Значение слова каинова печать. Каин: печать милосердия

Главным шагом к научному изучению вост. древностей в 1-й пол. XIX в. стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и егип. иероглифического письма . Одновременно европ. дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как Вавилон , библейский Аскалон , гробницы фараонов и храмы Египта, Бехистунская надпись, Ниневия (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, а затем и Нимруд.

С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III , в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала , в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук).

Сиро-палестинский период

В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса .

Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами (Robinson E ., Smith E . Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк.

Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима . Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. доР. Х.) приписывали царю Соломону , а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев) была отнесена к эпохе крестовых походов . В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.

Значительным событием в истории становления А. б. были находки Ш. Клермон-Ганно, франц. консула в Палестине (с 1867), к-рый заложил основы палестинской эпиграфики, введя в научный оборот ряд важнейших для А. б. объектов: стелу моавитского царя Меши, надпись на греч. языке, запрещающую неевреям вступать во двор иерусалимского храма, граффити на оссуариях; он же отождествил руины г. Гезера и др. В 60-х гг. XIX в. в исследования древнего Иерусалима включились рус. ученые. Возглавив в 1865 г. Русскую духовную миссию в Иерусалиме , архим. Антонин (Капустин) организовал раскопки и публикацию их итогов на передовом для своего времени научном уровне. Им был открыт второй обвод городской стены (445 до Р. Х.), «Судные врата» и часть конструкций базилики имп. Константина (см. в статьях «Иерусалим », «Гроба Господня храм »). В те же годы проф. КДА А. А. Олесницкий начал издавать очерки древностей Палестины (Судьба древних памятников Св. земли. СПб., 1875; Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889, и др.). Базовую роль в их натурном изучении играло имп. Палестинское православное об-во (с 1882). В 90-х гг. XIX в. им был поддержан ряд экспедиций в Св. землю под рук. Н. П. Кондакова , М. И. Ростовцева , Н. Я. Марра , в 10-х гг. XX в. предполагалось открыть рус. археологический ин-т в Иерусалиме (см. Беляев Л . А . и др . Церковная наука: Библейская археология // ПЭ. Т.: РПЦ. С. 435-437).

В кон. XIX - нач. XX в.

изучение древностей, имеющих значение для А. б., ускорилось. Это имело вненаучные геополитические предпосылки (ослабление Турции, «освоение» Ближ. Востока европ. гос-вами) и было связано с формированием методов научной археологии, с потребностью богословов на основании археологических источников опровергнуть выводы гиперкритиков (см. Гиперкритицизм).

Диспропорция в развитии полевых исследований еще сохранялась: первенство оставалось за объектами Месопотамии и Египта, земли к-рых были лучше изучены, а памятники давали множество письменных источников. В 1872 г. среди 25 тыс. текстов из б-ки Ашшурбанипала был обнаружен вавилонский вариант описания потопа «Эпос о Гильгамеше»; недостающую часть текста эпоса нашел Дж. Смит в Куюнджике.

В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный.

С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями.

В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

Межвоенные годы

(Особенно 1920-1935) называют «золотым веком» ближневост. археологии. После первой мировой войны были открыты для археологических работ земли бывш. Турецкой империи, на управление к-рыми получили мандаты Англия и Франция. На Ближ. Востоке находили все большее применение методы раскопок, разрабатываемые доисторической и классической археологиями. Особое значение имели возросший интерес к археологии, а также продолжение богословской полемики между «модернистами» и «традиционалистами».

С 20-х гг. XX в. открытия следовали одно за другим: Эль-Амарна (где начал работы Дж. Пендлбери) и Библ (библ. Гевал), порт древней Финикии, где П. Монте открыл гробницу с саркофагом царя Ахирама (см. Ахирама саркофаг), Бет-Шеан в Десятиградии , где К. С. Фишер, А. Роу и Г. Фицджералд вскрыли слои до III тыс. до Р. Х.; Ч. Л. Вулли (до 1914 руководил работами в Кархемише) возглавил экспедицию Британского музея (до 1934) на руинах Ура , города Авраама (Ур, или Телль-эль-Мукайяр); 1925 г.- открытие «архива» в Нузи , содержащего сведения об эпохе ветхозаветных патриархов (Йорган-Тепе, сев. Багдада, у гор Юж. Курдистана).

Для развития археологии Св. земли благоприятное время началось с установления брит. мандата (1917). Были созданы органы охраны памятников, аналогичные брит. (Палестинский департамент древностей). Особое значение имело начало работ Американских школ исследования Востока под рук. У. Олбрайта . Прибыв в Иерусалим в 1919 г., он организовал работы на Телль-эль-Фуль и Кириаф-Сефере (1922). Его ученики работали также на Бет-Цуре (см. Беф-Цур), Телль-Бейт-Мирсиме , Бет-Шемешеи др. Территория раскопок быстро расширялась, работы проводились в Рас-Шамре (Угарит) и Аскалоне, в разных частях Иерусалима (Макалистер, К. Данкан и Дж. У. Кроуфут с 1923 исследовали холм Офел; Э. Л. Сукеник - городские стены) и в пещерах над Галилейским м., где были найдены следы доисторического человека. В это же время открыли и исследовали одну из первых земледельческих культур - натуфийскую (Д. Гаррод, 1928-1934). Начинались раскопки в Мегиддо (Фишер и др.), Герасе в Иордании (Хорсфилд и Кроуфут), в Мицпе (Телль-эн-Насбех) и Телль-Бейт-Мирсиме к юго-западу от Хеврона . Организация работ и фиксация раскопанных объектов были поставлены на должную высоту. Олбрайт смог составить четкую типологию и хронологию керамики железного века (уточнена Фидиан-Адамсом на Аскалоне, самим Олбрайтом на Гивеафе и в Телль-Бейт-Мирсиме, работами в Бет-Эле (см. Вефиль) и Мегиддо), Кроуфутом в Самарии и Э. Грантом (раскопки на Бет-Шемеше, открывшие период его захвата древними евреями в XII-IX вв. до Р. Х.).

Печать с надписью: "Шемы, слуги Иеровоама". VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия


Печать с надписью: "Шемы, слуги Иеровоама". VIII в. (?) до Р. Х. Мегиддо. Копия

30-е гг. XX в. ознаменовались работами Дж. Гарстанга (Палестинский департамент древностей) в Иерихоне, где была открыта первая городская культура неолита (в 1952-1958 К. Кеньон). Были начаты раскопки крепости эпохи Маккавеев в Беф-Цуре. Дж. Л. Старки копал в Лахише и собрал важные сведения об эпохе проповеди прор. Иеремии (626/27-586 до Р. Х.). Работы в библейском Гае позволили в дальнейшем идентифицировать этот город. Особое значение имели 13-летние обследования Трансиордании, от Акабского зал. до сир. границы. Н. Глюк идентифицировал и датировал кладбище набатейской эпохи в Джебель-эт-Таннур (1937), северо-восточнее Мёртвого м., а в послевоенный период - Эцион-Гевер. B. Мазар приступил к изучению самого большого евр. кладбища Бет-Шеарим. Важны результаты раскопок Мари (Телль-Харири) на Евфрате, продолжавшиеся до 1960 г. (А. Парро), а также работы К. Шеффера на Рас-Шамре (Угарите), к-рые дали образцы древнейшей в мире алфавитной письменности.

В межвоенный период экспедиции были лучше организованы, их состав стал профессиональнее, отчеты писались более тщательно, а материалы быстрее анализировались, сопоставлялись с др. и публиковались. Накануне второй мировой войны отношения колониальных властей и местного населения приобрели конфликтную форму, приводившую подчас к гибели археологов.

2-я пол. XX в.

Основой работ в 50-60-х гг. оставались проекты западноевроп. и амер. научных школ: сложные раскопки Иерихона велись под рук. К. Кеньон (1952-1968); работы в Сихеме (под рук. Э. Райта) доказали, что город восходит к бронзовому веку. Копали в Гиввефоне (Дж. Б. Причард), в Иерихоне рим. эпохи (Д. Л. Кельсо, Дж. Б. Причард), в Беф-Сане (Н. Зори), в Дивоне (У. Мертон) и Дотане (Й. П. Фри). П. Лапп раскопал Арак-эль-Эмир, Таанах, поселение IV тыс. до Р. Х. Баб-эд-Дра (с большим некрополем) и обнаружил под Иерихоном папирус из Самарии, датированный 722 г. до Р. Х. При раскопках в Кесарии была найдена надпись с упоминанием Понтия Пилата. В 70-80-х гг. осуществился крупный проект - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер, Дж. Д. Сегер и др.). Обученные в Гезере израильские археологи приступили затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Сепфорисе, Лахаве, Телль-Микне и др. местах.

Особенно широко развернулись работы в Петре: в 50-х гг. Иорданский департамент древностей начал реставрацию памятников и раскопки (Ф. Хаммонд), с 60-х гг. продолженные экспедицией Принстонской теологической семинарии. В Марибе было выявлено много произведений сабейского искусства и храм богини Луны VIII в. до Р. Х. Ж. Перро работал в Телль-Абу-Матаре (под Беэр-Шевой). Был найден и изучен ряд поселений энеолита на вост. берегу Мёртвого м., в Иордании (Телейлат-эль-Гассуль).

Значительный вклад в исследования Месопотамии внесла и российская экспедиция под рук. Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта и Н. О. Бадера, работавшая с 1969 г. в Ираке и Сирии на памятниках VII-III тыс. до Р. Х.

Независимые гос-ва, образовавшиеся после войны, и прежде всего Израиль, были заинтересованы в изучении археологии. Наряду с западноевроп. и амер. учеными начали разворачивать работы музеи Тель-Авива и Иерусалима, Израильское исследовательское об-во, Еврейский ун-т и др. орг-ции. Ими руководило первое поколение местных археологов, еще до войны получившее образование в Европе и Америке,- Мазар, Сукеник, Авигад, Ави-Йона и др. Большую роль сыграли первые сведения о рукописях Мёртвого м. (см. Кумранские рукописи), появившиеся в 1947 г. 2 года спустя Р. де Во развернул исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.

Израильские археологи придерживались неск. иных методов, чем европ. и амер. Они больше уделяли внимания краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев и др.), целенаправленно изучали эпоху поздней бронзы; раннего железа; период Второго храма. И. Ядин развернул поиск памятников последней фазы истории Др. Израиля, особенно периода восстания Бар Кохбы (первые серьезные находки были сделаны в 1951 Хардингом и де Во, в их числе «медный свиток» - список сокровищ кумранитов). В 60-х гг., обследуя Мёртвое м., Ядин по аэрофотоснимкам определил место рим. лагеря под Ен-Геди и нашел останки бойцов Бар Кохбы в окрестных пещерах. Вскоре были изучены остатки крепости израильтян Масады .

Израильские ученые нового поколения с 50-х гг. начали копать в Асоре (с 1955), на Рамат-Рахель и Араде (Ахарони, 50-60-е гг. ХХ в.), в Ашдоде и в Кесарии (Ави-Йона, А. Негев), исследовали синагоги первых столетий по Р. Х., Мампсис - самый вост. город Центр. Негева. В кон. 60-х гг. раскопки начались в Старом городе Иерусалима (в 1968 под рук. Мазара к югу от Храмовой горы) и на Синае. Одна за другой следовали находки: свиток из Кумрана - «учебник» религ. правил, заметки к постройке храма и даже план военной мобилизации; в одном из многочисленных оссуариев были найдены останки человека, подвергнутого распятию; надписи, содержащие мн. имена, упоминаемые в Евангелиях и Деяниях. Работы, начатые в Еврейском квартале Старого города Иерусалима (под рук. Авигада), открыли виллы и мощеные улицы эллинистической эпохи, остатки древних стен, резиденцию Ирода, термы, визант. церковь.

Важную роль играли работы 70-х гг. на Телль-эль-Хеси, показавшие сложность укреплений и высокий уровень развития города эпохи бронзы. Было доказано, что обживание телля Хисбан восходит примерно к 1200 г. до Р. Х. и это мог быть древний Сихон. При работах во дворе арм. церкви на горе Сион (Иерусалим) было обнаружено поселение VII в. до Р. Х., где найдены фигурки животных и людей; в 1975 г. открыли кладбище VII-VIII вв. до Р. Х. на склоне долины Кедрона, севернее Дамасских ворот; в Дане нашли «рогатый алтарь» древних евреев (кубический блок известняка IX в. до Р. Х.), стоявший во внутреннем дворе на возвышении. Появились новые материалы эпохи Второго храма: в Иерусалиме - это улицы, устроенные в эпоху Ирода. Были открыты и первые святилища филистимлян (напр., храм в Телль-Касиле, остатки 2 деревянных колонн к-рого напоминают описанные в Книге Судей (16. 26)). В 70-х гг. в Лахише обнаружены сосуды-хранилища с царскими печатями, уровни разрушения города Синаххерибом (нач. VIII в. до Р. Х.) и Навуходоносором II (VI в. до Р. Х.), а также егип. надпись в уровне XII в., позволившая отнести гибель города хананеев к эпохе завоевания Ханаана евр. племенами. Важнейшие для А. б. открытия были сделаны в Сирии - Рас-Шамра (Угарит), в Ливане - Баальбек, Библ, Сидон, Тир, Камед-эль-Лоз (Кумиди) и Зарефат, Эбле (Телль-Мардих, под Халебом). Итал. археолог П. Маттиэ нашел подтверждения тому, что жители Эблы, города-гос-ва 2-й пол. III тыс. до Р. Х., говорили на особом семит. языке, их верования могут быть соотнесены со сведениями из ВЗ.

