Малых предприятий по видам экономической. Малые предприятия как зеркало нашей экономики

Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные ; активнее идет структурная ; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России не получило еще преобладающего развития.

Распределение малых предприятий по отраслям экономики составляет:

промышленность — 15,5%;

строительство — 16,6%;

торговля и общественное питание — 43,5%;

наука и научное обслуживание — 5,1%;

общая коммерческая деятельность — 4,0%;

транспорт и связь — 2,4%;

другое отрасли — 12,9%.

Общая численность работающих на малых предприятиях — 6,1 млн. чел., из них в промышленности занято 1,4 млн. чел. и в строительстве — 1,5 млн. чел., т. е. менее половины от общего числа.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Опыт функционирования малых предприятий в разных странах. Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех . Этот факт подтверждает, что как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Характеристика экономической деятельности малого предприятия

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необхоф1мости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,— по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому и в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

Государственная поддержка малого бизнеса

Формы государственной поддержки малых предприятий.

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2—3 млрд. долл. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась, в основном, к системе налоговых льгот на прибыль.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или , которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы и ассоциации малых предприятий. Федерация развития и поддержки малого предпринимательства. Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посредн№1еской сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Поддержка малого бизнеса за рубежом. С этих позиций интересен опыт развития инновационного бизнеса в США.

1980е годы отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей — небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. По различным оценкам, в конце 1980х — начале 1990х гг. в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600—700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений.

Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.

Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки.

Основные направления ее таковы:

Финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);

Материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);

Информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

Консультативная (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.

Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления — от федерального правительства до муниципалитета. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т. е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже пред начальные периоды становления мелких инновационных предприятий.

Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяется два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию мелких фирм.

Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования, через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии.

В целом малый бизнес США получает 3,5 — 4% от общих федеральных затрат на . До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.

Программы предоставления льготных займов осуществляются в виде прямых займов, долевого участия в займах и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы производятся 8ВА из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка составляет 7%. Займы предоставляются на сроки: до 6 лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.

Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.

Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики в отношении малого инновационного бизнеса, осуществляемым на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространилось в конце 1970х годов. Сегодня в США действуют компании венчурного финансирования трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные ИКМБ (инновационные компании малого бизнеса), действующие под эгидой 8ВА. Венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала. Это значит, что инвесторы становятся акционерами мелких инновационных фирм и в зависимости от доли своего участия имеют право на получение прибылей. Доля участия отдельных компаний венчурного капитала в мелких фирмах редко превышает 50%.

Что же касается налоговых и амортизационных льгот, предоставляемых самому малому инновационному бизнесу, то они применяются менее широко, поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная и пред начальная их поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с конца 1970х — начала 1980х гг. начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малого бизнеса, прежде всего инновационного с учетом его специфических потребностей.

Что касается амортизационных льгот, то в отношении малого бизнеса действует только одна значительная мера: с 1981 г. мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.

Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по 1файней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует.

Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ).

Но трудность, однако, в том, что:

Во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;

Во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 г. было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 г. это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально- малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться.

Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться:

Во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу,

Во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «0 первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Развитие малого бизнеса в США

Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям те, где количество работников не превышает 500 человек.

По данным Администрации малого бизнеса США, в стране насчитывалось 22,1 млн. предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 52% всех продаж в стране.

В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается определенный экономический подъем, что, в свою очередь, обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Валовой внутренний продукт (ВВП) в США возрос на 3,5%, что является самым высоким за предшествующие 14 лет. Это вызвало рост 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе — свыше 2 млн.

В результате в настоящее время почти половина работников малых бизнесов зарабатывают больше, чем работники рынка больших бизнесов.

К наиболее быстро растущим секторам экономики в малом бизнесе США за последние несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и продажа, а также — ремонт), ресторанный бизнес (нередко это очень небольшие заведения), медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, кредитные организации, детские сады и консультации, а также сервисы по реабилитации.

Говоря о рабочей занятости в США, следует иметь в виду, что крупные предприятия этой страны за последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны ряда развитых стран (Япония, Германия, Канада, Китай и др.). Особенно это касается таких передовых в техническом отношении производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате владельцы этих предприятий вынуждены ввести режим строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализации производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США за границу переместилось 11 млн. рабочих мест.

В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет смягчить экономический спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. На предприятиях малого бизнеса США занятость в абсолютном выражении возросла на 82,3% (с 40,7 до 74,2% млн. чел.). За это время на крупных предприятиях она возросла лишь на 30,3% (с 14,2 до 18,5 млн. чел.). За этот же период доля занятых на малых предприятиях увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20,0%.

Финансирование малого бизнеса в США осуществляется по трем направлениям — внутренние ресурсы, внешние ресурсы, так называемые общественные рынки.

