Закрыл ип продолжаю работать будет. Проверки, которые ждут ип после закрытия

Субсидии по первому взносу (авансу) по договору (договорам) лизинга оборудования, предоставляются:

1. Единовременно в следующих размерах:

1.1. вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года – в размере до 85% произведенных затрат, включая затраты на монтаж оборудования, но не более 1,5 млн. рублей на одного субъекта малого предпринимательства;

1.2. действующим более 1 года – в размере до 100% произведенных затрат, включая затраты на монтаж оборудования, но не более 15,0 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.

2. Субъектам малого и среднего предпринимательства:

2.2. зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования Пермского края через свое обособленное подразделение, поставленное на учет в налоговом органе соответствующего муниципального образования Пермского края;

2.3. не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - задолженность по уплате налогов), а также задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - задолженность по уплате страховых взносов), за исключением задолженности по налогам, по которой оформлены в установленном порядке соглашения о реструктуризации, соблюдаются графики погашения задолженности и своевременно осуществляются текущие платежи;

2.4. не являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2.5. не являющимся участниками соглашений о разделе продукции;

2.6. не осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

2.7. не являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации;

2.8. не осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

2.9. не находящимся в процессе реорганизации, ликвидации;

2.10. не допускавшим в течение последних трех лет на дату подачи документов в уполномоченный орган, нецелевого использования субсидий либо нарушение порядка, условий, установленных при их предоставлении, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. На бизнес-проекты (инвестиционные проекты) реализуемые:

3.1. в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг);
3.2. в рамках видов экономической деятельности, утвержденных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001
(КДЕС Ред. 1) за исключением:

3.2.1. Торговля, за исключением торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонта

3.2.2. Финансовая и страховая деятельность

3.2.3. Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

3.2.4. Профессиональная, научная и техническая деятельность, за исключением деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа, а также ветеринарной деятельности

3.2.5. Административная деятельность

3.2.6. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

3.2.7. Деятельность общественных организаций

3.2.8. Деятельность домашних хозяйств как работодателей

3.2.9. Деятельность экстерриториальных организаций и органов

3.2.10. Деятельность туристических агентств

3.2.11. Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, за исключением деятельности по удалению сточных вод, отходов, а также деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

3.2.12. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

3.2.13. Предоставление прочих видов услуг

4. По договорам лизинга оборудования, соответствующим следующим требованиям:

4.1. лизинговая компания, с которой заключен договор лизинга оборудования, зарегистрирована и осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, имеет уведомление о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

4.3. договор лизинга оборудования содержит условия о выкупе лизингополучателем предмета лизинга;
4.4. размер первого взноса (аванса), используемый для расчета субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, не превышает 50% от стоимости предмета лизинга в соответствии с договором лизинга оборудования;

4.5. предметами лизинга являются следующие физически не изношенные и морально не устаревшие предметы:

4.5.1. оборудование, устройства, механизмы, транспортные средства (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станки, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, относящиеся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы";

4.5.2. универсальные мобильные платформы:

мобильная служба быта;

мобильный шиномонтаж;

мобильный пункт быстрого питания;

мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и пр.);

мобильный ремонт обуви;

мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции;

мобильный пункт заготовки молочной продукции;

4.5.3. нестационарные объекты для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства (временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения).

Бывшее в эксплуатации оборудование, выступающее в качестве предмета лизинга, срок фактического использования которого на момент заключения договора лизинга оборудования равен или превышает срок его полезного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", признается физически изношенным и морально устаревшим оборудованием.

5. Алгоритм проведения конкурсного отбора:

Шаг 1. Администрация (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства) муниципального образования размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", публикует в средствах массовой информации муниципальных образований объявление о начале отбора бизнес-проектов (инвестиционных проектов) с указанием:
даты начала и окончания приема уполномоченным органом документов от субъектов малого и среднего предпринимательства; места приема документов от субъектов малого и среднего предпринимательства; контактной информации специалистов Администрации (управления / отдела по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства), ответственных за проверку и регистрацию документов от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Шаг 2. Субъекты малого и среднего предпринимательства в сроки, указанные в объявлении о начале отбора бизнес-проектов (инвестиционных проектов), представляют в Администрацию (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства), муниципального образования следующие документы:

