Аттестация в органах прокуратуры. Проведение аттестации прокурорских работников

Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников

Комментарий к статье 41

1. Прохождение службы в органах прокуратуры регламентировано настоящим ФЗ и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г.

Эти документы предписывают государственным служащим, которыми являются сотрудники прокуратуры, проходить аттестацию для определения их соответствия занимаемой должности, в целях повышения квалификации и укрепления служебной дисциплины. Аттестование — это управленческая кадровая процедура, осуществляемая в соответствии с требованиями закона и специальных нормативных правовых актов, издаваемых Генеральным прокурором РФ, по установлению квалификационной оценки работников прокуратуры на основе изучения их профессиональных и моральных качеств в целях определения их служебного соответствия, перспектив должностного продвижения и принятия на этой основе управленческих кадровых решений.

Аттестация прокурорских работников призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров. Она определяет уровень профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, создает резервы кадров на выдвижение. Аттестация решает вопросы по присвоению работникам первоначальных классных чинов, досрочному присвоению классных чинов, а в органах военной прокуратуры — воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

2. Прокурорские работники подлежат аттестации. Для сотрудников прокуратуры, имеющих классные чины либо занимающих должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, установлен особый порядок аттестации.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры — и воинских званий.

2.1. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующее образование и следующий стаж службы (работы) в занимаемой должности:

— прокуроры и следователи, научные и педагогические работники системы прокуратуры Российской Федерации (включая директоров (ректоров), их заместителей (проректоров), начальников отделов и подразделений научных и образовательных учреждений) — не менее шести месяцев;

— специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием — не менее одного года;

— специалисты со средним образованием — не менее трех лет.

Работники, имеющие высшее юридическое образование и перешедшие на работу в органы прокуратуры из представительных и исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, адвокатуры, нотариата, юридических служб предприятий, могут быть представлены к аттестованию по истечении трех месяцев работы (до истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев).

Аттестация работника проводится досрочно в межаттестационный период:

— при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка;

— по просьбе самого работника.

Аттестации не подлежат:

— беременные женщины и работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после их выхода из отпуска);

— офицеры органов военной прокуратуры, находящиеся в запасе (отставке) и поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры — при присвоении первоначального классного чина.

2.2. Аттестация должна содержать краткие сведения о работнике:

— год рождения, образование, стаж работы в прокуратуре, наличие наград;

— данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга;

— повышение профессионального уровня (самостоятельная учеба, прохождение стажировок, обучение в региональных учебных центрах, институтах повышения квалификации, аспирантуре);

— морально-психологические качества, черты характера, наклонности, отношение к коллегам, умение опираться в работе на подчиненных, обучать и воспитывать их;

— способность принимать ответственные решения;

— готовность служить в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в зонах вооруженных конфликтов;

— состояние здоровья, работоспособности;

— факты упущений и ошибок в работе, причины неправильного поведения;

— устранение недостатков, отмеченных при предыдущей аттестации, сведения о которой представляются в аттестационную комиссию.

В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации:

— о соответствии занимаемой должности; о неполном служебном соответствии занимаемой должности;

— о несоответствии занимаемой должности; о назначении на должность с понижением; об освобождении от занимаемой должности;

— об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребыванием на военной службе;

— о зачислении в резерв на выдвижение;

— о назначении на вышестоящую должность; о направлении на учебу (стажировку); о присвоении первоначального классного чина;

— о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно;

— о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по занимаемой должности; о поощрении; о распространении положительного опыта работы.

При необходимости может быть отражено, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому.

2.3. Аттестованию с целью зачисления в резерв на выдвижение либо для назначения на вышестоящую должность не подлежат работники в случае отказа от перевода к новому месту службы в отдаленные регионы, местности с неблагоприятными климатическими условиями, в зоны вооруженных конфликтов.

Работник должен быть заблаговременно ознакомлен с аттестацией для предоставления возможности высказать свои замечания по содержанию и выводам аттестации, которая представляется комиссии не позднее чем за месяц до ее рассмотрения. При несоответствии аттестации предъявляемым требованиям она возвращается для пересоставления с конкретными указаниями об устранении недостатков.

Аттестации подписывают и утверждают категории руководителей, которые определены п. 11 и 15 Положения об аттестации работников прокуратуры.

3. Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ утверждено Приказом Генерального прокурора РФ N 74 от 30 октября 1998 г.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Аттестация работников, достигших предельного возраста нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры, проводится по инициативе соответствующего руководителя органа и учреждения прокуратуры (далее — руководителя) при возникновении объективной необходимости, вызванной существенным снижением служебной активности или недостатками в личном поведении работника.

3.1. Для проведения и подготовки аттестации в органах и учреждениях прокуратуры РФ образуются аттестационные комиссии. Они состоят из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения или лица, их замещающие. Состав комиссии утверждается приказом соответствующего руководителя органа, учреждения прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре образуется Высшая аттестационная комиссия под председательством заместителя Генерального прокурора РФ, комиссия по аттестованию работников Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров Генеральной прокуратуры РФ и во Втором управлении — комиссия по аттестованию соответствующих специализированных прокуроров.

Высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ может заслушивать на своих заседаниях отчеты председателей других аттестационных комиссий.

3.2. Комиссия является совещательным органом. На заседании комиссии обсуждаются и вырабатываются для руководителя предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Комиссия заслушивает объяснения и ходатайства, обменивается мнениями и путем голосования принимает решение простым большинством голосов.

Работа комиссии планируется. Основу ее составляют указания соответствующего руководителя, план работы, предложения структурных подразделений, руководителей подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Перед утверждением протокола заседания лица, в отношении которых принято решение комиссией, в необходимых случаях могут быть заслушаны руководителем. По его решению может быть проведено повторное рассмотрение вопроса на заседании комиссии.

Решение комиссии докладывается руководителю и, в случае утверждения, реализуется установленным порядком.

