Как делать сложный план. Получается логичная система

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.


Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы
  1. Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.
  2. Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.
  3. Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.
  4. Существуют разные типы планов текста. Выбор вида во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.
    • Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
    • Простой план – это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.
    • Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
    Когда вы учитесь составлять план текста, старайтесь тренироваться, записывая и краткие, простые, и расширенные сложные планы. Все типы планов по-своему эффективны. Лучше в первую очередь освоить написание сложного плана, чтобы уметь чётко и последовательно отражать в нём узловые моменты, структуру текста, ничего не упуская и не путая.
  5. Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.
  6. После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.
  7. Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  8. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
    • часто нарушается логика повествования;
    • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
    • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
    • нет вступительной и заключительной части;
    • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
    • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
    • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.
    Если перед вами будет перечень этих распространённых ошибок, вы сумеете успешнее избегать их, составить план текста грамотно и точно.
  9. Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.
Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.
  1. Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  2. Выделите основную тему и идею текста.
  3. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  4. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  5. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  6. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  7. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  8. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  9. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  10. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.
Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Часть 1

Планирование плана

    Выберите тему. Независимо от того, будет ли ваша работа продуманной, убедительной, содержательной, основанной на исследованиях, или будет включать в себя комбинацию данных элементов, вы должны выбрать общею идею, чтоб помочь вашим мыслям оставаться на нужной волне.

    • На данном этапе будет нормально выбирать широкую тему, а не пытаться сжать ее до ваших конкретных тезисов. Например, когда вы только начинаете, вместо того, чтобы сузить свою тему до "отношение французов к борцам сопротивления Маки во время второй мировой войны", вы можете узнать о различных сторонах жизни французов во время немецкой оккупации.
    • Также вы можете составить план для чего-то творческого, например для романа. Вы, конечно, захотите сфокусироваться на теме (стимпанковское прочтение Гамлета), но у вас не будет тезиса, поэтому план будет похож на структуру романа (например, будет включать важные события).
  1. Определите общую цель вашей работы. Выбрав конечную цель, вы не только сможете определить направления вашей темы, но и создадите логическую структуру вашей работы. Если вы пишете эссе, напишите несколько тезисов, суммирующих вашу цель, иначе как вы определите, чего вы хотите добиться своей работой?

  2. Соберите вспомогательные материалы. Это могут быть цитаты, статистика, теории, фотографии, сюжетные моменты, или личные размышления в зависимости от характера вашей работы. Удостоверьтесь, что все это поддерживает то, что вы пишете. Если вы видите, что вы нашли что-то, не совпадающее с доказательствами, или с высказываемыми идеями, вам необходимо указать, почему то, что вы нашли неверно. Нельзя это просто игнорировать.

    • Добавьте к вашим утверждениям доказательства, подтверждения и примеры. Включите доказательства в ваш план, чтобы усилить стержень вашей работы, и определить потенциальные пробелы в вашем исследовании.
    • Если вы ищете дополнительную информацию для романа (так как она немного отличается от плана для академической статьи), будет неплохо изучить информацию о стиле жизни, героях, одежде, еде, и т.д. Вы же хотите, чтобы в вашу историю поверили.
    • Удостоверьтесь, что когда вы записываете информацию для своего плана, вы не забываете указывать номера страниц в книгах, где можно найти эту информацию. Тогда вам будет проще вернуться при необходимости, а также выполнить первоначальный набросок плана.
  3. Выберите тип плана. Общий план использует короткие общие фразы, и может быть полезен, если ваш план должен быть очень гибким; бывают планы, использующие полные предложения, они являются сложными и детальными.

    • Рассмотрите вариант, когда ваш план будет общим, чтобы у него была структурная гибкость, а затем, в процессе работы, вы преобразуете его в сложный и детальный план.
    • Между этими двумя видами планов нет особой разницы, кроме того, что предложения из плана второго типа вы потом сможете скопировать в свою статью или презентацию.

    Часть 2

    Пишем ваш план
    1. Решите, в каком порядке расположить ваши доказательства. Вы должны быть уверены, что они поддерживают вашу глобальную цель. Вы должны быть уверены, что они расположены самым эффективным образом. Это означает, что во-первых, сначала идут самые сильные части доказательства, а во-вторых, что одно доказательство плавно переходит в другое.

