Финансово технические принципы налогообложения. Курсовая работа: Основные принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципы налогообложения формулировали в своих работах еще Фома Аквинский (1226-1274), Френсис Бекон (1561-1626), Шарль Монтескье (1689-1755), Давид Рикардо (1772-1823).

Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

принцип справедливости : подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

принцип определенности : налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

принцип удобства : каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

принцип экономии : каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы - это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.



Определение налога, признаки налога, функции налогов .

В соответствие со ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, отличительными чертами или признаками налога являются:

1) общеобязательный характер.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность.

За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом, лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма.

Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) нецелевой характер.

Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. При этом, налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Сущность налогов непосредственно проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции налогов:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

Классификация налогов

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам.

Классификация налогов - это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и другими признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.

Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:

по способу взимания ;

по объекту налогообложения;

по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);

по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;

по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);

по целевой направленности использования налоговых поступлений;

по источнику уплаты налогов ;

по степени налогообложения ;

по времени действия;

по времени уплаты налогов;

по методу взимания налогов .

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные . Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:

налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;

налог с имущества (организаций и граждан);

налоги с определенных видов операций .

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

налоги, взимаемые только с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

налоги, взимаемые только с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.);

налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц : (налог на землю, транспортный налог.)

По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные .

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным: (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес; к местным: (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц.

По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие .

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По целевой направленности использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и целевые . Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а транспортный налог- это целевой налог.

По источнику уплаты налогов они делятся на:

Налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (земельный налог, водный налог и др.);

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода): (налог на прибыль организаций).

Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

Налоги, уплачиваемые за счет заработной платы (НДФЛ).

По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:

пропорциональные налоги , когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;

прогрессивные налоги , когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес.;

регрессивные налоги , когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.

По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные . К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые . Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему.

Методы взимания налогов . В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

метод начисления (декларационный метод);

метод удержания ;

кадастровый метод .

При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.)

Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход или стоимости патента.

В 1776 г. Смит издал толстую книгу с длинным названием "Исследование о природе и причинах богатства народов", которая принесла ему славу основателя экономической науки.

Содержание книги "Богатство народов" не является теорией в строгом смысле этого слова. Это превосходная систематизация наблюдений, которые объясняются автором с точки зрения здравого смысла. Любое теоретическое утверждение (теория стоимости, теория заработной платы и т.д.) выглядит как объяснение реальных фактов. Нигде Смит не создает никаких абстрактных моделей, а пишет о реальном хозяйстве, часто добавляя слова "как правило", "естественно", "в большинстве случаев".

Начинается книга с нескольких глав, посвященных разделению труда. Этот принцип устройства хозяйства является для Смита ключевым, так как с одной стороны позволяет объяснить, откуда берется увеличение производительной силы людей, а с другой стороны, приводит к необходимости обмена и рынка, а следовательно создает предмет для политической экономии.

После разделения труда Смит рассматривает происхождение денег, и затем переходит к рассмотрению законов, которым подчиняется обмен товаров на деньги, то есть законов ценности. Глава 5 "О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах" является одной из самых важных для историков экономической мысли, и в то же время одной из самых противоречивых. В скрытом виде в ней содержится две теории - теория ценности ("какую ценность имеет некоторое благо для некоторого человека?") и теория цены ("почему это благо имеет такую то цену на рынке?").

В "Богатстве народов" Смит подробно рассматривает экономические функции государства: доходы и расходы правительства, общественные работы, народное образование и т.д. Мы же воспользуемся только некоторыми аспектами этой теории, в частности смитовской трактовкой налогообложения.

По А. Смиту, налог- это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты.

Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом. Их суть в том, что как бы ни были велики потребности государства на покрытие «мыслимых и немыслимых» расходов налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.



1.Принцип справедливости

«Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2.Принцип определенности

«Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

3.Принцип удобности

«Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

4.Принцип экономии

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели – содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников.

"Налоги увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд"1.

Ряд критериев, в значительной мере разработанных экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) с целью определения положительного или отрицательного воздействия данного налога или системы налогообложения. К основным принципам относятся положения о том, что налоги должны быть справедливыми и определенными. Суть дополнительных принципов в том, что налоги должны минимально воздействовать на возможности выбора, который бы делался в их отсутствии, и что затраты по их взиманию должны быть максимально низкими. Некоторые экономисты считают, что следует добавить еще один принцип, а именно - воздействие налогообложения на перераспределение доходов.

В финансовой науке принципы налогообложения известны как свод некоторых фундаментальных требований, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, претендующая на то, чтобы считаться надежной (с точки зрения обеспечения функционирования государства), справедливой (с точки зрения распределения налогового бремени среди налогоплательщиков) и эффективной (с точки зрения экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в трудах основоположников классической политэкономии Д. Рикардо и А. Смита как требования определенности, эффективности, справедливости.

До Д. Рикардо и А. Смита ученые-экономисты концентрировали свое внимание в основном на критике существующей системы налогообложения. Так, О. Мирабо критиковал систему откупов, Ф. Кенэ обращал внимание на чрезмерные издержки при взимании налогов и т.д. Одновременно они выдвигали требования, которым, по их мнению, должна удовлетворять справедливая и эффективная налоговая система. О. Мирабо в качестве таких требований называл соразмерность налогов с получаемыми доходами, ограничение сопутствующих с налогами издержек их взимания и необходимость получения согласия подданных на введение новых налогов. Ф. Кенэ и другие физиократы выдвигали требование о переходе от налогообложения валовых доходов к обложению на основе чистого дохода. Аналогичные мысли высказывали Ф. Юсти, П. Верри и др.

Однако в классической своей форме, как принципы налогообложения, эти требования впервые сформулировал А. Смит в своем знаменитом труде «О богатстве народов». Четыре принципа А. Смита, получившие известность как «максимы (основы) налогообложения», состоят в следующем:

сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов («все подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»);

всякий налог должен быть предельно определен в отношении своего размера, а также времени и способа его уплаты («Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика... Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью»);

всякий налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время («каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его»);

всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с его взиманием («каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничто-жать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды»).

Большое внимание исследованию принципов налогообложения уделял А. Вагнер. В своих работах он выдвинул идею четырехступенчатой градации основных принципов или правил налогообложения: финансовые правила - достаточность и эластичность обложения; общеэкономические правила - выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;

этические правила - всеобщность и справедливость налогообло-жения;

административно-технические правила - определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Особенность взглядов А. Вагнера состоит в том, что вопросы нало-гообложения он рассматривал с позиций государства, а не налогопла-тельщика. Соответственно на первое место он ставил задачи создания такой налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. А. Вагнер также выступал за установление разумных пределов налогообложения, но исходя из тех соображений, что стремление разом собрать крупные суммы налога могут подорвать возможности стабильного сбора налога в будущем.

Защита интересов налогоплательщика от произвола государства, в духе обще-демократической традиции, свойственной Д. Рикардо и А. Смиту, была чужда «государственнику» А. Вагнеру, что и обусловило невысокую популярность его взглядов в наши дни (характерно, что А. Вагнер даже не упоминал общепризнанное задолго до его времени требование о введении налогов исключительно с согласия самих налогоплательщиков или их представителей).

В современной финансовой науке и налоговой практике иногда выделяются также следующие принципы и правила налогообложения: принцип приоритета экономической сущности сделки перед ее юридической формой; правило свершившегося факта; требование достаточной информированности налогоплательщика; принцип «дружелюбия» и создания максимальных удобств для налогоплательщиков; принцип доступности и открытости информации по налогообложению и др. Однако отношение властей разных стран к этим правилам и принципам еще не является достаточно единодушным, и потому их пока следует считать проходящими процесс адаптации и признания.

Кроме того, в работах ряда западных ученых высказываются новые идеи, связанные с признанием негативного воздействия высоких налоговых ставок на темпы экономического развития и свободу конкуренции. В частности, речь идет о выравнивании налоговых обязательств налогоплательщиков (по получаемым выгодам и по их платежеспособности), обеспечении экономической нейтральности налогообложения, эластичности системы налогообложения, гласности и прозрачности в расходовании собираемых налоговых доходов и др.

В рамках принципа выравнивания налоговых обязательств налогоплательщиков обычно выделяют два существенно различающихся подхода. При первом за ориентир берется равенство в получаемых выгодах, и тогда различия в налогообложении для отдельных налогопла- к"лыциков должны определяться соответствующими различиями в полезности» получаемых ими услуг государства. При втором подходе предлагается дифференцировать налоговое обязательства налогопла- и"лыциков по принципу равной жертвы, т.е. в зависимости от их относительной платежеспособности. При этом в обоих случаях должны со- 0/податься два так называемых «критерия справедливости»: равенство по горизонтали (т.е. равенство налоговых платежей для всех, кто нахо- мится в одинаковом положении по получаемым от государства выгодам) и равенство по вертикали (т.е. равенство налоговых платежей для всех, кто обладает равной платежеспособностью).

Принцип экономической нейтральности основан на требовании, чтобы воздействие налога на производство благ в частном секторе, на распределение ресурсов между экономическими субъектами и на их поведение было минимальным. По аналогии с принятым в медицине принципом «не навреди» предлагается ограничивать налоговое вмешательство в предпринимательскую деятельность и в производство таким образом, чтобы не наносить ущерба их эффективности.

Принцип эластичности системы налогообложения выражает необходимость такого моделирования налоговой системы по структуре и видам применяемых налогов, чтобы она могла своевременно и адекватно реагировать на любые возможные колебания и изменения эко-номической конъюнктуры.

Принцип гласности и прозрачности в расходовании собираемых налоговых доходов предполагает, что власти должны заботиться о том, чтобы налогоплательщики были уверены и могли проверить обоснованность и полезность расходов, производимых за счет собираемых с них налогов. Одним из средств реализации этого принципа в жизни является применение целевых налогов.

В то же время признается, что не всегда все эти принципы могут быть реализованы одновременно и в полной мере, однако формируется убежденность в том, что при разработке той или иной системы налогообложения следует принимать эти принципы во внимание и по возможности искать и находить компромиссы между интересами фискального благополучия государственного механизма и необходимостью поддержания экономического роста и высокой занятости в обществе. Одним из отражений этого понимания является распространение новых форм государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на полной или частично возмездной основе. Прежде всего это государственные и негосударственные пенсионные фонды, многочисленные частные благотворительные организации, частные образовательные учреждения и т.д.

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.
Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов.
-принцип справедливости - налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
-принцип определенности - обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
-принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
-принцип экономичности взимания - издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
Дальнейшему развитию идей А. Смита, их адаптации к современному социально-экономическому положению России и задачам государственной финансовой политики концептуально будут соответствовать следующие основные принципы построения эффективной системы налогообложения.

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются».
-Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным.
Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.
Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности.
Практически налоговые системы стран с развитой экономикой построены на разных комбинациях обоих рассматриваемых подходов. Сочетание этих подходов, основанных на условиях выгоды и платежеспособности физических лиц, по нашему мнению, должно стать нормой построения эффективной системы налогообложения в России. При этом проблема платежеспособности, характерная для большей части населения нашей страны, должна учитываться в первую очередь.
-Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.
-Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.
-Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.
-Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.
-Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).
-Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.
-Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.
-Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.
Одна из основных проблем российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.
Недостаточная четкость и ясность нормативных документов и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Нужны четкие, закрепленные законодательно регламенты введения изменений и дополнений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. При этом законодательное решение о введении новых налогов должно вступать в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, не должны иметь обратной силы.
-Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.
Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле идеальную налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться. Реальность, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. Кроме того, приведенная систематизация принципов, естественно, не является единственно возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:

    достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

    эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономико-хозяйственные принципы:

    надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;

    разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

    всеобщность налогообложения;

    равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

    определенность налогообложения;

    удобство уплаты налогов;

    максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление - экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

    с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

    больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление - юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.