Вторая промышленная революция кратко. Причины второй промышленной революции

Основные последствия технологической революции такие:

  • 1. Промышленный переворот XVIII-XIX вв. дал толчок становлению машинной индустрии, вызвал изменения в социальной структуре общества: создание двух новых классов - буржуазии и наемных рабочих, утверждения господства буржуазии. В отличие от него результатам второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки на непосредственный фактор производства. Поэтому эту революцию называют не промышленной, научно-технической. Она обеспечила резкий рост производства: за 1850-1900 гг. добыча угля увеличилось в 10 раз, нефти - в 25, выплавка стали за 1870-1900 гг. возросла более чем в 50 раз.
  • 2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.
  • 3. Происходила не только диверсификация отраслей и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).
  • 4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.
  • 5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.
  • 6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская: два варианта хозяйствования - американский (США и Канада) и прусский. Для Европы было характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Развивались также кооперативная и муниципальная формы собственности. В 1913 г. в США на предприятиях, которые принадлежали акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% рабочих. В Германии создания акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железной дороги. С разрешением выпуска мелких акций номиналом до 1 фунта стерлингов в 1895-1905 гг. происходит значительный рост акционерных обществ в Англии. Несколько медленными темпами этот процесс осуществлялся во Франции. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств мелких товаропроизводителей и служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. Основными видами кооперации, которые возникли до 1914, p. были потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилая. К началу Первой мировой войны Россия, в состав которой входила значительная часть украинских земель, занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах находилось 70 тыс. человек.

Основные тенденции в развитии капиталистических стран в конце Х1Х – начале ХХ вв.

    Вторая технологическая революция, её воздействие на эффективность национальных экономик.

    Основные институциональные изменения.

3. Соотношение сил в мировой экономике.

Вопрос 1.

В последней трети Х1Х в. и в предвоенные годы ХХ в. в мире произошла вторая технологическая революция.

Она радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу.

Технический переворот произошёл в базовых отраслях тяжелой промышленности – металлургии и машиностроении. Были механизированы трудоёмкие процессы загрузки доменных печей и разливка чугуна. Передел чугуна в сталь потребовал новой эффективной технологии и был осуществлен в 1870 – 1880 гг. С.Томасом (Англия) и П.Мартеном (Франция). Это позволило увеличить выплавку стали в мире за 30 лет (1870 – 1900) в 212 раз и довести до 65,4 млн т. В это время разработана электроплавка стали, получен алюминий из электролита, изобретен дюралюминий.

Это определило значительный рост машиностроения. Первенствующие позиции в нем заняли станкостроение и приборостроение, определяющие уровень механизации производства. Укрупнение предприятий, разделение технологического процесса на большое количество простых операций привело к выпуску стандартизированных изделий. Стандартизированное, массовое, поточное производство с применением конвейера впервые получило законченный вид в автомобилестроительной промышленности США (заводы Г.Форда 1912 – 1913 гг.).

К принципиальным изменениям в энергетической базе производства привело изобретение паровых турбин: реактивной (1884 – 1885) Ч. Парсонсом (Англия) и активной (1889) К.Лавалем (Швеция). В итоге пар был заменён электричеством, началась электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приёма электроэнергии. В скором времени паровая турбина была объединена в единый агрегат с динамомашиной и был создан турбогенератор. Возникают новые отрасли техники и промышленности – электрохимия и электрометаллургия.

Новое направление технического прогресса – электрификация производства – существенно повысило уровень производительности труда в промышленности. Электричество стало использоваться для освещения улиц, общественных зданий, частных квартир, для приведения в движение городского (трамвай) и пригородного транспорта.

В этот период были изобретены двигатели внутреннего сгорания, которые работали от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н.Отто) и нефти (Р.Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г.Даймлер, К.Бенц). Автомобилестроение не только расширило возможности сухопутного сообщения, но и дало толчок развитию нефтяной, алюминиевой и других отраслей промышленности, обогатило структуру тяжелой индустрии.

Традиционные виды транспорта также получили развитие: возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. С 1860 по 1900 г. мировая железнодорожная сеть увеличилась в 4 раза, особенно интенсивно она росла в США, Германии, России. Железные дороги становятся главными путями сообщений и оказали воздействие на размещение производительных сил, внутреннюю и внешнюю торговлю. На морском транспорте парусные суда заменялись паровыми, усовершенствовались конструкции пароходов.

Многократно увеличилась экономическая значимость нефти: её добыча стала возрастать быстрыми темпами: с 1870 по 1890 гг. она увеличилась более чем в 20 раз и достигла уровня в 20 млн т.

Получила развитие и химическая технология: на основе разработок Л.Бакеланда (Бельгия) были созданы искусственные материалы, промышленность перешла к производству пластмасс, искусственных красителей, минеральных удобрений, в 1915 г. Германия начала производить метилкаучук.

Успехи химического производства и механизация сельского хозяйства позволили повысить в аграрной сфере производительность труда. С конца Х1Х в. стали широко применяться минеральные удобрения, силосование кормов. Получили всё большее распространение земледельческие машины (сеялки, жнейки, сеноуборочные машины), механические двигатели с электроприводом, был сконструирован и вышел на поля трактор (в 1890, США), появились новые приёмы агрикультуры (опытные поля).

Появились новые средства связи – телефон, телеграф. Протяжённость телеграфных линий во всех странах мира за последние 20 лет Х1Х в. увеличилась почти втрое, в 1895 г. А.Попов изобрёл радио. Они обеспечили возможность получения быстрой и точной информации о состоянии рынков, соотношении спроса и предложения товаров, о ценах на все виды товарной продукции. Как и транспортные средства, средства связи способствовали образованию мирового рынка, усилили конкуренцию и борьбу на рынке.

В итоге всех этих перемен определился главный показатель развития любой национальной экономики. От производительности труда стало зависеть качество жизни всей нации, и она становилась в долгосрочной перспективе наиболее объективным показателем экономической эффективности народнохозяйственного комплекса.

В этот период прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса.

Значение ведущих отраслей первой промышленной революции не уменьшилось. Но вместе с тем резко выросло значение новых отраслей-лидеров.

Таким образом, вторая технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности: ведущее место заняли отрасли тяжелой промышленности, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.

Главная тенденция развития экономики в конце XIX в. - переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции самостоятельных предприятий, к монополии (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу; монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка). Основа перехода - изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники, то есть вторая технологическая революция , которая развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов XX в. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения).
Причина второй технологической революции - изменение энергетической базы производства. На смену паровой энергии приходит электричество, начинается электрификация производства, создаются новые производства: электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.
Основные черты:
1885г. - построен первый автомобиль (Даймлер, Бенц). Использование двигателя внутреннего сгорания на транспорте и в военной технике, механизация сельского хозяйства.
Развитие химическая промышленность (появление искусственных красителей, пластмассы, искусственного каучука).
Развитие металлургии (разработка новых способов получения стали, удешевивших и увеличивших производство. Переход из «железного» в «стальной» век).
Рост машиностроения из-за увеличения выплавки стали, создаются условия для усиленного железнодорожного строительства и развития океанского судоходства.
Электрификация железнодорожного транспорта, появление танкеров и дирижаблей, развитие авиации.
Появление в военной области автоматического стрелкового оружия, отравляющих веществ, увеличение мощности взрывчатых веществ.
1895г – изобретение радио (Попов), использование телефонной связи.
Последствия:
Ускорение технического прогресса, быстрое расширение промышленного производства способствовали оформлению экономического неравенства стран и смене мирового лидера (1- США, 2- Германия, 3- Англия).
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.
Появление новой формы организации капитала - акционирования, что позволило создавать крупные по размерам производимой продукции предприятия.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к монополии (простейшие формы монополии – корнер, пул, ринг, конвенция; более зрелые – картель, синдикат, трест, концерн, холдинг) (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).




31. Формирование монополистического капитализма на рубеже XIX – ХХ вв.

Монополистический капитализм – форма или стадия капитализма, вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свободной конкуренции (капитализм – общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу).

Предпосылки возникновения:

Раздробленность и образование национальных государств в Германии и Италии; отмена крепостного права в России; ликвидация рабства в США; "революция Мэйдзи" в Японии.

Вторая технологическая революция, которая привела к ускорению технического прогресса, быстрому расширению промышленного производства.

В 1870-1880-х гг. появление первых акционерных компаний.



Усложнение хозяйственной жизни способствовало расширению форм собственности, появлению и развитию государственной, кооперативной и муниципальной собственности.

Акционерная форма организации хозяйственной жизни (создавала условия для образования монополий).

Монополия капиталистическая – объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.

Причины монополизации рынка:

Возрастание размеров капитала, требуемого для деятельности отдельного предприятия.

Стремление предпринимателей к извлечению максимальной прибыли, в том числе за счет вытеснения конкурентов с рынка.

Появление естественных монополий связано с развитием коммунального хозяйства, патентного права, с различного рода махинациями и злоупотреблениями (монополия - крупное хозяйственное объединение, экономически господствующее в каком-либо сегменте рынка).

Создание монополий стимулировалось :

высокими прибылями крупных предприятий,

их преимуществами в конкурентной борьбе,

более благоприятными возможностями сбыта товаров.

Простейшие формы монополий: пул, конвенция, корнер, ринг (временные соглашения в одной отрасли). К 1890-м гг. монополистические объединения приобрели более устойчивый характер и стали захватывать крупные сектора хозяйственной жизни (картель, синдикат, трест, концерн, холдинг).

Пул - одна из форм монополии, временное объединение, соглашение между предпринимателями, при котором прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними в заранее намеченной пропорции

Картель - установление между промышленными и фабричными предпринимателями общих единообразных условий сбыта и производства, причем во всех других отношениях не входящих в состав договора, каждое из предприятий сохраняет свою хозяйственную самостоятельность, чем и отличаются от треста

Синдикат - монополистическое объединение, в составе которого компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий

Последствия:

Монополисты искусственно поддерживали высокие цены на товары, делили между собой сферы сбыта, определяли количество производимых товаров.

Тенденция к протекционизму, отвечавшему интересам монополий, вытеснила политику "свободной торговли".
Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности породили концентрацию и централизацию капитала в банковском деле.

Возникло тесное переплетение банковских и промышленных предприятий, их сращивание посредством взаимного владения акциями. На этой основе образовывался финансовый капитал.

Большое значение приобрел вывоз капитала, что сулило монополиям значительно большие прибыли, чем внешняя торговля.

Всесилие монополий не препятствовало возникновению кризисов.

Тема 2: Мировая индустриальная экономика 2 – ой пол. 19 – 1 пол. 20 вв.

Вторая технологическая революция и формирование монополистического капитализма.

Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития мировой индустриальной экономики во
второй половине XIX – начале ХХ вв. стал переход от капитализма,
основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных
предприятий, к монополистическому капитализму.
В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах,
вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX вв.,
получившие название второй технологической революции . Первой
технологической революцией была промышленная революция. Вторая
технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и
продолжалась до Первой мировой войны (1914–1918 гг.). В отличие от
промышленной революции вторая технологическая революция основывалась
на научных достижениях, а не просто на удачных технических изобретениях.
Следует выделить основные достижения второй технологической
революции :
1) Качественные изменения в металлургии :В результате
использования открытий английских изобретателей Генри Бессемера (1856) и
Синди Томаса (1878) возникает производство стали путем продувки жидкого
чугуна кислородом в специальных агрегатах – конвертерах. В 1864 г.
французский металлург Пьер Мартен разработал процесс получения стали в
мартеновской печи. Конвертерная и мартеновская технологии стали основой
для массового сталелитейного производства , ставшего одной из
важнейших отраслей промышленности.
2) Электрификация производства : На базе открытия явления
электромагнитной индукции возникает технология получения, передачи и
приема электроэнергии. На этой основе венгерский физик Аньош Йедлик
сконструировал первый электрический генератор (динамо-машину),
немецкий физик Мориц Герман фон Якоби в 1834 г. – первый электрический
двигатель . К концу XIXв. происходит широкое внедрение в промышленное
производство электрической энергии. Возникли новые отрасли
промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический
транспорт. С 1880-х гг. начинается строительство крупных электростанций.
В 1895 г. в качестве привода электрического генератора на электростанции в
Кембридже была впервые использована паровая турбина, изобретенная в
1884 г. английским инженером Чарлзом Парсонсом. В 1886 г. электрический
двигатель был использован для созданиятрамвая. В 1890-е гг. электричество
стали использовать для уличного освещения и на фабриках. Для освещения
жилых зданий в крупных городах электричество начали применять в 1920-
х гг.
3) Изобретение и внедрение двигателей внутреннего сгорания : Двумя
вариантами данных двигателей стали двигатель, работающий от энергии,
получаемой при сгорании паров бензина (изобретен немецким инженером
Николаусом Отто в 1877 г.), и двигатель, работающий от энергии,
получаемой от сгорания топлива, полученного а результате нефтеперегонки,
либо сырой нефти (изобретен немецким инженером Рудольфом Дизелем в
1897 г.).Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на
транспорте, в военной технике, на небольших промышленных предприятиях,
ускорил механизацию сельского хозяйства. В 1885 г. был построен первый
автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц).
4) Качественные преобразования в химической промышленности :
Началось производство искусственных красителей, пластмасс,
искусственного каучука; были разработаны новые технологии получения
серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться
минеральные удобрения.
5) Развитие транспорта: Началась электрификация железнодорожного
транспорта; возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов;
совершенствовались конструкции железных дорог. В конструкциях
пароходов стали активно использоваться паровые турбины; появились новые
транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли,
возникла авиация (первый полет управляемого самолета с двигателем,
сконструированного американскими изобретателями братьями Райт
состоялся в 1903 г.).
6) Изобретение радио и телефона : В 1895 г. русским ученым
Александром Поповым было изобретено радио. В 1876 г. американский
изобретатель Александр Белл сконструировал первый телефон – началось
использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных
линий.
7) Стандартизация производства : Возникает конвейерное
производство, которое впервые было внедрено в США в 1913 г. на
автомобильных заводах Форда и привело к значительному повышению
производительности труда. Быстрый рост масштабов промышленных
предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к
разработке системы научной организации труда или «тейлоризма », в честь
ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора, который
применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к
операциям, производимым людьми.
Вторая технологическая революция привела к ускорению темпов
промышленного роста. За 1850–1900 гг. добыча угля в мире увеличилась
более чем в 10 раз, добыча нефти – в 25 раз, выплавка стали за 1870–1900 гг.
возросла более чем в 50 раз. Вместе с тем вторая технологическая революция
изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план
вышли отрасли тяжелой индустрии (металлургия, машиностроение),
нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника,
значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Быстро
развиваются химическая и автомобильная промышленность.
Формирование монополистистического капитализма
Технический прогресс стал предпосылкой для перехода
капиталистической экономики в новую фазу развития –
монополистистический капитализм .
Для данного типа экономической системы характерны следующие
признаки:
1) концентрация капитала и формирование монополий;
2) сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии;
3) преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров;
4) завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами .
Концентрация капитала и формирование монополий. Создание
новых предприятий, оборудованных с учетом новейших достижений
техники, требовало крупных капиталовложений, для которых были
недостаточны средства отдельных предпринимателей. Вследствие этого
происходило объединение ряда самостоятельных предприятий некоторой
отрасли промышленности и создание акционерных обществ – финансово-
промышленных групп, объединявших капиталы нескольких собственников и
привлекавших дополнительные капиталы населения путем выпуска акций.
Итогом данных процессов стало возникновение новой формы
организации производства – монополии. Капиталистическая монополия
это объединение владельцев капитала, возникающее на основе высокого
уровня концентрации производства и капитала, для сосредоточения
производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли,
установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.
Причинами монополизации рынка являлись стремление
предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения
конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление
естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной
фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива,
электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального
хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и
злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Монополии ограничивали конкуренцию, но в то же время не устраняли
ее полностью. Конкурентная борьба велась как между самими участниками
монополистических объединений за долю в прибылях, так и против других
монополий и любых иных конкурентов. Монополисты различными методами
содействовали разорению мелких предпринимателей (например, путем
установления монопольно высоких или монопольно низких цен), особенно в
периоды циклических кризисов перепроизводства, крупнейшим из которых
был кризис 1900-1903 гг.
К началу ХХ в. монополии стали играть ведущую роль в
капиталистической экономике. Классическими странами
монополистического капитализма стали США и Германия. В этих странах
монополии обеспечивали большую часть выпускаемой промышленной
продукции и практически полностью контролировали ведущие отрасли
производства (каменноугольная, металлургическая, нефтяная
промышленность, транспорт). В несколько иных формах и более медленно
монополии создавались в других промышленных державах.
Сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии. Структурные сдвиги в
промышленности обусловили концентрацию банковского капитала.
Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения
производства и обновления основного капитала способствовали изменению
роли банков в экономике – из пассивного посредника в платежах банк
превращался в активного участника рынка. Крупные банки поглощали или
подчиняли себе мелкие банки посредством скупки или обмена акций,
системы долговых отношений и т.д. и становились таким образом
банковскими монополиями . С ростом концентрации банков сокращался круг
учреждений, к которым можно обращаться за кредитом, результатом чего
стало увеличение зависимости крупной промышленности от банковских
монополий. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в
промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Образование банковских монополий ускорило монополизацию
производства. Угрожая лишением кредита и другими мерами
экономического давления, банковский капитал заставлял контролируемые им
промышленные, торговые и транспортные предприятия быстрее идти по пути
объединения в монополии. Банку было достаточно захватить в свои руки
контрольный пакет акций какого-нибудь акционерного общества, чтобы
подчинить его себе. Такое общество само нередко могло контролировать ряд
дочерних обществ, которые также оказывались вовлеченными в сферу
влияния банка. Таким образом, несколько крупнейших финансистов,
господствовавших в банке или группе банков, получали возможность
распоряжаться гигантскими капиталами, крупнейшими предприятиями и
даже целыми отраслями промышленности.
Широкое распространение получила система включения директоров и
других представителей банков в наблюдательные советы промышленных,
торговых и транспортных предприятий, страховых компаний и, с другой
стороны, вступления промышленных монополистов в правления и советы
банков. Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в
финансовый капитал .
Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки,
финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль,
подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в
правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под
контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и
электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ),
автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в
мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтсстил», под
контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко
и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер,
нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания
«Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой
современного «Чейз Манхэттен бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию
финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и
предпринимателей.
Одним из путей получения гигантских прибылей финансовой олигархии
была спекуляция ценными бумагами, которые выпускались акционерными
обществами. Принимая участие в создании акционерных обществ и банков
или реорганизуя их, крупные финансисты обычно завладевали значительной
частью акций и удерживали их, ожидая благоприятного момента, чтобы
пустить акции в продажу и получить огромную прибыль, иногда вдвое
превышавшую первоначально вложенный капитал.
Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров. Рост
масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции
неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней
торговли. Так, с 1891 по 1910 г. международная торговля увеличилась в
1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей
положило начало формированию мирового рынка как единого механизма,
связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи
крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых
цен под влиянием мирового спроса и предложения.
В то же время формирование мирового рынка сопровождалось крайним
усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. С
одной стороны, выдвинулась небольшая группа наиболее богатых государств
(государства Западной Европы, Северной Америки, а также
присоединившаяся к ним в конце XIX в. в результате ускоренного
экономического развития Япония). Эти государства составили основу
центра мировой экономической системы . С другой стороны, существовали
многочисленные экономически отсталые страны, которые составили
периферию мировой экономической системы .
В данных условиях из стран центра усиливается экономическая
экспансия в периферийные страны путем экспорта капитала . Экспорт
капитала осуществлялся в двух основных формах:
- денежные кредиты;
- инвестиции в промышленные предприятия, строительство железных
дорог и т.д.
Первая форма наибольшее развитие получила во Франции. Помимо
процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные
выгоды. Например, предоставив Турции крупный кредит, Франция получила
концессию на строительство железных дорог, установила контроль над
важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу
главного банка страны. Тем самым Турция фактически попала в
экономическую зависимость от Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания.
Ее капиталовложения за рубежом к началу ХХ в. составили более половины
всех мировых иностранных инвестиций. Следует отметить, что Англия и
Франция, уже ранее захватившие значительные колониальные владения,
были в более выгодном положении в сравнении с молодыми
капиталистическими державами, как например, США или Германия, что
обостряло противоречия между ними.
Завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами. В начале XX в., когда
развитие монополий существенно ослабило конкуренцию в рамках
отдельных государств, усилилась конкуренция за сферы влияния на
мировом уровне между крупными монополиями. В качестве примеров можно
рассматривать конкуренцию двух крупнейших электротехнических
компаний мира: американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ, а
также конкуренцию между нефтяными монополиями: англо-голландским
«Ройял Датч Шелл» и американским «Стандард Ойл». На мировом уровне
использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за
счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В
конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее
таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Таким образом, международная конкуренция между крупными
национальными монополиями содействовала росту противоречий между
крупнейшими мировыми державами.
Формирование мирового рынка сопровождалось территориальной
экспансией – созданием крупных колониальных империй. К началу ХХ в. большая часть территорий Азии и Африки превратилась в колонии.
Крупнейшими колониальными державами были Англия, Россия и Франция.
Колонии имели и более мелкие государства: Бельгия, Голландия,
Португалия, Испания, Италия. В конце XIXв. колониальные владения
приобрели новые промышленные державы: Германия, США и Япония В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые
государства в Азии (Китай, Иран, Турция и др.), Африке и Латинской
Америке, которые превращались в своего рода полуколонии крупных
держав. К началу ХХ в. практически весь мир был разделен на сферы
влияния между несколькими крупными индустриальными государствами.
Данная система определялась понятием «империализм ». С наступлением эпохи империализма борьба развитых держав за
территориальный раздел мира сменилась еще более острой борьбой за его
передел в соответствии с изменившимся соотношением сил. Старые
колониальные державы – Великобритания, Франция, Россия – стремились
удержать и еще больше расширить свои империи. Германия, США, Япония,
недавно включившиеся в колониальную политику, требовали расширения
доли колониальных владений, рынков капитала и сбыта товаров.
Империалистическое соперничество крупных держав иногда приводило к
войнам за передел колоний и территориальных сфер влияния. Примерами
могут служить испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг. Итогом межимпериалистических противоречий данной эпохи стала
Первая мировая война 1914-1918 гг., в которой противостояли друг другу два
крупных блока мировых держав: Антанта во главе с Англией, Францией и
Россией и Четвертной союз во главе с Германией и Австро-Венгрией. Экономическое развитие в эпоху монополистического капитализма
ускорило процессы урбанизации . За 1870-1914 гг. более 20 млн. человек
переселились в города. По темпам урбанизации в этот период впереди была
Англия, где еще в начале1870-х гг. численность городского населения
превышала число сельского. Появились города с более чем миллионным
населением. Развитие промышленности и урбанизация содействовала дальнейшему
формированию капиталистических отношений. В то же время в структуре
рабочего класса увеличивается доля квалифицированных рабочих;
происходит некоторое увеличение оплаты труда и повышение уровня жизни
рабочих. В развитых странах в этот период вводится всеобщее избирательное
право, легализуются профсоюзы и забастовки, вводится государственное
регулирование в сфере труда: ограничивается рабочий день, запрещается
детский труд, проводятся меры по соблюдению охраны труда и т.д. Вместе с
тем значительная часть пролетариата, особенно в малоразвитых странах по- прежнему находится в тяжелом положении.

Вторая промышленная революция, называемая также технологической революцией, - это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в.
Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

Концепция второй промышленной революции была введена британским социологом Патриком Геддесом в 1915 г. , а в 1970х годах была ввдена в широкое употребление американским экономистом Дэвидом Лэндисом.
В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов.

В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

Важное значение имело изменение энергетической базы производства.
Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор.
Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.