Некоммерческое партнерство примеры. Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью . Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство . Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами . Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие - соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ , ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года "О НКО").

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД . Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Членство в некоммерческом партнёрстве

Подобно товариществу некоммерческое партнёрство основано на членстве его участников. Согласно ч.3 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О НКО” , члены некоммерческого партнёрства могут:

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим - физическое.

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями. Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

В учредительных документах некоммерческого партнёрства должны содержаться следующие сведения (п.3 ст.14 Закона о НКО):

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.

Также учредительные документы некоммерческого партнёрства должны содержать следующие условия о:

  • составе и компетенции органов управления;
  • порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядке распределения имущества после ликвидации организации.

Изменения в устав некоммерческого партнёрства вносятся по решению его высшего органа управления.

Создание некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его госрегистрации. Для того, чтобы создать и зарегистрировать некоммерческое партнёрство , необходимо выполнить следующий алгоритм последовательных действий:

  1. Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
  2. В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
  3. В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
  4. В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.

Ликвидация некоммерческого партнёрства

Порядок ликвидации некоммерческого партнёрства регламентирован ст.61-65 ГК РФ и ст.18-21 Закона о НКО . Ликвидация такой организации может проводиться двумя способами:

  • в общем порядке - по решению органов управления организации;
  • в судебном порядке - при наличии нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ликвидация некоммерческого партнёрства как юридического лица влечёт его прекращение без правопреемства прав и обязанностей другими лицами (п.1 ст.61 ГК РФ).

Учётная политика и раскрытие информации некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства в обязательном порядке должны разработать и вести свою учётную политику согласно требованиям ст.8 Закона о бухгалтерском учёте . Раскрывать учётную политику обязаны только некоммерческие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично по законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Следует отметить, что управляющие компании, созданные в виде некоммерческого партнёрства, также должны раскрывать сведения о своей деятельности и домах в управлении согласно Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731). В противном случае они понесут ответственность как за нарушение Стандарта и лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

Понятие некоммерческого партнерства*(271) было введено Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей, посредством осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Создать некоммерческое партнерство могут не менее двух учредителей. В качестве учредителей некоммерческого партнерства могут выступать физические и юридические лица.

В названии некоммерческого партнерства должно содержаться указание на его организационно-правовую форму и обозначение характера деятельности.

Учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, вместе с тем законодательством (ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях") разрешено учредителям по их желанию заключать учредительный договор.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации должна быть уведомлена учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и присоединении некоммерческого партнерства, если в состав его участников (членов) входят не менее 2 коммерческих организаций;

об изменении состава членов некоммерческого партнерства, если в состав его членов входят не менее 2 коммерческих организаций.

Указанные требования распространяются на некоммерческие партнерства, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов)*(272).

В форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), адвокатские коллегии (ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), нотариальные палаты (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), садоводческие, дачные и огороднические некоммерческие партнерства (ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), администраторы торговой системы оптового рынка (ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике"), саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ст. 21-22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве"), саморегулируемые организации оценщиков (ст. 22 Федерального закона "Об оценочной деятельности"), саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48-50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Члены некоммерческого партнерства вправе:

участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Члены могут иметь и иные права, предусмотренные учредительными документами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Член партнерства может быть исключен из него по решению общего собрания членов этой организации в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами партнерства.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Порядок управления в некоммерческом партнерстве подчиняется правилам управления, установленным Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Высшим органом управления является общее собрание членов, компетенция которого определена п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях". При этом перечень вопросов, решение которых отнесено к компетенции общего собрания, является исчерпывающим.

Уставом партнерства может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Общее собрание членов некоммерческого партнерства правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания членов партнерства принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем. Решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого партнерства принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами партнерства.

Текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства осуществляет исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным.

Порядок реорганизации и ликвидации некоммерческого партнерства регламентируется ГК и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом (п. 1 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Согласно ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях" при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами партнерства на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Согласно ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" особой разновидностью некоммерческого партнерства является коллегия адвокатов, которая создается как минимум двумя адвокатами*(273).

Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

Об учреждении коллегии адвокатов ее учредители направляют в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об учредителях, место нахождения коллегии адвокатов, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов и к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством. При этом одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов такой биржи.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

Некоммерческое партнерство, осуществляющее деятельность фондовой биржи, обладает специальной правоспособностью. Оно не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов*(274), занимающихся частной практикой*(275).

Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействует в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности (ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса - правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия органов управления нотариальной палаты регламентируются ее уставом (ст. 26 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты.

Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики (ст. 28 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

К некоммерческим партнерствам относится и администратор торговой системы оптового рынка (ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Администратор торговой системы оптового рынка - это некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства, основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой является организация купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке.

В учредительных документах администратора торговой системы оптового рынка предусматриваются:

2) равное представительство поставщиков и покупателей электрической энергии, в том числе крупных потребителей электрической энергии, в наблюдательном совете администратора торговой системы оптового рынка;

3) порядок учета интересов всех субъектов оптового рынка при принятии решения администратором торговой системы оптового рынка.

Разновидностью некоммерческого партнерства является саморегулируемая организация арбитражных управляющих*(276). В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ведение которого поручено Федеральной регистрационной службе*(277).

