Ту-142. Фото с сайта russianengineering.narod.ru
Летно-технические характеристики Ту-142М
Размах крыла - 50,4 мДлина самолета - 53,07 м
Высота самолета - 14,47 м
Площадь крыла - 289,9 кв.м.
Максимальная взлетная масса - 185000 кг
Боевая нагрузка - 8845 кг
Максимальная скорость полета - 800 км/ч
Крейсерская скорость полета - 705 км/ч
Скорость барражирования - 450 км/ч
Практическая дальность полета - 10050 км
Длина разбега - 2560 км
Число членов экипажа - 10 человек
Вооружение
2 пушки 23 мм (ГШ-23), противокорабельные ракеты, противолодочные торпеды, радиогидроакустические буи, глубинные бомбы.История создания
Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.При проектировании Ту-142 ОКБ применило новую конструкцию основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками. Кроме того, в конструкции стали использоваться двухщелевые закрылки. Это было сделано для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов.Крыло было новым с современным набором профилей, при этом площадь его увеличилась до 289,9 кв.м. Для увеличения эффективности управления на 14% увеличивалась площадь руля высоты.
На Ту-142 оставили только кормовую пушечную установку (были сняты верхняя и нижняя пушечные установки, которые ставились на Ту-95РЦ). Были расширенывозможности бортовых средств радиоэлектронного противодействия.
Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузовые отсеки с противолодочным ударным вооружением и буями.
В носовой части транслятор из системы "Успех" заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему "Гагара" под обтекателем под обтекателем меньшего размера.
Первая опытная машина Ту-142 №4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. Первый полет Ту-142 №4200 совершил 18 июня 1968 года. Самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым.
3 сентября 1968 года в воздух поднялась вторая машина №4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования.
31 октября 1968 года взлетела третья машина №4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием. На этих самолетах проводились заводские летные, а затем и государственные испытания.
В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета.
Летные характеристики по скорости и дальности Ту-142 №4231 оказались лучше, чем у серийных машин, но в серии пока продолжали строить прежние Ту-142 без столь радикальных конструкторских доработок. Всего в Куйбышеве было выпущено 18 самолетов Ту-142.
В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года.
Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой "Коршун". В эту систему помимо обзорного радиолокатора должны были входить тепловизионная аппаратура "Пингвин"№, буксируемый магнитометр "Висла-2", инфракрасный пеленгатор, газоанализатор и модернизированная пилотажно-навигационная система ПНС-142М, обеспечивающий режим автоматического полета при поиске подводных лодок.
В 1974 году работы по новому комплексу продвинулись вперед, и он под обозначением "Коршун-К", но с несколько другим составом входящих подсистем начал устанавливаться на Ту-142. В Таганроге были построены первые три серийные машины, которые были оборудованы данным комплексом, и на этих самолетах комплекс "Коршун-К" был отработан и испытан. Внешне Ту-142 с комплексом "Коршун-К" отличался от предыдущих Ту-142 наличием на киле магнитометра "Ладога", новых типов РГБ. На самолете стоял модернизированный НПК-142М, обеспечивавший автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами, а также новый, более эффективный комплекс РЭП. Ту-142 с комплексом "Коршун-К" получил обозначение в промышленности Ту-142МК, в дальнейшем новая модификация в частях авиации ВМФ эксплуатировалась под обозначением Ту-142М. В 1986 году восемь самолетов Ту-142М с комплексом "Коршун-К" под обозначением Ту-142М-Э были поставлены в Индию, где с успехом эксплуатируются до настоящего времени.
В середине 80-х годов ОКБ провело дальнейшую модернизацию самолета. На Ту-142М была внедрена новейшая гидроакустическая система "Заречье", были проведены работы для повышения эффективности средств РЭП. Силовая установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с Ту-22М2.
Новый комплекс получил обозначение Ту-142М-З и был принят официально на вооружение в 1993 году. Последняя машина Ту-142М-З покинула сборочный цех Таганрогского завода в 1994 году, поставив точку в производстве семейства самолетов Ту-95 и Ту-142. Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения "Атлантида" получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР).
На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.