К внутренним ресурсам относятся: сбережения владельца, направляемые на создание или развитие бизнеса; текущие средства, направляемые на поддержание бизнеса; средства амортизационного фонда.

В состав внешних ресурсов входят в первую очередь средства финансовых организаций (банков, различных финансовых компаний), а также средства, поступающие от коллег по бизнесу, друзей и др.

Так называемые общественные фонды представляют собой стандартизированные финансовые методы, которые продаются покупателям из малого бизнеса.

За последние годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектам малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса. Только за один год их количество возросло с 25 тыс. до 35 тыс., а объем займов достиг по оценке 6 млрд. долл. При этом такая тенденция имеет место, несмотря на рост банковского процента за кредит, доступного в последние годы 2—3% годовых.

В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, малые предприятия получили 61,2 млрд. долл. от общей суммы 200,4 млрд. долл. в товарах и сервисах (услуги), купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 млрд. долл.

Малые фирмы США имеют большие достижения в области новаторства. Так, в нынешнем веке ими были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор «искусственное сердце» и многое другое. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы. В технологической индустрии почти 25% занимают фирмы со средней численностью менее 500 человек. Среди фирм с высокой технологией 93% имеют численность до 500 работников, из них 70% —до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малым фирмам с высокой технологией, которые предназначены на исследовательские работы.

Следует также отметить определенную тенденцию в малом бизнесе США: абсолютное и относительное увеличение числа женщин. Так доля малых предприятий в индустрии обслуживания, принадлежащих женщинам, составила 60,4% — самый высокий уровень. В оптовой и розничной торговле доля женщин — владельцев малого бизнеса — составила 22,9%, в финансах — 9,5%. Число малых предприятий, принадлежащих женщинам, за последние несколько лет возросло на 7,2%. В то время как соответствующий показатель у мужчин — лишь 3,8%. Число предприятий, владельцами которых являются женщины, возросло по сравнению с предыдущим годом на 150 тыс. В том же году более чем 5,7 млн. единоличных предприятий принадлежали женщинам. Это составляет 32,9% всех предприятий в США.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности с 2012-2014 гг.

малый предпринимательство бизнес

Введение

2.4 Выявление и характеристика тренда основных показателей развития малого предпринимательства в России

2.5 Выводы и формулирование проблем

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

На протяжении многих десятилетий большинство стран мира осознают важность и значимость феномена малого бизнеса. После энергетического кризиса 1973-1975 годов мировая общественность приходит к выводу, что малые предприятия более не являются придатком крупного бизнеса, а становятся самостоятельным участником экономики. Изменившаяся парадигма развития экономики и психология потребителей, научно-технический прогресс привели к тому, что предприятия малого бизнеса стали возникать и функционировать не только на национальном, но и на международном уровне. В результате стало очевидно, что малый бизнес в сочетании с крупным выступает значительным фактором экономической, политической и социальной стабильности, способствует экономическому росту и ускорению научно-технического прогресса. Кроме того, из всех направлений структурной политики развитие малого и среднего бизнеса является наименее капиталоемким.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями: малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков; более высокая оборачиваемость капитала; малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

Чем же привлекателен для экономики малый бизнес

Во-первых, единство права собственника и непосредственного управления предприятием. Способность и готовность функционеров малого бизнеса брать на себя риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

Во-вторых, так называемая обозримость малого предприятия. Небольшие размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда и более высокую степень удовлетворенности им.

В-третьих, относительно небольшие рынки сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли. Однако некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся монополистами в ее пределах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-четвертых, персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

В-пятых, семейный характер предприятия, ведения дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.

Наконец, в-шестых, малым фирмам свойственен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятия может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что небольшие фирмы образуют фундамент, на котором строятся более высокие "этажи" хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.

Цель курсовой работы - статистический анализ и прогнозирование развития деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации.

Объект исследования - деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предмет исследования - статистический анализ деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации за 2012-2014 гг.

1. Рассмотреть методологические основы проведения статистического анализа малого предпринимательства

2. Провести статистический анализ деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации за 2012-2014 гг.

3. Спрогнозировать развитие деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации на 2015 год.

Источник информации: данные Федеральной службы государственной статистики.

Глава 1. Методологические основы проведения статистического анализа малого предпринимательства

1.1 Цели, задача и общая информация проведения статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий

Целью проведения статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий является формирование показателей их деятельности в разрезе регионов, видов экономической деятельности, форм собственности.

Анализ результатов обследования позволяет выявить особенности развития малого предпринимательства, определить его долю в основных макроэкономических показателях.

Объектами наблюдения являются юридические лица, которые в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ относятся к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям).

Согласно статье 5 указанного Закона "государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности...".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 1389-р Росстат осуществляет текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований.

Бланк обследования (форма федерального государственного статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия") состоит из пяти разделов.