Вне Св. земли изучение памятников, важных для А. б., активизировалось в самом широком диапазоне, начиная с «эпохи патриархов» до новозаветных времен, и на огромной территории: от Сев. Африки до Эфеса и Коринфа, от В. Нила до Англии. В 1979 г. было объявлено об открытии егип. археологами древнего города Йона, где бывали Иосиф , Моисей , Платон .

На основе появившихся новых данных А. б. ученые пришли к выводу об особой роли Ближ. Востока и его древней истории в развитии человечества: так, земледелие, обнаруженное в этом регионе, оказалось более древним, чем считалось ранее. Было определено важнейшее звено в переходе к оседлости и созданию «протодеревень» (натуфийская культура мезолита). Раскопки К. Кеньон в Иерихоне показали следующую стадию: расцвет производящего хозяйства и сложение первых «городов». Опираясь на развитую систему стратиграфии, Кеньон открыла слои неизвестной ранее эпохи - «докерамического неолита». Выяснилось, что уже в IX-VII тыс. до Р. Х. человечество прочно владело навыками земледелия и строительства каменных крепостей, что памятники, близкие древнему Иерихону, покрывают юг М. Азии, предгорья Загроса, Сев. Месопотамию, Иорданию (Бейда), Сиро-Палестинский регион (Айн-Газаль, Бейсаман и др.).

Археологические свидетельства библейской истории ВЗ

Археологические памятники Ближ. Востока обладают особенностями, позволяющими восстанавливать историю на протяжении мн. столетий. Важнейшие из них - телли - холмы, образованные остатками долговременных поселений (в т. ч. городов, выросших на базе земледельческой экономики), последовательно наслоившихся один на др. Эта последовательность отражает непрерывность развития, иногда с краткими или длительными разрывами, знаменующими природные или исторические катаклизмы: сейсмические и климатические сдвиги, войны, миграции, перегруппировку или смену населения. Средние хронологические рамки существования теллей - от 1 до 2 тыс. лет, но среди них есть такие «долгожители», как Телль-эс-Султан, впервые заселенный более 11 тыс. лет назад (на его вершине стоит совр. Иерихон). В Палестине телли характерны прежде всего для прибрежных, межгорных и речных долин; их высота в отдельных случаях превышает 20 м, площадь колеблется в среднем от 2,8 до 8 га, известны совсем небольшие (0,8 га) холмы и телли-гиганты (Асор, 80 га). Информативность теллей исключительно велика: они являются эталонами и для установления относительной хронологии памятников, и для исторической интерпретации их материалов.

Важны и однослойные памятники, не столь долговременные, как телли. Их многообразие (отчасти диктуемое резким различием природных зон Св. земли, см. в ст. «География библейская ») позволяет исследовать структуру заселения региона. Известны мн. тысячи поселений: от земледельческих поселков, прибрежной и речных долин с сырцовыми наземными домами до карстовых пещер и базальтовых домов горных областей, подземных жилищ и шахт древних рудокопов. Особую группу памятников составляют медные рудники, документирующие особую роль Св. земли в возникновении металлургии. Для суждения об идеологии, мировосприятии и духовной культуре населения важнейшими являются погребальные памятники. В Палестине фиксируются самые различные формы обряда: трупоположения в ямах (вытянутые или скорченные), вторичные захоронения костей в оссуариях, наземных (дольмены, каменные ящики, купольные гробницы и др.) и подземных сооружениях. Часть погребений сопровождается заупокойными дарами, иногда достаточно богатыми и информативными. К религ. памятникам относятся реже встречающиеся пустынные святилища и единичные каменные зооморфные изображения. Важнейшим видом находок (в Палестине сравнительно редким) являются древнейшие надписи на камне, глине и др. материалах, начиная со знаменитого Гезерского календаря (X в. до Р. X.) и стелы Меши (IX в. до Р. X.) до Кумранских рукописей.

Разработка единой общепринятой методики сопоставления археологических материалов с текстами Свящ. Писания еще далека от завершения, поскольку задачу сопряжения археологических и письменных данных осложняют 2 внешне противоположные тенденции: попытки найти точное археологическое подтверждение даже тем библейским событиям, к-рые вообще едва ли могли оставить значимый археологический след, или, наоборот, опровергнуть библейскую традицию малопригодным для этого археологическим материалом. Кроме того, перед исследователем встает соблазн так или иначе связать с библейской историей всякий значимый памятник в регионе. Подобные попытки были даже у очень крупных ученых, напр. у Н. Глюка, к-рый по данным произведенных им раскопок связывал запустение Заиорданья в cер. II тыс. до Р. Х. с набегом Кедорлаомера на эту территорию (Быт 14), хотя такой набег едва ли мог существенно сказаться на заселении региона, последующие раскопки показали, что не было и самого запустения. С др. стороны, сведения из Библии о взятии того или иного города часто ставят под сомнение, поскольку археологические раскопки не выявили там следов разрушения в соответствующую эпоху; однако следы могут остаться только от разгрома крупных масштабов, а он мог и не отразиться в библейском повествовании.

Археология, как правило, фиксирует отдельные детали культурного развития или основные этапы истории поселений и районов, отражающие крупномасштабные процессы - климатические, экономические и социальные изменения, но она не может с точностью определить ни причинно-следственную связь, ни чем именно были вызваны эти процессы и изменения.

Долгое время эпоху ветхозаветных патриархов связывали с периодом, известным по раскопкам Мари (XIX-XVIII вв. до Р. Х.), поскольку и библейское повествование, и эти раскопки рисуют быт «номадических» зап. семитов; однако подобный образ жизни был распространен на Ближ. Востоке и в более ранние, и в более поздние времена и лишь случайно стал известен по открытию архива Мари.

В Св. земле для периода ранее кон. XI - 1-й пол. X в. до Р. Х. (правление царей Давида и Соломона) археологический материал рисует общую картину развития, но не выявляет конкретных событий библейской истории: перипетии существования небольшой древнеевр. группы, материальная культура к-рой не выделена из родственной семит. среды, известной по Библии, археологически пока неуловимы. Зато с возникновения евр. царств, когда масштабы и освещенность древнеевр. истории вырастают по сравнению с предшествующими эпохами, археологические корреляты мн. важнейших событий Свящ. истории могут быть установлены.

А. б. показывает, что процесс заселения Палестины израильскими группами начиная с раннего XII в. до Р. X. охватил Центральное нагорье, ряд районов Заиорданья и Сев. Негева, тогда как в Галилее он фиксируется в основном в XI в. до Р. X. В кон. XI в. до Р. X. мн. поселки были оставлены и не возродились (Силом, Гай, Телль-Масос и др.). Другие (Беф-Цур, Хеврон, Телль-Бейт-Мирсим, Дан, Асор, Телль-эн-Насбех) были восстановлены и расцвели в период Единого царства, что было связано с концентрацией населения в формирующихся израильских городах и, очевидно, филистимскими нашествиями, однако фортификация в большинстве поселений отсутствует, а их планировка говорит о строительных традициях полукочевников-бедуинов.

Прямые археологические свидетельства эпохиЕдиного царства Давида и Соломона невелики, исключение составляют Иерусалим и др. города, сохранившие остатки их строительной деятельности, но и эти следы не всегда достаточно определенны (что отчасти связано с трудностями археологических работ в Иерусалиме).

Иевусейский Иерусалим располагался на высоком холме Офел, его природная защищенность с самого начала дополнялась укреплениями. Появившись еще в ср. бронзовом веке, они в дальнейшем многократно перестраивались, дополнялись, заменялись новыми. Стена эпохи иевусеев и царя Давида повторяла линию стены ср. бронзового века и ограждала площадь ок. 4,4 га. На крутом вост. склоне холма, над источником Гихоном, гигантская опорная стена поддерживала разрушенную монументальную конструкцию - возможно, иевусейскую «крепость Сиона», взятую при штурме Иерусалима и ставшую «городом Давидовым» (1 Пар 11. 5). При Соломоне цитадель была смещена к северу.

Предполагается, что храм Соломона располагался к западу от священной скалы, возможно игравшей роль алтаря-жертвенника (сейчас перекрыта большим куполом и включена в комплекс мусульм. святыни Харам-эш-Шериф), а длинной осью ориентирован с востока на запад.

К эпохе Давида относят скромные неукрепленные поселки, возникшие на руинах разрушенных в ходе войн кон. XI - нач. X в. до Р. Х. ханаанейских и филистимлянских городов (Мегиддо, слой V В; Телль-Касиле, слой IX). Лахиш, разгромленный в сер. XII в. до Р. X., возродился в Х в. до Р. X. на ограниченной, первоначально не укрепленной площади (слой V). Эти памятники считают индикаторами начавшегося в Израиле процесса урбанизации. Для X в. до Р. Х. близкая картина зарождения израильских поселков на руинах городов зафиксирована раскопками Телль-Бейт-Мирсима и Тимны.

Свидетельством выхода Израиля к Акабскому зал. и расцвета красноморской торговли при Соломоне, описанной в Библии (3 Цар 9. 26-28), считают мощные укрепления в районе Элата (Телль-Келейфа, дата по керамике Х в. до Р. X.). Вероятно, с контролем над путями связано быстрое и широкое появление в Негевской пустыне новых поселков (в т. ч. ок. 50 укрепленных), датируемое временем царей Давида и Соломона. Они возникали прежде всего у водных источников, где было возможно земледелие; дома ставили вне крепостей, вдоль рек и вади. Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого (израильского?) и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, гл. обр. для Иудеи; вторую составляет т. н. негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века.

Для эпохи Разделенных царств (IX-VIII вв. до Р. Х.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо 1-й пол. IX в. до Р. Х. (времени Ахава), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок к-рой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до Р. Х. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии , выстроенная при подготовке к очередному ассир. нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до юж. окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис 22. 9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис 22. 11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, вост. и зап. холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в кон. VIII в. до Р. X., связанные с ассир. угрозой, засвидетельствованы и др. сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым прор. Иеремией (Иер 39. 3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим. Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью к-рой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона.

Раскопки подтверждают и взятие ассир. царем Синаххерибом в 701 г. до Р. X. густозастроенного г. Лахиша. Его защищали 2 стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, к-рая ограждала вершину и достигала шестиметровой толщины; особой мощью отличались шестикамерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме - самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32´ 32 м до прямоугольника 36´ 76 м.

Прямые археологические данные III слоя Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-зап. угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана (предположение И. Ядина).

Картину падения евр . царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, к-рые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде др. городов. Господство Ассирии VII в. до Р. X. демонстрирует появление в Палестине форм т. н. нимрудского стиля и развитие городов в ассир. и сир. (арам.) традициях (документировано III слоем Мегиддо, превращенного в типичный центр ассир. провинции).

Нашествие вавилонского царя Навуходоносора археологически фиксируется во мн. городах Иудеи, часть к-рых (Телль-Бейт-Мирсим, Вефсамис) уже не восстанавливалась. Подтверждается и разрушительность вавилонской политики для экономики страны: она не могла более поддерживать густонаселенные города евр. царств. Дважды был разгромлен и сожжен Лахиш (в 597 и 588 до Р. X.). III слой города перекрыт прокаленными строительными остатками, дворец-форт полностью разрушен, за городом найдено огромное скопление человеческих скелетов (свыше 2 тыс.), помещенных в древнюю пещерную гробницу.

После разгрома 598 г. до Р. X. Лахиш частично восстановили, но в 588 г. до Р. X. он был сожжен вторично, о чем говорят т. н. «лахишские письма» - скопление 18 остраконов в слое пожарища, в комнате охраны между внешними и внутренними воротами города. Часть писем - это военные донесения Хошаяху, командира передового укрепления, Яушу, правителю Лахиша, в т. ч. о прекращении связи с Азеком (ср. роль Азека в Иер 34. 7). Считается, что «лахишские письма» отразили конфронтацию между приверженцами и противниками (пророки Иеремия и Урия) сопротивления врагу.

Об осаде и падении Иерусалима в 588-587 гг. до Р. Х. говорит состояние стен города. Укрепления долгие месяцы выдерживали вавилонские штурмы, их участки даже реконструировали и усиливали (напр., вост. стена над долиной Кедрона). Но в ходе финальных штурмов обрушились нижние стены, опиравшийся на них внешний край системы террас и стоявшие на этих террасах сооружения (камни старой стены частично использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из вавилонского пленения). После вавилонского разгрома крупные города Иудеи фактически превращаются в деревни, многосотлетняя традиция развития материальной культуры Палестины пресекается навсегда, памятники позднейших времен (напр., обводная стена Неемии в Иерусалиме) принадлежат уже иной традиции, сформированной в многоплеменной державе Ахеменидов, при безраздельном доминировании арам. влияния в Сиро-Палестинском регионе.

А. б. и археология Сиро-Палестинского региона: проблемы методики и интерпретации

Как область библеистики А. б. использует общеархеологическую методику полевых и кабинетных исследований, заимствованную у классической, первобытной и ближневост. археологии. Однако подход к интерпретации источников в А. б. долго определялся особым взглядом на исследуемый объект и формировался как в связи с разворачиванием полевых работ, так и в дискуссиях теологического, историко-религ. и даже политического характера.

В последнее время профессиональные археологи все чаще отказываются от названия А. б. в пользу «археология Сиро-Палестинского региона», «археология Ближ. Востока эпохи бронзового и раннего железного века» (ср. заголовки изданий «Near Eastern Archaeologist» и «Encyclopaedia of the Near Eastern Archaeology» и т. п.). За этими названиями стоит совершившееся разграничение 2 научных областей. Одна изучает материальную культуру, используя принятые совр. археологией методы полевой работы и комплексный аналитический подход с целью восстановления историко-культурного процесса как части общемирового. Вторая остается отраслью библеистики и стремится через археологию более глубоко, всесторонне понять Библию и как сложный исторический источник, и как священную книгу.

На донаучном этапе стимулом изучения древностей было отношение к ним как к реликвиям. В эпоху рождения рационального знания возникли 2 школы изучения религ. древностей - рим. и протестант. (см. разд. «Археология христианская»), к-рые в этот период на Востоке ставили перед собой не столько археологические, сколько библейско-географические задачи: идентифицировать места, описанные в Библии, с реальным ландшафтом и тем самым «проиллюстрировать» сведения, известные из Свящ. Писания.

Во 2-й пол. XIX в. к задаче идентификации добавилась необходимость подтверждения историчности сообщений ВЗ как реакция на развитие совр. историко-лит. критики Библии (см. ст. «Библеистика »). Поиск независимых, внешних аргументов привел теологов к необходимости изучения археологии Палестины. Именно с этого времени методический уровень полевых работ и процедуры камерального анализа в области А. б. начали отставать от общего развития науки, т. к. исследования часто осуществлялись теологами, не являвшимися профессиональными археологами. Значительную часть работ контролировали монашеские ордена (итал. францисканцы , франц. доминиканцы) и др. религ. орг-ции.

Археологи долго не интересовались Палестиной, ведь она не сулила ярких полевых открытий, находки были скромны по сравнению с Угаритом, Уром или Египтом. Зато ученые, к-рые ставили перед собой целью апологию Библии, начиная с рубежа XIX-XX вв. очень активно изучали Палестину. Они выбирали прежде всего те памятники, к-рые можно было напрямую связать с ВЗ (напр., Иерихон, Сихем), и пытались «выкопать» непосредственные подтверждения священного текста. Добываемые факты древней истории рассматривались строго в рамках ВЗ - наблюдения, не соотнесенные с текстом, просто не учитывались. А. б. стала развиваться обособленно, материалы отдельных работ долго не сопоставлялись, не было создано общей хронологической шкалы для Палестины.

фундаментализмом и модернизмом . Расцвет А. б. в 20-60-х гг. XX в. определили усилия главы амер. школы У. Олбрайта, доказывавшего принципиальную возможность формирования этой научной области. Под его влиянием окончательно сложился и метод исследования, во многом родственный старой «римской школе», где цели и методы археологии подчинялись задачам интерпретации Библии. Выбор места раскопок требовалось обосновать к.-л. библейским текстом, кадры подбирались почти исключительно из преподавателей богословских учебных заведений, финансовую и деловую поддержку оказывали религ. (в основном протестант.) структуры. Олбрайт считал возможным археологически подтвердить историчность фигур ветхозаветных патриархов и Моисея, раннее появление монотеизма, завоевание Ханаана. Позиция его последователя Э. Райта, утверждавшего, что «сегодня вера в Библию целиком зависит от ответа на вопрос, действительно ли описанные в ней главные события имели место» (God Who Acts: Biblical Theology as Recital. L., 1952), была ближе к фундаментализму, чем историзм Олбрайта.

Перемены в А. б. произошли в 70-80-х гг. Хотя мн. археологи США остались в рамках традиц. А. б. (Дж. А. Галлауэй, П. Лапп, Дж. Б. Причард), младшее поколение учеников Олбрайта на практике убедилось, что полевые методы и научные подходы А. б. нужно обновить. На развитие А. б. повлияла «стратиграфическая революция» Кеньон, а также сложность раскопок, требовавшая отказаться от услуг дилетантов и создать профессиональные кадры, увеличилось во много раз и денежное обеспечение работ. Появление «полевых школ» и вовлечение в работу студентов светских ун-тов привели к совершенствованию методики. Важнейшей «полевой школой» нового направления археологии в Палестине стали работы в Гезере, где в 60-80-х гг. опробовались методы и формировались кадры ученых.

А. б. удалось в 80-х гг. соединить совр. методы работы с более традиц. подходами. Мн. ученые, особенно амер., выступили с резкой критикой «старой» А. б., обвинив ее в конфессиональной предвзятости и узко-прагматическом подходе к истории Ближ. Востока. Они заявили о рождении академической дисциплины, независимой от библеистики, обладающей строго научными методами сбора и анализа материалов и более широкими целями, об отказе от названия А. б. в пользу термина «сиро-палестинская археология» (предложен еще Олбрайтом в 30-х гг.). Др. Ханаан (включая библейский Израиль железного века) стал для нее лишь одним (хотя и очень важным) из направлений исследования.


Фрагмент стелы с надписью, упоминающей "дом Давида". IX в. до Р. Х. Телль-Дан

2-я пол. XX в. оказалась для А. б. не менее напряженной в политико-религ. отношении. Борьба держав за влияние в Сиро-Палестинском регионе усилилась из-за противостояния между Израилем и араб. гос-вами. От решения вопросов древней истории часто зависела возможность построить систему национальной идеологии этих гос-в, обосновать права на расселение или контроль над территориями. Уже в 20-30-х гг. XX в. молодежные орг-ции евреев в Палестине требовали от молодых переселенцев участия в археологических работах, полагая, что прямой контакт с древностями станет одним из средств формирования самосознания нации. Позже израильские археологи создали собственную систему изучения «библейского прошлого» и ставили своей целью заполнить пробелы в истории «эпохи завоевания» Ханаана, формирования монотеизма, эпохи Второго храма и иудейских войн. Гос. поддержка помогла израильской археологии в 70-90-х гг. не только выдержать соперничество в полевых исследованиях, но и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе в эпоху от бронзового века до Римской империи.

Результаты открытий использовались в идеологической, политической и религ. борьбе. Однако уже в 80-х гг. нек-рые исследователи истории Др. Израиля заговорили о чрезмерной односторонности «израильской парадигмы» в исследованиях Св. земли. Ряд ученых (Ф. З. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе) обвинили их в «похищении истории», в попытке присвоить «наследие Палестины», принадлежащее палестинцам-мусульманам. Они исходят из того, что тексты ВЗ датируются не ранее времени персид. пленения или эпохи эллинизма и поэтому непригодны для реконструкции истории древнего Израиля. Традиц. А. б. обвиняют в неверных выводах относительно отсутствия городов в центре Палестины бронзового века, в невыработанности критериев для различия культур хананеев и евреев и даже в отсутствии археологических подтверждений существования хананеев, в невозможности существования гос-в Иудеи до VII в. до Р. Х. из-за ее слабой заселенности и др. Это вызвало реакцию со стороны младшего поколения учеников Олбрайта во главе с У. Девером, к-рые противопоставили отказу признавать древности раннего железного века «израилитскими» конкретные находки, такие, как надписи IX в. до Р. Х. из Дана (Сев. Израиль), где упомянут «дом Давида» и «царь Израильский», а также полиэтничность памятников Палестины эпохи железного века, относя их к разным культурам (Гезер - ханааниты, Избет-Сартах - протоизраилиты, Телль-Микна - филистимляне и т. д.).