      • Например, если вы представляете исторический обзор, вы можете расположить все хронологически; если вы представляете литературную интерпретацию, вы можете расположить все согласно темам; если вы взвешиваете аргументы двух сторон, прежде чем принять позицию, сначала представьте доказательства, которые противоречат вашей позиции, а затем разбейте их контрдоводами, чтобы закончить на убедительной ноте.
    2. Определите основные категории. Учитывая основную цель вашей работы и характер вспомогательных материалов, которые вы нашли, определите, как лучше разбить вашу основную тематику на логические категории. Это образует первый уровень вашего плана, который традиционно нумеруется римскими цифрами (I, II, III, IV и т.д.).

      • При написании эссе, обычно каждой категории посвящается один абзац: I.Вступительный абзац, II. Первый абзац содержания работы и так далее.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый абзац может охватывать основные эпохи истории автомобиля.
    3. Обдумайте хотя бы два пункта для каждой категории. Выберите эти подпункты на основании цели вашей работы и списка вспомогательных материалов, которые вы собрали ранее. Это будет служить вторым уровнем вашего плана, который традиционно нумеруется буквами английского алфавита (A, B, C, D и т.д.).

      • Расположите второй уровень вашего плана, отступив на 0,5 - 1 дюйма (1,25 - 2,5 сантиметров) от первого уровня.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, каждый пункт может отобразить типичную модель двигателя во время описываемой эпохи.
    4. Разбейте ваши пункты на подпункты, если необходимо. Это максимально усилит логическое обоснование вашей работы. Отобразите их в третьем уровне вашего плана, который традиционно нумеруется цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.).

      • Если вам необходимо еще большее разделение вашего плана используйте маленькие римские цифры (i, ii, iii, iv, и т.д.), затем маленькие буквы (a, b, c, d и т.д.), и, наконец, вновь переключитесь на цифры (1, 2, 3, 4 и т.д.).
      • Маловероятно, что вам потребуется более 4 уровней вашего плана. В случае необходимости подумайте об объединении пунктов.
      • Например, при написании исторического очерка о появлении автомобиля, в каждом подпункте можно было бы раскрыть технологические инновации для данной модели двигателя.
    • Будьте кратки и выражайтесь по существу в вашем плане. Он не должен быть обязательно написан совершенным языком; он просто должен отобразить вашу точку зрения.
    • Не бойтесь удалять ненужную информацию по мере проведения дополнительных исследований по вашей теме и сужайте область, на которой вы бы хотели сосредоточиться.
    • Используйте план как инструмент для запоминания. Выберите краткие выражения, для подчеркивания основной концепции.
    • Используйте компьютер. Существует много программ по составлению планов. Они быстро добавляют, удаляют и упорядочивают информацию.
    • Отступите на 0,5 - 1 дюйма (1,25-2,5 сантиметров) при переходе на новый уровень вашего плана
    • При составлении плана в Microsoft Word, используйте имеющуюся функцию автоматического отступа, накладываемую на ваш план. Если вы предпочитаете работать с вашей собственной системой отступов, прочитайте статью «Как составить текст плана в программе Word»
    • Используйте один и тот же размер отступа при переходе на новый уровень; не отступайте сначала на 0,5 сантиметра, затем на 1 сантиметр, потом на 0,75 сантиметра и т.д.

    Предупреждения

    • Ваш план не должен полностью воспроизводить ваше эссе. Включите в план только основные положения или ссылки на конкретные детали/примеры с основными слоганами. Ваш план должен быть кратким.
    • Отнеситесь к своему плану серьезно, так как на протяжении долгого времени он будет помогать вам логически строить вашу работу. Многие эссе были неудачными из-за слабой организации и общей структуры.
    • Как правило, вам следует избегать наличия лишь одного пункта или подпункта на любом уровне плана. Если вы сказали А, то вероятно вы должны сказать Б, чтобы ваш план представлял законченную структуру.

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.

Как составить простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Как составить сложный план .

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

Баба Яга

I .Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

II . Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

  1. 1. Положительные:

а) смелость,

б) связь с народом,

в) вера в будущее.

  1. 2. Отрицательные:

а) трусость,

б) эгоизм,

в) пессимизм,

г) костяная нога.

