Гроус хакинг: что это такое и как с его помощью развивать свою карьеру. Используйте комплексный подход

Демографические характеристики, демонстрирующие состояние и качественный состав населения, применяются весьма широко. Это связано с тем, что именно ими определяются очень многие различия в поведении потребителей. Они не только оказывают большое влияние на потребительское поведение (в том числе потребление тех или иных медиапродуктов), но также являются довольно доступным типом информации, необходимой для создания эффективного рекламного сообщения.

Кроме того, демографические вполне доступны компаниям. Часто для их получения не требуются большие инвестиции. Нередко необходимые данные содержатся в открытых результатах уже проведенных кем-либо исследований.

При использовании демографических данных важно понимать, что отдельные характеристики взаимосвязаны. Так, образование, безусловно, влияет на род занятий. От рода занятий и образования зависит уровень доходов. При этом следует заметить, что использование отдельных демографических характеристик не обеспечивает полную однородность группы людей. Так, например, человек с высшим образованием может иметь небольшие доходы.

В группу демографических характеристик входят:

– возраст,

– пол,

– местожительство,

– национальность,

– религия,

– состав и жизненный цикл семьи.

Возраст целевой аудитории

В разном возрасте у людей возникают различные потребности, интересы и возможности. Так, молодежь активно интересуется модой, развлечениями, образованием. Желания подрастающего поколения более пластичны, чем у людей старшего возраста. Поэтому у данной возрастной группы легче выработать новые потребительские привычки. По некоторым данным, подростки запоминают и опознают рекламу, а также конкретные бренды значительно лучше, чем взрослые. Молодые люди любят покупать, но очень часто не имеют средств. Как правило, молодежь читает, слушает и смотрит совсем не то, что пожилые люди, например. При этом она гораздо пластичнее взрослых категорий населения и гораздо более податлива внешнему воздействию, более эмоциональна, более впечатлительна и т.д. Поэтому считается, что она с большей готовность откликнется на эмоциональный рекламный призыв, на рекламный «вызов», нежели зрелая аудитория, которая еще «семь раз отмерит» и вряд ли примет решение о покупке, если не получит свои «семь» доводов.

В качестве примера «молодежной» и «взрослой» рекламы из одной товарной категории можно привести призывы и доводы рекламных роликов «Fanta » («Вливайся!») и сока «Любимый» (который дедушка представляет как стопроцентный, натуральный, без искусственных добавок, из «наших» продуктов, а потому дешевый, вкусный, любимый любимыми людьми – семь доводов).

Люди среднего возраста, как правило, имеют средства, активно тратятся на себя и на семью. Обычно интересуются недвижимостью, автомобилями, финансовыми услугами.

Люди старшего возраста ограничены в средствах. Они предпочитают экономную покупательскую политику. Пожилые люди проявляют большой интерес к лекарствам.

Число людей в возрастной группе на определенном географическом рынке может указывать на то, какие объемы товаров определенных типов будут потребляться в настоящее время и в будущем.

Пол целевой аудитории

Пол – другая важная демографическая характеристика, являющаяся также типологическим фактором для СМИ (ярким проявлением которого представляют «женские» и «мужские» издания). Мужчины и женщины различаются не только по своей физиологии, но также и по образу жизни – у них разные потребности и приоритеты. И это относится не только к рекламе продуктов, предназначенных исключительно для одного из полов или для областей с более или менее утвержденными «половыми» приоритетами.

Вопрос о том, кто выполняет главную роль при покупке товаров широкого потребления (в более детализованном варианте – кто «покупает» и кто «платит/принимает решение о покупке»), часто обсуждается в специализированной литературе. В различных странах и даже на различных этапах развития и состояния одного и того же общества ответ может быть разным. Но он должен быть найден, и рекламное послание – верно нацелено.

Пол во многом определяет поведение человека, его жизненные приоритеты. Известно, что мужчины, например, интересуются спортом больше, чем женщины, а женщины, в свою очередь, больше уделяют внимания моде, чем мужчины, и т.д.

В большинстве случаев «слабый» пол «контролирует» семейные доходы и расходы. Именно женщины совершают покупки для себя и своих домашних. В США, например, на долю женщин приходится 85% всех розничных покупок. Но говорят, что за каждой женщиной стоит мужчина – он задает параметры покупательской политики.

Интересно, что «слабый» пол приобретает в 11 раз больше предметов для «сильного» пола, чем «сильный» пол – для «слабого». Женщины чаще покупают свадебные подарки, а мужчины – рождественские. Женщины в два раза чаще покупают вместе со своими мужьями для них разного рода предметы, чем наоборот.

В большинстве случаев женщины руководствуются эмоциями, мужчины – рациональными мотивами. И несмотря на огромные перемены в социальной жизни, в большинстве своем мужчины и женщины по-прежнему «играют» свои поведенческие роли. Мужчина – добытчик, защитник. Женщина – хранительница очага, воспитатель детей.

