Шасси самолета ил 38 назначение общая характеристика. Авиация россии

Авиационный комплекс имени Ильюшина в интересах Минобороны РФ модернизирует почти три десятка противолодочных самолетов Ил-38 к 2020 году.

Об этом ИТАР-ТАСС сообщил генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Ил" Виктор Ливанов.
"Минобороны России мы должны сделать (модернизировать) до 2020 г. 28 таких самолетов", - рассказал Ливанов. Он добавил, что программа модернизации этих самолетов уже идет, отказавшись уточнить ее параметры.
"Машина абсолютно секретная", - отметил глава "Ильюшина", говоря о модернизированном варианте Ил-38.

Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — противолодочный самолёт, предназначенный для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

Самолeт Ил-38 называют легендой в морской авиации.
Почти 40 лет он выполняет задачи противолодочной обороны страны.
По надeжности и эффективности ему до сих пор нет равных в воздушном парке России.

Не случайно, Ил-38-й стал настоящей грозой иностранных субмарин. он может находить их под толщей воды не только по изменению гидроакустического и магнитного полей, но и по тепловому и газовому следам.

Для уничтожения атомных ракетоносцев типа "Огайо" самолeт располагает 5-ю тоннами вооружений, включая: ядерные торпеды, противолодочные ракеты, мины и глубинные бомбы.

Сегодня Ил-38 переживает второе рождение.
Благодаря новейшей поисково-прицельной системе "Морской змей", самолeт способен обнаруживать и уничтожать не только субмарины, но и надводные корабли противника, следить за воздушными целями и выполнять патрульные задачи.

Недавно ВМФ России получил первый модернизированный морской самолет-разведчик Ил-38Н.

С тех пор как Ил-38Н поступил на вооружение одиннадцать лет назад в него было внесено несколько обновлений.
Последняя модернизация самолета позволяет ему обнаруживать корабли на расстоянии до 320 километров.
На нем также расположен новый термический (тепловой) датчик, более мощные компьютеры и увеличены возможности всех датчиков.

Оборудование самолета включает РЛС с синтезированной апертурой/обратной синтезированной апертурой (используется ночью и в тумане), бортовую инфракрасную аппаратуру переднего обзора с высоким разрешением, систему передачи телевизионного изображения в условиях низкой освещенности и реальном масштабе времени, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и магнитометр.
Самолет также может нести гидроакустические и магнитные буи.

Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года.
Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе №30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов.
Всего построено 65 машин.

По конструкции, Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси.

По сравнению с Ил-18 (на основе которых самолет разработан), на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок.
Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса «Беркут-38».

В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра.

Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.

Оборудование
Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»;
Автопилот АП-6Е
Навигационный прибор АНП-3В
Курсовая система ТКС-П
Радиокомпас АРК-Б
Поисково-прицельная система «Беркут-38»;
Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.

Вооружение
Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2 или АПР-1 или АПР-2.
Противолодочные свободнопадающие и корректируемые бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.
Оборонительное стрелково-пушечное вооружение — отсутствует.

Часть самолётов (около 12) прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16.
Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».

Технические характеристики
Экипаж: 7
Длина: 40,075 м
Размах крыла: 37,4 м
Высота: 10,12 м
Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
Диаметр винта: 4,5 м
Масса двигателя: 1040 кг

Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
Боевой радиус: 2200 км
Техническая дальность: 9500 км
Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66000 кг)
Длина разбега: 1700 м

Вооружение:
Боевая нагрузка:
нормальная: 5430 кг
максимальная: 8400 кг

На 2013 год в авиации Военно-морского флота находится 40 Ил-38.

Кстати, в декабре 2010 года именно российские самолеты Ил-38 прервали совместные учения флотов США и Японии в Японском море.
Глава аппарата кабинета министров Японии Йошито Сенгоку подтвердил информацию о том, что во время учений российские военные самолеты вошли в воздушное пространство над Японским морем.
Из опасений, что сверхсекретная информация, такая как, например, частоты радаров, может быть перехвачена российскими самолетами, учения были временно приостановлены.

Сейчас экипажи самолетов морской авиации выполняют полеты на постоянной основе и в Арктических широтах Северного Ледовитого океана.
Летчики поднимают в воздух противолодочные самолеты с аэродромов морской авиации Северного флота в Мурманской и Вологодской областях.

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18 . Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2018 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России .

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», - отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Ил-38 - MAY

Противолодочный и морской патрульный самолет. В августе 1957 г., когда пассажирский авиалайнер Ил-18 только создавался Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков предложил на его базе создать дальний противолодочный самолет с противолодочными крылатыми ракетами К-18. Самолет предполагалось использовать для уничтожения лодок противника на удалении 500-1000 км от своего побережья. В том же 1957 г. вышло Постановление СМ СССР о разработке такого самолета на базе авиалайнера Ил-18 (Ил-18ПЛО) или транспортного самолета Ан-12. Проект тактико-технических требований на создание противолодочной модификации самолета Ил-18 отправлен ВВС СССР в ОКБ-240 ГКАТ СССР генерального конструктора С.В.Ильюшина в 1957 г. Самолет предполагалось оснастить радиогидроакустической системой первого поколения "Баку", которая в то время существовала в виде проекта. Повторно откорректированные ТТТ на самолет направлены в ОКБ-240 в 1958 г. Постановлением СМ СССР 11 декабря 1959 г. №1335-594 ССКНИИ-131 Минрадиопрома СССР поручено создание бортового оборудования радиогидроакустической системы поиска и обнаружения ПЛ "Беркут". Создание радиогидроакустических буев поручено НИИ-753 Минсудпрома СССР. Идеологические основы применения самолетов Ил-38 совместно готовили Военно-Морская академия, ряд институтов ВМФ и ВВС.


Ил-38SD авиации ВМС Индии регистрационный №IN305 серийный №080010609. Индия, Гоа, 03.04.2013 г. (фото - Вячеслав Фирсов, http://russianplanes.net/id103504).


В полете Ил-38 авиации Северного флота ВМФ России, январь 2012 г. (http://www.function.mil.ru).


Постановлением СМ СССР 18 июня 1960 г. №640-261 ОКБ-240 ГКАТ поручена разработка противолодочного самолета Ил-38 - тема ОКР "Тунец" - с комплексом обнаружения подводных лодок "Беркут" с БЦВМ ЦВМ-264. Самолет Ил-38 решено создавать на базе уже зарекомендовавшего себя Ил-18В. В 1960 г. из гражданской авиации для испытания оборудования и обеспечения разработки самолета передан самолет Ил-18.

Тактико-технические требования к самолету Главноком ВВС утвердил 4 мая 1961 г. Их подписал также зам.главкома ВМФ по вооружению и зам. командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенант авиации И.И.Борзов, назначенный председателем государственной комиссии по самолету Ил-38. В соответствии с ТТТ Ил-38 должен был иметь следующие данные:
- тактический радиус - 2200 км
- время нахождения в районе на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой в 5850 кг не менее 3 часов
- минимально допустимая индикаторная скорость полета - 350 км/ч
Первые экземпляры Ил-38 без специального оборудования планировалось представить для испытаний во втором и четвертом кварталах 1962 г.

Главным конструктором Ил-38 назначен Р.П.Папковский. Разработка самолета велась в отделе, возглавляемым В.М.Германовым. Созданием эскизного проекта руководил С.В,Ильюшин. Эскизно-технический проект Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" защищен ОКБ-240 в 1961 г. строительство прототипа велось на опытном заводе ОКБ-240 совместно с заводом №30, который поставлял готовые компоненты планера и других систем. Первый полет первого прототипа Ил-38 без противолодочного оборудования состоялся 27 сентября 1961 г. (летчик - В.К.Коккинаки, второй пилот - Э.И.Кузнецов, штурман - В.Ф.Воскресенский, радист - И.С.Силиманов).

Макетная комиссия по Ил-38 с системой "Беркут" проходила с 15 мая по 12 июня 1962 г. в Москве. Заводские испытания Ил-38 запланированы на аэродроме Кировское (Крым) во втором квартале 1962 г. Испытания всей системы планировалось начать с 15 марта 1963 г. Второй опытный Ил-38 совершил первый полет с Центрального аэродрома им.М.В.Фрунзе в Москве в сентябре 1962 г.

10 марта 1963 г. (16 марта по др.данным) оборудование поисково-прицельной радиолокационной и радиогидроакустической системы "Беркут" было установлено на самолет Ил-38 для испытаний (с задержкой почти на 1 год). Часть оборудования испытывалась на самолете Ил-18. На этом этапе испытаний произведено 147 полетов с налетом 369 часов на Ил-38. Существенную помощь оказывал экипаж майора А.П.Шарапова из 33-го центра (штурман капитан Н.П. Сурков, штурман-оператор капитан Игонин). Сокращению сроков испытаний способствовал так же разработанный специалистами центра инженером-подполковником В.В.Ачкасовым, O.K.Денисенко и инженер-капитаном Магадеевым гидроакустический полигон - моделирующее устройство, имитирующее работу буев ненаправленного и направленного действия с отработкой задачи поражения ПЛ на сухопутном полигоне с применением бомб.

