Планы и их классификация. Классификация планирования

В деятельности субъекта хозяйствования используются различные планы. Их классификация подчиняется задачам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

долгосрочные (на 10--25 лет);

среднесрочные (на 3--10 лет);

краткосрочные (на 1--3 года);

текущие (на 1 год, в том числе сезонные);

оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования:

государственные, в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные;

внутрифирменные.

В настоящее время правительства многих экономически развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии, Франции. Великобритании. Германии. Канаде, а сейчас -- и в ЕС. Кроме того, существует большая группа разновидностей региональных планов, в том числе местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее предприятиям. План такого уровня отличается от государственного большей детерминированностью, обязательностью, маневренностью и нацеленностью на экономический результат.

3 . По степени определения параметров:

детерминированные (с четко определенными параметрами);

вероятностные (с нечеткими параметрами).

4. По признаку временной ориентации:

реактивные, т е. ориентированные на закрепление достижений прошлого;

инактивные, т. е. инертные по планируемым действиям;

преактивные, т. е. с высоким уровнем активности, направленным на существенное преобразование действительности.

5 . По назначению:

директивные, обязательные для выполнения;

индикативные, т. е. рекомендательные для выполнения. Как уже отмечалось, на уровне фирмы принимаются в основном директивные планы, а на уровне государства -- индикативные. Но есть и исключения, например, бюджетные или налоговые планы страны.

6. По масштабности целей:

стратегические, предусматривающие глобальные цели;

бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7 . По конкретной установке:

функциональные, предназначенные для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию. Эти планы играют особую роль в управлении, поэтому есть смысл выделить их в отдельную классификацию;

единовременные, создаются с внедрением какого-либо проекта или программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии. Единовременные планы могут быть: программными и проектными. Программный план создается с целью координации различных видов деятельности при реализации сложной программы. Проектный план может быть частью программного плана и применяется для контроля за менее сложными процессами, например, план размещения дистрибьюторской сети, проект рекламной кампании;

стабильные, т. е. содержащие разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера. Они представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности. К ним можно отнести инструкции, правила и рекомендации.

8. По функциям деятельности -- это так называемые функциональные планы:

маркетинга, в том числе сбыта;

прибыли и рентабельности;

инвестиций, в том числе долговременных материальных;

издержек производства и обращения;

персонала;

финансов и др.

9. По отношению к действительности:

основные, т. е. официально принятые руководством;

вероятностные (случайные), представляют собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления непредвиденного события (событий), не предусмотренного основным планом. Он бывает необходим фирмам, работающим в сложной и динамичной внешней среде. Осуществление плана обычно поручается специальной "кризисной" команде, которая начинает свою работу лишь в случае наступления критической ситуации.

Любая научная классификация несет в себе элемент условности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. Да это и не требуется. С точки зрения практического применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достижения искомых результатов. Поэтому на практике существует множество планов, которые сложно классифицировать, но их неоспоримым преимуществом является востребованность жизнью и соответствие условиям рыночной среды.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популярность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес-планы.

Индикативное планирование (ИП) в настоящее время является важным инструментом государственной ориентации экономики. Предприниматели, хозяйственные руководители предприятий и объединений нуждаются в точных ориентирах, определяющих направления развития деятельности, в целях укрепления своей конкурентоспособности и решения крупномасштабных задач страны. Индикативное планирование на уровне государства представляет собой макроэкономическое обоснование показателей экономики и меры регулирования экономических процессов в стране при неизменности принципа самостоятельности субъекта хозяйствования.

Характерными чертами индикативного планирования государства являются:

эволюция экономических отношений на уровне государства;

демократическое воздействие государства на рыночные отношения, на предпринимательскую среду;

координация действий и интересов государства и других субъектов хозяйствования;

использование госпатерналистских инструментов в планировании;

координация использования государственных ресурсов;

создание системы макро- и микропланов на высшем уровне вертикали, в основе которой находится макропланирование, а по горизонтали располагаются микропланы поставок, инвестиций, кооперации и т. д.;

отражение экономической политики государства, в том числе структурной и промышленной;

разработка общих контуров будущего;

процесс формирования параметров (индикаторов) развития и мер их достижения;

использование преимущества экономических регуляторов;

ориентация фирм негосударственного сектора на выполнение государственно важных задач;

возможность включения заданий для государственного сектора;

возможность включения в план: а) контрольных цифр, имеющих информационное значение для самостоятельно действующих субъектов экономики, б) государственных заказов, в том числе по межотраслевым и межреспубликанским поставкам, в) лимитов экономических регуляторов (цены, налогов, процентных ставок, нормативов и др.);

взаимосвязь со стратегическим планированием;

игровая модель по поиску экономического равновесия в стране;

попытка недопущения крупных макроэкономических диспропорций, что решается посредством налоговых ставок, монетарных параметров и бюджетных расходов.