Часто мужчины и женщины совершенно по-разному представляют себе некий продукт и сферы его применения. Такие различия могут иметь как физиологическое, так и социокультурное обоснование. В первом случае это является следствием разницы в естественных потребностях полов. Во втором же потребности и способы их удовлетворения возникают у того или другого пола в определенных общественно-исторических условиях. Например, станки для бритья «Gillette ». Уже более века известно, что «лучше для мужчины нет». С некоторых пор они оказались крайне необходимыми и другой половине человечества. Вместе с тем, скажем, в Афганистане времен правления талибов станки для бритья вообще были товаром, не имеющим практического применения.

При создании рекламного сообщения приходится учитывать и то, что мужчины и женщины по-разному воспринимают информацию о продукте. Женщины, как правило, более придирчивы, и прежде, чем совершить покупку, изучают несколько продуктов с учетом множества факторов. Вместе с тем, они более эмоциональны и, находясь в магазине, более склонны совершать незапланированные покупки. Мужчины же, по мнению исследователей, более рациональны, но менее проницательны.

Например, в рекламе тех же станков для бритья в мужском варианте «Slalom » подчеркивается их эффективность (за счет плавающей головки) и удобство применения (за счет особого полимерного материала, из которого сделана ручка). Женский же вариант «Venus » (Венера) представлен как средство, помогающее дамам стать похожими на богинь – утверждение довольно бездоказательственное, но для них, надо полагать, весьма заманчивое.

Местожительство целевой аудитории

Маркетологи и рекламисты часто применяют и сегментирование рынка и аудитории по географическому (также являющемуся типологическим для многих СМИ) признаку. Образ жизни и потребительское поведение людей в немалой степени зависит от их места жительства. Многие исследования доказывают связь между географическим регионом и типом культурного развития, ценностными и поведенческими установками и предпочтениями и пр. Регион, количество и плотность населения, климат и рельеф местности – это те критерии, которые чаще всего применяются при сегментировании по географическому признаку. Азбучной истиной является то, что не просто продавать морозильники жителям крайнего севера или обогреватели – африканцам, но данный тип закономерностей крайне важен и применим даже в рамках небольших по территориальному охвату рекламных акциях. Жители сел и мегаполисов во многих отношениях отличаются друг от друга больше, нежели представители разных континентов. Пищевая добавка для кур «Рябушка» вряд ли заинтересует городских жителей, а селяне вряд ли станут покупать наполнитель для кошачьих туалетов.

Национальность целевой аудитории

В некоторых случаях (особенно в рекламе определенных видов продуктов питания, развлечений и т.д.) большое значение приобретают такие показатели, как национальность, расовая принадлежность целевой потребительской группы (для такой аудитории порой существуют специальные СМИ).

Известно, что южане более эмоциональны, чем северяне. Американцы, например, любят на завтрак пить апельсиновый сок, а французы – нет. Итальянцы предпочитают гамбургерам пиццу. В Болгарии практически все население каждый день ест местный йогурт. И т.д.

Образы, выражения, цвет, которые могут быть спокойно или даже восторженно приняты одной частью аудитории, могут вызвать крайне отрицательную реакцию у другой части.

Поведению представителей различных стран и национальностей посвящено немало исследований. Одно из них, например, показало, что «ко­реянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либе­ральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые про­водят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные ценности и выражали враждебность по отношению к США».

Не менее интересны результаты исследований, посвященных расовым особенностям. Так, большинство белых детей «предпочитает смотреть по телевизору программы, насы­щенные действием, драками и приключениями, шоу, где очень много жестокости и насилия». В одном из обозрений говорится, что цветная детская аудитория:

«1. Отличается от белых особыми предпочтениями в выборе телевизионных программ.

2. Имеет особую установку по отношению к телевидению и другим масс-медиа.

3. Склонна копировать поведение персонажей – представителей соответствующих этнических меньшинств.

4. Обучается при помощи телевизора и использует полученную информацию как важный источник обучения и руководства к действию…,

Во втором обозрении отмечается следующее.

…Чернокожая аудитория очень сильно доверяет телевизионной информации, в том числе информации о самой себе.

…Чернокожих можно назвать основными потребителями телевизионной продукции (более всего они предпочитают шоу с чернокожими персонажами и почти не смотрят новости и программы, посвященные общественным делам).

… Чернокожие дети очень часто не могут разграничить телевизионную фантазию и реальность. Они склонны обучаться поведению, наблюдая за персонажами, и легко поддаются влиянию рекламных обещаний…

Афро-американцы склонны проводить перед телевизором больше времени, чем бе­лые… В чернокожих семьях телевизор еженедельно смотрят на 23 часа больше, чем в белых… Чернокожие подростки еженедельно смотрят телевизор на пять-шесть часов больше, чем белые подростки...».

В целом в США «белая и цветная аудитории используют медиа по-разному и для различных целей. Они также отличаются в своем отношении к медиаизображению как собственной, так и других этнических групп. Зрители предпочитают видеть в СМИ, особенно по телевизору, людей одного с ними цвета кожи. Этим персонажам они больше симпатизируют, верят им и охотнее отождествляют себя с ними. Чернокожие зрители склонны проводить перед телевизором больше времени, чем белые».

