Смотреть что такое "клиент-центрированная психотерапия" в других словарях. Клиент-центрированная терапия.

Клиент-центрированная терапия (не директивная психотерапия, англ. Person-centered therapy — «человеко-центрированная терапия» поэтому иногда пишется PCT-психотерапия) — одна из разновидностей современной психотерапии, разработанная американским психологом Карлом Роджерсом и применяется в таком направлении, как гуманистическая психология, как в самой психологической терапии так и в консультировании (например метод эмпатического слушания) и ставит на первое место человека, как личность и ее самосовершенствования. Согласно Н. Ф. Калина, «клиент-центрированная психотерапия — направление, ориентированное на актуализацию с помощью понимающего и глубоко личного контакта между клиентом и терапевтом урожденной тенденции организма и психики к развитию, самоорганизации и самосохранения для достижения внутренней гармонии и удовлетворенности жизнью. »

Поэтому внимание сосредоточено на коммуникации с клиентом, а проявления терапевта - это инструмент, способствующий такому выражению и, что более важно, не нарушать его. Примерно в это же время Роджерс сообщает: Было много внимания на философские характеристики и отношение психотерапевта, а также решительный отход от методов для преследования, возможно, еще нащупывающих, интимных личных отношений. В психотерапии поиск более тесных личных отношений, в которых было обращено внимание терапевта на клиента, потому что, если раньше его роль заключалась в том, чтобы быть в стороне от клиента, теперь он стал посвящать себя поиску Эмпатическим пониманием системы ссылок другого человека.

Основные черты

Сам К. Роджерс и его коллега Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты клиент-центрированной терапии:

  1. гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;
  2. основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);
  3. терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;
  4. внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуры;
  5. гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии можно применять ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающих психозами, невротиков или к психически здоровых людей;
  6. интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Взгляды психолога со временем несколько трансформировались, однако ключевые идеи остались неизменными. Основная идея личностного контакта клиента и психотерапевта со временем стала только сильнее подчеркиваться Роджерсом.

Основная предпосылка терапевта или советника заключалась в том, что у человека есть достаточная способность справляться со всеми аспектами его или ее жизни, которые могут прийти в сознание. Таким образом, терапевт стремился создать межличностные отношения, в которых материал мог прийти в сознание.

Реакция на вербальный контент перед лицом молчания и неупорядоченная вербализация психиатрических пациентов оказалась недостаточной. В тот момент было замечено, что общение чувств страха и одиночества терапевта было связано с терапевтическим процессом клиента. Он предложил термин «опыт», чтобы обозначить пережитый опыт, процесс чувства, жить телесно и конкретно, что составляет основную тему психологического и личностного феномена. Но он не абсолютизирует и не воспринимает его как замену своей концепции опыта, а как другой, порой очень полезный способ выразить то, что он намеревается выразить.

Понятие «клиент» (лицо, получает определенные услуги, в данном случае психологические) вместо более «медицинского» — «пациент», тоже предложил использовать Роджерс. Таким образом человек, обратилась к психологу за помощью, тоже несет ответственность за изменения, происходящие с ним, кроме этого, она не является объектом диагностирования и медицинского лечения. Акцент в данном случае делается на помощи клиенту. Она проявляется в корректировке и стимулировании саморазвития и самореализации.

Это то, что он хочет - выражать, что является самым важным, причем символы являются относительно относительными. Поэтому инновация должна прямо говорить о потоке непосредственного опыта, который Роджерс признает в качестве вклада в концепцию опыта, когда он говорит: Гендлин обратил мое внимание на значительное качество опыта как на точку отсчета.

Именно в этот момент Роджерс благодарит Гендлина за то, что он дал ему эту ссылку, которую он искал. Гендлин показал, что мы можем иметь доступ к внутреннему опыту, который выходит за рамки наших явных формулировок, обращая внимание на чувство как таковое, лежащее в основе этих формулировок, которое имеет неявное значение. В основном это путь доступа к опыту, который Роджерс выполняет с Гендлином, потому что это практично.

Создание клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 году в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества предотвращения жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. С 1940 года Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в 1942 году книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 года он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а потом работал в университете Висконсина. В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс занимал должность президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии в 1947 году. С 1966 года он работал в Центре исследования человека, в создании которого принимал участие.

Морейра подчеркивает, что этноцентрированное деноминация на экспериментальной стадии недостаточно для описания терапевтического процесса как опыта межсубъективных отношений, хотя он не считает, что Роджерс, даже развившись в этом смысле, потерял свои связи с теоретической концепцией По центру человека. И именно это, на мой взгляд, Роджерс намеревался обеспечить своей прежней формулировкой. Подлинность, следовательно, не была бы отношением между опытом и сознанием, но уравнение в том смысле, что в нем ощущается осознание, два уровня работают вместе и не заменяя другого, а не в смысле содержания Тождественный, который переходил бы с одного уровня на другой.

Официальное внедрения теории Роджерса в психологию произошло после его встречи с американскими психологами в 1940 году. В раннем варианте эта психотерапия, названная «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента («терапевтическое зеркало»). С помощью такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Мирнс (1980) указывал, что вышеупомянутая название неудачна, так как любая психотерапия директивная по своей сути. В 1951 году Роджерс сменил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client-centered).

Мы не только должны понимать взаимодействие между этими тремя уровнями, но и не должны пониматься в этом порядке: опыт общения с сознанием; Как будто подлинность заключалась в извлечении контента из опыта в сравнение и от него к общению. Существует замкнутость цикла, объединяющая общение с опытом, формирующим своего рода систему. И мы можем прочитать эту систему, взяв любое из этих условий в качестве отправной точки.

Для Аматуцци: Вот почему, с Роджерсом, мы можем сказать, что терапевт отвечает не на слова клиента, а на полное общение с ним или на то, что этими словами, произнесенными таким образом, делается эффективно и преднамеренно. Выражение, каким бы верным оно ни было, для живого, является разрывом. Вот почему он никогда не бывает полным, всегда оставляя избыток, который, однако, еще не определен и не закончен. Выражение, каким бы подходящим оно ни было, не исчерпывает прожитых, но указывает на это. И именно в этом пункте он создает смысл, он присваивает смысл.

Теория клиент-центрированной терапии

Калина Н. Ф. отметила, что для данного направления «основным двигателем позитивной динамики терапевтического процесса является тенденция к актуализации и последующей реализации внутреннего потенциала личности. К.-р. Роджерс рассматривал человеческую природу с позиций целостности и врожденной мудрости, способной направить человека на путь исцеления. Задача терапевта сводится к формированию условий, при которых этот потенциал может быть актуализирован, поскольку все психологические и социальные преграды, которые ему мешают и побуждают его обращаться за психологической помощью к специалистам, вызванные блокировкой стремление актуализации собственного психического потенциала ». Роджерс писал в своих трудах, что практически каждый человек имеет этот психологический потенциал, но не у каждого получается реализовать его. Реализуя его, человек как бы поднимается на новую ступень и получает таким образом возможность решать свои проблемы. Путь к самореализации человека ученый сравнивал с болезненными первыми шагами ребенка.

Таким образом, существует связь, обозначенная двусторонним сообщением, в котором терапевт стремится эффективно слушать клиента. Таким образом, психотерапия объективировала бы от более глубокого внутриличностного общения терапевта, чтобы выслушать для себя более подлинное общение с клиентом, которое со временем приведет к большему внутриличностному общению со стороны клиента, вызвав отставку чувств И чувствует. Для Вуда цель индивидуальной или групповой терапии заключается в том, чтобы способствовать созданию климата, который может проявляться в каждом человеке и группе людей.

В любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах для изменений клиента. Это может быть релаксация, уверенность, спокойствие, рассудительность и тому подобное. Идея заключается в том, чтобы, во-первых, найти ресурс изменения (внутри или вне клиентом) и, во-вторых, присоединить этот ресурс к проблемному переживания. Так, например, в технике систематической десенсибилизации универсальным ресурсом является релаксация, которая, «присоединяясь к стрессогенного объекта, десенсибилизуе его». В подходе Роджерса такой ресурс задается специфическими отношениями психотерапевта с клиентом. Анализируя свой известный, снятый на пленку, случай работы с мисс Манчестер, Роджерс отмечал: «… то, что клиент переживает в терапии, — это опыт быть любимым» (Rogers, Segal, 1955).

Как уже объяснялось, формирующая тенденция является продолжением тенденции обновления, характеризующейся тем, что она всегда действует в направлении возрастания порядка и взаимосвязанной сложности, видимой как на неорганическом, так и на органическом уровнях. Таким образом, формирующую тенденцию можно увидеть, продвигая переживание клиента в присутствии другого человека, который воспринимается как эмпатический, подлинный и теплый. В этих случаях мое присутствие просто выпускает и помогает другим.

Но эти странные поведения в конечном итоге становятся правильными, причудливыми способами: кажется, что мой дух достиг и коснулся духа другого. Наши отношения превосходят себя и становятся частью чего-то большего. Тогда есть целебная способность, глубокая энергия и рост. Адреса для переписки.

Основные задачи и понятия

Основной задачей для психотерапевта должно быть создание условий для «внутреннего» роста клиента. Чтобы способствовать этому психотерапевт имеет «почувствовать» проблему клиента, для этого используется методика «эмпатического слушания». Эмпатическое понимание способствует дальнейшему общению психотерапевта и клиента. Его можно проявить в фразах, характеризующие состояние клиента.

Пастер, 250 - павильон Нилтон Кампос, Красный пляж - Урка. Биография Карла Роджерса. Аннотация: В настоящей работе прослеживается обзор эволюции мысли Карла Роджерса, вставляя ее в контексте его биографии. Основные понятия Роджера в различных областях гуманитарных наук кратко рассматриваются. Ключевые слова: Карл Роджерс; Терапия, ориентированная на клиента; Подход, ориентированный на человека; Педагогика сосредоточена на ученике; Непрерывное руководство.

Индивидуально-ориентированная терапия: революционная парадигма. Клиническая терапия по сравнению с психоаналитической психотерапией: размышления после сравнительного исследования. Лёвен: Левенская пресса. Он является почетным президентом Португальской ассоциации психотерапии и консультирования, ориентированной на человека.

Важнее не столько точность понимания клиента сама по себе, а интерес к внутреннему миру клиента со стороны терапевта. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится ближе к мыслям и чувствам клиента. Эмпатия в более широком смысле — это понимание эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сострадания. Точная эмпатия — идеальный случай. На физиологическом уровне эмпатию рассматривают, как активность мозга, отражающий состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной коре обезьян итальянскими учеными Джакомо Риццолатти, Витторио Галлезе и их коллегами из Пармского университета.

Аннотация: В этой статье представлен обзор эволюции мышления Карла Роджерса, поставив его в контексте его биографии. Вскоре обсуждаются основные понятия рогериев в разных областях человеческих наук. Клей-слова: Карл Роджерс; Клиент-центрированный-терапия; Подход, ориентированный на человека; Студенческое централизованное обучение; Ориентация без директивы. На вступление в силу: «Карл Рэнсом Роджерс против мафии влиять на психику на гильдии Америки». По словам Карла Роджерса, настоящая цель состояла в том, чтобы удержать детей от «опасностей городской жизни».

Эмпатия в работах Роджерса имеет следующие характеристики: во-первых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции того, кто чувствует эмпатию, сохранение психологической дистанции между ним и тем, к кому испытывают эмпатию, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями того, в кому испытывают эмпатию, и того, кто чувствует эмпатию (что, собственно, и отличает этот процесс от подобного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии). В-третьих, это динамический процесс, а не статическое состояние.

Он участвует в различных общественных мероприятиях, развивая свои возможности в качестве «посредника» и организатора. Он вступает в контакт с воинствующими евангельскими кругами и решает перейти на курс истории с намерением посвятить себя позже церковной карьере. Таким образом, на втором курсе он перешел в учительский колледж Колумбийского университета с целью изучения курса клинической психологии и психопедагогики. В учреждении вступает в контакт с Отто Рангом, что знаменует его больше для его терапевтической практики, чем для его теорий.

Еще одним условием, необходимым для изменения клиента, служит конгруэнтность психотерапевта. Идею конгруэнтности хорошо иллюстрирует формула дзэн: «Когда я голодный, я им; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю ».

Конгруэнтность (лат. Congruens — совпадение) — равнозначность, взаемовидповиднисть качественно равноценных состояний, процессов или переживаний. Конгруэнтность проявляется в природных реакциях проявляющихся в ответ на определенные желания человека. Процесс ограничения природных импульсов аутентичного самораскрытия блокируется ошибочными представлениями о собственном Я. Сформулированная Роджерсом понятие «Я-концепция» стало основой клиент-центрированной терапии. Я-концепция личности — устойчивая система представлений личности о себе, которая основывается на осознании и оценке своих физических, характерологических и других свойств; интегрированный образ собственного Я, на основе которого человек формирует свои отношения с другими людьми. Представление, имеющие преимущественно когнитивный, интеллектуальный характер, могут не соответствовать собственным переживанием, опыта и ощущению Я. Поэтому важной целью психотерапии является помощь клиенту в достижении состояния конгруэнтности между внутренними аспектами Я и Я-концепцией и при необходимости — реорганизации Я-концепции.

Постепенно Роджерс отказывается от директивной или интерпретирующей ориентации, предпочитая более прагматичную перспективу слушания клиентов, предшественника того, что позже будет структурировано как неправительное руководство в терапии. Карл Роджерс только осознает оригинальность своего мышления, когда он сталкивается с реакциями своей лекции в Университете штата Миннесота 11 декабря, говорит Роджерс: Может показаться абсурдным, чтобы назвать день, когда родилась Клиентоцентричная терапия, Таким образом, эта дата была рассмотрена в роджеровском движении как основатель движения или, возможно, было бы справедливо сказать, что миф-основатель общины Роджера.

Неконгруэнтность — наличие различий между осознанием, опытом переживаний и когнитивными составляющими этого опыта. С точки зрения динамики личностных переживаний конгруэнтность определяет состояние, в котором различные психические усилия и процессы согласованы между собой. Это состояние характеризуется отсутствием внутренних директив, определяющих модус «я должен», и доминирующей побудительной силой в отношении действий и решений. Конгруэнтность личности выражается в ее способности быть аутентичной себе, то есть настоящей. Прежде она должна быть присуща личности терапевта, выражается в способности передать клиенту собственные чувства и переживания. Неконгруэнтность является проявлением застоя в саморазвитии, нарушением процесса интеграции событий в опыте.

Понятия «консультирование» и «психотерапия» кажутся все более эквивалентными, например «Непригодное руководство в терапии» и «Клиентоцентрированная терапия». Ориентация его подхода сдвигается от важности, придаваемой методам, чтобы постепенно подчеркивать отношения, то есть от методики переформулировки к отношениям эмпатического понимания, восприятия клиента, соответствия терапевта, уверенности в способности клиента к Самоактуализация их возможностей и самоорганизации и, наконец, для оценки терапевтического потенциала отношений.

Механизмы клиент-центрированной терапии

Сам Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматривал самоактуализуючу тенденцию. В отрыве от конкретного лица клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специально роджерианськи процессуальные механизмы изменений. Это может быть как когнитивное переструктурирование, так и диссоциация эмоций от когнитивной сферы, или же расширение сознания и тому подобное. Задача клиент-центрированного терапевта заключается в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, например, когда он выбирает просто механизм катарсиса (очищения), который заключается в «виговоренни» своих проблем. Таким образом, специфический психотерапевтический механизм не ограничивается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками. Считают, что основной целью клиент-центрированной терапии является объективация самим клиентом своей проблемы и его отграничения от нее.

Суть их сообщения заключается в том, что учащиеся учатся лучше, более усердны, более креативны и лучше способны решать проблемы, когда учителя обеспечивают человеческий и облегчающий климат, который предлагает Карл Роджерс. Распространение мысли Карла Роджерса в гуманитарных науках. Они затрагивали отношения с родителями. Работники в области развития сообществ действуют по-разному. На протяжении большей части своей жизни Карл Роджерс возражал против институционализации своего мышления или его идеалов и его ухода из университетской среды путем обмена Университетом Висконсина для Института западных поведенческих наук в Калифорнии, несомненно, спровоцировало определенное снижение влияния Из его идей в области психологии вообще и обучения в психотерапии в частности.

Техники психотерапии

Клиент-центрированная терапия осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена ​​группами встреч. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент-центрованного подхода — это не способ действия (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться отдельно от необходимых и достаточных условий терапевтической изменения. Терапевт-роджерианець несет ответственность только за свою работу, а меняться или не изменяться — это выбор клиента.

Однако в течение нескольких лет Роджерианское движение осознавало богатство полученного наследства и тот факт, что Клиентоцентричная терапия по-прежнему занимает место в психотерапевтической сцене как одна из наиболее прочно укоренившихся в исследованиях и с более сильными корнями философски. Аналогичным образом, в последнее десятилетие произошло возвращение Роджеровского подхода к университетским кругам и возобновление исследовательской деятельности, которая в течение нескольких лет несколько отодвинулась на задний план, а разведочные работы Из пределов применения и применимости философской модели было более привилегированным.

Консультация в данной психотерапии имеет следующий вид: терапевт и клиент садятся напротив друг друга (часто под небольшим углом). Контакт с клиентом устанавливается в течение первых пяти минут. Если этого не происходит, то, как правило, клиент блокируется. Терапевт сопровождает клиента в его собственных переживаниях. Эта терапия является центрированной на клиента, а не на проблему. Поэтому нет никакой необходимости тянуть (подталкивать) клиента в его проблему. Клиент сам может выбирать предмет разговора. Подталкивание к обсуждению тайной проблемы может осуществляться и непосредственными вопросами, и невербальными средствами (например, тональными понижениями голоса: «Я чувствую, что вам трудно (понижение тона)». При этом содержание реакции терапевта может быть индифферентным к проблеме клиента. Терапевту важно показать клиенту свою готовность работать с ним. Терапевт должен чувствовать, хочет клиент говорить о своей проблеме и как долго он может это делать, и считаться с этим.

Некоторые клиенты не в состоянии сформулировать собственную проблему на психотерапевтическом сеансе. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него, во-первых, направляет клиента, во-вторых, «затягивает» клиента в проблему, не учитывает готовности клиента войти в проблему самостоятельно. Формулировка проблемы или глубинных переживаний клиента за него приводит к тому, что терапевт идет впереди клиента, опережает его, задает процесс.

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:

  1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что позитивного изменения не произойдет в личности пациента, если нет отношений его с психотерапевтом.
  2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека его Я-концепцией в этом переживания.
  3. Психотерапевт гармоничный или интегрированный. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.
  4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту. Он не дает оценок его переживаний и чувств, хвалит тех конструктивные изменения, которые происходят с клиентом. Он относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.
  5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен чувствовать эмпатию к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.
  6. Должна состояться передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Это говорит о том, что клиент также должен относиться к психотерапевту, ведь именно он ответственен за свой личностный рост, а психотерапевт только способствует этому росту.

Сначала Роджерс сделал акцент на «рефлексивной технике» — психотерапевт отражает переживания клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я-концепцией, искажение Я-концепции. Это так называемый психосоматический резонанс. Психосоматический резонанс — психосоматический отзыв в теле терапевта на процессы и реакции, происходящие в телесной сфере клиента в процессе психотерапии. В последние годы в работе Роджерса выросла доля метафор и интуиции.

В клиент-центрированной терапии применяются такие техники:

  1. «Техника выбора» — психотерапевт дает возможность клиенту самому выбрать направление разговора для обсуждения проблемы, выбирая нейтральную реплику в ответ на первую фразу клиента. Таким образом клиент сам выбирает меняться ему решая свои проблемы или нет.
  2. «Техника повторов» — терапевт повторяя последнюю реплику клиента узагалюнюе сказанное. После повторенной реплики идет пауза, побуждает клиента продолжать рассказ. Таким образом клиент понимает, что психотерапевт его слушает и понимает.
  3. Достаточно интересной техникой является «метафора», что может использоваться как разовый терапевтический прием, так и постоянно использоваться на протяжении всей терапии. Она помогает клиенту погрузиться в свой собственный символический пласт собственного сознания, а также абстрагироваться от материального мира и выразить некоторые свои желания (например агрессивные) в иноязычной форме.
  4. Также важной техникой является «эмпатические ответы». Эмпатическое ответ — это вербализация терапевтом свето- и самоощущение клиента. Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что терапевт понимает его состояние и чувства.

Результаты психотерапии

Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцировки реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения:

  • повышается открытость опыту;
  • усугубляются переживания;
  • повышается доверие к собственным проявлений, к самому себе;
  • формируется внутренний локус оценки;
  • усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
  • углубляется знания о себе в процессе переживания.

С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск.

Только небольшая часть личности эго-идентифицирована, или эго-синтонного, то есть принадлежит сфере Эго. Некоторые личные проявления (черты, переживания) не является эго-синтонного и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Очень важное качество личности — это готовность быть в процессе развития. Сам Роджерс подчеркивал, что это означает способность отказаться от фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, могут ограничить саморазвитие. Структура личности согласно данной терапией выглядит так: в центре симптоматики находится «Я» и «не-Я», как две равнозначные части личности.

Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии становится «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать препятствия и трудности жизни, творчески себя реализовать. В результате двадцатипятилетней исследовательской программы выявлено, что такая личность характеризуется положительной Я-концепцией, эффективным социальным функционированием и готовностью организма реагировать на любые внешние воздействия. Очевидно, что психотерапевтический процесс продвигает клиента к показателям «полностью функционирующей личности». Но клиент имеет право остановить терапию в любой момент и извлечь из нее ровно столько, сколько может. Поэтому одним из важнейших условий изменения клиента в терапии является его готовность к этому изменению.

Реальная психотерапевтическая практика связана с тем, что клиент-центрированные терапевты действуют по-разному и вносят в психотерапевтический процесс свои особенности и личностно значимые теоретические конструкты. Таким образом, в реальном психотерапевтическом процессе ряд психотерапевтов фасилитирует в клиенте «ребенка». Идея «полностью функционирующей личности» может трактоваться как идея «ребенка» в смысле натуральности, естественности чувств, жизни и проявлений. Это свободное выражение любви, грусти, страсти, печали, тревоги, гнева и т. Человек, «закрытая» к переживанию и экспрессии гнева, в значительной степени «закрыта» к переживанию и экспрессии любви. В этом смысле «полностью функционирующая личность» близка к «генитального характера» Вильгельма Райха. Но клиент может не принимать такое толкование «полностью функционирующей личности», как и психотерапевт.

Некоторые терапевты понимают «полностью функционирующую личность» как «духовную развитость», то есть делают акцент не на жизни, естественности, натуральности, а, наоборот, на разумности, всепрощении, покое и тому подобное. Одним словом, за реальным процессом психотерапевтического взаимодействия трудно говорить об абстрактных механизмы и нормативы психотерапевтической изменения клиента в рамках клиент-центрированного подхода.

Есть данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса как паллиативного, симптоматического средства, к тому же назначается только при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дает лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии.

Клиент-центрированная терапия сейчас и тенденции ее развития

Для современного клиент-центрированного подхода характерна размытость концептуальных границ. Подход Роджерса является хорошей метафорой человека, и вряд ли его основные понятия («самоактуализуюча тенденция», «полностью функционирующая личность», «эмпатия», «безусловное позитивное отношение к клиенту» и т.п.) имеют теоретический статус. Это те квазиконцептуальни образования, скорее нужно научиться чувствовать, переживать как некоторые экзистенции. Их понимание без переживания невозможно, как невозможно чисто технически обеспечить необходимые и достаточные условия терапевтической изменения клиента.

Попытка добавить главным «понятием» гуманистической психологии концептуальный статус приводит к определенным недоразумений.

Иногда возникают ситуации, когда под вывеской «клиент-центрированной терапии» употребляются совершенно разные, а порой и взаимоисключающие стиле и практики терапии. Критерий директивности-недирективности определенной мере внешним, он определяет лишь стиль поведения психотерапевта (жесткий, направляющий, улыбающийся, приветливый, родительский, материнский и т. д.).

Второй характерной чертой современного клиент-центрированного подхода является терапевтический эклектизм. Это абсолютно нормальное явление для психотерапевтов, но оно создает ряд проблем для самой психотерапии. Сочетаются абсолютно противоположные, несовместимые подходы. Так, известный голландский клиент-центрированный терапевт Хёйзинга сочетает PCT-терапию с бихевиоральной.

Еще одной характерной чертой является безразличие к патогенеза и структуры расстройств. PCT-терапия не имеет список показаний, то есть перечня видов расстройств, при которых она эффективна. Выясняется, что ее используют при решении семейных проблем, лечении сексуальных расстройств, пограничных состояний и выраженной психопатологии. Хотя на самом деле такие явления как сесуальни расстройства, девиации, парафилии, неврозы не поддаются лечению этим видом психотерапии.

Наконец, в концепции Роджерса практически отсутствует вертикальный (духовный) измерение: «Бог умер, религия больше не говорит с человеком в современном мире» (Тилли, Роджерс). Духовность редуцируется к системе качественных межличностных отношений; Бог исчезает в межличностном пространстве. «Я» стремится найти свою истинность в межчеловеческих отношений, «Я-Ты» связях. Сердешнисть и уважение, безусловно, важны, но могут стать искусственной средой суррогатного общения, не знает и не желает знать реальность. На таком конвенциональному уровне РСТ-психотерапия может быть даже опасной для культуры. Клиент-центрированная терапия в основном рассчитана на длительный отрезок времени, в основном, она долгосрочная (в США это считается нормой). В настоящее время актуальными являются краткосрочные сеансы, потому значимо часть граждан стран Украины и в целом СНГ не является психологизированного клиентами, ведь психотерапией в Советском Союзе занимались только врачи-психиатры, а следовательно психотерапия имела только медицинское направление. Большинство психологов считает, что клиент-центрированная психотерапия в наше время переживает кризис и его теория нуждается социокультурных изменений.

Новым словом в развитии гуманистической психологии стала теория, разработанная американским психологом и педагогом Карлом Роджерсом. Вобрав в себя основные положения гуманистического подхода, клиентоцентрированная терапия предложила совершенно новые решения психологических проблем. Сегодня это направление представляет собой постоянно совершенствующийся подход к изучению человека.

Главная гипотеза заключается в том, что индивидуальный потенциал каждой личности имеет тенденцию к развитию и открывается в системе сложных взаимоотношений, в которых человек, который оказывает помощь, испытывает по отношению к тому, кому помогает, подлинную заботу и понимание. Ее уникальность заключается в получении результатов непосредственно из данных терапевтических опытов, из записей разговоров, снятых на пленку. Теория является необычайно эффективной в любой сфере, где отмечается психологический рост личности.

Известный американский педагог и психолог, вошедший в историю психологической науки как основатель клиентоцентрированного направления, Карл Роджерс родился в штате Иллинойс в начале прошлого столетия. Завершив обучение в Висконсинском университете, будущий психолог решил посвятить жизнь служению Богу, для чего поступил в Объединенную теологическую семинарию Нью-Йорка. Во время обучения он увлекся психологией и в 1931 году окончил педагогический колледж при Колумбийском университете со степенью доктора.

Изначально К. Роджерса интересовали в большей степени проблемы детской психологии. Основные положения исследований этого периода были изложены психологом в работе «Клиническая работа с проблемными детьми», увидевшей свет в 1939 году. Однако на этом интересы ученого не ограничивались, и в 1942 году в свет выходит его книга «Консультирование и психотерапия». Книга содержала основные положения клиентоцентрированной психологии и стала настоящим событием научного мира, вызвав бесчисленное множество споров.

Вместо слова «пациент» К. Роджерс использовал слово «клиент», изначально полагая, что лучше самого клиента никто не может знать его трудности, а основная задача психолога – помочь клиенту самому сформулировать свою проблему, а, впоследствии, и найти и выход из ситуации. Консультант не должен направлять, давать советы, интерпретировать, выдвигать предположений, хвалить или порицать. Консультант – это своеобразное «психологическое зеркало», его роль заключается в «отражении чувств», то есть в сообщении клиенту своего понимания чувств и переживаний клиента. В основу гипотезы К. Роджерса положено глубокое понимание человеческой натуры, которая, по мнению психолога, всегда направлена на самосовершенствование и задача терапевта — лишь помочь клиенту в этих самостоятельных поисках. По мнению К. Роджерса, именно клиент ответственен за личностные изменения, ни психолог, ни терапия не способны стать «волшебной палочкой», изменяющей личность. Они могут лишь помочь человеку в сложных самостоятельных поисках самосовершенствования.

Главное в теории Роджерса

В последующих работах психолога развивались положения, высказанные в его первой книге. Основной гипотезой К. Роджерса стало понимание того, что главная задача человека, смысл его жизни – актуализация и последующее развитие тех положительных качеств, которые заложены в нас природой от рождения. Сам процесс развития и самопонимания сопровождается борьбой и страданиями, падениями и срывами. Однако, потребность «найти себя» вновь и вновь толкает нас на неустанные поиски.

Весь накопленный нами жизненный опыт помогает или мешает нам осуществлять эти поиски. Мы невольно переносим его на процесс решения сегодняшних проблем, причем, делаем это неосознанно, на подсознательном уровне. Понимание и умение правильно оценивать наши прежние ошибки, доверие к собственным ощущениям помогло бы личности осознать, в правильном ли направлении она движется.

Для того чтобы правильно оценить роджеровский подход к терапии, необходимо рассмотреть еще один термин, введенный психологом. «Я-концепция» — ориентация психолога на внутренний мир другого человека, использование субъективного опыта для понимания другого. «Я-концепция» — осознанное представление о самом себе, объективное осознание своих положительных качеств. Помимо того, как мы осознаем себя сегодня, существует и то, к чему каждый из нас стремится – «Я-идеальное». Разрыв между этими двумя гранями личности приводит к страданиям и является главной причиной неадекватного поведения личности.

Причины неадекватного поведения

С самого рождения мы нуждаемся во внимании и понимании других людей. Невольно ребенок старается стать таким, каким, по его мнению, его хотели бы видеть его близкие. С самого детства мы развиваем «Я-концепцию», постоянно вбирая в нее собственные характеристики. Однако, то, каким ребенок есть в действительности, со своими способностями, интересами, склонностями и эмоциями, не обязательно то, чего ожидают от него родители. Разрыв между «Я» и «Я идеальным» и является главной причиной внутреннего конфликта.

В то же время, невозможность поступить против нужд самого себя и негативное восприятие своих качеств окружающими приводит к искажению восприятия человеком самого себя, к дезориентации личности.

Угроза истинности собственному «Я» приводит к ощущениям страха и тревоги. В случае если подобные ощущения человек испытывает длительное время, у него могут возникнуть невротические симптомы, являющиеся символом отвергнутого опыта. В свою очередь, невротические симптомы могут являться причиной появления галлюцинаций, бреда, временного помрачения сознания. Для стороннего наблюдателя такое поведения может показаться нелогичным и безумным.

Условия роста и изменения личности

К. Роджерс полагал, что конструктивные личностные изменения могут осуществляться лишь при соблюдении основных шести условий. Соблюдение данных условий позволяет наглядно продемонстрировать то, что в действительности происходит во время терапевтического курса.

Прежде всего, для того, чтобы терапевтическое лечение было успешным и привело к личностным изменениям, необходим тесный контакт между терапевтом и клиентом. По мнению К. Роджерса, без доверительных взаимоотношений, наличия психологического контакта позитивные изменения личности попросту невозможны.

Не менее важным является и осознание психологом того, что клиент находится в состоянии тревоги. Он уязвим. Именно состояние тревоги, вызванное разрывом между «Я» и действительными проживаниями человека, часто служат причиной возникновения психопатологий и заставляют обратиться за психологической помощью и поддержкой.

Психолог же, наоборот, согласно мнению К. Роджерса, должен представлять собой полную противоположность. Лишь гармоничной, доброжелательно настроенной личности сможет клиент доверить свои переживания. Помимо доброжелательности, врач должен искренне сопереживать клиенту.

К. Роджерс отстаивал мысль о том, что психолог не может быть полностью интегрированным в своей личной жизни. Вне терапевтических отношений он может испытывать тревогу, враждебность или депрессию. Но во время, посвященное сеансам, ему следует отдалиться от всего прочего и предстать перед клиентом гармоничным открытым человеком.

Задача терапевта, по словам К. Роджерса, потому и является сложной, поскольку, не смотря на его личное отношение к клиенту, при терапевтических сеансах, его работа должна быть сконцентрирована исключительно на словах и чувствах клиента. Последний никоим образом не должен чувствовать неуверенности, тревожности либо других деструктивных чувств психолога.

Неотъемлемым условием терапевтического курса является «безусловное позитивное внимание». Это словосочетание обозначает, что психолог всегда с доброжелательностью относится к клиенту, одобряя положительные изменения его личности и избегая оценки его переживаний и чувств. Другими словами, терапевт принимает клиента таким, какой он есть, не пытаясь навязать последнему установленных обществом ценностей и расценивая его чувства, как неотъемлемую часть субъективного мира клиента.

Более того, терапевт должен чувствовать к своему клиенту эмпатию, другими словами, делать все возможное для того, чтобы чувствовать его субъективный мир так же, как свой собственный. Понимать и полностью принимать чувства другого – вот, что является, пожалуй, стрежнем теории К. Роджерса. Являясь «психологическим зеркалом» клиента терапевт должен высказывать всеми возможными способами свою эмпатию и «безусловное позитивное внимание».

Спокойная атмосфера

Все перечисленные выше условия направленны на создание спокойной атмосферы, в которой должны проходить сеансы клиентоцентрированной терапии. Лишь при соблюдении указанных условий терапия может быть эффективной и позволить клиенту осознать беспокоящие его переживания, не боясь угрозы или порицания, глубже погрузиться во внутренний мир и интегрировать ощущения с постоянно меняющейся «Я-концепцией», преодолевая, таким образом, разрыв.

Подход К. Роджерса пронизан оптимистическими взглядами на человеческую природу. Положив в основу своей теории понимание того, что человек всегда движется по пути самосовершенствования, психолог свел роль терапевта к роли созерцателя, своеобразного «психологического зеркала», главной задачей которого является создание условий, позволяющих клиенту самостоятельно развиваться, совершенствоваться, искать себя. Терапевт «способствует росту и развитию», а не «лечит больных», как во фрейдистском подходе. Главная задача терапии – преодолеть разрыв между переживаниями и реальным «Я», помочь принять и понять себя.

Теория К. Роджерса оказала огромное влияние на развитие психотерапевтической практики и сегодня ее основные положения успешно используются при консультировании в сфере семейных отношений, образования, политики, управленческой деятельности, расовых отношений. Клиентоцентрированная терапия постоянно совершенствуется и наполняется новым смыслом.