В апреле 1964 начаты испытания самолета полностью укомплектованного оборудованием. Этап "А" (первый) государственных испытаний завершен в августе 1964 г. Совместные испытания по программе второго этапа, без предъявления ВВС, продолжались со 2 октября по 28 ноября 1964 г. (19 полетов, налет составил 61 ч 40 мин.). Они проводились в соответствии с приказом главнокомандующего ВВС, председателя ГКАТ и председателя ГКРЭ от 15 сентября 1964 г. В ходе этого этапа испытаний установлено, что система "Беркут" не доведена до работоспособного состояния. С декабря 1964 г. по апрель 1965 г. производилась замена оборудования выработавшего свой ресурс, а так же установлены новые двигатели АИ-20М.

Государственные совместные испытания Ил-38 с системой "Беркут" проводились по приказам главкома ВВС СССР с 6 июня по 15 декабря 1965 г. Выполнено 87 полетов с налетом 287 часов, в том числе на доводку "Беркута" и магнитометра - 10 полетов с налетом 38 ч 15 мин. Испытания самолета производились на аэродроме Кировское около г.Феодосия (Крым). Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В.Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была выполнена полностью.

Испытания самолета Ил-38 проводили летчики-испытатели 3-го управления 8 ГНИКИ ВВС: старший летчик-испытатель полковник Сухинин, старший летчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 ГКАТ ведущий летчик-испытатель В.К.Коккинаки, летчик-испытатель А.Н.Трюлин. так же в полетах принимали участие летчики-испытатели подполковник Власенко и майор Степанов и штурманы-испытатели подполковники Н.Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний составлен Перечень №1 недостатков из 96 пунктов, которые подлежали устранению до начала эксплуатации самолета. Превышена на 2600 кг масса пустого самолета над данными макета, значительно превышены над требованиями ОТТ ВВС-58 показатели шума внутри самолета в полете, надежность ППС "Беркут" была низкой.

Еще в 1962 г. согласована потребность авиации ВМФ СССР в 250 самолетов Ил-38. Серийное производство Ил-38 начато на авиазаводе №30 "Знамя труда" (г.Москва) в 1967 г. и продолжалось по 1972 г. Всего на заводе построено за этот период 65 самолетов.

Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" был принят на вооружение авиации ВМФ СССР 17 января 1969 г. после доработки ППС "Беркут" и устранения выявленных в ходе испытаний недостатков. За долгие годы службы, как в СССР так и за рубежом, самолет зарекомендовал себя как простая в обслуживании и надежная машина.

Конструкция - классический низкоплан с прямым крылом. Самолет создан на базе Ил-18В - в фюзеляже сделано два обогреваемых отсека для размещения буев, бомб и торпед. Из-за изменения центровки фюзеляжа крыло перенесено на три метра вперед и, вследствие увеличения количества топлива, изменена его конструкция. Из-за смещения крыла вперед уровень шума в кабине экипажа превысил нормы на 28 дБ и составил 118 дБ. В фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, управление самолетом и двигателями разнесено по бортам фюзеляжа, изменена конструкция многих самолетных систем. Топливная система включала в свой состав крыльевые баки (включая бак-кессон в центроплане) на 30300 л и фюзеляжные баки на 4200 л.

Под носовой частью фюзеляжа размещен обтекатель антенны РЛС комплекса "Беркут". Несмотря на усиление конструкции стальной плитой, при посадке самолета на воду обтекатель РЛС сносился и разрушал часть фюзеляжа под воздействием потока воды. Экипаж размещен в герметичной кабине объемом 28 куб.м. Кабина размещена в носовой части фюзеляжа до 10-го шпангоута.

Посадка и высадка экипажа осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа. На крыше фюзеляжа имеется люк для покидания самолета в случае посадки на воду.

Шасси самолета усилено (по сравнению с Ил-18). Установлены новые антиобледенительная и кислородная системы, устройство кондиционирования воздуха.

Двигатели:
1) проект
- 4 х ТВД АИ-20 разработки и производства НПО "Прогресс". Главный конструктор двигателей - А.Г.Ивченко.

2) Ил-38 прототип №1 и №2 до 1965 г. - 4 х ТВД АИ-20А разработки и производства НПО "Прогресс". Главный конструктор двигателей - А.Г.Ивченко.

3) Ил-38 с 1965 г., прототипы и серия - 4 х ТВД АИ-20М разработки и производства НПО "Прогресс" мощностью по 4250 л.с. Главный конструктор двигателей - А.Г.Ивченко. Самолет мог продолжать полет при двух работающих двигателях.

Начиная с 1965 г. на самолете устанавливается вспомогательная силовая установка ТГ-16 (за задним грузовым отсеком).

ТТХ самолета :
Экипаж:
- 7 чел (командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, штурман-оператор самолетного приемно-индикаторного устройства СПИУ, бортовой инженер, радист).
- 10 чел (экспортный вариант - командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор, три штурмана-оператора, штурман-оператор самолетного приемно-индикаторного устройства СПИУ, бортовой инженер, радист и кто-то еще).
Рабочие места операторов оборудования ППС "Беркут" размещены спиной по полету самолета.

Длина - 39.6 / 40.07 м (по разным данным)
Длина хвостовой балки с детектором МА - 5,6 м
Размах крыла - 37.42 м
Высота - 10.16 м
Площадь крыла - 140 кв.м
Диаметр фюзеляжа максимальный - 3.5 м
Объем кабины экипажа - 28 куб.м

Ил-38 ТТЗ 1960 г.
Ил-38 базовая модель
Дальность перегоночная 9500 км
Дальность максимальная 7100 км
Радиус действия боевой 2200 км 2500 км
Скорость максимальная 650 км/ч
Скорость крейсерская 350 км/ч (минимальная индикаторная скорость на режиме патрулирования) 456 км/ч
Потолок практический 100-200 м (при использовании магнитометра) 10000 м
Продолжительность патрулирования 3 часа на высоте 500-2000 м

Вооружение :
Ил-18ПЛО проект 1957 г. Ил-38 макет Ил-38 базовая модель Ил-38 / Ил-38SD
(Индия)
Артиллерийское 2 х 23 мм пушки в кормовой артиллерийской установке нет нет нет
Ракетное вооружение противолодочные крылатые ракеты с ядерным зарядом К-18 (2 шт) нет нет 2 х ПКР Sea Eagle или Х-35 "Уран"
Торпеды до 8 авиационных торпед , 2 х противолодочные торпеды , противолодочные торпеды , и др. аналогично
Бомбы и т.п. Авиабомбы, противолодочная атомная бомба "Скальп" - 10 х противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120

10 х противолодочных авиабомб ПЛАБ-50

98 х противолодочных авиабомб ПЛАБ-МК

противолодочная атомная бомба "Скальп" (на первоначальном этапе исключена из состава вооружения, позже - включена)

- авиационные противолодочные

Осветительные бомбы (ОАБ)

Маркеры

аналогично
Мины нет данных 4 х мины ИДГМ / АМД-2М, АПМ, "Лира", "Серпей", РМ-1

8 х мины ИДГМ-800

аналогично аналогично
Радиогидроакустические буи предполагается предполагается - РГБ-1 - пассивные ненаправленного действия;
- РГБ-2 - пассивные направленного действия;
- РГБ-3 - пассивно-активные;
аналогично

Бомбовое вооружение размещается в специальном отсеке в фюзеляже или на подвесных узлах по бокам фюзеляжа. Размещение подвесного вооружения под крылом базовой модели Ил-38 невозможно по причине перегруженности центроплана.

Индийские самолеты Ил-38 переоборудованы по проекту "Project Yaduvansh" для применения ПКР Sea Eagle. Две ракеты могут быть подвешены на узлах подвески по бокам фюзеляжа сразу за центропланом. С этих же пилонов возможно применение корректируемых авиабамб КАБ-500-М62.


ПКР Sea Eagle под самолетом Ил-38 авиации ВМС Индии (фото - Indian Navy, из архива B.Harry, http://www.acig.org).



ПКР Sea Eagle под самолетом Ил-38 борт №03 авиации ВМС Индии (фото - Indian Navy, Vijay Simha Reddy, http://www.bharat-rakshak.com).

Пуск ПКР Х-35 "Уран" с самолета Ил-38SD авиации ВМС Индии (http://www.bharat-rakshak.com).


Ил-38 борт №07 красный и авиационная реактивная торпеда . Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru).


Ил-38 борт №07 красный и торпеда . Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru).


Загрузка боезапаса гидроакустических буев на Ил-38 авиации ТОФ, авиабаза Николаевка, июль 2012 г. (фото - warlock_fe, http://warlock-fe.livejournal.com/).


Уже на стадии эскизно-технического проекта (1961 г.) принято решение не оснащать самолет Ил-38 оборонительным вооружением. Предложено в перспективе оснастить Ил-38 оборонительными всеракурсными ракетами класса "воздух-воздух". Предложение ОКБ поддержано представителем заказчика (ВМФ) - зам. командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенантом авиации И.И.Борзовым.