В первый раздел включены показатели, характеризующие среднюю численность, фонд начисленной заработной платы и выплаты социального характера по работникам списочного состава (без внешних совместителей), внешним совместителям, работникам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера.

Второй раздел содержит основные экономические показатели: отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, продано товаров несобственного производства, остатки готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода (промышленной, сельскохозяйственной), остатки товаров для перепродажи на конец отчетного периода, расходы на приобретение товаров для перепродажи, выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; а также инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств).

Третий раздел представлен показателями оптовой и розничной продажи товаров и оборотами общественного питания.

Четвертый раздел включает показатели перевозки грузов и грузооборота автомобильного транспорта малых предприятий.

Пятый раздел предназначен для заполнения данными по видам товаров, произведенных малыми предприятиями, а также проданных ими в розничной или оптовой торговле. Сбор сведений от малых предприятий осуществляется выборочным методом с последующим распространением данных по показателям 1-го, 2-го и 3-го разделов формы № ПМ на генеральную совокупность (основу выборки) в разрезе территорий, основных видов экономической деятельности, форм собственности. Показатели 4-го и 5-го разделов формы № ПМ формируются без распространения по сумме представленных предприятиями отчетов. Информация по 4-му разделу используется при досчетах общего объема грузооборота по предприятиям всех видов деятельности, а также по автопредприятиям, по 5-му разделу - при проведении досчетов объема выпуска продукции (в натуральном выражении) и продаж по видам товаров.

1.2 Этапы работ по организации и проведению выборочного наблюдения малых предприятий

1) Формирование генеральной совокупности малых предприятий (основы выборки).

2) Формирование выборочной совокупности малых предприятий.

3) Сбор информации по форме № ПМ от малых предприятий, попавших в выборочную совокупность, ее ввод, контроль, корректировка.

4) Распространение выборочных данных на генеральную совокупность и расчет характеристик точности получаемых результатов.

5) Формирование итогов обследования в целом по Российской Федерации, в разрезе ее субъектов, видов экономической деятельности, форм собственности, расчет характеристик точности получаемых результатов.

Этапы 1-4 реализуются на региональном уровне, этап 5 - на федеральном уровне.

Для формирования генеральной совокупности (основы выборки) малых предприятий из Статистической части Статрегистра (БДГС), зафиксированной по состоянию на начало года, выбираются те объекты, сочетание реквизитов которых характерно для малых предприятий.

По каждому отобранному объекту извлекаемая из БДГС информация содержит следующие реквизиты:

Коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС), краткое наименование предприятия (организации);

Показатель "выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" (далее выручка) из бухгалтерской отчетности за год t-2 (например, в 2005 г. - за 2003 г. и т. д.).

Выборочная совокупность формируется на региональном уровне один раз в год и используется в течение всего года.

Для формирования выборочной совокупности основа выборки разделяется на три группы (массива).

В первый массив включаются нетипичные малые предприятия, которые по значениям одного или нескольких показателей выделяются из общей массы предприятий, являются единственными представителями малого предпринимательства по конкретному виду деятельности или территории, а также малые предприятия, осуществляющие добычу и переработку рыбы и морепродуктов. Все объекты этого массива включаются в выборочную совокупность.

Второй массив включает малые предприятия, по которым в БДГС имеются данные о выручке. Предполагается, что во второй массив попадает основная масса предприятий, которые являются типичными для своего вида деятельности.

Выборочная совокупность по данному массиву формируется методом расслоенного случайного отбора.

Первым этапом формирования выборочной совокупности является расслоение (стратификация). Расслоение основы выборки для второго массива осуществляется на региональном уровне по трем признакам:

ОКФС по формам собственности 5 слоев;

ВЫРУЧКА 5 слоев.

Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку "выручка".

Число единиц наблюдения по субъектам Российской Федерации определяется исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку размещения "выручка" не должно превышать 5%.

Третий массив включает предприятия, по которым в БДГС нет данных о выручке (вновь созданные, временно приостановившие деятельность, не представившие бухгалтерскую отчетность).

Расслоение единиц наблюдения генеральной совокупности для третьего массива осуществляется на региональном уровне по двум признакам:

ОКВЭД по видам экономической деятельности 72 слоя;

ОКФС по формам собственности 5 слоев.

Выборочная совокупность по данному массиву формируется пропорциональным размещением объема подвыборки, отводимого на данный массив.

Для обработки полных неответов респондентов при числе ответов 80% и более применяется метод заполнения случайным подбором в классах замещения. При этом вся выборочная совокупность малых предприятий делится на классы по видам экономической деятельности. Неответившему малому предприятию приписываются значения признаков выбранного случайным образом предприятия-донора из соответствующего класса замещения.

При числе ответов респондентов менее 80% применяется метод перевзвешивания. Вес неответившего малого предприятия перераспределяется на ответившие малые предприятия в данном слое.

Полученные выборочные данные по показателям разделов 1, 2 и 3 формы № ПМ распространяются на регламентные подсовокупности (области изучения) генеральной совокупности, а также на совокупность в целом по формуле простого оценивания (по среднему на единицу).

Оценка точности данных выборочного обследования малых предприятий осуществляется на основе рассчитываемых на региональном и федеральном уровнях коэффициентов вариации показателей формы № ПМ.

По показателям разделов 4 и 5 формы № ПМ формируются групповые итоги, а также итоги по выборочной совокупности в целом; при этом распространение выборочных данных на генеральную совокупность не производится.

Глава 2. Экономико-статистический анализ малых предприятий в РФ по видам экономической деятельности

2.1 Общий анализ состояния малых предприятий на 2014 г.

статистический предпринимательство бизнес

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий -- создание рабочих мест для населения.

Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться. За счёт немассового выпуска продукции и небольшого парка оборудования, малые предприятия затрачивают менее значительные объёмы денежных средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные фирмы, поэтому именно малые предприятия являются проводником инноваций в массовое производство. В случае отрицательного результата, потери малых предприятий будут не столь велики, как у крупных организаций. Сфера малого бизнеса также способствует диверсификации производства, за счёт освоения новых перспективных ниш.

Невыполнение основных функций малых предприятий -- диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднической функции для зарубежных продуктов ведёт к снижению темпов развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, а также к потере связей между производственным и научным сектором.

В I полугодии 2014 г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 6780,8 тысячи.

В I полугодии 2014г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 7550,6 млрд. рублей.

Рисунок 1. Структура оборота малых предприятий в 1 полугодии 2014 года

Львиную долю всех предприятий сферы малого бизнеса составляют предприятия торговли и ремонта -- 59,2 %. На втором месте, с большим отрывом от остальных отраслей, идут предприятия сферы услуг и операций с недвижимостью, занимающие 10,4 % всех предприятий малого бизнеса России в 2014 году, такой же удельный вес занимают малые предприятия обрабатывающих производств. Предприятия сферы строительства, сельского хозяйства в структуре российского малого бизнеса занимают высокие позиции, но с каждым годом теряют свою долю 9,2% и 1,9% соответственно. Данная структура свидетельствует о недостаточном уровне развития малого бизнеса в производственной отрасли, особенно в наукоемких и инновационных сферах.

Н.В. Кетько полагает, что высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективной государственной политике поддержки малых предприятий. Низкая концентрация малого бизнеса в производстве связана с тем, что в сфере торговли оборот капитала осуществляется быстро, риск банкротства низок и не требуется большой первоначальный капитал, а для малых предприятий промышленной сферы, напротив, требуются большие первоначальные вложения, позволяющие приобрести парк дорогостоящего производственного оборудования, а риски высоки.

Однозначно оценить вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не возможно. Не смотря на то, что доля малых предприятия в ВВП страны постепенно росла, составляя 10-12 % в 1997 году и 25 % в 2014 году, вклад малых предприятий в ВВП России уменьшился и составил 19 %.

Таким образом, в настоящее время в России наметилась негативная тенденция: малый бизнес не выполняет основные функции по внедрению эффективных инновационных проектов и диверсификации производства, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малые предприятия развивается в сфере торговли и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики России, так как значительно снижает её инновационный потенциал, и как следствие, конкурентоспособность на мировом рынке.

Малые предприятия в России, зачастую, не способствуют развитию реального сектора экономики, так как не выполняют функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия сферы малого бизнеса практически не представлены. Отсутствуют связи между промышленным и научным секторами экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не внедряются на массовом производстве.

Можно выделить ещё один отрицательный фактор -- массовое закрытие предпринимателями своих фирм. В первом полугодии 2014 года по собственному желанию закрылось около 650 тыс. субъектов малого бизнеса. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов.

Обратим внимание и на структурное размещение малых предприятий по регионам Российской Федерации.

На рисунке 2 представлена региональная структура распределения малых предприятий по численности предприятий на 1 июля 2014 года. Наибольший удельный вес в общей численности малых предприятий (их численность по состоянию на 1 июля 2014 года составляет 235,5 тысяч) занимает Центральный федеральный округ с долей малых предприятий 32,7%. Достаточно высокие доли малых предприятий наблюдаются в Приволжском федеральном округе (19,62% или 46,2 тыс. предприятий), в Северо-Западном федеральном округе (33,4 тыс. предприятий или 14,18%), в Сибирском федеральном округе (27,9 тыс. предприятий или 11,85%).

На рисунке 3 представлена региональная структура распределения малых предприятий по объему оборота на 1 июля 2014 года.

Рисунок 2. Региональная структура распределения малых предприятий по численности предприятий на 1 июля 2014 года

Рисунок 3. Региональная структура распределения малых предприятий по объему оборота на 1 июля 2014 года

Наибольший удельный вес в общем обороте малых предприятий (оборот малых предприятий по состоянию на 1 июля 2014 года составляет 7550590,1 млн. руб.) занимает Центральный федеральный округ с долей оборота малых предприятий 39,7%. Достаточно высокая доля оборота малых предприятий наблюдаются в Приволжском федеральном округе (17,9%).

На рисунке 4 представлена региональная структура распределения малых предприятий по инвестициям в основной капитал на 1 июля 2014 года.

Рисунок 4. Региональная структура распределения малых предприятий по инвестициям в основной капитал на 1 июля 2014 года

По состоянию на 1 июля 2014 года было осуществлено инвестиций в основной капитал малыми предприятиями на сумму 155557,9 млн. руб. Наибольший удельный вес в сумме инвестиций малых предприятий занимает Приволжский федеральный округ (инвестиции в основной капитал осуществлены в сумме 50797,4 млн. руб., что составляет 32,65% от общей суммы инвестиций малых предприятий в основной капитал). Центральный федеральный округ с долей инвестиций в основной капитал малых предприятий занимает второе место и составляет 27,04%.

Итак, развитие малого предпринимательства в России осуществляется в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Как и степень плотности населения по России, так и количество предприятий малого бизнеса не всегда равномерно распределяются по территории страны. К примеру, 33 % всех зарегистрированных индивидуальных предприятий сосредоточены в центральном регионе. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится большая часть компаний. Примерно 20% и 12% соответственно.

Структура малого бизнеса также почти не изменилась по сравнению с началом 90-х гг. Почти 59,2% индивидуальных предпринимателей задействованы в сфере торговли и общественного питания. Еще 10,4% представителей малого бизнеса трудятся в сфере услуг и сервисного обслуживания, почти 12% предпринимателей работают в промышленной отрасли страны, еще 9,2% - в строительстве. Хуже обстоят дела в аграрном секторе, в котором задействовано всего лишь 1,9% представителей малого бизнеса. Традиционным аутсайдером в нише малого бизнеса экономики РФ являются «нерыночные отрасли» - образование и здравоохранение.

2.2 Сравнение показателей развития малого предпринимательства в России и за рубежом

Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).

На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах малые предприятия составляют около 70-90% общего числа предприятий (например, США в этом секторе работает 53% всего работоспособного населения, в Японии - 71,7%, а в странах ЕС - 50%). Более того, в странах-членах Европейского союза МСП составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения. При этом более половины всех малых предприятий (а в Финляндии - более 80%) работают в сфере торговли и услуг. Россия также попадает в данный тренд, например, в отраслевой структуре предпринимательства на долю торговли и услуг приходится 52,9% и более 70% оборота всех малых предприятий РФ, занято свыше 3 млн человек. Это обусловлено рядом причин:

Во-первых, МСБ в торговле в среднем реинвестируют в локальную экономику в 10 раз больше, чем крупные розничные сети, что одновременно отражает их больший объем закупок у малых локальных производителей, т.е. происходит процесс образования малых торгово-производственных кластеров.

Во-вторых, МСП способствуют диверсификации и повышению устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями.

В-третьих, они создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые игроки работают со стандартизованным массовым ассортиментом, а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только на предприятиях малого и среднего торгового бизнеса.

Современный тренд государственного управления большинства европейских стран и США также связан с активной политикой поддержки, стимулирования и защиты МСБ в розничном секторе торговли. Одна из самых распространенных технологий - выдача контролирующих разрешений на открытие магазинов, чья торговая площадь не должна превышать установленный пороговый уровень. Например, во Франции, начиная с 1973 г. был принят ряд законов, ограничивающих открытие магазинов площадью более 300 кв. м . Сегодня подобные требования используются в Австрии (пороговый уровень - 800 кв. м), Бельгии (400 кв. м), Дании (1000 кв. м), Финляндии (2000 кв. м), Германии (800 кв. м), Венгрии (3000 кв. м), Италии (1500 кв. м), Польше (2000 кв. м), Португалии (500 кв. м) и Испании (2500 кв. м).

В России отсутствуют аналогичные ограничения, поскольку большинство крупных городов, напротив, старается увеличить показатель обеспеченности населения объектами торговли за счет строительства крупных сетевых магазинов (например г. Москва), что «вытесняет» с местного рынка малый бизнес.

В большинстве стран МСБ законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования, поэтому в своем исследовании авторы опираются преимущественно на количественные показатели (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ количественных показателей малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

Максимальная численность занятого населения на предприятии (чел.)

Объем выручки

Микропредприятия - до 20

Малые предприятия - от 21 до 100

Средние предприятия - от 101 до 500

до 3,5-14,5 млн долл.