3.3. Для проведения аттестации:

— утверждаются график проведения аттестации, повестка дня заседания комиссии;

— составляются списки работников, подлежащих аттестации;

— подготавливаются необходимые документы и справочные материалы.

График проведения аттестации утверждается руководителем и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Не позднее чем за две недели до начала проведения в аттестационную комиссию через кадровое подразделение представляются на работников материалы (аттестация, отзыв, представление, справки и другие), содержащие характеристику служебных и личных качеств, краткие сведения о них.

Во всех случаях аттестации предшествует изучение деятельности работника, его деловых и моральных качеств, истребуются отзывы отраслевых (структурных) подразделений.

3.4. Заседание аттестационной комиссии проводится по мере необходимости, и ее решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 2/3 ее состава.

Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности.

По результатам аттестации работника аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя мотивированные предложения. Результаты аттестации представляются руководителю не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Решения комиссии носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению до их утверждения руководителем.

Решение комиссии, утвержденное руководителем, незамедлительно доводится до исполнителей секретарем комиссии.

3.5. В случае утверждения решения комиссии о признании работника не соответствующим занимаемой должности он подлежит в срок не более двух месяцев переводу с его согласия на другую работу либо увольнению в порядке, установленном законодательством о труде.

При принятии решения о неполном соответствии занимаемой должности руководителем могут быть даны рекомендации работнику по улучшению его работы и установлен срок до шести месяцев для устранения недостатков, после чего должна быть проведена повторная аттестация.

Решение аттестационной комиссии до его утверждения может быть обжаловано соответствующему руководителю органа и учреждения прокуратуры, а после утверждения — вышестоящему прокурору или в суд. Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии.

Утвержденная руководителем органа и учреждения прокуратуры аттестация после ознакомления с ней работника под расписку приобщается к его личному делу.

4. В Главной военной прокуратуре аттестационная комиссия действует под председательством первого заместителя Главного военного прокурора.

В прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратурах комиссии образуются под председательством, как правило, первого заместителя прокурора. По согласованию с Генеральным прокурором РФ аттестационные комиссии могут создаваться в прокуратурах городов с районным делением.

В научных, образовательных учреждениях системы прокуратуры РФ комиссии образуются под председательством заместителей (проректоров) директоров (ректоров) по научной и учебной работе.

5. Классный чин — это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Классные чины прокурорским работникам РФ присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации.

К присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники РФ, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и следующий стаж работы в занимаемой должности:

— прокуроры и следователи, научные и педагогические работники (включая директоров, их заместителей, начальников отделов и подразделений) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ — не менее шести месяцев;

— специалисты, заведующие канцеляриями с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием — не менее одного года;

— специалисты, заведующие канцеляриями со средним образованием — не менее трех лет.

Досрочно или без соблюдения последовательности классный чин присваивается:

— при выдвижении на вышестоящую должность;

— за примерное исполнение служебного долга или особые отличия в работе.

При этом очередной классный чин может быть присвоен выше положенного по занимаемой должности (но не выше чем на два чина), за исключением классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса.

Прокурорские работники Российской Федерации, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Прокурорские работники РФ, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.

6. Указом Президента РФ N 659 от 30 июня 1997 г. утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников РФ.

6.1. Согласно Положению в системе прокуратуры РФ устанавливаются следующие классные чины (от низшего к высшему): младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору РФ Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам РФ, имеющим высшее юридическое образование. Заместителям Генерального прокурора присваиваются классные чины государственного советника юстиции 1 класса. Прокурорам субъектов РФ по должности присваиваются классные чины государственного советника юстиции 2 и 3 класса.

6.2. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника, советника, младшего советника юстиции присваиваются Генеральным прокурором РФ всем работникам органов прокуратуры. Классные чины в порядке поощрения и классные чины сотрудникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.

Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов Федерации. Устанавливаются следующие сроки пребывания в классном чине: младшего юриста — один год или до получения высшего юридического образования, юриста 3 класса — два года, юриста 2 класса — два года, юриста 1 класса — три года, младшего советника юстиции — три года, советника юстиции — четыре года. Сроки пребывания в чинах старшего советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса не устанавливаются.

6.3. Порядок присвоения классных чинов детализирован Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 1997 г. N 6-11 «О классных чинах прокурорских работников, знаках различия и форменном обмундировании прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» (в редакции от 13 февраля 1998 г. N 6-11). В нем указано, что представление о присвоении очередного классного чина необходимо вносить соответствующему прокурору не позднее чем за две недели до истечения установленного срока пребывания работника в предыдущем классном чине и рассматривать в тот же срок.

В представлении к присвоению классного чина указываются краткие биографические данные работника, даты назначения его на занимаемую должность, присвоения ему последнего классного чина (и по какой должности), а также даются оценка работы и характеристика его личных и деловых качеств.

При присвоении первоначального классного чина указывать дату аттестования, прежнее место работы (службы, учебы).

Время пребывания работника в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет не засчитывается в стаж службы, дающий право на присвоение очередного классного чина (кроме отпуска по беременности и родам).

Работников, имеющих дисциплинарное взыскание, не прошедших аттестование, а также в отношении которых возбуждены уголовные дела или проводится служебное расследование, к присвоению классного чина не представляют до снятия взыскания, признания их в аттестационном порядке соответствующими занимаемой должности, до окончания служебного расследования, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

Причины задержки указываются в представлении к присвоению классного чина, письменно уведомляют о них работника, а уведомление приобщают к личному делу.

Несоблюдение сроков представления работников к присвоению классного чина рассматривается как нарушение служебных обязанностей, влекущее привлечение виновных к ответственности.

Выписки из приказов о присвоении классных чинов вручают работникам, а также приобщают к личному делу и передают в бухгалтерию для начисления доплаты за классный чин.

Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеет изучение и адекватная оценка кадров органов прокуратуры. Комплексным средством выполнения этой задачи, определения соответствия работников занимаемой должности является аттестация.

Следует рассматривать аттестацию как комплексную процедуру - средство установления такого соответствия прокурорского работника занимаемой должности.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Она может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника. Работники, имеющие надлежащие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности (прокуроры и следователи, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев, специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием - не менее одного года, специалисты со средним образованием - не менее трех лет), подлежат первичной аттестации.

До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.

Аттестацию работников органов и учреждений прокуратуры проводят соответствующие аттестационные комиссии. Действуют: Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Генеральной прокуратуры РФ под председательством заместителя Генерального прокурора РФ; аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры РФ под председательством начальника управления кадров; аттестационная комиссия второго управления Генпрокуратуры РФ под председательством заместителя начальника управления; аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры под председательством первого заместителя Главного военного прокурора; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации под председательством, как правило, первого заместителя прокурора; аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений прокуратуры РФ под председательством заместителей

27. Присвоение классных чинов работникам органов и учреждений прокуратуры

В соответствии с Федеральным законом о прокуратуре прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры присваиваются классные чины. Эти чины присваиваются в соответствии с должностным положением и пожизненно. Генеральный прокурор РФ вправе присваивать классные чины и иным работникам.

Классный чин - это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Должности, по которым прокурорам и следователям присваиваются классные чины, перечислены в ст. 14-16 Закона о прокуратуре.

Установлены следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1, 2 и 3 классов, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 и 3-го классов, младший юрист.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов присваиваются Президентом по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование. Первоначальный классный чин, классные чины старшего советника и советника юстиции всем прокурорским работникам органов прокуратуры, а также классные чины прокурорским работникам Генеральной прокуратуры РФ и классные чины прокурорским работникам научных и образовательных учреждений прокуратуры РФ присваивает Генеральный прокурор РФ.

Другие классные чины присваиваются прокурорами субъектов Федерации.

28. Поощрение, а также дисциплинарная и иная ответственность прокурорских работников

За примерное исполнение прокурорскими работниками своих обязанностей по службе к ним применяются наряду с обычными поощрениями такие, как: награждение именным оружием; награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ.

Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры заключаются в том, что они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию не только за нарушения по службе, но и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Они могут быть предупреждены о неполном служебном соответствии, понижены в классном чине. Работник, совершивший проступок может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

29. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Статья 43. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры;

б) прекращения гражданства Российской Федерации;

в) нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника;

г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

д) разглашения сведений , составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

е) утраты доверия в соответствии со статьей 41.9 настоящего Федерального закона.

В целях обеспечения единого порядка проведения аттестаций и сдачи квалификационных экзаменов в органах прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур».

л) подготовку материалов аттестации, квалификационного экзамена для доклада представителю нанимателя.

3. Организация проведения аттестации

3.1. Аттестация гражданских служащих проводится один раз в три года.

3.2. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в замещаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, с которыми заключен срочный служебный контракт;

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

3.3. До истечения трех лет после проведения аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации после принятия в установленном порядке решения:

а) о сокращении должностей гражданской службы;

б) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

3.4. Для проведения аттестации гражданских служащих представителем нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации ежегодно утверждается график проведения аттестации федеральных государственных гражданских служащих ().

В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование органа прокуратуры Российской Федерации, его структурных подразделений, гражданские служащие которых подлежат аттестации;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих структурных подразделений органов прокуратуры Российской Федерации.

Не менее чем за месяц до начала аттестации график проведения аттестации доводится кадровыми подразделениями до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего под роспись.

3.5. Не позднее чем за две недели до 1-го числа месяца, в котором запланировано проведение аттестации, в кадровое подразделение представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации федеральным государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный непосредственным руководителем аттестуемого и утвержденный вышестоящим руководителем ().

Ответственными за своевременное представление отзыва и прилагаемых к нему документов являются непосредственные руководители структурных подразделений, в которых подлежащие аттестации гражданские служащие замещают должности гражданской службы.

3.6. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

е) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие за предшествующие три года;

ж) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3.7. К отзыву прилагаются сведения о выполненных аттестуемым федеральным государственным гражданским служащим поручениях и подготовленных проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего ().

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

3.8. Каждый аттестуемый гражданский служащий не менее чем за неделю до начала аттестации должен быть ознакомлен кадровым подразделением с представленным отзывом. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за обозначенный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

3.9. Аттестация проводится с приглашением на заседание аттестационной комиссии аттестуемого гражданского служащего и при необходимости его непосредственного руководителя. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а его аттестация переносится на более поздний срок.

О невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка, проведение организационно-штатных мероприятий и другие объективные причины) аттестуемый гражданский служащий должен до начала аттестации уведомить секретаря аттестационной комиссии.

3.10. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационной период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание аттестационной комиссии.

3.11. Обсуждение профессиональных и личных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

3.12. Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего основывается на определении:

а) его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы;

б) его участия в решении поставленных перед структурным подразделением задач;

в) сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение им ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

3.13. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

3.14. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

3.15. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3.16. Результаты аттестации в течение пяти рабочих дней после ее проведения заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110.

Аттестационный лист гражданского служащего подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.17. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

3.18. Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.

3.19. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

3.20. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации не позднее чем через семь дней после ее проведения.

3.21. В течение одного месяца после проведения аттестации издается организационно-распорядительный документ представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

3.22. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя органа прокуратуры Российской Федерации вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

4. Проведение квалификационного экзамена

4.1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, гражданской службы.

4.2. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

4.3. В случаях, предусмотренных и настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

4.4. Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

4.5. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией на основании организационно-распорядительного документа представителя нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации, издаваемого не позднее чем за 2 месяца до его проведения, в котором указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

4.6. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена письменно доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

4.7. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в аттестационную комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина ().

4.8. Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год, число и месяц рождения;

в) сведения о профессиональном образовании;

г) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

д) стаж государственной гражданской службы;

е) сведения об имеющемся классном чине гражданской службы и дате его присвоения;

ж) классный чин гражданской службы, возможность присвоения которого рассматривается;

з) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие за период с момента приема на гражданскую службу в органы прокуратуры Российской Федерации, назначения на должность, присвоения очередного классного чина;

и) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4.9. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена под расписку.

Гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

4.10. Аттестационная комиссия при проведении квалификационного экзамена оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

4.11. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации методом оценки профессиональных качеств гражданских служащих является экзамен.

Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, связанным с проверкой знаний законодательства Российской Федерации (ответы на вопросы экзаменационных билетов) и выполнением должностных обязанностей.

Экзаменационные билеты разрабатываются Главным управлением кадров и утверждаются председателем аттестационной комиссии.

Экзамен заключается в устном ответе гражданского служащего на 2 теоретических вопроса билета, касающиеся федерального законодательства и организационно-распорядительных документов органов прокуратуры Российской Федерации, а также на дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии.

На подготовку ответа гражданским служащим предоставляется не менее 20 минут.

В ходе экзамена не допускается использование гражданскими служащими специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации.

4.12. Аттестационная комиссия выносит решение о результате квалификационного экзамена в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

4.13. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

4.14. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению к Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111.

Экзаменационный лист гражданского служащего подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на экзамене.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв хранятся в личном деле гражданского служащего.

4.15. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя соответствующего органа прокуратуры Российской Федерации не позднее чем через семь дней после его проведения для принятия решения о присвоении классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо о направлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации представления для присвоения гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

К представлению прилагаются отзыв и экзаменационный лист гражданского служащего, которые после присвоения ему классного чина возвращаются в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную или специализированную прокуратуру для дальнейшего хранения в личном деле гражданского служащего.

4.16. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

5. Порядок обжалования результатов аттестации и квалификационного экзамена

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации и квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

_______________________________________________________

(должность начальника структурного подразделения,

прокурора города или района)

__________________ ____________________ ____________________

(классный чин) (подпись) (инициалы и фамилия)

"__" _____________ 20__ г.

С отзывом ознакомлен. Информирован о праве представить в

аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с представленным

____________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

"__" _____________ 20__ г.

_____________________________

* Отзыв на федерального государственного гражданского служащего главной группы должностей гражданской службы для присвоения ему классного чина, представляемый в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, утверждается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным или специализированным прокурором.

Обзор документа

Определен порядок проведения аттестации госслужащих органов прокуратуры и сдачи ими квалификационного экзамена.

Для реализации мероприятий создается специальная комиссия. Урегулированы вопросы ее деятельности.

Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Возможна организация испытания во внеочередном порядке. Например, если решено произвести сокращение должностей госслужбы.

Определены основания для проведения квалификационного экзамена. Он организуется по инициативе госслужащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через 3 месяца после дня подачи письменного заявления. Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, связанным с проверкой знаний законодательства и выполнением должностных обязанностей.

Определены документы, подготавливаемые к аттестации, квалификационному экзамену.

Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации Братановский Сергей Николаевич

§ 2.2. Аттестация как важнейшее звено в системе правовой оценки труда служащих прокуратуры

Совершенствование деятельности государственных органов в современный период невозможно без обоснованных оценок труда государственных служащих. Выдвинутая доктрина правового государства в своей практической реализации немыслима без грамотного подбора управленческого персонала, установления соответствия занимаемой должности работников государственных структур. Определение качеств, которыми обладает человек, во все времена оставалось непременным атрибутом технологии власти и управления. Еще с древности, когда управление приобрело форму искусства подбора людей на государственные должности, появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении их профессиональных качеств, обязательных для исполнения тех или иных трудовых функций. Прав был Сократ, сказав: «Целые государства погибали и будут погибать, если не научатся отличать хороших людей от плохих».

Аттестация (от лат. attestatio – свидетельство) – это проверка, определение соответствия деловой значимости, уровня знаний и навыков сотрудника, иных общественно значимых качеств занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественного состава кадров прокуратуры и эффективную их организацию, рост служебной и трудовой активности, повышение ответственности работников всех уровней за порученное дело. Аттестация является основным организационно-правовым средством решения задачи улучшения деятельности органов прокуратуры. Она занимает особое место, обеспечивает приоритетные направления развития кадровой системы.

Словарь по трудовому праву определяет аттестацию как проверку деловой квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности или выполняемой работе.

По мнению А.Д. Гавриленко аттестация представляет собой установленный законом порядок периодической проверки теоретических знаний, практических навыков, способностей и реальных возможностей работника с целью определения соответствия его занимаемой должности, перспективы к дальнейшему перемещению (включению в резерв на выдвижение, понижение или повышение в должности).

Ю.Н. Старилов под аттестацией государственных служащих понимает деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа. Итак, аттестация – это прежде всего деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании ее механизма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.

Институт аттестации государственных служащих начал складываться с 20-х годов XX века, когда были заложены основы оценочной деятельности. В. А. Воробьев выделил три критерия оценки работника советских государственных и правоохранительных органов: социальное происхождение, преданность правящему классу и добросовестное исполнение служебных обязанностей. В 60 – 70-е годы прошлого столетия сфера правового регулирования аттестационной деятельности стала значительно расширяться. В связи с этим некоторые авторы относят начало становления института аттестации именно к этому периоду. Так, И. М. Гуськова и В. Н. Меньшова считают, что зарождение аттестации в нашей стране относится к концу 60-х гг. и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике СССР и Госстрем СССР в мае 1969 года «Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений».

В отношение сотрудников внутренних дел особое внимание этому правовому явлению уделено в Положении о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденном Постановлением Совета Министров от 23 октября 1973 года, Инструкции о порядке применения Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел и Положении об аттестации рядового и начальствующего состава, которые были утверждены приказом Министерства внутренних дел СССР от 21 марта 1974 года.

По мнению В. М. Манохина, правовым началом аттестации для всех видов службы следует считать совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 года, которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов (Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 12. Ст. 153).

