Перспективы развития ввс россии и авиастроения.

Ил-20 (по натовской кодификации Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, который был создан на базе авиалайнера Ил-18. Самолет оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками. Представляет собой еще один удачный пример использования гражданской платформы под создание военного самолета. При этом гражданский вариант Ил-18 совершил свой первый полет еще в 1957 году. Самолеты Ил-20 в СССР производились с 1968 по 1976 годы. На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.

При этом стоит отметить, что самолеты Ил-20 часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота» и носили гражданские регистрационные номера. Более того, на борту самолета в районе кабины, как и на пассажирском варианте, была нанесена надпись «Ил-18». Лишь некоторые из военных самолетов получили шаровый (серый) цвет окраски, как на самолетах Ил-38. Самолет Ил-20РТ в составе ВМФ России по-прежнему несет на себе практически гражданский вариант окраски, в этом можно убедиться, посмотрев на фотографии машины, в том числе сделанные в 2015 году.


Самолет Ил-20М

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств вероятного противника в прифронтовой полосе, перехвата открытых переговоров, перспективной радиолокационной съемки местности. Начиная с конца 1950-х годов, в СССР самолет Ил-18 стал своего рода «визиткой» отечественной гражданской авиации, представляя нашу страну не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто отдает себе отчет, что некоторое количество Ил-18 нашло приют на военных аэродромах. В данном случае речь идет о специальных модернизациях самолета, которые разрабатывались в военных целях. Внешне данные самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи, оставаясь одними из самых секретных самолетов в СССР.

Сведения об этих машинах сохранялись даже более тщательно, чем, к примеру, информация о новых боевых самолетах — бомбардировщиках и истребителях. Машины использовались для ведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, для передачи телеметрической информации. Самолеты Ил-20 продолжали производить уже после того, как серийное производство авиалайнеров Ил-18 было свернуто.

Самолет Ил-18Д представлял собой последнюю и, как следствие, наиболее совершенную модификацию семейства самолетов Ил-18, выпускающихся серийно с 1957 года. В отличие от модели предшественника Ил-18В, самолет оснащался более экономичными и мощными двигателями АИ-20М VI-серии и установкой дополнительных топливных баков, что обеспечивало самолету увеличение дальности полета. Этот гражданский авиалайнер с максимальным запасом топлива мог преодолеть практически 6400 км (для Ил-18В — 4850 км). Летные испытания самолета начались 26 июля 1965 года, в том же году самолет был отправлен в серийное производство. Его выпуском занимался московский завод «Знамя труда», в цехах завода он сменил Ил-18В. Всего до 1969 года было изготовлено 122 таких самолета, которые стали последними гражданскими авиалайнерами данного типа. Именно машина Ил-18Д стала основой для проектирования всех последующих «военных» вариантов пассажирского самолета.

Самолет-разведчик, созданный на базе Ил-18Д, получил обозначение Ил-20 или «изделие 20». Главным средством разведки на этом самолете была радиолокационная станция бокового обзора «Игла», по этой причине машину нередко именовали просто Ил-18Д «Игла». Некогерентная радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1» создавалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, вскоре преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, впоследствии вошедший в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором РЛС стал В. М. Глушков. Помимо непосредственно радиолокационной станции, комплекс находящегося на борту самолета Ил-20 радиолокационного оборудования «Игла-1» включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, которые были сопряжены с навигационным оборудованием летательного аппарата. Данный комплекс позволял получить на выходе детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке, но в любых метеорологических условиях, и, помимо всего прочего, вести аэрофотосъемку и радиотехническую разведку.

Антенна РЛС «Игла» была расположена в большой (длина — примерно 8 метров) подфюзеляжной гондоле, обладающей сигарообразной формой. Она была установлена между шпангоутами №8 и №27. При этом нижняя часть подфюзеляжной гондолы была изготовлена радиопрозрачной. Блоки РЛС были установлены в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Самолет Ил-20 помимо перспективной радиолокационной разведки местности при помощи установленной на борту аппаратуры «Игла» мог осуществлять и традиционную аэрофотосъемку местности. Для этого на борту имелся комплект аэрофотоаппаратов А-87П, которые находились по обоим бортам передней части фюзеляжа самолета в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов находились под специальными сдвижными шторками на двух боковых обтекателях, которые были другой характерной внешней особенностью самолета Ил-20, отличающей его от гражданской версии. В задней части этих боковых обтекателей устанавливались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», предназначенные для обнаружения радиолокационных средств вероятного противника, определения частоты и направления на источник излучения.

Состав спецоборудования Ил-20 перечисленными системами не ограничивался. В нижней части фюзеляжа самолета за крылом были смонтированы антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», которые позволяли, в отличие от системы «Ромб», получать более развернутую информацию об обнаруженных радиоизлучающих объектах противника. Над передней частью фюзеляжа самолета находились антенны системы перехвата открытых радиопереговоров под названием «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, которое было установлено на борту самолета Ил-20, должен был обслуживать тактический экипаж, состоящий из 6 операторов, которые сидели в передней и средней кабинах самолета. Помимо всего прочего, как и на всех гражданских Ил-18, в состав экипажа самолета Ил-20 входили: два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Стандартное для авиалайнера Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине самолета Ил-20 была организована специальная комната, предназначенная для полноценного отдыха экипажа, здесь имелись буфет и кресла, также здесь были помещения туалета и гардероба. Для аварийного покидания Ил-20 членами экипажа с парашютами был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

Самолеты-разведчики Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные версии Ил-20М и Ил-20М1, оснащенные более совершенным оборудованием, не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

Самолет Ил-20РТ

В начале 1970-х годов стало окончательно ясно, что для работы по теме самолетных измерительных пунктов (СИП) самолет Ил-18 требует большого объем переоборудования. Совместить на летающей лаборатории Ил-18 с номером 201 две большие темы представлялось затруднительным. По этой причине в период с 1971 по 1974 годы в ЛИИ состоялись испытания уникального СИП, построенного на базе Ил-18 СССР-27220. Данная машина получила обозначение Ил-18РТЛ и фактически стала прототипом для будущего самолетного измерительного пункта на базе Ил-20.

На самолете Ил-18РТЛ с просто огромным по тем временам обтекателем длиной примерно 11 метров и высотой порядка одного метра исследовались различные летно-технические характеристики. С учетом возможных условий использования СИП проверки осуществлялись в разных климатических зонах Советского Союза с аэродромов Владимировка, Раменское, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Новосибирск, Омск. Комплекс проведенных испытаний позволил выработать необходимые рекомендации по технике пилотирования, а также методике использования СИП Ил-20РТ на любых трассах и испытательных полигонах страны.

На самолетах Ил-18РТЛ отрабатывались конструкции совершенно новых более высокоэффективных антенн. Первоначально на самолетах Ил-20РТ не монтировали хвостовые антенны с полутораметровым обтекателем, однако после проведения первого цикла испытаний головного СИП под номером 480 было принято решение об их монтаже на всех самолетах серии. Руководство испытаниями самолета производила межведомственная комиссия под руководством космонавта номер два Германа Титова. Самолетные измерительные пункты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию в 1980 году, первоначально они базировались на аэродроме Ленинск (Байконур). Оттуда данные самолеты использовались при проведении запусков ракет самого различного назначения.

В состав экипажа каждого СИПа входило 6 специалистов летного состава — правый и левый летчики, радист, бортинженер, борттехник, а также инженер, который отвечал за выдачу токов для установленной на борту измерительной аппаратуры, а также 5 человек, занимавшихся эксплуатацией бортового измерительного комплекса — начальник СИПа, оператор АФУ, оператор СЕВ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по системе БРС-4С.

В первое время для работы самолетов Ил-20РТ на космодром из Москвы выдавались ограниченные данные по целеуказанию. Позднее приходящая информация стала более полной: стали указывать не только высоту полета ракеты, но и широту и долготу цели через определенные промежутки времени. По этой информации на вычислительном центре космодрома Байконур выбиралась исходная точка полета Ил-20РТ и строилась дальнейшая траектория полета самолетного измерительного пункта для получения максимального объема телеметрической информации на интересующем участке полета ракеты.