Религия целевой аудитории

Несмотря на ослабление роли религии в жизни современного прогрессивного общества, ее влияние нельзя не учитывать. В дни религиозных праздников люди могут не работать, покупать и потреблять специфические продукты. К исповедующим определенную веру можно обращаться, используя (в меру) соответствующие религиозные символы, мотивы. Важно и то, что даже косвенное упоминание чужой религии может настроить покупателей-«иноверцев» против товара или услуги.

Состав и жизненный цикл семьи

Состав и жизненный цикл семьи – другой важный показатель, он позволяет получить более однородные сегменты рынка потребителей. Связь между интересами и поведением человека, с одной стороны, и жизненным этапом, на котором он находится, с другой, во многих аспектах оказывается значительно сильнее, нежели другие демографические признаки. Соответственно, и реклама, основывающаяся на этой характеристике, более эффективна. Например, детские пеленки одинаково необходимы любой матери с младенцем независимо от ее возраста, образования и общественного положения.

Домохозяйство может состоять из различного числа людей. В наши дни все чаще встречаются семьи, состоящие из двух или даже из одного человека, но еще не стали исключением и «традиционные» семьи, где под одной крышей живет несколько поколений. Например, для рекламы ряда продуктов питания это имеет большое значение – разные домохозяйства нуждаются в разных объемах и упаковках пищевых товаров. И т.д.

Жизненный цикл семьи еще называют последовательностью важных этапов в жизни взрослого человека. Это понятие включает в себя семейное положение, возраст, наличие и возраст детей. По жизненному циклу людей обычно классифицируют следующим образом:

– одинокий молодой человек (мужчина или женщина), живущий отдельно от родителей;

– молодая семья без детей;

– молодая семья с детьми, младшему из которых меньше 6 лет;

– молодая семья с детьми, младшему из которых больше 6 лет;

– пожилые супруги (старше 45 лет) с детьми;

– пожилые супруги, дети которых уже покинули родной дом;

– одинокий пожилой человек (мужчина или женщина), зачастую вдовец или вдова.

Соответственно, покупательское поведение на разных этапах жизненного цикла семьи определяется ее насущными потребностями. Сначала покупают модные вещи, аксессуары для работы, затем – лекарства и принадлежности для детей, недвижимость, мебель, бытовую технику, автомобиль и т.д.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге

Изучение данных социально-демографической характеристики осужденных представляет интерес во многих отношениях. Осужденные - это часть населения. Поэтому закономерности, присущие законопослушным гражданам, в той или иной степени характерны и для осужденных. Психологией и педагогикой выявлены многие закономерности, позволяющие учитывать в воспитательной работе особенности граждан разного пола, возраста, образовательного уровня и т. п., которые могут быть использованы и в работе с осужденными.

В настоящем параграфе анализируются данные специальной переписи осужденных, проведенной в местах лишения свободы 18 ноября 2009 г.: распределение осужденных по полу, возрасту, семейному положению, трудоспособности и состоянию здоровья, образованию, роду занятий.

Пол. Удельный вес женщин среди осужденных относительно невелик и составляет 6,3%.

Наибольшее влияние на этот показатель имеют две группы факторов. Прежде всего женщины, как правило, совершают менее опасные преступления. В преступных группах они играют второстепенные роли. Значительно реже женщины совершают насильственные преступления. Вместе с тем суды при прочих равных условиях, исходя из принципа гуманизма, назначают им менее строгие наказания, стараясь не лишать свободы. На них чаще распространяются амнистии, часть из них освобождается ввиду применения отсрочки отбывания наказания.

Возраст. Среди факторов, имеющих значение для демографической характеристики осужденных, важное место занимает возраст. Будучи существенным психофизическим свойством человека, возраст оказывает влияние на поведение людей, формирование их личности.

Лица среднего и старшего возраста имеют больший жизненный опыт, более сформировавшийся характер; их действия чаще, чем у молодежи, - следствие обдуманных решений. Для молодежи более характерны импульсивность, агрессивность, не всегда четкое представление о последствиях своих действий. С возрастом происходит социальное формирование личности, интересов, потребностей человека, что определяет формы его деятельности значительно больше, чем чисто биологические возрастные изменения.

Степень социального развития личности и психофизические свойства людей разного возраста оказывают серьезное влияние и на преступность. Молодежь совершает больше преступлений, чем лица старших возрастов; эти преступления чаще имеют насильственный характер.

Законодатель учитывает возрастные особенности молодежи. Возраст субъекта предопределяет решение вопроса о привлечении его к уголовной ответственности, которой подлежат лица, достигшие возраста 16 лет, и лишь при совершении некоторых преступлений - 14 лет. При этом лицу, не достигшему на момент совершения преступления возраста 18 лет, нельзя назначать смертную казнь, пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок свыше 10 лет, а несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести или тяжкое в возрасте до 16 лет, - более 6 лет.

Возраст учитывается и при определении вида и размера наказания. Лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не может быть назначена смертная казнь. Часто преклонный возраст признается смягчающим обстоятельством, так как возрастные изменения, прежде всего мозговой деятельности человека, накладывают отпечаток на его поведение.

Возраст виновного оказывает влияние на определение вида места лишения свободы. Лица, не достигшие совершеннолетия к моменту вынесения приговора, направляются для отбывания наказания в воспитательные колонии, лица, достигшие возраста 18 лет, - в исправительные колонии и тюрьмы.

Рассматриваемый фактор имеет весьма важное значение и в процессе исполнения наказания, помогает найти правильный подход к человеку, объяснить те или иные его поступки. Как никакой другой показатель, возраст определяет поведение человека, его интересы, потребности, жизненные планы, состояние здоровья, возможности и перспективы по созданию семьи, получению специальности, образования. Без его учета нельзя дать оценки многим свойствам человека. Например, трехлетний трудовой стаж для 19-летнего лица является весьма значительным, а для 50-летнего - очень низким, заставляющим усомниться в том, что такой человек вел трудовой образ жизни. Таким образом, возрастные особенности осужденных должны учитываться в работе по их исправлению.

Анализ распределения осужденных по возрасту показывает, что большинство лишенных свободы (90,4%) принадлежит к возрастным группам 20-49 лет. Лица более молодого и более старшего возрастов осуждаются к лишению свободы значительно реже. Распределение осужденных по возрасту выглядит следующим образом: моложе 18 лет - 0,2%; 18-19 лет - 2,2%; 20-24 года - 18,6%; 25-29 лет - 24,8%; 30-39 лет - 33,3%; 40-49 лет - 13,7%; старше 50 лет - 7,2%. Средний возраст осужденных - 33,6 года.

Семейное положение. Семья - одна из тех ячеек общества, которая максимально воздействует на формирование личности еще с детских лет, когда начинается воспитание человека. Семья дает средства к существованию, участвует в формировании мировоззрения людей, является первым коллективом, где человек учится считаться с другими, соизмерять свои потребности с возможностями. Более того, в жизни человека это самый устойчивый коллектив. Состав семьи может меняться: умирают родители, вырастают братья, сестры. Даже женитьба человека и создание своей семьи полностью не устраняет влияния той, в которой он вырос. Однако новая семья начинает играть еще более важную роль в жизни человека.

Влияние семьи на человека может быть и положительным, и отрицательным. Известно немало примеров, когда родители с ранних лет приучают детей к спиртному и даже вовлекают в преступную деятельность. Вместе с тем многие семьи успешно нейтрализуют отрицательное влияние других микрогрупп, окружающих человека.

Воздействие семьи не является неизменным на протяжении всей жизни человека. Взаимоотношения, поступки членов семьи могут отразиться на ее авторитете. Может стать иной и направленность такого влияния как вследствие изменения состава семьи, так и вследствие воздействия на психологию членов семьи различных факторов.

Хотя влияние семьи, бесспорно, существенно, особенно среди осужденных, однако бывают исключения, что может объясняться рядом факторов. В некоторых случаях авторитет семьи падает вследствие неблаговидного поведения ее членов, особенно если это причинило какой-либо вред самому осужденному. Иногда наблюдается даже чувство озлобления, например, если совершенное преступление связано с кем-либо из родных. Некоторые осужденные неприязненно относятся к своим женам, по заявлению которых они были лишены свободы за хулиганство, истязания или другие преступления против личности. О влиянии семьи, как правило, не приходится говорить в случае ее распада, хотя и тогда наличие детей нередко оказывает сдерживающее воздействие на осужденного.

Говоря о влиянии семьи на осужденного, мы имеем в виду как его жену (мужа), так и других родственников (родителей, детей, братьев, сестер и др.). Однако особую роль для отбывающего наказание играют его жена (муж) и дети.

С 1970 по 2009 г. доля не состоявших в браке к моменту ареста возросла с 49,4 до 77,1%. К этому следует добавить, что определенная часть семей осужденных распадается во время отбывания наказания, что делает еще большим разрыв между показателями, характеризующими осужденных и население.

Указанная закономерность проявляется во всех возрастных группах. Особенно значительная разница наблюдается в младших возрастных группах, которые являются наиболее криминогенными. Такое положение можно объяснить более слабыми социально полезными связями преступников с обществом, что, с одной стороны, способствовало совершению преступления, которое само по себе - конфликт с обществом, с другой стороны, препятствовало созданию семьи. Эти два разных следствия имеют общую причину.

Однако обследованием установлено, что почти все осужденные имеют родителей, братьев, сестер, детей. Это говорит о том, что к исправлению почти каждого осужденного к лишению свободы могут быть привлечены родственники.

Семья имеет важное значение в жизни любого человека. Особенно велика ее роль для осужденного. Во время отбывания наказания от семьи исходит моральная, а нередко и материальная поддержка. Важна роль семьи и после окончания срока наказания для социальной адаптации освобожденного. Исходя из этого ясно, что семейное положение осужденного представляет большой интерес для изучения его личности.

Особо важную роль играют личностные качества людей. Преступление - в определенном смысле разлад с обществом, отказ в чем-то ограничивать свои желания, добиваться своих целей только теми путями, которые разрешены законом. Сказанное касается большинства преступлений - и корыстных, и насильственных. Такого рода личностные качества часто служат преградой и для создания семьи: нежелание идти на компромисс, в чем-то ограничивать себя, сдерживать свои потребности.

Важная группа причин связана с личными качествами человека. Для многих преступников характерно пьянство, беспорядочная половая жизнь, случайность доходов. Такие свойства характера отрицательно оцениваются будущими супругами, не способствуют созданию семьи. Надо сказать, что в системе ценностных ориентаций многих преступников семья играет не главную роль.

Наконец, многие лица потеряли семьи за время отбывания наказаний. Это касается в первую очередь рецидивистов, преступная деятельность которых и последующее наказание не раз отрывали их от семьи. В результате к началу отбывания последнего наказания они пришли как не состоявшие в браке.

Распад семей - другая неблагоприятная тенденция. У осужденных женщин семьи распадаются более интенсивно, чем у мужчин (соответственно 41,5% и 31,2%), но в настоящее время распад семьи у осужденных женщин происходит намного реже. Если в 1989 г. доли распавшихся и сохранившихся семей у женщин, лишенных свободы, были равными, а в 1994 г. распавшихся семей было больше на 3,3%, то в 1999 г. наметилась положительная динамика сохранения семьи, а в 2009 г. у женщин отмечено почти в полтора раза больше сохранившихся семей, чем распавшихся.

Трудоспособность и состояние здоровья. Анализ личности осужденных к лишению свободы должен включать изучение состояния их здоровья. Прежде всего это необходимо для направления в специальные лечебные учреждения осужденных, страдающих инфекционными заболеваниями или нуждающихся в больничном режиме. Вместе с тем изучение данного вопроса имеет значение и в ряде других аспектов: для планирования медицинских мероприятий, решения вопроса о совместном или раздельном содержании инвалидов и полностью трудоспособных осужденных.

Состояние здоровья следует учитывать при организации индивидуальной воспитательной работы с отбывающими наказание. Кроме того, важно знать трудоспособность осужденных для планирования и организации их трудового использования.

Естественно, что выявление заболеваний и медицинское обследование - дело врача. Однако об установленных заболеваниях должно быть известно администрации колонии и в первую очередь - начальнику отряда. Это особенно важно, если речь идет о тяжелых болезнях, таких как туберкулез, венерические, нервные, психические заболевания. Начальник отряда также должен знать, кто из осужденных страдает алкоголизмом, наркоманией и в каких формах.

Состояние здоровья накладывает серьезный отпечаток на психику, влияет на настроение, а следовательно, и на поведение человека. Нередко наличие болезни тяжело переживается. Не зная об этом, трудно объяснить поведение отбывающего наказание.

Среди заболеваний особое место занимают нервно-психические. Они накладывают непосредственный отпечаток на поведение осужденного. Лица, страдающие такими болезнями, часто ведут себя несдержанно, нарушают дисциплину. Своим поведением они создают конфликты с другими осужденными, тем самым вызывая отрицательное отношение к себе. В некоторых случаях такие ситуации могут привести и к совершению преступлений.

Основная масса осужденных к лишению свободы здорова и трудоспособна. Доля инвалидов 1 и 11 групп в местах лишения свободы стабильна и составляет 1,5%. Обязательное лечение от алкоголизма назначено 1,0% мужчин и 0,9% женщин, а от наркомании - 0,6% мужчин и 1,9% женщин. Это связано с составом осужденных в местах лишения свободы. За незаконный оборот наркотиков отбывают наказание 33,7% женщин и 12,5% мужчин. Кроме того, сопоставление этих данных показывает, что такое лечение назначается не всем нуждающимся в нем. В соответствии с Законом № 161-ФЗ принудительное лечение от алкоголизма и наркомании заменено обязательным лечением. Это означает, что такое лечение назначается не судом, а медицинской комиссией.

Весьма высоки в местах лишения свободы показатели заболеваемости туберкулезом. Так, по данным специальной переписи осужденных 11,5% мужчин и 4,6% женщин больны (либо были ранее больны) туберкулезом. Среди прочих причин возникновения заболеваний надо назвать резко возросшее поступление в места лишения свободы больных туберкулезом и высокую выявляемость этого заболевания, поскольку все осужденные должны быть подвергнуты флюорографии. Будучи на свободе, эти лица в большинстве своем не знали о наличии у них туберкулеза и не лечились. Можно с уверенностью сказать, что разница в числе болеющих туберкулезом и состоящих на учете на свободе значительно выше, чем в местах лишения свободы. Но и в этом случае с учетом условий содержания, питания и скученности осужденных в колониях и особенно в следственных изоляторах число больных туберкулезом очень велико.

