Основные возможности предоставляемые сетью интернет кратко. arts - для ресурсов гуманитарного образования

Современные возможности интернета

Интернет – это средство обмена информацией между людьми, а не между компьютерами. Это один из инструментов, который помогает людям удовлетворять потребность в общении. Люди пишут письма, собираются в группы и ведут разговоры, дают объявления, пишут книги и т.п. Информация может быть предназначена одному человеку или группе людей, может быстро устаревать или иметь непреходящее значение.

Для обмена информацией человечеством накоплено множество способов. Например, письмо может быть послано через почту, и почтальон принесет его по адресу. Можно позвонить по телефону, но для этого необходимо наличие телефонов у обоих абонентов. Используя ту же телефонную линию, можно переслать факсимильное сообщение, но для этого уже недостаточно телефонных аппаратов – нужно иметь факсимильные аппараты обеим сторонам. Чтобы побеседовать сразу с группой людей, необходимо всем участникам собраться в одно время и в одном месте, или иметь специальные технические средства для проведения конференций (селекторных совещаний). А чтобы написать книгу и довести ее до читателей задействуется целое множество технических устройств и организационных моментов: печатающие, режущие, клеящие аппараты, транспортные и торговые услуги и т.п. Разные службы Интернета реализуют разные функции обмена информацией, причем службы могут возникать и исчезать по мере необходимости. Некоторые из них становятся популярными и процветают, некоторые отвечают потребностям ограниченного круга пользователей, некоторые вытесняются более совершенными конкурирующими службами. Все зависит от потребностей людей в данном способе обмена информацией.

В телефонии каждая новая служба означает новое устройство, как, например, факсимильный аппарат. Однако компьютеры – это универсальные устройства, и TCP/IP предоставляет им универсальное средство связи. Поэтому в Интернете новая служба – это просто другая программа. Если вы программист, вы можете создать целую индустрию, придумав новую службу для Интернета. Миллионы людей скопируют вашу программу, и у Интернета появится еще одна новая функция.

Наиболее широко используемыми службами Интернета являются:

1) электронная почта E - mail ;

2) World Wide Web (WWW);

3) файловые архивы;

4) телеконференции или сетевые новости Usenet;

5) новые сеpвисы – видеоконфеpенции, RealAudio и Video;

6) другие службы Интернета (ICQ, IRC, WWW-chat)

С появлением Интернета мир существенно изменился. В ведь всего лишь 20 лет назад никто не мог и представить, как можно поддерживать связь с человеком постоянно, если вы находитесь в разных городах, странах, а то и континентах. Зато Интернет - технологии сделали это возможным. С помощью электронной почты, социальных сетей вы сможете в любое время связаться с человеком, который вам дорог, в какой бы точке мира он ни находился!

Сейчас аккаунты в Твиттере есть даже у политиков, в Фейсбуке вы можете написать и прокомментировать запись любого вашего современного кумира, или без проблем разобраться, как пользоваться Инстаграм. В этом и есть прелести современной массовой коммуникации – вы можете связаться с кем угодно, где угодно и когда угодно. Технологии не стоят на месте – они позволяют вам общаться в сети даже не привязывая вас к определенному месту – если раньше подключение было только у компьютеров, то с развитием Интернет-технологий, вы можете скачать соответствующее приложение для любой из социальных сетей, в которой вы зарегистрированы. Это облегчит вам ее использование – просматривать новостную ленту, открывать страницы друзей, просматривать фото и отправлять сообщения гораздо удобнее через приложение, нежели если вы зайдете на свою страничку через браузер. Такие приложение есть сейчас для смартфонов на разных операционных системах, а так же для планшетов. Выйти в Интернет можно везде, так как практически в каждой квартире, в любом крупном торговом центре, магазине, кафе, клубе есть сеть Wi-Fi. А если же она на пароле, который никак не удается узнать, что ж…для гаджетов с 3G– это не проблема. К тому же, что операторы делают выход в сеть все дешевле и дешевле для своих абонентов! Да и возраст «продвинутых» пользователей все больше и больше расширяется. Сейчас этим навыком владеют и малыши детсадовского возраста, и пенсионеры. Это здорово-всегда оставаться на связи с любимыми людьми!

Людям, которые только начинают знакомиться с ПК довольно проблематично сориентироваться в функциональности техники. При, этом постоянно есть желание воспользоваться хоть некоторыми возможностями рунета.

Жить в современном мире без умения обращаться с компьютером хоть и можно, но о максимальном комфорте забыть все-таки придется. Активное распространение Интернета, который паутиной окутывает практически весь мир, обусловило появление многочисленного количества услуг и возможностей. Это не только покупка товаров, таких как вещи и бытовая техника. Это заказ услуг, в частности клининговых компаний, юридических и многих других. Как вариант можно даже забронировать понравившийся отель 24 часа барнаул для которого родной дом.

На просторах рунета в широком разнообразии предлагают свои услуги современные банковские заведения. В основном – это кредитование разных видов. Целевые и потребительские предложения доступны всем и каждому. Уникальной особенность современных ресурсов, предлагающих широкие возможности, можно назвать их простоту в тандеме с увлекательностью. Интерфейс ориентирован не только на квалифицированных пользователей, но и на людей, которые только начинают знакомство с компьютером. Для того чтоб найти интересующую вещь либо услугу, достаточно перейти на тематический сайт и найти интересующий раздел. Если интересуют гостиницы барнаула недорого которые предлагают свои услуги, нужно совершить всего несколько переходов по страничкам, чтоб найти требуемые данные.

Вся информация на сайтах располагается в специальных подкаталогах с четкими и ясными названиями. Совсем не обязательно уметь обращаться с клавиатурой. Для комфортабельного использования сайта достаточной уметь кликать мышкой. Курсор просто наводится на интересующий каталог, далее достаточно просто нажать левую кнопку.

Что касается заказа услуг и покупки товаров, то тут все немного сложнее. Многие Интернет точки предлагают заполнить специальную виртуальную анкету, которая является точным аналогом своего бумажного собрата. В каждое поле необходимо вписывать ответы на поставленные вопросы, желательно достоверные. Когда все графы будут заполнены, внизу будет присутствовать кнопка отправки данных администратору. После того как управляющие получат заявку, с пользователем связываются в телефонном режиме, для уточнения и проверки достоверности данных.

Интернет очень прост и рассчитан на пользователей любого уровня. Вся система предложений в рунете максимально проста, и понять ее по силам каждому. К слову, научиться путешествовать по просторам мировой паутины намного легче, нежели овладеть базовыми знаниями ПК.

Глобальная сеть Интернет представляет собой объединение более 40 тысяч различных локальных сетей. Каждая локальная сеть называется узлом или сайтом, а юридическое лицо, обеспечивающее работу сайта, провайдером. Сайт обычно состоит из нескольких компьютеров серверов, каждый из которых предназначен для хранения информации определенного типа и в определенном формате. Каждый сайт и сервер на сайте имеют уникальные имена, посредством которых они идентифицируются в Интернете.

Услуги Интернета

Потенциально Интернет предоставляет следующий информационный сервис общего назначения:

Электронная почта (E-mail) . В этом случае каждому абоненту назначается электронный адрес, представляющий некоторый аналог почтового адреса. С помощью E-mail пользователь может пересылать и получать как текстовые сообщения, так и двоичные файлы произвольного вида. Посланная абоненту информация сохраняется в его "почтовом ящике" на специальном почтовом сервере сайта, к которому подключен абонент. Абонент Интернета может просмотреть и обработать (сохранить на своем ПК, распечатать, направить ответ автору, удалить с сервера) направленную ему корреспонденцию в любое удобное для него время, соединившись со своим сайтом. Существует несколько видов (протоколов) E-mail, различающихся своими возможностями.

Доступ к информационным ресурсам . В Интернете имеется несколько видов информационных ресурсов (информационных систем), различающихся характером информации, способом ее организации, методами работы с ней и, возможно, программным обеспечением. Каждый вид информации хранится на серверах соответствующего типа называемых по типу хранимой информации. Для каждой информационной системы существуют свои средства поиски необходимой информации во всей сети internet по ключевым словам. В Интернете имеются следующие информационные системы:

World Wide Web (WWW) . Всемирная информационная паутина. Эта система является наиболее популярной и динамично развивающейся. Информации в WWW состоит из мультимедийных страниц (документов), попускающих широкие возможности оформления текста на экране (форматирование текста и макетирование страниц). Страницы могут содержать графику, сопровождаться звуком и анимацией изображений, воспроизводимых непосредственно в процессе поступления информации на экран пользователя. Информация в WWW организована в форме гипертекста, аналогично тому, как организована система помощи в Windows. Это означает, что в документе существуют специальные элементы текст или рисунки, называемые гипертекстовые ссылки (или просто ссылки), щелчок мышью на которых выводит на экран другой документ, на который указывает эта ссылка. При этом новый документ может храниться на совершенно другом сайте, возможно расположенном в другом конце земного шара. При этом пользователь может и не следить за тем, с каким сайтом он работает и может даже не знать этого.

Gopher-система . Эта система является предшественником WWW и сейчас утрачивает свое значение, хотя пока поддерживается в Internet. Просмотр информации на Gopher-сервере организуется с помощью древовидного меню, аналогичного меню в приложениях Windows или аналогично дереву каталогов (папок) в файловой системе. Меню верхнего уровня состоит из перечня крупных тем, например (Экономика, Культура, Медицина и др.). Меню следующих уровней детализируют выбранный элемент меню предыдущего уровня. Конечным пунктом движения вниз по дереву (листом дерева) является документ. Документ обычно содержит только текст.

FTP-система (File Transfer Protocol). Служит для пересылки файлов любого вида. Файлы становятся доступными для работы (чтения, исполнения) только после копирования на собственный компьютер. Хотя пересылка файлов может быть выполнена и с помощью WWW, FTP-системы продолжают оставаться очень популярными ввиду их быстродействия и простоты использования.

Система телеконференций UseNet (или UseNet Newsgroups) . Система представляет собой совокупность документов (статей), сгруппированных по определенным темам и подтемам. В настоящее время имеется более 10 тысяч таких групп на различные темы. Пользователь может указать интересующие его темы (группы), а затем просматривать соответствующие документы и создавать свои. Новые документы могут адресоваться или всем членам группы или авторам конкретных статей. В некоторых конференциях пользователи имеют право сами создавать новые группы и подгруппы тем.

IRC (Internet Relay Chat) обмен информацией в режиме реального времени: набираемый Вами текст или создаваемый рисунок немедленно воспроизводится на экране абонента. При наличии звуковых карт и микрофонов у обоих абонентов возможна работа в системе TALK, обеспечивающей голосовой обмен в режиме реального времени. Специальные средства телетрансляции позволяют использовать Интернет для видеоконференций.







Изучив эту тему, вы узнаете и повторите:

Из каких компонентов состоит Интернет;
- каково назначение каждого компонента Интернета;
- каково значение Всемирной паутины (World Wide Web);
- правило формирования сетевого адреса ресурса Интернета.

Состав сети Интернет

Современная телекоммуникационная сеть является мощной информационной системой, позволяющей пользователям обмениваться различными типами сообщений (текстовыми, аудио, видео). Подобная общедоступная информационная система способна удовлетворить запросы широкого круга пользователей - от школьника и домохозяйки до ученого и чиновника самого высокого ранга.

Общедоступные телекоммуникационные сети связаны друг с другом, чтобы их пользователи могли беспрепятственно обмениваться информацией. Ярким примером сообщества сетей является Интернет. Это крупнейшая всемирная компьютерная сеть, выполняющая миссию «сети сетей».

В состав сети Интернет входят следующие компоненты (сервисы):


WWW - Всемирная паутина

В недрах Интернета накопились огромные информационные ресурсы. Всемирная паутина (WWW) является наиболее известным средством доступа к ним. Основными компонентами Всемирной паутины являются страницы, созданные при помощи языка разметки гипертекстов HTML. Гипертекст позволяет включать в страницы ссылки на другие части данного документа и на другие документы. Это предоставляет возможность организовать связь между различными страницами и объединить их в единую информационную систему.

Всемирная паутина (World Wide Web) - это информационная система, основными компонентами которой являются гипертекстовые «в документы. Доступ к веб-документам осуществляется при помощи веб-серверов.

Для того чтобы перемещаться по Паутине, необходима программа-браузер, способная установить соединение с сервером, на котором находится веб-сайт, и предоставить пользователю доступ к его ресурсам. Такие программы также называют обозревателями, или навигаторами.

Самыми распространенными навигаторами являются Internet Explorer фирмы Microsoft и Netscape Navigator фирмы Netscape. Просматривая веб-страницы, на которые ссылается пользователь, эти программы позволяют в полной мере использовать разнообразные ресурсы Интернета: тексты, графику, видео, звук.

Адреса веб-документов (URL-адреса) определяют местонахождение ресурсов в Интернете и имеют одинаковую структуру (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Пример URL-адреса

Последовательность символов http:// означает, что доступ к информационному ресурсу (веб-странице) осуществляется при помощи протокола передачи данных HTTP. Протоколы могут быть и другими: ftp:// или telnet://.

Правая часть URL-адреса указывает на многоуровневое доменное имя компьютера или имя главного компьютера. Домены разделяются точками.

После доменного имени компьютера может быть указано имя определенного веб-ресурса, которое записывается так же, как путь от корневого каталога диска к нужному файлу. Участки этого пути (подкаталоги, по которым можно найти нужный документ на компьютере) указываются через символ / - прямой слэш (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Адрес ресурса в Интернете с указанием пути
от корневого каталога диска на данном компьютере к нужному файлу

Если имя веб-ресурса (адрес документа на компьютере) не указано, тогда отображается документ, заданный по умолчанию, - как правило, defaulthtm или index.html.

Электронная почта

Электронная почта является самой доступной и распространенной сетевой услугой. Принцип действия электронной почты интуитивно понятен любому, кто хотя бы раз пользовался услугами обычной почты. Хост-компьютер сети можно сравнить с главпочтамтом, где письма сортируются и рассылаются по почтовым отделениям. У абонента в почтовых отделениях есть личный почтовый ящик, куда поступают все адресованные ему отправления. Сетевой пароль можно сравнить с ключом к индивидуальному почтовому ящику.

Электронная почта (e-mail) - это система пересылки электронной корреспонденции между пользователями телекоммуникационной сети.

Достоинством электронной почты является ее оперативность и высокое качество связи. От обычной почты ее отличает скорость доставки, круглосуточный режим работы, возможность маcсовой рассылки корреспонденции, сохранение полученной почты на хост-компьютере до востребования пользователем и многое другое.

Современные программы обработки электронной почты позволяют не только отправлять текстовые сообщения (письма), но и присоединять к письмам файлы других типов: текстовые документы большого объема, архивные файлы, файлы, содержащие изображение, видео, звук, установочные пакеты программ.

Передача файлов

Как часто, работая над какой-либо проблемой, мы испытываем необходимость в различных источниках информации. Они есть, но находятся где-то далеко: в библиотеке, книжном, магазине, у преподавателя, на компьютере у друга. Каждый пользователь имеет на жестком диске своего компьютера документы, программы, наборы картинок и т. п., поэтому любой компьютер потенциально является хранилищем самой разнообразной информации. Но как воспользоваться этими хранилищами?

В компьютерных сетях некоторые компьютеры становятся библиотеками файлов и предоставляют их бесплатно или условно бесплатно. Передача файлов - один из самых востребованных видов сетевых услуг. Для передачи файлов используется FTP- протокол (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов).

Передача файлов (FTP) - это система передачи электронной информации, позволяющая каждому пользователю сети получить доступ к программам и документам, хранящимся на удаленном компьютере.

Телеконференция (группа новостей)

Телеконференция является одной из разновидностей электронной почты. Это организованный тематический обмен информацией между пользователями сети. Этот вид телекоммуникационного общения особенно актуален в наше время, когда намечаются интеграционные процессы в науке и технике. Телеконференция не знает ни географических, ни языковых границ.

Телеконференция (UseNet) - это система обмена информацией между множеством пользователей.

Важную роль в телеконференции играет ведущий. На него возложена организационная функция: приглашение участников, выбор языка общения, управление ходом обсуждений, подведение итогов. Состав и количество участников конференции практически неограниченны, а обсуждение может длиться до полугода. Участник конференции, представляющий свой доклад или сообщение, обращается не к конкретному адресату, а ко всем ее участникам. 

Обычно в телекоммуникационной сети одновременно проводится множество конференций по различной тематике, и пользователь может участвовать в любой из них.

Общение «on line»

Иногда возникает необходимость обсуждения каких-либо проблем в процессе реального диалога. В таких случаях используется технология общения в режиме реального времени, которая называется онлайновой (от англ. on line - на связи, «слушаю»).

Системы общения on line (chat, ICQ) - это специализированные средства, позволяющие в реальном времени организовать общение пользователей по каналам компьютерной связи.

Онлайновый режим используется в том случае, когда важна максимальная оперативность передачи информации, например, для работы на биржах, в банковском деле. Широкое применение такой способ общения нашел также в средствах массовой информации при организации интерактивных опросов, «живых» диалогов удаленных собеседников или оппонентов. Обычные пользователи могут тоже воспользоваться онлайновыми услугами для общения. В последнее время популярность среди широкого круга пользователей Интернета приобрел обмен текстовыми репликами - своеобразный разговор через компьютер. Системы, обеспечивающие ведение таких разговоров в режиме реального времени, называют «комнатами для бесед» {chat room). От этого английского названия такой способ общения получил название «чат». В чатах текст, набранный на компьютере одним из собеседников, одновременно появляется и на экране другого.

Среди молодежи популярно еще одно средство общения через Интернет - интернет-пейджеры. Подобно электронной почте, они позволяют обмениваться краткими сообщениями и даже файлами в режиме реального времени.

Самой известной системой интернет-пейджинга является программа ICQ. В отличие от многих других компьютерных названий это не сокращение английских слов. Звучание букв, составляющих название ICQ (ай, си, кью), полностью соответствует звучанию фразы «I seek you» («Я ищу тебя»). 

Каждый абонент интернет-пейджинга имеет индивидуальный номер, подобный номеру пейджера, и любители сетевого общения могут обмениваться не только адресами электронной почты, но и номерами ICQ (ICQ#).

Чтобы стать абонентом ICQ, необходимо иметь доступ к Интернету, установить на своем компьютере специальную программу, взаимодействующую с сервером сообщений, и зарегистрироваться в сети.

Базы данных с удаленным доступом

Большой интерес для пользователей Интернета представляют базы данных с удаленным доступом. Базы данных зачастую объединяются в мощные банки данных.

За рубежом широко используются электронные документы. В современной издательской деятельности практически все издания (газеты, журналы, справочники, энциклопедические словари, монографии) готовятся к печати в электронном виде. В делопроизводстве электронные компьютерные документы классифицируются, приводятся к единой структуре и составляют основу баз данных. Специальные службы постоянно обновляют и дополняют содержимое баз данных, которые могут содержать:

♦ полнотекстовые документы;
♦ библиографическую информацию;
♦ числовые данные (статистические, демографические, исторические, географические);
♦ фактографические данные (сведения о людях, описание изделий, технологий);
♦ описание алгоритмов, тексты программ и т. п. 

Благодаря компьютерным телекоммуникациям и специальным программам поиск информации в таких хранилищах автоматизирован и осуществляется в считанные секунды.

Образовательные ресурсы Интернета

В настоящее время всемирная сеть Интернет является хранилищем неисчерпаемых информационных ресурсов. Футбольный фанат может найти сведения о любимом клубе или игроке, меломан - музыкальный клип и слова любимой песни, ученый - мнение коллег по научному вопросу, учитель - электронную версию учебника. Результат поиска зависит от умения искать.

