Организации и секторы социальной сферы. Организации социальной сферы

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организ-ми.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора:

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй секто р – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

2.Экономическая сущность, функции и уровень з/п в соц.Сфере.

Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы :

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила».Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Заработная плата выполняет несколько функций:

1.Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим.

2.Социальная функция , иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. Кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

3.Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда.

4.Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда.

5.Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

6.Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму . Заключается в определении их покупательной способности, что, в свою очередь, оказывает влияние на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции позволяет при помощи регулирования величины заработной платы устанавливать рациональные пропорции между товарным спросом и предложением.

7.Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от фонда оплаты труда.

Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.



Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).

Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

§ оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

§ гостиничный и ресторанный бизнес;

§ транспортное, складское хозяйство и связь;

§ финансовое посредничество – страхование, пен­сионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

§ государственное управление и социальные услуги;

§ образование;

§ здравоохранение;

§ деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

§ деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

§ деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.

Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.

В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать городацентры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.

Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.

Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.

Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:

1) происходит адекватно развитию производства,

2) отстает от развития последнего,

3) несколько опережает его.

Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).

Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.


Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».

1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)

Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.

Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.

Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.

Организации соц. сферы

С позиции экономики

С позиции менеджмента

Организации соц. сферы

Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.

Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.

Предмет - что изучает, метод – как изучает.

Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.

Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).

Место в системе соц.экономических дисциплин:

Примеры:

2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.

Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.

С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.

Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.

С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.

Организации соц. сферы – открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .

Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.

Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.

При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.

Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:

1. Норма управляемости

Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.

При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.

Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.

В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.

Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:

1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.

2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.

3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.

4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.

Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.

Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.

2. Делегирование полномочий

Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.

Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.

В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.

Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.

Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.

Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».

Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.

В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.

Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.

Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.

Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.

3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы

Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.

Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.

Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).

На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.

Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:

а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;

б) поиск дополнительных источников финансирования;

в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);

г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;

д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.

В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.

В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:

1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.

2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.

3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.

4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.

Формы заработной платы (сдельная, повременная, аккордная) - способы установления зависимости величины заработной платы работника от количества и качества труда.

Системы заработной платы - (сдельно-премиальная, повременно-премиальная и другие) - разновидности форм заработной платы.

Как уже сказано, применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Что касается предприятий коммерческого сектора социальной сферы, то они могут пользоваться параметрами ЕТС в качестве ориентира при организации заработной платы работников аналогичных или близких по характеру и содержанию труда профессионально-квалификационных групп. Интерес представляют не только и не столько размеры ставок и окладов, установленных ЕТС, сколько их соотношения по категориям, профессиям, квалификациям, а также методические подходы к оценке сложности труда и квалификации.

Однако предприятия коммерческого сектора гораздо в большей степени ориентированы на использование рыночных регуляторов заработной платы. Так, при установлении размеров ставок и окладов и ведении соответствующих переговоров с профсоюзами и работниками предприниматели учитывают, с одной стороны, сложившийся на рынке труда уровень заработной платы по отраслям, профессиям, квалификациям, с другой, - свои финансовые возможности, определяемые размерами фактически получаемых и предполагаемых доходов и прибыли от реализации услуг. Решая вопрос о найме дополнительного работника и его заработной плате, предприниматель сопоставляет возможный прирост дохода, который принесет этот работник фирме, с затратами на его оплату и социальное обеспечение, интуитивно или сознательно руководствуясь рыночными законами убывающей эффективности дополнительных вложений труда и капитала и предельного продукта. Следует заметить, что в коммерческом секторе социальной сферы уровень ставок и окладов существенно выше (до 50 и более процентов) по сравнению с государственным (по работам примерно равной сложности и квалификации). Среди причин такого явления можно назвать следующие: большая эффективность коммерческого сектора по качеству и конкурентоспособности услуг, более высокая интенсивность, более продолжительный рабочий день. Известную роль также играют недостатки налоговой системы: частные фирмы укрывают свои доходы от налогообложения и выделяют значительно большую долю доходов, по сравнению с государственными, на потребление, и, соответственно, меньшую - на накопление. Более высокий уровень заработной платы на частных предприятиях при относительно низком уровне социальной защищенности наемных работников является из парадоксов переходной экономики России. Такая ситуация по-видимому носит преходящий характер и будет преодолеваться по мере стабилизации рыночной экономики. Следует также ожидать и повышения уровня социальной защищенности наемных работников коммерческого сектора.