III . Заключение

Вопросный план .

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

Тезисный план.

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

  1. 1. Три принципа русского правописания
  1. 2. Ведущий принцип русской орфографии…

План показывает то, о ЧЕМ нужно сказать.

  1. 1. Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
  2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения .

Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

Мало кто из людей имеет долгосрочные планы. Еще более редким феноменом является расстановка жизненных приоритетов и способы их воплощения, временные границы. Составить план жизни может быть непросто. Это важный и трудоемкий процесс, но необходимый. Ведь это планирование основных событий своей жизни: что, как и когда произойдет, какие результаты принесет.

Разумеется, такой план – не гарантия того, что все реализуется. Но само наличие планирования жизни дает большую вероятность, что будут происходить желанные вещи, а не случайные, под влиянием эмоций или решений других людей.

Очень важно сложить именно свое видение происходящего, а не провести всю жизнь, следуя навязанным шаблонам. Составление плана означает четкое продумывание высоких и вдохновляющих человека целей на 3 года, 5 лет, 10 лет и более. Примером первого построения плана из известных людей стал Бенджамин Франклин.

Намного легче жить мечтами, сбывшимися и нет надеждами, жаловаться на судьбу или верить в удачу. Но это малоэффективно. План – это конкретика, бросок в будущее, сделанный своими руками. Людей, которые по-настоящему живут будущим – единицы. Ведь его определяют наши сегодняшние действия.

Почему нужен долгосрочный план

У каждого человека в сутках 24 часа. Но все используют их по-разному. То, что один человек успеет за это время, другой даже за неделю не выполнит. Дело в правильном распределении ресурсов: сил и времени. Один будет рассматривать жизнь как долгосрочный проект, требующий внимания, а второй просто живет сегодняшним днем, мало задумываясь о своем будущем, не строя никаких планов.

Разумеется, получаемые результаты будут отличаться. Никому не хочется быть неудачником, погрязнув в рутине бессмысленных дел, с нулевым вкладом в будущее. Планирование жизни актуально для тех, кто хочет многого добиться, готов усердно работать и относится к этому со всей ответственностью. Как говорится, успех определяется не высокими и красивыми исходными мечтами, а реальными результатами достигнутого.

Грамотное структурирование призвано составить оптимальный список дел, общего вектора жизни, который позволит определить ваши ценности. Такой подход вовсе не исключает отдых, напротив, порой заставляет расслабляться, даже если не хочется, но в этом есть необходимость. Применение такого метода вырабатывает самоконтроль, способствует появлению самоуважения, дарит оптимизм и собранность.

Развенчание мифов о планировании

Жизненные приоритеты и цели, стремления и мечты. Как можно составить план и думать о правильном исполнении? Кому-то это может показаться абсурдным.

Вот некоторые мифы, которые люди связывают с планированием:

  • Систематизация порождает скуку

В корне неправильное суждение. Жизненные приоритеты и их расстановка, четкая планировка, позволяют освободить место для ярких эмоций и большего количества событий. Это означает исчезновение хаоса в действиях.

  • Ограничение развития

Если план маленький, невзрачный и с неинтересными или просто не вашими целями, то это порождает скуку. Если же красочно расписать все, чего вы хотите добиться, и посмотреть на отведенное время, понимаешь, что его не так и много. Ведь внимания требует все. Поэтому и развитие будет происходить с удвоенной скоростью!

  • План отменяет творчество

Сделать схему действий можно не только 1 раз. Его можно корректировать хоть каждые полгода, внеся новое видение ситуации. Также никто не мешает креативно оформить его и развивать критическое мышление с разнообразными подходами по реализации.

  • Планирование убивает наслаждение настоящим

Многие люди не умеют вообще радоваться настоящему. Если же понять, как правильно планировать свое время, распределять ресурсы, ваша деятельность и увлечения, свободное времяпровождение никогда не нанесут вред вашей основной цели.

Принципы построения плана

Готовый план на год или больше помогает нам, становясь путеводителем в темноте, когда оставляют силы. Тогда, перечитывая важные пункты, есть шанс собраться и продолжить, это пинок к действиям своими руками. Как составить правильный план на год, чтобы он расширил нашу жизнь, дал надежду и свободу, а не загнал в определенные рамки.