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение таким юридическим лицом следующих условий:

наличие не менее чем 100 арбитражных управляющих в качестве членов данной организации*(278);

участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 000 рублей на каждого члена.

На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" деятельности.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:

обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

защита прав и законных интересов своих членов;

обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

К особенностям управления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих можно отнести то, что, согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", помимо исполнительного органа, в ней образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее 7 человек. К компетенции этого органа можно отнести утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих. При этом в состав данного коллегиального органа могут входить и лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих (правда, указанных лиц должно быть не более 25% от общего числа членов такого органа).

Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности к отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

Правовое положение

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что некоммерческие организации, в том числе и некоммерческие партнерства , могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческое партнерство должно иметь самостоятельный баланс или смету, создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческого партнерства, вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Некоммерческое партнерство имеет печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредители и члены некоммерческого партнерства

Согласно статье 15 Федерального закона № 7-ФЗ учредителями некоммерческого партнерства могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Учредителями и членами некоммерческого партнерства могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2 указанной статьи Федерального закона не может быть учредителем или членом некоммерческого партнерства :

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

Общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона № 7-ФЗ число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено. В то же время, некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства вправе:

Участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;

Получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

По своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;

Если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;

Получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 7-ФЗ, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Учредительные документы некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 7-ФЗ учредительным документом некоммерческого партнерства является утвержденный учредителями устав.

В уставе должны определяться наименование некоммерческого партнерства, содержащее указание на характер его деятельности, организационно-правовая форма - "партнерство", место его нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах (при их наличии), права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческого партнерства и выхода из нее, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческого партнерства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ устав некоммерческого партнерства также должен содержать условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ изменения в устав некоммерческого партнерства вносятся по решению его высшего органа управления.

Учредители некоммерческого партнерства, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, вправе заключить учредительный договор .

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческое партнерство, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи некоммерческому партнерству своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок выхода учредителей (членов) из его состава.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческого партнерства обязательны для исполнения самим некоммерческим партнерством, его учредителями и членами.

Имущество некоммерческого партнерства

Согласно статье 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что источниками формирования имущества некоммерческого партнерства в денежной и иных формах являются:

Регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов партнерства;

Добровольные имущественные взносы и пожертвования;

Выручка от реализации товаров, работ, услуг;

Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

Доходы, получаемые от собственности некоммерческого партнерства;

Другие не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов партнерства определяется его учредительными документами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ полученная некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между его членами.

Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Согласно статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими партнерствами только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое партнерство может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Реорганизация некоммерческого партнерства

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 7-ФЗ реорганизация некоммерческого партнерства может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческое партнерство считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей некоммерческой организации (организаций).

При реорганизации некоммерческого партнерства в форме присоединения к нему другого партнерства первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного партнерства.

Согласно статье 17 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 7-ФЗ решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно.

При преобразовании некоммерческого партнерства к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного некоммерческого партнерства в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация некоммерческого партнерства

Решение о ликвидации некоммерческого партнерства принимается его учредителями или уполномоченным органом партнерства, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии со статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 18-21 Федерального закона № 7-ФЗ порядок и сроки ликвидации.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство может быть ликвидировано в судебном порядке. Заявление в суд о ликвидации некоммерческого партнерства вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", уполномоченным органом в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    РЕМИЗОВА О.Н.
    
    На территории Российской Федерации создано и работает достаточно большое количество некоммерческих организаций, которые подразделяются:
    - на общественные и религиозные организации (объединения);
    - общественные движения;
    - фонды;
    - учреждения;
    - органы общественной самодеятельности;
    - некоммерческие партнерства;
    - автономные некоммерческие организации;
    - прочие некоммерческие организации.
    Некоммерческим партнерством (далее - НП) признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для осуществления деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Это означает, что некоммерческое партнерство создается для осуществления деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
    Если минимальный размер уставного капитала ООО или ЗАО должен быть не менее 10 000 руб., а ОАО - не менее 100 000 руб., то отличительной особенностью НП является то, что согласно п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам; другие поступления.
    Законодательство не содержит ограничений по форме, в которой могут быть сделаны взносы, поступающие в НП. В качестве взноса могут быть переданы не только деньги, но и основные средства, материалы и т.п. Поступления в виде членских взносов не учитываются некоммерческими партнерствами в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии их использования по целевому назначению.
    Следует отметить, что НП является юридическим лицом и в соответствии с действующим российским законодательством подлежит государственной регистрации. Некоммерческое партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно вправе открывать счета в банках, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
    Прежде чем проводить государственную регистрацию НП, его учредители обязаны провести собрание учредителей, на котором определяются основные цели создаваемой некоммерческой организации, ее правовой статус и правомочия, что в дальнейшем закрепляется в уставе. Кроме обязательных реквизитов (наименования организации, место нахождения, цели и предмета деятельности, данных учредителей, взносов учредителей и членских взносов), устав должен закреплять срок действия некоммерческой организации, поскольку НП может создаваться на определенный срок или бессрочно. Кроме того, устав должен иметь свой штамп и зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, отражающие специфику деятельности данной некоммерческой организации и выделяющие ее среди других некоммерческих организаций.
    Члены некоммерческого партнерства имеют право:
    - участвовать в управлении делами НП;
    - получать информацию о деятельности НП в предусмотренном учредительными документами порядке;
    - по своему усмотрению выходить из НП;
    - если иное не определено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из НП часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, установленном учредительными документами НП;
    - получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП.
    Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые указаны в учредительных документах НП (п. 4 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
    В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все без исключения хозяйственные операции должны быть документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены первичными документами, на основании которых осуществляется ведение бухгалтерского учета. Это положение применяется и некоммерческими организациями.
    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.
    Согласно п. 2 ст. 32 Закона N 7-ФЗ размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не являются предметом коммерческой тайны.
    Некоммерческие организации могут представлять следующую отчетность:
    - бухгалтерскую;
    - налоговую;
    - в государственные внебюджетные фонды;
    - статистическую;
    - специальную.
    Состав отчетности некоммерческих организаций зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).
    Для бухгалтерского учета рекомендуется к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыть субсчет "Расчеты с членами партнерства", а к счету 86 "Целевое финансирование" - субсчета "Вступительные взносы", "Членские взносы".