Оборудование :
- Ил-38 :
Поисково-прицельная противолодочная система "Беркут", ведущий конструктор - В.С.Шунейко (позже - А.М.Громов). Создание системы велось с задержками на всех этапах готовности систем и оборудования. При создании системы поступали так же предложения иностранных компаний о приобретении радиогидроакустических систем. Летом 1962 г. НИИ создававший систему предложил альтернативный вариант системы. Предложение изначально отклонено заказчиком, но позже рассмотрено. Для поиска ПЛ предлагалось применять РГБ (буи) упрощенной конструкции без канала трансляции гидроакустической информации. Его заменял радиолокационный маяк, который по достижении определенного уровня шумов на гидроакустическом пороговом устройстве переводил его в режим излучения. Предлагалось подобные буи разбрасывать в районе, а затем, отслеживая маяки-ответчики, прицеливаться, используя экран радиолокационной станции. Математическое моделирование показывало, что по мере движения ПЛ вступающие в работу буи образуют некоторую фигуру по центру тяжести которой место ПЛ определяется с точностью, обеспечивающей применение средств поражения. Теоретически все было правильно, но для практики подобная теория неприемлема: экипаж не имел возможности классифицировать полученный контакт, акустическое поле ПЛ имеет сложную форму, не близкую к круговой, как это было принято. Теоретическая разработка и предложение признаны интересными, но работы решено продолжить в соответствии с ранее полученным заданием. В итоге обнаружение ПЛ осуществлялось с помощью буев РГБ-1 с точностью до 3.4 градусов по азимуту и на дальности до 60 км. Уточнение положения и параметров движения лодки-цели осуществлялось РГБ-3. Информация с РГБ обрабатывалась БЦВМ и высвечивалась на экране оператора.


10 марта 1963 г. оборудование системы "Беркут" было установлено на самолет Ил-38, а отдельные блоки, не предназначенные для решения задач в комплексе с другими элементами системы - на самолет Ил-18. Опоздание по выходу на испытания составило почти 1 год.

Совместные испытания по программе второго этапа, без предъявления ВВС, продолжались со 2 октября по 28 ноября 1964 г. В ходе этого этапа испытаний установлено, что система "Беркут" не доведена до работоспособного состояния. Доведение системы "Беркут" до рабочего состояния в общей сложности заняло 8 лет.

Дальность обнаружения ПЛ - 30-35 км при волнении моря до 3 баллов (по ТТЗ)
Наработка на отказ - 6 часов (по итогам госиспытаний)

В состав системы входили:
- РЛС "Беркут" (модификация РЛС "Инициатива") в обтекателе под носовой частью фюзеляжа;
- детектор магнитных аномалий;
- радиогидроакустическая система "Беркут" - система сбора информации с радиогидроакустических буев.
- БЦВМ ЦВМ-264 - через БЦВМ радиогидроакустическая система соединена с пилотажно-навигационным комплексом;


В хвостовой части самолета установлен аэромагнитометр АПМ-60 "Орша". Магнитометр использовался ля подтверждения контакта с подводной лодкой.

Кроме решения противолодочных задач система "Беркут" совместно с пилотажно-навигационным комплексом "Путь-4В-2К", автопилотом АП-6Е и автоматическим радиокомпасом АРК-Б обеспечивала так же автоматический полет по маршруту и полуавтоматическую навигацию во всех режимах полета кроме взлета и подсадки.

Аварийно-спасательное оборудование - плот ПНС-2, морские спасательные костюмы летчиков МСК.

- Ил-38SD / Il-38SD (Sea Dragon / "Морской дракон") - самолет оснащен новым радиолокационным комплексом "Морской дракон" разработки и производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). В состав оборудования самолета входят РЛС "Морской дракон" с цифровой обработкой результатов, электронно-оптическая (ИК + лазер) система наблюдения ГОЕС-324, новая система РЭП, система навигации GPS / ГЛОНАСС и детектор магнитных аномалий. Два рабочих места операторов систем наблюдения оборудованы 13" LCD-мониторами, третье рабочее место для старшего оператора оборудовано дисплеем большего размера.
Дальность обнаружения РЛС:
- морских целей, кораблей - 320 км
- самолетов - 90-100 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 32

- Ил-38Н (комплекс "Новелла-П-38") - самолет для авиации ВМФ России, оснащен новым радиолокационным комплексом "Новелла-П-38" разработки и производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). Комплекс включает в свой состав БЦВМ, два поста операторов, ТВ-систему высокого разрешения, магнитометр, оптические датчики разных типов и т.п. Первый полет Ил-38Н совершил 04.04.2001 г. (командир экипажа заслуженный летчик-испытатель Владимир Михайлович Иринархов). В 2015 году, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина выполнил государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолетов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н ().
Дальность обнаружения надводных целей - 320 км

Модификации :
- Ил-18ПЛО - противолодочный самолет с крылатыми противолодочными ракетами К-18. Создание самолета предложено Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым в августе 1957 г.

- Ил-38 - MAY
- базовый патрульный и противолодочный самолет;

- Ил-38 опытный с дозаправкой - на первом серийном самолете Ил-38 (серийный №10106) проводились испытания системы дозаправки топливом в полете. По фюзеляжем для подвески контейнера УПАЗ установлен пилон, на фюзеляже устанавливалась штанга дозаправки.


Ил-38 борт №10, первый серийный. На фюзеляже видно следы установки системы дозаправки, Луганск, Украина, 11.05.2008 г. (фото - Олег Вафин, http://russianplanes.net).


- Ил-38SD / Il-38SD - MAY - модернизированный патрульный и противолодочный самолет; оснащен новым прицельно-навигационным комплексом производства НПО "Ленинец" (г.Санкт-Петербург). В рамках работ по модернизации самолетов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолета (2 узла).


- Ил-38Н - вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России, комплекс "Новелла". Первый самолет Ил-38Н поступил в авиационную часть Северного флота ВМФ России 05 марта 2012 г. Одновременно сообщается о планах переоборудования по стандарту Ил-38Н большей части парка Ил-38 Северного флота.

Статус : СССР / Россия


Ил-38 MAY борт №26 красный над авианосцем ВМФ США USS Constellation CV-64 в сопровождении F-14A Tomcat истребительной эскадрильи VF-211 Checkmates. Тихий океан, май 1979 г. (фото - US NAVY, http://collections.naval.aviation.museum).


Ил-38 MAY борт 26 облетает американский авианосец USS Midway CV41, Тихий океан, 18 мая 1979 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Ил-38 MAY борт 05 облетает американский крейсер УРО USS England CG22, 22 мая 1979 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Ил-38 MAY в сопровождении F-4J Phantom-II из состава авиакрыла авианосца Midway CV-41, Тихий океан, 22 мая 1979 г. (фото - US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).


Ил-38 77 ОПЛАП авиации ВМФ СССР, авиабаза Николаевка. Полет на вскрытие авианосца "Мидуэй". 16.04.1981 г. (фото - Валерий Петров, http://russianplanes.net/photer/Valeri_Petrov).


Эпизоды съемки с Ил-38 77 ОПЛАП авиации ВМФ СССР, авиабаза Николаевка. Начало 1980-х годов. (фото - Валерий Петров, http://russianplanes.net/photer/Valeri_Petrov).


Ил-38 MAY борт №70 в сопровождении A-7E Corsair II из эскадрильи VA-27 Royal Maces пилота LCdr. Dave Park с авианосца USS Coral Sea CV-43 над Тихим океаном, 10 октября 1981 г. (фото - Lt. David M. Kennedy, US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).


Ил-38 MAY и БПК "Маршал Тимошенко" класса KRESTA-II, февраль 1985 г. (http://www.defenseimagery.mil).


Палубный А-6Е Intruder сопровождает Ил-38, совершающий облет авианосца US NAVY, юго-востояная часть Японского моря, 1986 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Палубные А-6Е Intruder и F-18 Hornet с авианосца USS Midway CV41 сопровождают Ил-38, 1980-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Ил-38 MAY борт №77 красный, август 1986 г. (http://www.defenseimagery.mil).


Ил-38 MAY борт 06 красный, август 1986 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Ил-38 MAY борт №08 красный, август 1986 г. (http://www.defenseimagery.mil).


Jaguar S(O).1 ВВС Омана сопровождает Ил-38 MAY авиации ВМФ СССР, 1987 г. (http://www.defenseimagery.mil).


Ил-38 MAY борт №75 красный авиации ТОФ ВМФ СССР, 20 апреля 1987 г. (фото - US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).



Ил-38 борт №12 красный авиации Северного флота, Североморск, фото не позже 2008 г. (http://www.sostav.ru).


Посадка Ил-38 авиации ВМФ России, Северный флот, 2008 г. (http://militaryphotos.net)


Ил-38 борт №14 красный авиации Северного флота, аэродром Остров, 16.04.2009 г. (фото - Игорь Двуреков, http://russianplanes.net).


Ил-38 борт №09 красный авиации Северного флота, Североморск, 22.04.2010 г. (фото - "горбатый111", http://russianplanes.net).