Перспективы взаимодействия археологии и библеистики

А. б.- это независимая область изучения памятников материальной культуры прошлого, тесно связанная со смежными дисциплинами (общая археология, этнография, социология), с естественными и точными науками. В отличие от А. б. сиро-палестинская археология не рассматривает историю древнего Израиля как уникальную, Свящ. историю, но изучает Ханаан и Израиль как часть сложного процесса развития жизни на Др. Востоке, как часть «истории расселения», стремясь раскрыть ход реального культурного процесса и самого феномена культуры в Палестине. Археология, не имея собственных конфессиональных интересов, способна открыть новые возможности изучения Библии как исторического источника и чуть ли не единственная способна вводить в научный оборот независимые источники и новые данные о событиях, описанных в Библии. Археологические находки дают представление о культурном фоне Др. Востока, на к-ром путем сравнительных исследований выявляются особенности Израиля как культурно-исторической области.

Лит.: Macalister R . A . A Century of Excavations in Palestine. L., 1925; Watzinger C . Denkmäler Palaestinas. Lpz., 1933-1935. 2 Bde; Aharoni Y . The Present State of Syro-Palestinian Archaeology // The Haverford Symp. on Archaeology and the Bible / Ed. E. Grant. New Haven, 1938. P. 1-46; idem . The Old Testament and the Archaeology of Palestine // The Old Testament and Modern Study / Ed. H. R. Rowley. Oxf., 1951. P. 1-26; idem . The Archaeology of Palestine, 1960; idem . The Impact of Archaeology on Biblical Research // New Directions in Biblical Archaeology / Ed. D. N. Freedman, J. C. Greenfield. Garden City (N. Y.), 1969. P. 1-14; idem . The Archaeology of the Land of Israel. Phil., 1979; Wright G . E . The Present State of Biblical Archaeology // The Study of the Bible Today and Tomorrow / Ed. H. R. Willoughby. Chicago, 1947. P. 74-97; idem . Archaeology and Old Testament Studies // JBL. 1958. Vol. 77. P. 39-51; idem . Biblical Archaeology Today // New Directions in Biblical Archaeology / Ed. D. N. Freedman, J. C. Greenfield. Garden City (N. Y.), 1969. P. 149-165; idem . Archaeological Method in Palestine // Eretz Israel. 1969. Vol. 9. P. 13-24; idem . The «New Archaeology» // BiblArch. 1974. Vol. 38. P. 104-115; Dever W . G . Archaeology and Biblical Studies: Retrospects and Prospects. Evanston, 1973; idem . Two Approaches to Archaeological Method - The Architectural and the Stratigraphic // Eretz Israel. 1974. P. 1-8; idem . Biblical Theology and Biblical Archaeology: An Appreciation of G. Ernest Wright // HarvTR. 1980. Vol. 73. P. 1-15; idem . Archaeological Method in Israel: A Continuing Revolution // BiblArch. 1980. Vol. 43. P. 40-48; idem . The Impact of the «New Archaeology» on Syro-Palestinian Archaeology // BASOR. 1981. Vol. 242. P. 14-29; idem . Syro-Palestinian and Biblical Archaeology // The Hebrew Bible and Its Modern Interpreters / Ed. D. A. Knight, G. M. Tucker. Phil., 1985. P. 31-74; Smith M . S . The Present State of Old Testament Studies // JBL. 1969. Vol. 88. Vol. 19-35; Lapp P . W . Biblical Archaeology and History. Cleveland, 1969; Frank H . Th . Bible, Archaeology and Faith. Nashville (N. Y.), 1971; Ben-Arieh Y . The Rediscovery of the Holy Land in the Nineteenth Century. Jerusalem, 1979; Harker R . Digging up the Bible Lands. 1972; Kroll G . Auf den Spuren Jesu. Stuttg., 19808; Toombs L . E . The Development of Palestinian Archaeology as a Discipline // BiblArch. 1982. Vol. 45. P. 89-91; idem . A Perspective on the New Archaeology // Archaeology and Biblical Interpretation / Ed. L. G. Perdue, L. E. Toombs, G. L. Johnson. Atlanta, 1987. P. 41-52; Klaiber W . Archäologie und Neues Testament // ZNW. 1981. Bd. 72. S. 195-215; Lance H . D . The Old Testament and the Archaeologist. Phil., 1981; Moorey P . R . S . Excavation in Palestine. Grand Rapids., 1981; Sauer J . A . Syro-Palestinian Archaeology, History, and Biblical Studies // BiblArch. 1982. Vol. 45. P. 201-209; Bar-Yosef O ., Mazar A . Israeli Archaeology // World Archaeology. 1982. Vol. 13. P. 310-325; Silberman N . A . Digging for God and Country: Exploration, Archaeology, and the Secret Struggle for the Holy Land, 1798-1917. N. Y., 1982; Dornemann R . H . The Archaeology of the Transjordan in the Bronze and Iron Ages. Milwaukee, 1983; Kempinski A . Syrien und Palästina (Kanaan) in der letzten Phase der Mittlebronze IIB-Zeit (1650-1570 v. Chr.). Wiesbaden, 1983; King P . J . American Archaeology in the Mideast. Phil., 1983; Recent Archaeology in the Land of Israel / Eds. H. Shanks, B. Mazar. Washington, 1984; Stern E . The Bible and Israeli Archaeology // Archaeology and Biblical Interpretation / Ed. L. G. Perdue, L. E. Toombs, G. L. Johnson. Atlanta, 1987. P. 31-40; Mazar B . Archaeology of the Land of the Bible: 10000 - 586 BCE. N. Y., 1988; Weippert H . Palästina in vorhellenistischer Zeit. Münch., 1988; Kuhnen H .-P . Palästina in griechisch-römischer Zeit. Münch., 1990; The Archaeology of Ancient Israel / Ed. Ben-Tor A. New Haven, 1992; Беляев Л . А . Христианские древности. М., 1998; Деопик Д . В . Библейская археология и древнейшая история Святой Земли: Курс лекций. М., 1998; Мерперт Н . Я . Очерки археологии библейских стран. М., 2000; Библиогр.: Thomsen P . Die Palästina-Literatur. Lpz.; B., 1908-1972. 7 Bde. [Библиогр. 1878-1945]; R ö hrich R . Bibliotheca geographica Palaestinae. Jerusalem, 1963. [Библиогр. до 1878]; Vogel E . K . Bibliography of Holy Land Sites: Comp. in Honor of Dr. N. Glueck // Hebrew Union College Annual. 1971. Vol. 42. P. 1-96; Vogel E . K ., Holtzclaw B . Bibliography of Holy Land Sites II // Ibid. 1981. Vol. 52. P. 1-91 [Библиогр. до 1980]; Elenchus Bibliographicus Biblicus R., 1968-1984. Vol. 49-65; Elenchus of Biblica. R., 1988-.; Intern. Zeitschriftenschau für Bibelwissenschaft und Grenzgebiete. Leiden, 1954-. Bd. 1-.; Atiqot: Engl. Ser. Jerusalem, 1965-.

Л. А. Беляев, Н. Я. Мерперт

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…

Культура, разрушающая гармонию

Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.

А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.

Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.

Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.

Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.

Просматривая недавно между делом короткометражные «ученые» фильмы для домохозяек от National Geographic, наткнулся на серию фильмов «Загадки Библии». Разумеется, я не смог устоять перед искушением посмотреть, что там за загадки такие. Однако все оказалось более прозаично и вместо интересных исторических исследований, авторы фильма рассказывали про всякие фантастические теории напополам с мистикой и связью с нынешними «тяжелыми» временами. Что, впрочем, наверняка вызывает приступы эзотерического помешательства у любителей теории заговоров или пресловутых домохозяек.
И вот, посмотрев «увлекательнейший» сюжет про Каина и Авеля, мне в голову пришла любопытная мысль. Думаю, что кто-нибудь за последние две тысячи лет об этом догадывался, но раз уж я нигде не нашел упоминания о такой трактовке, то пусть это будет моим маленьким переоткрытием.

Так как сейчас мало кто почитывает Библию, а некоторые пару раз видели ее издалека (может, оно и к лучшему – кто знает), то позволю себе напомнить вкратце легенду о двух братьях Каине и Авеле. Изложение я веду по Синодальному переводу – упоминаю это на тот случай, что и соответствующие трактовки будут согласно особенностям данного перевода.

Итак, Каин – был старший сын Адама и Евы, а Авель – младший. Каин стал земледельцем, а Авель пастухом. Как утверждают некоторые исследователи, конфликт между скотоводами и землепашцами это древнейший конфликт, и вражда между ними отражена еще в египетской и шумерской мифологиях, в которых боги, отвечающие за земледелие и скотоводство, постоянно убивают друг друга. В принципе, историки полагают, что легенда о Каине и Авеле – пересказ на монотеистический лад тех самых мифов. Почему бы и нет? Представь, ты выращиваешь пшеницу, а тут идут кочевники-скотоводы, да прямо на твое поле – коров пасти. Как тут не треснуть друг друга дубиной? Примечательно, что обычно побеждает более прогрессивный земледелец, за которым будущее и технологии…

Однако Бытие уверяет нас, что причина конфликта между братьями - зависть. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Бытие 4:3) . Проще говоря, оба братца принесли в жертву Богу то, чем были богаты. Каин сжег какую-то часть урожая, а Авель зарезал жертвенного ягненка. Почему Богу понравилась жертва Авеля, доподлинно не известно. Златоуст, к примеру, заверяет (1) , что Каин должен был тоже принести в жертву ягненка, да еще и с душевным расположением. Прямых указаний на такую причину в четвертой главе Бытия я не вижу. Бог немотивированно отказался принять жертву, сказав, мол, не печалься, так надо, делай добро дальше и не таи зло – просто так вот получилось. Я лично полагаю, что Господь любит ягнят или, как говорят, агнцев, ибо это популярная метафора во всех Заветах. В общем, дар Каина Бог «не призрел» и еще предупредил в дальнейшем не хулиганить.
Каин, как известно, не послушался, встретился с Авелем в поле и убил его. Как именно тот его убил, тоже не известно. Почему-то считается, что Каин засветил Авелю булыжником – чего еще в поле есть подручное? А так как до этого никто никого не убивал, то напрашивается мысль о несчастном случае. Как говорится «я не хотел, товарищ начальник». Кстати, мудрые раввины считают, что способ убийства Каину нашептал Дьявол. Ну, конечно, куда уж без последнего, раз уж богословам разрешено выдумывать сущности сверх необходимого.

Дальше Господь стал допытываться у братоубийцы, где Авель. Хочу заметить, что Бог изгнал людей из Рая и вроде как зарекся иметь с ними дело, но снова и снова докапывается до изгнанников. Каин ему и ответил, что он не сторож своему брату. Но Бог был, само собой разумеется, всезнающий и, конечно, осудил Каина. И наказал: «ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Бытие 4:11,12 ).
Каин не стал сопротивляться наказанию, заметив лишь, что больно оно суровое, что помимо вечного изгнания его теперь каждый захочет убить. Тут тоже не ясно, кто этот «каждый» - судя по книге Бытия, кроме Каина, Авеля, Адама и Евы людей еще не было. И кого боялся Каин – не известно. Проигнорируем пока этот факт.
И, наконец, самое главное, ради чего я затеял все эти комментарии. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение , чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Бытие 4:15) .

Вот с этим самым знамением или, как еще говорят, «печатью Каина» связано множество интересных догадок. Согласно Библии Каин ушел на восток от Эдема и там наплодил потомков. Само собой разумеется (иной вариант даже не обсуждается) печать Каина перешла на его род, и поныне потомки Каина несут на себе это клеймо.

Печать Каина пригодилась, когда католическая церковь укрепляла свои позиции в мире. Августин Блаженный, проживавший в IV веке, не мудрствуя лукаво, объявил, что во всех бедах виноваты евреи, распявшие Христа и являющиеся потомками Каина, у которых предательство и братоубийство в крови. Таким образом, было допущено предположение, что та самая печать – это национальность. Потом кого-то озарила идея, что печатью Каина мог бы быть цвет кожи – таким образом, нашлось «высокое» оправдание рабства. Все чернокожие – потомки Каина - какова идея! Любому нацисту подарок: негры не только виноваты в бедах страны, так они еще и дети Каина.

Но будь евреи или чернокожие носителями печати, то тогда получается неувязка: все наоборот только и норовят убивать их (я имею в виду за последние две тысячи лет). А уж если брать легенду за факт, то и понимать ее надо как можно буквальнее. Бог дал Каину некий знак, который запрещает встречному его убивать.

Давайте рассуждать. Что это за «знамение»?
Во-первых, слово знамение ближе к слову «знак», чем «печать». Каин должен был быть всего лишь помечен, но не обязательно обладать какой-то физической характеристикой.
Далее, давайте спросим: кого у нас не принято убивать при встрече (причем в любой точке земного шара), и этих людей мы можем отличить от остальных по каким-то особым признакам?
Ответ напрашивается сам собой. Однако добавим несколько наводящих провокационных вопросов.
- Чьи жертвы Бог постоянно отказывается принимать (видимо по традиции), хотя эти люди их приносят чуть ли не каждый день, уверяя нас, что жертва принята?
- Кто, подобно своему предку, продолжал и продолжает убивать и преследовать братьев своих исключительно из зависти?
- Кто более всех ищет у Бога прощения, считая себя по каким-то причинам недостойным?
- И, наконец, старая известная истина: хочешь спастись от преследования – организуй охоту на самого себя. Этакое правило детективного жанра: убийца тот, кто наименее вероятно может им быть.

Итак, я думаю, вы уже догадались, к чему я клоню. Жрецы. То самое «знамение», тот самый знак, та самая печать подходит под описание слова «святость». И тогда я прихожу к выводу, что дети Каина – это жрецы, а ныне - священники, монахи и прочая духовная братия, удачно скрывающая свое происхождение. Социальная группа, к которой мы относимся со странным почтением.

Помнится, я смотрел передачу, как один православный священник рассказывал о своей миссионерской деятельности в Чечне. И когда он попал в плен к боевикам, те не тронули его, потому что для них священник – неприкосновенная личность. Не подтверждает ли это, что печать Каина существует? Да и мотивация проповедовать у потомков Каина самая что ни на есть вразумительная. Мол, прости нас, Господи, давай мы тебе неофитов насобираем. Все сходится. Конечно, знак работает не всегда, и священники попадают в мирские разборки. Но тут я сошлюсь на неисповедимость Бога, так как это самый вежливый прием в аргументации у клириков.

Собственно говоря, это всего лишь забавные домыслы. И упаси Боже кому-либо принять шуточную идею всерьез. С другой стороны, ради справедливости можно привести эту теорию в качестве контраргумента в споре со сторонниками различных теорий заговора или национализма. К сожалению, среди моих знакомых встречаются и такие персонажи, с которыми можно спорить только на их языке, переворачивая с ног на голову устоявшиеся догмы.
Тот фильм про Каина и Авеля, который оказался хоть и наивным, но вполне приемлемым для просмотра, закончился мыслью, (и я ее поддерживаю), что в пылу спора мы совершенно забываем: библейская история в первую очередь о том, что все мы братья, и братоубийство ни к чему хорошему не приводит. Опыт тысячелетий наглядно проиллюстрировал легенду. И как долго еще мы будем разглядывать полотна «художников-иллюстраторов»?

(1) Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Беседы на книгу Бытия. Том четвертый. Книга первая. Беседа 18. .

Каин. Каинова печать

Каин. Каинова печать

В библейском мифе Каин – один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог "сделал ему "знамение" (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга, убийцы, употребляется и как бранное выражение. Возникшее отсюда же выражение "каинова печать" употребляется в значении: клеймо преступления.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Каин. Каинова печать" в других словарях:

    Каинова печать - это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Каинова печать - крыл. сл. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы; после того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника, изверга,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Каинова печать - Книжн. Экспрес. Внешние признаки преступности на ком либо. [Теперь] люди меня боятся, «убивцем» зовут, а тогда я всё одно как младенец был, печати этой каиновой на мне ещё не было (Короленко. Убивец). От библейского мифа об убийстве Каином, сыном … Фразеологический словарь русского литературного языка

    «КАИНОВА ПЕЧАТЬ» - особый знак, к рым был отмечен богом, согласно библ. легенде, старший сын Адама и Евы Каин за то, что убил из зависти своего брата Авеля … Атеистический словарь

    Библ. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы (см. Ева). После того как он убил своего брата Авеля (это было первое убийство на земле), Бог «сделал ему «знамение» (Бытие, 4). Имя Каин, ставшее нарицательным для тяжкого преступника,… … Словарь личных имен

    Каин - и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (Англия). Ок. 1145. КАИН, в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 12): «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего… … Словарь крылатых слов и выражений

    КАИН, в Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (каинова печать) … Современная энциклопедия

    В Библии старший сын Адама и Евы, земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком (каинова печать) … Большой Энциклопедический словарь

    КАИН, а, муж. (стар.). Изверг, преступник [по имени Каинабратоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом]. | прил. каинский, ая, ое и каинов, а, о. Каинова печать на ком н. (о всеми отвергнутом предателе; книжн.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Печать Каина, первого грешника

До сих пор человечество задаётся вопросом: что за печать поставил Бог на Каина? Ведь Каин убил своего брата Авеля, которого Бог любил больше.

Господь сделал Каина изгнанником и скитальцем на земле (Быт, 4:12 ), но Каин покаялся за свой грех:
14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт, 4 ).
Значит, Каин стал побаиваться, что ему могут отомстить за Авеля...
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт, 4 ).

Весь мир занят познанием печати Каина (National Geographic Channel, и др ). А почему именно его печатью?

Ведь человек должен получить наказание от Бога. Каин получил его. Но вместе с ним получил и защиту от Бога. Вот это и есть очень интересная для всех тема. Интересная потому, что все мы, в чём-то, грешны. Но, так же все и хотим получить защиту от Бога, как, например, получил Каин.

Вот почему всем нам и хочется открыть этот секрет. Но, если много говорят о печати Каина, то почему тогда очень мало говорят о печати в «Откровении»?
В «Откровении» говорится:
15 И дано ему [зверю] было вложить дух в образ зверя [другого зверя], чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр, 13 ).

Я со 100%-ной уверенностью могу сказать, что печать и Каина, и та, о которой говорится в «Откровении» – есть одна и та же печать. То есть с чего началась Библия, тем она и заканчивается.
Ведь если разумно отнестись ко всему этому, то, думаю, у всех нас неправильный подход ко всему, отчего и искаженное понимание. Я имею ввиду: печать Каина, как и печать из «Откровения», которую все мы называем печатью Дьявола или Антихриста.
Это совсем не их печати. Оба они не в состоянии поставить их, т.к. печать может поставить только создатель всего на Земле – Бог. Если бы, например, Антихрист был правой рукой Бога, то и в этом случае он мог бы поставить эту печать только по указанию Бога. Отсюда, правильнее звучит – печати Бога.

Поэтому, загадка лежит в начале, а разгадка – в конце. Или, загадка лежит а конце, а разгадка – в начале. Это, – я понимаю , – смотря с какой стороны подойти к этому, т.е. к замкнутому кругу (Нулевой цикл во Времени: от сотворения мира до наших дней).
Можно сказать и так: там, где вход, там и выход, или, наоборот.

А что Вы, уважаемые читатели, можете сказать об этой многовековой загадке?