В сфере образования Интернет предлагает широкий спектр энциклопедических сведений, образовательных и развивающих программ, программ дистанционного обучения, интерактивных моделей, разнообразных тестов. Некоторые наиболее популярные ссылки на образовательные ресурсы приведены в табл. 3.1.

URL-адрес Пояснение
Любителям чтения
http://www.bfin.ru Библиотека Российской академии наук (Санкт-Петербург)
http://www.ekniga.com.ua Литературная информационно-поисковая система-каталог
http://www.biglib.com.ua Народная библиотека. Все книги доступны для скачивания
http://lib.students.ru Студенческая онлайновая библиотека
http://libpavel.km.ru Сайт «Моя библиотека»
http://www.pereplet.ru Общественно-культурный портал "Русский переплет"
Универсальное
www.km.ru Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://school-sector.relarn.ru Школьный сектор: сайт для тинейджеров и учителей-предметников
http://www.biography.ru Биографии знаменитых людей
www.educentral.ru Образовательный сайт: искусство, история, информатика, Интернет, культурология, математика, медицина, менеджмент
www.referat.kulichki.net Каталог рефератов Интернета «На Куличках»
www.umniki.ru Сайт «Умники и умницы»
www.allbest.ru Сайт «Естественные науки»: методические и учебные материалы по предметам
www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html Ресурсы по биологии
www.history.ru/histr.htm Каталог по истории
www. anr iinter n. com/history История СССР и России
www.corvinia.org/history История Средних веков
www.mira.com/Learn-English-Fast/russian.html 50 уроков английского языка
www. unatlib. uni. udm. ru:8101/astro/ Астрономия
www.ivanovo.ac.ru ИММ: интернет-место математика
www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm Тестирование по разным предметам

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите системы, образующие мировую информационную сеть Интернет.

2. Что определяет местоположение ресурсов в Интернете?

3. Что такое идентификатор ресурса?

4. Какие идентификаторы ресурсов вам известны?

5. Является ли идентификатор http:// обязательным при указании URL-адреса?

6. Для чего нужен сетевой адрес?

7. Назовите компоненты сетевого адреса.

8. Для чего используются сетевое имя и пароль?

9. Какие сходства и различия есть у телеконференций и электронной почты?

10. Что такое «оп line»? Где используется этот термин?

11. Что означает набор символов «ICQ»?

12. Что такое ICQ# в интернет-пейджинге?

13. Объясните, из каких компонентов состоит следующий адрес: www.mira.com/Learn-English-Fast/russian.html.

14. Какова роль гипертекста на страницах всемирной паутины?

15. Что обеспечивает FTP-протокол?

16. Какие образовательные ресурсы Интернета вы знаете?

    Интернет и его возможности

    Система дистанционного образования

    Виртуальные учебники

    Список использованной литературы

Введение

А бсурдно устанавливать строгие правила того, что следует читать, а что нет. Добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует.

Оскар Уальд

Интернет - «как много в этом звуке» 1 … В современном мире не возможно обойтись без таких систем информации как WWW, HTML, Java etc. Но можно ли разобраться в этом хаосе информации, можно ли каким-либо образом применять эти потоки информации на благо преподавания физики? На благо ученика, стремящегося постичь физику, но при помощи Инет 2 технологий? Современный Инет полон информации достаточно разноплановой, но вот как отыскать ту которая необходима нам- будущим, текущим учителям; как отыскать ученикам?

Интернет и его возможности

Несмотря на постоянные разговоры о том, что Интернет занимает чуть ли не главное место в профессиональной деятельности современного человека, стоит признать: на деле он входит в нашу жизнь весьма болезненно. Недостаточно просто подключиться к сети, надо еще уметь грамотно ей пользоваться, чтобы без особых трудностей за максимально короткий срок получить необходимую информацию. Казалось бы, жаловаться не на что, но и здесь не без проблем. Изучение Инета в университетах и институтах, к сожалению, не носит массового характера и чаще всего ограничивается спецкурсами и спецсеминарами, а ведь знание мировой сети, умение работать с ней и быстро получать нужную информацию необходимо не только для студентов технических вузов, но и для гуманитариев. Поэтому, наверное, не стоит сетовать на то, что студенты сдают рефераты, "скачанные" из Инета. Лучше подумать о том, как быть с тем, что многие просто не предполагают, что Инет можно использовать таким образом, что бы не «скачивать» рефераты, курсовые и т.д., а просто проходить в сети своё обучение, т.е. использовать его на благо себе.

Возрастающая популярность средств сети неизбежно ставит вопрос об их использовании в преподавании. Несмотря на всеобщий оптимизм большинства специалистов, работающих в области развития сетевых технологий, отношение к этому вопросу у лиц, занимающихся реальным преподаванием точных наук весьма настороженное. Еще свежи в памяти факты всеобщей эйфории, связанной с использованием телевидения в целях обучения, однако уже сегодня можно утверждать, что популярные в 70-х годах телеуроки навсегда ушли в прошлое. С моей точки зрения использование возможностей Инет-технологий в преподавании точных наук вообще и физики в частности возможно и, более того, необходимо, но не в качестве основного средства, а лишь в виде дополнения к традиционным методам обучения, используемого только в тех случаях, когда оно действительно дает реальные преимущества.

