Размах крыльев ил 76. Описание и лётно-технические характеристики

С конца прошлого десятилетия американская компания Boeing Insitu работает над проектом беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Этот аппарат был разработан по заказу Корпуса морской пехоты и военно-морских сил США. Основное предназначение машины – ведение разведки, патрулирование в заданных районах и обнаружение различных объектов. К настоящему времени все проектные работы завершены и ведется полномасштабное строительство новых беспилотников.


БПЛА RQ-21 разрабатывался в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System – «Малая тактическая беспилотная авиационная система»). Целью этой программы было создание легкого беспилотника для эксплуатации в КМП и ВМС. Подобное предназначение сказалось на требованиях к перспективной машине. Так, нужно было сделать сравнительно легкую машину, способную вести патрулирование в течение длительного времени. Кроме того, она должна была иметь минимально возможные габариты для хранения на кораблях. В состав комплекса планировалось включить рельсовую пусковую установку для взлета. Посадку требовалось производить при помощи системы, позволяющей обойтись без большой площадки.

В программе STUAS помимо Boeing Insitu приняли участие несколько других компаний. Raytheon представила БПЛА Killer Bee (ныне известен под названием Northrop Grumman Bat), компания AAI предложила проект Aerodyne, а General Dynamics (США) и Elbit Systems (Израиль) вошли в программу с проектом Storm. Разработка предварительных проектов и их сравнение продолжались до середины 2010 года. В июне 2010-го заказчик сделал свой выбор. Самым лучшим из предложенных проектов в Пентагоне сочли Boeing Insitu RQ-21A Integrator (такое название проект носил на ранних стадиях). Для завершения проекта разработчику выделили 43,7 миллиона долларов.

Основой для проекта RQ-21A стала предыдущая разработка фирмы Boeing Insitu – БПЛА ScanEagle. Новый беспилотник «унаследовал» ряд агрегатов и технических решений. Тем не менее, специфика требований Корпуса морской пехоты и ВМС заставила заметно переработать исходный проект. Так, все это привело к кардинальному изменению внешнего вида и компоновки аппарата.

БПЛА RQ-21 с точки зрения аэродинамики представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим воздушным винтом. Фюзеляж и крыло аппарата Integrator/Blackjack были выполнены путем переработки соответствующих агрегатов БПЛА ScanEagle. Новая машина имеет вытянутый фюзеляж характерной формы, внутри которого устанавливается двигатель и различная аппаратура.



В средней части фюзеляжа закреплено высокорасположенное крыло размахом 4,8 м. Крыло с большим удлинением имеет небольшую стреловидность по передней кромке. На стыке крыла и фюзеляжа центроплан имеет характерный скругленный наплыв. На законцовках имеются т.н. винглеты. Использованная конструкция крыла призвана обеспечивать максимально возможное аэродинамическое качество, прямо влияющее на летные данные аппарата, в первую очередь на дальность и продолжительность полета.

На стыках центроплана и консолей крыла к плоскости крепятся две тонкие балки, на которых закреплено П-образное хвостовое оперение. Последнее состоит из двух килей с рулями направления и высокорасположенного стабилизатора с рулем высоты. С учетом хвостовых балок и оперения общая длина БПЛА RQ-21 равняется 2,5 м.

В хвостовой части фюзеляжа имеется поршневой двигатель мощностью 8 л.с., в качестве топлива использующий авиационный керосин сортов JP-5 и JP-8. В качестве движителя используется толкающий воздушный винт, расположенный между двумя хвостовыми балками. Используемый двигатель позволяет беспилотнику развивать максимальную скорость до 167 км/ч. Крейсерская скорость – 101 км/ч. Потолок достигает 6 км. Имеющийся запас топлива достаточен для патрулирования в течение 16 часов.

БПЛА RQ-21 Integrator/Blackjack получился достаточно легким. Вес пустого аппарата – 36 кг. Максимальный взлетный вес с полезной нагрузкой 17 кг – 61 кг. Малый вес машины позволил обойтись сравнительно маломощным двигателем.

В носовой части фюзеляжа аппарата предусмотрена гиростабилизированная установка для аппаратуры наблюдения. В стандартной конфигурации на ней находится оптико-электронная система с видеокамерой и тепловизором, а также лазерный дальномер и ответчик системы опознавания. При необходимости аппарат может нести дополнительную аппаратуру. Для энергоснабжения радиоэлектронной аппаратуры беспилотник оснащен генератором мощностью 350 Вт.

