своего ребенка и помочь развить его потенциал. Почему аутисты не смотрят в глаза или ведут себя неадекватно эмоционально, производят странные, похожие на ритуалы движения? Взрослым кажется, что ребенок игнорирует, избегает контакта, когда не смотрит в глаза при общении. Причины кроются в особенном восприятии: учеными проводилось исследование, в результате которого выявилось, что у аутистов лучше развито периферийное зрение и есть сложность в контролировании движений глаз.

Ритуальное поведение помогает ребенку снизить степень тревоги. Мир со всем его изменяющимся многообразием непонятен аутистам, а ритуалы придают ему стабильность. Если взрослый вмешается и нарушит ритуал у ребенка, могут возникнуть , агрессивное поведение, самоагрессия. Оказываясь в непривычной обстановке, аутист старается совершать привычные стереотипные для него действия, для того чтобы успокоиться. Сами ритуалы и навязчивости разнообразные, для каждого ребенка свои уникальные, но есть и похожие:

  • крутят веревки, предметы;
  • выставляют в один ряд игрушки;
  • ходят одним и тем же маршрутом;
  • смотрят один и тот же фильм много раз;
  • щелкают пальцами, трясут головой, ходят на цыпочках;
  • одевают только привычную для них одежду
  • едят определенного вида еду (скудный рацион);
  • обнюхивает предметы и людей.

Как жить с аутистом?

Родителям сложно смириться, что их ребенок не такой как все. Зная, кто такой аутист, можно предположить, что трудно всем членам семьи. Для того чтобы не чувствовать себя одинокими в своей беде, матери объединяются на различных форумах, создают союзы и делятся своими маленькими достижениями. Болезнь не приговор, можно очень многое сделать для раскрытия потенциала, и достаточной социализации ребенка, если он неглубокий аутист. Как общаться с аутистами - для начала понять и принять, что у них другая картина мира:

  • понимают слова буквально. Любые шутки, сарказм неуместны;
  • склонны к откровенности, честности. Это может раздражать;
  • не любят прикосновений. Важно уважать границы ребенка;
  • не выносят громких звуков и криков; спокойное общение;
  • сложно понимают устную речь, можно общаться посредством письма, иногда дети так начинают писать стихи, где виден их внутренний мир;
  • есть ограниченный круг интересов, где ребенок силен, важно видеть это и развивать;
  • образное мышление ребенка: инструкции, рисунки, схемы последовательности действий – все это помогает обучению.

Как видят мир аутисты?

Они не только не смотрят в глаза, но и видят вещи действительно по-другому. Детский аутизм позже трансформируется во взрослый диагноз и от родителей зависит насколько их ребенок сможет приспособиться в обществе, и даже стать успешным. Дети аутисты слышат иначе: человеческий голос могут не отличать от других звуков. Они смотрят не на картину или фотографию целиком, а избирают крохотный фрагмент и сосредотачивают на нем все свое внимание: листок на дереве, шнурок на ботинке и т.д.

Самоагрессия у аутистов

Поведение аутиста часто не укладывается в обычные нормы, имеет ряд особенностей и отклонений. Самоагрессия проявляет себя в ответ на сопротивление новому, требованиям: начинает биться головой, кричать, рвать на себе волосы, выбегает на проезжую часть. У ребенка аутиста отсутствует «чувство края», плохо закрепляется травмирующий опасный опыт. Устранение фактора, из-за которого самоагрессия возникла, возвращение в привычную обстановку, проговаривание ситуации – позволяет ребенку успокоиться.

Профессии для аутистов

У аутистов узкий спектр интересов. Внимательные родители могут заметить заинтересованность ребенка в определенной области и развивать это, что в дальнейшем может сделать его успешной личностью. Кем могут работать аутисты - учитывая их низкие социальные навыки - это профессии, не предполагающие длительного контакта с другими людьми:

  • чертежное дело;
  • программирование;
  • ремонт компьютеров, бытовой техники;
  • ветеринарный техник, если любит животных;
  • различные ремесла;
  • веб-дизайн;
  • работа в лаборатории;
  • бухгалтерский учет;
  • работа с архивами.