Вместе с тем, потребность в объективной оценке труда работников прокуратуры как представителей особого вида государственных служащих возникла гораздо раньше, как уже отмечалось, аттестование прокурорских и следственных работников в органах Прокуратуры СССР введено приказом Генерального Прокурора СССР № 15 от 24 января 1951 года. Это обусловлено возникшей необходимостью формирования профессионального кадрового состава прокуратуры.

Аттестация федеральных государственных служащих, к числу которых, относятся и работники органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, установлена современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности федеральной государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда. Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих определяется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Аттестация прокурорских работников является важнейшим элементом кадровой работы. Согласно статье 41 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации. Этот порядок установлен Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 года № 74. В соответствие с данным документом аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, созданию резерва кадров на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры – воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности (пункт 2 Положения). Все эти положения можно отнести к целями и задачами аттестации прокурорских работников.

Думается, что только при чрезвычайно расширительном толковании сущности подбора кадров, с большой долей условности, можно признать, что целью аттестации является улучшение подбора кадров для органов прокуратуры. Подбор кадров характеризуется прежде всего тем, что кадры отыскиваются, изучаются и оцениваются из состава претендентов на работу в органы прокуратуры. Аттестации же подлежат лица из действующего кадрового состава органов прокуратуры. И преследуемой целью этого мероприятия является определение путем оценки соответствия конкретного лица занимаемой должности в прокуратуре. При этом выводы могут быть сформированы следующим образом:

– работник соответствует занимаемой должности;

– работник не в полной мере соответствует должности;

– работник не соответствует занимаемой должности.

Как отмечает А.Ф. Смирнов, основаниями признания соответствующим должности являются обстоятельства, свидетельствующие о том, что работник не только справляется с порученным делом, но и заслуживает продвижения по службе на более высокие должности или на должности с большим объемом работы. Таким образом, улучшается состав работников и одновременно имеется возможность наиболее эффективно произвести их расстановку в организационной структуре должностей. Поэтому, более правильной и более точной целью аттестации кадров органов прокуратуры следует считать формирование высококачественного кадрового состава и улучшение расстановки кадров.

В научной литературе о кадровом управлении в органах прокуратуры имеется и иное утверждение о цели аттестации прокурорских кадров. Предполагается, что аттестация в органах прокуратуры проводится в целях определения служебного соответствия прокурорского работника предъявляемым ему профессией требований.

В. П. Рябцев, Е.Е. Дементьева, В. И. Куприянова, А. Н. Пашков высказываются о необходимости расширения, усовершенствования и развития традиционного подхода к цели аттестации не только как к определению соответствия работника прокуратуры занимаемой должности. В частности, рекомендуется рассматривать цели аттестации не только с позиции определения уровня соответствия работника занимаемой должности и выполняемой им работе, но и с точки зрения определения перспектив его профессионального роста, развития как личности и прогноза эффективности будущей деятельности. На наш взгляд, данная точка зрения представляется наиболее правильной, поскольку таким образом аттестация оптимизирует деятельность прокурорских кадров и создаст условия для профессионального роста.

Определение служебного соответствия прокурорского работника занимаемой должности является не целью аттестационной комиссии, а ее задачей, решение которой позволяет в конечном итоге улучшить качественный состав и расстановку кадров.

Аттестацию можно также рассматривать в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.

Аттестация в строгом ее предназначении скорее всего не может преследовать цели воспитания. В лучшем случае предстоящая аттестация заставляет работника подстраиваться под предъявляемые требования, но не формирует его поведение и, следовательно, непосредственно не воспитывает. В этой связи, представляется важным отказаться от идеи воспитания кадров с помощью их аттестации и уточнить объект оценки. Как правило, в настоящее время при аттестации превалирует описание служебной деятельности прокурорских работников, а именно количество актов прокурорского реагирования, проведенных проверок, их результативность, выявленные нарушения, участие в судебных заседаниях, выступления в средствах массовой информации и т. д. Вместе с тем, личности конкретного работника уделяется недостаточно внимания, при этом, в аттестационных документах в основном конкретизируются общие требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры. Получение представления о личностных деловых качествах возможно лишь при проведении систематического анализа и текущей оценки работы сотрудников.

Ю. И. Куликов считает, что аттестация должна представлять собой сложную многофункциональную, диалектически развивающуюся динамическую систему, которая объединяется целевой установкой и включает в себя разнообразные методы оценки профессионально важных качеств и профессионализма, различные виды и формы индивидуальной воспитательной работы, информационно-аналитического обеспечения, направленные на совершенствование профессионализма и развитие личности аттестуемых и их руководителей.

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции управления персоналом. Механизм аттестации является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов: 1) субъект аттестации; 2) объект аттестации; 3) непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих (управленческая процедура); 4) правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации. Рассмотрим механизм аттестации применительно к органам прокуратуры.

Субъект аттестации – это группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых, личных и нравственных качеств работника и результатов его деятельности. Субъекты аттестации оценивают работника при выполнении им его должностных обязанностей. Субъектом аттестации является аттестационная комиссия, состоящая из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных сотрудников. В соответствие с пунктом 6 Положения об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации образуются следующие аттестационные комиссии: высшая аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аттестационная комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аттестационная комиссия второго управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аттестационная комиссия Главной военной прокуратуры; аттестационная комиссия прокуратуры субъекта Российской Федерации, аттестационные комиссии научных, образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации.

Объектом аттестации являются лица, подлежащие аттестации. В соответствие с пунктом 3 указанного Положения аттестации подлежат прокурорские работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры – и воинских званий. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующее образование и следующий стаж службы (работы) в занимаемой должности:

– прокуроры и следователи, научные и педагогические работники системы прокуратуры Российской Федерации (включая директоров (ректоров), их заместителей (проректоров), начальников отделов и подразделений научных и образовательных учреждений) – не менее шести месяцев;

– специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием – не менее одного года;

– специалисты со средним образованием – не менее трех лет.

Не подлежат аттестации беременные женщины и работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (аттестация указанных лиц проводится не ранее чем через год после их выхода из отпуска), а также офицеры органов военной прокуратуры, находящиеся в запасе (отставке) и поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры – при присвоении первоначального классного чина (пункт 5.2 Положения).

Третьим обязательным элементом механизма аттестации является непосредственная деятельность по осуществлению аттестации, т. е. управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная процедура, отмечает Ю.Н. Старилов – это порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных государственных органах и органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях, организациях, т. е. система последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке работников, способствует эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

Аттестационная процедура включает следующие основные элементы: 1) постановку целей и задач аттестации; 2) разработку подготовительных мероприятий; 3) сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом; 4) выработку системы оценки работника; 5) проведение аттестационной оценки, выявление степени соответствия занимаемой должности; 6) подготовку аттестационными комиссиями рекомендаций; 7) установление порядка принятия руководящим органом, либо руководителем государственного органа решения но результатам аттестации о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении (стимулировании), включении его в резерв на выдвижение и т. д.; 8) формирование порядка реализации итогов аттестации – оценок и рекомендаций аттестационных комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий; определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц за их выполнение).

В соответствие с отмеченным выше Положением график проведения аттестации утверждается и доводится до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации (пункт 9). Не позднее, чем за две недели до начала проведения в аттестационную комиссию через кадровое подразделение представляются на работников материалы (аттестация, отзыв, представление, справки и другие), содержащие характеристику служебных и личных качеств, краткие сведения о них. Во всех случаях аттестации предшествует изучение деятельности прокурорского работника, его деловых и моральных качеств, истребуются отзывы отраслевых (структурных) подразделений (пункт 10).

В аттестации должны содержаться выводы и рекомендации:

– о неполном служебном соответствии занимаемой должности;

– о несоответствии занимаемой должности;

– о назначении на должность с понижением;

– об освобождении от занимаемой должности;

– об увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения работника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребывания на военной службе;

– о присвоении первоначального классного чина;

– о присвоении классного чина или очередного воинского звания досрочно;

– о присвоении классного чина (воинского звания) выше положенного по занимаемой должности;

– о поощрении;

– о распространении положительного опыта работы (пункт 10.2).

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает докладчика, аттестуемого, мнения кадрового органа, членов комиссии, проводит открытое голосование и большинством голосов присутствующих членов комиссии принимает решение (пункт 13.3 Положения).

Заключительным элементом аттестационной процедуры является проведение оценки. Оценка – показатель степени соответствия аттестуемого работника занимаемой должности. Она выступает в качестве необходимого условия предотвращения ошибок в подборе кадров и их рациональном использовании, а в конечном итоге повышает эффективность и качество труда. Таким образом, оценка является одним из главнейших элементов аттестационной процедуры.

Последней составляющей механизма аттестации является правовая основа – нормы, регулирующие аттестационно-правовые отношения. Право является важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность.

Проанализировав Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации аттестацию можно классифицировать по:

1) целям или возможным принимаемым решениям:

– о соответствии занимаемой должности;

– о присвоении классного чина;

– о поощрении;

– о зачислении в резерв на выдвижение;

– о назначении на вышестоящую должность;

– о направлении на учебу (стажировку);

– о распространении положительного опыта работы.

2) периодичности:

– периодическая (раз в пять лет)

– досрочная (при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, по просьбе самого работника).

3) обязательности для служащего прокуратуры:

– обязательная

– по инициативе работника

В пункте 3 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 11 ноября 1996 г. № 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» отмечено, что в работе по аттестованию прокурорских кадров основное внимание необходимо сосредоточить на изучении деловых и личных качеств, особенно руководящих работников, их способности правильно решать стоящие перед органами прокуратуры задачи и острые проблемы, находить и применять эффективные формы влияния на укрепление законности и правопорядка, настойчиво и последовательно добиваться конкретных результатов. Также нужно исходить из того, что аттестация должна стать реальным средством очищения органов прокуратуры от безответственных, профессионально и морально непригодных работников.

Применение аттестации в современный период в органах прокуратуры во многом свидетельствует о формальном подходе к оценке деловых и личностных качествах аттестуемого и порой превращается в аттестацию по документам. Так, в соответствие с пунктом 11 рассматриваемого нами Положения аттестацию на прокурорского работника подписывает его руководитель. Далее аттестационный материал направляется в аттестационную комиссию. Однако, этот нормативный акт не говорит о том, кто должен готовить (составлять) аттестацию. Вместе с тем, иные правовые акты, регулирующие аттестацию федеральных государственных служащих, содержат соответствующие положения. Так, в соответствие с пунктом 14 Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 7 марта 2007 г. № 50 «Об утверждении Инструкции об организации работы по проведению аттестации сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» отзыв о служебной деятельности сотрудника составляется его непосредственным начальником при условии совместной с ним службы не менее шести месяцев. При меньшем сроке совместной службы отзыв составляет прямой (вышестоящий) начальник, совместная служба которого с аттестуемым сотрудником превышает шесть месяцев. Аналогичное требование содержится в пункте 5 Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК РФ от 29 октября 2003 года № 1215, в соответствие с которым аттестационные листы сотрудников составляются их непосредственными начальниками.

Практика показывает, что сотрудник прокуратуры, подлежащий аттестации, сам составляет на себя аттестацию по шаблонам, подготовленным отделами кадров прокуратур субъектов Федерации. В данном случае невозможно полно и всесторонне оценить деловые и личные качества работника. Многие руководители прокуратур недостаточно внимания уделяют аттестации своих работников. Так, в информационном письме заместителя прокурора Саратовской области С.А. Бессчасного от 26 января 2006 г. № 6/33-2006 «Об итогах работы аттестационной комиссии в 2005 году» отмечено, что за 12 месяцев 2005 года аттестационной комиссией проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено 103 аттестации, по ходатайствам межгоррайпрокуроров рассмотрение аттестаций в отношении 11 оперативных работников откладывалось на срок от 2 до 6 месяцев в связи с недостатками в работе, после чего 3 оперативных работника аттестованы, 2 уволены из органов прокуратуры по собственному желанию, аттестование 6 оперативных работников запланировано позднее. Вместе с тем, некоторые прокуроры не в полной мере осознают аттестование как одно из важнейших направлений совершенствования деятельности органов прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, при составлении аттестаций проявляют формализм, представляют работников, которые по своим деловым качествам не могут быть аттестованы по занимаемой должности. Некачественные аттестации представлялись прокурорами г. Хвалынска, Александрово-Гайского, Ивантеевского районов Саратовской области. Указанным прокурорам аттестации возвращались в связи тем, что в них они не отразили эффективность работы своих подчиненных. В связи с изложенным, всем межгоррайпрокурорам следует принять необходимые меры по устранению отмеченных недостатков и повышению качества составления аттестаций, эту работу следует считать личной обязанностью прокуроров. При подготовке аттестаций на оперативных работников необходимо изложить оценку их работы.

На наш взгляд, установление прямого запрета на составление работником аттестации на самого себя будет способствовать объективности его оценки. Поэтому целесообразно включить в Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации норму, обязывающую руководителя самостоятельно составлять аттестацию на находящегося в его подчинении работника. Также необходимо запретить аттестуемому сотруднику принимать участие в составлении на него аттестации и предусмотреть дисциплинарную ответственность за нарушение данного запрета (см. приложение 3).

Эффективность реализации аттестационной процедуры во многом зависит от компетенции аттестационной комиссии. Ю. А. Розенбаум подчеркивает, что формирование независимой и высококвалифицированной аттестационной комиссии является главнейшим условием проведения качественной оценки государственного служащего. Вместе с тем, как полагает Ю.Н. Старилов, не стоит переоценивать значение института аттестационных комиссий и самих демократических начал при ее организации. В любом случае аттестацию организует руководитель государственного органа, следовательно, он и должен создавать аттестационную комиссию. Выводы комиссий носят рекомендательный характер, итоговое решение во всех случаях принимает руководитель.

Проведенный нами анализ показывает, что в 2003–2006 годах в Самарской, Волгоградской, Кемеровской, Тульской, Астраханской и других областях в аттестационные комиссии включались лица, имеющие небольшой по сравнению с аттестуемыми стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, в 47 % случаев большинство членов аттестационных комиссий не имели представления о личности аттестуемых и делали вывод о соответствии занимаемой должности исходя из аттестационных документов.

В соответствие с приложением № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 21 июня 2006 г. № САЭ-3-15/372@ «Об аттестационных комиссиях Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов» в состав аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов входят: профессор кафедры государственной службы Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Российской государственной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Аналогичная правовая норма содержится в приложении № 1 к Приказу Федерального агентства воздушного транспорта от 20 июня 2007 г. № 145 «О Комиссии по проведению аттестации и квалификационных экзаменов федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта». В соответствие с пунктом 8 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, в состав аттестационной комиссии включаются представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Следует заметить, что правовое закрепление включения в состав аттестационных комиссий независимых экспертов является новшеством в российском законодательстве, регулирующем аттестационные процедуры. Подобное поднимает аттестацию государственных служащих на более высокий уровень, придает ей больше профессиональности и общественного значения. Участие эксперта при проведении аттестации повышает авторитет аттестационной комиссии и совершенствует оценочную систему.

С. Н. Новиков высказывается о том, что профессиональные психологические познания помогают определить перспективы карьерного роста аттестуемого государственного служащего, возможность скорейшей адаптации к новым условиям труда, коллективу, выявить и решить некоторые проблемы, возникающие в процессе выполнения работником своих должностных обязанностей. Как отмечает начальник психологической службы, главный специалист-психолог управления кадров Генеральной прокуратуры РФ В. Глибовец, в современных условиях психологическая работа с сотрудниками, включающая в себя формирование и сохранение кадрового потенциала, профилактику дезадаптивных состояний, укрепление дисциплины, совершенствование системы профессиональной подготовки работников, должна рассматриваться как одно из важнейших направлений повышения эффективности деятельности органов прокуратуры. На наш взгляд, участие специалиста-психолога при проведении аттестации прокурорских работников позволит комплексно и всесторонне оценить личность конкретного человека.

Аттестация в органах прокуратуры в современный период имеет ряд недостатков. Членами комиссий не учитываются потенциальные возможности сотрудников трансформировать и развивать свою профессиональную деятельность, в лучшем случае оцениваются адаптационные возможности и способности аттестуемых использовать положительный опыт других. Предпосылки к этому заложены в Положении об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, пункт 13.2 которого допускает рассмотрение аттестации в отсутствие аттестуемого работника. На наш взгляд, целесообразно внести изменения в указанное Положение и законодательно предусмотреть обязательное присутствие сотрудника на заседании аттестационной комиссии, в случае его неявки по каким-либо причинам, аттестация должна быть перенесена. Не может быть объективным решение, принятое в отсутствие аттестуемого лица.

Фиктивность аттестации в органах прокуратуры выражается в том, что она дает оценку личности с позиций внешнего наблюдателя, сам оцениваемый при этом не заинтересован в получении объективной оценки своих качеств и заботится в первую очередь о том, чтобы выглядеть положительно в глазах аттестационной комиссии. Сохраняются надежды построить модель высококвалифицированного специалиста, на основе которой можно будет вести диагностику деловых и личностных качеств и осуществлять привязку людей к рабочему месту, должности, виду деятельности. На наш взгляд, способствовать решению данных проблем может обязательное участие в аттестационных процедурах экспертов и психологов. Однако, нормативно это не закреплено. На практике имеются единичные случаи приглашения штатных психологов на заседания аттестационных комиссий. Поэтому, представляется целесообразным внести изменения в Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и ввести указанных лиц в состав комиссий.

