Какой должен быть психолог мнения людей. Каким не должен быть психолог!! Профессиональные качества психолога

Какими качествами должен обладать психолог? Даже люди, далекие от этой профессии, понимают, что специалист по проблемам человеческой души чем-то от них отличается. Прежде всего психолог обладает умением качественно проживать свои дни, не тратит их впустую. Он стремится систематически восстанавливать душевное равновесие, постоянно работает над собой. Ведь если этого не делать, можно очень быстро подорвать нервную систему только из-за недостатка положительных эмоций.

Как правило, к психологу большинство людей обращается лишь в критических ситуациях, когда не чувствует в себе сил справиться с проблемой самостоятельно. Рассмотрим подробнее основные личностные характеристики такого специалиста.

Эмпатия

Задумавшись над тем, какими качествами должен обладать психолог, нужно обязательно отметить это свойство личности. Уметь слушать клиента очень важно. Необходимо создать доверительную обстановку в помещении, где происходит процесс консультирования. В противном случае человеку, который переступает порог кабинета, будет нелегко расслабиться и привести мысли в порядок. Эмпатийное слушание позволяет добиться высоких результатов вне зависимости от того, в какой сфере работает специалист: в детском образовательном учреждении, государственной организации или занимается частной практикой.

Ответственность

Какими качествами должен обладать психолог-педагог? Прежде всего, это терпение. Ведь приходится иметь дело со стрессами у детей, связанными с адаптацией в коллективе и различными возрастными изменениями. Необходимо уметь принимать на себя ответственность за результат. Ошибки психолога могут обходиться пациентам очень дорого: принятие неверного решения, усугубление проблемы, повышение уровня тревожности. Вот почему необходимо стараться по возможности их избегать. Начиная профессиональную деятельность, психолог должен обязательно помнить о возлагаемой на него ответственности.

Отзывчивость

Хороший специалист обязательно старается понять своего собеседника. Обращаясь к психологу, каждый человек рассчитывает найти поддержку и понимание. Как правило, прежде чем обратиться за помощью, люди пробуют множество возможностей для того, чтобы избавиться от своих страхов, сомнений и неуверенности. Иногда проходит немало времени, прежде чем личность действительно начинает осознавать необходимость перемен.

Думая над тем, какими личностными качествами должен обладать психолог-консультант, следует отметить такую характеристику, как отзывчивость. Умение чувствовать, что происходит с пациентом, понимать его ощущения очень важно. Выбрав для себя профессию, направленную на оказание помощи другим, нельзя становиться бездушным роботом, которого ничего не волнует кроме собственного благополучия.

Конгруэнтность

Это понятие означает безоценочное принятие. Психолог не должен пытаться критиковать человека, который находится у него на приеме. Нельзя пробовать навязать ему свою точку зрения, подводить к принятию определенного решения. Многие спрашивают: какими качествами должен обладать психолог-консультант?

Конечно, быть эмоционально гибким, избавиться от внутреннего критика. Конгруэнтность подразумевает, что специалист пытается не осудить, а действительно понять своего собеседника.

Наблюдательность

Какими качествами должен обладать психолог? Чтобы суметь вовремя выявить проблему, специалист должен быть предельно внимательным. Здесь нельзя торопиться и принимать скоропалительных решений. Каждое произнесенное слово необходимо взвешивать на предмет уместности его в данном контексте. Наблюдательность - неотъемлемая характеристика работы. Чем профессиональнее работает психолог, тем более внимательно он будет относиться ко всем деталям и делать соответствующие выводы.

Эмоциональная отстраненность

Она необходима для того, чтобы самому иметь возможность абстрагироваться от той истории, которую рассказывает клиент. Это качество обладает видимыми преимуществами - позволяет специалисту не погружаться во внутренний мир пациента. В противном случае психолог не сможет уберечь свое душевное равновесие. Постепенно защитные силы организма начнут истощаться.

Когда постоянно сталкиваешься с проблемами и эмоциональными расстройствами у окружающих, велика вероятность самому перенять какие-то деструктивные модели поведения. По этой причине психолог должен обладать крепкими нервами и беречь свое душевное здоровье. Эмоциональная отстраненность позволяет научиться абстрагироваться от происходящего в особенно тяжелые моменты.

Общительность

Самообладание - это еще не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Нужно быть коммуникативным человеком, с удовольствием взаимодействовать с окружающими. Если в психологию приходит замкнутый человек, который сам имеет проблемы в общении, ему будет очень трудно работать с людьми. Возможно, он сможет выйти на причины проблем клиента, но ему наверняка окажется не под силу оказать ему реальную поддержку.

Таким образом, изучая вопрос, какими качествами должен обладать психолог, необходимо обратиться к вопросу самосовершенствования. Постоянный личностный рост позволяет избежать длительных тревожных состояний, депрессии и страхов. Так как психолог постоянно взаимодействует с людьми, то он должен уметь не только оказать реальную помощь, но и оградить себя от возможных неприятных последствий. Сделать это не так легко, как кажется.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни любого человека, который не только определяет успех в жизни и карьере, но и влияет на окружающих нас людей. Если человек выбирает профессию, связанную с постоянным общением и встречами с другими людьми, то его ответственность возрастает в несколько раз.