В коммерческих структурах появилась возможность существенно повысить стимулирующую роль заработной платы. Это достигается не только повышением абсолютных размеров заработной платы, но и более последовательной ее индивидуализацией, которая признается в странах с рыночной экономикой важнейшей тенденцией современной организации оплаты труда. Размеры заработной платы каждого конкретного работника коммерческих организаций ставятся в зависимость не от формальных признаков квалификации (диплома, аттестата, степени, звания, квалификационной категории), а от фактических результатов индивидуального труда, от доходности труда, то есть от того прироста дохода фирмы, который обеспечивается работой данного сотрудника. Например, в ряде петербургских коммерческих фирм, связанных с обслуживанием населения, применяется следующая система оплаты труда. Каждому сотруднику в зависимости от его реальной квалификации, сложности и ответственности работы и с учетом сложившегося на рынке труда уровня оплаты по данной профессии устанавливается базовый месячный оклад. Оклад может быть зафиксирован в долларовом эквиваленте или в рублевом измерении (в этом случае он подлежит индексации). Кроме базового оклада устанавливается премия, размер которой ежемесячно пересматривается и зависит от приращения доходов фирмы, который обеспечивается деятельностью данного сотрудника. Премия может определяться в процентах от суммы указанного приращения доходов (прибыли). Показатели доходности индивидуального труда сотрудника обычно отражаются на специальных счетах.

Характерной особенностью организации заработной платы в коммерческих фирмах является более высокая, чем в государственном секторе, доля основной заработной платы - месячной ставки, оклада. Заработная плата не отягощена большим количеством надбавок и доплат и учитывает в комплексе основные зарплатообразующие факторы - сложность работы, условия труда, квалификацию сотрудника и эффективность его деятельности. Многие фирмы применяют системы скользящих ставок заработной платы. Например, туристская фирма “Нева” (Санкт-Петербург) периодически пересматривает ставки заработной платы своим сотрудникам по мере накопления ими квалификации и увеличения их вклада в доходы фирмы. В этой фирме, как и во многих других, соблюдается конфиденциальность при назначении и выплате вознаграждения сотрудникам.

Формы организации оплаты труда в коммерческом секторе отличаются большим разнообразием и зависят от форм хозяйствования, масштабов предприятий, а также их отраслевой принадлежности.

В небольших семейных и товарищеских фирмах, где нет наемного персонала, вопросы организации заработной платы вообще отпадают, поскольку отсутствует сама категория заработной платы.

Малые фирмы с небольшим наемным персоналом применяют коэффициентную систему дифференциации ставок (окладов). Ставка (оклад) сотрудника наиболее низкой квалификации (например, курьера, экспедитора) принимается за единицу. По остальным должностям коэффициенты могут составить 1,5; 2; 2,5; 3 и т.д. единиц. Абсолютный размер оплаты труда зависит от результатов работы фирмы.

Нередко размер оплаты труда при найме новых сотрудников устанавливается путем переговоров и заключения индивидуального трудового контракта, чаще всего срочного. Согласно трудовому законодательству трудовые контракты должны заключаться в письменной форме.

Контрактная система найма и оплаты труда применяется также в средних по масштабу и крупных фирмах, особенно в фирмах с участием иностранного капитала. Крупные предприятия в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании нередко сохраняют или разрабатывают вновь внутрифирменную тарифную или иную систему дифференциации ставок и окладов, при этом возможен троякий подход:

  • а) отдельные тарифные сетки для рабочих и схемы окладов по должностям служащих;
  • б) единая внутрифирменная тарифная сетка для всех категорий персонала;
  • в) бестарифная система оплаты труда с применением коэффициентов оценки профессионально-квалификационного уровня, коэффициентов трудового участия (КТУ) и отработанного времени. При бестарифной системе заработок каждого работника представляет собой индивидуальный пай в фонде оплаты труда организации или ее структурного подразделения.