Ил-38 борт №12 красный авиации ПЛО Северного флота ВМФ России в ходе учений 29 марта 2011 г., г.Североморск. На втором фото - сброс радиогидроакустического буя (фото - Дениса Мокрушина, http://twower.livejournal.com/520535.html и Михаила Михина, http://onepamop.livejournal.com/814441.html).


Ил-38 борт №13 (?) авиации Северного флота ВМФ России, январь 2012 г. (http://www.function.mil.ru).


- 2012 г. 5 марта - авиабаза Северного флота ВМФ России получила самолет Ил-38Н.

Экспорт :


Сверху-вниз: Ил-38 MAY с опознавательными знаками ВВС Египта; Ил-38 MAY авиации ВМС Индии - самолет в подобном камуфляже был впервые замечен в аэропорту Быково под Москвой в 1998 г., на самолет подвешена ПКР Sea Eagle; внизу - Ил-38SD / Il-38SD (первый рисунок - http://wp.scn.ru , второй и третий - автор - B.Harry, http://www.acig.org).


Египет: с сентября 1970 г. по 1972 г. два самолета Ил-38 с опознавательными знаками ВВС Ерипта базировались на аэродроме Мерса-Матух в Египте в составе 90-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи особого назначения. В 1970 г. принято решение заменить морские патрульные самолеты Бе-12 самолетами Ил-38 с большей дальностью полета. В сентябре 1970 г. два Ил-38 прибыли на авиабазу Мерса-Матух. В июне 1971 г. прибыло еще 2 Ил-38, а самолеты Бе-12 отбыли в СССР. Пприменение самолетов Ил-38 обеспечивалось летчиками и техниками 24-го
Киркинесского Краснознаменного ОПЛАП ДД (аэродром Федотово) под командованием майора Н.Ф.Пинчука. В 1972 г. 90-я ОДРАЭ покинула Египет. Всего за время пребывания в стране произведено 20 обнаружений подводных лодок в Средиземном море.


Ил-38 с египетскими опознавательными знаками на аэродроме Мерса-Матух (фото из личного архива М.Б.Киселевой, http://www.hubara-rus.ru).


Ил-38 с египетскими опознавательными знаками над Средиземным морем (фото из личного архива М.Б.Киселевой, http://www.hubara-rus.ru).

Индия :
- 1973 г. май - после войны 1971 г. в Пакистаном, когда индийские ВМС не смогли эффективно бороться с современной пактистанской ПЛ типа "Дафна" было принято решение о приобретении 4 морских патрульных самолетов с возможностью ведения противолодочной борьбы Ил-38.

1975 г. февраль - подписан контракт о поставке первых трех самолетов Ил-38 из состава авиации ВМФ СССР.

1977 г. сентябрь - группа индийских летчиков прибыла в учебный центр в Риге для приемки Ил-38.

1977 г. 1 октября - авиация ВМС Индии получила 4 патрульных Ил-38. Самолеты вошли в состав эскадрильи INAS 315 "The Winged Stallions".

1983 г. - дополнительно приобретены и вошли в состав эскадрильи еще 2 Ил-38 (итого - 6 самолетов приобретено в СССР).


Патрульный самолет авиации ВМС Индии Ил-38 MAY борт №IN-303 в аэропорту Шарджа в ноябре 1995 г. (фото CeeJay, http://www.acig.org).


- 1990 г. апрель - начаты работы по модернизации Ил-38 по программе "Project Yaduvansh" - самолеты оборудованы для применения ПКР Sea Eagle. Две ракеты подвешиваются на узлы подвески по бокам фюзеляжа за центропланом.


Подвеска ПКР Sea Eagle под самолетом Ил-38 авиации ВМС Индии (фото - Indian Navy, из архива B.Harry, http://www.acig.org).


- 1991 22 августа - произведен первый успешный пуск макета ПКР Sea Eagle с самолета Ил-38.

1994 г. 15 мая - первый успешный пуск боевой ПКР Sea Eagle с борта Ил-38 - операция "Operation Crocodile".

1996 г. 10 июня - общий налет самолетов Ил-38 ВМС Индии над морем составил более 25000 часов за все время эксплуатации.

2002 г. - общий налет самолетов Ил-38 ВМС Индии над морем составил более 30000 часов.

2002 г. март - первый индийский Ил-38 прибыл в Россию для прохождения модернизации до стандарта Ил-38SD (борт №IN-305).

2002 г. сентябрь - подписан контракт с "Рособоронэкспортом" на модернизацию 5 самолетов Ил-38 до уровня Ил-38SD. Сумма контракта 205 млн USD.

2002 г. 1 октября - во время празднования юбилея эскадрильи в ходе демонстрационного полета столкнулись и разбились два самолета Ил-38, погибло 12 членов экипажей и 3 человека на земле. Это событие ускорило принятие решения о закупке новых патрульных самолетов для ВМС Индии.