Одной из таких профессий является работа психолога. Каждый человек, приходя на консультацию, предъявляет свои требования к специалисту, хочет быть услышанным и понятым, нуждается в чуткости и внимании.

Работа психолога предполагает целый набор качеств, необходимых для успешной и плодотворной деятельности. Некоторые качества являются врожденными. Другие качества нужно развивать в процессе обучения или с началом частной практики. Также существует ряд общих качеств, которыми должен обладать любой профессионал.

  • Позитивное принятие человека. Клиент приходит на консультацию психолога с определенным набором проблем, ошибок, тревог и волнений. И психолог должен принять клиента со всеми его психологическими особенностями и потребностями. Профессионал не станет осуждать и заставлять человека чувствовать себя виновным в своих решениях и ошибках. Кроме того, психолог сумеет принять клиентов, не желающих видеть свои проблемы и работать над ними.
  • Сочувствие и сострадание. Психолог каждый день сталкивается с болями и страданиям человека. Умение сочувствовать и открыто принять подобные чувства поможет психологу не только облегчить душевный груз клиента, но и понять трудности сложившейся ситуации.
  • Хорошие навыки общения. Работа психолога – это бесконечный диалог с разными типами людей. При общении с клиентами психолог не просто выслушивает и дает советы по преодолению трудностей. Правильный тембр, интонации и такт психолога также вселяют веру в клиента, придают ему сил и уверенности. Иногда психологу требуется четко объяснить, что перемены в жизни не наступают мгновенно, что для этого должен пройти определенный промежуток времени.
  • Держаться наравне с клиентом. Психолог, являясь ведущим звеном в общении с клиентом, старается проявить осторожность, скрыть свою главенствующую позицию. Клиент и его проблемы всегда находятся в центре внимания психолога.
  • Постоянное совершенствование. Мир меняется, и наука не стоит на месте. Также и психолог интересуется новыми исследованиями и способами работы в области психологии, расширяет базу данных, проходит курсы повышения квалификации, посещает тренинги и семинары. Он постоянно развивается, обогащается, создает индивидуальный стиль работы.
  • Наконец, психолог – это юридически подкованный человек, который различает понятия этики и морали, знает постановления и законы своей сферы деятельности.

Что нужно учитывать?

В жизни психолога, как и у любого другого человека, могут возникнуть проблемы и затруднения. Их нужно признавать и решать. Поэтому, хороший психолог не позволит своим трудностям стать причиной проблем других людей. Психолог будет в состоянии самостоятельно справиться со стрессом.

Психолог общается с людьми разных национальностей и верований, которые откладывают свой отпечаток на моральные устои и взгляды человека. Хороший психолог сумеет учесть такие факторы и создать непринужденную, комфортную обстановку, не рассматривая проблему с позиции собственных убеждений.

Если Вы обладаете подобными качествами и учитываете все трудности профессии психолога, дерзайте. Пусть желание помочь другим людям, постоянное самосовершенствование и вера в собственные силы непременно помогут вашей профессиональной деятельности.

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться? Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное - профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме.

Еще одно важное качество - толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность - будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.


Таким образом, основными профессионально важными качествами выступают следующие: развитые коммуникативные навыки (умение слышать и понимать другого, умение отнестись и задать вопрос, изложить и аргументировать свою точку зрения), умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии (сопереживание), умение хранить тайну, высокий уровень развития словесно-логического, образного и абстрактно-символического мышления, хорошая логическая и эмоциональная память, развитые устойчивость, переключаемость и объем внимания, высокая интеллектуальная работоспособность. Гибкость, объективность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, наблюдательность, терпеливость, тактичность. Широкий кругозор и эрудированность. Склонность к работе с людьми и исследовательским видам деятельности.

Профессиональные качества работника - это качества, отличающие его от представителей других профессий (Большой энциклопедический словарь).

Важнейшее качество психолога — профессиональная компетентность.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач (Большой энциклопедический словарь).

Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

В деятельности любой профессиональной группы вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Профессиональная деятельность психолога требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип научной обоснованности и объективности.

Принцип уважения клиента.

Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Рассмотренные принципы этики психолога характеризуют наиболее общие положения, которые он должен учитывать в своей научной, практической и педагогической деятельности. В свете этих принципов разрабатываются правила и нормы поведения психологов, стандарты их профессиональной деятельности.

В последние годы психологами многих стран разработаны этические нормы профессиональной психологической деятельности.

В то же время в рамках отдельных видов и сфер профессиональной психологической работы существуют и особые этические проблемы. Поэтому нередко рассматриваются специфические этические принципы, важные при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам.

2. Прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду.

3. Дисциплинированность.

4. Способность к критике и самокритике.

5. Беспристрастие.

6. Умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с 126-135).

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

В области психологии специалист должен:

− знать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

− знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

− знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

− знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

− знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

− знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

− знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

− знать понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

− знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

− знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

− знать основные закономерности психологии образования;

− знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

− знать основные сферы и виды деятельности психолога;

− знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

− знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

− владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии

− владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

− концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

− открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

− эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

− аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

− энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

− уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

− уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

− богатое воображение, интуиция;

− высокий уровень интеллекта.

К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления у группового психотерапевта (эти слова, по нашему мнению, могут быть отнесены к любому практическому психологу): он «должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций.

С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства».

Рассмотрим общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен освоить клинический психолог (здесь приведены лишь некоторые, с остальными можно ознакомиться, взяв Образовательный стандарт).

Общекультурные компетенции:

− способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).

− способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

− способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Готовность к активной коммуникации и информационно - аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);

Готовность инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2);

Владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-21).

Технические средства, используемые на лекции - мультимедийное сопровождение.

Копнина Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7″

Проработала в школе в должности педагога- психолога около 20 лет

В процессе модернизации образования роль психолога возросла. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет обратить внимание учителя на возрастные и психологические особенности обучающихся. На первый план в обучении выступают не только учебные умения ученика, но и его личностные достижения (такие, как способность взаимодействовать с окружающими, устанавливать контакты, выражать свою точку зрения и обосновывать ее и т.д.), а также метапредметные результаты (умение понимать учебную задачу, планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать свои результаты и результаты других и т.д.) Поэтому, чтобы обучение было эффективным педагог должен идти в ногу со временем и осуществлять образовательный процесс в непосредственном взаимодействии с психологом.

Проработав в школе около 20-ти лет в должности педагога- психолога, я часто задавала себе вопрос: «каким психологом я должна быть?» . И, как говориться, опыт приходит со временем. Поэтому по прошествии лет, я поняла, что психолог должен быть для учителя – наставником, для родителя – помощником, для ученика – другом. Да, да, я не оговорилась, именно другом. Ведь дети очень четко чувствуют ложь и неискренность. Не каждый ребенок может прийти к психологу и рассказать о своих проблемах, открыться ему. Порой требуется много усилий и времени, чтобы выяснить у ребенка, что его волнует на данный момент, определить формы помощи и точки взаимодействия с педагогами и родителями. Миссию психолога на данном этапе я бы сформулировала так: «Не навреди!» Ведь, порой, наши лучшие побуждения могут обернуться для ребенка серьезной проблемой. Проводя консультации с родителями, важно следовать «золотому» правилу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» . Порой для человека очень важно, чтобы ему дали возможность выговориться, а в суете дней это практически невозможно. Миссия психолога в данном случае звучит так: «Выслушай, прими, пойми и помоги!» Для одних достаточно, чтобы их выслушали, для других – направили в нужное русло, а для третьих – предложили варианты решения проблемы. В данном случае помощь психолога – опосредованная. И это важно! Он должен не мешать, не навязывать свое видение проблемы, а сопровождать, предлагать пути разрешения ситуации. Поэтому выбор как действовать в той или иной ситуации остается за консультируемым. В процессе взаимодействия психолога с педагогами, не навязывать свои убеждения, а уважать мнения каждого, даже если вы с ним не согласны. Педагоги настороженно относятся к психологам, так как считают, что могут справиться и без него. А если обращаются за помощью, то требуют максимального решения проблемы. Поэтому миссию психолога можно охарактеризовать так: «Уважай мнение каждого!» Чтобы добиться откровения учителя, важно строить взаимодействие на доверии и открытости. Важно не отстаивать свою точку зрения перед учителем, а помочь ему посмотреть на проблему со сторону (например, поставить себя на место ученика или родителя).

Иногда можно услышать, как человеку говорят «Да ты прирожденный психолог». В самом деле, что за умения и личностные особенности необходимо иметь при поступлении на эту специальность, а каким еще можно научиться?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное — профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.

Так вот, психологи пришли к выводу, что важнейшей особенностью успешного будущего психолога, вне зависимости от выбранной специализации, является интерес и уважение к Человеку . Да, именно Человеку с большой буквы. Имеется в виду искренняя заинтересованность в том, как устроен внутренний мир человека, искреннее желание разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек. Человек, другой, чем ты сам. Такой интерес мало поддается развитию, он либо есть, либо его нет. Другими словами, можно говорить о человеколюбии, дружелюбии, гуманизме…

Еще одно важное качество — толерантность . Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Это качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но все же если оно уже есть как данность — будет проще. Ведь психолог работает с самыми разными людьми, при этом для эффективной работы очень важно безоценочное принятие человека.

Третьим было названо такое качество, как гибкость и открытость изменениям . Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, если вы умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение в зависимости от ситуации, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сензитивность , иначе говоря, чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Нужно сказать, что оно, в общем-то, развивается, но и начальный уровень имеет значение.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого , ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями . Действительно, сложно себе представить несдержанного, взрывного, крайне импульсивного психолога. Все эти умения, в принципе, поддаются развитию, было бы желание.

Нужно сказать, что основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь так или иначе психолог включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его ситуации и проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Все профессионально важные качества вы можете оценить сами у себя (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь психолог должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения).

Другой вариант — поспрашивать мнение окружающих вас людей либо обратиться… к психологу. Для психодиагностики.