Малые предприятия организация. Критерии для средних предприятий

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

– это коммерческая организация, отвечающая критериям, установленным законодательством. Предприятия, которые относятся к малым, могут рассчитывать на ряд льгот, в том числе и налоговых.

По каким критериям предприятия относят к малым?

Законодательство определяет следующие критерии отнесения фирмы к малому бизнесу:

  • На предприятии трудоустроены всего 100 человек. Расчет производится за календарный год, предшествующий дате исследования. Сотрудниками организации считаются не только штатные работники, но и принятые по гражданским договорам, а также совместители.
  • Предприятие имеет годовую выручку, не превышающую 400 млн рублей. Выручка считается без учета НДС.
  • Максимальная доля государства в уставном капитале – 25%.
  • Предприятие не является продуктом реорганизации или приватизации государственной организации.

При исследовании может возникнуть проблема: как анализировать предприятие, которое только создано и не просуществовало достаточно времени для применения критериев (календарный год)? Законодательство поясняет по этому поводу следующее: предприятие может считаться малым до тех пор, пока не достигнет предельных значений критериев. Например, если фирма была зарегистрирована в феврале и к сентябрю еще не набрала 400 млн выручки, она считается малой. При превышении лимита статус автоматически снимается.

Чем полезен статус малого предприятия?

В России существует целый ряд государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса, поэтому если предприятие является малым, оно может рассчитывать на льготы и привилегии. К таким льготам относятся:

  • Налоговый режим . Предпринимателям предлагается выбрать один из режимов – УСН, ЕНВД. В любом случае налоговая нагрузка окажется существенно ниже, чем при общем порядке. Некоторые из категорий предпринимателей могут платить сниженные взносы в ПФР и ФСС. Стоит сказать и о налоговом учете – малые предприятия должны сдавать в ФНС только годовую декларацию.
  • Арендные льготы . требует с предприятий малого бизнеса сниженную плату за аренду помещений, принадлежащих городу.
  • . Молодые организации могут столкнуться со сложностями в привлечении финансовых средств – их кредитный рейтинг низок, поэтому не каждый банк одобрит ссуду. Малые предприятия могут пользоваться прямыми и гарантированными займами. Прямые займы даются под меньшую процентную ставку, чем частные ссуды для малого бизнеса, гарантированные позволяют получить до 90% заемного капитала. Таким способом государство стремится простимулировать снижение банковских ставок для фирм малого бизнеса за счет повышения конкуренции.

Малые фирмы могут пользоваться и другими привилегиями, например, упрощенным порядком расчетов в процедуре приватизации и приоритетным правом в сфере государственных закупок.

Основные проблемы малых предприятий

К числу основных проблем малого предпринимательства относят:

  • Кредиты . Про них говорилось выше. Даже банки, являющиеся акционерами предприятия, предлагают такой процент, который молодая фирма выплатить не в состоянии. Малые предприятия вынуждены кредитоваться за рубежом, увеличивая таким образом внешний корпоративный и лишая российский банковский сектор потенциальной выручки.
  • Венчуры . Венчурные компании в России пока не пользуются популярностью, поэтому предпринимателям, чтобы получить финансирование, опять-таки приходится обращаться к иностранным инвесторам, которые при наличии стоящей -идеи выдвигают только одно требование: должна превышать банковский процент.
  • Кадры . Молодому предприятию сложно нанять молодых и перспективных специалистов - те стремятся строить карьеру в большой фирме. Потенциальных работников отпугивает нестабильность малого бизнеса – время, потраченное на карьерный рост, может оказаться потраченным зря, если фирма, в которой они добились успехов, обанкротится. Проблему порождают и сами фирмы малого бизнеса, которые, наращивая производительность, не формируют новые рабочие места, распределяя дополнительную нагрузку на уже трудоустроенных специалистов без повышения заработной платы - это приводит к недовольству и увольнениям последних по собственному желанию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ВЕДЕНИЕ

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки-государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

"Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса" /постановление Совмина от 8 августа 1990 г/.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.

Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

В оптовой торговле - 50;

В розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;

В других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50.

Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий - по численности работающих. Несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным и другим. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые.

Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.

Закон "О предприятиях в СССР" говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности" РСФСР. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.

Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия численность работающих, как признаком объёма хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

РОЛЬ И ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих)

Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие -юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

Социальная роль

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая роль

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль

Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности. Приведенные данные -- при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

Таблица 1 - Количество зарегистрированных малых предприятий

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения

Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г.

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2003 г.

О СНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового характера , т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения .

Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

Другая серьезная проблема законодательной сферы - неэффективность российской системы налогообложения , ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие - создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным, в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70%. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют .

В настоящее время малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс “враждебным” по отношению к предпринимательству. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства - неоправданные административные барьеры . Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса . Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 годах в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства. К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов . При неоспоримом положительном значении этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса приходится признать незначительными.

Таким образом, следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.

В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам.

Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами, и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства.

Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи.

Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса - отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия . Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие - отказ банка в выдаче займов.

После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации.

В области проблем, связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам.

Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства.

Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

1. Формирование инфраструктуры поддержки - одновременно на всех уровнях государственной власти.

2. Внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки.

3. Передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий.

4. Обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.

Табл. 1 - Виды предпринимательской деятельности

Виды предпринимательской деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Консалтинговая

*Инновационная

*Научно-техническая

*Производство товаров и оказание производственных услуг

*Производственное потребление товаров и услуг

*Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

*Выполнение транспортных операций и операций связи

*Информационная

*Торговая

*Торгово-закупочная

*Торгово-посредническая

*На товарных биржах

*Банковская

*Страховая

*Лизинговая

*На фондовых биржах

*Общее управление

*Администрирование

*Финансовое управление

*Управление кадрами

*Маркетинг

*Информационные технологии

Экономические льготы малых предприятий

В 2002 году организации лишились большей части льгот по налогу на прибыль. Однако некоторые виды действовавших ранее освобождений пока еще могут использоваться. МНС России выпустило письмо от 02.04.2002 №02-3-07"/77-Н343, в котором разъяснило порядок уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.

До 2002 года некоторые малые предприятия могли не платить налог на прибыль в первые два года своей деятельности. На это было указано в пункте 4 статьи 6 Закона РФ от 27.12.91 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон №2116-1). Чтобы получить такую льготу, нужно было выполнить следующие условия:

Малое предприятие не должно быть созданным на базе ликвидированных или реорганизованных фирм, их филиалов и структурных подразделений;

Осуществляемый вид деятельности связан с производством сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров или товаров народного потребления, строительных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, льгота предоставлялась малым предприятиям, которые занимались строительством или ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

Выручка от указанных видов деятельности в первые два года деятельности малого предприятия превышала 70% от общего дохода.

В третий и четвертый года работы эти малые предприятия также платили налог на прибыль на льготных условиях. Так, на третьем году работы они применяли ставку, равную 25% от обычной, а на четвертом - 50% от нее. При этом требования к основному виду деятельности ужесточались. Выручка от льготируемых видов деятельности должна была составлять уже 90% от общего дохода.

Напомним, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предоставляет малым предприятиям льгот по уплате налога на прибыль. Однако организации, которые начали применять эту льготу в 2001 году или ранее, продолжают использовать ее.

Согласно пункту 1 статьи 145 II части Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей по уплате на добавленную стоимость, если в течение предшествующих трех месяцев налоговая база по операциям, облагаемым данным налогом без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Приведенное положение не распространяется на организации, признаваемые налогоплательщиками акцизов. Оно также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров, подлежащих налогообложению, на таможенную территорию Российской Федерации.

Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими ранее перечисленных условий может производиться на срок, равный двенадцати последовательным периодам (налоговый период по НДС равен месяцу). В статье 145 Налогового кодекса приведен механизм данной льготы.

По существу Налоговый кодекс ухудшил условия хозяйствования малых предприятий, так как с 01.01.1994 года все малые предприятия, а не только те, чья налоговая база не превысила ранее названную цифру, имели право платить НДС также как налог на прибыль ежеквартально, исходя из окончательного расчета своих налоговых обязательств по НДС.

С 01.01.2001 года с введением в действие II части Налогового кодекса подавляющая часть малых предприятий платят в бюджет НДС, что идет в разрез с ранее принятыми нормативными актами, декларирующими, что вводимые налоговые законы не должны ухудшать финансово-экономическое положение организаций.

З АКЛЮЧЕНИЕ

малый бизнес экономический льгота

В данной работе мы сделали попытку охарактеризовать малое предпринимательство в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие - несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник. - М.: ФиС, 2002. - 144 с.

2. Дементьева А. Создание собственного дела в РФ // Менеджмент. - 2003. - № 4. - C. 19-22.

3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд “Либеральная миссия”, 2003. - 220 с.

4. Максимцов В.П. Менеджмент малого бизнеса. Учебник. - М.: Инфра-М, 2004. - 357 с.

5. Сковородова В. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России // Внешнеэкономический бюллетень. - 2000. - № 12, С. 52-55.

6. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - C. 27-30.

7. Шулус А., Деревянченко А. Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. - 2000. - № 1. С. 58-62.

П РИЛОЖЕНИЕ

Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)

Предприятия

1.01.96 г. Кол-во

1.01.97 г. Кол-во

1.01.98 г. Кол-во

1.01.99 г. Кол-во

1.01.00 г. Кол-во

В том числе: Промышленные

Строительные

Торговли и общепита

Коммерческие

Науки и научного

обслуживания

Рис. 1 График изменения количества МП в России.

Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Малые предприятия в структуре экономики. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем. Совершенствование организации малого бизнеса: стратегии и обеспечение развития, проблемы на пути выхода малых предприятий на рынок.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Понятие, функции, критерии малого бизнеса, его социальная значимость и роль в экономике. Этапы развития и становления малого бизнеса в РФ и за рубежом. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в современной России.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Государственная регистрация и ликвидация малых предприятий. Правовые основы деятельности малых предприятий. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Государственная поддержка и особенности налогообложения малого предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Понятие, значение и задачи "малого бизнеса", его преимущества и ограничения развития. Анализ развития малого бизнеса в России. Экономические показатели деятельности предприятий, их численность и структура. Основные проблемы предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2016

    Понятие малого предприятия и характеристика его экономической деятельности. Преимущества и недостатки малого бизнеса. Проблемы и перспективы развития малых нефтяных компаний в России. Функционирование малых нефтяных предприятий в Республике Татарстан.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2010

    Сущность малых предприятий и их место в экономике России. Особенности налогообложения малого бизнеса. Характеристика предприятия ООО "Дом Купцов Кудриных", особенности его создания и функционирования. Преимущества и проблемы малого предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Понятие малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике. Правовые основы деятельности малых предприятий. Развитие, становление и проблемы малого бизнеса за рубежом и в России. Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие и признаки малых предприятий. Создание и ликвидация малых предприятий. Хозяйственная и финансирования деятельность предприятия малого бизнеса. Налогооблажение малых предприятий. Общая характеристика налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2005

    Роль малого бизнеса в современной российской экономике, государственные и негосударственные методы его развития. Специальные налоговые режимы для малых предприятий. Методы анализа, пути и способы повышения конкурентоспособности малых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Проблемы предприятий малого бизнеса в России. Пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса. Деятельность предприятия малого бизнеса на всех этапах становления. Организационная структура предприятия и ее человеческий ресурс.

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым - численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие - это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт - численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля - не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля - не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность - не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает - это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников - ведь именно этот критерий чаще всего является главным - стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство - его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.