Со временем сложилась уникальная методика работы самолетов, которая позволяла достаточно эффективно проводить необходимые измерения. Примерно за час до работы один или два самолета Ил-20РТ выходили в исходный район, где барражировали в небе, ожидая запуска ракеты. При пуске ракеты они сопровождали ее по курсу полета, пролетая в стороне от ракеты на расстоянии в 50-100 километров. При этом выбор антенн, на которые осуществлялся прием телеметрической информации, зависел от высоты полета самой ракеты. При полете ракеты, головной части или спускаемого аппарата на нисходящем участке траектории производился маневр отворота, после чего прием осуществлялся хвостовой антенной. Вместе с тем, как боевые расчеты СИПов осваивали новые методы измерений в разнообразных условиях, происходило увеличение номенклатуры изделий, которые обслуживали самолеты Ил-20РТ.

В первую очередь самолеты Ил-20РТ обеспечивали телеметрическими измерениями запуски, осуществляемые с космодрома Байконур, ракет космического назначения по «необорудованным трассам», когда самолеты становились единственным средством получения необходимой информации на некоторых участках полета ракеты. Самолетные пункты на базе Ил-20 оказались эффективным средством при обеспечении посадки спускаемых аппаратов и капсул с советских спутников фоторазведки. Получая сигнал с капсулы, операторы самолета Ил-20РТ передавали затем информацию авиационным и наземным поисковым командам, что значительно увеличивало оперативность доставки разведывательной информации.

Очень часто Тихоокеанский и Северный флот заказывали самолеты Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков. На флоте самолетные измерительные пункты в основном «работали» при осуществлении запусков различных крылатых ракет. При проведении опытно-исследовательских работ и учебно-боевых пусков ракет с боевых позиций ракетных полков из-под Костромы и Татищева самолеты Ил-20РТ становились единственным источником получения телеметрической информации. Редко байконурские самолеты применялись в районе ракетного военного полигона Капустин Яр, обслуживая пуски беспилотных самолетов-разведчиков и ракет класса «воздух-земля». Иногда ракетами с ракетного военного полигона стреляли на достаточно большую дальность — до Балхаша. В этом случае Ил-20РТ базировались во Владимировке, фиксируя развороты летящей ракеты, устойчивость работы ее двигателей, работу рулей и т.д. В свое время все имеющиеся СИПы Ил-20РТ были переданы в состав авиации ВМФ.

Базовая модель Ил-18 Изображения на Викискладе Ил-20 Ил-20

Окраска

Самолёты Ил-20 и Ил-22 очень часто окрашивались под принятый тогда стандарт советского «Аэрофлота » и наносился гражданский регистрационный номер. Более того, на борту в районе кабины, как и на пассажирском самолёте, была надпись «Ил-18». Только некоторые самолёты получили шаровый (серый) цвет, как на Ил-38 .


Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») Опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
Ил-18РТЛ Опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
Ил-20М («изделие 17») Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-20М1 Самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
Ил-20РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») Воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева . Изготовлено 14 самолётов.
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») Дальнейшая модификация ВзКП. Изготовлен 21 самолёт.
Ил-22М-15 (изд. 41) Последняя модификация ВзКП. Изготовлен 1 самолёт, после распада СССР принадлежит Казахстану.
Ил-22ПП «Порубщик» Самолет радиоэлектронной борьбы. Изготовлены 3 самолета, планируются к принятию на вооружение ВКС РФ в ноябре 2016 года .

По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22 .

На вооружении

Состоит на вооружении

Напишите отзыв о статье "Ил-20"

Примечания

Литература

«Крылья Родины » № 7 - 2003

Отрывок, характеризующий Ил-20

– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.

В первой половине 1960-х гг. в связи с усилением противостояния стран Варшавского Договора и нато особое значение приобрело получение достоверной разведывательной информации о противостоящей стороне на границах соприкосновения двух военно-политических группировок. После пресечения воздушных разведывательных операций непосредственно над территорией Советского Союза (уничтожение самолета-разведчика фирмы «Локхид» U-2 в мае 1961 г. и высотных автоматических дрейфующих аэростатов) ВВС сша стали вести интенсивную воздушную разведку вдоль границ СССР и стран Варшавского Договора с помощью самолета радиоэлектронной и фоторазведки RC-135, созданного на базе известного пассажирского самолета «Боинг 707-320». Этот самолет, принятый на вооружение ВВС сша в 1964 г., обеспечивал радиоперехват при работе средств связи, определял месторасположение и рабочие частоты радиолокационных станций, осуществлял перспективное фотографирование объектов по другую сторону границы.

Весной 1965 г. было принято решение о создании аналогичного разведывательного самолета в СССР на базе пассажирского самолета Ил-18Д, большая дальность полета и вместительный фюзеляж которого позволяли создать такую машину в короткие сроки и с минимальными затратами. Как и RC-135, отечественный самолет, получивший обозначение Ил-20, предназначался для комплексной разведки приграничной полосы без перелета государственной границы. Для решения этих задач был создан специальный комплекс средств разведки, аппаратуру которого разместили в пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе.

Основными особенностями внешнего вида самолета Ил-20, выделявшими его среди других модификаций самолета Ил-18, было наличие обтекателей по обоим бортам передней части фюзеляжа и большой подфюзеляжной гондолы длиной около 8 м. В фюзеляже самолета переднюю часть пассажирской кабины занимали установленные по бортам аэрофотоаппараты А-87П для перспективной съемки через фотоокна с оптическими стеклами, которые находились в передней части боковых фюзеляжных обтекателей и закрывались дистанционно управляемыми створками, открывающимися при фотографировании. Задняя часть этих обтекателей использовалась для размещения антенн станций общей радиотехнической разведки «Ромб-4». В подфюзеляжной гондоле установили антенны радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1» с высокой разрешающей способностью — первой советской РЛС, оснащенной фазированной антенной решеткой. В других небольших обтекателях над верхней передней частью фюзеляжа и снизу его хвостовой части разместили антенны станций радиоперехвата открытых переговоров «Вишня» и детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2». Всю аппаратуру обслуживали шесть операторов, рабочие места которых располагались в передней и средней кабинах фюзеляжа. В задней кабине была комната отдыха с двухблочными пассажирскими креслами и буфет. К комнате отдыха примыкали помещения гардероба и туалета.

В случае необходимости летный экипаж, состав которого был обычным для самолетов Ил-18, и операторы могли покинуть самолет Ил-20 через аварийный люк, расположенный на правом борту в задней кабине.

Первый полет опытного самолета Ил-20 провел экипаж под командованием ведущего летчика-испытателя С. Г. Близнюка 21 марта 1968 г. По отзывам летчиков, управление самолетом было легкое, удобное и практически не отличалось от управления пассажирским самолетом Ил-18. Тем не менее выявились особенности поведения самолета, связанные с уменьшением запаса путевой статической устойчивости из-за наличия подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью. Но они проявлялись только в случае флюгирования крайнего двигателя, когда разворот и кренение самолета происходили более энергично, чем на пассажирской машине, однако величина крена при этом не превышала нормируемых значений.

Испытания полностью оборудованного самолета Ил-20 были завершены летом 1969 г. Начиная с 1970 г. самолет принимал участие в различных учениях, проводя оперативно-тактическую авиационную разведку. Работа самолета получила высокую оценку, и он был принят на вооружение ВВС.

Серийное производство самолетов Ил-20 было освоено на заводе «Знамя Труда» и продолжалось до 1976 г. Всего было выпущено около 20 самолетов этого типа, и они эксплуатировались до начала 1990-х гг.

Ил-20 был первым отечественным самолетом, предназначенным для комплексного использования средств разведки, основанных на различных принципах получения информации. Создание и освоение серийного производства и эксплуатации таких самолетов стало заметной вехой в развитии отечественной авиационной техники.

Тактико-технические характеристики:

Оснащенный ИК-сканером, РЛС бокового обзора и другими датчиками.

Самолет комплексной фоторазведки, радиоэлектронной разведки и радиоперехвата Ил-20 создан в 1968 году на базе Ил-18. Он использовался для разведки вдоль пограничной полосы и государственной границы и считается первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. Впереди пассажирской кабины установлена станция радиотехнической разведки и фотоаппараты аэрофотосъемки. Антенна радиолокационной станции находится в подфюзеляжной гондоле. Также на Ил-20 установлена станция детальной радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. В средней и передней части пассажирской кабины располагаются кресла для шести операторов радиотехнических систем.

Начальник БРК (бортового разведывательного комплекса) возглавлял операторский состав. Летный экипаж состоит из пяти человек. Комната отдыха с простыми сдвоенными пассажирскими креслами, гардероб, буфет и туалет оборудованы в хвосте самолета.

21 марта 1968 г. состоялся первый полет. С.Г. Близнюк был командиром экипажа. В 1969 году был завершен цикл испытаний.

Ил-20 отличается от исходного самолета меньшим полетным весом, мощным двигателем АИ-20М и увеличенной до 5,4 тыс. км дальностью полета. До 1974 года серийно Ил-20 (включая его модификации) производились на московском авиационном авиазаводе «Знамя труда». Часть самолетов была перестроена из .

Ил-20 не поступали на вооружения никаких авиационных разведывательных или прочих подразделений ВС СССР, а напрямую замыкались на штаб флота или округа, т.е. числились в частях центрального подчинения. Периодически самолеты выполняли разведывательные полеты, участвовали в разных учениях. Впоследствии в результате физического и морального старения разведаппаратуры самолеты, оставшиеся в строю, были переделаны под транспортно-пассажирские и применялись для перевозок грузов и личного состава.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38 .

Модификации Ил-20

    · Ил-18Д «Игла» − самолет радиотехнической разведки, трансформирована одна машина.

    · Ил-20М – самолет радиотехнической разведки. Было произведено двадцать машин.

    · Ил-18РТЛ – самолетный измерительный пункт, предназначен для испытаний ракетной техники. Переоборудована одна машина.

    · Ил-20М1 – машина с усовершенствованным комплексом радиотехнической разведки.

    · Ил-22 – воздушный командный пункт, имеющий спецсвязь. Построено 14 самолетов. В ОКБ Мясищева проводилась модернизация.

    · Ил-20РТ представляет собой самолетный измерительный пункт, предназначенный для испытаний ракетной техники. Изготовлено четыре машины.

    · Ил-22М-11 – дальнейшая модификация ВзКП. Произвели 21 машину.

    · Ил-22М-15 – последняя модификация ВзКп. Выпустили один самолет, который достался Казахстану после развала СССР.

В наше время ОАО «Ил» выполняет модернизацию и опытно-конструктивных работы самолетов специального назначения Ил-22 и Ил-20.

Ил-20 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Масса, кг
пустого самолета 33760
максимальная взлетная 64000
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч 675
Крейсерская скорость, км/ч 620
Практическая дальность, км 6200
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 13

Созданный на базе легендарного пассажирского самолёта Ил-18, первый самолёт-разведчик Ил-20 выполнял полёты вдоль всей протяжённости государственной границы и благодаря своей оснащённости фотоаппаратурой и оборудованию радиотехнической разведки и радиоперехвата, успешно справлялся с поставленными задачами.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная - 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18 , быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик . В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18 , вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Лётно-технические данные

  • Экипаж - 13 чел
  • Максимальная скорость - 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима - 620 км/ч
  • Дальность - 6200 км
  • Динамический потолок - 10 тыс. м
  • Длина самолёта - 35,9 м
  • Высота самолёта - 10,17 м
  • Площадь крыла - 140,6 м 2
  • Вес неснаряженного самолёта - 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес - 64 т
  • Двигатели - 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность - 4 х 4250 л.с.

Рабочие места операторов Ил-20

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки .

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки .

Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры , но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике .

Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Видео Ил-20: разбег с поднятой стойкой шасси, взлёт

Самолёт Ил-20 является первым советским самолётом-разведчиком. Создание этой машины стало настоящим прорывом в области воздушной разведки. В наши дни Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования и считается главным разведчиком российских ВВС.