Изучение мотивационной сферы военнослужащих контрактной службы. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)

Опросник «Установки на военную службу»

Опросник «Установки на военную службу» был разработан а кафедре психологии Военного университета Министерства обороны России (Москва) Д.Г. Давыдовым в 2004 году.

Опросник предназначен для диагностики социальных установок на военную службу и включает в себя две шкалы : отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Кроме того, имеется суммарная шкала, предназначенная для определения отношения к военной службе в целом (по призыву и по контракту).

Стимульный материал методики состоит из инструкции, 11 вопросов, на которые предусмотрены по пять вариантов ответа и одно задание, включающее парные сравнения.

Опросник может быть применен в отношении испытуемых владеющих русским языком на уровне разговорного и имеющих образование не менее 6 классов средней школы. Поскольку методика не имеет шкал защиты (социальной желательности) особое внимание следует обратить на создание доверительной обстановки проведения опроса .

Время на выполнения заданий опросника составляет 7-10 минут.

Требования к профессиональной психодиагностической подготовке лица, проводящего опрос, не предъявляются. Достаточным уровнем квалификации является наличие высшего образования в области гуманитарных наук (психология, педагогика, социология) и диагностической опыт (работа с опросниками установок).

Методика применяется в целях :

Определения личного отношения к службе в Вооруженных силах при индивидуальном консультировании;

Профориентации, профессионального отбора (для обучения в военных вузах, прохождения службы по контракту);

Массовых обследований учащихся старших классов и приписного контингента;


Область применения опросника – диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, оценка призывного контингента в военкоматах (призывных пунктах) в период постановки на учет и призыве на военную службу, в воинских частях в период встречи и распределения военнослужащих, призванных на военную службу по призыву, оценка качества приписных и мобилизационных ресурсов в муниципальных образованиях и регионах России, оценка и коррекция информационной политики, стратегии и тактики рекламы военной службы, научные исследования.
Выделяются следующие сферы , где могут использоваться методика: образование, политика, оборона и государственная безопасность, наука.

Опросник конструировался с целью выявления отношения молодежи к военной службе в Вооруженных Силах России . Многозначное понятие «отношение» было конкретизировано как социальная установка. Социальная установка (аттитюд) обычно определяется как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении 1 . Оценка мнений, измерение аттитюдов и интересов получило широкое развитие в сфере консультирования по вопросам выбора профессии, изучения потребителя и общественного мнения, прогнозирования межгрупповых отношений. С точки зрения диагностики удобно воспользоваться пониманием аттитюда как склонности одобрительно или неодобрительно реагировать на определенный класс социальных стимулов 2 .

Структура опросника представляет собой 2 шкалы аттитюдов лайкертовского типа: отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Шкалы опросника дают суммарные показатели, указывающие направление и силу аттитюда конкретного человека в одномерном континууме 3 отношения к военной службе по призыву и по контракту. Каждая шкала представляет собой пункты - серии из вопроса и 5 ответов-утверждений, первое из которых является либо откровенно одобрительным, либо откровенно неодобрительным. Каждое последующее утверждение менее одобрительное (неодобрительное). Последнее утверждение относится к противоположному полюсу относительно первого. В общем виде утверждения представлены в виде следующих категорий: крайне положительное отношение – положительное – нейтральное (смешанное) – отрицательное – крайне отрицательное отношение. Утверждения сформулированы как суждения о различных аспектах отношения молодежи к военной службе. Часть утверждений связана с контрактной службой , часть со службой по призыву, некоторые вопросы отражают отношение к службе вообще. Отдельные вопросы сформулированы наподобие шкалы социальной дистанции Е. Богардуса 4 . С целью уменьшения влияния мотивационной желательности и других видов сознательных искажений, утверждения не соотносятся с непосредственным испытуемым , а требуют оценить либо отношение окружающих (друзей, родственников), либо молодежи «вообще». Это позволяет проецировать испытуемому свое истинное отношение к военной службе в ответах «за других людей».

Для подсчета показателей шкалы, вариантам ответов (утверждениям) приписываются условные баллы 5, 4, 3, 2 или 1 - от благоприятного до неблагоприятного. Суммирование этих условных баллов по пунктам шкалы дает показатель установки человека на военную службу по призыву или контракту, который следует интерпретировать исходя из эмпирически установленных норм. Кроме того, имеется возможность подсчета суммы баллов по всем утверждениям, составляющим опросник. Такая шкала получила наименование суммарной шкалы отношения к военной службе.

При конструировании пунктов опросника применялась технология, сходная с процедурой разработки шкалы Л. Терстоуна 5 . Группе экспертов индивидуально предъявлялось по пять утверждений каждого пункта, расположенных в случайном порядке . Задачей экспертов было распределить (проранжировать) эти утверждения по порядку уменьшения благосклонности. Подсчет медианы каждого утверждения в каждом конкретном пункте позволил определить и отсеять нестабильные утверждения, а для оставшихся определить порядок их следования в каждом пункте шкалы.

Отдельным заданием опросника является сравнение испытуемым ряда профессий с профессией военнослужащего, по критерию наибольшего интереса для молодых людей. Профессии представлены попарно: одна «гражданская» и одна – военнослужащий-контрактник. За каждый выбор испытуемым профессии военнослужащего-контрактника начисляется 0,5 условных балла.


Инструкция для испытуемого

Вам предлагаются несколько вопросов. Внимательно прочитайте все мнения, высказанные по поводу каждого вопроса, и выберете тот вариант, с которым Вы согласны . Если ни один из вариантов не устраивает вас в полной мере или если подходящими кажутся два варианта одновременно, то отметьте тот, который подходит более других. Здесь нет правильных или неправильных ответов, просто каждый дожжет высказать свое мнение. Отвечая, поставьте в соответствующем квадрате любую отметку. Пожалуйста, не пропускайте вопросы.
Пилотажное исследование на выборке 60 человек позволило уточнить формулировки инструкции и заданий, исключить варианты ответов, обладающие низкой дискриминативностю (способностью дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата). В окончательный вариант методики вошли 11 заданий на выбор наиболее подходящего варианта ответа и 1 задание на сравнение 10 пар профессий. Теоретический размах по шкале установок к военной службе по призыву составляет 7-35 баллов, по шкале установок на военную службу по контракту - 6-35 баллов, по суммарной шкале отношения к военной службе составляет 11-60 баллов.

Обработка результатов при использовании компьютеризированной версии теста (на базе табличного редактора EXCEL) производится автоматически. Результат выдается в виде диагностического заключения , содержащего сведения о выраженности у обследуемого установки на военную службу по контракту или по призыву.

Обработка результатов конкретного испытуемого при использовании варианта «тест-бумага» заключается в соотнесении его ответов на бланке с ключом. При этом, первый вариант ответа по прямому вопросу имеет оценку в 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3 балла, четвертый – 2 балла, пятый – 1 балл. Оценки обратных вопросов осуществляются наоборот : первый вариант ответа имеет оценку в 1 балл, а последний, пятый в 5 баллов. По заданию №12 каждый выбор военнослужащего-контрактника оценивается в 0,5 балла, полученная по заданию сумма округляется до целого в большую сторону.

Показателем по каждой шкале является сумма баллов по прямым и обратным вопросам.


Ключ для обработки результатов

С помощью данного опросника осуществлено обследование 410 испытуемых обоего пола, в возрасте 16-25 лет. Исследование проводилось в семи регионах России (Москва, Московская область, Ленинградская область, Псковская область, Пензенская область, Новосибирская область). Значимых различий между регионами в уровне и дисперсии значений и по шкалам опросника не выявлено. Это позволяет экстраполировать получаемые нормативные значения на все территорию России.

Анализ первичных статистик показал, что данные распределены нормально (наибольшее значение асимметрии составило -0,375, эксцесса -0,202). Эмпирический размах составил для шкалы установок на службу по призыву – 23, для шкалы установок на военную службу по контракту – 20, для установок на военную службу в целом – 34 (см.таблицу 1). Последующие исследования подтвердили дискриминативность методики и ее конвергентную валидность .
Таблица 1.

Первичные статистики обследования (n=410)


Параметры распределения





Установки на военную службу в целом

Среднее

23,1

23,98

40,7

Мода

23

25

40

Медиана

23

24

41

Станд.откл

4,100141

3,796016

5,834781

Ассиметр

-0,31834

-0,2561

-0,37549

Эксцесс

0,071512

-0,20226

0,049057

Миним

9

13

21

Максим

32

33

55

На основе полученных данных была проведена стандартизация методики. Для удобства использования «сырые» баллы могут быть преобразованы в стандартные баллы десятибальной шкалы (стены). В соответствии с этой шкалой, среднее квадратическое отклонение равняется 2 стандартным баллам, а среднему по выборке значению выраженности конкретной установки соответствует показатель в 5 или 6 стандартных балла. Значение менее 4 стенов считаются низкими, а более 7 стенов - высокими. Нормы, выраженные в стенах, рассчитанные для мужчин и женщин в возрасте 16-25 лет имеющих неполное среднее, среднее или неоконченное высшее образование приведены в таблице 2.

Конверсионная таблица


Значение в «сырых» баллах

Установки на службу по призыву

Установки на службу по контракту

Установки на военную службу

низкие

1

менее 18

менее 18

менее 31

2

18

18-19

31-33

3

19-20

20-21

34-36

средние

4

21-22

22

37-39

5

23

23

40

6

24

24

41-42

7

25-26

25-26

43-44

высокие

8

27-28

27-28

45-47

9

29-30

29-30

48-50

10

более 30

более 30

более 50

Обследуемые, показавшие высокие значения характеризуются желанием поступить на военную службу, доброжелательным отношением к военнослужащим. Обследуемые, получившие низкие значения по диагностическим шкалам высказывают резкие суждения о нежелании и ненужности военной службы, проявляют конкретные действия по уклонению от военной службы или поддерживают тех, кто уклоняется от нее. В случае призыва таких граждан на военную службу следует прогнозировать их низкую дисциплинированность, стремление найти поводы для досрочного увольнения или попытки самовольного оставления части.

Инструкция по вводу данных
1. Открыть файл «Форма_ввода.xls»

2. Перейти на вкладку (рабочий лист) «Ввод».

По строкам располагаются обследуемые. Столбцы соответствуют вариантам выбора испытуемого.

3. При необходимости индивидуальные данные обследуемого занесите в поле «ФИО».

Каждый из вопросов №№1-11 предполагает выбор одного из пяти вариантов . Выбор варианта кодируется «1» в соответствующем столбце. Остальные четыре варианта ответа на вопрос остаются пустыми.

Вопрос №12 предусматривает ввод в соответствующий столбец значения «1» в случае выбора обследуемым в данном пункте варианта «военнослужащий- контрактник». В противном случае, поле остается пустым.


4. Перейдите на вкладку (лист) «Результат».

В соответствующей строке вы увидите результаты конкретного испытуемого по трем шкалам методики. Обратите внимание, что на этом листе часть столбцов является скрытыми, содержат формулы для вычислений и изменять их не следует.


Более подробно результаты использования Опросника «Установок на военную службу» представлены в диссертации:

Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных сил России в молодежной среде : Дис… канд. психол. наук. –М., 2005.
По всем вопросам, связанным с применением опросника «Установки на военную службу», просьба обращаться по адресу: [email protected]

1 См.: Майерс Д. Социальная психология. –СПб., 2000. С. 154.

2 См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. –СПб., 2003. С. 442.

3 См.: Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –СПб., 2000. С. 227.

4 См.: Бабич Н.С. Батыков И.В. Измерение социальной дистанции // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. –Краснодар, 2004. С. 66.

5 См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. описание, объяснение, понимание социологической реальности. –М., 2003.

При исследовании проводимых с группой испытуемых, каждый из них имел персональный бланк ответного листа, и отдельный опросник с инструкцией. Размещение испытуемых было обеспечено так, чтобы не создавались помех друг другу в процессе работы. Кратко излагается цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений экспериментатор предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Анкета "ДАП - 2"

Методика предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодого пополнения, призываемого на военную службу в Вооруженные силы РФ.

Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на для выявление военно-профессиональной направленности лиц молодого пополнения (блок "Военно-профессиональная направленность"), изучения склонности к делинквентному (блок "Делинквентность") и аддиктивному (блок "Аддиктивность") поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности (блок "Суицидальный риск"), обследуемых лиц.

Вводная инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально-психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы должны фиксироваться на регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, Вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным Вами ответом. На каждый вопрос возможен только один из четырех, предложенных вариантов ответа.

Если в процессе работы у Вас возникнут вопросы, поднимите руку - к Вам подойдут и помогут. Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы - поднимите руку. Если вопросов нет, приступайте к работе".

Варианты ответов:

0 - нет, это не так; 1 - пожалуй, так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.

Обработка результатов:

Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных "ключей", а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

О - Нет, это не так; 1 - Пожалуй, так; 2 - Верно; 3 - Совершенно верно.

Уровень военно-профессинальной направленности (шкала ВПН) оценивается по следующим номерам вопросов:

3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40, 46, 49.

Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.

Уровень, склонности к склонности к суицидам (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:

2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

При дальнейшей обработке "сырые" значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (см. Приложение А).

Предложена П.И. Юнацкевичем.

Регистрационный бланк

Инструкция: Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы. Подчеркните Ваш ответ в соответствующей графе регистрационного бланка.

Фамилия, имя, отчество ____________________________________________

Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

Жизнь иногда хуже смерти?

В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

Меня многие любят, понимают и ценят.

Можно оправдать безнадёжно больных, выбравших добровольную смерть.

Я не думаю, что смогу оказаться в безнадёжном положении.

Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или найти.

Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

Ключ

Подсчитывается общее количество совпавших с ключом ответов

«Да» (+) :1,2, 3, 5, 7, 9

«Нет» (-): 4, 6, 8, 10.

Высчитывается оценочный коэффициент суицидального риска (Sr) по формуле:

Sr = (N/ 10), где

N – количество совпадений с ключом.

Показатели Sr могут варьировать от 0 до 1. Показатели близкие к 1 – высокий уровень склонности к суицидальным реакциям, близкие к 0 – низкий уровень склонности к суицидным реакциям.

Интерпретация

Оценка уровня склонности к суицидальным реакциям:

до 0,2 – низкий (5 баллов)

0,2 – 0,3 – ниже среднего (4 балла)

0,4 – 0,5 – средний (3 балла)

0,6 – 0,7 – выше среднего (2 балла)

0,8 и более – высокий (1 балл)

5.11. Опросник «Девиантное поведение»

Методика предназначена для выявления склонности к девиантному (аддиктивному и деликвентному) поведению.

Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на выявление военно-профессиональной направленности (блок «Военно-профессиональная направленность»), изучения склонности к аддиктивному (блок «Аддиктивное поведение») и дилеквентному (блок «Дилеквентность») поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности (блок «Суицидальный риск») обследуемых лиц.

Опросник

Инструкция: Вам будет предложено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально – психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы заносятся в регистрационный бланк. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике.

2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.

3. Я совершенно не приспособлен к военной службе и это очень меня пугает.

4. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.

5. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.

6. Я убежден, что мужчины должны служить в армии (на флоте) только по собственному желанию.

7. Я бываю крут и жесток с окружающими.

8. Иногда моим друзьям удавалось испытать необычные состояния: видеть красочные видения, слышать странные звуки и т.д.

9. Думаю, что наибольшие трудности для меня во время службы – это необходимость подчиняться командирам.

10. Среди моих друзей были такие, которые вели неправильный образ жизни.

11. Мне кажется, окружающие плохо меня понимают, не ценят или даже недолюбливают.

12. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Этот как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

13. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки, а голова просто «раскалывалась».

14. Я всегда стремился к дружбе со сверстниками, которые были старше меня по возрасту.

15. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

16. Мне не нравится, когда мной кто-то командует. Это вызывает у меня чувство протеста.

17. В состоянии агрессии я способен на многое.

18. Мне не легко приспосабливаться к новым условиям жизни.

19. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

20. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

21. На воспитание молодежи влияет так много причин, что усилия родителей и педагогов часто бывают напрасны.

22. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ «отплатить» ему.

23. Приятели, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, не нравятся моим родителям и родственникам.

24. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.

26. На «гражданке» я раз в неделю или чаще употреблял алкоголь.

27. Если кто-то причинил мне зло, я считаю обязанным отплатить ему тем же.

29. Я не осуждаю юношей, которые уклоняются от военной службы.

30. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.

31. У меня есть друзья, которые любят «смотреть мультики» после приема разных веществ.

32. Там, где я проживал, были молодежные группировки активно враждовавшие между собой.

33. Для меня важнее отслужить «спокойно» в «тихом месте», чем выполнять серьезные и опасные задания командования.

34. В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден был принимать успокоительные средства.

35. Я пытался освободиться от некоторых пагубных привычек.

36. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.

37. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.

38. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.

39. Я испытываю все больше и больше разочарований по отношению к военной службе.

40. Вряд ли я захочу посвятить всю свою жизнь военной профессии (остаться на сверхсрочную службу, поступить в военное училище).

41. В последнее время я испытывал стресс. Поэтому принимал тазепам, элениум и другие успокаивающие средства.

42. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни безусловно может быть оправдан.

43. В нашей школе (училище) был принят ритуал «прописки» новичков, в котором я охотно принимал участие.

44. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадёжным.

45. У меня были неприятности во время учёбы (на работе) в связи с употреблением алкоголя.

46. Во время службы я постараюсь избежать выполнения сложных и ответственных заданий командования.

47. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.

48. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить наслаждение.

49. Присяга на верность Отечеству в современных условиях утратила свою актуальность.

50. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.

51. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.

52. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) спиртными напитками.

53. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».

54. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

55. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

56. Нет ничего предосудительного, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.

57. Я думаю, что любое положение законов и воинских уставов можно двояко истолковать.

58. Мои приятели часто уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными.

59. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).

60. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.

Регистрационный бланк

Нет, это

не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

Нет, это

не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

Обработка результатов : Обработка результатов производится по каждому блоку в отдельности с помощью «ключей», а также по всей методике в целом, путём суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

0 – нет, это не так;

1 – пожалуй, так;

2 – верно;

3 – совершенно верно.

Ключ

ВПН – уровень военно – профессиональной направленности: 3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40,46,49.

АДП – уровень склонности к аддиктивному поведению: 4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

ДП – уровень склонности к деликвентному поведению: 7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.

СР - уровень суицидального риска: 2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

При дальнейшей обработке «сырые» значения по всем четырем шкалам (ВПН, АДП, ДП, СР) суммируются и определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10 – бальную шкалу нормального распределения(стэны) и условные категории профессиональной пригодности.

Перевод «сырых» баллов в стэны

Наименование шкал методики ДАП

Стены

Интегральная оценка: Девиантное поведение

Военно-профессиональная направленность (ВПН)

Аддиктивное поведение (АДП)

Делинквентное поведение (ДП)

Суицидальный риск (СР)

Интерпретация

Интерпретация высоких значений

(10 – 8 стенов)

Интерпретация средних значений

(3 – 7 стенов)

Интерпретация

низких значений

(2 – 1 стен)

Высокий и достаточный уровень военно - профессиональной направленности. Наличие желания служить в Вооружённых силах. Умение подчиняться требованиям командиров и начальников. Готовность выполнять служебные обязанности, в том числе и в особых условиях деятельности.

Средний уровень

военно - профессиональной направленности. Наличие желания служить в Вооружённых силах. Вынужденное подчинение требованиям командиров и начальников.

Низкий уровень военно-профессиональной направленности. Отсутствие желания служить в Вооружённых силах. Нежелание подчиняться требованиям командиров и начальников.

Отсутствие признаков аддиктивного поведения.

Отсутствие явных признаков аддиктивного поведения.

Наличие признаков аддиктивного поведения. Опыт употребления спиртных напитков (возможно – опыт употребления наркотиков).

Отсутствие признаков деликвентного поведения. Ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения, групповых и корпоративных требований.

Отсутствие явных признаков деликвентного поведения. Общепринятые нормы поведения соблюдаются.

Наличие признаков деликвентного поведения. Агрессивность. Несоблюдение социально – одобряемых норм поведения.

Отсутствие суицидального риска.

Суицидальные тенденции не выражены.

Наличие признаков суицидальной предрасположенности.

5.12. Прогностический опросник конфликтности и роли в оппозиции для военнослужащих (ПОКРОВ)

Методика ПОКРОВ предназначена для прогноза:

    конфликтности и наиболее вероятной роли противоборствующих лиц в процессе возможного конфликта;

    успешности профессиональной деятельности;

    склонности к суицидальным действиям.

Она базируется на многолетнем опыте изучения клинико-психологических особенностей военнослужащих – участников ситуаций неуставных взаимоотношений и суицидентов.

Как свидетельствуют наблюдения, любой конфликт с позиций его участников имеет две противоборствующие стороны (оппоненты конфликта), находящиеся в состоянии противоречия (противостояния, оппозиции). Роль участников в конфликте неодинакова: одни его инициируют, проявляя агрессивные тенденции (агрессоры), другие являются потерпевшей стороной (потерпевшие, виктимные). Последние обнаруживают, как правило, три тенденции:

    недостаточно развитые психические и физические способности самозащиты.

    неосознанные свойства провоцировать агрессивность со стороны окружающих.

    склонность к суицидальным действиям.

Настоящее разделение оппонентов конфликта в известной степени условно, однако, позволяет прогнозировать основные тенденции обследуемого в вероятном конфликте с его участием. В этой связи опросник прогнозирует:

    вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями агрессора – шкала «А»;

    вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями потерпевшего – шкала «П»;

    равновыраженную вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями потерпевшего-агрессора – шкалы «А», «П»;

    суицидальные тенденции – шкала «П»;

    нормальную адаптацию в межперсональных отношениях, низкие конфликтность и суицидальность – шкала «К»;

    искренность в отношении к исследованию – шкала «Л».

Настоящая методика позволяет не только прогнозировать поведение военнослужащего, но и устанавливать роль оппонентов в происшедшем конфликте при недостатке информации у командования, что представляет возможность избрать правильную стратегию в процессе расследований, проводимых в частях по случаям неуставных взаимоотношений.

Безусловным достоинством опросника является его конспиративность, т.е. по характеру утверждений, составляющих методику, невозможно догадаться о целях, стоящих перед исследователем. Работа испытуемых строго индивидуальна и не допускает общения в процессе исследования. Цели исследования не раскрываются.

Опросник

Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение и в регистрационном бланке напротив его порядкового номера отметьте знаком «ДА» или «+», если оно подходит для Вас; знаком «НЕТ» или «-», если не подходит; знаком «0», если Вы не можете дать однозначного ответа. Внимание! На утверждения, отмеченные в опроснике знаком «!» (1 – 20, 24, 50, 53, 54, 64, 73, 78), необходимо давать только однозначные ответы «ДА» или «НЕТ». Неопределенные ответы («0») можно давать на остальные утверждения, но не более 15 раз.

1. ! В детстве я был живым, энергичным ребенком.

2. ! В детстве я был озорным, боевым, отчаянным.

3. ! В детстве я был, требующим повышенного внимания, хвастливым.

4. ! Я иногда немного хвастаюсь.

5. ! В детстве я был упрямым.

6. ! Я иногда упрямлюсь.

7. ! В детстве я был скромным, нерешительным, застенчивым, робким.

8. ! В детстве я был замкнутым, необщительным.

9. ! В детстве у меня иногда были взрывы сильного, неконтролируемого возбуждения по порой незначительному поводу.

10.! Я грубо вел себя в семье и школе или иногда убегал из дома.

11.! К моменту призыва на службу я курил свыше четырех лет.

12.! Периодами я отставал в учебе (в школе, СПТУ, техникуме).

13.! В моей семье были частые конфликты по причине неумеренного приема алкоголя одним из родителей или их крайней несдержанности.

14.! До семи лет я воспитывался только матерью.

15.! До семи лет я рос без родителей.

16.! Мои родители проживают раздельно.

17.! Родители меня очень любили, баловали, многое позволяли.

18.! Родители меня воспитывали очень строго или, наоборот, моим воспитанием не занимались и я был предоставлен самому себе.

19.! Я перенес тяжелые травмы головы после, которых лежал в больнице или длительное время недомогал.

20.! В детстве я рос болезненным, часто болел простудными заболеваниями.

21. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений.

22. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе.

23. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

24.! Я иногда смеюсь над неприличными шутками.

25. Сон у меня богат яркими сновидениями

26. Я могу регулировать свой сон.

27. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно.

28. У меня хороший аппетит, но я не обжора.

29. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.

30. Спиртные напитки меня пугают.

31. Половое влечение меня мало беспокоит.

32. Моя застенчивость мне сильно мешает.

33. Измены бы я никогда не простил.

34. Для меня главное, чтобы одежда была аккуратной, удобной и чистой.

35. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за то, как я одет.

36. Нехватка денег меня раздражает.

37. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку мне отдать будет трудно.

38. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

39. Очень боюсь остаться без родителей.

40. Очень люблю мать и боюсь, что с нею что-нибудь случится.

41. Родители меня слишком притесняли и навязывали свою волю во всем.

42. Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив.

43. Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить.

44. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.

45. У меня нет никакого желания иметь друга.

46. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня.

47. Я легко ссорюсь и быстро мирюсь.

48. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.

49. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

50.! Я всегда отвечаю на письма после их прочтения.

51. Я убежден, что в будущем исполнятся все мои желания и планы.

52. Не люблю много раздумывать о своем будущем.

53.! Я полностью свободен от всяких предрассудков.

54.! Я не откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

55. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.

56. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

57. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее.

58. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи

59. Люблю всякие приключения, даже охотно иду на риск.

60. Не люблю приключений и избегаю риска.

61. Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю.

62. Я много взвешиваю все "за" и "против" и все никак не решаюсь рискнуть.

63. Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют.

64.! Я предпочитаю больше выигрывать, чем проигрывать.

65. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других.

66. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет.

67. Я не слушаю возражений и критики и всегда делаю по - своему.

68. Я старюсь правильно реагировать на критику.

69. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья.

70. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается.

71. Правила и законы я всегда соблюдаю.

72. В детстве я был как все дети и ничем не отличался от сверстников.

73.! Я всегда в детстве делал немедленно и безропотно то, что приказывали.

74. Я посещал школу регулярно и всегда участвовал в общественной работе.

75. В школе я старался аккуратно выполнять все задания.

76. Мне не хватает холодной рассудительности.

77. Я страдаю от того, что меня не понимают.

78.! Я никогда не лгал в своей жизни.

Регистрационный бланк

Нет – «-»

Не могу дать однозначного ответа – «0»

На утверждения, отмеченные знаком «!» (1 – 20, 24, 50, 53, 54, 64, 73, 78), необходимо давать только однозначные ответы «ДА» или «НЕТ». Неопределенные ответы («0») можно давать на остальные утверждения, но не более 15 раз.

Ключ

1 этап. По окончании работы подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале («Л», «А», «П», «К») в соответствии с нижерасположенной таблицей. Ответы, оцененный как «0», в подсчете не учитываются. Внимание! К сумме сырых баллов шкалы «К» прибавляется 9 баллов.

Результаты методики считаются достоверными, если шкала «Л» не превышает 10 баллов.

Внимание! Если сумма сырых баллов по шкале «К» превышает сумму баллов по шкале «А» и по шкале «П», делается вывод о нормальной адаптации обследуемого в межперсональных отношениях, низкой конфликтности и отсутствии суицидального риска. При этом дальнейший подсчет не производится.

Баллы по шкалам

Баллы по шкалам

«Да», «+»

«Нет», «-»

«Да», «+»

«Нет», «-»

2 этап. Необходимо сравнить между собой показатели, полученные по трем шкалам («А», «П», «К»). При сравнении акцент делается на наибольшие показатели (если показатели не равны).

Например:

Результаты по шкале «А» – 81 балл, по шкале «П» – 73 балла, по шкале «К» – 66 баллов. Следовательно, при сравнении получаем: А>П (81>73), А>К (81>66), П>К (73>66);

Результаты по шкале «А» – 81 балл, по шкале «П» – 81 балл, по шкале «К» – 66 баллов. Следовательно, при сравнении получаем: А=П (81=81), А>К (81>66), П>К (81>66)

3 этап. Необходимо выделить сочетания неравенств (максимально возможно выделить три сочетания). В наших примерах:

1 пример 2 пример

1. (А>П) и (П>К) 1. (А=П) и (А>К)

2. (А>П) и (А>К) 2. (А=П) и (П>К)

3. (П>К) и (А>К) 3. (А>К) и (П>К)

4 этап. Определить ролевую позицию в соответствии с нижеприведенной матрицей диагностики ролевой позиции (по пересечениям неравенств).

А – прогноз ролевой позиции агрессора;

П – прогноз ролевой позиции потерпевшего и суицидента;

П/А – прогноз ролевой позиции потерпевшего-агрессора и суицидента;

К – прогноз ролевой позиции неконфликтного;

Н – прогноз не определен.

В нашем первом примере:

1. По пересечениям (А>П) и (П>

2. По пересечениям (А>П) и (А>К) получается ролевая позиция А –агрессор;

3. По пересечениям (П>К) и (А>

На основании этого дается заключение по прогнозу ролевой позиции: «Потерпевший-агрессор (с преобладанием черт агрессивности), склонен к суицидальным действиям».

В следующем примере:

1. По пересечениям (А=П) и (А>К) получается ролевая позиция П/А –потерпевший-агрессор и суицидент;

2. По пересечениям (А=П) и (П>К) получается ролевая позиция П/А –потерпевший-агрессор и суицидент;

3. По пересечениям (А>К) и (П>К) получается ролевая позиция П/А –потерпевший-агрессор и суицидент.

На основании этого дается заключение по прогнозу ролевой позиции: «Потерпевший-агрессор с равновыраженной вероятностью участия в конфликтах, как в качестве агрессора, так и в качестве потерпевшего. (Не склонен к суицидальным действиям, т.к. значение шкалы К меньше значений по шкалам А и П).

5 этап. Необходимо установить вероятность полученного прогноза. Для этого вычисляются показатели разности шкал по алгоритму «из большего вычитаем меньшее» и устанавливаем максимальное превышение любой из шкал над шкалой «К». Результат оцениваем по нижеприведенной таблице.

В нашем первом примере:

А-К = 81-66 = 15

А-П = 81-73 = 8

П-К = 73-66 = 7

Следовательно, максимальное превышение над шкалой «К» имеет шкала «А», т.к. разница (А-К) = 15, что превышает разницу (П-К), которая равна 7.

В нашем втором примере:

А-К = 81-66 = 15

А-П = 81-81 = 0

П-К = 81-66 = 15

Следовательно, максимальное превышение над шкалой «К» равно 15 (как по шкале «А», так и по шкале «П»).

В наших примерах максимальное превышение по шкале «К» - 15 баллов, следовательно, процент надежности прогноза равен 95-98 %, что трактуется как высокая оценка вероятности прогноза и высокая степень риска.

6 этап. По результатам обследования определяем коды рекомендаций по нижеследующей таблице.

Вероятность прогноза

(степени риска)

Достоверная

Значительная

Предположительная

Неопределенная

Нуждается в специальных мерах медико-педагогического характера. Возможны расстройства психики. В случае превышения шкалы «П»: высокая степень вероятности суицидального поведения.

Нуждается в жестком контроле со стороны командиров. В случае превышения шкалы «П»: достоверная степень вероятности суицидального поведения.

Нуждается в изоляции путем рассредоточения по разным подразделениям от лиц с предположительной и большими степенями вероятности участия в неуставных взаимоотношениях (НВО). В случае превышения шкалы «П»: значительная степень вероятности суицидального поведения.

Подлежит пристальному наблюдению для уточнения тенденций, выявленных в процессе исследования. В случае превышения шкалы «П»: предположительная степень вероятности суицидального поведения.

Нуждается в изоляции путем рассредоточения по разным подразделениям от лиц с значительной и большими степенями вероятности участия в НВО.

Нуждается в изоляции путем рассредоточения по разным подразделениям от лиц с значительной и большими степенями вероятности участия в НВО с прогнозом ролевой позиции агрессора или потерпевшего-агрессора.

Нуждается в значительно меньшем контроле.

Может рассматриваться как вероятный кандидат на должности младших командиров.

Таким образом, полная интерпретация результатов исследования по нашему первому примеру будет:

Прогнозируемая ролевая позиция «потерпевший-агрессор» (с преобладанием черт агрессивности), предрасположен к суицидальным действиям;

Надежность прогноза достоверная (95-98 %);

Нуждается в жестком контроле со стороны командиров;

Нуждается в изоляции путем рассредоточения по разным подразделениям от лиц с предположительной и большими степенями вероятности участи в НВО;

5.13. Методика психодиагностики суицидальных намерений ПСН – «А»

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

  • Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.
  • Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».
  • Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Тестовый материал

Мужской вариант

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  4. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  5. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  6. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  7. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  8. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  9. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  10. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  11. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
  12. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  13. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  14. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  15. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  16. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  17. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  18. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
  19. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  20. Я иногда не слушаюсь родителей.
  21. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  22. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  23. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  24. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  25. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  26. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  27. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  28. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  29. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  30. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  31. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  32. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  33. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  34. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  35. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  36. Иногда я скучаю на уроках.
  37. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  38. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  39. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  40. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  41. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  42. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  43. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  44. Меня раздражает, когда девушки курят.
  45. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  46. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  47. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  48. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  49. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  50. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  51. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  52. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  53. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  54. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  55. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  56. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
  57. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  58. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  59. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  60. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  61. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  62. Необходимо зарегистрироваться

    Внимание!
    1. Никто не увидит Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время друзья не увидят

    Женский вариант

    1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
    2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
    3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
    4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
    5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.
    6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.
    7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
    8. Я иногда люблю посплетничать.
    9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
    10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
    11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
    12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
    13. Я всегда говорю только правду.
    14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально.
    15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
    16. Я с удовольствием смотрю боевики.
    17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
    18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
    19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
    20. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.
    21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.
    22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.
    23. Бывало, что я не слушалась родителей.
    24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.
    25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.
    26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
    27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
    28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
    29. Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
    30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
    31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
    32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
    33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
    34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
    35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.
    36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.
    37. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.
    38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
    39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
    40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
    41. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.
    42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
    43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
    44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
    45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
    46. Бывает я скучаю на уроках.
    47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
    48. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.
    49. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.
    50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
    51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
    52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
    53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.
    54. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.
    55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
    56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
    57. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.
    58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
    59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
    60. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
    61. Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
    62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.
    63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
    64. Некоторые люди побаиваются меня..
    65. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания..
    66. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
    67. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.
    68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
    69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.
    70. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.
    71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
    72. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
    73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
    74. Счастливы те, кто умирают молодыми.
    75. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
    76. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо.
    77. Я часто не могу сдержать свои чувства.
    78. Бывало, что я опаздывала на уроки.
    79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
    80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
    81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
    82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
    83. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
    84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
    85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
    86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
    87. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.
    88. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
    89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
    90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
    91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
    92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
    93. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
    94. Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
    95. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.
    96. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
    97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.
    98. Мне иногда не хочется жить.
    99. Необходимо зарегистрироваться

      Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

      Внимание!
      1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
      2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
      3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
      4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

      Ключ к тесту

      Мужской вариант

      1. Шкала установки на социально-желательные ответы : 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
      2. : 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).
      3. : 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
      4. : 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).
      5. : 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).
      6. : 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
      7. : 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

      Женский вариант

      1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
      2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет).
      3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
      4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да).
      5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).
      6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
      7. Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).
      8. Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).
      Обработка результатов теста

      Первый вариант обработки результатов теста

      Внимание : со вторым вариантом обработки результатов существуют некоторые неточности, поэтому рекомендуем использовать именно этот вариант.

      Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл.Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S , измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной . Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S , то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное . Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки.

      Тестовые нормы методики СОП

      Шкалы "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка
      М S М S
      1 2,27 2,06 2,49 2,13
      2 7,73 2,88 10,27 2,42
      3 9,23 4,59 15,97 3,04
      4 10,36 3,41 10,98 2,76
      5 12,47 4,23 14,64 3,94
      6 8,04 3,29 9,37 3,01
      7 7,17 4,05 14,38 3,22

      Второй вариант обработки результатов теста

      Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод в стандартные Т-баллы производится по формуле:

      T=10 * (Xi – M) / (S + 50) , где

    Xi – первичный («сырой») балл по шкале;

    М – среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации;

    S – стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации.

Варианты коэффициентов коррекции в зависимости от значений «сырого» балла по шкале № 1

Мужской вариант методики

меньше или равен 6 баллам для «обычных

  • Для шкалы № 2 = 0,3
  • Для шкалы № 3 = 0,3
  • Для шкалы № 4 = 0,2
  • Для шкалы № 5 = 0,2
  • Для шкалы № 6 = 0,3
  • Для шкалы № 7 = 0,2

В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для “деликвентных ” испытуемых, то коэффицицент коррекции составляет:

  • Для шкалы № 2 = 0,3
  • Для шкалы № 3 = 0,5
  • Для шкалы № 4 = 0,3
  • Для шкалы № 5 = 0,2
  • Для шкалы № 6 = 0,3
  • Для шкалы № 7 = 0,5

В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для “обычных ”, так и для “деликвентных ” испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

  • Для шкалы № 2 = 0,7
  • Для шкалы № 3 = 0,6
  • Для шкалы № 4 = 0,4
  • Для шкалы № 5 = 0,5
  • Для шкалы № 6 = 0,3
  • Для шкалы № 7 = 0,5

Женский вариант методики

В случае, если испытуемые относятся к подвыборке «обычных » испытуемых, то коэффициент коррекции составляет

  • Для шкалы № 2 = 0,4
  • Для шкалы № 3 = 0,4
  • Для шкалы № 4 = 0,2
  • Для шкалы № 5 = 0,3
  • Для шкалы № 6 = 0,5
  • Для шкалы № 7 = 0,4

В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке «деликвентных » испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:

  • Для шкалы № 2 = 0,4
  • Для шкалы № 3 = 0,4
  • Для шкалы № 4 = 0,3
  • Для шкалы № 5 = 0,4
  • Для шкалы № 6 = 0,5
  • Для шкалы № 7 = 0,5

Таблица норм при переводе «сырых» баллов в Т-баллы

“Сырой” балл Т-баллы
Шкалы
1 2 3 4 5 6 7
0 35 26 30
1 44 27 28 24 24 26 32
2 50 31 30 26 27 30 34
3 55 34 33 29 29 33 37
4 58 37 35 32 31 37 39
5 62 40 37 35 34 40 41
6 65 43 39 37 36 44 43
7 67 46 42 40 39 48 46
8 70 50 44 43 41 51 48
9 74 53 46 45 43 55 50
10 85 56 48 48 46 58 53
11 89 59 50 51 48 62 55
12 63 53 54 51 65 57
13 66 55 56 53 69 59
14 69 57 59 55 73 62
15 72 59 62 58 77 64
16 75 62 64 60 81 66
17 78 64 67 62 85 68
18 81 66 70 65 71
19 84 68 72 67 73
20 87 70 75 70 75
21 90 72 78 72 77
22 74 81 74 79
23 76 84 77 81
24 78 87 79 83
25 80 90 81 85
26 82 83 87
27 84 85
28 87
29 89
Описание шкал и их интерпретация

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.

Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов , свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов , свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов , свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов , свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов , свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов , свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

Источники
  • / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
  • Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.