Столь же разнообразны и формы заработной платы. В отличие от бюджетных организаций, где используется преимущественно штатно-окладная, то есть повременная форма заработной платы, в коммерческом секторе практикуются различные разновидности сдельной, повременно-премиальной, аккордной и других форм и систем оплаты труда. Сдельная оплата эффективна при следующих условиях:

  • - имеются обоснованные нормы трудовых затрат и достаточно измерители результатов труда;
  • - имеются как возможность, так и экономическая целесообразность увеличения объемов реализации услуг;
  • - применение сдельной оплаты не отразится негативным образом на качестве обслуживания.

Наиболее широко сдельная оплата применяется в бытовом обслуживании, общественном питании и торговле. Простейшая форма сдельной оплаты продавцов торговых точек в розничной торговле - фиксируется процент от объема реализации товара. Размер процента зависит от месторасположения торговой точки, вида и трудоемкости реализуемых товаров.

Коммерческие агенты торговых фирм оплачиваются по смешанной системе: фиксированная часть заработка - за обслуживание группы торговых точек плюс процент от их суммарного товарооборота.

Ремонтники сложной бытовой техники, радиоаппаратуры и телевизоров, обслуживающие клиентов на дому, обязаны сдать фиксированную часть выручки в кассу фирмы, остальное остается как заработная плата. По другому варианту - сдается вся выручка, но определенный ее процент выплачивается как заработная плата. Примерно также строится оплата парикмахеров, косметологов, шоферов городских такси. В этом случае условия оплаты фиксируются в договоре подряда.

Повременная форма оплаты труда преобладает в организации заработной платы специалистов и менеджеров предприятий сферы торгового, бытового и коммунального обслуживания населения. Как правило, она дополняется премиями (месячными, квартальными), размер которых зависит от конечных показателей работы фирмы, цеха, отдела.

Специфические системы оплаты труда применяются в коммерческих организациях здравоохранения и образования. Оплата труда сотрудников коммерческих медицинских учреждений, например, стоматологических поликлиник строится пропорционально объему и финансовым результатам медицинских услуг, оказываемых конкретными сотрудниками; при этом сотрудники, пользующиеся наибольшим доверием и популярностью у клиентов, получают соответственно и большую оплату, поскольку обслуживают и большее количество пациентов. Наиболее распространенной системой оплаты в таких учреждениях является простая сдельная оплата, при которой фиксируется процент от стоимости выполненных работ, и размер вознаграждения находится, следовательно, в прямой зависимости от объема работ в денежном выражении.

Для оплаты труда преподавателей коммерческих образовательных учреждений (частные школы, лицеи, колледжи, университеты), как правило применяется почасовая система оплаты труда, сочетающая в себе элементы повременной и сдельной форм заработной платы. Размер заработной платы зависит от количества проведенных уроков, лекций, семинаров, при этом ставки почасовой оплаты дифференцируются в широком диапазоне в зависимости от видов учебных занятий, реальной квалификации преподавателей и финансовых возможностей коммерческих организаций.

В крупных и средних организациях коммерческого сектора, функционирующих как акционерные общества (АО), вопросы распределения доходов входят в компетенцию общего собрания акционеров и правления АО, а организация заработной платы - в компетенции администрации АО, которая от имени собственника ведет переговоры об условиях оплаты труда с профсоюзным комитетом или другими представителями трудового коллектива. С высшим менеджерским персоналом АО собственником заключаются индивидуальные трудовые контракты, в которых оговариваются условия оплаты труда и социального обеспечения.

В процессе приватизации торговых и некоторых других организаций социальной сферы в случае их преобразования в акционерные общества члены трудовых коллективов могли и могут приобрести акции (в обмен на приватизационный чек по номиналу или по рыночной цене) и, следовательно, получать в дополнение к заработной плате дивиденды. В странах Запада это называется системой участия работников в прибылях предприятия. Она рассматривается как важный инструмент социального партнерства и активизации трудовой деятельности. По мере становления рыночных отношений в России и повышения эффективности АО опыт использования системы участия в прибылях может получить широкое распространение, при этом должна решаться задача оптимизации соотношений между фондом выплат дивидендов по акциям и фондом оплаты труда.

Как уже сказано, социальная сфера представляет собой совокупность самых разнообразных по характеру и содержанию оказываемых услуг организаций. Отраслевая принадлежность организаций существенным образом влияет на формы тарификации, нормирования и стимулирования труда. В свою очередь отраслевая специфика организации оплаты труда обусловлена содержанием труда, профессионально-квалификационной структурой персонала, сложившимися организационно-правовыми формами организаций. Так, в торговле основная профессия - продавцы (50 - 75% персонала), при этом квалификационные различия между работниками этой профессии не столь существенны и могут быть учтены фиксированными месячными ставками оплаты и сдельной оплатой. В общественном питании, соединяющим функции производства, торговли и потребления, набор профессий более широкий, квалификационные различия существеннее, поэтому на крупных предприятиях для организации оплаты труда работников кухни и других подразделений может применяться внутрифирменная тарифная сетка, фиксирующая 6 - 8 градаций квалификации. Еще более сложной является профессионально-квалификационная структура предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. В газовом и водопроводноканализиционном хозяйстве, на предприятиях по индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту часов, бытовой техники она близка к структуре персонала предприятий легкой промышленности, магистральных газопроводов и других отраслей материального производства. “Сквозные” профессии рабочих и специалистов занимают свои ниши на рынке труда и как бы конституируют сегментацию уровней заработной платы по профессиям и квалификациям.

Весьма специфична организация заработной платы в коммерческом секторе социально-культурных учреждений, особенно в здравоохранении и образовании. Можно утверждать, что формы организации оплаты труда в указанных учреждениях в большей мере тяготеют к соответствующим государственным организациям, чем к коммерческим структурам в бытовом обслуживании, общественном питании и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Наряду с государственными унитарными, муниципальными и коммерческими организациями в социальной сфере рыночной экономики функционируют различные благотворительные и общественные организации, имеющие собственные источники и внебюджетные средства финансирования. Для организации заработной платы в этих учреждениях существенно отсутствие прибыли как источника премий, дивидендов и других видов доходов из прибыли. Оплата труда сотрудников в основном осуществляется по твердым месячным ставкам в соответствии с их квалификацией, объемом и сложностью работы. Так, например, в США законы штатов запрещают выплату больших вознаграждений работникам благотворительных организаций. Они указывают, что вознаграждение должно быть разумным в соответствии с их вкладом в работу. Если, к примеру, учитель английского языка желает основать благотворительную школу, то он должен расчитывать на заработную плату в пределах 15 - 30 тысяч долларов в год, что значительно уступает заработной плате учителей в коммерческих школах. На таких же основах строится вознаграждение менеджеров по работе с добровольцами, фандрейзингов и других штатных сотрудников благотворительных организаций 1 .

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Каковы особенности организации заработной платы в коммерческом секторе социальной сферы?
  • 2. Какие формы и системы заработной платы применяются в коммерческих организациях социальной сферы?
  • 3. В чем заключается специфика организации оплаты труда в здравоохранении и образовании?
  • 4. Какую роль играет в организации заработной платы в коммерческом секторе Единая тарифная сетка?

Виды экономических секторов

Одной из задач экономической теории является изучение хозяйственных систем. Она отслеживает определенные процессы, закономерности, принципы построения и взаимодействия элементов внутри экономических структур. В макроэкономике большое внимание уделяется анализу национальной хозяйственной системы. Именно она является индикатором состоятельности конкретного государства. Но сложность национальной экономики, множество ее внутренних связей и подсистем требует более детального подхода. Для удобства изучения такого рода системы используется ее деление на сектора.

Определение 1

Экономический сектор является структурным элементом национальной экономики, который объединяет институциональные единицы, схожие по целям и принципам осуществления своей хозяйственной деятельности. Они имеют похожие источники финансирования и функции. Соотношение секторов экономики характеризует ее устойчивость и способность к развитию.

В экономической теории применяются различные методы классификации секторов. Например, по владению собственностью, по принципу осуществления экономической деятельности, по циклу создаваемого продукта. Основной подход заключается в классификации по экономическому субъекту, выделяют:

  • Государственный сектор осуществляет регулирование хозяйственной системой страны. Сам он не осуществляет коммерческой деятельности, но создает общественные блага и соблюдает права участников экономических отношений.
  • Сектор домашних хозяйств обеспечивает предложение факторов производства. При этом он является основным потребителем создаваемых экономических благ.
  • Реальный или производственный сектор экономики представлен различными предприятиями, которые обеспечивают потребности общества в продукции и услугах. Этот сектор является основным потребителем производственных факторов.
  • Сектор внешних хозяйственных агентов представлен компаниями нерезидентами, которые осуществляют свою деятельность на территории государства или вступают в экономические отношения с резидентами страны. Сюда так же относят некоммерческие представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств.

Коммерческий сектор экономики

Коммерческий сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов, чья цель хозяйственной деятельности заключается в получении прибыли. В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций. Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны.

Основным признаком коммерческой организации является образование юридического лица, либо индивидуального предпринимательства. Созданные в коммерческих целях компании могут иметь различные хозяйственные формы, среди которых можно выделить:

  • товарищества и общества;
  • полные товарищества;
  • общества с ограниченной, дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия.

Главной задачей существования коммерческого предприятия является получение прибыли в ходе реализации производимой продукции. В большинстве стран мира данный сектор действует в условиях рыночных отношений, каждый из субъектов несет ответственность по своим обязательствам, и стремится к эффективному использованию собственных ресурсов.

Замечание 1

Основой коммерческого сектора является частная собственность. Государство оказывает влияние на деятельность субъектов сектора только через бюджетную и налоговую политику. Получается, что предприятия подвергаются воздействию рынка, изменениям спроса и предложения на нем. Коммерческий сектор России сформирован в основном крупными корпорациями, имеющими форму акционерных обществ. При этом средний и малый бизнес развиты намного хуже, хотя именно они создают базу и динамику развития экономики страны.

Этот сектор принято подразделять на финансовый, корпоративный и индивидуальный. Финансовые предприятия выделяются в отдельную подсистему, так как имеют свою специфику работы и получения прибыли. Большинство из них не имеют право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с производством благ. Источником их дохода является оказание различного рода финансовых услуг.

Некоммерческий сектор экономики

Хотя коммерческий сектор является базой экономической системы страны, все же им движут законы рынка. Производители стремятся к созданию благ, способных приносить доход, а уже затем отвечать запросам общества. Поэтому на ряду с коммерческим сектором существует некоммерческий. Здесь формируются блага, которые необходимы обществу, но могут не приносить существенного дохода.

В некоммерческом секторе чаще всего разрабатываются и внедряются инновации в социальной, информационной и технологических сферах. Уже позже они попадают в работу коммерческого сектора. Взаимодействие между этими двумя секторами является взаимовыгодным. Для коммерческого сектора повышается покупательская лояльность, увеличивается стабильность положения организации. Некоммерческий сектор получает денежные средства для развития и выполнения своей общественной миссии.

Несмотря на то, что доходы данного сектора относительно невелики, он так же предоставляет рабочие места, которые оплачиваются за счет спонсорских средств. В России некоммерческий сектор занимается вопросами молодежи, детей, а так же учебными заведениями, работой научных сотрудников. Субъекты этого сектора занимают ниши, малопривлекательные для коммерческих компаний.

Некоммерческие компании разделяют на рыночные и нерыночные. Первые занимаются производством, вторые обслуживают предприятия коммерческого сектора. Рыночные организации обычно представлены учебными учреждениями и предприятиями здравоохранения, оказывающими платные услуги. Их цены достаточно высоки.

Государственные программы по поддержке такого бизнеса позволяют снизить цены на услуги и сделать их более доступными для населения. Обслуживающие некоммерческие организации обычно создаются на базе крупных предприятий самим предпринимателями. Обычно они обслуживают интересы лица, их организовавшего. Например, осуществляют рекламную деятельность, исследовательскую или испытательную работу и так далее.

Существуют так же некоммерческие нерыночные организации, которые практически не получаются дохода. Их деятельность регулируется государственными органами. Некоммерческие организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств, могут быть представлены партиями, союзами, ассоциациями, спортивными клубами, общественными и культурными организациями, благотворительными фондами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра экономики социальной сферы

РЕФЕРАТ

по экономике социальной сферы

ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Выполнил: студент 430 группы

Салахутдинова В.Г.

Проверил: к.п.н., доцент

Михайленко Т. В.

Челябинск, 2011 г.

Введение

Социально сфера - это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят: образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, коммунальное обслуживание.

Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций - некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации.

Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются определяющими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях.

Цель данного реферата: рассмотреть формы коммерческих организаций в социальной сфере.

Глава 1. Формы коммерческих организаций

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

В ст. 1 Федерального закона «О производственных кооперативах РФ» от OS.05.1996 г. № 41-ФЗ дается определение производственного кооператива (артели): «Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов». Производственных! кооператив имеет ряд финансовых особенностей.

Производственный кооператив отличается от хозяйственных обществ и товариществ прежде всего тем, что основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Производственный кооператив - преимущественно объединение лиц, а не капиталов, это предопределяет и право участия членов кооператива в правлении: каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера имущественного пая.

Прибыль в производственном кооперативе создается собственным трудом его членов путем объединения их личных усилий в производственной деятельности. Участие членов производственного кооператива в производственной деятельности может выражаться в разных формах, в том числе путем предоставления финансового капитала. При этом в ст. 7 Закона установлены ограничения на количество членов кооператива, не принимающих личного участия в его деятельности: максимальное количество «финансовых участников» не должно превышать 25 % числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Каждый член производственного кооператива имеет в его имуществе пай, определенный уставом. Однако имущество производственного кооператива не принадлежит его членам на праве долевой собственности. Член производственного кооператива имеет лишь некоторые обязательные права в отношении этого имущества: на получение дохода, на получение части имущества при ликвидации кооператива и пр.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При создании унитарного предприятия ему выделяются средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Глава 2 Принципы финансовой деятельности коммерческих организаций

социальный финансовый коммерческий управление

Организация финансов коммерческих предприятий основана на положениях, связанных с их хозяйственной деятельностью. Первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в коммерческих предприятиях в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд (уставный капитал). Источниками его образования в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов могут быть: акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства и иные источники. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуется доход и прибыль, а также амортизационный, резервный и иные денежные фонды.

Принципы организации финансов коммерческих предприятий находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К основным принципам в рыночной экономике на современном этапе относятся самоокупаемость, самофинансирование, финансовая самостоятельность предприятий, заинтересованность и экономическая ответственность за выполнение обязательств перед государством, поставщиками, банками, коллективом работников, сочетание финансового планирования и коммерческого расчета.

Самоокупаемость - принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами.

Денежные доходы организаций складываются из выручки от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации имущества (основных фондов, инвентаря, нематериальных активов и т.д.), внереализационных доходов, арендной платы.

Главным источником денежных доходов является выручка от реализации продукции (работ, услуг), размер которой зависит от объема реализованной продукции и ее цены. В свою очередь, объем реализованной продукции (работ, услуг) зависит от потребностей рынка, спроса и предложения на рынке. С 01.01.00 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций», утвержденное Министерством финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 33-Н. Согласно п. 2 этого Положения, «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организаций подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления.

Основные понятия расходов приведены в Положении о бухгалтерском учете «Расходы организаций», утвержденном Министерством финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32-Н. Расходами коммерческой организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы коммерческих организаций подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы).

Самофинансирование - принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью предприятия, когда ему предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, изыскивать и внедрять в оборот заемные средства, исходя из экономической выгоды.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива.

Экономическая ответственность предприятия определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.

Глава 3. Коммерческая деятельность в социальной сфере

За рубежом понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация» обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации - как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора.

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор - частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор - частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за плату:

ѕ платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры;

ѕ лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;

ѕ услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;

ѕ кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;

ѕ услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены основные формы коммерческих организаций в социальной сфере.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Коммерческие организации представляют второй сектор социальной сферы.

В соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ, предоставлением коммерческих услуг населению в социально-культурной сфере могут заниматься хозяйственные товарищества, хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества (АО), а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Список использованной литературы

1. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Организационно-правовые формы предприятий [Электронный ресурс]: статья: Экономика и правовая деятельность предприятия - 2011 - Режим доступа: www.isachenko-na.ru, свободный.

3. Финансы предприятий различных форм собственности [Электронный ресурс]: электронный учебник: Финансы и кредит: электронная библиотека - 2008 - Режим доступа: www.bibliotekar.ru, свободный.

4. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие для вузов: учебники высшей школы экономики. - М.: ИД ГУ ВШЭ,2003. - 367 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности. Что такое "коммерческая деятельность". Субъекты предпринимательства некоммерческих организаций. Характеристика организационно-правовых формы коммерческих организаций согласно Гражданскому кодексу.

    реферат , добавлен 30.12.2010

    Сущность структуры управления коммерческих и некоммерческих организаций, их сравнительная характеристика на примере благотворительного фонда "Дорога вместе" и компании ОАО "Невская косметика" по видам действия, организационно-правовым формах и управлению.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Документы, регламентирующие деятельность коммерческой организации. Общие принципы анализа рисков предпринимательской деятельности. Качественный и количественный анализ рисков коммерческих организаций. Определение уровня риска потерь предельной прибыли.

    отчет по практике , добавлен 29.02.2016

    Понятие благотворительной деятельности в социальной сфере, ее виды и формы. Организационно-правовые формы благотворительных организаций: учреждение, товарищество, общество. Основные проблемы благотворительной деятельности в условиях рыночной экономики.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Понятие коммерческих организаций, этапы и правовые основы их организации: принятие учредителями решения о создании, подготовка документов для государственной регистрации, государственная регистрация и заключительные действия, регистрация выпуска акций.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования. Формы и системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы и коммерческих организаций. Гарантии государства в области занятости. Понятие рабочего времени и его продолжительность.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2011

    Общая характеристика основных видов коммерческих организаций, а именно хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особенности деятельности некоммерческих юридических лиц.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Структура фирмы и ее роль в экономике государства. Механизм функционирования фирмы, организационно–правовые формы предпринимательской деятельности. Количественные характеристики сферы предпринимательства. Основные фонды коммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2013

    Основные понятия и функции анализа и системы оценки результатов деятельности некоммерческих организаций. Способы расчета и анализ показателей результативности деятельности некоммерческих организаций. Характеристика ряда некоммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Формы и виды некоммерческих организаций в РФ. Статус органов управления, учредительные документы, нормативные и корпоративные группы актов, формы некоммерческих организаций, порядок их создания, реорганизация и ликвидация. Уставные цели и имущество.