Нельзя не согласиться с мнением Ю. В. Турковой о том, что целесообразно обратить внимание на демократизацию аттестационного процесса, большую включенность в него сослуживцев аттестуемого, его подчиненных, на необходимость обеспечения комплексности и объективности оценки, причем не только и не столько качеств аттестуемого, сколько качества интенсивности его труда, а главное – его эффeктивнocти.

Подводя итог, можно утверждать, что в современный период назрела необходимость изменения аттестации в органах и учреждения прокуратуры Российской Федерации. В законодательстве не содержится определение аттестации в органах прокуратуры. Исходя из проведенного исследования и анализа правовых норм можно предложить следующее определение. Аттестация в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации – это процедура, складывающаяся при прохождении федеральной государственной правоохранительной службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных, нравственных качеств, результатов труда в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего прокуратуры занимаемой должности, решения вопроса о присвоении классного чина, поощрения, повышения эффективности управления. автора Автор неизвестен

Статья 48. Аттестация гражданских служащих 1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Глава 10. ОПЛАТА ТРУДА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Статья 50. Оплата труда гражданского служащего 1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа 1. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд

Из книги Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации автора Братановский Сергей Николаевич

7. Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих Процесс прохождения службы включает в себя реализацию служебных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также возможное применение к служащему мер поощрения и

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 2.3. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовой защиты служащих органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации В современной России служащие государственных органов находятся под защитой государства. Степень социальной защищенности тех или

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

§ 2.4. Правовое регулирование поощрения служащих органов и учреждений прокуратуры, порядка привлечения их к дисциплинарной и иной ответственности Среди правовых средств повышения эффективности деятельности государственных служащих в системе государственных органов

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

37. Правовой статус муниципальных служащих Правовой статус муниципального служащего – это совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты связанные со службой и ответственность за выполнение своих функций. Он определяется Конституцией РФ, ФЗ, уставами

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

68. Правовой статус работников прокуратуры Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья

Из книги Охрана труда на транспорте автора Корнийчук Галина

9. Муниципальное право в правовой системе Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная отрасль, самым тесным образом взаимодействующая со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.Так,

Из книги автора

27. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры, аттестация прокурорских работников Статья 403 Федерального закона «О прокуратуре РФ» гласит:«1. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения

Из книги автора

109. Организация правовой пропаганды в органах прокуратуры Приказ Генерального прокурора выдвигает ряд требований к организации правовой пропаганды в органах прокуратуры.1. Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военные, транспортные и иные специализированные

Из книги автора

ГЛАВА IV. Правовой статус Крыма и правовой статус Севастополя в системе многовекторной политики

Из книги автора

Стандарт отрасли. Система стандартов безопасности труда. Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки ОСТ 54-3-2622.75-2000 (извлечения) Настоящий стандарт устанавливает основные общие требования

Аттестация прокурорских работников призвана поспособствовать совершенствованию деятельности учреждений и органов прокуратуры по расстановке, повышению квалификации и подбору служащих, определению уровня профподготовки и соответствия занимаемой должности каждого из них, формированию кадрового резерва на выдвижение, разрешению вопросов касательно присвоения работникам классных чинов или воинских званий как в планомерном, так и досрочном порядке.

Проведение аттестационного контроля

Аттестационным проверкам должны быть подвержены работники, которым в соответствии с занимаемыми должностями предусмотрено присвоение воинских званий или классных чинов. Проводиться данная процедура должна один раз в пять лет. Однако также предусмотрена возможность для работников органов прокуратуры быть аттестованными и в межаттестационный период. Такое может произойти в следующих случаях:

  • при совершении в работе порочащего его профессиональный уровень проступка или наличии значимых упущений в выполнении заданий регулярного характера;
  • при выдвижении на вышестоящую должность;
  • по просьбе самого работника.

Аттестационная комиссия

Проведение оценки соответствия служащих занимаемым должностям в учреждениях и органах прокуратуры Российской Федерации начинается с создания соответствующих аттестационных комиссий. В них входят председатель, его заместитель, секретарь и члены комиссии, являющиеся руководителями учреждения и его структурных подразделений. Состав совета утверждается соответствующим приказом руководителя госучреждения, служащие которого должны пройти аттестационную проверку.

Комиссия является совещательным органом. Во время ее заседания составляются, обсуждаются и четко формируются для руководителя аттестуемой госструктуры предложения по вопросам кадровой политики, а также по некоторым, им сопутствующим, непосредственно связанным со службой в учреждении.

Советом заслушиваются ходатайства и объяснения, его члены обмениваются друг с другом мнениями в отношении каждого аттестуемого и затем путем голосования принимают решение о соответствии его профессиональных качеств обязанностям занимаемой должности.

Аттестация персонала. Видео

Порядок проведения проверки

При проведении аттестации первоначально утверждается график ее проведения и составляется повестка дня заседания комиссии, формируются списки служащих, которые подлежат оценке, подготавливается необходимая документация и справочные материалы. Во всех случаях аттестация работников органов и учреждений прокуратуры начинается с изучения деятельности каждого из них, моральных и деловых качеств, анализа отзывов из структурных (отраслевых) подразделений.

Аттестационные документы должны содержать краткую информацию об аттестуемом: год рождения, образование, опыт работы в учреждениях прокуратуры, наличие наград, сведения о профессиональной подготовке, организаторских и творческих способностях, компетентности, инициативности и т.д.

Оценочная проверка проводится в присутствии аттестуемого. Если последний не явился на заседание комиссии без уважительной причины, аттестация будет проведена в его отсутствие. Служащие, аттестуемые впервые, обязательно должны присутствовать на заседании комиссии. Это же касается и лиц, обжаловавших результаты аттестации, или тех, в отношении которых был сделан вывод о полном или неполном соответствии занимаемой должности.

На основании выводов комиссии по аттестации прокурорских работников создается внутренний резерв кадров. Особенностью последнего, в отличие от кадрового резерва для приема на работу в госучреждение, является то, что его цель — выдвижение наиболее проверенных в деятельности и подготовленных служащих на вышестоящие должности.