Сколько живут аутисты?

Продолжительность жизни аутистов зависит от благоприятных условий, созданных в семье, в которых проживает ребенок, затем взрослый. Степень нарушений и сопутствующих заболеваний, таких как: эпилепсия, глубокая умственная отсталость. Причинами меньшей продолжительности жизни могут явиться и несчастные случаи, самоубийства. Европейские страны исследовали этот вопрос. Люди с заболеваниями аутистического спектра в среднем живут на 18 лет меньше.

Известные личности аутисты

Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства. Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:

Есть настоящие звезды математики и программирования, а есть и те, кому тяжело даются простые ремесла, и кому трудно устроиться на работу. Проблему последних можно было бы решить за счет создания специализированных рабочих мест и разработки особых программ сопровождения, и для этого необходима помощь государства, утверждают эксперты.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в некоторых областях знаний и искусства.

Дети-аутисты с развитым интеллектом успешно продолжают свое обучение и после школы, заканчивают вузы, хотя особенности их характера нередко побуждают их выбирать работу, которая сопровождается минимальным контактом с коллегами. Часто они избирают для себя профессии, связанные с математикой, компьютерами, и достигают в этих сферах больших успехов. Среди них есть и настоящие звезды, хотя медицинская этика не позволяет экспертам упоминать их имена в связи с возможными диагнозами.

"Некоторые из них становятся выдающимися программистами, "компьютерными гениями". Рабочий коллектив им не нужен, они чувствуют себя самодостаточными в своем мире. А компьютер дает им возможности этот мир расширить", - рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих.

К сожалению, многие аутисты имеют инвалидность и не могут получать высшее образование и работать наравне со здоровыми людьми. Выходом для них становится обучение разным ремеслам, которые позволяют им в дальнейшем зарабатывать на жизнь.

Среди учащихся Московского технологического колледжа № 21 есть немало молодых людей с аутистическим спектром нарушений, они проходят профессиональную подготовку в ремесленных мастерских разного профиля, многие из них обучаются швейному и столярному делу.

Преподаватели колледжа отмечают, что для их учеников важно не только получить профессию, но и научиться работать в коллективе. Поэтому в учебном процессе участвуют психологи, которые используют в работе со студентами специальные лечебно-педагогические методики.

"У нас есть один мальчик-аутист, который очень хорошо ткет, - рассказала замдиректора колледжа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Ольга Волкова. - Но если он делает это очень долго, оставаясь один на один с работой, он уходит в себя, а это опасное для него состояние, его необходимо все время оттуда вытаскивать".

В этой ситуации задача педагога - помочь учащемуся выстроить рабочее пространство так, чтобы тому было комфортно, но чтобы он периодически "выныривал" из своего мира и возвращался к реальности.

Три способа трудоустройства

К сожалению, подчас обучить профессии молодых людей с заметными аутистическими нарушениями бывает легче, чем устроить их на работу, хотя и для них возможны три вида трудоустройства, отмечают специалисты.

Первый из них предполагает работу специалиста с инвалидностью в обычном трудовом коллективе. Проблема здесь в том, что работодатели, как правило, не готовы предоставлять инвалидам работу, даже если она вполне им по силам.

"Мы хотим обратиться к работодателям, чтобы они не боялись принимать на работу наших выпускников, - заявила Ольга Волкова. - Наши специалисты готовы их сопровождать, подсказывать коллегам, как с ними следует обращаться".

Второй способ трудоустройства предполагает целенаправленное создание специализированных рабочих мест, особых участков на предприятиях. Лучше, если эти рабочие места будут интеграционными, и рядом с аутистами будут работать здоровые люди, говорят специалисты. По их мнению, решить эту задачу на многих производствах вполне реально, тем более, что во время учебы в колледже молодые люди с аутистическими расстройствами привыкают находиться бок о бок со здоровыми сверстниками.

"Одному нашему выпускнику предложили работать в пункте мгновенной фотографии, его обучали два месяца, он всем понравился, - рассказала замдиректора колледжа. - Но когда встал вопрос о том, что юноша должен работать один, и при этом отвечать за деньги, мы поняли, что он не справится с материальной ответственностью. Он очень наивный, его легко отвлечь и утащить деньги. Мы не можем так подставлять нашего подопечного, он обязательно должен работать вместе с кем-то".

Третий способ трудоустройства подошел бы молодым людям с самыми тяжелыми диагнозами, считают специалисты. Для этого, по их мнению, при органах соцзащиты следовало бы создавать центры трудовой дневной занятости, где работники могли бы заниматься производственной и досуговой деятельностью, с хорошим сопровождением и социальной адаптацией.

Но все эти способы трудоустройства нуждаются в поддержке со стороны государства, подобно тому, как это происходит сегодня в странах Западной Европы, в США и Канаде. В этих странах существуют федеральные и муниципальные программы поддерживаемого трудоустройства, которые предполагают выделение бюджетных средств на сопровождение и трудоустройство работников с разными формами ментальных нарушений, в том числе и аутистов.

Там, где действуют такие программы, интерес работодателей в приеме на работу инвалидов повышается, поскольку вслед за работником приходят бюджетные деньги. Кроме того, вместе с новым сотрудником приходит его сопровождающий, который, получая от государства зарплату, в течение определенного срока помогает своему подопечному освоить свои должностные обязанности и вписаться в коллектив.

Без сопровождения ничего не получится

Общая проблема многих работников-аутистов состоит в том, что они не могут общаться в трудовом коллективе как обычные сотрудники. Кто-то должен постоянно находиться рядом с ними и решать возникающие затруднения.

"В нашей швейной мастерской занимается девушка - очень милая внешне, но практически не говорящая, - рассказала Ольга Волкова. - Она очень тяжело идет на контакт, и, конечно, никогда не сможет работать без сопровождения".

К сожалению, такое сопровождение не поддерживается специальными социальными программами, и деньги на него приходится искать с большим трудом.

С другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди с аутистическими нарушениями брошены государством на произвол судьбы. Специальную работу с инвалидами в колледже № 21 в рамках эксперимента оплачивает Московский департамент образования. Благодаря этому с учащимися занимаются психологи, дефектологи, социальные педагоги и воспитатели.

Родители учеников, которые входят в Межрегиональную общественную организацию "Дорога в мир", получили в столичном департаменте соцзащиты финансирования проекта по сопровождению учащихся-инвалидов, рассказала замдиректора колледжа. Им выделили деньги на оплату труда десяти сопровождающих в течение десяти месяцев.

Эта помощь может оказаться очень важной, потому что среди учащихся есть молодые люди, требующие постоянного сопровождения. Некоторые из них не могут самостоятельно передвигаться по городу, и социальные работники будут помогать им добираться от дома до колледжа и обратно. При необходимости их будут сопровождать как во время учебы, так и на внеклассных занятиях.

Кроме того, столичный департамент труда и занятости включил учащихся колледжа в программу комплексной интеграции инвалидов. Благодаря этой программе для них сегодня оборудуются специальные рабочие места.

Такие же меры поддержки нужны и другим учащимся и работающим аутистам, но пока государство не справляется с комплексным решением проблемы, считают специалисты.

"Я не хочу сказать, что государство нам не помогает. Это не так. Но наша задача состоит не в том, чтобы получать разовую помощь, а чтобы на нас, как на модели, могли отработать систему сопровождения и поддержки людей с тяжелыми психическими нарушениями, в том числе и аутистов. И чтобы эта система начала работать и в других городах России", - подчеркнула Ольга Волкова.