В связи с тем что некоторые осужденные, больные туберкулезом, отказывались лечиться, УИК предусмотрел обязательное лечение больных туберкулезом, что должно повысить долю тех, кто будет вылечен к моменту освобождения.

Образование. Многочисленные исследования показывают, что образовательный уровень служит существенной характеристикой личности человека вообще и осужденного в особенности. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступления.

Обучение осужденных в возрасте до 30 лет, не имеющих основного общего образования, является обязательным.

Следует иметь в виду, что современный УИК разрешил осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, а также несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста, заочно обучаться в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Практика последних лет знает примеры организации отделений высших учебных заведений и в исправительных колониях общего режима.

В предыдущие годы подавляющее большинство осужденных имели неполное среднее и общее среднее образование. По данным предыдущих переписей в последние 20 лет такие лица составляли около 80% общего числа осужденных. К 2009 г. происходит процесс «вымывания» этого среднего уровня до 65,6%. При этом увеличивается доля неграмотных и имеющих начальное образование - до 6,2%, а также имеющих среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование - до 28,2%. Тенденция в образовании наглядно демонстрирует общую тенденцию поляризации, т. е. возрастающего расслоения как населения страны в целом, так и осужденных, не только по уровню доходов, но и по уровню образования. Это свидетельствует об увеличении криминализации маргинального населения, о проникновении преступности в более широкие слои общества, об увеличении ее «беловоротничковой» составляющей.

Род занятий. Важным показателем характеристики осужденных является род занятий. Известно, что труд, привычный для осужденного, избранный им еще на свободе, имеет большое воспитательное значение. Занятия до ареста позволяют судить и об интересах осужденных, а также об имеющихся у них навыках. Наконец, важное значение имеют данные о лицах, не занимавшихся социально полезной деятельностью и не имевших легальных источников дохода. Как известно, это наиболее криминогенный контингент.

Анализируя род занятий осужденных к моменту ареста, мы видим, что 33,3% женщин и 18,9% мужчин были рабочими; соответственно 1,8% и 4,6% - служащими; 3,4% и 2,0% учились; 3,6% и 3,0% имели иной род занятий; неработающие пенсионеры и безработные составили 3,7% и 3,8%; не имели определенных занятий 56,7% женщин и 49,0% мужчин. В данном случае разница в показателях по гендерному признаку обусловлена тем, что трудоустройство женщин как было в 1990-е гг., так и сейчас остается более проблематичным, чем мужчин. Кроме того, в места лишения свободы женщины попадают в среднем более социально запущенными, чем мужчины.

Задание 1. Обоснуйте необходимость должностного самоопределение работников, в частности, ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация “коммуникативного пространства”.

Задание 2. Расскажите о диспозиционных отношениях и статусах в организации. Перечислите ресурсы организационного поведения такие как временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

Задание 3. Опишите прессинговые психологические состояния и пути их преодоления. Охарактеризуйте факторы его вызывающие (ситуационная напряженность деятельности, временные дезорганизаторы поведения).

Задание 4. Смоделируйте управленческий цикл руководителя и дайте характеристику его этапам: проблемному осмыслению информации, “запуску” управленческих решений и делегированию полномочий. Опишите конфликтные управленческие позиции и зоны.


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тест1.

Множественный выбор

1. Термин «разнообразие рабочей силы» отражает различия расы, возраста, пола, этнической принадлежности и ________ людей на работе:

а) социальных статусов;

б) личного благосостояния;

в) физических способностей;

г) политических предпочтений.

2. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:

а) команды и контроль;

б) новое поколение ожидает того же, что и старое;

в) делегирование полномочий

г) баланс между работой и жизнью.

3. Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:

а) прогулы и текучесть кадров;

б) удовлетворенность работой;

в) эффективность работы

г) все перечисленные выше пункты.

4. «Эффект стеклянного потолка» в организациях - это___________

а) скрытый барьер, ограничивающий продвижение по службе представителей меньшинств и женщин;

б) негласный предел зарплаты, выплачиваемой топ-менеджерам;

в) негласный предел зарплаты, выплачиваемой рабочим;

г) ограничение приема на постоянную работу рабочих, работающих полный рабочий день.

5. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным :

а) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;

б) ОП - это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;

в) ОП делает акцент на практическом применении знаний;

г) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?



6. Исходя из взгляда на организации как открытые системы технология, информация и деньги - это __________.

а) ресурсы;

б) услуги;

в) ресурсы на входе;

г) конечный продукт.

7. Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы :

а) планирование;

б) организация;

в) контроль;

г) мотивирование.

8. Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:

а) утилитаризма;

б) индивидуализма;

в) моральных правил;

г) справедливость

9. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:

а) поступает правильно в отношении самою себя;

б) поступает правильно в отношении всего общества;

в) объясняет неэтичный поступок;

г) следует правилам процедурной справедливости.