Катастрофы Ту-142
6 августа 1976 года, погибло шесть человек.20 апреля 1984 года - Ту-142 столкнулся с водой и взорвался, погиб весь экипаж из восьми человек.
6 ноября 2009 года - самолет Минобороны РФ потерпел катастрофу в Хабаровском крае. Ту-142 Тихоокеанского флота упал в водную акваторию Татарского пролива. Место падения - в 15-20 километрах от береговой линии.
Высота самолета - 14,47 м.
Площадь крыла - 289,9 кв.м.
Максимальная взлетная масса - 185000 кг.
Максимальная скорость полета - 800 км/ч
Крейсерская скорость полета - 705 км/ч
Скорость барражирования - 450 км/ч
Практическая дальность полета - 10050 км
Длина разбега - 2560 м
Число членов экипажа - 10 человек
Вооружение: 2 пушки 23 мм (ГШ-23), противокорабельные ракеты, противолодочные торпеды, радиогидроакустические буи, глубинные бомбы.
История создания
Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.
При проектировании Ту-142 ОКБ применило новую конструкцию основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками. Кроме того, в конструкции стали использоваться двухщелевые закрылки. Это было сделано для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов.Крыло было новым с современным набором профилей, при этом площадь его увеличилась до 289,9 кв.м. Для увеличения эффективности управления на 14% увеличивалась площадь руля высоты.
На Ту-142 оставили только кормовую пушечную установку (были сняты верхняя и нижняя пушечные установки, которые ставились на Ту-95РЦ). Были расширенывозможности бортовых средств радиоэлектронного противодействия.
Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузовые отсеки с противолодочным ударным вооружением и буями.
В носовой части транслятор из системы "Успех" заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему "Гагара" под обтекателем под обтекателем меньшего размера.
Первая опытная машина Ту-142 №4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. Первый полет Ту-142 №4200 совершил 18 июня 1968 года . Самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым.
3 сентября 1968 года в воздух поднялась вторая машина №4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования.
31 октября 1968 года взлетела третья машина №4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием. На этих самолетах проводились заводские летные, а затем и государственные испытания.
В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета.
Летные характеристики по скорости и дальности Ту-142 №4231 оказались лучше, чем у серийных машин, но в серии пока продолжали строить прежние Ту-142 без столь радикальных конструкторских доработок. Всего в Куйбышеве было выпущено 18 самолетов Ту-142.
В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года.
Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой "Коршун". В эту систему помимо обзорного радиолокатора должны были входить тепловизионная аппаратура "Пингвин"№, буксируемый магнитометр "Висла-2", инфракрасный пеленгатор, газоанализатор и модернизированная пилотажно-навигационная система ПНС-142М, обеспечивающий режим автоматического полета при поиске подводных лодок.
В 1974 году работы по новому комплексу продвинулись вперед, и он под обозначением "Коршун-К", но с несколько другим составом входящих подсистем начал устанавливаться на Ту-142. В Таганроге были построены первые три серийные машины, которые были оборудованы данным комплексом, и на этих самолетах комплекс "Коршун-К" был отработан и испытан. Внешне Ту-142 с комплексом "Коршун-К" отличался от предыдущих Ту-142 наличием на киле магнитометра "Ладога", новых типов РГБ. На самолете стоял модернизированный НПК-142М, обеспечивавший автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами, а также новый, более эффективный комплекс РЭП. Ту-142 с комплексом "Коршун-К" получил обозначение в промышленности Ту-142МК, в дальнейшем новая модификация в частях авиации ВМФ эксплуатировалась под обозначением Ту-142М. В 1986 году восемь самолетов Ту-142М с комплексом "Коршун-К" под обозначением Ту-142М-Э были поставлены в Индию, где с успехом эксплуатируются до настоящего времени.
В середине 80-х годов ОКБ провело дальнейшую модернизацию самолета. На Ту-142М была внедрена новейшая гидроакустическая система "Заречье", были проведены работы для повышения эффективности средств РЭП. Силовая установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с Ту-22М2.
Новый комплекс получил обозначение Ту-142М-З и был принят официально на вооружение в 1993 году. Последняя машина Ту-142М-З покинула сборочный цех Таганрогского завода в 1994 году, поставив точку в производстве семейства самолетов Ту-95 и Ту-142. Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения "Атлантида" получил обозначение Ту-142МП. Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР).