    Пример 1. В некоммерческое партнерство поступило заявление от ООО с просьбой о вступлении в члены данного партнерства. В соответствии с учредительными документами НП вступительный взнос для целевого использования составляет 300 000 руб., а ежеквартальные членские взносы - 15 000 руб.
    В бухгалтерском учете производятся такие записи:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Вступительные взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате вступительного взноса - 300 000 руб.;
    Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве вступительного взноса на расчетный счет - 300 000 руб.
    Ежеквартально оформляются следующие проводки:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - начислены ежемесячные членские взносы - 15 000 руб.;
    Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступили денежные средства в качестве членского взноса на расчетный счет - 15 000 руб.
    Денежные средства могут поступать и в наличной форме в кассу некоммерческого партнерства. В таком случае организация должна оформить приходный кассовый ордер по форме N КО-1. Кассовый чек пробивать не нужно, поскольку целевые взносы, вносимые членами НП на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется (Письмо Минфина России от 07.07.2005 N 03-01-20/3-122).
    Как уже отмечалось выше, поступления в качестве взносов могут иметь неденежную форму.

    Пример 2. Учредительными документами НП предусмотрена возможность внесения членских взносов не деньгами, а материалами, необходимыми для работы. Величина ежеквартального членского взноса - 15 000 руб. В качестве взноса были внесены материалы по согласованной цене 10 000 руб., оставшаяся часть была оплачена наличными денежными средствами.
    В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводками:
    Дебет 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", Кредит 86, субсчет "Членские взносы", - отражены обязательства нового члена партнерства по уплате ежеквартального членского взноса - 15 000 руб.;
    Дебет 10 "Материалы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - отражено поступление материалов как часть вступительного взноса - 10 000 руб.;
    Дебет 50 "Касса" Кредит 76, субсчет "Расчеты с членами партнерства", - поступила оставшаяся часть членского взноса - 5000 руб.

    Пунктом 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Согласно ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
    - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
    Также некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, если она:
    - объединяет в своем составе в качестве членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
    - имеет компенсационный фонд, сформированный в размере не менее чем 1 млн руб. на одного члена НП или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 300 тыс. руб. на одного члена НП;
    - имеет документы, предусмотренные ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
    Поскольку законодательством не запрещено НП заниматься предпринимательской деятельностью, в целях бухгалтерского и налогового учета необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям и от предпринимательской деятельности. Доходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Их перечень является исчерпывающим. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
    Таким образом, некоммерческая организация не вправе доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы уменьшать на величину расходов, связанных с уставной деятельностью организации.
    Для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на осуществление коммерческой деятельности в целях получения дохода.

    Пример 3. Некоммерческое партнерство сдало в аренду свободные офисные площади. Доходы от аренды поступают ежемесячно в размере 41 300 руб., в том числе НДС - 6300 руб. Документально подтвержденные затраты на оплату косметического ремонта помещения, произведенные другой организацией, составили 17 700 руб., в том числе НДС - 2700 руб.
    В данной ситуации производятся следующие записи:
    Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражены обязательства по уплате арендной платы - 41 300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 3 "НДС", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 2 "НДС", - начислен НДС к уплате в бюджет - 6300 руб.;
    Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, - учтены расходы по оплате счета поставщика без НДС - 15 000 руб.;
    Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", Кредит 60, - учтен "входной" НДС по расходам на косметический ремонт - 2700 руб.;
    Дебет 68, субсчет 2 "НДС", Кредит 60, - принят к вычету НДС - 2700 руб.;
    Дебет 51 Кредит 62, - арендная плата поступила на расчетный счет - 41 300 руб.;
    Дебет 60 Кредит 51, - произведена оплата работы по косметическому ремонту помещения - 17 700 руб.

    Прибыль от сдачи имущества в аренду составила 20 000 руб. (35 000 - 15 000). Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 7-ФЗ полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.
    Закон N 7-ФЗ не распространяется на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Деятельность таких объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 1 данного Закона определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.