1. паспорт бизнес-проекта (инвестиционного проекта) по форме согласно приложению 3 к Порядку (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.)
в двух экземплярах;

2. заявку на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к Правилам (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.);

3. справки по установленной форме, подтверждающие отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства на дату, предшествующую дате подачи заявки не более чем на 30 календарных дней, задолженности по уплате налогов, задолженности по уплате страховых взносов. В случае наличия задолженности по уплате налогов и (или) задолженности по уплате страховых взносов дополнительно представляются заверенные копии платежных документов, подтверждающих ее оплату, и (или) соглашения о реструктуризации задолженности.
4. расчет размера субсидии по форме согласно приложению 2 к Правилам (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.);

5. заверенные лизинговой компанией копии:

5.1. договоров финансовой аренды (лизинга) оборудования;

5.2. договоров купли-продажи предмета лизинга;

5.3. актов приема-передачи предметов лизинга к договорам лизинга оборудования;

5.4. графиков уплаты лизинговых платежей по соответствующему договору лизинга оборудования;

5.5. уведомления о постановке на учет лизинговой компании в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

6. заверенные кредитной организацией копии платежных поручений, подтверждающих оплату по безналичному расчету субъектами малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и (или) лизинговых платежей по договорам лизинга, или копии квитанций к приходно-кассовым ордерам с приложением кассовых чеков контрольно-кассовой техники, заверенные лизинговой компанией, - в случае оплаты за наличный расчет.

7. оригиналы документов, указанные в разделе 4 паспорта бизнес-проекта (инвестиционного проекта) в качестве документов, на основании которых заполнен паспорт бизнес-проекта (инвестиционного проекта);

8. сопроводительное письмо в двух экземплярах (в произвольной форме).

Шаг 3. Администрация (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства) муниципального образования:

1. Рассматривает поступившие документы на соответствие субъекта малого и среднего предпринимательства требованиям и условиям предоставления субсидий. В случае выявления несоответствий, возвращает субъекту малого и среднего предпринимательства документы для доработки. Субъект малого и среднего предпринимательства после устранения выявленных несоответствий вправе повторно направить в Администрацию (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства) муниципального образования документы для участия в Отборе в сроки, указанные в объявлении о начале Отбора.
2. Оценивает бизнес-проекты (инвестиционные проекты) по критериям, установленным разделом 3 Приложения 6 к Порядку (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.), заполняет оценочный лист бизнес-проекта (инвестиционного проекта) субъекта малого и среднего предпринимательства по форме согласно приложению 4 к Порядку (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.).
3. Формирует перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов).

4. Направляет вместе с заявкой оценочный лист бизнес-проекта (инвестиционного проекта) и перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов) в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.

Шаг 4. Экспертная группа:

1. Рассматривает все поступившие на отбор бизнес-проекты (инвестиционные проекты) и оценивает их по критериям, установленным разделами 1, 2 приложения 6 к Порядку
(см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.).

2. Готовит сводный оценочный лист по всем паспортам бизнес-проектов (инвестиционных проектов) с указанием количества набранных баллов, включая количество баллов согласно оценочным листам муниципального образования, путем их ранжирования от наибольшего значения суммы набранных баллов к наименьшему.

Бизнес-проекты (инвестиционные проекты), набравшие менее 45 (сорока пяти) баллов, считаются не прошедшими отбор.

3. Формирует:

3.1. перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов), набравших более 45 (сорока пяти) баллов, с соблюдением ранжирования согласно сводному оценочному листу;

3.2. перечень бизнес-проектов, (инвестиционных проектов), набравших менее 45 (сорока пяти) баллов, с указанием количества набранных баллов по каждому критерию оценки бизнес-проекта (инвестиционного проекта).

Шаг 5. Комиссия по отбору на заседаниях:

1. Рассматривает паспорта бизнес-проектов (инвестиционных проектов), перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов), набравших более 45 (сорока пяти) баллов, с соблюдением ранжирования согласно сводному оценочному листу, перечень бизнес-проектов, (инвестиционных проектов), набравших менее 45 (сорока пяти) баллов.

2. Путем голосования принимает решения о бизнес-проектах (инвестиционных проектах), прошедших Отбор, и о бизнес-проектах (инвестиционных проектах), не прошедших Отбор, с учетом:
2.1. объема бюджетных ассигнований на финансирование в текущем финансовом году;
2.2. соответствия представленных бизнес-проектов (инвестиционных проектов) целям, задачам и приоритетам социально-экономического развития Пермского края;

2.3. результатов оценки бизнес-проектов (инвестиционных проектов), указанных в сводном оценочном листе.

