Дидактические игры птицы для дошкольников. Дидактические игры по экологии в детском саду

Игровые упражнения

Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кор мушка.

Описание: Воспитатель закрепляет силуэт птицы на вет ке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кри чит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Игровое упражнение «Какая это птица»

Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

Материал. Красочные изображения птиц.

Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.

Все покричим, как ворона.

Кто кричит «чирик-чирик»?

Покричим, как воробей.

Игровое упражнение «Птички»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои сло ва и действия, активизировать речь детей.

Описание: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились -

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движе ния настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторя ется снова.

Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?

Цель: Учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.

Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.

Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»

Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.

Материал: картинки с изображением птиц.

Каждая команда выбирает ведущего, который быстро подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка». Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко, не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает полочка, нет - полочка сгорает. Для другой команды слова иные« не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»

Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.

Словесная игра: «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи...

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки, плюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

Словесная игра: «На птичьем дворе

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение

Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»

Игровое действие: звукоподражание.

ХОД ИГРЫ „.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д.)

Игра «Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид птицы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

Игра «Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

Игра «Птенчики».

Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

Игровое действие: Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».

Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца - я самая главная», «Я сова, я санитар леса - я самая главная», «Я соловей - я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, обыгрывание фантов.

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и поднимает руки.

Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Дидактическая игра: «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры:

Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.

Водящий: Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! (показывает руками, какой величины у него птица)

Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие говорят: Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.

Дидактическое упражнение: «Лесные песни»

Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.

«Подскажи словечко»

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (пищит).

Словесные упражнения

Ответь на вопросы

Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

Какая птица охотится ночью?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какую птицу называют самым лучшим певцом?

Какую птицу называют «ледоломкой»?

Какую птицу называют «лесной газетой»?

Каких птиц называют «березовыми птицами»?

Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Какие птицы танцуют весной?

Закончи предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

Моя (ворона, синица, свиристель, овсянка),

мои... Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

Лес без птицы и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки - свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть.

Вороненку гнездо - родимая хата.

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а чело век- умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горю ет.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей - всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлинья.

Журавль прилетел и тепло при нес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице... утке).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица...

татьяна сироткина

Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток!

Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую роль в работе по данному направлению я отвожу дидактическим играм, ведь как сказал В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» и с этим не поспоришь! В своей работе я использую как покупные, так и авторские игры (так как в магазинах зачастую не найдешь, то чего бы хотелось).

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Зимующие и перелетные птицы».

На центральной створке расположены: зимнее и летнее дерево, по три кармашка относящиеся к каждому дереву.

На левой створке: большой кармашек, три маленьких, вопросительный и восклицательный знаки (восклицательный знак синего цвета- зимующие птицы).

На правой створке, как и на левой расположены большой кармашек, три маленьких, вопросительный и восклицательный знаки, но восклицательный знак оранжевого цвета (перелетные птицы).

Карточки с изображением зимующих и перелетных птиц и загадки о них


Кружки красного и зеленого цвета.

Цель игры: продолжать формировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать познавательный интерес логическое мышление, память и речь детей; побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания; воспитывать любовь к природе.

1 вариант:

Воспитатель располагает карточки с изображением зимующих и перелетных птиц в кармашки у деревьев (намеренно не правильно). Задание: карточки с зимующими птицами расположить на левой створке, карточки с изображением перелетных птиц на правой. Если ребенок не знает к какому виду относится та или иная птица, карточка ставится в кармашек с красной окантовкой на любой из створок, если сомневается- в кармашек с желтой окантовкой (на створку зимующих или перелетных птиц, если уверен в своем ответе то в кармашек с зеленой окантовкой на соответствующей створке. За правильный ответ дается зеленый кружок, за неправильный красный.

2 вариант:

Обратный первому. В кармашки со знаками вопросов на левой и на правой створке, помещаются карточки с изображением птиц (Намеренно не правильно). Задание: расположить каждую птичку на свое дерево.

3 вариант:

Воспитатель или водящий (подготовительная группа, читают загадку про птицу или описывают ее. Игроки должны догадаться о какой птице идет речь и поместить картинку с ее изображением в кармашек зимнего или летнего дерева, в соответствии с тем, зимующая это птица или перелетная. В зависимости от ответа выдаются кружочки соответствующего цвета.



Дети с удовольствием принимают участие в данной дидактической иге.

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный материал будет Вам полезен.

Публикации по теме:

«Перелетные и зимующие птицы». Конспект занятия для старшей и подготовительной группы Тема ОД: «Перелетные и зимующие птицы»___ Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;.

«Птицы зимующие, перелетные, домашние» (презентация) Предложенная презентация подходит для ознакомления детей с перелетными, зимующими и домашними птицами, а так же в качестве проверки знаний.

Зимующие и перелетные птицы. Конспект НОД по познавательному развитию «Пернатые друзья» Программные задачи НОД: - формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. - развивать интерес к миру пернатых, любознательность.

Конспект НОД по экологии с использованием социо-игровой методики «Перелетные и зимующие птицы» Конспект НОД по экологии, с использованием социо-игровой методики. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект занятия по ФЦКМ «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент) Модель образовательной деятельности: Познавательное развитие-ФЦКМ. Ознакомление с природным миром (24.03.2017) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема:.

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия по экологии Составила: воспитатель Артамонова Татьяна Васильевна (старшая группа) Тема: зимующие и перелетные птицы Цель:1. Учить детей различать.

Зимфира Теркулова

Трудно птицам зимовать ,

Надо птицам помогать !

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

А. Чепуров

1. "Узнай по силуэту" - развитие умения по размеру телосложения, по форме клюва, хвоста узнавать птицу .

2. "Собери птицу " - развитие умения с помощью силуэта собрать из частей птицу , закрепить названия частей тела. Формировать представление о внешнем виде зимующих птиц (есть туловище. голова, крылья, хвост, лапки) . Предложить детям придумать загадку о птице , которую он собрал из частей. Воспитывать чувство сострадания, желания помочь им.





3. Загадки.

На голом суку сидит,

На весь двор кричит :

"Кар-кар-кар!"

(Ворона)

И пригорок, и пустырь -

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера. (снегирь) .

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится. (синица) .

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел - а все же птица !

(Воробей)

Птица говорливая ,

Самая болтливая!

(Сорока)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют :

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы». Цель: Закрепить знания детей о птицах. Задачи: Формировать интерес и любовь.

В дошкольном возрасте очень важно помочь ребенку открыть для себя тайны мира природы, осознать свою индивидуальность и общность с другими.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Задачи: - закреплять знания детей о голосах птиц; - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы». Цель: Развитие общеречевых навыков, формирование представлений детей о зимующих птицах. Задачи: расширить представление.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Программные задачи: уточнить и расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах. Учить описывать внешний вид птиц, отрабатывать навыки.

Поект «Зимующие птицы» «Зимующие птицы». Проект групповой, познавательный, краткосрочный. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,.

Проект «Зимующие птицы» Информационная карта проекта «Зимующие птицы» Авторы проекта: Корнеева Валентина Владимировна, Назарова Лариса Николаевна. Продолжительность.

Картотека

дидактических игр по теме «Птицы»

для детей среднего дошкольного возраста.

Составила:

воспитатель ГБОУ СОШ№10 СПДС «Алёнушка»

Будак Татьяна Михайловна

«Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.

«Кто из птиц лишний»

Цель : упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры : педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»


Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.


Ход игры : детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

«В мире птиц»

Цель : закрепить знание детей о птицах.

Ход игры : На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель : закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки .

Ход игры.

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

«Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

«Что лишнее»

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование : карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры :

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок) . Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки) . Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки) . После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

«Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры :

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

«Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Ход игры :

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

«Кого не стало»

Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже

Ход игры :

На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №6 «Ёлочка»
Электронная дидактическая игра «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
воспитатель высшей квалификационной категории
Соловьева Е.А.
г. Ветлуга
2016г.
Пояснительная записка
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно может быть использовано в рамках непосредственной образовательной деятельности взрослых и детей, в индивидуальной работе воспитателя с ребёнком, и в рамках семейного воспитания.
Актуальность
Данное пособие позволяет мотивировать детей к осознанному усвоению материала и закреплению имеющихся знаний о зимующих птицах.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные
Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Вырабатывать умение быстро находить ответ.
Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Развивающие
Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать наглядно – образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
Воспитательные
Воспитывать стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе.Описание работы по слайдам
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
1 Название дидактического пособия «Зимующие птицы».
2 Цели и задачи дидактического пособия.
3 Призываем всех помочь зимующим птицам.
4 Педагог загадывает детям загадку про птиц, после отгадывания даёт ребёнку задание: назови этих птиц одним словом.
5 Педагог предлагает детям помочь Кате найти зимующих птиц
6 Педагог предлагает ребёнку посчитать птиц: одна синица, две синицы… Для начала счёта необходимо нажать курсором на синичку.
7 Отгадывание загадок. Загадки и ответ появляются, нажав пробел.
8 Отгадывание загадок. Загадки и ответ появляются, нажав пробел.
9 Чтобы отдохнуть проводим пальчиковую игру
10 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.

11 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
12 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
13 Ребенку предлагается рассмотреть изображения, назвать и показать птиц, которые считаются зимующими.
Нажать курсором на птичку, которая лишняя.
14 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка улетела.
15 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка улетела.
16 Ребёнок рассматривает и запоминает птичек, затем закрывает глаза, педагог в это время нажимает на пробел (птичка улетает). Ребёнок отвечает, какая птичка прилетела.
17 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
18 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
19 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
20 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
21 Педагог читает предложение, ребёнок заканчивает.
22 Образовываем формы множественного числа существительных: одна ворона – много ворон.
23 Образовываем формы множественного числа существительных: одна ворона – много ворон.
24 Нажимаем на звуковой значок, появляется голос птицы, затем нажимаем на пробел, появляется угаданная птица.
25 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок.
26 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок
27 Ребёнок отгадывает, какая птичка спряталась, затем нажимаем на пробел, проверяем, правильно ли отгадал ребёнок
28 Сравнение сороки и вороны



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №6 «Ёлочка»Дидактическая играЗимующие птицысредняя группаВыполнилаВоспитатель первой квалификационной категории Е.А. Соловьёваг. Ветлуга Тема: Зимующие птицы Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Задачи:Образовательные Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах. Вырабатывать умение быстро находить ответ. Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Развивающие Развивать речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.Воспитательные Воспитывать стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе. Птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой!Приглашайте этих милых и забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить в это, для них трудное время.Сделайте важный шаг, начните с доброго дела! Различаемся мы цветомВстретишь нас зимой и летом,Если крыльями взмахнём,Будем в небе голубом.Нас зимою покормитеДети кто мы? НазовитеПтицы
Помогите Кате найти зимующих птиц Посчитай до пяти12345 Отгадайте загадкиНепоседа пёстрая, птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её ...Сизокрылая птичкаЛюбит семечки и крошкиУ окна она сидит и тихонечко воркует.Носит серенький жилет,Но у крыльев чёрный цвет.Видишь, кружит двадцать парИ кричат кар-кар-кар.В серой шубке перовой и в морозы он герой. Скачет, на лету резвится.Не орёл, а всё же птицаДнём спит, ночью летает,Прохожих в лесу пугает.

Кто там прыгает, шуршит,Клювом шишки потрошит,Голоском речистым, чистым,Кле-кле-кле поёт со свистом? Спиною зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска галстучка. Красногрудый, чернокрылый, любит пёрышки клевать,С первым снегом на рябинеОн появится опять.Чёрный жилет, красный берет,Нос как топор, хвост как упор.

Пальчиковая игра «Покормите птиц»Покормите птиц зимой! Изображают как сыплют крошкиПусть со всех концов Разводят руки в стороныК нам слетятся, как домой, Большие пальцы соединяют остальными машут, как крыльямиСтайки на крыльцо. Кончики пальцев соединяют изображая крышу домаСколько гибнет их – не счесть Держатся за голову и качают ейВидеть тяжело.А ведь в нашем сердце есть Прижимают руки к сердечкуИ для птиц тепло. Обнимают и гладят себяПриучите птиц в мороз Изображают как сыплют крошкиК своему окну, Соединяют руки кольцом, над головойЧтоб без песен не пришлось Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»Нам встречать весну. Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Четвёртый лишний
Кто улетел?
Кто улетел?
Кто прилетел?
«Я начну, а ты закончи»У воробья туловище мелкое, а у вороны…(крупное);У вороны клюв большой, а у воробья…(маленький);У воробья хвост короткий, а у вороны…(длинный);У воробья лапки тонкие, а у вороны…(толстые);Ворона большая, а воробей…(маленький); «Я начну, а ты закончи»У синицы клюв тонкий, а у дятла… «Я начну, а ты закончи»Снегирь малоподвижный, а синица… «Я начну, а ты закончи»Клёст нарядный, а воробей… «Я начну, а ты закончи»Синицы высиживают птенцов летом, а клёст… Один - много Один - много Угадай какая птица поёт?12345678

Отгадай, кто спрятался?
Отгадай, кто спрятался?
Отгадай, кто спрятался?
Чем похожи ворона и сорока?Чем отличаются?


Приложенные файлы