Познавательным является опыт индикативного планирования других стран. Например, практика Франции в этой области стала предметом изучения многих экономически развитых стран. Во Франции ИП осуществляется Комитетом по планированию, в состав которого входит около 150 плановиков-профессионалов. Комитет состоит из вертикальных (отраслевых) и горизонтальных (финансовых, экономических, региональных) подразделений, которые активно взаимодействуют с другими правительственными ведомствами, в том числе Министерством финансов и Комитетом по статистике. Процесс планирования включает три основных этапа:

  • 1-й этап -- определение плановых целей и программирование глобальных макроэкономических показателей;
  • 2-й этап -- дезагрегация макроэкономических показателей;
  • 3-й этап -- согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность.

На 1-м этапе ИП подготавливается два прогноза "развития производства и обеспечения национальной безопасности". Первый из них выявляет главные направления экономического развития страны, которые способны гарантировать рост производства национального продукта в значительном временном горизонте, как правило, десятилетнем. В этой же связи устанавливаются индикаторы совокупного спроса. Второй прогноз содержит прогнозные данные на завершающий год индикативного планирования. Параллельно рассчитываются темпы роста основных экономических потоков (показателей) и проводится их тестирование на совместимость.

Указанные прогнозы разрабатываются по классической схеме: показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, т. е. внешними факторами, после чего изучаются условия достижения их равновесия. Затем составляется сводная экономическая таблица, в которой выделяются:

укрупненные отрасли страны (сырьевое производство, промышленность, сельское хозяйство, услуги);

Далее отражается оценка трудовых ресурсов и капитала. В завершающей фазе первого этапа планирования используется инструментарий системы национального счетоводства с, введением пяти категорий экономических субъектов, двух категорий операций и трех категорий счетов.

На 2-м этапе ИП проводится дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на предыдущем этапе. Она проводится последовательно, по нескольким направлениям. Так, сначала сводная экономическая таблица детализируется в разделе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов, а затем идет дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 видам финансовых операций.

На 3-м этапе ИП начинают работу многочисленные экспертные комиссии, созданные Комитетом по планированию. Они проводят "модернизацию" расчетов. В состав комиссий обычно включают представителей отраслей, предпринимателей и профсоюзов. Общее число экспертов может доходить до 5 тыс. человек. Владея исчерпывающей информацией, комиссии осуществляют дальнейшую детализацию плановых параметров. Но главным их предназначением является тестирование плановых параметров на совместимость, ресурсную сбалансированность и соответствие макроэкономическим целям. Ключевой задачей экспертных комиссий является разработка ориентиров для менеджеров государственных и частных компаний, которые, с одной стороны, должны отражать интересы предпринимателей, а с другой -- интересы государства, опосредованные в основных индикаторах национального плана страны.

Индикативное планирование Франции методологически построено на агрегированных динамических моделях долгосрочного прогнозирования и статической концепции национальных счетов, что гарантирует высокую достоверность планируемых показателей.

Вопросы индикативного планирования для России в настоящее время являются весьма актуальными. Стране как воздух нужна новая система планирования и прогнозирования, органично связывающая регионы и центр, деятельность предприятий различных форм собственности, долгосрочные и краткосрочные планы различных уровней, экономические и социальные параметры функционирования. Поэтому многие ведущие специалисты в области экономики считают необходимым создание такой системы ИП, а экономические конференции последних лет в стране отмечают важность разработки методологического инструментария ИП, а также принятия закона о его применении. В России применение ИП на уровне государства может происходить с учетом наличия значительного отечественного опыта методологической работы в сфере планирования. Так, при проверке будущих индикативных планов на сбалансированность и взаимодействие показателей могут применяться отработанные в системе Госплана СССР укрупненные экономико-математические модели, в частности динамическая модель межотраслевого баланса. Сейчас в стране идет активный поиск будущей системы такого планирования.

1) долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);

2) среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);

3) краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

    Стратегический план – составляется на срок более 5 лет, содержит информацию о направлении развития организации на длительную перспективу, ориентирован, как правило, на достижение качественных показателей.

    Долгосрочный план - составляется на срок до нескольких лет, конкретизирует стратегический план по времени, количественным показателям и ресурсам.

    Текущий план - сопрягает направления деятельности организации на текущий финансовый год.

    Оперативный план - посвящен решению конкретных вопросов деятельности организации в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность и высокую степень детализации.

    Инвестиционный план (проект) - план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию существующих производственных мощностей.

    Бизнес - план - программа деятельности (создания) предприятия позволяющая дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, проанализировать доходность инвестиций и риски.

Задачи:

    планирование роста прибыли;

    планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение;

    увеличение доли рынка, увеличение доли продаж;

    обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала;

    улучшение социальной политики организации.

Методы планирования

Балансовый метод – основан на взаимной увязке ресурсов которыми располагает (будет располагать) организация и потребностей в них в рамках ПлП.

Нормативный метод – на основе норм затрат ресурсов на единицу продукции.

Математико-статистические методы - на основе оптимизации и моделирования систем.

(теория иерархии потребностей Маслоу, теория трех групп потребностей Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория двух групп факторов Герцберга)

Теория иерархии потребностей Маслоу

В теории Маслоу существует следующая иерархия потребностей, заставляющих человека действовать, работать:

    физиологические потребности (голод, жажда);

    потребности в безопасности , стабильности и уверенности в будущем;

    потребности в любви, сопричастности, общении ;

    потребности в признании и самоутверждении ;

    потребности в самовыражении (самоактуализации ).

Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возникают постепенно начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности человек постепенно становится мотивированным более высшими. Невозможно перескачить ни через один уровень иерархии протребностей.

Самоактуализация - это высшая степень мотивированности человека; это желание и волевые действия человека стать тем, кем он может стать (1 % всех людей).

Теория трех групп потребностей (лестница Альдерфера)

Три группы потребностей:

    Потребности существования (в безопасности, физиологические потребности)

    Потребности связи (в принадлежности к какой-то группе и причастности к какому-то делу, стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег и т.д.)

    Потребности роста (потребности в признании, самоутверждении и самосовершенствовании).

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

  • 1. По степени охвата сфер деятельности:
    • - общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
    • - частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
  • 2. По содержанию (видам) планирования:
    • - стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
    • - оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
    • - текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
  • 3. По объектам функционирования:
    • - планирование производства;
    • - планирование сбыта;
    • - планирование финансов;
    • - планирование кадров.
  • 4. По периодам (охвату отрезка времени):
    • - краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
    • - среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет.

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

  • 5. По возможности внесения изменений:
    • - жесткое - не предполагает внесения изменений;
    • - гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

  • - полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
  • - непрерывность планирования;
  • - гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;
  • - возможность контроля за выполнением плана;
  • - экономичность планирования;
  • - точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Планы классифицируют следующим образом.

1. По периоду действия : долгосрочные (на 10-25 лет), среднесрочные (на 3-10 лет), краткосрочные (1-3 года), текущие (на 1 год, в том числе сезонные), оперативные (до 1 года).

2. По объектам хозяйствования : государственные (в том числе региональные, республиканские, областные и муниципальные) и внутрифирменные.

3. По степени определения параметров : детерминированные и вероятностные. Детерминированные (с четко определенными параметрами) - системы планирования, которые используется в предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Вероятностные (с нечеткими параметрами) - системы планирования, не дающие полной предсказуемости результата.

4. По признаку временной ориентации : реактивные, инактивные, преактивные, интерактивные.

Реактивные планы ориентированы на закрепление тенденций прошлого. Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Всякая проблема исследуется сточки зрения ее возникновения и прошлого развития.

Инактивные планы инертны по планируемым действиям. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно приемлемые.

Преактивные планы (с высоким уровнем активности) направлены на преобразование действительности. Преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной чертой преактивистов является определения вероятных направлений изменений и их использования для достижения своих целей.

Интерактивное планирование ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования, представляет собой скорее идеальное построение, чем практическую модель.

5. По назначению : директивные планы (обязательные для выполнения) и индикативные планы (носящие рекомендательный характер).

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Тактическое планирование - если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих возможностей.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности. Основная задача – конкретизация показателей тактического плана с целью повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

7. По конкретной установке : функциональные, единовременные, стабильные.

Функциональные планы предназначены для внедрения управленческих решений в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенную функцию.

Единовременные планы создаются с внедрением какого либо проекта и программы и выполняют вспомогательную роль во внедрении общей стратегии.

Стабильные планы содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичного характера (инструкции, правила, рекомендации и т.д.)

8. По функциям деятельности : маркетинга и сбыта, прибыли и рентабельности, инвестиций, издержек производства и обращения, персонала, финансов и т.д.

9. По отношению к действительности : основные планы (т.е. официально принятые руководством) и вероятностные (представляющие собой альтернативный курс действий, который будет предпринят в случае наступления события, не предусмотренного основным планом).

10. По очередности во времени : упорядоченное, скользящее и внеочередное планирование.

При упорядоченном планировании по завершении одного плана разрабатывается другой план, при скользящем - по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период. Внеочередное планирование осуществляется по мере необходимости (например, при реконструкции предприятия).

11. По стадиям разработки планов : предварительные планы (проекты планов) и окончательные планы (после утверждения).

12. По типам целей, учитываемым в планировании : оперативные, тактические, стратегические и нормативные. В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода; цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее, идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены. Как правило, краткосрочное. Основная его задача - выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданного объема работ или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов.

13. По степени охвата объектов планирования : общее (охватывающее всю сферу деятельности компании) и частное планирование (охватывающее только определенную сферу деятельности предприятия).

14. По предмету планирования : целевое, планирование средств, планирование целей, программное планирование и планирование действий.

Целевое планирование - это процесс определения целей предприятия. Планирование средств - планирование ресурсов, необходимых для осуществления поставленных целей. Программное планирование относится к разработке и реализации конкретных программ (программ производства, сбыта и т.п.). Планирование действий - способ достижения целей и реализации программ (найм персонала, планирование маркетинга и т.д.)

В современной практике планирования используются различные виды планов и их комбинации. Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии, называется формой планирования . Выбор формы планирования зависит от ряда факторов, которые могут быть сгруппированы в 3 группы:

· факторы, обусловленные спецификой предприятия (вид деятельности, географическое положение, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управленческих процессов);

· факторы внешней среды (степень государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции и т.п.);

· критерии, обусловленные спецификой процесса планирования на предприятии (полнота, детализация, точность, ясность, гибкость, полезность планирования).

Многообразие планов может быть описано с использованием различных измерителей (факторов классификации), которые включают в себя (слайд 2.2): 1.

Уровень планирования: корпоративный, группы бизнесов или бизнес-единицы. 2.

Функции: отдельные функции, на которых сфокусирован план. Это НИОКР, маркетинг, производство, персонал, финансы. 3.

Временные рамки планирования: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. 4.

Регулярность планов: повторяющиеся планы, политика, процедуры и правила. 5.

Степень уникальности: уникальные, действующие ограниченный промежуток времени планы (программы, проекты), которые не повторяются после достижения поставленных целей.

Остановимся на последних двух факторах классификации планов, которые показывают, что планы могут быть регулярно повторяющимися или уникальными (рис.2.1.).

Регулярно повторяющиеся планы - руководство по выполнению постоянно повторяющихся видов деятельности, которое дополняется политикой, операционными процедурами и правилами и в комплексе формируют основной блок внутрифирменных планов.

Рис.2.1. Классификация планов по степени повторяемости

Для повторяющихся планов необходимо детально проработать все методические вопросы их формирования, согласования, корректировки и контроля, то есть разработать технологию внутрифирменного планирования.

Технология - способ реализации персоналом фирмы конкретного сложного процессаданном случае процесса внутрифирменного планирования) путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно.

Наличие такой технологии позволяет говорить о системе управления, ориентированной не на конкретного человека как носителя опыта, а на определенный набор руководящих указаний, процедур и правил, регламентирующих процесс планирования.1

Технология важна и для уникальных (однократных) планов, но для них она не может быть детально прописана, что связано именно с уникальностью планов. Такие планы разрабатываются для неповторяющихся событий, например, строительство нового производственного здания, освоение производства новой продукции, переход на международные стандарты учета и отчетности и т. д. Они действуют ограниченный промежуток времени и не повторяются после достижения поставленных целей.

Формой представления уникальных планов являются бизнес-план, программы и проекты, а эффективным инструментом отображения таких планов - сетевые модели.

Программа (проект) - взаимосвязанный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели. 2.5.