Тема занятия: «Зимующие птицы» для детей старшей группы (5–6 лет). Птицу с грудкой красной

Образовательные области:
«Коммуникация»,
«Познание»,
«Здоровье»,
«Физическая культура»,
«Художественная литература»,
«Художественное творчество».

Воспитатель высшей квалификационной категории
Вагина Наталья Анатольевна

Цель – обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Образовательные задачи:
— уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
— продолжать учить детей распознавать птиц по внешнему признаку (окрас, размер), по издаваемым звукам;
— активизировать словарь: зимующие птицы, мигрирующие птицы, зимовать, модель, подкармливать;
— продолжать формировать навыки количественного и порядкового счета, согласовывать числительные с существительными.

Развивающие задачи:
— развивать умение детей высказывать предположения, делать простейшие выводы;
— развивать слуховую память, устойчивое внимание.

Воспитательные задачи:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость и заботливое отношение к птицам, побуждать к самостоятельному кормлению птиц;
— воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушивать ответ товарища.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на участке детского сада; чтение стихотворения «Синичкин календарь»; составление описательных рассказов по картинкам; выкладывание образа птиц из геометрических фигур; отгадывание загадок; рисование «Снегирь»; оригами «Ворона»; аппликация «Птицы» путем обрывания; изготовление кормушек и подкормка птиц.

Методическое и дидактическое обеспечение: картинки с изображением зимующих птиц, модели птиц, раздаточный материал: картинки с силуэтами птиц, полоски с кружками.

Методические приемы: беседа, художественное слово — З. Александрова «Новая столовая» (загадки, стихотворения), слушание аудиозаписи (голоса птиц), рефлексия, обыгрывание стихотворения, игра малой подвижности «Перышки», закрашивание силуэтов птиц.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения для развития мелкой моторики.

Организационный момент.
Ведущий: Ребята, посмотрите, как много родителей пришло к нам в гости. Давайте поздороваемся. (Доброе утро! Здравствуйте !) А теперь посмотрите на меня и внимательно послушайте. Сделайте, пожалуйста, большой ровный круг. Давайте пожелаем всем доброго утра.

«Добрый день» — тебе сказали.
«Добрый день» — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Теперь возьмемся за руки и передадим тепло своих ладоней тем, кто стоит рядом. Я передала тепло своих рук Насте и Максиму. (3-4 ответа детей ).

Дети садятся за столы.

Загадка: «Каждой год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой».
Ведущий: О ком эта загадка? (О снегире ). (На наборное полотно ставится картинка с изображением снегиря).

Ведущий: Ребята, о каких птицах мы будем говорить сегодня? (О зимующих ). Как вы догадались? (Снегирь – это зимующая птица ).

Ведущий: У меня на столе несколько моделей птиц, из них нужно выбрать одну модель, которая обозначает снегиря. (Один ребенок выполняет задание, остальные его проверяют ).
Предлагаю объяснить свой выбор. (Одна половина круга – красная, а вторая – черная, такие же цвета у снегиря: грудка – красная, а сам он – черный ). Отгадайте загадку! Какая еще птица прилетает к нам зимовать?

Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (Синичка ) (Ставится картинка с изображением синицы ). Аналогично находим модель, обозначающую синицу.

Ведущий: Ребята, снегирь и синица прилетают к нам из более северных мест. Для них наш край, как для перелетных птиц юг. С наступлением весны они возвращаются в свои родные места. Так как они перелетают на короткое расстояние, их еще называют «мигрирующие» птицы. Вспомните, каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, сорока, голубь ).
Эти птицы живут в наших краях круглый год и никуда не улетают.

Игровое упражнение «Счет моделей снегирей».
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие красивые снегири к нам прилетели. Давайте сосчитаем, сколько их всего. (2-3 ответа ). Как расположились снегири? (Друг за другом, в ряд, по порядку ). Порядковый счет. (2 ответа и хором ). Игра «Угадай, какой по счету снегирь улетел?» (При правильном ответе снегирь возвращается ).

Работа с раздаточным материалом.
Ведущий: Закрасьте только ту модель, которую я назову по счету. (Закрашиваем вторую модель, пятую, восьмую ).

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах),
Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге),
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте на правой ноге),
Завертелась, как волчок (кружимся на месте).
Вот присела на минутку (присели),
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо),
И с дорожки - на плетень (прыжки на месте на левой ноге),
Тири-тири (прыжки на месте на правой ноге),
Тень-тень-тень (прыжки на месте на двух ногах)!

Слушание записи голосов зимующих птиц.
Ведущий: А умеете ли вы внимательно слушать и различать голоса птиц? (Дети слушают запись ). Голоса каких птиц вы услышали?

Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

Ведущий: О чем вы узнали, прослушав стихотворение? Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Холодно и голодно зимой птицам, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают в них корм. Мы с вами тоже развесили кормушки на участке и подкармливаем птиц. Чем можно кормить птиц? (Семечками, хлебными крошками, пшеном ). А еще можно подвесить кусочек несоленого сала. Его очень любят синички.

Игра на ковре. Обыгрывание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Ведущий: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите по одной картинке. Теперь вы превратились в птиц. (Дети рассказывают, в каких птиц они превратились ). Слушайте внимательно стихотворение. На кормушку «летит» только та птица, которую я позову.

Дыхательное упражнение «Подуем на перышко». Дети ловят перышко вначале правой рукой, потом левой.

Работа за столами с раздаточным материалом. Задание «Закончи картинку».
Ведущий: На ваших карточках изображен силуэт птицы, на наборном полотне картинки-подсказки. Найдите сходство и раскрасьте свою картинку.
Дети приносят законченную картинку на наборное полотно, оформляется выставка работ (анализ).

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 5-6 лет

«Зимующие птицы»

Цели:

Активизировать в речи названия зимующих птиц;

Упражнять в использовании предложений с однородными членами; в образовании приставочных глаголов от глагола «летать», образование существительных из двух основ: красногрудый, длиннохвостая, белобока;

Упражнять в словоизменении – родительный падеж от существительных названий птиц.

Материал:

Предметные картинки, картинки с изображением корма для птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела маленького воробушка, ему было так холодно. Я его обогрела и накормила. Предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. И начнем с пальчиковой гимнастики

о птицах.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимают и разжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, на каждое название птицы дети

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках. начиная с больших

Всем хватило зернышек! Трут большими пальчиками об указательные

Беседа о зимующих птицах с педагогом.

Педагог :- Все ли птицы улетели в теплые края?(ответы детей)

Каких птиц вы зимой видели на улице, в парке, во дворе? (ответы детей)

По мере называния выставляются предметные картинки зимующих птиц.

Этих птиц называют зимующими. Как вы думаете почему? (ответ детей,потому что они остаются зимовать на родине.)

Педагог: - Как много зимующих птиц вы знаете?(ответы детей) Вот сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь )

(Разобрать слово «красногрудый»)

А вот еще она загадка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока )

(Разобрать слово «длиннохвостая»)

Педагог: предлагаю сделать упражнение «Питание птиц зимой».

(Выставить предметные картинки: семена деревьев, ягоды калины, шишки, зерно, крошки, семечки и т.д.)

Ребята назовите, чем питаются зимой птицы и составить предложение:

Снегирь зимой питается ягодами, семенами.

Голубь, ворона, дятел и т.д.

Педагог: С этим упражнением мы справились.Но вы видели прибежал кот Васька и испугал птиц, «Какой птички не стало »

(усвоение категории родительного падежа единственного числа)На доске – 4-5 картинок с изображением зимующих птиц. Взрослый незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?») (. Дети отвечают.)

Педагог: Ребята мы так долго помогали птицам, нам надо размяться Физминутка «Снегирь».

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз

Головою вертят, 2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью! как крылышками

Педагог: ребята надо мне помочь найдите ошибку как правильно говорить « Найди ошибку»- черный ворона,

Серое голубь,

Сорока сидел на заборе,

Длиннохвостый снегирь,

Красногрудая синичка.

Ребята вы молодцы вы все знаете предлагаю помочь еще в одном деле я читаю вы договариваете. «Подбери словечко»

А) На даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и … (синицы)

б) Среди жирных голубей

Скачет тощий … (воробей)

В) По ночам сове не спится,

Ведь сова ночная … (птица)

Г) Вещунья – белобока,

Все зовут ее … (сорока)

Педагог: - На улице холодно и птицы мерзнут. Давайте, скорее согреем их ласковыми словами.

Дети: Ласковое слово, что солнышко.

Примеры: птичка, совушка, синичка, воробушек и т.д.

Продолжим произносить ласковые слова о птицах.

Дети по очереди отвечают. (Например: дятел лечит деревья, достает личинки насекомых из-под коры.)

Итог занятия педагог: - Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах. Что нового и интересного вы узнали?(Дети отвечают.)

А что мы должны сделать для зимующих птиц.

Дети : - Повесить кормушку, насыпать в нее семечек, крошек.

Педагог: Молодцы!



Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал - семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.

2. Беседа о времени года

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Как вы догадались?

Какой день зимой?

Какая ночь?

Что можно сказать о снеге?

Какой бывает лед?

3. Рассказ о птицах

а) Логопед загадывает загадку: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата. Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.) (Выставляется картинка.)

Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?

б) Логопед загадывает загадку: Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу.

Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.) (Выставляется картинка.)

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».

в) Логопед загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

(Выставляется картинка.)

Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?

Какие это птицы? (Зимующие.)

А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дя тел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)

Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малопод вижный и т.д.)

А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.) ~ Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.)

А вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.

Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.

Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.

Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?

4. Физкультминутка

Птички прыгают, летают, - Дети прыгают, «летают»,

Птички прыгают, поют, - «поют»,

Птички крошки собирают - «собирают»,

Зернышки клюют - «клюют»,

Перышки почистили - «чистят».

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

И на место сели - садятся.

(Проводится дыхательная гимнастика.)

5. Дидактическая игра «Сосчитай»

(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)

6. Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У воробья туловище мелкое, а у вороны - ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - ... . У воробья хвост короткий, а у вороны - ... . У воробья лапки тонкие, а у вороны - ... и т.д.

7. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Образование приставочных глаголов: Синица с елки... (улетела).

Синица в кормушку... , вокруг кормушки.... С ветки на ветку.... Синица в дупло... и т.д.

8.Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей - шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)- Составить описательный рассказ о любой зимующей птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица - синицы - синиц и т.д.

2. Образование сложных прилагательных. Например: У сороки белые бока - белобокая сорока. У снегиря красная грудь - ... .

У воробья короткие лапы - ... . У вороны длинный клюв - ... . У дятла красная голова - ... . У синицы желтая грудь - ... .

3. Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

6. Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Составить предложения с этими предлогами.

Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Тех, которые улетают на юг, называют перелетные птицы. А есть ещё птицы кочующие. Кочующими называют , которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Кочующих птиц можно встретить и зимой, и летом. Но чаще всего мы их видим зимой. Почему? Да потому, что в поисках еды птицы зимой постоянно жмутся к человеческому жилью. Поэтому зимой можно увидеть зимующих и кочующих птиц. Их всех можно назвать зимующими.

А какие птицы остаются зимовать? Казалось бы, ответ на этот вопрос ясен. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Те же, которые питаются насекомыми , не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в теплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают, предварительно оставив достаточный запас яиц. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.

Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода много тепла теряют зимние птицы. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах.

И всё же в сильные морозы зимним птицам очень плохо. Особенно, когда мороз затяжной. Во многих сказках северных народов говорится: «Стояла такая стужа, что птицы замерзали на лету».

Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Почему? Оказывается, они не летают в мороз, потому что птица в полете мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, у нее находится между перьями неподвижный воздух. Он не пропускает холод к телу птицы и задерживает тепло. В полете же со всех сторон к телу птицы устремляется морозный воздух, и она мерзнет на лету.

А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем она это делает? Птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.

Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность. Да и согреваются птички, прижавшись друг к другу.

А как ещё птицы спасаются от холода?

Тетерева, рябчики, глухари и куропатки спасаются от холода в глубоком снегу. Вечером стая с деревьев камнями падает в сугроб и прячется в нём от ветра и мороза. А утром взлетает, чтобы снова кормиться почками и хвоей. В сильные морозы стая может весь день оставаться в снегу. Но и в сугробе птиц может подстерегать опасность, если на нём образуется твёрдый наст, и птицам не хватит сил, чтобы пробить его и выбраться наружу.

Некоторых птиц долгая зима заставляет делать солидные запасы. Так кедровка запасает кедровые орехи. Она делает в укромных местах десятки тысяч закладок орехов по 10–20 штук и помнит о них несколько месяцев! Конечно, часть запасов, разворовывают другие обитатели тайги от бурундуков до медведей, иногда забытые «клады» прорастают, дают начало новым рощам сибирской сосны.

Есть птица, которая настолько приспособилась к условиям зимы, что даже выводит зимой птенцов. Это клёст. В нашей стране обитает клёст-еловик. Эти птицы питаются семенами из шишек хвойных деревьев, ловко извлекая их из шишек скрещённым клювом. В январе-феврале они начинают вить тёплые двухслойные гнёзда. Сидящей на гнезде самке пищу приносит самец, она высиживает яйца чуть больше двух недель, а потом ещё родители три недели кормят птенцов.

Шумно перелетают с одного дерева или мелкоплодной яблони на другое стайки ярких снегирей и свиристелей. На снегу поддеревьями остается множество расклёванных ягод. Перезревшие ягоды во время оттепели могут забродить, тогда птицы, наевшись их, ведут себя как пьяные. Они теряют ориентацию, бьются о стены и падают.

Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Пословицы и поговорки о зимних птицах

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

Стихи о зимующих птицах

Стихи про Ворону

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень -

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока,

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,

Но случается порой -

Прилетают свиристели

Ягод поклевать весной.

Куст боярышника гнётся

От напора птичьих стай.

Звон серебряный несётся,

Славя стылый урожай.

На рябину пересели,

Алых ягод напились,

И в морозный воздух трели

Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,

Зиму вовсе не боится,

В зиму в гости прилетает,

Холодов не замечает.

Эта с красной грудкой птица,

Леса зимнего певица.

Лес ей в зиму славный дом,

Снегири там ищут корм.

Птица малая размером,

Может многим стать примером:

Как в лесу холодном жить,

Жить и вовсе не тужить.

Стайкой снегири летают,

Дары леса собирают:

Сухие семена цветов,

И ягодки лесных кустов.

Их стайки красногрудых в ряд,

Для леса будто бы парад.

Частенько стайки снегирей,

Влетают в города людей.

Рябину зимнюю съедают,

Весну все вместе поджидают.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"