Используя в обучении метод проектов. Проектный метод в работе с детьми

Применение метода проектов в процессе обучения

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Проектная методика актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

изольда жукова
Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе .

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностное - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения , при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов . Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе :

Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка) .

Здоровье сберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков , расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе) .

Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование , позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования ) .

Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования , состав, структуру объекта проектировочных усилий , логику проектирования , ресурсное обеспечение процесса реализации проекта .

Одним из направлений инновационной деятельности ДОУ является педагогическое проектирование , которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ .

Проекты классифицируются : По количеству : - индивидуальные;

- парные; - групповые : - фронтальные.

3. По продолжительности : - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий ) ;- среднесрочные (от 1 месяца) ;- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

4. По доминирующему виду проектной деятельности : в разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, наиболее популярные. Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы ,

источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта , с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка , проект правил группы , витражи и т. д.)

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Ознакомительно - ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией , ее анализ и обобщение фактов.

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Первый этап.

2. Определение темы проекта .

Педагог формулирует проблему и цели проекта , после чего определяется продукт проекта . Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта . Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг .

Второй этап. Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта . Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта . На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний , умений и навыков.

Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов .

Для написания проекта , нужно придерживаться структуры проекта .

СТРУКТУРА ПРОЕКТА : Тема. Цель. Задачи.

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта , возраст дошкольников. Предварительная работа .

Работа с дошкольниками. Работа с родителями. Оснащение предметно-развивающей среды. Систематизация материалов, подведение итогов. Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу : рационально организовать образовательный процесс . Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей .

(«Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Музыка» , «Труд» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» , «Социализация» , которые не должны реализовываться в образовательной деятельности в чистом виде – необходим их синтез , нужна интеграция , которая обеспечит качественное и количественное изменения личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придет целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или несколько) в другую.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребенка дошкольного возраста является :

Способом самовыражения;

Способом познания и понимания окружающего мира;

Универсальным способом жизнедеятельности;

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребенка, а так же, освоение им музыкально – художественной деятельности.

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, предметная, изобразительная , художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе . Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное , социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников. Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса .

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой .

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции , необходимо придерживаться следующего алгоритма действий : я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели : «Во саду ли, в огороде»

Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели : задач развития воспитанников.

Цель : обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

Задачи : Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;

Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.

Побуждать детей к употреблению в речи обобщающих слов «овощи, фрукты» в ходе составления различных рассказов и повседневного общения.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т. д.

2. Следующий шаг - отбор педагогического содержания из разных образовательных областей . Представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

В нашем случае итоговым мероприятием станет познавательно – музыкальное развлечение «Осенний серпантин» , на котором помимо основного сценария будут представлены выставки : «Осенние фантазии» (поделки из овощей и фруктов, «Ярмарка блюд здорового питания» . Презентация блюд, приготовленных совместно с родителями.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Те виды и формы работы, которые мы представили в таблице мы «разбрасываем» на рабочую неделю, не забывая и о планировании индивидуальной работы, деятельности, осуществляемой в процессе режимных моментов. Разнообразие видов деятельности в каждый отрезок времени позволяет педагогу варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание. Выбранное по циклограмме направление дополняется конкретными содержанием (игрой, этюдами, наблюдением и т. д.) .

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса , необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями .

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно. Следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. Детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие , в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме , делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и

увлекательным.

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом , реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность :

1. процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес , так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей .

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе .

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться , распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем :

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах , помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Используя в своей работе педагогическое проектирование , мы реализуем личностное-ориентированный, компетентные и развивающие подходы к обучению.

Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенции, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений .

Таким образом , освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы .

Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, проблемы, но и условий ее реализации.
Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам, оформленным тем или иным способом.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект «, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Всё это я стараюсь внедрять на своих уроках, имея положительные результаты.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных фактов и условий ее решения и реализации результатов.
В основе проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Из этого следует, что метод проектов –суть развивающего, личностно- ориентированного характера обучения. Наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время. Данный метод может достаточно широко использовать на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, ее мотивации, наличие соответствующих условий для ее решения.
Исходя из сказанного выше, перечислим основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
3) самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время
4) структурирование содержательной части проекта
5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов: анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки» , «круглого стола» , творческих отчетов, защиты проектов и т.п.)

В курсе трудового обучения метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Очень важно, чтобы учитель трудового обучения планируя работу на год, подобрал тематику проектов в разрезе программного материала с таким расчетом, чтобы ученик смог бы выполнять проект не только во внеурочное время (кружок, помощь родителей), но и в учебное время. Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношами нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность учащегося испытывать радость от процесса и результатов труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Тематика проектов может быть лишь ориентировочной, так как невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Выход из положения, вероятно, заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении их учащимся. Собственно она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я». Очень жаль, что нынешняя программа и количество часов на современном этапе урезаны, что вызывает определённые сложности в полноценном осваивании знаний, умений и навыков, а так же в творческом развитии личности.
Американский ученый Джон Дьюи (философ-идеалист, исследовавший основу формирования личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям") сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.
Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий, а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулся со следующими проблемами:
− отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону
(выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
− ребенок не может применить теорию на практике;
− испытывает страх перед практической деятельностью;
Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями. В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.
Стремительный переход белорусского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.
Поэтому в первую очередь необходимо:
− развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность учащихся;
− научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
− воспитывать коммуникативные качества каждой личности;
- знакомить учащихся с современными технологиями, средствами и способами достижения поставленной цели;
- знакомить с рекламной средой, основами маркетинга и современными структурами хозяйствования.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь
развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…

Метод проектов

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году . Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской . В г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Литература

  • Кильпатрик В. Основы метода . М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов . М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе . 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.

Ссылки

  • Е. С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  • Горлицкая С. И. История метода проектов.
  • Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод проектов" в других словарях:

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - МЕТОД ПРОЕКТОВ. То же, что проектная методика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Метод проектов - см. Активные методы обучения … Российская энциклопедия по охране труда

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при к рой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практич. заданий проектов. М. п. возник во 2 й пол. 19 в. в с. х. школах США и был затем перенесён в общеобразоват.… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект упражнение (У.Х. Килпатрик) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. М.п. возник во 2 й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в… … Педагогический терминологический словарь

    Организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий проектов. М. п. возник во 2 й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической… … Большая советская энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, в к рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20 х годах получил распространение в советской… … Педагогический словарь

    Метод оценки инвестиционных проектов, согласно которому предпочтение должно отдаваться проектам с наименьшим сроком окупаемости. По английски: Recoupment method Синонимы: Метод учета срока окупаемости См. также: Методы оценки инвестиционных… … Финансовый словарь

    Правило отбора наиболее перспективного инвестиционного проекта из числа рассматриваемых проектов. Синонимы: Принцип оценки инвестиционного проекта См. также: Методы оценки инвестиционных проектов Инвестиционные решения Инвестиционные проекты… … Финансовый словарь

    Метод реальных опционов - метод оценки инновационных проектов, характеризующихся высокой неопределенностью ожидаемых результатов. Предполагает перенос из финансового в реальный сектор экономики концепции опционов и их применение для оценки инновационных проектов.… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Книги

  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна. В книге рассматривается такой современный подход к образовательной деятельности детей, как метод проектов. Автор показывает существенные отличия общепринятого тематического подхода от метода…

ирина чардымова
Проектный метод в работе с детьми

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Эту возрастную особенность детей специалисты в области психологии сравнивают с умственной деятельностью ученого, делающего великое открытие. Но самое важное то, что для ребенка гораздо легче изучать и усваивать новое, проводить собственные исследования : наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.

Проект в переводе с греческого - путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект , решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это , прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми , актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.

Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ , ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез , их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей , благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как :

Принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы) ;

Принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) ;

Принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров) ;

Принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне) .

Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой) . Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :

исследовательско-творческие : осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

ролево-игровые : это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;

творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Первый этап. Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта , после чего определяется продукт проекта . Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.

Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать?

С какими предметами научиться работать для достижения цели ?

Третий этап. Выполнение проекта . Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.

Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов . Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее . Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах :

Как способ организации всего педагогического процесса;

Для решения задач определенного раздела («Познание» , «Социальный мир» , «Природный мир» );

Для проработки конкретной темы внутри разделов программы.

Таким образом, основными составляющими метода являются :

Выявление проблемы;

выработка и постановка гипотез;

Формулировка темы;

Наблюдения, опыты, эксперименты;

Суждения, умозаключения, выводы.

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.