По-видимому, нельзя надеяться на то, что учащиеся или студенты реально будут проводить перед компьютером сколько-нибудь существенное время, занимаясь чтением текстов учебников, даже оформляемых в виде гипертекстовых HTML-файлов. Любой посетитель Интернет-классов легко убеждается в том, что молодежная аудитория предпочтет им развлекательно-игровые материалы, которыми Интернет в настоящее время переполнен. Более реальным представляется использование сетевых технологий для организации общения между той частью преподавателей, которая до сих пор продолжает свою деятельность не только ради получения денежного пособия. Учитывая все возрастающую сложность организации личных контактов и участия в конференциях, проводимых за пределами Санкт-Петербурга, представляется целесообразным создание специализированного сервера, основной задачей функционирования которого является информационное обеспечение квалифицированного преподавания физики и других естественно научных дисциплин в школах, лицеях и гимназиях. Работы в этой области конечно же ведутся и спустя какое то время мы сможем наблюдать результаты.

Без сомнения определенный интерес должны вызвать аудио- и видеоматериалы, посвященные решению задач экспериментальных туров олимпиад, сложным и трудновоспроизводимым демонстрационным экспериментам и наиболее удачным обзорным лекциям, читаемым в вузах города. Учитывая пока еще малую скорость передачи информации по общедоступным сегодня каналам Инета, возможно перенесения у самых удачных проектов на такие носители информации как CD и MD 3 .

При СПбГУ 4 есть группа студентов и учеников которые проходят обучение с широким применением ПК, их результаты достаточно велики 5 .

Система дистанционного образования

Под системой дистанционного образования понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения. С помощью специализированной информационно-образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией между обучаемым и образовательными заведениями на любых расстояниях.

Информационно-образовательная Среда ДО содержит специальное аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение, предназначенное для осуществления учебного процесса на принципах обмена и передачи информационных ресурсов.

Дистанционное образование является одной из форм системы непрерывного образования и призвано обеспечить права человека на образование и получение информации, а также реализовать равные возможности жителям края на обучение.

В проекте концепции развития ДО 6 предполагается создание и развитие системы ДО для разных групп населения страны. Развитие одной из многих возможных технологических форм образования не может являться самоцелью, поэтому, исходя из одной из главных национальных целей образования - обеспечение равенства образовательных возможностей всем детям, приоритетным направлением программы предполагается формирование и развитие системы ДО учащихся общеобразовательной школы, прежде всего сельской, т.к. в этой области подобные школы наиболее отстают в технических средствах.

Таким образом, создание подсистемы школьного дистанционного образования должно стать первоочередной задачей при построении региональной системы ДО.

Сформулированная подобным образом цель определяет стратегическое направление развития ДО, задает, в явном виде, ближайшую, ясную, привлекательную и понятную общественности, районным администрациям и работникам самой образовательной системы цель.

Поэтому, несмотря на все имеющие право на жизнь возражения, предлагается развивать ДО исходя именно из этой цели.

Для ее решения необходимо

    предоставить возможность получения дополнительного образования учащимся сельских районов, но впрочем надо согласиться, что и в городе не всегда есть ПК, но самими посудите как с этим делом обстоит в сельской школе…;

    организовать подготовку/переподготовку работников образования, обеспечивающих достижение поставленной цели;

    обеспечить методическую поддержку учителя на их рабочем месте, прежде всего, через систему педагогического образования (педагогические ВУЗы, училища/колледжи, система переподготовки и повышения квалификации);

Поставленные подцели с неизбежностью приводят к выводу, что их достижение в современных условиях возможно только через объединение усилий, направленных на развитие региональной системы ДО, прежде всего в рамках краевого учебно-научно-педагогического комплекса.

Дистанционное обучение не может полностью заменить традиционные формы получения знания; оно имеет свои собственные границы эффективности. Но вместе с тем, его использование является новым дополнительным каналом и способом развития преподавания в современном мире.

Развитие системы ДО требует специальных усилий направленных на ее развитие, прежде всего:

    создание краевой инфраструктуры системы ДО в рамках учебно научно-производственного комплекса;

    организацию специальных программ переподготовки специалистов, обеспечивающих технические и методические аспекты функционирования ДО, в том числе, разработку системы модельных курсов системы ДО, обеспечивающих, в первую очередь, региональный компонент учебного плана школы, дополнительное образование учащихся и экстерната

    создание и реализация единой программы образовательного мониторинга учащихся.

Предполагается, что развитие системы ШДО 7 будет осуществляться при разумном соединении современных информационных образовательных технологий, в том числе сетевых, основанных на технологиях Инета, с традиционными образовательными технологиями работы с учащимися, педагогами, руководителями системы образования.

Причем, в условиях сложившихся финансовых условий, на первый план с неизбежностью выходят традиционные формы образования, подкрепленные учебно-методическими комплексами (case-технологиями с элементами аудио-видеокурсов в терминологии ДО). С последующим обеспечением односторонней обратной связи через систему телевизионного вещания и телетекст и, в дальнейшем, двусторонней обратной связи на основе Internet online/offline технологий (электронная почта, теле/видеоконференции и прочее).

Виртуальные учебники

В настоящее время существует большое количество виртуальных учебников. Многие базируется в привычной парадигме "книги" - некоторого количества иллюстрированной текстовой информации. Подобный подход вполне оправдан в случае, если учебник служит вспомогательным материалом в процессе "обыкновенного" обучения, но явно недостаточен в случае обучения дистанционного, когда общение учителя и ученика сведено к минимуму. Так например: http://www.machaon.ru/distant/bel_kor.html

Использование новейших информационных технологий в дистанционном обучении позволяет более активно использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекая лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширяя аудиторию обучаемых и позволяет осуществлять широкомасштабную подготовку и переподготовку специалистов вне зависимости от места жительства.

1. Наличие развитой гипертекстовой структуры, покрывающей как понятийную часть курса (определения, теоремы), так и логическую структуру изложения (последовательность изложения, взаимозависимость частей).

2. Гибкая система управления структурой - преподаватель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму представления и последовательность изложения материала. Это позволит использовать один и тот же учебный материал для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности (первичное обучение, переподготовка, тренинг, самостоятельное или факультативное изучение материала) или как справочную систему.

3. Использование, если это методически оправдано, мультимедиа возможностей современных персональных ЭВМ, в частности, звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. При этом информация должна быть возможно более идентично представлена как во время просмотра так и в "бумажной копии" (распечатке) - по возможности ученик должен иметь возможность распечатать любую "страницу" подобного учебника, минимально потеряв в представлении материала.

4. Учебник должен быть доступен ученику, по возможности, несколькими способами (например, и по Интернет, и на СD-диске).

5. Наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник.

Такими качествами в полной мере обладают обучающие системы, создаваемые на базе гипертекстовых технологий, широко применяемых в Интернет.

Помимо прочего, гипертекстовые технологии обладают целым рядом преимуществ:

1. Современные информационные технологии (в частности среда WWW в сети Инета) позволяют достаточно просто создавать информационные материалы, даже не имея специальных знаний об используемых языках форматирования документа (существуют разнообразные конверторы из наиболее распространенных текстовых форматов в формат гипертекстовый).

2. В настоящее время существует множество программ-просмотрщиков (Netscape, Mosaic, Internet Explorer и т.п.), обладающих удобным интерфейсом и адаптированных для большинства существующих платформ компьютеров (IBM PC, Macintosh и т.д.).

3. Поскольку гипертекстовый протокол является стандартом в WWW, то такой учебник легко может быть включен в глобальную информационную сеть и будет доступен широкому кругу пользователей.

В качестве примера пионерной разработки такого гипертекстового учебника в среде Интернет приведем курс "Атомная энергетика и ее безопасность", выполненный нами 8 совместно с В.С. Осмачкиным (КИАЭ).

Конечно, будучи первым, этот курс не лишен некоторых недостатков как с методической, так и с технической стороны, но он демонстрирует явные преимущества использования гипертекстовых технологий для обучающих систем.

Курс разбит на отдельные смысловые части (главы), переход между которыми осуществляется при помощи единого оглавления, "навигатора" (картинки, выполняющей роль мини-оглавления), имеющегося в начале каждой главы, перекрестных гиперссылок. Курс снабжен иллюстрациями и словарем терминов (выход в словарь осуществляется из оглавления или при щелчке мышью на заинтересовавшее слово).

В сети существует множество сайтов которые предоставляют свои ресурсы для образовательных целей, прежде всего я говорю об online библиотеках:

http :// Lib . ru

http://www.academic.ru/

http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/ -Оренбургская энциклопедия

http://www.lib.com.ua/

Так же стоит отметить сайты которые специализированны для учителя, для его подготовки, нет, конечно, и учитель может подчерпнуть для себя что-то в той или иной библиотеке, но существуют сайты на страницах которго рассписанны уроки (http://www.fizika.ru/planir/). Ученик в свою очередь может посмотреть и подготовиться к занятию по такому сайту. А так же невозможности посетить занятие по какой-либо теме прочитать план его проведения, а так же и сам текст. Много полезной информации для себя черпал из подобных источников, но в основном это касалось семинаров и самостоятельных работ.

На странице http://depni.npi.msu.su/lectures/koi.html приводиться полных курс лекции по ядерной физике профессора Б.С.Ишханова с возможностью их распечатки. Причем лекции снабжены достаточно содержательными иллюстрациями.

Посетив http://learning.itsoft.ru/coding/ можно легко найти множество лабораторных работ, достаточно качественно выполненных с применением Java технологий.

Всё это показывает то, что сеть полна информации, а вся «загвостка» заключается в слабо развитой системе обучению инет технологиям. Но всё ещё только начинается, потому как технология прогрессирующая, а время заставит современного учителя (каждого в отдельности) прислушаться к ней.

Источники

    http://bspu.ab.ru/Ec/file13.html

    http://bspu.ab.ru/Ec/file2.html

    http://bspu.ab.ru/Ec/file6.html

    http://www.pcweek.ru/?ID=52813

    http://www.spin.nw.ru/authors/const/thes06.htm

    http://ims99.nw.ru/

    http://www.machaon.ru/distant/bel_kor.html

    http://www.fizika.ru/planir/index

    http://depni.npi.msu.su/lectures/koi.html

    http://learning.itsoft.ru/coding/

3 CD- Compact Disk; MD – Mini Disk

4 Санкт – Питербургский государственный цниверсетет

Мир Интернет и его возможности» в УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ ИНФОРМАТИКА Я считаю, что тема «Интернет и его возможности» ... Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, ...

  • Интернет и его роль в современной жизни

    Реферат >> Информатика

    Что Всемирная паутина преобразила Интернет и создала его современный облик. С 1996 года... адресное пространство в масштабах всего мира , но в каждой отдельной сети... для каждого компьютера и подключения Интернета в сети. Возможно , вы выполните процедуру быстрее...

  • Влияние интернет на социальность

    Реферат >> Коммуникации и связь

    Которая формируется в рамках всемирной сети. Интернета в его современном варианте двадцать лет назад как... порождена существованием всемирной сети – Интернетом и его возможностями создавать виртуальный мир . Поэтому исследование этих форм...

  • Интернет и его роль в маркетинге

    Реферат >> Маркетинг

    На начало 1998. ГЛАВА 1 Интернет и его роль в маркетинге 1.1 Общая характеристика... возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру . ... 5) Необходимо чувствовать направления тенденции современной жизни. 1.3.2 Web-promotion: что...

  • Интернет является глобальной компьютерной сетью, которая охватывает весь мир и содержит огромный объем информации по любой тематике, доступной на коммерческой основе для всех желающих. В сети Интернет кроме получения информационных услуг можно произвести покупки и коммерческие сделки, оплатить счета, заказать билеты на различные виды транспорта, забронировать места в гостиницах и пр.

    Любая локальная сеть представляет собой узел, или сайт. Юридическое лицо, обеспечивающее работу сайта, называют провайдером. Сайт включает в себя несколько компьютеров – серверов, применяемых для хранения информации определенного типа и в определенном формате. Каждому сайту и серверу на сайте присваиваются уникальные имена, с помощью которых они идентифицируются в сети Интернет.

    Для подключения к Интернет пользователь должен заключить контракт на обслуживание с любым из существующих провайдеров в его регионе. Для начала работы в сети необходимо соединиться с сайтом провайдера. Связь с провайдером осуществляется или по коммутируемому телефонному каналу при помощи модема, или при помощи постоянно действующего выделенного канала. При соединении с провайдером через коммутируемый телефонный канал связь осуществляется с помощью модема и средств удаленного доступа. Если же связь с провайдером производится через постоянно действующий выделенный канал, то применяется простой вызов соответствующей программы для работы в Интернет. Возможности, которые открываются перед пользователем, определяются условиями контракта, заключенного с провайдером.

    С помощью ключевых слов во всей сети Интернет для каждой информационной системы существуют свои средства поиска нужной информации. Сеть включает в себя следующие информационные системы:

    1) World Wide Web (WWW) – Всемирная информационная паутина. Информация в данной системе состоит из страниц (документов). С помощью WWW можно смотреть фильмы, слушать музыку, играть в компьютерные игры, обращаться к различным информационным источникам;

    2) FTR-система (File Transfer Program). Она используется для пересылки файлов, доступных для работы только после копирования на собственный компьютер пользователя;

    3) электронная почта (E-mail). Каждый из абонентов обладает своим электронным адресом с «почтовым ящиком». Он представляет собой некоторый аналог почтового адреса. С помощью электронной почты пользователь способен пересылать и получать текстовые сообщения и двоичные файлы произвольного вида;

    4) новости (система телеконференций – Use Net Newsgroups). Эта служба состоит из совокупности документов, сгруппированных по определенным темам;

    5) IRC и ICQ. С помощью данных систем осуществляется обмен информацией в режиме реального времени. Эти функции в системе Windows выполняются приложением MS NetMeeting, которое позволяет создавать общие рисунки и добавлять текст совместно с другими пользователями на удаленных рабочих станциях.

    К средствам поиска, управления и контроля в Интернет относятся:

    системы поиска в WWW – используются для поиска информации, организованной одним из перечисленных выше способов (WWW, FTR);

    Telnet – режим удаленного управления любым компьютером в сети, применяемый для запуска на сервере или любом компьютере в Интернет необходимой программы;

    служебная программа Ping – позволяет проверять качество связи с сервером;

    программы Whois и Finger – используются для нахождения координат пользователей сети или определения пользователей, работающих в настоящий момент на конкретном хосте.