2002 г. октябрь - Россия предложила Индии дополнительно бесплатно 2 самолета Ил-38 из резервов авиации ВМФ России для компенсации потери двух самолетов в катастрофе 1 октября. Западные обозреватели связывают это предложение с принятием решения Индией на заключение контракта о модернизации авианесущего крейсера " " в авианосец Vikramaditya).

2004 г. начало года - срок поставки первого модернизированного Ил-38SD (борт №IN-305) в Индию. Использование самолетов Ил-38SD планируется как минимум до 2020 г.



Самолеты Ил-38 борт.№№IN-301,IN-302, IN-303 и IN-304 ВМС Индии на авиабазе Dabolim (фото - Indian Navy, из архива B.Harry, http://www.acig.org).


Патрульный Ил-38 в сопровождении пары Jaguar ВВС Индии - второй самолет не попал в кадр (фото - Indian Navy, из архива B.Harry, http://www.acig.org).


Индийский Ил-38SD борт №03 рядом с патрульным Ту-142 борт№14 авиации ВМС Индии, 19 апреля 2006 г. (фото - Andrea, http://flickr.com).


Сомали - по соглашению с правительством страны заключенном в апреле 1972 г. самолеты Ил-38 базировались на аэродроме Бербера.

Украина - несколько самолетов Ил-38 после распада СССР остались в составе ВВС Украины.

Реестр самолетов Ил-38 (данные на март 2013 г., в работе):

№пп Тип Бортовой № Серийный или
заводской №
Поступление
в ВВС
Баризование, контрольные даты
01 Ил-38 10 101-06
Первый серийный Ил-38. 2008 г. - в музее ВВС в Луганске (Украина).
Ил-38 05

1979 г.
Ил-38 23 красный 081010810
Находка, июль 2012 г., Николаевка, июль 2012 г.
Ил-38 25 красный 081010907
Находка, июль 2012 г.
Ил-38 26 красный


ТОФ, 1979 г.
Ил-38 70

ТОФ, 1981 г.
Ил-38 75 красный


ТОФ, Владивосток, 1987-1993 г.г.
Ил-38 76 красный
082011110
ТОФ, Владивосток, 1993 г., 2011-2012 г.г. в нелетном состоянии
Ил-38 77 красный

ТОФ (?), 1986 г.
Ил-38 05 красный

ТОФ, Владивосток, 09.04.2012 г.
Ил-38 06 красный 089010506
ТОФ, Николаевка, 1986 г., 2010 г., Находка, июль 2012 г.
Ил-38 07 красный

ТОФ, Елизово, Камчатка, 2010 г.
Ил-38 08 большой красный

Пушкин, 2007-2011 г.г. нелетное состояние, музей или ремонт (?)
Ил-38 09 красный

Авиация ВМФ Украины, Кировское, 2000 г.
Ил-38 08 красный

1986 г.
Ил-38 09 красный

Ил-38 12 красный


Североморск, Северный флот, 2009-2011 г.г.
Ил-38 13 красный

Североморск, Северный флот, 2011-2012 г.г.
Ил-38 14 красный

Остров, Североморск, Северный флот, 2009-2010 г.г.
Ил-38 16 красный

Североморск, Северный флот, 2010 г.
Ил-38SD 15 желтый 089010407 2009 г. (?) Жуковский, Североморск, Северный флот - 2009 г.
26 Ил-38 106-06
080010606
ВМФ СССР Пр-во ММЗ "Знамя труда", произведен, первый полет и поступление в части - 1970 г. ().
27 Ил-38 106-07
080010607
ВМФ СССР Пр-во ММЗ "Знамя труда", произведен, первый полет и поступление в части - 1970 г. ().
28 Ил-38 106-08
080010608
ВМФ СССР Пр-во ММЗ "Знамя труда", произведен, первый полет и поступление в части - 1970 г. ()
29 Ил-38SD IN305 106-09
080010609
ВМС Индии Пр-во ММЗ "Знамя труда", произведен, первый полет и поступление в части - 1970 г. В 1983 г. поставлен ВМС Индии. Первый Ил-38, модернизированный до уровня Ил-38SD. Возвращен ВМС Индии после модернизации в январе 2006 г.
30-58

Источники :
Уголок неба - авиационная энциклопедия. Сайт http://www.airwar.ru , 2011 г.
Якубович Н.В. Самолеты Ильюшина. Лучшие из лучших. М., Яуза, Эксмо. 2009 г.
Harry B. Indian Naval Aviation - Part 1 . Сайт