На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.
Катастрофы Ту-142
20 апреля 1984 года - Ту-142 столкнулся с водой и взорвался, погиб весь экипаж из восьми человек.
6 ноября 2009 года - самолет Минобороны РФ потерпел катастрофу в Хабаровском крае. Ту-142 Тихоокеанского флота упал в водную акваторию Татарского пролива. Место падения - в 15-20 километрах от береговой линии.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В субботу 31 августа состоялся юбилей 392 отдельного дальне-разведывательного авиа полка. В этом году исполнилось 50 лет со дня его основания. В связи с чем на аэродроме морской авиации Северного флота в Федотово был организован день открытых дверей.
Гарнизон Федотово расположен в 50 км к западу от Вологды. В настоящее время здесь базируются два десятка противолодочных самолетов Ту-142 в различных модификациях: Ту-142МК и самолеты-ретрансляторы Ту-142МР.
К юбилею полка была приурочена торжественная церемония присвоения имени очередному борту. Всего же здесь около десятка самолетов имеют имена. В основном это города Вологодской области, а также имена Героев СССР.
1. День начинается с торжественного построения личного состава гарнизона. Последние подготовительные моменты.
2. Личный состав не скучает
3. Барабанщицы:)
6. После чего пошли бесконечные скучные речи начальников, руководителей, политиков и прочих. Но и они рано или поздно заканчиваются. Торжественный вынос Военно-Морского флага.
7. Замерли в ожидании.
9. Новый именной борт - "Федотово"!
10. Традиция присвоения именам самолетов названий городов сохранилась.
13. На статической стоянке гостям были представлены семь бортов.
14. Часть из них была открыта для посетителей и туда моментально образовались очереди.
15. Начнем по порядку. Ту-142МР № 18.
16. Судя по внешнему виду, борт не летающий. Коки винтов сняты, кабина зачехлена.
17. Обтекатель под фюзеляжем - выпускное антенное устройство. Длина антенны - 8600 метров. Но на этом борту она уже отсутствует.
18. В таком состоянии он как минимум с 2009.
19. За ним стоит собрат. Ту-142МР №19.
20. Состояние его похуже соседа. Винтов на половине двигателей нет. Тросовой антенны - тоже.
21. Ту-142МК №97. "Вологда".
22. Тоже на хранении.
23. В таком состоянии внутрь, конечно, не пускали
24. Ту-142МК №56 "Александр Можайский". Присвоено в прошлом году в день празднования 100-летия ВВС.
25.
26. Ту-142МК №95. "Череповец".
27. Борт не так давно прошел ремонт. Выглядит весьма неплохо.
28. В честь праздника даже открыли ненадолго кабину кормового стрелка.
29. Ту-142МР №15. "Таганрог". Один из немногих самолетов-ретрансляторов в строю.
30. Имя "Таганрог" присвоено борту в 2007 году.
31.
32. Именинник с хвоста.
33. Со стороны хвоста слышно шипение. Возможно, борт заправлен кислородом.
Недалеко от стоянки находится ТЭЧ аэродрома. На тот момент там находились три борта.
34. Ту-142МК №51. На носу знак "Отличный самолет". Настоящая редкость.
35. Ту-142МР №12 "Вытегра". По некоторым сведениям, первый серийный МР.
36. Ту-142МР №11 "Белоозеро". Второй прототип Ту-142МР. Самолет относится к первым выпускам Ту-142МР и визуально отличается носовой частью.
37. Отдельно в стороне дальняя стоянка.
38. Все представленные борта - модификации МК. Их легко визуально отличить по обтекателю на киле. У МР он направлен вперед, а у МК - назад.
39. Из десятка бортов в летном состоянии только пара. Один из них - №94 "Евгений Преображенский". За пару дней до этого он в составе пары производил патрулирование в Северном море.
40. Второй - №66 "Иван Борзов".
41. Общие планы.
42. Хвосты, хвосты...
43.
44. Цвет натурального металла. Ностальгия.
45. Ну и напоследок милый аэродромный огонь на МРД.
Поисковый и патрульный самолет морской авиации на базе ракетоносца Ту-95.
Исходно разработан на базе разведывательного самолета Ту-95РЦ (тот, в свою очередь, происходил от стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95) для решения задач поиска и уничтожения подводных ракетоносцев США. Впоследствии на машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем ставшие чуть ли не основными.
Первый полет Ту-142 — 1968 год, на вооружение принят в 1972 году. Самолет имеет некоторые отличия в конструкции от базового Ту-95 , в частности, самолет получил новое крыло.
Самолет Ту-142М3, 2011 год. Фото: ТАНТК им. Бериева
Максимальная взлетная масса до 190 тонн. Крейсерская скорость 735 км/ч. Практический потолок в разных версиях 12−13 км. Боевой радиус последних модификаций 5200 км. Экипаж в разных версиях самолета 9−10 человек, включая командира, второго пилота (помощника командира), штурмана, бортинженера и операторов поисковой системы.
Основой бортового оборудования исходных машин Ту-142 была поисковая противолодочная система «Беркут». На более поздних модификациях Ту-142 М/МК/М3 (на вооружении в данный момент) установлена более совершенная система «Коршун» с комплексами гидроакустической аппаратуры «Кайра» и (у модификации Ту-142 М3) «Заречье».
Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон"/BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 в музее на аэродроме Жуляны, г. Киев, 2010 год. Фото: Алексей Власов/russianplanes.net
Работа бортовой противолодочной системы строилась следующим образом: по определенной схеме выбрасывались в океан гидроакустические буи, с них собиралась информация и, обрабатывая ее бортовыми вычислительными средствами, получали место искомой подводной лодки. После чего эта информация могла быть передана ударным внешним силами и средствам, либо по лодке могло быть применено бортовое оружие самолета.
Вооружение, помимо традиционно сохранившейся кормовой оборонительной установки 23-мм пушек, включало до 400 радиогидроакустических буев (РГБ-1 и РГБ-2 для «Беркута», РГБ-15 , РГБ-16 , РГБ-25 , РГБ-26 , РГБ-55 , РГБ-75 для «Коршуна», РГБ-36 для «Коршуна» с «Заречьем»), авиабомбы ФАБ-250 , противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250 , противолодочные торпеды АТ-1 , АТ-1 М, АТ-2 , АТ-2 М, УМГТ-1 , авиационные противолодочные ракеты АПР-1 , АПР-2 , АПР-3 , морские мины РМ-1 , РМ-2 , УДМ.
Противолодочный самолет Ту-142М3, аэродром Елизово, Камчатка, 2010 год. Фото: Валерий Петров/russianplanes.net
На базе Ту-142 создавался также самолет-ретранслятор Ту-142 МР «Орел» с выпускной антенной большой протяженности, предназначенный для резервной системы управления морскими стратегическими ядерными силами, построенной на сверхдлинноволновой радиосвязи.
Самолет в экспортной версии Ту-142 МЭ поставлялся также для морской авиации Индии.
Дальний самолет
противолодочной обороны - авиационный противолодочный комплекс
(АПЛК) Ту-142М
предназначен
для борьбы с новейшими подводными лодками-ракетоносцами
вероятных
противников с рубежей обнаружения и
уничтожения, превышающих дальность
пуска их ракет.
АПЛК Ту-142 принят на вооружение
противолодочной авиации ВМФ в 1970 г. как
адекватная реакция на развертывание
США атомных ПЛ с дальностью полета баллистических ракет
до 3700-4600 км. Принятие нового
АПЛК в состав противолодочной авиации ВМФ связано, прежде
всего, с у
спехами в создании
радиоэлектронных комплексов.
Уменьшение их массо-габаритных параметров и
энергопотребления позволили перейти к проектированию
АПЛК на основе единого
самолета-носителя - Ту-142 (изделие «ВП») с размещением на нем всего
комплекса оборудования поиска и средств поражения подводных лодок.
Противолодочное вооружение
комплекса было аналогично АПЛК Ил-38. В
качестве базы для самолета-носителя Ту-142 выбран
самолет дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ
Ту-142 имел взлетный вес 182 т, боевая нагрузка составляла 9000 кг, дальность полета -12 тыс.км, продолжительность полета - 14 ч, а тактический радиус при времени патрулирования 4 ч составлял 4000 км.
В поисково-ударном варианте Ту-142 был способен обследовать площадь акватории в 12-16 тыс.км или осуществлять непрерывное слежение за обнаруженной ПЛ в течение 6-8 ч и поразить цель тремя торпедами с высокой вероятностью.
Большая преемственность конструкции планера должна
была облегчить переход серийного завода на новый самолет. Как и Ту-95РЦ,
Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части
фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под
перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным
вооружением и буями.
Из бортового оборонительного вооружения на Ту-142
оставили только кормовую пушечную установку.
Еще в 1969 году, когда шли заводские испытания первых Ту-142, был подготовлен проект АПЛК Ту-142М с новой поисково-прицельной системой (ППС). За базовую модель был выбран вариант самолета с удлиненной на 2 метра кабиной, что обусловлено значительным увеличением объема нового оборудования.
Первый построенный Ту-142МК имел серийный
№4243
(первый полет 4 ноября 1975 года).
В ноябре 1980 года
новый комплекс был принят на вооружение.
В 1986 году восемь
самолетов Ту-142М под обозначением Ту-142МЭ
(Ту-142МК-Э) были поставлены в Индию,
где эксплуатируются до настоящего
времени. От исходного самолета эти
машины отличались только некоторыми
изменениями в составе оборудования.
В ноябре 1990 года на Ту-142М было установлено
10 мировых рекордов.
В целях повышения эффективности комплекса Ту-142М с
ППС «Коршун-К» по поиску и
обнаружению малошумных атомных подводных лодок в середине 80-х годов
проведена дальнейшая модернизация комплекса.
Были внедрены модернизированная ППС «Коршун-Н» и новая
радиогидроакустическая система «Заречье». Новый АПЛК
получил
обозначение Ту-142МЗ (кодовое
обозначение НАТО - Bear-F Mod 4).
Из внешних отличий от
предшествующей модели (Mod 3) следует
отметить: обтекатель
радиолокационной антенны в наконечнике в центре застекленной носовой
части; группу новых мультисенсорных антенн под носовой частью;
новые антенны дальнего обнаружения под хвостовой частью
Помимо модернизации элементов
поисково-противолодочной системы, на Ту-142МЗ провели
работы по
дальнейшему повышению эффективности средств
РЭП, а также изменили состав
самолетного оборудования. Силовая установка была переведена на новую
модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку
ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с
Ту-22М2 (последние серии Ту-142М
также выпускались также с НК-12МП и ГШ-23). Кроме того, на самолете
появилась заново спроектированная кабина экипажа, усовершенствованная
система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой
модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения.
Первый модернизированный самолет под новый комплекс начал проходить
летно-конструкторские испытания в 1985 году, на государственные
испытания комплекс вышел в конце 1987 года. В ходе этих испытаний
самолет работал по современным атомным подводным лодкам Северного и
Тихоокеанского флотов и показал значительно возросшую эффективность их
обнаружения. Вскоре Ту-142МЗ начали поступать в части
авиации ВМФ.
На вооружение модернизированный комплекс официально был принят в
1993 году. Ту-142МЗ стал последним в ряду противолодочных систем,
созданных на базе Ту-142. Последняя машина Ту-142МЗ покинула сборочный
цех в 1994 году, поставив точку в производстве семейства
самолетов Ту-95 и Ту-142.
Всего было
построено более сотни самолетов типа Ту-142.
Ту-142МЗ несут службу в составе Северного и Тихоокенских флотов.
Самолеты этой модификации были представлены
на двух последних
авиационных выставках в
Жуковском на аэродроме в ЛИИ.
Самолет Ту-142М послужил основой для
других типов вооружений. Начиная с 1977
года часть серийных самолетов Ту-142М
переоборудуется и
поставляется в авиацию ВМФ в варианте
самолета-ретранслятора для
обеспечения дальней связи с подводными
лодками, находящимися в подводном
положении. Машина получила
наименование Ту-142МР "Орел" (кодовое обозначение НАТО -
Bear-J). Первый полет самолета
состоялся в июле 1977 года.
Н
а базе
серийного
самолета
противолодочной обороны Ту-142М
был
созда
н
стратегический ракетоносец
Ту-95МС
.