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право принимать участие на заседаниях Комиссии по отбору.

Прошедшими отбор являются бизнес-проекты (инвестиционные проекты), которые по итогам голосования членов Комиссии по отбору набрали большинство голосов "за" от числа присутствующих членов Комиссии по отбору. Бизнес-проекты (инвестиционные проекты), не набравшие большинство голосов "за", являются не прошедшими Отбор.

Администрация (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства) муниципального образования 3 (трех) рабочих дней со дня получения Протокола направляет субъектам малого и среднего предпринимательства уведомления:
о включении бизнес-проекта (инвестиционного проекта) в перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов), прошедших Отбор;

о включении бизнес-проекта (инвестиционного проекта) в перечень бизнес-проектов (инвестиционных проектов), не прошедших Отбор.

Администрация (управление / отдел по вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства) муниципального образования направляет субъектам малого и среднего предпринимательства, бизнес-проекты (инвестиционные проекты) которых набрали менее 45 (сорока пяти) баллов, письменные уведомления о непрохождении Отбора.

Шаг 6. Если бизнес-проект успешно прошел отбор, субъект малого и среднего предпринимательства в течение 48 рабочих дней подписывает договор с Администрацией муниципального образования и получает финансовую поддержку.

Субъекты малого и среднего предпринимательства несут ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами (см. постановление Правительства Пермского края № 242-п от 08.04.2015 г.) и договором о предоставлении субсидии.

В случае несоблюдения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, установленных Правилами и договором о предоставлении субсидии, субсидии подлежат возврату в бюджет муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления.

По всем вопросам предоставления субсидии необходимо обращаться в Администрацию Вашего муниципального образования или по телефону "горячей линии" 8 800 300 80 90.

Размер субсидии:

1. При приобретении стационарного оборудования по сушке и очистке зерна в размере 50% от стоимости оборудования, но не более 7500 тыс. рублей;

2. При приобретении передвижного оборудования по сушке зерна в размере 30% от стоимости оборудования, но не более 4500 тыс. рублей;

3. При приобретении оборудования по сушке и очистке зерна на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 7500 тыс. рублей для стационарного оборудования по сушке и очистке зерна и не более 4500 тыс. рублей для передвижного оборудования по сушке зерна;

4. При приобретении жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) в размере 25% от стоимости оборудования, но не более 500 тыс. рублей;

5. При приобретении жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 500 тыс. рублей;

6. При приобретении роботизированных доильных установок в размере 40% от стоимости оборудования, но не более 5000 тыс. рублей;

7. При приобретении роботизированных доильных установок на условиях финансовой аренды (лизинга) в размере 100% первоначального взноса по договору лизинга, но не более 5000 тыс. рублей.

Дополнительные условия по данной форме поддержки:

1. Под оборудованием для целей настоящего Положения понимаются:

Стационарное оборудование по сушке и очистке зерна;

Передвижное оборудование по сушке зерна;

Жатки кукурузные;

Плющилки зерна (вальцевые мельницы);

Роботизированные доильные установки.

2. Приобретение с 1 января 2015 года включительно для собственных нужд у производителей, официальных дилеров или поставщиков нового (неэксплуатировавшегося) оборудования по сушке и очистке зерна, объединенного в общую технологическую линию, по номенклатуре, определенной кодами 28.93.16.000 "Сушилки для сельскохозяйственных продуктов", 28.93.20.000 "Машины для очистки, сортировки или калибровки семян, зерна или сухих бобовых культур", 28.93.13.111 "Сепараторы зерноочистительные", 28.93.13.112 "Аспираторы и сортирующие устройства", 28.93.13.114 "Триеры", 28.22.17 "Подъемники и конвейеры пневматические и прочие непрерывного действия для товаров или материалов", 27 "Оборудование электрическое" для зерносушилок, жаток кукурузных и плющилок зерна (вальцевых мельниц), определенных кодами 28.30.59.112 "Жатки рядковые" и 28.93.13.133 "Машины плющильные", 28.30.82.110 "Установки доильные" роботизированные в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, либо по номенклатуре, определенной кодами 33 0000, 34 0000, 35 0000, 47 3520 - 47 3535, 47 3915, 47 3932, 47 3541, 51 4113, 51 4161, 51 4162, 51 4210 - 51 4213, 51 4215 (зерносушильное и зерноочистительное оборудование) и 47 3551, 51 4251 (жатки кукурузные и собиратели початков, станки-автоматы мельничные вальцевые), 47 4141 "Установки доильные" роботизированные в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301.

3. Под первоначальным взносом по договору лизинга понимается первый единовременный платеж, предусматривающий авансовые выплаты, страховые взносы и арендную плату за первый год пользования сельскохозяйственным оборудованием и другие платежи, установленные условиями заключенного договора лизинга, но не более 50% от стоимости предмета лизинга для стационарного оборудования по сушке и очистке зерна, жаток кукурузных, плющилок зерна (вальцевых мельниц) и не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга для передвижного оборудования по сушке зерна.

4. Использование приобретенного оборудования в течение трех лет с даты его приобретения.

Законодательство:

Контакты министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:

Бывают ситуации, когда ведение предпринимательской деятельности по каким-то причинам временно невозможно. Можно ли приостановить деятельность ИП на этот период, не закрывая его в налоговой инспекции? Существует ли такая процедура? Разберемся в этом в статье.

○ Законодательство в сфере предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство имеет четкий регламент процедуры регистрации начала и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Приостановка в работе по желанию бизнесмена законодательно не предусмотрена.

Открытие или закрытие ИП – это право гражданина. После того, как статус ИП зарегистрирован, лишить его человека можно только в случаях, предусмотренных законом. Отсутствие прибыли или фактическое неведение бизнеса такими основаниями не являются.

Пункт 1 ст. 22.3 ФЗ № 129 от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

  • Подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • Документа об уплате государственной пошлины .

Отметим, что заявления о приостановлении деятельности на время законом не предусмотрено.

○ Можно ли приостановить деятельность?

Итак, приостановить деятельность на непродолжительный промежуток времени ИП не может. До момента официального прекращения деятельности предприниматель должен выполнять определенные обязательства перед государством, фондами и контрагентами.

Есть только один выход из этой ситуации – закрытие ИП и последующее повторное открытие при возобновлении деятельности. Эти манипуляции гражданин может производить бесконечно.

○ Можно ли просто «не работать»?

Бизнесмен может не вести деятельность по факту, но при этом он не получит освобождения от своих обязанностей по закону. Он будет также должен:

Таким образом, несмотря на отсутствие прибыли, платить предусмотренные страховые взносы все равно придется. Если этого не делать, гражданин будет привлечен к административной ответственности.

Дополнительные расходы возникают при наличии наемных работников. При отсутствии деятельности их нельзя сократить, а, значит, бизнесмен обязан выплачивать заработную плату и выполнять иные обязательства перед сотрудниками.

При приостановке работы на время можно договориться с работниками о расторжении трудового договора. Если они не согласятся, увольнение будет считаться незаконным.

Сохранение налогового бремени.

До тех пор, пока ИП не прекратит свою деятельность в установленном законом порядке, он должен отчитываться в налоговую и оплачивать обязательные платежи. Размер этих платежей зависит от применяемой системы налогообложения.

Так, бизнесмены, ведущие деятельность на ОСНО или УСН вправе сдавать нулевые декларации, то есть никаких средств перечислять в отсутствии прибыли не нужно. Предприниматели, работающие на ЕНВД или ПСН, должны вносить обязательные платежи не зависимо от того ведут они деятельность или нет.

Обязательства перед Пенсионным фондом.

Не зависимо от наличия или отсутствия работников у ИП, платить взносы в ПФР за себя все равно придется. При этом сдавать отчетность не нужно.

Если у ИП есть работники, их права не могут быть ущемлены. Когда деятельность не ведется и не начисляется заработная плата, сотрудников можно оформить в отпуск без содержания. В этом случае отчетность в ПФР будет нулевая и взносы платить не нужно.

Вариант с отпуском возможен не всегда. В такой ситуации платить заработную плату придется, а, значит, начислять и выплачивать налоги и взносы в фонды.

○ Закрытие ИП – выход?

Закрытие ИП – это единственный выход, чтобы не платить налоги и взносы. В дальнейшем, когда обстоятельства вновь изменятся, можно будет опять зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и возобновить деятельность.

При этом важно выполнить необходимые действия, которые предусмотрены законом. Их немного.

Приведение дел в порядок.

Прежде чем закрыть ИП, необходимо решить все вопросы с работниками, контрагентами и налоговой инспекцией. Потребуется перечислить выплаты по всем долговым обязательствам и подготовить необходимые бумаги.

В подготовительные действия входит:

  1. Выплата налогов, штрафов и пеней в налоговую инспекцию.
  2. Увольнение и полный расчет с сотрудниками, если они у ИП есть.
  3. Перечисление страховых взносов за себя.
  4. Подготовка и сдача деклараций за истекший период (даже если это не полный отчетный год).
  5. Снятие с учета в ФСС (для ИП с работниками).
  6. Закрытие расчетного счета в банке.
  7. Снятие с регистрационного учета ККТ, если она использовалась.

После приведения дел в порядок можно приступать к следующим этапам.

Составление заявления.

При закрытии ИП применяется установленная форма заявления Р65001. Документ может быть заполнен от руки (черными чернилами заглавными буквами) или на компьютере (шрифт Courier New, 18).

В заявлении потребуется указать ФИО, ИНН и ОГРНИП, а также контактную информацию и способ подачи документа в налоговую. При подаче заявления лично подпись ставится в присутствии сотрудника ФНС.

Предоставление квитанции о пошлине.

Помимо заявления требуется предоставление квитанции об оплате государственной пошлины. Ее размер составляет 160 рублей.

Сформировать квитанцию можно на официальном сайте ФНС. Для этого потребуется заполнить необходимые данные. Также получить ее можно в территориальном отделении налоговой инспекции.

Оплачивается квитанция в отделениях банка, в системе интернет-банкинг или через терминал.

Выписка из ПФР.

К заявлению и квитанции ранее было необходимо прикладывать справку из Пенсионного фонда. Теперь это требование упразднено, так как ФНС может запросить нужные сведения самостоятельно.

При этом не важно, заплатили вы взнос в ПФР или нет на момент закрытия ИП. Согласно налоговому законодательству, перечислить платеж можно до 31 декабря текущего года.

Пункт 1 ст. 423 НК РФ:
Расчетным периодом признается календарный год.

Предпринимательская деятельность всегда связана с риском наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения норм законодательства или условий договоров. Как правило, сложно найти предпринимателя, который, хотя бы раз не был привлечен к какому-либо виду ответственности или не рисковал бы быть к ней привлеченным.

Предлагаемая статья познакомит читателя с тем, какая бывает ответственность ИП, и какими нормативными актами она установлена.

К какой ответственности можно привлечь индивидуального предпринимателя

Для начала необходимо разобрать, что такое ответственность. Понятие самого термина «ответственность» дается во многих отраслях права. И сводное обобщенное понятие будет выглядеть следующим образом. Ответственность - это необходимость субъекта претерпевать неблагоприятные последствия ввиду нарушения им каких-либо обязательных для него норм и правил.

Какими правами и обязанностями обладает предприниматель:

В зависимости от вида этих норм и правил и определяются виды ответственности, а также, какие именно меры могут быть применены к предпринимателю, допустившему нарушение.

Во-первых, следует различать ответственность за нарушение норм законодательства, распоряжений, актов и предписаний государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, с одной стороны, и ответственность, вследствие нарушения договорных обязательств. Последние, могут быть зафиксированы в договорах, иных соглашениях, подписанных между субъектами экономической деятельности – предпринимателями и организациями. Нарушение таких соглашений влечет за собой гражданско-правовую ответственность.

В том же случае, если предпринимателем нарушены нормы, содержащиеся в нормативных или индивидуальных актах органов государственной власти, госорганов, их должностных лиц или иные им аналогичные, то здесь применяются другие виды ответственности. В зависимости от величины общественной опасности совершенного нарушения они делятся на преступления и правонарушения. И в этом случае ответственное лицо подлежит либо уголовной ответственности, либо административной. Налоговые правонарушения, совершенные предпринимателем, влекут за собой налоговую ответственность индивидуального предпринимателя. Данный вид ответственности, выделяется в отдельный, в силу того, что налоговые правонарушения, порядок их рассмотрения и меры ответственности по ним установлены Налоговым кодексом РФ.

Для сравнения следует привести вид ответственности, к которому предприниматель не может быть привлечен – это дисциплинарная ответственность. Так как предприниматель не может одновременно быть государственным служащим, либо находится на службе в правоохранительных органах или военной службе, то такой вид ответственности по общему правилу к нему не применим. В то же время, из этого правила могут быть исключения. Предприниматель, как физическое лицо, может участвовать в различных правоотношениях не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, он может быть призван на военные сборы или одновременно с предпринимательской деятельностью работать по найму. В последнем случае, например, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, в виде выговора.

Ответственность индивидуального предпринимателя в различных ситуациях может иметь и другие характеризующие признаки. Так, например, гражданско-правовая ответственность (и некоторые другие виды ответственности) может быть разделена на следующие подвиды:

  • индивидуальная ответственность – в том случае если лицо, подлежащее ответственности отвечает за свои действия единолично, в большинстве случаев так и бывает,
  • солидарная ответственность – когда несколько лиц в равной мере отвечают за совершенное нарушение,
  • субсидиарная ответственность – когда лицо несущее субсидиарную ответственность должно возместить вред, убытки, выплатить недостающую сумму и так далее, за другое лицо (нарушителя), в случае если нарушитель не смог это сделать самостоятельно.

В противоположность моральной ответственности, которая законодательством ни как не регулируется, применяется также понятие материальная (имущественная) ответственность, то есть ответственность, подразумевающая неблагоприятные последствия в виде «умаления» имущества нарушителя – штраф, обязанность возместить убытки.

Ответственность ИП по законодательству РФ

Запреты, нарушение которых влекут ответственность, содержатся во множестве законодательных актов. Но меры ответственности указаны лишь в некоторых их них. Расскажем о них кратко.

Что говорит закон об ИП и предпринимательской деятельности:

Уголовный кодекс РФ содержит перечень преступлений, за совершение которых гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Для предпринимателя здесь имеет ключевое значение глава кодекса, которая называется «Преступления в сфере экономики». Важно понимать, что за эти преступления, связанные с экономической деятельностью, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности в виде наказания, которое будет заключаться в следующем:

  • штраф,
  • ограничение свободы,
  • лишение свободы,
  • запрет на занятие некоторыми видами деятельности и так далее.

Так же, к лицу, совершившему преступление, может быть применена такая мера, как конфискация имущества.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает аналогичные виды наказания, за исключением, конечно, связанных лишением свободы. Добавить здесь можно еще, такое весьма болезненное для предпринимателей наказание, как административное приостановление деятельности.

Гражданским кодексом РФ, основным документом, который регулирует гражданско-правовые отношения, в том числе и отношения в сфере предпринимательства предусмотрены следующие меры ответственности:

  • возмещение убытков,
  • взыскание неустойки (пени, штрафа),
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответственность ИП по долгам

Ответственность индивидуального предпринимателя по долгам, образовавшимся в результате его предпринимательской деятельности, является краеугольным камнем индивидуального предпринимательства. Физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью отвечает по своим долгам всем своим имуществом, вне зависимости о того было задействовано оно в его бизнесе или нет. Так гражданин, бывший предпринимателем всего пару лет, в результате неудачного ведения бизнеса может потерять все, что нажил за всю предшествующую жизнь.

Для обращения взыскания на имущество предпринимателя не имеет значение, когда это имущество было приобретено, до или после периода, в котором осуществлялась предпринимательская деятельность. Не имеет значение и то, что он мог уже утратить статус предпринимателя. Судебные приставы по решению суда наложат арест на все имущество гражданина, за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

К такому имуществу, в частности, может относиться следующее имущество:

  • единственное пригодное для проживания, предпринимателя и членов его семьи, жилое помещение,
  • земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение,
  • предметы домашней обстановки и продукты питания,
  • другое имущество в соответствии со списком, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В противоположность этому, для сравнения, если гражданин решил создать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью, в котором он будет единственным учредителем, например, то его ответственность будет ограниченна только размером его вклада. Минимальный уставной капитал, который необходим для создания ООО составляет 10 000 рублей.

Ответственность ИП после закрытия предпринимательской деятельности


Как правило, в качестве индивидуального предпринимателя связано с неудовлетворительными результатами деятельности ИП. Правда, другой причиной может быть стремление предпринимателя уйти в тень, как это было сравнительно недавно, когда государство увеличило размер обязательного социального взноса для предпринимателей. Но в любом случае, после закрытия ИП могут остаться следующие виды обязательств:

  • неоплаченные долги, в том числе задолженность по налогам и сборам,
  • невыполненные обязательства,
  • обязательства, срок выполнения которых ещё не наступил.

В отношении задолженности предпринимателя, как было сказано в предыдущем разделе статьи, прекращение регистрации гражданина в статусе предпринимателя, нисколько не снимает с него ответственности за возврат долгов. Эти долги были сделаны физическим лицом, и наличие статуса предпринимателя имеет значение только при определении подсудности дела. Кредиторам должника теперь придется обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции по месту жительства должника.

Что касается неисполненных обязательств, будь то поставка товара или выполнение услуг, то прекращение статуса предпринимателя, так же не играет роли. Но при этом, стоит понимать, что выполнение ранее взятых на себя обязательств не должно превратиться в постоянную деятельность. Иначе, возможно привлечение гражданина, утратившего статус предпринимателя, к ответственности за .

К обязательствам, срок выполнения которых ещё не наступил, относятся, как правило, гарантийные обязательства. В период предпринимательской деятельности, гражданин мог заниматься, например монтажом оборудования, продажей сложной бытовой техники, и так далее. Все эти виды гражданско-правовых отношений влекут за собой возникновение гарантийных обязательств, которые должны быть исполнены, даже после прекращения предпринимательства.

Не смотря на то, что после фактического прекращения предпринимательской деятельности, у гражданина может и не остаться необходимых возможностей для удовлетворения таких требований, ответственность за отказ в предоставлении гарантийных обязательств, все равно лежит на нем. Потребитель не должен нести риск прекращения предпринимательской деятельности продавцом товаров или исполнителем услуг. В данном случае гражданину, бывшему предпринимателю, который оказался в такой ситуации придется самому оплачивать ремонт сломавшейся техники, находившейся на гарантийном сроке, или позаботится заранее о выходе из такой ситуации. Например, заключив договор с какой-либо ремонтной мастерской.

Как мы все знаем, недавно было принято решение о повышении фиксированных страховых взносов до 36 тысяч рублей. Не прошло и трёх месяцев со дня начала действия нового закона, как 300000 предпринимателей уже ликвидировали свое дело. Многие продолжают работать нелегально. Некоторые ведут деятельность под прикрытием других ИП. Но тенденция к закрытию малого бизнеса стала такой острой проблемой, что вероятно решение о повышении фиксированных страховых взносов отменят. Это умозаключение напрашивается исходя из того, насколько широкий резонанс получило это дело в прессе, тв и в интернете.

ИП, выручка которых составляет 5-10 тысяч рублей конечно же вряд ли смогут платить по 3 тысячи в месяц одних только пенсионных взносов. Они будут убыточными, так как есть ещё другие налоги и другие расходы. Те же, кто прочно встал на ноги, может платить новый налог. Но только если они будут это делать ежемесячно. В противном случае выплата каждый квартал или раз в год может стать тяжелой задачей даже для уже раскрученного дела. Представьте себе за один день выложить почти 10 тысяч рублей как в случае с поквартальными выплатами или 36 если это делать раз в год. Это тяжело чисто психологически!

У ИП есть ряд минусов. Государство действительно мешает работать со своими отчётностями, налогами, штрафами, пенями и так далее. Те, кто работают по-черному, заведомо имеют преимущество перед теми, кто работает официально.

Но у ИП есть скрытые преимущества. Например, в моей сфере некоторые рекламодатели не работают с физлицами. Их интересует ООО или ИП. Можно кстати закрыть ИП и открыть ООО, но тут прибавляется бумажная волокита и штрафы тоже намного выше, чем в случае с ИП. Ещё я могу брать на практику студентов вполне официально. Есть печать, есть всё, что нужно для этого.

Стоит ли закрывать ИП - на этот вопрос каждый должен ответить сам для себя. Я же считаю, что нужно подождать хотя бы середины года, чтобы оценить, среагирует ли правительство на то, что каждый месяц предпринимательское сообщество сокращается на 100 тысяч индивидуальных предприятий.

Я сторонник того, что нужно наращивать выручку в разы, чтобы повышение не било так сильно по карману. Закрытие ИП рассматриваю для своего дела как крайнюю меру.