Истинно или ложно

10. Организационное поведение - это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И Л

11. Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» - вытекает вероятностный подход. ИЛ

12. Организационное научение - это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И Л

13. Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И Л

14. Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И Л

15. Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И Л

16. Работа менеджера подразумевает главным образом использование сети межличностных отношений. И Л

17. Руководитель команды, оказывающий своим друзьям особое предпочтение при распределении отпусков, нарушает распределительную справедливость. ИЛ



18. Осведомитель - это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. ИЛ

19. Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И Л

Краткий ответ

20. Что означает «ценить разнообразие на работе

21. Что такое эффективный менеджер?;

Тест 2

Множественный выбор

1.. Демографические характеристики включают в себя __________ :

а) задатки и способности;

б) личностные признаки;

в) основные характеристики сформировавшие то, чем является человек;

г) ценности и установки.

2. Задатки и способности подразделяются на_________:

а) стереотипы;

б) физические и психические;

в) психические и личностные;

г) агрессивные и! пассивные.

3 Личностные характеристики определяются _____________ :

а) окружающей средой;

б) наследственностью;

в) и окружающей средой, и наследственностью;

г) склонностями и способностями человека.

4. Ценности и установки ___________:

а) сходны с задатками и способностями;

б) заменяют друг друга;

в) связаны друг с другом;

г) сходны с демографическими характеристиками.

5. Подкрепление делает акцент на ________ :

А) внутренних вознаграждениях;

б) внешних вознаграждениях;

в) законе падения дохода;

г)социальном научении.

а) заслуженном подкреплении;

б) наборе средств;

в) справедливости;

г) потребностях индивида.

7. Человек с высокой мотивацией достижения, скорее всего, предпочтет ___________в своей деятельности:

а) групповую работу;

б) решение трудных задач;

в) контроль над другими людьми;

г) слабую обратную связь илиi ее отсутствие.

8. Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____

а) социальное сравнение вознаграждений и усилий;

б) равенство вознаграждения;

в) равенство усилий;

г) абсолютная ценность награды.

9. Согласно теории ожидания, _______ - это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату

а) ожидание;

б) набор средств;

в) мотивация;

г) валентность.

10. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:

а) она является причиной эффективности;

б) она может л на текучесть кадров;

в) ее трудно измерить;

г) она не влияет прогул

11. На стадии ____________становления группы ее члены на самом деле начинают представлять собой единое формирование:

а) «бури»;

б) нормирование

в) исполнения;

г) общей интеграции.

12. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы входит _______ членов:

а) не больше 3-4;

г) прим 13.

13. Что описывает в групповом поведении эффект Ринглеманна :

а) тенденцию групп принимать рискованные решения;

б) социальную лень;

в) социальную поддержку;

г) удовлетворение социальных потребностей членов

Истинно или ложно

14. Личность может развиваться во времени. И Л

15. Установки часто определяют ценности. И Л

16. И ценности и установки в какой-то степени, являются предпосылками поведения. И Л

17. Подкрепление основано на внутреннем вознаграждении. ИЛ

18. В теории ERG Альдерфера нет эквивалента социальным потребностям Маслоу. ИЛ

19. Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Kлелланда, высокая потребность в социальной власти включает в себя желание контролировать окружающих для выполнения задач группы или организации. ИЛ

20. Согласно теории справедливости, ощущение негативной несправедливости является мотивирующим состоянием, а ощущение позитивной несправедливости - нет. И Л

21. Внешнее вознаграждение - это положительно оцениваемый результат работы, получаемый непосредственно при выполнении работы. ИЛ

22. Вознаграждение соответствует эффективности работы, если ее размер и ценность изменяются пропорционально уровню достигнутой эффективности работы.

Дайте краткий ответ

23. Что означает управление разнообразием и индивидуальными различиями на рабочем месте?

24. В чем заключается важность демографических характеристик для рабочего места? Почему личностные характеристики так важны на рабочем месте?

25. Что такое «эффект умножения» в теории ожиданий?

Тест 3

Множественный выбор

1. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением ______

а) коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации

б) приобретенных способностей;

в) личности руководителя;

г) убежений членов организации.

2. . _______- это ощущение более общего смысла, который рабочие при­вносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом:

а) церемо­ния;

б) культурный символ;

в) миф об основании;

г) общее значение;

д) внут­ренняя интеграция.

3. История о деятельности корпорации, приписываемая усилиям прозорливо­го основоположника, является примером ___________:

б) мифа об основании;

в) внутренней интеграции;

г) артефакта латентной культуры;

д) общим предположением.

4. Организационное развитие прежде всего предназначено для ________:

а) повышения общей эффективности организации;

б) улучшения межгруп­повых взаимоотношений;

в) повышения синергии;

г) улучшения процесса плановых изменений;

д) улучшения групповой динамики.

5. Три стадии организационного развития включают в себя __________:

а) сбор данных, проведение вмешательства и оценки;

б) установку диагноза, проведение вмешательства и подкрепление;

в) проведение вмешательства, применение и внедрение инновации;

г) установку диагноза, проведение вме­шательства и оценки;

д) планирование, внедрение и оценку.

6. Организационное развитие - это плановые изменения в сочетании с _________:

а) оценкой;

б) вмешательством;

в) способностью к самообнов­лению;

г) любыми изменениями в будущем, которые могут произойти

д) подкреплением.

Истинно или ложно?

7. Система общих убеждений и ценностей, развивающаяся в рамках организа­ции, называется организационной культурой. И Л

8. Убеждение, что старшие менеджеры могут управлять всеми слоями корпо­ративной культуры, является мифом. И Л

9. Внешняя адаптация имеет отношение к таким вопросам, как реальная mik сия фирмы, ее цели и способы их достижения. И Л

10. Вопрос о том, кто именно назначает награды и наказания, является одним из аспектов внешней адаптации. И Л

11. Церемонии и ритуалы нередко возникают из субкультуры. И Л

12. Ритуал представляет собой стандартизированный вид деятельности, ис­пользуемый для уменьшения беспокойства. И Л

13. Любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения, называется церемонией. И Л

14. Вмешательство в организационное развитие на уровне всей организации. включает в себя изучение обратной связи, конфронтационные совещания структурные перестройки, управление методом оценки эффективности к образование коллатеральных организаций. И Л

15.Проведение конфронтационных совещаний является вмешательством в организационное развитие, которое преследует цель уладить конфликты ИЛ

Краткий ответ

16. Перечислите три аспекта, которые помогают индивидам и группам эффективно осуществлять совместную деятельность, и проиллюстрируйте их примерами из практики.

17. Приведите пример того, как правила, относящиеся к культуре, и роли влияют на атмосферу в учебной аудитории. Приведите примеры исходя из вашей собственной точки зрения.

18. Каковы главные составные части сильной корпоративной культуры?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ

по дисциплине “Организационное поведение”.

Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.

Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.

Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.

Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.

Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).

Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.

Природа организаций. Основные характеристики организации, организация как объект, процесс и свойство. Организационная структура.

Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.

Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.

Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).

Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.

Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.

Организационная культура: структура, содержание, формирование, влияние на эффективность организации. Модели В.Сате, Т.Питерса-Р.Уотермена, Т.Парсонса, Г.Хофштеде, У. Оучи.

Коммуникативное поведение человека в организации. Коммуникативная, регулятивная, перцептивная функции общения.

Система организационного общения, нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.

Формальное и неформальное общение в организации. Общение и стиль руководства. Пути повышения эффективности общения в организациях.

Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Формирование группового поведения в организации.

Лидерство в организации. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.

Структурные теории организационного лидерства: теории великих людей, взгляды О.Тида, У.Бенниса, Дж. Ханта.

Поведенческий подход к лидерству в организации: эксперименты К. Левина, исследования университета Огайо, исследования Мичиганского университета, управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.

Ситуационный подход к организационному лидерству: РМ-теория лидерства Д.Мисуми, модель Ф.Фидлера, ситуационная теория Херси-Бланшара.

Нормативные модели лидерства (модель Врума-Йеттона-Яго). Биосоциальный подход к пониманию феномена лидерства.

Управление поведением организации как целого. Взаимодействие организации с внешней средой. Организация как открытая система. Детерминация структур и процессов организации средовой неопределенностью.

Управленческий цикл руководителя. Проблемное осмысление информации, запуск управленческих решений и делегирование полномочий.

Организационный конфликт, природа, генезис, стадии. Конфликтные управленческие позиции и зоны.

Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.

Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.

Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.

Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.

Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.

Основное управленческое отношение и его полярные модели. Приобщенный и отчужденный работник. Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, пресссинговый.

Поведенческие ресурсы управления и обратная связь управленческих отношений. Организационный порядок, субординационное и координационное поведение.

Проблемы нормы и патологии в организационном поведении. Деструктивное поведение работников.

Маркетинговое управление поведением. Имиджевые регуляторы организационного поведения. Управление поведением клиентуры: Клиентурный, антиклиентурный, избирательно-клиентурный и псевдоклиентурный типы поведения.

Методы научного исследования организационного поведения: наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, контент-анализ, опрос, эксперимент.

Методы и социальные технологии организационной диагностики и организационного развития: диагностические интервью, тренинги, игротехнические методы.

Изменения в организации, управление нововведениями, их типология. Силовые поля, организационные роли и позиции в нововведениях. Этапы разработки и внедрения программ оргразвития.

Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.

Прессинговые психологические состояния работников организации, их источники (ситуационная напряженность деятельности, временная дезорганизация поведения и др.), пути преодоления.

Персональное развитие в организации. Формирование профессиональной идентичности и должностное самоопределение работников: ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация коммуникативного пространства.

43.Ресурсы организационного поведения: временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.

44.Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.

45.Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.

46.Организационное поведение как функция стиля переработки информации работником. Связь типологических особенностей мышления работников с эффективностью их трудовой деятельности.

Начальник Учебно-методического

Управления С.Г. Зубанова