Как правильно планировать? Прежде всего планирование жизни начинается с построения планов на сегодняшний день. И заканчивается десятилетиями. Это многоступенчатый процесс. Вся пирамида базируется на ваших истинных ценностях. Только от них идет отсчет.

Основные принципы:

  • Учитываем длину жизни

Намного больше пользы принесет цель, достигнутая в течение месяца с удовольствием, нежели через принуждения и ограничения, но результат за 2 недели. Медленный темп надежнее спринтов.

  • Без боли нет роста

Резонно слегка поднапрячься и выполнить в этом году те цели, которые в следующем откроют новые перспективы. Упускать возможности из-за лени, бояться испытать стресс – не для бойцов.

  • Постоянное преобразование

Если вначале все базируется на мечте, то спустя время, в течение которого вы совершали действия по ее реализации, появляются результаты. Новые люди, идеи, перспективы, о которых даже не приходилось мечтать!

  • Отказ от сверх усилий

Во всем важна мера. Заставлять себя – хорошо, но подход должен быть разумным. Легче и результативнее пробегать каждый день по несколько километров, чем раз в неделю – целый полу марафон.

Поэтапная инструкция

Нет ничего лучше, чем начать с того, как сделать план на год. Это поможет держать свою жизнь под контролем, даже в период перемен.

Итак, с чего начать, чтобы составить план на год и больше:

  • Понять, в какой роли вы находитесь

Есть важные и незначительные аспекты вашей личности. Каждый играет определенную социальную роль. Можно быть студентом, чьей-то дочерью и матерью, при этом художником, любовником, бизнес-менеджером, мыслителем, наставником, любителем сыра. Все это то, что заполняет ваши дни. Стоит выбрать те роли, реализация которых наиболее важна для вас.

  • Определитесь с тем, какими вы хотите быть в будущем

Выберете те роли, которые хочется максимально развить, чтобы их связывали с вашей личностью. Одновременно просмотреть какие негативные аспекты у вас есть, куда тратится ваша энергия. Возможно, если перекинуть силы с них на достижение ваших целей, работа пойдет быстрее?

  • Разобрать свои мотивы

Есть причина, по которой вам хочется осуществить те или иные цели, как сформировались ваши жизненные приоритеты. Постарайтесь понять, что же такое произойдет, когда вы их воплотите, какие эмоции возникнут. Насколько они важны, захочется ли их реализовывать всю жизнь. Лично для себя, для общества или конкретных людей. Честность с собой – гарант успеха.

  • Запишите свои выводы

Проанализировав мотивы, составить свои жизненные цели и задачи в планировании будущего легко. Осознав свои истинные ценности, на их основании написать список.

  • Распределение целей по категориям

Это важный этап планирования. Он поможет не упустить из виду ни одну из важных сторон жизни. Запишите все, чего вы хотите добиться, по таким категориям, как карьера/призвание, семья/социум, знания/интеллект, здоровье/духовность.

  • Установите временные рамки

После постановки конкретной цели, определить точную дату, когда вы желаете ее достичь. Допустим, съездить на неделю в Непал до июня 2017, сбросить 5 кг к весне, разработать и сдать проект по геодезии до окончания четвертого курса.

  • Построение маленьких шагов

Чтобы двигаться в нужном направлении, нужно понять, как планировать достижение поставленных целей. Шаги, необходимые к принятию, зависят от того, на каком уровне вы находитесь в настоящем. Придется ли начинать с нуля или уже есть определенные наработки. Выработать четкую стратегию по достижению каждой цели в хронологическом порядке и расстановкой приоритетов.

  • Постоянно проверяйте актуальность жизненного плана

Жизнь не стоит на месте и человек тоже. Вполне нормально, что что-то может измениться. Периодически пересматривая свое планирование жизни можно понять: следуете вы ему или нет, счастливы ли вы, есть ли предпосылки что-то поменять в своих целях. Не стоит пугаться, если жизненные приоритеты изменили вектор, и что-то хочется изменить. План важен для отслеживания своих успехов и достижений, актуализации причин неудач.

План нужен для того, чтобы человек чувствовал себя лучше, наполнялся позитивом и имел собственную мотивацию, двигался вперед, а не тормозил.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла

Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция