В какой программе создать электронное пособие. Электронные учебники: как это работает

Модальные окна - часто используемый инструмент в арсенале веб мастера. Он очень удачно подходит для решения большого количества задач, таких как вывод форм регистрации, рекламных блоков, сообщений и так далее.

Но, несмотря на важное место в информационном обеспечении проекта, модальные окна, как правило, реализуются на JavaScript, что может создавать проблемы при расширении функционала или обеспечении обратной совместимости.

HTML5 и CSS3 позволяют создавать модальные окна с необычайной легкостью.

Разметка HTML

Первый шаг на пути к созданию модального окна - простая и эффективная разметка:

Открыть модальное окно

Внутри элемента div размещается содержание модального окна. Также нужно организовать ссылку для закрытия окна. Для примера разместим простой заголовок и несколько параграфов. Полная разметка для нашего примера будет выглядеть следующим образом:

Открыть модальное окно

X

Модальное окно

Пример простого модального окна, которое может быть создано с использованием CSS3.

Его можно использовать в широком диапазоне, начиная от вывода сообщений и заканчивая формой регистрации.

Стили

Создаем класс modalDialog и начинаем формировать внешний вид:

ModalDialog { position: fixed; font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; top: 0; right: 0; bottom: 0; left: 0; background: rgba(0,0,0,0.8); z-index: 99999; -webkit-transition: opacity 400ms ease-in; -moz-transition: opacity 400ms ease-in; transition: opacity 400ms ease-in; display: none; pointer-events: none; }

Наше окно будет иметь фиксированное положение, то есть смещаться вниз, если вы будете прокручивать страницу при открытом окне. Также наш фон черного цвета будет расширяться на весь экран.

Фон будет иметь небольшую прозрачность, а также располагаться поверх всех остальных элементов за счет использования свойства z-index .

В завершении устанавливаем переходы для вывода нашего модального окна и скрываем его в неактивном состоянии.

Может быть вы не знаете свойство pointer-events , но оно позволяет контролировать как элементы будут реагировать на нажатие кнопки мыши. Мы устанавливаем значение его значение для класса modalDialog , так как ссылка не должна реагировать на нажатие кнопки мыши когда активен псевдо класс “:target” .

Теперь добавляем псевдо класс :target и стили для модального окна.

ModalDialog:target { display: block; pointer-events: auto; } .modalDialog > div { width: 400px; position: relative; margin: 10% auto; padding: 5px 20px 13px 20px; border-radius: 10px; background: #fff; background: -moz-linear-gradient(#fff, #999); background: -webkit-linear-gradient(#fff, #999); background: -o-linear-gradient(#fff, #999); }

Псевдо класс target изменяет режим вывода элемента, поэтому наше модальное окно будет выводиться при нажатии на ссылку. Также мы изменяем значение свойства pointer-events .

Мы определяем ширину модального окна и положение на странице. Также определяем градиент для фона и скругленные углы.

Закрываем окно

Теперь нужно реализовать функционал закрытия окна. Формируем внешний вид кнопки:

Close { background: #606061; color: #FFFFFF; line-height: 25px; position: absolute; right: -12px; text-align: center; top: -10px; width: 24px; text-decoration: none; font-weight: bold; -webkit-border-radius: 12px; -moz-border-radius: 12px; border-radius: 12px; -moz-box-shadow: 1px 1px 3px #000; -webkit-box-shadow: 1px 1px 3px #000; box-shadow: 1px 1px 3px #000; } .close:hover { background: #00d9ff; }

Для нашей кнопки устанавливаем фон и положение текста. Затем позиционируем кнопку, делаем ее круглой с помощью свойства скругления рамки и формируем легкую тень. При наведении курсора мыши на кнопку будем изменять цвет фона.

Введение

1. Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

1.3 Работа с изображениями

1.4 Среды для создания электронного учебника

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного учебника

2.2.2 Наполнение электронного учебника информацией

Экономическая часть

1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

1.1 Исходные данные для расчетов

2 Расчет экономической эффективности.

3.2.1 Расчет затрат на разработку мультиседийного электронного учебника

4. Техника безопасности при работе за компьютером

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

электронный мультимедийный учебник компьютер

1 . Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий, что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.

Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов.

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

Основные понятия об электронном учебнике:

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.- это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные формы.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Основные этапы создания учебника:

1 выбор источников;

2 разработка оглавления и перечня понятий;

переработка текстов в модули по разделам;

реализация гипертекста в электронной форме;

разработка компьютерной поддержки;

отбор материала для мультимедийного воплощения;

разработка звукового сопровождения;

реализация звукового сопровождения;

подготовка материала для визуализации;

визуализация материала.

) Выбор источников - при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

) Разработка оглавления и перечня понятий - производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

) Переработка текстов в модули по разделам - перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

) Реализация гипертекста в электронной форме -гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

) Разработка компьютерной поддержки - разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

) Отбор материала для мультимедийного воплощения - изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

) Реализация звукового сопровождения -производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

1. 3 Работа с изображениями

Для работы с изображениями при создании электронного учебника необходимо использовать специальные программы, такие как:

Программы для работы с изображениями:

1) Adobe Photoshop - графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API - Wine 0.9.54 и выше.

Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне. В более ранней версии была включена специальная программа для этих целей - Adobe ImageReady, которая была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, а также включения в линейку программных продуктов Adobe Fireworks, перешедшего в собственность Adobe после приобретения компании Macromedia.

2) Picasa - программа для работы с цифровыми фотографиями. 13 июня 2004 года Picasa была приобретена компанией Google. Picasa интегрирована с Blogger, Gmail, YouTube и Google Earth.

1. 4 Среды для создания электронного учебника

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint Office Word - текстовый процессор. Доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Поддерживает OLE, подключаемые модули сторонних разработчиков, шаблоны и многое другое. Основным форматом в последней версии является позиционируемый как открытый Microsoft Office Open XML, который представляет собой ZIP-архив, содержащий текст в виде XML, а также всю необходимую графику. Наиболее распространенным остается двоичный формат файлов Microsoft Word 97-2000 с расширением.doc. Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт де-факто в документообороте большинства предприятий. Word также доступен в некоторых редакциях Microsoft Works. Главные конкуренты - OpenOffice.org Writer, StarOffice Writer, Corel WordPerfect и Apple Pages (только на платформе Mac OS), а также, с некоторыми оговорками AbiWord (в тех случаях, когда его возможностей достаточно, а малый объём и скорость работы при невысоких требованиях к ресурсам более важны).

Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

3ds Max (3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 - битных, так и в 64 - битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа - 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Можно сделать учебник, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц учебника.

Так же можно сделать учебник как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Учебник такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в учебнике.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного ученика

У электронного учебника по дисциплине «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных систем» будет 2 меню - верхнее и боковое.

В верхнем меню будут находится страницы с полным перечнем лабораторных работ и лекций, выход на главную страницу и тесты. Это позволит пользователю быстро найти нужную информацию.

Таким образом, на любую страницу учебника можно попасть в 2 клика.

Рисунок 1 - Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного ученика

Среды для создания дизайна и интерфейса

При создании дизайна электронного учебника необходимо учитывать 2 самые важные вещи, это:

1) удобство пользования - это сам рабочий интерфейс электронного учебника. Необходимо делать его удобным и интуитивно понятным. Для этого можно взять в пример любой известный сайт;

) красота исполнения.

Для создания дизайна воспользуемся следующими программами:

) Artisteer 2 - программа для создания дизайна для движка WordPress.

) Adobe Photoshop CS

) Macromedia Dreamweaver 8

) Блокнот

Ход создания дизайна и интерфейса электронного учебника

Необходимо открыть программу Artisteer 2, используя меню пуск или через ярлык на рабочем столе.

Для изменения цветовой гаммы необходимо выбрать пункт меню «цвета и шрифты», после чего нажать на «цветовые схемы» и выбрать понравившуюся.

После этих действий необходимо поменять фон. Необходимо учитывать, что фон не должен быть слишком яраким, так как такой фон не приятен глазу, и слишком тусклым, так как тусклый фон угнетает. Чтобы поменять фон нужно перейти во вкладку «фон», в ней можно добавить картинку на задний план, блики и т.д.

Таким образом надо сделать первые наброски для будущего электронного мультимедийного учебника. Интерфейс программы Artisteer 2 интуитивно понятен и с ним никаких проблем не возникает.

Делаем первые наброски, подбираем цветовую гамму нашего будущего дизайна:

Использование программы Artisteer 2 закончено, закрываем ее.

У нас есть тема для CMS WordPress, устанавливаем виртуальный сервер Denwer.

Для установки виртуального сервера Denwer необходимо запустить инстолятор, после чего выбрать каталог, в который установится комплекс и имя виртуального диска.

После установки виртуального сервера надо установить CMS WordPress, для этого надо скинуть все файлы движка и установить CMS.

После установки надо скинуть все файлы темы, которые мы получили от программы Artisteer 2 в …/корневая папка движка/wp-content/themes, далее заходим в администраторскую панель WordPress и меняем тему на созданную нами.

Теперь необходимо рипнуть тему. Для этого используется браузер mazilla firefox и плагин к браузеру, который называется ScrapBook. Чтобы рипнуть шаблон, надо кликнуть правой кнопкой мыши в любой части окна mazilla firefox с запущенным движком и выбрать захватить веб-страницу - корневой каталог. После чего в корневом каталоге появится папка с рипом главной страницы.

Теперь необходимо поменять тему под свои нужды, сделать ее более красивой и, главное, удобной для пользования. В этом нам поможет программа Adobe Photoshop CS.

Для начала надо изменить шапку электронного учебника, для этого выбираем файл шапки, нажимаем на нем правой кнопкой и выбираем открыть с помощью Adobe Photoshop CS. Открывается окно Photoshop и в нем появляется шапка.

Приступаем к изменению шапки, есть 2 картинки с изображением колледжа радиоэлектроники и с фотографией роботов. Для того, чтобы вставить их в шапку, надо открыть их в фотошопе, поставить в нужный размер и с помощью инструмента прямоугольная область выделить картинку, выбрать меню редактирование - копировать, перейти на окно работы с шапкой и вставить.

С помощью инструмента размывание надо сделать так, чтобы эти 2 картинки как бы сливались между собой.

Теперь надо изменить оставшуюся желтую область. Для этого надо выбрать инструмент градент и настроить его.

После этого надо выделить оставшуюся желтую область инструментом прямоугольное выделение и провести инструментом градент линию с левого верхнего угла до правого нижнего.

Потом делается надпись «электронный учебник» с помощью инструмента текст.

Выбирается размер и шрифт надписи.

Чтобы градент не смешивался с картинкой с роботами надо воспользоваться инструментом линия и провести черную линию толщиной в 2-3 пикселя на соединении градента и картинки.

Получилась готовая шапка.

Шапка для сайта готова, таким же образом необходимо преобразовать все оставшиеся файлы изображений.

Когда все файлы готовы, нужно поставить на php, для этого можно воспользоваться готовым скриптом из интернета.

Нужно изменить кодировку файла index.html из рипа. Для этого надо воспользоваться простым блокнотом AkelPad.

После чего надо переименовать файл index.html в template.php, т.е. изменить его разширение, тем самым подставив его под файл уже имеющегося «движка».

Для того, чтобы нащ сайт работал правильно, нужно немного поменять файл index.php, для этого нужно открыть его этим же блокнотом файл этот файл и меняем следующие строчки:

$site_name = "site_name";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$url_menu = "menu "; // Название страницы меню

$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов

$url_print = "print_cond"; // Версия для печати

$site_name = "Учебник по ИСРАПС";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$category_type = 1; // Тип меню. 1 - один уровень, 2 - два уровня

$url_print = "print"; // Версия для печати

Строчки «$url_menu = "menu "; // Название страницы меню» и «$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов» убираем вообще, так как они нам не нужны.

Работа с файлом index.php завершена, нужно закрыть его.

Перед тем как приступить к редактированию файла template.php и index.css лучше всего будет поставить весь сайт на локальный сервер, для этого нужно открыть диск, на который при установке denwer был назначен локальный сервер, зайти в папку home, и создать там папку под названием israps, а в ней папку uchoba. Полный путь в таком случае будет такой:

Название диска, назначенного на сервер:\home\israps\uchoba

И скорпировать туда сначала файлы php движка (папка content, папка pages, папка pic, index.css, template.php, print.php, index.php и.htaccess), а потом скопировать уже имеющиеся у нас файлы template.php и index.css, скопировать нужно с заменой.

А все картинки, имеющиеся в рипе - скопировать в папку pic.

Теперь нужно запустить локальный сервер, для этого надо выбрать на рабочем столе ярлык Start Denwer, после чего на несколько секунд появится черная табличка, после ее изчезновения сервер запустится.

Теперь необходимо приступить к редактированию файлов template.php и index.css. Для этого открываем сначало файл template.php с помощью AkelPad, и прописываем в строчке «» путь к таблице стилей index.css. Для этого необходимо поменять «href="style.css"» на «href="/index.css"».

После чего меняем строчку «Учебник по ИСРАПС» на «<?=$title?>», так как в файле index.php уже прописано, что переменная «$site_name = "Учебник по ИСРАПС";», а переменная «$title = $site_name;», поэтому надо просто подставить переменную между тегами и .

Теперь нужно указать путь к изображениям. Для этого воспользуемся функцией AkelPad, которая называется «заменить». Чтобы ей воспользоватся надо зайти в найти, там заменить.

В строчку «Что:» пишем «src="», а в строчку «Чем:» нужно написать «src="/pic/».

После чего надо нажать на «Заменить все», после чего выскачит сообщение, что заменено N-ое, количество объектов.

Таким же образом надо заменить пути к рисункам, которые находятся в файле index.css, только в строке «Что:» нужно указать «url("», а в строке «Чем:» - «url("/pic/».

Надо проверить все ли нормально, для этого открываем любой браузер, и вводим в адресной строке «#"531341.files/image002.gif">

Рисунок - Картинка, которую нужно поменять

И вставить в нее немного анимации.

Для этого нужно воспользоваться програмами Adobe ImageReady и Adobe Photoshop.

Необходимо открыть картинку с помощью Photoshop и инструментом «карандаш» стереть все надписи на ней:

Теперь нужно добавить свои надписи, но по 1 слову на слой:

Далее по кадру побавлять по 1 слову и 1 кадру сначала слово «вход», потом «выход», далее «управление», «механизм» и «функциональный блок», при чем расставить длительность кадров нужно так: на пустом фоне - 0 секунд, на появлении слов - 0,1 секунда, и после появления последней надписи «функциональный блок» - 2 секунды, чтобы работающий с учебником мог спокойно воспринимать нарисованное.

Страница lab1.htm готова.

Таким же способом нужно добавить все лабораторные работы и темы.

3. Экономическая часть

.1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

3.1.1 Исходные данные для расчетов

Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного учебника приведены в таблице 1. Исходные данные получены в УГКР во время преддипломной практики. Цены на компьютерную техника и электроэнергию указаны на 1 февраля 2011г.

Таблица 1. Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Отчисления на социальные нужды

Установленный процент премии

Стоимость электроэнергии

Руб/кВт*ч

Количество рабочих дней в году

Продолжительность рабочего дня

Уральский коэффициент

Коэффициент готовности оборудования

Стоимость ПЭВМ

Паспортная мощность оборудования

Оклад лаборанта, занятого разработкой

Затрата на материалы (CD-диск)

Услуги полиграфии (распечатка)

Рабочее место (стол, стул)

Норма амортизации


3.2 Расчет экономической эффективности

.2.1 Расчет затрат времени на разработку мультимедийного электронного учебника

Таблица 2 Определение сроков на разработку мультимедийного электронного учебника

Стадия разработки

Продолжительность разработки (мес.)


В т.ч. машинного времени

Моделирование и дизайнерская работа

Верстка и сборка мультимедийного учебника

Тестирование работоспособности

Написание документации

Примечание: среднее количество рабочих дней в месяце равно 22


Таблица 3 Затраты и данные использования дополнительных программ

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Срок аренды на установленные программные продукты

Количество ПК, на которых установлены програмные продукты

Программный продукт Adobe Dreamweaver CS5

Программный продукт Adobe Photoshop CS5

Программный продукт Аrtisteer 2.5


Расчет затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Зпр=Зосн*Кпр\100, (1)

где Зпр - премия (руб.);

Зосн - основная заработная плата;

Кпр - установленный процент премии %;

Зпр=Зосн*Кпр\100=5000*30\100=1500, руб

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100, (2)

где Зтер - территориальная надбавка;

Ктер - установленный процент территориальной надбавки;

Зосн - основная заработная плата;

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100=(5000+1500)*15\100=975, руб

Зобщ=Зосн+Зтер+Зпр, (3)

где Зобщ - общая заработная плата разработчика;

Зобщ=Зсон+Зтер+Зпр=5000+975+1500=7475, руб

ФОТ=Зобщ*Ср, (4)

где ФОТ - фонд оплаты труда разработчика програмного продукта;

Ср - полный срок создания мультимедийного ученика мес;

ФОТ=Зобщ*Ср=7475*1,2=8970, руб

Н=ФОТ*Ксоц\100, (5)

где Н - начисление на заработную плату, руб;

Ксоц - единый социальный налог %

Н=ФОТ*Ксоц\100=8970*26\100=2332,20, руб

Фгод=Драб.дн/г*Др.дн*Кгот, (6)

где Фгод - годовой фонд рабочего времени машины час.;

Драб.дн/г - количество рабочик дней в году дн.;

Кгот - коэффициент готовности оборудования;

Др.дн - длительность рабочего дня час;

Фгод= Драб.дн/г*Др.дн*Кгот=244*8*0,9=1756,8, руб.

Апк=Спк*Ка\100, (7)

где Апк - амортизационные отчисления на вычислительную технику;

Ка - установленный процент амортизированных обчислений на основне фонды;

Апк=Спк*Ка\100=15320*20\100=3064, руб.

Арм=Срм*Ка\100, (8)

где Арм - амортизационные отчисления на рабочее место;

Арм=Срм*Ка\100=4500*20\100=900, руб.

Зэл/эн=Сэл/эн*Мпк*Фгод, (9)

где Зэл/эн - расходы на электроэнергию, руб;

Сэл/эн - стоимость одного киловатт-часа электроэнергии, руб/кВт.*ч.;

Мпк - паспортная мощность оборудования кВт.*ч.;

Зэл/эн= Сэл/эн*Мпк*Фгод=2,5*0,35*1756,8=1537,2, руб.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн, (10)

где Зоборуд - суммарные затраты, связанные с содержаним рабочего места за год.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн=3064+900+1537,2=5501,2, руб.

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод, (11)

где Сраб.мест - стоимость рабочего места в час;

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод=5501,2\1756,8=3,13, руб.

Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш, (12)

где Зраб.мест - затраты, связанные с эксплуатацией рабочего места;


Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш=3,13*144=450,72, руб.

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3, (13)

где Зп.комп - затраты на программный комплект руб.;

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3=13765+24089+1600=39454, руб.

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр, (14)

где Сгод - стоимость затрат програмного комплекта на один ПК в год, руб;

Г - количество месяцев в году, мес.;

Тр - срок разработки мультимедийного учебного пособия, мес.;

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр=39454\1\4\12*1,2=986,35, руб.

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл, (15)

где Зразраб - затраты на разработу мультимедийного ученика;

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл=8970+2332,20+986,35+20+450,72+210=12969,27, руб.

Многие фирмы, занимающиеся разработкой мультимедийных программ, платят большие деньги за программные комплекты, которые нужны во время разработки. Разработанный и изготовленнный мультимедийный ученик в УГКР является вспомогательным программным обеспечением. Он поможет поднять уровень образования, облегчить работу преподавателя и организовать условия для дистанционного образования, что повышает рейтинг образовательного учереждения.

Приведенный расчет показал, что общие затраты на разработку электронного мультимедийного ученика силами колледжа во много раз окупаються в денежном и социальном факторах.

4. Техника безопасности при работе за компьтером

Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Их утомляемость во многом зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей освещенности помещения. Согласно гигиеническим нормам освещенность на поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 300 люкс, а вертикальная освещенность экрана - всего 100-250 люкс. Исследования физиологов и гигиенистов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана приводят к быстрому зрительному утомлению.

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:

Что такое электронная книга

Интересным фактом появления электронной версии книги является то, что ею стала Декларация независимости США. Ее создал еще в 1971 году американский изобретатель Майкл Штерн Харт . Именно он стал основателем проекта «Гутенберг », который подразумевает оцифровку и сохранение мировой литературы в электронном виде, а также предоставление свободного доступа к книгам:


В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.


E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан (прочитан ) с помощью обычного текстового редактора (Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг (MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:


  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов (построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :


  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению (редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Рассмотрим процесс создания электронной книги на основе HTML с помощью программы eBook Maestro . Вес инсталляционного пакета программы небольшой и составляет всего 2,7 Мб. После установки и запуска приложения вас приветствует диалоговое окно, сообщающее о том, что вы пользуетесь бесплатной версией данного программного продукта. Что в свою очередь несколько «ущемляет » возможности программы:


Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:


На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:


Теперь заново возвращаемся в наше приложение. На вкладке «Общие » вводим название книги и контактную информацию ее автора:


На вкладке «Файлы » сообщаем программе о расположении файлов книги. То есть задаем путь, где мы сохранили отредактированные нами веб-страницы стандартного шаблона. Также здесь можно указать путь к иконке для книги, а в поле «Выходной EXE-файл книги » — место сохранения готового образца:


Во вкладке «Интерфейс » настраиваем пользовательский интерфейс: задаем размеры, цвет и схему расположения основных элементов книги:


Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:


Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:


Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :


После запуска конвертирования приложение выдало нам большой pdf документ. Каждый из пунктов содержания, расположенного слева, отвечал определенному документу Word . Вот только названия в пунктах отображались некорректно. Хотя в окне «Свойств книги » настройки параметров кодировки мы так и не нашли:


Вот как выглядела наша созданная книга.


Введение 2

1. Теоретические основы электронных учебников 4

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников 4

1.2. Требования к содержанию электронных учебников 6

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения 8

2. Требования к электронным учебным пособиям 11

2.2. Интерфейс учебного пособия 13

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника 13

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.

Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:

Возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

Компактность и мобильность электронных средств обучения;

Удобство и быстрота поиска желаемой информации;

Возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;

Возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.

Целью курсового проекта является углубить и систематизировать знания при разработке электронных учебных пособий.

Задачи:

    Изучить требования по созданию электронных справочников;

    Изучить концепцию создания электронных учебных пособий разной сложности;

    Рассмотреть методологию разработки компьютерного пособия;

    Изучить критерии создания электронных справочных пособий;

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы (первая и вторая главы разбиты на три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная, справочная и учебная литература.

1. Теоретические основы электронных учебников

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

По мнению Н.И. Пака, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет - технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Электронный учебник - является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

    повышение целенаправленности;

    усиление мотивации;

    повышение информативной емкости учебного содержания;

    активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

    ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен когда

    имеется практически мгновенная обратная связь;

    имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

    имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

    имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого. Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.

Среди достоинств электронных учебников следует выделить:

    облегчает понимание изучаемого материала за счет индуктивного подхода, воздействие на слуховую и эмоциональную память и других способов подачи;

    выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

1.2. Требования к содержанию электронных учебников

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

Электронный учебник в общем случае должен иметь следующую структуру:

    Введение

    Один или несколько разделов;

2.1. Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2. Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1. Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2. Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3. Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3. Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

3. Заключение;

4. Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

Электронный учебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.

Электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.

Электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения

Многочисленные исследования подтверждают успех систем обучения с использованием компьютерных технологий. Установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Существенные положительные факторы, которые говорят в пользу обучения с использованием технологии мультимедиа:

    лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;

    мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;

    возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы;

    экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;

    полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Эти и другие возможности информационных средств естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения знаний.

Применение интерактивных информационных обучающих систем повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Анализ и практика показывают, что положительные эффекты информатизации обучения наиболее отчетливо проявляются при:

Изучении базиса дисциплины, ее сложных закономерностей и алгоритмов, динамических процессов;

Реализации игр и имитаций;

Организации исследовательских и тренирующих процессов;

Автоматизации самоконтроля, контроля, оценки обучения;

Оперативном документировании наиболее существенных результатов.

К недостаткам можно отнести:

    вредное воздействие монитора на глаза человека при длительном чтении текстов;

    отсутствие личного контакта обучаемого и преподавателя, что ведет к невозможности быстрого уточнения возникших вопросов обучаемого с преподавателем.

2. Требования к электронным учебным пособиям

На первом этапе разработки электронного учебника целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное электронное издание и называют электронным учебником. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра электронных учебников для решения математических задач.

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой электронный учебник может распространяться на коммерческой основе.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

2.2. Интерфейс учебного пособия

Компьютерное учебное пособие представляет книгу, в которой страницы переворачиваются не пальцами, как обычно, а путем нажатия на клавиши. Такое пособие должно содержать много информации, и ее можно быстро и легко находить автоматическим образом. Однако, в отличие от книги, где пальцы «сами находят» читанную вчера страницу, в таком пособии можно легко «заблудиться», «закружиться» среди обилия ссылок и сносок.

Интерфейс компьютерных пособий должен содержать понятные для понимания слова, а не жаргонные или иноязычные выражения. Привлекательность формы предоставления информации, дружественный интерфейс.

Гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему; ясность, наглядность, логичность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить свое состояние и действия; легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя; надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий; стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и др.

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника

Самый популярный на сегодняшний день язык гипертекстовой разметки – HTML, был создан специально для организации информации, распределенной в сети Интернет, и является одной из ключевых составляющих технологии WWW. С использованием гипертекстовой модели документа способ представления разнообразных информационных ресурсов в сети стал более упорядочен, а пользователи получили удобный механизм поиска и просмотра нужной информации.

HTML позволяет определять оформление элементов документа и имеет некий ограниченный набор инструкций – тэгов, при помощи которых осуществляется процесс разметки. Инструкции HTML, в первую очередь, предназначены для управления процессом вывода содержимого документа на экране программы-клиента и определяют этим самым способ представления документа, но не его структуру.

Данный язык позволяет предоставлять пользователю информацию в удобной форме. Еще одним его достоинством является простота реализации и широкое распространение. Данный язык интегрирован во все известные Интернет-браузеры. Возможность связывания нескольких страниц связками-переходами (так называемыми гиперссылками) позволяет быстро переходить от одной страницы к другой, а также перемещаться на определенное место внутри заданной страницы.

HTML в сочетании с языком программирования JavaScript дает широкие возможности создания интерактивных программ для работы с пользователем в режиме реального времени. Он так же позволяет создавать привлекательный и интуитивно понятный интерфейс путем вставки фона и рисунков, иллюстрирующих и поясняющих смысл изложенного материала.

Добавление к этому набору соглашения о хранении данных XML позволяет создавать динамические масштабируемые страницы.

Заключение

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он

    облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

    допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

    освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

    предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

    дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

    выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

    позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

    позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

    позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он

    позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебным пособием то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

    освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

    позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

    позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Список литературы

Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 162 с.

http://des.bstu.ru/methods/req_eu.shtml

Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2004

Айнштейн В.А. О принципах создания вузовских учебников. Высшее образование в России. 1996. №2.

Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник/ Под редакцией В.Ю. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева - К.: "Наукова думка", 1992.

Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводная лодка. 2002. №4. C.84-90

  • Технико-экономическое обеспечение разработки электронного учебника по информатике для дистанционного обучения

    Практическая работа >> Экономическая теория

    Обучения Целью данной работы является создание электронного учебника по информатики в виде web-сайта... Подбор информации используемой для создания электронного учебника Разработка архитектуры электронного учебника и его интерфейса Написание кода...

  • Создание электронного пособия по использованию компьютерных систем бронирования

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Деятельности 1.3 Развитие компьютерных систем бронирования 2 Создание электронного пособия по использованию компьютерных систем... Ляпина, И.Ю.Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для профобразования./ И.Ю. Ляпина.- М.: ПрофОбИздат, ...

  • Анализ электронных средств обучения

    Реферат >> Информатика

    Вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных учебников начался сравнительно недавно, и во многом... другой подход к построению электронных учебников , основанный на понимании электронного учебника как открытой информационной системы...

  • Популярные учебники

    Испанский с нуля A1.1

    Испанский с нуля А1.1 – первая часть самоучителя для изучающих испанский язык Г. Нуждина .
    89 уроков; постановка произношения; озвучка слов, фраз, диалогов, упражнений; мгновенная проверка; особенности культуры и общения; игры.
    Цель : читать и говорить по-испански, понимать испанскую речь на слух, общаться на бытовые темы: Приветствия, Знакомство, Поздравления, Семья, В баре, В городе, Работа, Планы.

    Особенности самоучителя «Испанский с нуля» :
    Обучение современному испанскому языку – никакой устаревшей лексики, только нужные в речи конструкции, слова и фразы, озвученные испанцами.
    Изучение лексики и грамматики в рамках разговорной темы для применения в речи.
    Практическое обучение всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, восприятию речи на слух, письму. Постановка произношения.
    Уроки, посвящённые речевой культуре и особенностям менталитета испанцев, что поможет избежать неловких ситуаций и недопонимания.

    Испанский с нуля A1.2

    Испанский с нуля А1.2 – вторая часть самоучителя испанского языка Г. Нуждина .
    113 уроков; аудио слов, фраз, диалогов, текстов; мгновенная проверка упражнений; особенности менталитета испанцев.
    Цель : уметь понимать испанскую письменную и устную речь, общаться на бытовые темы: Физические и душевные состояния, Внешность, Вкусы и мечты, Желания и возможности, В гостинице, Погода, Привычки.

    Особенности второй части самоучителя испанского языка с нуля:
    Упражнения для построения собственных высказываний и ведения диалога;
    Развитие восприятия речи на слух;
    Развитие навыков чтения и понимания текста;
    Языковые игры для повторения лексики;

    Испанский с нуля A2.3-A2.4

    Испанский с нуля А2.2 - лексика; грамматика; прагматика для умения правильно применять слова и правила в конкретных речевых ситуациях; работа с диалогами для развития речи; тексты о культуре для развития навыков понимания письменной речи и получения нужной информации

    «Говорящий букварь. Учимся читать» предназначен для игр-занятий с детьми онлайн. Представляет собой полный курс обучения чтению в интерактивной форме. Поможет детям не только запомнить буквы и их звуковые значения, а также научиться читать отдельные слова, словосочетания, предложения и небольшие тексты, но и понимать прочитанное, на чём в Букваре сделан особый акцент.

    Какой учебник выбрать для самостоятельных занятий онлайн? Конечно, интерактивный! Потому что интерактивный электронный учебник в отличие от печатного вовлекает вас в учебный процесс на полную катушку:

    • обучает в действии,
    • проверяет ваши ответы,
    • вовремя и в нужном месте включает звук или видео,
    • играет с вами,
    • помогает заниматься регулярно,
    • ведёт статистику ваших результатов,
    • напоминает о занятиях
    • и даже мотивирует добиваться большего.

    Интерактивные электронные учебники для самостоятельных занятий онлайн – это современная альтернатива традиционным печатным учебникам и самоучителям и обучающим компьютерным программам.. Вы можете приобрести доступ к выбранному учебнику навсегда или заниматься на курсах, основанных на занятиях по нашим интерактивным учебникам. Узнать подробнее о курсах можно здесь.

    Обучение онлайн при помощи интерактивных электронных учебников

    Вы шаг за шагом знакомитесь с новым материалом и выполняете различные задания, которые помогают его проанализировать и лучше запомнить, а также научиться использовать на практике. В результате занятий вы самостоятельно овладеваете необходимыми знаниями и умениями, так как являетесь активным участником процесса.

    Что помогает учиться и достигать целей?

    • Пошаговые объяснения и упражнения сопровождаются аудиозаписями и визуальными опорами (видео, картинками, таблицами, инфографикой), которые помогут вам в запоминании материала и его применении на практике.
    • Моментальная проверка каждого этапа упражнения, чтобы избежать повторения ошибок.
    • Игровые уроки, требующие быстроты анализа информации и принятия решений, помогут вам повторить пройденный материал в интересной и азартной форме.

    Оценить систему занятий и содержание каждого учебника вы можете при помощи открытых уроков, а также отзывов и оценок других пользователей.