Для облегчения конструкции летательного аппарата в проекте RQ-21 пришлось использовать специальные устройства для запуска и посадки, заимствованные из проекта ScanEagle. Запуск предлагается осуществлять при помощи рельсовой пусковой установки. Установка смонтирована на буксируемом колесном шасси. На нем установлен набор оборудования и рельсовая направляющая. На последней имеется подвижная каретка с креплениями для беспилотника. Перед запуском необходимо поднять направляющую на нужный угол возвышения и установить летательный аппарат на каретку. По команде оператора каретка, приводимая в движение пневматическим приводом, разгоняет БПЛА до взлетной скорости, после чего тот отделяется от нее и поднимается в воздух.

В качестве посадочного устройства было предложено использовать систему Skyhook («Небесный крюк»). Она представляет собой буксируемую платформу с подъемной стрелой, на которой имеется трос. Для посадки беспилотника необходимо поднять стрелу и привести трос в вертикальное положение. Далее БПЛА, используя радиомаяк, выходит на посадочный курс. Оператор или автоматика должен направить аппарат на посадочное устройство таким образом, чтобы захватить трос специальным крюком, установленным на крыле. После этого трос натягивается и гасит горизонтальную скорость БПЛА, после чего его можно опустить на землю или на палубу корабля.

В состав беспилотного авиационного комплекса Boeing Insitu RQ-21A Integrator/Blackjack входят пять летательных аппаратов, два пульта управления на колесном шасси, а также буксируемые прицепы с пусковой установкой и системой Skyhook. Подобный состав комплекса позволяет использовать его как в сухопутных войсках, так и в КМП или ВМС с базированием техники на кораблях.

28 июля 2012 года специалисты компании Boeing Insitu провели первый испытательный запуск нового беспилотника. Аппарат успешно отделился от пусковой установки, выполнил полетную программу и «сел» с использованием системы Skyhook. В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных полетов. К примеру, в начале сентября 2012 года продолжительность полета впервые превысила один час.

В начале февраля 2013 года комплекс RQ-21A был доставлен на борт десантного корабля USS Mesa Verde (LPT-19). 10 февраля состоялся первый запуск с палубы. В течение нескольких месяцев специалисты проверяли работу беспилотного комплекса при использовании в интересах флота или КМП.

19 февраля американские специалисты приступили к летным испытаниям новой модификации беспилотника – RQ-21A Block II. От базовой версии он отличается некоторыми особенностями конструкции, а также использованным оборудованием. Для наблюдения за обстановкой этот БПЛА получил обновленную оптико-электронную систему NightEagle, разрабатывавшуюся в рамках проекта ScanEagle. Модернизированная оптико-электронная система имеет более высокие характеристики при работе ночью и в условиях жаркого климата. Дальнейшие испытания беспилотников RQ-21A и RQ-21A Block II велись параллельно.

В сентябре 2013 года проект Integrator получил новое название – Blackjack. Вскоре, в конце ноября, компания-разработчик получила контракт стоимостью 8,8 млн долларов, целью которого была подготовка к серийному производству новых БПЛА. Первый серийный комплекс RQ-21A был передан Корпусу морской пехоты в январе 2014 года.

Основным заказчиком новых беспилотных летательных аппаратов должен стать КМП США. В настоящее время компания Boeing Insitu выполняет заказ Корпуса на поставку 32 комплексов. В состав каждого из них входят пять беспилотников. До 2017 года Корпус морской пехоты намерен приобрести 100 комплектов системы Blackjack. Ожидается, что стоимость всего заказа будет оставаться на уровне 560 млн долларов.

Военно-морские силы США тоже выразили свое желание приобрести новые БПЛА. Существует заказ на 25 комплексов с пятью летательными аппаратами в каждом.

Ранее сообщалось, что в 2014 году свои первые RQ-21A Blackjack может получить Королевская армия Нидерландов. Эта структура выражала готовность приобрести пять беспилотных комплексов. Еще шесть комплексов могли быть приобретены неназванной ближневосточной страны. Какие-либо сведения об этом контракте отсутствуют.

В апреле 2014 года КМП США начал эксплуатацию БПЛА RQ-21A в Афганистане. На одну из баз был доставлен комплекс из пяти беспилотников, двух блоков управления и набора прочего оборудования. Аппараты Blackjack использовались для ведения разведки и обнаружения объектов противника. В сентябре сообщалось, что за 119 дней эксплуатации в Афганистане общий налет беспилотников составил 1000 часов. Комплекс RQ-21A хорошо зарекомендовал себя, вследствие чего его эксплуатация в Афганистане продолжилась.

По материалам сайтов:
http://insitu.com/
http://naval-technology.com/
http://navaldrones.com/
http://arms-expo.ru/
http://globalsecurity.org/

Беспилотный летательный аппарат RQ-21 Blackjack, также известен как Integrator, был разработан американской компанией Insitu Incorporated, которая на данный момент входит в состав корпорации «Боинг». Машина является дальнейшим развитием аппарата "Скан Игл". Между машинами существуют внешние отличия в оперении, это повлекло за собой увеличение размеров летательного аппарата.

Система RQ-21 состоит из:

    Пяти летательных аппаратов.

    Двух наземных пунктов управления.

    Комплекта оборудования для запуска и обслуживания машин.

Впервые летательный аппарат RQ-21 произвел взлет летом 2012 года. В ходе испытаний зимой 2013 года был произведен запуск с палубы корабля. Данные испытания проводились в водах Мексиканского залива на борту десантного корабля «Меса-Верде». Перед этим БПЛА испытывали на военной базе в Калифорнии.

По окончании испытаний машины были переданы на эксплуатацию в эскадрилью беспилотных аппаратов США. Вторая партия этих машин была поставлена в 2014 году. С применением RQ-21 можно более качественно проводить контроль за полем сражения и эффективно выстраивать тактику наземных сил.

БПЛА RQ-21 предлагает новые возможности военных сил, которые не может предоставить ни один беспилотный аппарат на данный момент. Машину можно использовать в качестве поддержки тактических групп.

Первый контракт на поставку летательных аппаратов RQ-21 был подписан летом 2010 года, при этом денежные вливания составили 43 миллиона долларов, а заказчик получил две такие машины. Дальнейшее развитие программы STUAS/Tier II предусматривает создание еще 56 машин с 2013 года, на что придется затратить порядка 450 миллионов долларов.

Оборудование аппарата RQ-21

    Оптическая система электронного типа.

    ИК-камера.

    ИК-целеуказатель.

    Дальномер лазерного типа.

Аппарат позволяет производить качественную разведку и поддержку морских и сухопутных подразделений армии. За счет открытой архитектуры машины возможна достаточно быстрая реконфигурация оборудования, на которое отведено 10 килограмм. При стандартной комплектации машина имеет ночные и дневные камеры, а также коммуникационный комплект и автоматические системы распознавания. Пуск беспилотного аппарата RQ-21 осуществляется с применением катапульты.

RQ-21 Blackjack. Характеристики:

Модификация RQ-21A
Размах крыла, м 3.11
Длина, м 1.71
Высота, м
Масса, кг
пустого 14
взлетная 22
Тип двигателя 1 ПД
Мощность, л.с. 1 х 1.5
Максимальная скорость, км/ч 148
Крейсерская скорость, км/ч 111
Практическая дальность, км 1000
Продолжительность полета, ч.мин 24
Практический потолок, м 5950

Смотрите также:

Начался этап первоначального испытания и оценки новейшего беспилотного летательного аппарата (БЛА) RQ-21A "Блэкджэк" (Blackjack). Он проходит в испытательном центре Корпуса морской пехоты (КМП) США MCAGCC (Marine Corps Air Ground Combat Center) в Твентинайн Палмс (шт.Калифорния). Об этом сообщает пресс- служба Командования авиационных систем ВМС США (US Naval Air Systems Command).

Головная партия БЛА RQ-21A, ранее известного как STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), продемонстрирует в рамках этой фазы испытаний эффективность аппарата и его пригодность для использования в боевых действиях.

Полковник Джеймс Ректор, управляющий программой STUAS для КМП и ВМС США и отвечающий за создание БЛА RQ-21A, заявил, что "получение первой LRIP-партии этих БЛА (RQ-21A) является важнейшим достижением американского руководства и промышленных кругов". Он охарактеризовал аппарат как "эффективный" и сообщил, что "он удовлетворяет требованиям, предъявленным подразделениями Корпуса морской пехоты, размещенным как на суше, так и на море".

БЛА "Блэкджек", созданный компанией "Инситу инкорпорейтед" (Insitu Incorporated), является развитием БЛА "Скан Игл" (ScanEagle). Основное внешнее отличие состоит в двухкилевом хвостовом оперении RQ-21A, что повлекло за собой увеличение его размеров. Система включает в себя пять БЛА, две наземных станции управления, оборудование, необходимо для запуска и технического обслуживания.

На протяжении нескольких месяцев сухопутные и морские испытания будут проводиться 1-й испытательной эскадрильей (ATES VX, Air Test and Evaluation Squadron VX). После завершения фазы первоначального испытания и оценки представители государственных органов и компании "Инситу" передадут эти БЛА для дальнейшего использования во 2-ю эскадрилью беспилотных летательных аппаратов КМП США, расположенную на авиабазе Корпуса в Черри Пойнт (шт.Северная Каролина). Поставка второй LRIP-партия RQ-21A запланирована на весну 2014 г. и будет включать в себя одну систему.

Подполковник Энтони Болден, командир 2-й эскадрильи БЛА КМП США, сообщил, что "Блэкджек" существенно улучшит контроль за полем боя для тактической группировки наземных сил и авиации КМП. В результате, по его словам, морские пехотинцы получат платформу, оснащенную соответствующим оборудованием, необходимым для выполнения вышеупомянутой задачи. "RQ-21A предоставляет новый уровень гибкости и возможностей для экспедиционных сил, которые на данный момент не содержатся ни в одном БЛА", заявил Болден. "В результате, эскадрильи БЛА КМП США, использующие "Блэкджек", смогут уверенно выполнять задачи в составе тактических группировок", - дополнил он.

Длина RQ-21A составляет 2,4 м, размах крыла - 4,8 м. Аппарат обеспечивает возможности наблюдения и разведки для подразделений, действующих на суше и на море. Открытая архитектура позволяет осуществлять быструю реконфигурацию установленного оптоэлектронного оборудования, масса которого ограничена 10 кг. Стандартная нагрузка включает в себя движущиеся дневные и ночные камеры слежения, инфракрасный указатель, коммуникационный комплект, приемники системы автоматического распознавания.


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS (SMALL TACTICAL UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM)

13.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

ВМС США 10 февраля впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A, также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года.
БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.


Лента.ру

14.02.2013

10 февраля малый тактический беспилотник RQ-21A (Small Tactical Unmanned Air System — STUAS) выполнил первый взлет с палубы УДК USS Mesa Verde (LPD 19) класса San Antonio, сообщает ASDNews 13 февраля. После завершения полета аппарат был поднят на борт десантного корабля.
Полету над морем предшествовали три месяца наземных/летных испытаний на авиастанции ВМС в Чайна-Лэйк (Калифорния).

19.02.2013
АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНИК RQ-21A INTEGRATOR ВПЕРВЫЕ ЗАПУСТИЛИ С КОРАБЛЯ

В воскресенье 10 февраля ВМС США впервые запустили разведывательный беспилотник RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), также известный как Integrator, с палубы корабля. Об этом сообщается в пресс-релизе ВМС от 12 февраля.
По данным ВМС, испытания прошли в Мексиканском заливе на палубе десантного корабля-дока «Меса-Верде» (LPD-19). До этого БПЛА три месяца испытывали на суше в Калифорнии. Первый полет аппарат совершил в июле 2012 года. БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров.
Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков. Как сообщалось ранее, поставка беспилотников RQ-21A в войска в рамках программы STUAS намечено на 2017 год. Помимо ВМС США беспилотники RQ-21A планируется закупать для Морской пехоты. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.
Lenta

27.05.2013
RQ-21A — МАЛОРАЗМЕРНЫЙ ТАКТИЧЕСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВМС США

ВМС США дали разрешение на начало производства головной партии малоразмерных тактических беспилотных авиационных систем (БАС)STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System) RQ-21A для ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) в рамках этапа С. Об этом сообщило издание АРМС-ТАСС.
Это означает, что программа RQ-21A, руководимая отделом по программе STUAS для ВМС и КМП в Патаксент-Ривер (штат Мэриленд), вступает в этап производства и развертывания.
Входящий в систему беспилотный летательный аппарат (БЛА) RQ-21A будет выполнять задачи по ведению тактической разведки, наблюдения и целеуказания на море и на суше в интересах двух видов вооруженных сил США.
ОРУЖИЕ РОССИИ

15.01.2014


Морские силы самообороны Японии намерены оснастить корабли беспилотными летательными аппаратами, сообщает Jane’s со ссылкой на военные источники. В качестве одного из основных вариантов рассматриваются американские беспилотные аппараты RQ-21A Blackjack. На проведение испытаний и выбор корабельного беспилотника Япония потратит в 2014 году два миллиона иен (19,2 тысячи долларов).
По данным японских военных, новые беспилотники будут использоваться для слежения за перемещением китайских кораблей в Восточно-Китайском море. Окончательное решение об оснащении японских кораблей беспилотниками пока не принято. В случае закупки RQ-21A или других подобных аппаратов ВМС станут первым японским видом вооруженных сил, использующим беспилотные летательные аппараты. Лента.ру

31.01.2014


Морская пехота и ВМС США приступили к войсковым испытаниям перспективного беспилотного летательного аппарата RQ-21A Blackjack, сообщает Defense News. Оценочные испытания беспилотника в настоящее время проводятся в 29-м Центре управления боевыми действия наземных войск и авиации Корпуса морской пехоты США в Палмсе штата Калифорния. После их завершения может быть принято решение о принятии RQ-21A на вооружение.
Беспилотник также пройдет испытания в составе 1-й эскадрильи воздушных испытаний и оценки ВМС США. Военные будут проверять его как на суше, так и на море, запуская с палубы корабля. После этих испытаний продолжительностью несколько месяцев RQ-21A передадут для проверки 2-й эскадрилье беспилотных летательных аппаратов Морской пехоты, расположенной на авиабазе «Черри-Пойнт» в Северной Каролине.

06.06.2014
Новая беспилотная авиационная система (БАС) RQ- 21A «Блэкджек» (Blackjack) разработки и производства компании «Инситу» (Insitu) — подразделения «Боинга» — уже развернуты в Афганистане, на вооружении Корпуса морской пехоты США. Об этом говорится в сообщении ВМС США. RQ-21A в составе с пятью беспилотными летательными аппаратами (БЛА) развернуты спустя почти четыре года после того, как в августе 2010 г. «Инситу» выиграла контракт на поставку Пентагону небольших тактических БАС и более чем два года после передачи КМП первых двух систем.

20.10.2015
Американская компания Logos Technologies получила контракт Научно-исследовательского управления ВМС США, в рамках которого займется разработкой «суперсенсора» для разведывательного беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Как сообщает Flightglobal, сумма сделки составила 18,2 миллиона долларов.
Logos Technologies должна будет разработать электронно-оптическую камеру, широкоугольную камеру, коротковолновую инфракрасную гиперспектральную камеру и камеру высокого разрешения с датчиком контроля. Эти приборы должны быть компактно размещены в небольшом корпусе. Масса готового «суперсенсора» не должна превышать 17,8 килограмма.
Все изображения, получаемые при помощи новой системы, будут передаваться вычислительной системе на борту беспилотника, способной обрабатывать до одного гигабайта данных в секунду. «Суперсенсор» позволит военным вести детальную разметку местности и обнаруживать на ней спрятавшихся бойцов противника и самодельные взрывные устройства.
Как ожидается, разработка устройства завершится до конца марта 2020 года. Использовать новую систему разведки будет Морская пехота США.
N+1

09.06.2017

Министерство обороны Нидерландов подписало контракт с американской компанией Insitu (структурное подразделение Boeing) на поставку трех комплексов с беспилотными летательными аппаратами малого радиуса действия Integrator, сообщает пресс-служба компании Insitu.
«Поставки должны начаться в 2018 году. Integrator должны заменить ранее приобретенные министерством обороны Нидерландов беспилотные системы ScanEagle, которые с 2012 года использовались для защиты войск в ходе военных действий, обнаружения целей, а также корректировки огня», - говорится в сообщении.
Integrator представляет собой многофункциональную беспилотную систему с аппаратами большой продолжительности полета. Аппарат взлетной массой около 60 кг может нести полезную нагрузку общей массой до 18 кг, включая различную аппаратуру разведки, наблюдения и целеуказания.
Integrator (другое название системы RQ-21A Blackjack) серийно производятся с 2016 года. Они используются подразделениями ВМС и морской пехоты США. Кроме того, эти аппараты используют вооруженные силы Канады.
RNS


БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА RQ-21A STUAS

БПЛА RQ-21A разрабатывается компанией Insitu (дочка Boeing). БПЛА Integrator, разработанный компанией Insitu, является составной частью малой тактической разведывательной беспилотной авиационной системы RQ-21A STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System), которой присвоен статус начальной оперативной готовности.
Первый полет продолжался два часа, управляли аппаратом специалисты 2-й и 3-й эскадрилий беспилотных авиационных систем корпуса морской пехоты США совместно с представителями компании Insitu.
RQ-21A имеет возможность выполнять несколько заданий в одном полете, на его борту размещены электронно-оптическая система, инфракрасная камера, инфракрасный целеуказатель и лазерный дальномер.
Аппарат весит 34 килограмма, достигает пяти метров в ширину и может нести до 27 килограммов полезной нагрузки. Он развивает скорость до 100 километров в час и может находиться в воздухе в течение суток. Боевой радиус RQ-21A - до 1000 километров. Беспилотник оснащен лазерным дальномером, а также комплексом электрооптических и инфракрасных датчиков.
Как сообщалось ранее, поставка аппаратов RQ-21A для ВМС США намечена на 2017 год в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Air System), предполагающей оснащение войск малыми тактическими беспилотниками.
Помимо ВМС США интерес к беспилотникам RQ-21A проявила американская Морская пехота. Морпехи, как сообщалось, будут запускать аппараты преимущественно на суше.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный взлетный вес 61,2 кг
Вес пустого 34 кг
Длина: 2,5 м
Размах крыльев: 4,8 м
Двигатель: JP-5, JP-8
Радиус действия до 1000 км
Продолжительность полета 24 ч
Скорость полета 100 км/ч
Потолок до 6000 м
Вес полезной нагрузки 18 — 27 кг

Источники: www.insitu.com и др.

Ил-76 — тяжелый военно-транспортный самолет, модель, которая летает уже более четверти века. На его основе были созданы различные модификации, как гражданские, так и военные. Видоизменялось и само судно, добавлялись новые возможности, расширялись уже существующие. Несмотря на достаточно серьезный возраст, на базе данной машины по-прежнему проектируются новые версии.

Модель ТД стала одной из таких модификаций. ОКБ Ильюшина представило ее в 1982 году, через несколько лет после старта производства прототипа. Два символа в названии расшифровываются как «транспортный дальний». Другие детали, отличающие эту версию, мы рассмотрим ниже.

История создания

В середине 60-х годов прошлого века ОКБ Ильюшина получило заказ на разработку транспортного самолета. Работа велась в течение нескольких лет, и закончилась на рубеже 70-х. Уже в марте 1971 года первый опытный самолет Ил-76 поднимается в воздух. В том же году на авиасалоне во Франции он представляется широкой публике.

В 1973 году модель поступает в серийное производство. Первые машины были собраны на авиазаводе им. Чкалова в Ташкенте. Через несколько лет, в 1976-м, самолет принимается и военными. С этого момента Ташкент становится главным заводом-изготовителем этой модели. В те же годы разразилась война в Афганистане, и, по неофициальным сведениям, 95 % перевозок транспорта и личного состава в ходе военных действий перебрасывалось именно новинкой советского авиастроения — Ил-76.

На сегодняшний день более современные модификации этой машины по-прежнему составляют основу военно-транспортной авиации России. И хотя самолет относится к грузовому парку — именно в годы Афганистана он обзавелся парой небольших пушек калибра 23 мм, расположенных в хвостовой части.

Описание

Транспортный самолет Ил-76 стал первым самолетом для Советского Союза, основной силовой установкой которого являлись В остальном машина собиралась по обычному для тяжелой авиации принципу: стреловидные крылья и Т-образное хвостовое оперение с одним килем. Отличительной чертой можно назвать полную герметизацию как служебных, так и грузовых отсеков. В самолете три грузовых люка, из которых один в корме и два в передней части. Такое расположение позволяет выпускать десант сразу в 4 потока (задний люк из нескольких створок), но на практике это не применялось. В большинстве случаев десант выбрасывался только из передних люков, тогда как из заднего с помощью парашютов выпускалась тяжелая техника.

В то же время, как и любой самолет такого типа, Ил-76ТД имеет специальное оборудование, расположенное в два яруса, четыре электротельфера и, конечно же, несколько грузовых лебедок. Конструкция заднего люка стандартная, в три створки, две из которых открываются в стороны, а центральная опускается вниз, образуя своеобразный трап для въезда или вкатывания. Кроме него, в грузовом трюме есть несколько рольганговых дорожек для облегчения перемещения больших контейнеров.

Самолет имеет 4 мощных двигателя, размещенных на пилонах под крыльями. При взгляде спереди или сверху хорошо заметно, что крылья находятся над фюзеляжем, в своеобразном выступе, который вместе с передним (о котором чуть ниже) является характерным отличием прототипа, присутствующими и в его модификациях, включая гражданскую версию Ил-76ТД. Мощная система шасси, скомпонованная по пятиточечной схеме (4 под крыльями, 1 под носом), позволяет производить посадку не только на бетонные полосы, но и на грунтовку.

Модификации

Прежде чем переходить к модификациям, следует заметить, что модель, описываемая нами, родилась ранее в реале, чем на бумаге. Первоначально эти буквы получил военный самолет с усиленными топливными баками, а также новыми двигателями. Потом, спустя какое-то время, когда конструкторы стали делать гражданские версии, один из новых вариантов получил старое наименование.

  • Ил-76 — военно-транспортный самолет. Послужил прототипом для целой серии последующих грузовых машин.
  • Ил-76Т — в данной модификации добавили Версия стала экспериментальной, но повышенный запас горючего смог существенно увеличить дальность полета.
  • Ил-76ТД — получил Д-30КП-1. В остальном полностью повторяет предыдущую разработку.
  • Ил-76ТДП — также повторяет более ранние разработки. Основное применение — тушение лесных пожаров, для чего слегка изменен грузовой трюм и установлена система сброса воды.
  • А-50 — в основе этой разработки лежит все тот же прототип с дополнительным топливным баком. На самолет устанавливалась система ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения и управления).
  • Ил-76М — комбинированный вариант специально для ВВС. В технической части повторяет версию Т, но имеет пушечное вооружение, а также возможности А-50.
  • Ил 76МД — военный вариант выше указанного ТД. Новые двигатели и военная «начинка». Мог перевозить средние танки или военные подразделения численностью до 200 человек.
  • Ил-76ЛЛ — данная версия собиралась в единичных экземплярах и являлась летающей лабораторией для разработки и испытания новых двигателей. Заказчиками выступали сами разработчики ОКБ Ильюшина.
  • Ил-78 — самолет-топливозаправщик. Минимум вооружения, минимум нагрузки. Два дополнительных топливных бака.
  • Adman1 — версия А-50, собранная для ВВС Ирака. Имел дополнительную РЛС.
  • Adman2 — машины также направлялись в ВВС Ирака. Этот самолет занимался контролем и наведением истребителей.

Нестандартные разработки

Кроме версии ЛЛ, которая создавалась для разработчиков, выпустили еще несколько нестандартных вариаций. По неофициальным сведениям, существовали в 1-2 экземплярах и собственного символ-цифрового имени не получили. В качестве прототипа для всех послужил Ил-76Т — самолет с увеличенным запасом топлива. Среди них был летающий госпиталь, носитель и даже тренажер условий невесомости, разработанный специально для космонавтов.

Грузоподъемность

При разработке любого современного самолета, неважно, какого типа, конструкторы должны учитывать множество как внешних, так и внутренних параметров, иначе судно просто не сможет подняться в воздух. Когда разработки завершены и начато серийное производство, авиакомпании-покупатели будут обращать внимание уже на другие свойства, но одно из них будет общим и у конструкторов, и у перевозчиков.

Это — грузоподъемность. Ил-76ТД в ходе многочисленных модернизаций получил возможность нести в полтора раза больше, чем его прототип. У первых машин была заявлена цифра в 28 тонн. У последних разработок — 42, а в новых модификациях — до 60 тонн.

Экипаж

Как большая часть советской транспортной получил круговое остекление в носовой части. Верхняя часть, где находилось основное управление, и нижняя — штурманская рубка. В состав экипажа Ил-76ТД входило 5 человек. Это первый пилот (он же КВС), второй пилот, бортинженер и радист. Также в команду входил штурман. Первые самолеты и чисто военные версии имеют в экипаже еще двоих — это солдаты-стрелки. Именно штурманской рубке самолет обязан несколько необычным внешним видом носовой части.

Заправка

Отдельного упоминания заслуживает топливная система. В обычном гражданском лайнере, вне зависимости от количества двигателей, имеется два, иногда три бака. Стандартная инструкция по технической эксплуатации Ил-76ТД упоминает 12 баков, разделенных на 4 секции (по количеству моторов). В каждой из них идет еще свое деление на основной, дополнительный и запасной резервуары. Таким образом, пилот имеет достаточно гибкую возможность управления расходом горючего и может своевременно отреагировать на любые непредвиденные ситуации. Полная емкость всех баков превышает отметку в 100 тысяч литров горючего.

Характеристики

Мы рассмотрели отдельные параметры самолета Ил-76ТД. Технические характеристики сведем в общий список.

Учитывая, что многие самолеты уже летают более четверти века, начнем с того, что заявленный разработчиками срок службы — 30 лет. Правда, стоит отметить, что новые модификации по-прежнему сходят с конвейера, только уже не в Ташкенте, который сегодня считается заграницей, а в Ульяновске.

  • Размах крыла — 50 м.
  • Площадь крыла — 300 кв. м.
  • Длина самолета — 46,5 м, грузовой кабины — 24,5.
  • Высота (по килю) — 14,7 м; грузовой кабины — 3,4 м.
  • Ширина — 3, 45 (грузовой отсек).
  • Объем — 321 куб. м.

Заметим, что фюзеляж в разрезе представляет правильный круг, также нужно сказать, что в самолете есть возможность установки второй рампы, при этом длина грузовой кабины незначительно, но уменьшается.

Летные данные:

  • Минимальный взлетный вес — 88 тонн, максимальный — 210.
  • Крейсерская скорость — 800 км/час, максимальная — 850.
  • Дальность полета — 4 000 км, максимальная — 6 000.
  • Практический потолок — 12 000 м.
  • Посадочная скорость — 210 км/час.
  • Длина впп для взлета (мини) — 850 м, для посадки — 450 м.
  • Двигатели — 4 (ТВД Д-30КП-2).
  • Тяговой усилие — 12 000 кгс на каждом.
  • Топливо во всех баках — 109,5 л.

Запрет на полеты

Начало нового века ознаменовалось черной полосой в развитии 76 модели. В 2000 году ИКАО (международная организация, курирующая всю гражданскую авиацию) ужесточила требования к современным самолетам. Для машины, не отвечающей новым стандартам, закрывались аэропорты Европы, Северной Америки, Японии и даже Австралии. Основными претензиями к ИЛ-76 стали шум и загрязнение воздуха.

Результатом модернизации оборудования стала версия, получившая в дополнение к основному индекс 90ВД. Самолеты нового класса без ограничений летают по миру, доставляя грузы в самые разные уголки планеты.

В настоящее время

С момента первого взлета 76-й прослужил в ВВС Союза 15 лет и продолжают служить странам СНГ. Новые версии есть у России, Украины, Белоруссии и других стран. Несколько сотен машин было собрано на экспорт. Кроме армии, можно назвать несколько структур, которые сегодня используют Ил-76ТД. МЧС, спасательные службы, силовые структуры, а также некоторые авиакомпании, занимающиеся только грузовыми перевозками. Существует даже неофициальная классификация: Ан-124 — самый большегрузный, один из 747-х "Боингов" — самый длинный, а Ил-76 — самый многоцелевой.

Заключение

Ил-76ТД — гражданский грузовой самолет, который не так известен, как разработки Антонова, но, тем не менее, благодаря возможностям посадки как на грунтовые, так и на бетонные полосы получил не менее широкое распространение. Несмотря на более чем почтенный возраст, данная модель послужила и наверняка еще послужит прототипом для более новых, современных, но не теряющих элегантного облика обычных и военных «грузовиков».