Страны ЕС

Микропредприятия - до 10

Малые предприятия - от 11 до 50

Средние предприятия - от 51 до 250

до 427 млн евро

Промышленность, строительство - до 300

Оптовая торговля - до 100

Розничная торговля и индустрия услуг - до 50

Нет ограничений

Микропредприятия - до 15

Малые предприятия - до 100

Средние предприятия - от 101 до 250

Микропредприятия - до 60 млн руб.

Малые предприятия - до 400 млн руб.

Средние предприятия - до 1000 млн руб.

На данный момент в России ежегодно разрабатывается большое количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В сфере торговли базовой является «Стратегия развития торговли в РФ на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года», которая главной своей целью провозглашает создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики, однако, по мнению экспертов, реализация этих программ не создает положительных системных эффектов на уровне страны в целом.

В Европе малое предпринимательство повышает развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать качество производства. Эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Вследствие чего, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, цель которой:

Сбалансирование интересов государства и бизнеса;

Обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности;

Увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Рисунок 5. Основные показатели МСП в экономике ЕС в 2013 году

По состоянию на конец 2013 года в странах ЕС было зарегистрировано боле 20 млн. МСП, на которых было занято 86,8 млн. человек. Совокупная валовая добавленная стоимость МСП в Европе - 3,4 трлн. евро. Максимальное снижение числа МСП наблюдалось в период с 2010 по 2012 гг., за это время численность предприятий сократилась на 0,56 млн. ед. По сравнению с крупными предприятиями сектор МСП на год позже отреагировал на кризис. В настоящее время темы роста МСП и крупных предприятий практически одинаковы.

Рисунок 6. Показатели динамики МСП в экономике ЕС за 2009-2014 гг.

За 2013 год совокупная валовая добавленная стоимость сектора МСП составила 3,4 трлн. евро. С 2009 по 2013 гг. наблюдалась схожая динамика показателя как по крупным предприятиям, так и в сегменте МСП. По сравнению с уровнем 2008 года значение показателя снизилось на 3,8%.

Рисунок 7. Темпы прироста валовой добавленной стоимости ЕС за 2009-2014 гг.

Рисунок 8. Сравнение уровня занятости в секторе МСП в 2013 году

Рисунок 9. Сравнение доли оборота МСП в ВВП стран в 2013 году

Рисунок 10. Отраслевая структура МСП в Европе в 2013 году

Наибольшую долю в совокупной валовой добавленной стоимости МСП обеспечивает торговый сектор - 22%. Доля промышленности по сравнению с уровнем 2008 г. практически не изменилась, однако темпы прироста промышленного производства существенно снизились. Драйвером роста выступают предприятия, действующие в сфере торговли и услуг.

США также представляют собой признанного лидера в развитии сектора малого предпринимательства. Его доля в валовом внутреннем продукте достигает 52% из общего объема ВВП в 2012 году в размере $15,8 трлн. Таким образом, вклад малого бизнеса в экономике страны составляет $8,2 трлн. В секторе малого предпринимательства занята половина работающих американцев (62,3 млн. человек). Количество субъектов малого бизнеса, относящихся к малому предпринимательству, составляет 22,9 млн. или свыше 97%, включая 9,1 млн. индивидуальных предпринимателей. В 2010 году на поддержку малого предпринимательства и модернизации инфраструктуры бюджетом было выделено более $300 млрд. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000-$5000, и более половины из них менее чем за 2-3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

2.3 Оценка структуры и динамики малых предприятий по видам экономической деятельности

Проведем анализ динамики основных показателей деятельности малого предпринимательства за 2012-2014 гг.

Рассчитаем показатели динамики ряда по следующим формулам:

Абсолютный прирост базисный: i баз = Y i - Y 1 ,

Абсолютный прирост цепной: i цеп = Y i - Y i-1 ,

Темп роста базисный: Т р баз = (Y i / Y 1)·100.

Темп роста цепной: Т р цеп = (Y i / Y i-1)·100.

Темп прироста базисный: Т пр баз = Т р - 100.

Темп прироста цепной: Т пр цеп = Т р - 100.

Для определения среднегодового темпа роста воспользуемся формулой:

где k - число субпериодов в ряду динамики.

Проведем анализ динамики численности предприятий МП за 2012-2014 гг.

Таблица 2. Анализ динамики численности малых предприятий за 2012-2014 гг.

Количество предприятий, единиц

Абсолютное изменение, ед.

Изменение структуры, п.п.

Темп прироста за 2012 - 2014 гг, %

2014 год (1 полугодие)

2014 год (1 полугодие)

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

в том числе:

обрабатывающие производства

обработка древесины и производство изделий из дерева

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

в том числе:

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

химическое производство

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

в том числе:

металлургическое производство

производство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

производство транспортных средств и оборудования

прочие производства

из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

строительство

в том числе:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

деятельность железнодорожного транспорта

транспортирование по трубопроводам

из них научные исследования и разработки

образование

из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

Рисунок 11. Динамика численности малых предприятий по видам экономической деятельности за 2012 - 2014 гг., в единицах

Как видим из рисунка 11 и таблицы 2 наблюдается отрицательная динамика снижения численности малых предприятий в целом за три года на 7554 единицы или на 3,1%, в среднем ежегодно численность малых предприятий снижается на 1,0%.

Таблица 3. Оценка снижения численности предприятий по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2014 год (1 полугодие)

Абсолютное изменение в % к итогу

Всего численность предприятий. ед.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Как видим из таблицы 3 наибольшее влияние на снижение численности предприятий за три года оказало снижение числа предприятий по виду деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» на 57,57% (снижение за 3 года произошло на 4349 ед.), также существенное снижение наблюдается в строительстве (44,86% от общего снижения малых предприятий) и в сельском хозяйстве (20,4% от общего снижения малых предприятий).

На рисунке 12 представлена динамика темпов роста численности малых предприятий по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг. Как видим наибольшие темп снижения по виду деятельности «образование» на 22,57% за три года, также высокий процент снижения в сельском хозяйстве - на 13%. Рост численности малых предприятий наблюдается только в «оптовая и розничная торговля, ремонт» на 6,37%, в здравоохранении на 5,7% и в добыче полезных ископаемых на 0,19%.

В следствии всего выше сказанного произошли существенные изменения в структуре малых предприятий по численности по видам экономической деятельности.

Наблюдается снижение итак небольшого удельного веса предприятий сельского хозяйства на 0,5 процентных пункта с 4,9% в 2012 году до 4,4% в 2014 году. Снижение удельного веса предприятий обрабатывающего производства на 0,3 процентных пункта с 14,6% в 2012 году до 14,3% в 2014 году. Рост удельного веса предприятий розничной, оптовой торговли и ремонта на 2,9 процентных пункта с 29,3% в 2012 году до 32,1% в 2014 году. Рост удельного веса предприятий розничной, оптовой торговли и ремонта на 2,9 процентных пункта с 29,3% в 2012 году до 32,1% в 2014 году, отметим что внутри данного вида деятельности происходит снижение предприятий розничной торговли.

Рисунок 12. Динамика темпов роста численности малых предприятий по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг., %

Таблица 4. Анализ структуры и динамики среднесписочной численности малых предприятий за 2012-2014 гг.

Вид экономической деятельности

Среднесписочная численность, чел.

Удельный вес в общем количестве, %

Абсолютное изменение, чел.

Изменение структуры, п.п.

Темп прироста за 2012-2014 гг, %

Средне-годовой темп прироста, %

2014 год (1 полугодие)

2014 год (1 полугодие)

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

из нее добыча металлических руд

обрабатывающие производства

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

текстильное и швейное производство

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Подобные документы

    Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий. Развитие, становление и проблемы малого бизнеса за рубежом и в России. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Роль малого бизнеса в экономике. Этапы развития малого предпринимательства в России. Правовые основы деятельности малых предприятий. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. Проблемы становления малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Понятие малого предпринимательства, краткая экономическая характеристика малого бизнеса. Особенности и место малого предпринимательства в экономике. Эволюция и классификация проблем, возможные пути решения. Перспективы развития малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Исследование проблем и оценка развития предпринимательства. Понятие факторинга и лизинга. Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России. Анализ и характеристика деятельности предприятий малого бизнеса общественного питания.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Роль малых предприятий в экономике России. Статистика налогообложения малого предпринимательства. Формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Поддержка и льготы со стороны государства.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2006

    Понятие и проблемы развития малого бизнеса. Механизм его государственной поддержки. Динамика малого предпринимательства в Пермском крае. Анализ реализации целевой программы по развитию. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2015

    Критерии малого предпринимательства, социально-экономическое значение статистического его изучения и показатели статистики. Структура предпринимательства в Пермском крае. Финансовые и стоимостные результаты деятельности малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Субъекты и сущность малого предпринимательства (бизнеса). Особенности и преимущества деятельности малых предприятий. История развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Бизнес брокерских домов и холдинговых компаний на Западе.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Преимущества и недостатки малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике России. Условия и факторы развития малого бизнеса в России. Государственная политика в области малого предпринимательства. Анализ развития малого предпринимательства в г. Иркутске.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Значение малого бизнеса для развития экономики. Разновидности и сферы деятельности малых предприятий. Содержание и направления государственной поддержки малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса на национальном и региональном уровнях в России.

По свежим данным Росстата, количество «крупных» малых предприятий в стране подросло, их персонал сократился, прирост оборота не угнался за инфляцией, капитальные инвестиции снизились больше, чем в целом по экономике. Но происходящие в ней процессы ярче отражают данные о малых предприятиях по видам экономической деятельности.

Сразу оговоримся, что речь пойдет не обо всем малом бизнесе, а о его части - малых предприятиях - юридических лицах и к тому же без их микроколлег.

Данные Росстата о «крупных» малых предприятиях представлены таблицами. К сожалению, многочисленные «подвиды» из них пришлось убрать - газетная полоса все же не резиновая. Но и с ними статичность цифр никуда бы не делась. И чтобы придать им «жизни», приведем сравнения с показателями малых предприятий за январь - сентябрь 2014 г.

Итак, нехитрые подсчеты показали, что число малых предприятий по итогам девяти месяцев 2015 г. в годовом сопоставлении подросло на 3%. Но при этом количество их работников сократилось на 2,4%, то есть в среднем трудовые коллективы МП стали компактнее. Оборот малых предприятий увеличился на 4,4%, однако этот плюс явно похож на минус, поскольку выручка сопоставляется в действующих ценах, а инфляция - что потребительская (15,9%), что производственная (12,3%) - за девять месяцев 2015 г. в разы обогнала прирост оборота. Капитальные инвестиции МП снизились на 7,7%, что хуже, чем в целом по экономике в рассматриваемом периоде (–5,8%, по предварительным данным Росстата). Последнее, впрочем, отчасти извинительно - банки по части кредитования малый бизнес жалуют не очень. К тому же в тех видах деятельности, которым благоволит текущая экономическая фортуна, МП не поскупились и на инвестиции. Так, это касается сельского хозяйства. Количество МП в этом виде деятельности сократилось на 3,9%, а число работников в них - на 3,2% (тенденция укрупнения сельхозпроизводства, можно сказать, уже давняя), зато оборот у них поднялся на 21,1%, а инвестиции - на 8,6%. Дело понятное - продуктовое эмбарго, импортозамещение, рост цен на продукты питания…

Это же относится и к рыболовству с рыбоводством, где число малых предприятий не изменилось, их персонал «похудел» на 1,2%, но оборот подскочил на 31,6%, а инвестиции - на 33,3%.

Свою волну поймала и добыча полезных ископаемых: количество МП выросло на 20%, работников - на 10,3%, оборот - на 34% и инвестиции - на 29,6%.

Последовательность представления данных читателям понятна, поэтому для краткости ускорим их подачу.

Обрабатывающие производства: +0,9, –3,2, +8,2 и –19,5%.

: без изменений, –4,4, –6,6, +10%.

Строительство: +5,9, –4,1, +10,9 и –13,2%.

Оптовая и розничная торговля со всякого рода ремонтами: +6,3, +0,7, +1,3, –33,45%. Отметим, что плюсы в этом виде деятельности обеспечили прежде всего МП оптового звена: +10,7, +4,4 и +4,5%. Ранее мы уже отмечали, что активизацию в опте, вероятно, тоже подтолкнули возможности, открывшиеся после введения продэмбарго и начавшегося импортозамещения. Но и главный вклад в единственный общий инвестиционный минус тоже внесли оптовые МП: –39,1% - возможно, надежды их не оправдали. У малых же предприятий в рознице, страдающей от падения спроса населения из-за снижения доходов и высокой инфляции, показатели все соответствующие: –1,8, –2,5, –0,9 и –19,2%.

Гостиницы и рестораны: –2,9, –5,8, +0,5, +16,7%. И судя по приросту инвестиций, у МП в этом виде деятельности есть надежда на будущее. Возможно, она - это футбольный ЧМ‑2018.

Транспорт и связь: +3,7, –1,1, +14,1, но –35,35%.

Сфера недвижимости, аренды и услуг не падает духом: +0,2, –3,85, +4,6 и +10,2. Стоит отметить, числящиеся под этим видом деятельности научные исследования и разработки: без изменений, +14,2, –22,8 и +60%. Судя по приросту персонала и инвестиций, в ученых мозгах этих МП есть что-то перспективное.

Образование: +50, +3,8, +3,6%, нет капитальных инвестиций и не было. Весь капитал - в головах.

Здравоохранение: +5, +5,2, +14,8 и +33,3%. Да, лечить сегодня без вложений в современное медоборудование не получится.

Наконец, прочие услуги: без изменений, –5,4, –2, –55,6%. Раз уж в магазинах экономим, от прочих услуг тем более приходится отказываться.

В общем, статистика малых предприятий отражает сегодняшние экономические и социальные реалии. Но все-таки обнадеживает, что «малая» наука здорово нарастила капитальные вложения, «малое» образование верит в необходимость знаний. Ну а «малое» здравоохранение и так знает, что здоровье не купишь.

Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности в январе - сентябре 2015 г.

В % к итогу

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

образование

ИСТОЧНИК: Росстат

Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в январе - сентябре 2015 г.

Всего замещенных рабочих мест (работников), тысяч

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

ИСТОЧНИК: Росстат

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в январе - сентябре 2015 г., в действующих ценах

Млрд руб.

В % к итогу

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

образование

здравоохранение и предоставление социальных услуг

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг