Fujifilm FinePix X100 — мои впечатления. Синхронизация выдержки со вспышкой

Которую мне предоставило для тестирования представительство Fujifilm в России на время поездки в Венесуэлу.

Дело в том, что Каракас (столица Венесуэлы) считается одним из самых опасных городов мира, и разгуливать там со своими зеркальными камерами «аки новогодняя ёлка» мне было стрёмно. У меня родилась идея взять с собой для «незаметных» прогулок по городу какой-нибудь цифровой компакт. Конечно, меня очень привлекала новая камера Fuji, поэтому я обрадовался возможности испытать камеру в реальной жизни.


Дизайн

Конечно, первое, на что я обратил внимание в x100, ещё на картинках в интернете, это ретро-дизайн. Когда я впервые взял камеру в руки, влюбился в её лаконичную красоту ещё больше. Камера не только красива, приятна на ощупь, но и весьма миниатюрна. По ощущениям напоминает старые добрые «Лейки» времён Второй Мировой, по крайней мере те несколько образцов, которые мне доводилось держать в руках. Надевая такую камеру на шею, сразу ощущаешь себя корреспондентом с ответственным заданием.

Но! Как выяснилось, не смотря на небольшие размеры камеры, её дизайн привлекает не только меня, но и почти всех окружающих:) Такого количества восторженных «вау» и вопросов «ого, какая прелесть, где ты взял лейку?» я никак не ожидал. Что это за камера и сколько она стоит, меня спросили все мои знакомые, которых я встречал в Москве, аэропорте и в течение поездки. Незнакомые просто поворачивали голову и с любопытством рассматривали чудо-игрушку, висящую у меня на шее.

То, что идея «незаметной» камеры провалилась, я понял уже по дороге в аэропорт. В реальности у нас не было прогулок по особо опасным районам Каракаса, но я всегда был на чеку. Зная интерес к внешнему виду камеры, мне приходилось часто прикрывать её рукой, прятать за пазуху или карман. Благо, размеры это легко позволяют сделать.

В общем, если вы покупаете x100, будьте готовы к весьма повышенному вниманию к вашей персоне среди знакомых и на улице:) Очень красивая камера.

Управление

Скажу честно - инструкцию к x100 я не читал. Причём, это, пожалуй, была первая камера на моей практике, к которой я не прочитал ни одной страницы документации. Нет-нет, не такой уж я и безответственный - честно нашёл, скачал и установил мануал на айпад, чтобы изучить в самолёте. Но представляете, не потребовалось.

Управление камерой настолько очевидно, что пользоваться можно практически сразу после покупки. Два основных параметра - выдержка и диафрагма, устанавливаются так же, как и в дальномерных плёночных камерах. Диафрагма через кольцо на объективе, выдержка с помощью диска на верхней панели.

Чуть менее очевидно управление ISO , но ткнувшись в несколько кнопок, я быстро нашёл, какая из них управляет этим параметром (Fn сверху корпуса).

Выбор режима съёмки также очевиден. Например:

1. Приоритет выдержки (S)

2. Приоридет диафрагмы (A)


Диск выдержки = А (автомат).

3. Программный (автоматический) режим (AE, P)

Кольцо диафрагмы = А (автомат).
Диск выдержки = А (автомат).

4. Ручной режим (М)

Кольцо диафрагмы = конкретное значение.
Диск выдержки = конкретное значение.

Согласитесь, гениально? :)

В принципе, неплохой идеей разработчиков оказалось и вынесение параметра коррекции экспозиции в виде отдельного диска. Но если честно, здесь, на мой взгляд, есть некоторая недоработка. Дело в том, что положение диска никак не фиксируется и легко сбивается в процессе не только съёмки, но и даже переноски камеры. Привыкнув к этому, я уже на автомате проверял положение диска перед началом съёмки, но поначалу наснимал немало либо сильно пересвеченных, либо сильно недодержанных кадров.

Собственно, для съёмки уже вполне достаточно. Остальное - более тонкие нюансы настройки камеры. В которых, впрочем, также несложно разобраться через вполне понятное Меню камеры.

Я осознанно не хочу превращать этот текст в описание функциональных возможностей камеры и всех её кнопочек. Вся эта информация доступна как в инструкции, так и в появляющихся чисто технических обзорах. Я лишь делюсь личными впечатлениями и акцентирую внимание на моментах, которые больше всего меня удивили или запомнились. Поэтому больше про кнопочки не будет:)

В общем, купили камеру, и можно сразу начинать снимать!

Скорость

Мне, как человеку, которого интересует стрит-фотография, жанровые и другие «быстрые» сценки, конечно, очень было интересно ощутить скорость работы камеры. И это тот единственный момент, который меня в x100 несколько расстроил. Самое узкое место, это скорость wake up"а («просыпания») камеры. Мне даже сложно было засечь в секундах, потому что в этот момент камера очень нужна и секунды кажутся вечностью. По ощущениям, порой камера просыпалась до 10 секунд. Это очень много, поэтому для более-менееэнергичной съёмки камеру всегда надо держать наготове заранее.

Далее, скорость фокусировки. В принципе она достаточно быстрая - порядка секунды, иногда меньше. Но почему-то после фокусировки и нажатия на спуск затвора часто (хотя не всегда) проходит ещё какое-то время, прежде чем камера делает кадр. Опять-таки, порядка секунды или её долей, но из долей складываются секунды, а даже за секунду может многое измениться.

На общую скорость работы влияют и режим фокусировки, и режим работы видоискателя, и общая освещённость сцены, и контрастность объекта, на который мы наводимся, и расстояние до объекта, и скорость флеш-карты, и другие параметры. Но, к сожалению, ни в каких условиях мне таки и не удалось получить приемлимую для репортажных задач скорость съёмки.

Однако здесь есть два немаловажных «но»:

1) Насколько мне известно по личному опыту, по опыту моих коллег и по некоторой прочитанной информации, на сегодняшний день ни один беззеркальный цифрокомпакт (качественные компактные камеры рассматриваемого класса) не обладает достойной скоростью съёмки.

2) Как говорил кто-то из великих (кажется, Стив МакКарри, поправьте, если не прав), «Если фотограф видит кадр, это плохой фотограф. Хороший фотограф должен предвидеть.»:) Несколько потренировавшись в обращении с камерой, в принципе можно добиться сносных успехов по съёмке и относительно динамичных сцен.

Цвет

Про особенности цвета камеры, как это ни странно, мне рассуждать сложно. Т.к. у меня собственные, не очень типичные, подходы по работе с цветом, я не припомню случая, чтобы выбор камеры значительно влиял на итоговый результат. Вместе с тем, некоторая особенность цвета x100 при работе с Raw-файлами прослеживается. Не могу её однозначно формализовать, но ощущения от цвета хорошие.

Никаких сложностей при работе с цветом файлов, сделанных на x100, я не испытал. При этом процесс получения требуемого цвета в целом не сильно отличается от работы с другими файлами.

В общем, в рамках моих представлений о цвете, пожалуй, можно сказать, что цвет x100 мне понравился. Вот несколько примеров того, что у меня получилось вытянуть без каких-либо сложностей. Здесь только Raw-конвертация в RPP, без дополнительной обработки (или с минимальной).

Некоторые снимки конвертированы с использованием плёночных профилей, некоторые без них. Все вариации в цвета мне вполне нравятся.

Оптика

Оптика не сменная, только один объектив с фокусным расстоянием 23 мм. После многолетней работы с зеркалками поначалу это кажется кощунством. Но довольно быстро ограничение превращается в ещё одну степень свободы. Свободы от выбора объектива:) Просто воспринимаешь это как данность, и изначально держишь в голове, что у тебя в руках камера с широкоугольником. Соответственно, максимально подходящие сюжеты, это съёмка в городе, пейзаж, не слишком динамичный жанр, местами даже стрит-фото или «небыстрый» репортаж. Всё это весьма соответствует, в частности, задачам туристической фотографии .

По качеству оптика мне показалась вполне приемлимой. Никакого принципиального «мыла» или других артефактов, мешающих творческому процессу, я не почувствовал.

Шум

По уровню шума камера показалась вполне приемлимой. Шум, конечно, есть, это же не 3D-картинка. Но он не вызвал у меня никакого отторжения по своему характеру или ощущения чрезмерности. Вот, например, фотография, сделанная на ISO 800 и потянутая на + 1/2 стопа при конвертации:

Резюме

Резюмируя свои впечатления, я бы привёл следующие основные плюсы и минусы. Осознанно не включаю сюда всякие мелочи типа возможности вставить аккумулятор другой стороной. Это всё мелочи. По сути я бы выделил следующее:

Компактность
+ приличная оптика
+ хорошая картинка
+ дизайн
+ основные элементы управления вынесены в виде механических колец и кнопок

Скорость работы камеры

В общем, на мой взгляд, Fujifilm FinePix X100 - очень неплохая туристическая фотокамера.

Если для вас важна компактность, хорошее качество картинки, если вы любите стильные вещи и вам не требуется частая съёмка динамичных сюжетов - присмотритесь к Фуджику, возможно, он вам очень полюбится.

UPDATE. Подробный тест Fujifilm FinePix X100 от

Схема устройства гибридного видоискателя Fujifilm FinePix X100

В режиме оптического видоискателя яркость текста и графической информации автоматически регулируется, исходя из уровня освещенности объекта, то есть ситуации, когда рассмотреть наложенную информацию нельзя, исключены в принципе. Накладываемая информация самая разнообразная: электронный уровень, точки фокусировки, сетка, ГРИП на данной дистанции, шкала расстояний до точки фокуса. Данные съемки постоянно обновляются с учетом изменений ISO, выдержки и других настроек, что позволяет не разрываться между видоискателем и дисплеем.

Конечно, видоискатель может использоваться и как электронный, для просмотра и визирования. В этом режиме картинка в видоискатель транслируется прямо с сенсора. Перейти в режим электронного видоискателя можно одним нажатием кнопки, это особенно удобно для предварительного просмотра изображения, что не будет лишним при ночной съемке. Переключение почти незаметное и очень быстрое. Гибридный или электронный режим видоискателя включается автоматически, когда вы подносите камеру к лицу, это происходит благодаря ИК-датчику.

Функционал камеры

Fujifilm X100 умеет снимать как 12-мегапиксельные фотографии с максимальным разрешением 4288 x 2848, так и HD-видеоролики - 1280 х 720 при 24 кадрах в секунду. Важная особенность фотокамеры - фикс-объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм. Это значит, что зум вам придется делать ногами. Многих, полагаю, это расстроит, но в целом фикс-объектив является хорошим дисциплинирующим фактором, а многие великие фотографы начинали свою карьеру примерно так же, как это будет делать будущий обладатель FinePix X100. Смена оптики на Fujifilm X100 невозможна. Правда, если верить последним слухам, вдохновленная успехом X100 компания собирается выпустить новую версию фотоаппарата, но уже с байонетом. А конкурировать он будет с Olympus PEN E-P3. Но до этого момента еще нужно дожить - что-то подсказывает, что Fujifilm будет долго решаться и потратит уйму времени на доведение камеры до ума. Как это было, собственно, с камерой X100.

В любом случае, не стоит расстраиваться по поводу несменного объектива, так как Fujifilm постарались сделать его настолько хорошим, насколько это возможно. В первую очередь хочется отметить его светосильность f/2.0: даже в темноте и при съемке с рук, камера позволяет фотографировать на коротких выдержках и при низкой чувствительности. Внутри объектива - 9-лепестковая диафрагма. В нашей камере она была немного овальная, что и подтверждалось своеобразным боке. Затвор в X100 также центрального типа, поэтому выдержка на максимально открытой диафрагме ограничена 1/1000 секнунды, а значение в 1/4000 секунды можно получить при диафрагме не менее f/8. Странное решение, на мой взгляд.

В объективе есть встроенный фильтр нейтральной плотности на 3 EV, что будет полезно при съемке пейзажей, для получения «мистических» волн и длинных выдержек при хорошем освещении.

Помимо обычной съемки, Fujifilm X100 имеет режимы имитации пленки Velvia, Provia и Astiva - все это слайдовые пленки производства Fujifilm, которые производятся и продаются по сей день. Впрочем, внешний вид фотоаппарата к этому обязывает, ведь так полюбившиеся всем пользователям iPhone программы имитации аналоговых цветов, например, Hipstamatic и Instagram, ретростиль эксплуатируют на всю катушку. Как и в компактных камерах Fujifilm, съемка панорам находится на высоком уровне - 120 или 180-градусные виды снимаются одним нажатием пальца с проводкой камеры в любом направлении.

И, пожалуй, самый важный момент, который не позволяет ставить X100 в один ряд с компактными камерами - возможность съемки в формате RAW. Это открывает широкие просторы для творчества фотографа и вообще позволяет использовать камеру не только как модный аксессуар, но и как инструмент для стоковой фотографии.

Впечатления от работы

Камера оставила самые что ни на есть приятные впечатления. Понятно, что она не так универсальна, как зеркалки со съемной оптикой, но приносит удовольствия не меньше, а местами даже и больше. Ведь снимают же люди на мобильные телефоны, и делают прекрасные кадры. И спорить тут нет смысла - число загрузок с того же iPhone 4 на Flickr исчисляется миллионами кадров в месяц.

X100 просто приятно держать, и все, кто видел фотоаппарат у меня в руках, неизменно им восхищались. Устройство достаточно быстрое в работе, уверенно фокусируется днем и удовлетворительно - ночью. При должной сноровке, работать с X100 очень просто, легко и невероятно приятно.

Тестовые снимки

Боюсь оказаться предвзятым, но качество снимков Fujifilm X100 превосходно даже в JPEG. Может, это какая-то физиологическая особенность моего зрения, но мне кажется, что фотографии, снятые камерой, просто идеальны. Цвета получаются насыщенными, сочными, но при этом остаются совершенно естественными. Камера идеально отрабатывает экспозицию. Почти в любой ситуации, даже ночью, снимки получаются максимально естественными.

Не последняя заслуга в этом у APS-C CMOS-сенсора с уникальной структурой микролинз и качественного объектива. Но вначале посмотрим на результат съемки одного и того же кадра с разными значениями ISO.

Что приходит на ум при словах «компактная камера с несменной оптикой»? Что-то маленькое и любительское… Такая точка зрения была актуальна лет пять назад, а это для индустрии высоких технологий огромный срок. Сегодня, наигравшись в «зеркалки и мыльницы», производители предлагают действительно интересные модели.

Категория компактных камер с несменной оптикой сегодня очень разнообразная. К ней относятся аппараты со светосильной оптикой и маленькой матрицей, «дюймовые» модели и совсем непривычные широкой публике камеры с большими матрицами и объективами с фиксированным фокусным расстоянием.

Ради соблюдения исторической справедливости надо отметить, что Fujifilm не принадлежит первенство в выходе на рынок с непривычными для цифровой эры параметрами – несменным объективом с фиксированным фокусным расстоянием и большой матрицей. Пожалуй, пальма формально принадлежит Sigma DP1, анонсированной в далеком 2006 г. Впрочем, это была скорее красивая игрушка (диафрагма 4, отсутствие видоискателя, специфическое управление).

Первой серьезной заявкой на успех была Leica X1 2009 года. Единственный существенный недостаток с точки зрения оснащения – отсутствие видоискателя. Ценник в $2000 даже на фоне мирового кризиса не выглядел вызывающе, бренд позиционирует себя как премиальный и не стесняется просить $6-7 тыс. за дальномерные аппараты.

Fujifilm стала одной из сенсаций Photokina 2010 с камерой . Это замечательный аппарат, очень удобный в работе, с минимумом детских болезней. На момент выпуска он превосходил конкурентов по оснащенности (знаменитый гибридный видоискатель, полное ручное управление экспозицией с отличной реализацией) и давал им фору в цене.

Камера оказалась настолько удачной, что продолжает выпускаться до сих пор, правда, уже в третьей редакции.

Дизайн, эргономичность

Хоть эта сентенция и стала шаблоном, но повторить стоит: выход Fujifilm Х100 существенно повлиял на индустрию в плане дизайна аппаратов. Экстремальное ретро – если оно грамотно реализовано – может стать трендом.

Внешних изменений по сравнению с предыдущими моделями практически нет.

Диски прямого задания выдержки, экспокоррекции, диафрагмы на своих местах. В центре кнопки Спуск – резьбовое гнездо для механического троссика.

Буква около объектива другая. Форма кнопок на тыловой панели стала круглой, это выглядит свежее. При внимательном сравнении обнаружится факт перемещений кнопок (и их переназначения). Исчезло колесо прокрутки вокруг пятипозиционного джойстика.

У меня был опыт съемки всеми предыдущими моделями. Раскладка кнопок Fujifilm Х100Т – самая лучшая.

Во-первых, кнопка вызова меню режимов протяжки (Drive) оказалась под большим пальцем, и теперь основные манипуляции можно сделать одной рукой.

Во-вторых, функциональность семи(!) кнопок переназначается через меню, причем очень гибко – от сверхактуальных, например, баланс белого, до экзотических вроде распознавания лиц, всего около трех десятков. Если честно, я столько не запомню… Компания, которая первой предложит мини-дисплеи для отображения текущего назначения каждой функциональной кнопки (например, на базе электронной бумаги) заслужит всеобщее уважение. В число переназначаемых попали и кнопки пятипозиционного джойстика.

Q-меню также можно переназначить: на 16 позиций – три десятка функций.

Если кому-то выступ на передней панели покажется маленьким (я с ними, пожалуй, соглашусь), то у Fujifilm есть накладка-держатель MHG-X100. Она захватывает и нижнюю панель, привинчивается к штативному гнезду, оставляя доступ к отсеку с батареей и картой памяти. В руках я ее не держал, но, судя по изображениям, в качестве бонуса покупатель получает смещение штативного гнезда ближе к оптической оси объектива и центру масс камеры.

Единственная существенная претензия к конструкции и удобству съемки – жестковстроенный экран на тыловой панели. При таком угле зрения объектива нестандартные ракурсы могут хорошим способом интересно построить кадр.

Да, по сравнению с X100s размер диагонали экрана несколько увеличился, но предел роста размера по вертикали уже достигнут.

Существует и целиком черная версия. На любителя. Лично мне больше по душе именно классический, двухцветный корпус.

Функциональность

Чтобы не изобретать шкалу значимости улучшений по сравнению с предыдущей моделью попробуем расставить их в порядке процесса съемки. Сначала мы видим будущий кадр (видоискатель), затем картинку на матрицу проецирует объектив, затем происходят процессы определения экспозиции/наводки на резкость, далее в дело вступает матрица и процессор, результат сохраняется на карту памяти и отображается на тыловом экране.

Гибридный видоискатель, настоящая жемчужина серии X100, стал еще лучше.

В оптическом режиме правый нижний угол, который бесполезен при кадрировании (там виден объектив), теперь можно задействовать. Туда проецируется увеличенный фрагмент изображения из точки автофокусировки для визуальной оценки качества наводки на резкость.

Для удобного выбора режима отображения был переделан переключатель, расположенный на передней панели. В предыдущих версиях у него был поворот лишь в одну сторону и он циклически менял оптический и электронный режимы.

Теперь положения два. Правое (если смотреть в видоискатель) по-прежнему циклически переключает оптический и электронный режимы. Левое также циклически включает и отключает отображение увеличенного фрагмента снимка.

В режиме ручной фокусировки картинка Digita Split Screen может выводиться в правый нижний угол оптического видоискателя. Ощущение почти как от работы с аналоговыми камерами, только расположение «цифровых клиньев» непривычное. В режиме электронного видоискателя они находятся по центру кадра.

Это небольшое видео показывает, как все происходит на практике.

Оптическая схема объектива Fujinon оказалась очень удачной, и она остается неизменной с момента выпуска первой модели серии. Что же улучшено? Ручное управление диафрагмой. Ранее шаг изменения составлял целую ступень экспозиции, в Fujifilm X100T он уменьшен до ⅓. Деления на корпусе не появились, но они и не нужны – значение отображается в видоискателе или на тыловом дисплее, а наощупь отчетливо ощущается клик.

В X100T появился электронный затвор с невероятной короткой выдержкой 1/32000. Ноль не лишний, тридцать две тысячных секунды. В силу особенностей реализации снимать движущиеся предметы не рекомендуется из-за возникающих геометрических искажений.

Автомобиль ехал примерно 40-60 км/ч. Идущий человек искажается незаметно.

Электронный затвор с такой короткой выдержкой и встроенный в объектив нейтральный фильтр на три ступени позволяют снимать при самом ярком солнце на пляже или на заснеженной целине при диафрагме 2.

X100T делит матрицу с нынешним флагманом Fujifilm X-T1. 16 мегапикселов более чем достаточно для просмотра на 4К-телевизорах при условии несильного кадрирования.

Фазовые датчики, встроенные в матрицу, существенно увеличили быстродействие автофокуса по сравнению с X100, но владельцы X100s могут не волноваться.

Вот так происходит автоматическая наводка на резкость.

Точки автофокусировки расположены по всей площади экрана и их размер регулируется. Благодаря функции перепрограммирования кнопок изменить текущую точку можно одной рукой: если назначить одну из кнопок пятипозиционного джойстика, то первое нажатие будет включать соответствующий режим, а второе и последующие уже будут перемещать точку по площади кадра.

Область экспозамера теперь можно привязать к точке автофокусировки. Полезная штука, если перепад яркостей совпадает с сюжетной линией.

Скорость серийной съемки по данным производителя составляет 6 к/с. При использовании быстрой карты памяти, такой как Kingston 64 GB SDXC UHS-I U3 камера подтверждает заявленные характеристики. После исчерпания буфера (у меня получалось до 8 кадров RAW+JPEG) скорость падает до примерно 1 к/с, но съемка не прерывается. Буфер освобождается очень оперативно, при этом камерой можно продолжать пользоваться.

Качеству изображения будет посвящен следующий раздел, продолжим перечислять улучшения. Размер тылового ЖК-экрана вырос за счет смещения пропорций от фотографического стандарта в кинематографический. Диагональ стала три дюйма, главное – повысилась плотность пикселов. Теперь изображение формируют миллион с хвостиком элементов, выводится картинка 720х480 пикселов.

Качество съемки

Необработанные файлы из камеры можно загрузить по этой ссылке . Они сделаны при нулевых настройках цвета, резкости, светов и теней, шумоподавления (за исключением шумоподавления на длинных выдержках).

Поделюсь своими соображениями. ISO 1600 – абсолютно рабочая чувствительность. 3200 в принципе рабочая, 6400 – рабочая с оговорками. Они заключаются не столько в уровне шумов, с этим проблем нет. Происходит некоторое сужение динамического диапазона и потеря детализации, прежде всего в тенях. Причем неважно, много ли было света или мало.

Поскольку съемка в RAW ограничена ISO 6400, сделать прямые выводы о полезности значений 12800 и 25600 сложно. ISO 51200 мне показалось явно маркетинговым значением. Из RAW при ISO 3200 и недодержкой три ступени (условно – эквивалент 25600) можно добыть приемлемую картинку для экранного просмотра или печати на формат до 13х18. Минус две ступени камера выдерживает очень достойно.

Детализация отличная, особенно это заметно на снимках с голыми ветвями деревьев на фоне почти весеннего неба. Профиль коррекции оптических искажений объектива есть в Adobe Camera RAW.

Следует особо отметить функцию имитации пленочных цветов. В Fujifilm X100T набор расширен: Classic Chrome это не названный по лицензионно-патентным соображениям какой-то винтажный Kodak Chrome. Впервые в индустрии компания Adobe включила соответствующие профили в ACR.






Электропитание

Камера питается от аккумулятора NP-95 емкостью 1800 мАч и напряжением 3,6 В.

Одного заряда хватает (по данным производителя) на 330 кадров при обычной модели использования или до 700 в режиме экономии, т.е. с отключенным экраном и при использовании оптического видоискателя. Впечатляющая цифра.

Аппарат показал себя хорошо в февральские морозы. Радикального падения емкости не замечено. После полусотни уличных кадров и примерно стольких же кадров, сделанных с принудительной вспышкой, а также тестовой студийной серии осталось еще одно деление на индикаторе. На карте всего 150 кадров, просмотр отснятого был тщательным.

А теперь – самое приятное. Аккумулятор можно заряжать внутри камеры через USB. Другими словами, любой пауэрбанк, автомобильное зарядное устройство для смартфона, даже современный телевизор в отеле, не говоря о ноутбуке, смогут пополнить запасы электроэнергии. В этой огромной бочке меда есть одна ложка дегтя – во время зарядки камера должна быть выключена.

Беспроводные функции

Согласно последней моде, камера оснащена Wi-Fi-модулем. Он решает три полезные задачи – обеспечивает удаленное управление параметрами съемки и самой съемкой, принимает отснятый материал из камеры на смартфон/планшет для дальнейшего просмотра/отправки по почте/размещению в социальных сетях и т.п., а также передает в камеру геоданные для сохранения в снимках.

С мобильного устройства можно менять основные параметры съемки. Не могу сказать, что реализация идеальная, к логике работы связки камера/приложение надо привыкать.

В итоге

На украинском рынке у аппарата фактически нет конкурентов. Sony RX1R? Да, полный кадр, да объектив Carl Zeiss. Но цена на момент написания была 50 тыс. грн. против 32 тыс. грн у Fujifilm X100T. В кризис разница существенная. Nikon Coolpix A? Пока это дорогая игрушка. Ricoh GR? Его присутствие слишком номинально. Sigma? Нет, не слышал.

Мне понравилась камера Fujifilm X100T. Да, она недешево стоит, у нее есть серьезные жанровые и технические ограничения, связанные с фокусным расстоянием объектива и его несменностью. Но поверьте, удовольствие получаешь и от процесса и от результата. Надо признать, что 35 мм – не мое фокусное расстояние. Вот 28 и 50 мне ближе, впрочем Fujifilm предлагает фирменные оптические насадки, дающие в эквиваленте именно эти фокусные расстояния.
Понравилось:
+ Высокое качество снимков в широком диапазоне чувствительности
+ Удобно реализованное полное ручное управление
+ Инновационный видоискатель
Не понравилось:
— В комплекте нет бленды
— Очень дорогие переходники для светофильтров
— Качество видео



A7

За предоставленную камеру отдельное спасибо представительству FUJIFILM в России. =:)

Традиционно хочу сказать, что моей задачей не было лабораторно протестировать фотоаппарат во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать на гора стотыщмильонов карточек для препарирования их попиксельно, что порой так любят делать люди на технических- и фотофорумах. =:) Тем более, что таких снимков уже навалом в Сети. Мне же, как обычно, было интересно примерить эту машинку именно на себя: как бы я её использовал, если бы у меня был такой фотоаппарат?

Отсюда и направленность фотографий этого теста - бытовые кадры, семейное фото, бэкстэйджи съёмок и всё такое прочее, для чего может понадобиться фотографу такой компактный аппарат. Я попытался понять - удобно ли мне работать с этой камерой? Быстро ли она работает? Качественные ли снимки получаются? Действительно ли она может стать культовой? Я попробовал. =:) И вот, что из этого получилось.


Внешне камера выглядит очень стильно и весьма привлекательно:

Все, кто видит эту камеру впервые, встречают её весьма заинтересованно. Кто-то с ностальгией вспоминает старые фотоаппараты, кто-то просто удивляется непривычному нынче внешнему виду:

Фотоаппарат оснащён фикс-объективом с фокусным расстоянием 23 мм (эквивалент - 35 мм для 35-мм камер):

Объектив не сильно выступает за пределы корпуса:

И, что самое главное - не требует никаких манипуляций по приведению его в боевое положение, надо только снять стильную металлическую (!) крышку с объектива:

И можно фотографировать!

Эргономика очень продумана. Всё-таки "крутилки" на диафрагму (кольцо вокруг объектива):

На выдержку и экспокоррекцию - это очень удобно:

Остальные важные для фотографов характеристики Fujifilm FinePix X100 выглядят так:


А снимает эта камера так:


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 400 | f/2.0 | 1/10


ISO 800 | f/8.0 | 1/1100


ISO 400 | f/8.0 | 1/800


ISO 1600 | f/2.8 | 1/280


ISO 400 | f/8.0 | 1/220


ISO 1600 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/4.0 | 1/150

плюсы


1. Ощущение качества аппарата

Все, кто ни брал его в руки, отмечали примерно одно: "маешь вещь!" =:) Действительно, сам аппарат собран очень качественно, ничего не люфтит, не болтается, не скрипит. Всё из металла (магниевый сплав), даже крышечка объектива и все "крутилки" наверху. Никакой дешёвой пластмассы. Все детали тщательно проработаны, всё сделано с душой. "Внушаить!" =:) Аппарат приятно держать в руках.

2. Объектив

Кто там говорил, что светосильный фикс нельзя близко к большой матрице ставить? Расстояние от задней лизны объектива до матрицы тут - 5.6 мм! Конструктив, как я понял, довольно затейливый и сложный:

Но картинку он даёт очень хорошую! Честно говоря, среди современных компактных беззеркальных камер я пока не встречал объектива лучшего качества. Не без своих особенностей (о них - чуть ниже), но всё же.

На вкус и цвет все фломастеры разные, разумеется, но мне понравилось как выглядит боке:


ISO 800 | f/2.0 | 1/55


ISO 800 | f/2.0 | 1/60

Удивило то, что на таком довольно широкоугольном объективе можно без напряга так хорошо размывать фон:


ISO 400 | f/2.0 | 1/60

Впечатлили крайне малые дисторсии и аберрации:


ISO 400 | f/8.0 | 1/1600

И понравилось, как объектив отрабатывает контровой и боковой света:


ISO 400 | f/8.0 | 1/220

3. Видоискатель


Он оказался весьма приятной штуковиной. =:) Камера может работать в 3 режимах:

1. Как обычная беззеркалка, когда изображение выводится на большой и яркий задний экранчик;

2. Как псевдодальномерная камера, когда фотограф смотрит в видоискатель, но туда проецируется электронная картинка внутреннего мониторчика камеры (кстати, весьма высокого качества, на удивление);

3. Как настоящая дальномерка, когда фотограф в "окошке" видит реальный мир, но дополнительно туда же проецируются показатели настроек камеры.


В общем, видоискатель показал себя с лучшей стороны, освободив задний экранчик камеры под всевозможную и исчерпывающую информацию о текущих режимах настройки камеры (как на "зеркалках"). Не обошлось, правда, без малой ложки дёгтя, но об этом - ниже.

4. Скорость и точность фокусировки



ISO 400 | f/2.0 | 1/1000

Не буду долго говорить, но автофокус у X100, пожалуй, лучший из того, что я видел на "беззеркалках". И осмелюсь даже сказать, что он ничуть не хуже автофокуса "зеркалок" начального уровня. Быстро и очень точно. Промахов по фокусу даже в сложном освещении практически не было. Браво!


ISO 6400 | f/4.0 | 1/25

5. Нейтральный фильтр



ISO 400 | f/2.0 | 1/60

Может пустячок, а приятно - камера оснащена встроенным нейтральным фильтром (ND) который снижает экспозицию примерно на 3EV. Это позволяет использовать длинные выдержки и/или открытую диафрагму при ярком солнечном свете, например, не боясь получить переэкспонирование кадра.

минусы


1. Глюки и странности
Их, увы, в этой камере оказалось довольно много. Правда, нельзя сказать, что они сильно мешали, но само их наличие в имиджевой камере выглядит... э-э-э... несколько странно.

Пару раз камера у меня просто висла - никак и ни на что не реагировала. Вылечивалось это доставанием аккумулятора - после этого камера работала как ни в чём не бывало. Кстати, сам аккумулятор можно неправильно вставить в камеру! Это очень странно.

Кнопка спуска под конец теста стала слегка подклинивать. То есть, при первом нажатии на спуск надо было прикладывать значительные усилия, а потом всё некоторое время работает как обычно. Стоит камеру убрать в сумку и потом через некоторое время достать - кнопка снова подклинивает, заставляя прикладывать к ней большое усилие. Вылечат, видимо, уже в сервисе.

Режим быстрого запуска, включаемый через меню и гарантирующий запуск камеры за 0.7 секунды (как написано в инструкции), у меня так и не заработал. И вообще, если камеру оставить в режиме ON (как я привык делать на "зеркалках"), то после длительного неиспользования она просыпалась о-о-о-очень неохотно, примерно секунд за 10. При этом нужно было судорожно нажимать на все кнопки или выключить и включить её заново.

Странности обнаружились и при работе камеры в режиме приоритета диафрагмы. Там при открытии "дырки" до f/2.0 максимально короткая выдержка ограничивалась электроникой на уровне 1/1000 секунды. При диафрагме f/4.0 - уже 1/2000. А на f/8 - 1/4000. Из инструкции выяснилось, что это ограничения связанные с тем, что затвор встроен в объектив - расплата за компактность. Однако, согласно EXIF, есть кадры, которые получились с f/2.0 и выдержкой 1/4000. Например:


ISO 3200 | f/2.0 | 1/4000

Странно, что создатели камеры предусмотрели отдельную кнопку для включения съёмки в RAW:

Её можно нажать если вы фотографируете в JPEG и тогда следующий кадр будет сделан в RAW + JPEG, а после этого камера снова продолжит снимать в JPEG. Довольно необычное решение. Но почему бы и нет? Но гораздо более странно, что при этом - нет отдельной кнопки для переключения ISO! Правда, есть удобно расположенная кнопка fn:

Которую можно запрограммировать на любое действие, и на переключение чувствительности ISO - в том числе.

На фоне всего вышеперечисленного про странные горбатые тенюшки под пунктами меню я вообще молчу. =:)

2. Размеры и вес


Всё-таки, камера оказалась не такой уж и маленькой. Почти полкило весом (445 грамов с аккумулятором + чехол + то-сё из аксессуаров). И по габаритам - она одна из самых больших в своём классе, вполне приблизилась к размерам младших "зеркалок". На фото она смотрелась куда миниатюрнее. =:)

3. Лаги работы



ISO 400 | f/2.0 | 1/320

Про длительное "просыпание" камеры я уже говорил, считаю, что это - скорее какой-то глюк. А может и дефект конкретной камеры. Кстати, "штатное" просыпание камеры за заявленные 2.2 секунды - тоже весьма неспешное. Но это были не единственные лаги. Все остальные проблемы беззеркальных систем тут тоже есть, пусть и несколько ином виде.

Например, довольно сложно было снимать быстрые сюжеты когда видоискатель камеры работал в электронном виде (транслировал картинку с внутреннего монитора): при нажатии на спуск изображение там сначала на мгновение тормозится, потом срабатывает затвор (картинка ещё на мгновение вообще пропадает), а потом показывается результат. Получается, что фотограф на некоторое время выпадает из реальной жизни! И даже если он выключит просмотр готового кадра, то всё равно остаются пара мгновений, когда сюжеты вокруг него будут развиваться не подконтрольно. Можно вдруг обнаружить что тот, кого ты сейчас только что снимал, уже улетел. =:)


ISO 800 | f/5.6 | 1/140


ISO 800 | f/5.6 | 1/60


ISO 800 | f/5.6 | 1/140

Описанный режим работы примелем если изображение выводится на внешнем экранчике, потому что фотограф тогда видит не только его, но всё, что происходит вокруг и может свободно ориентироваться относительно сюжета (такой режим тоже доступен пользователям Х100). Но, повторюсь - это было заметно только на быстрых сюжетах . На обычных - никакого дискомфорта с электронным видоискателем. Мало того, проблема отчасти решается переводом его в оптический режим - тогда всё работает быстро (но, увы, в таком случае фотограф не видит готового кадра).

Ну и общая задумчивость системы (при быстром автофокусе) не способствует работе впопыхах. =:) Кстати, я видел в некоторых других обзорах сетования на медленную запись кадров на карточку. Если честно, то я этого не замечал и снимал в обычном своём темпе (а он довольно высок), не ограничивая себя ничем.

дополнительно


1. Широкоугольный объектив


ISO 400 | f/8.0 | 1/75

Ну, не знаю. С одной стороны, конечно, он хорош для пейзажей:


ISO 800 | f/5.6 | 1/25


ISO 800 | f/8.0 | 1/350

Событийного фото:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/90


ISO 3200 | f/2.0 | 1/100

И репортажей:


ISO 400 | f/8.0 | 1/400


ISO 400 | f/8.0 | 1/150

С другой стороны - портреты им снимать сложно, заметны перспективные искажения:


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 1600 | f/2.0 | 1/2000

Разве что, снимать ростовые? Но и то нужно делать аккуратно, потому что искажения всё же заметны:


ISO 400 | f/8.0 | 1/10

Если бы меня спросили, какое фокусное расстояние сделать у объектива этой камеры, то я бы скорее назвал 50 мм. Для нишевой камеры это ничего не изменит, зато портртеты снимать будет намного лучше. =:)

2. Стильные аксессуары

К камере выпускается много приятных вещей. Например, кожанный чехольчик:

Или переходное кольцо для крепления фильтров и бленды (всё тоже из металла):

Сама бленда:

Вспышка с поворотной головой:

Кстати, которая тоже оказалась странной: пока она была не надета на фотоаппарат - управлялась хорошо, можно было изменять все настройки. Как только надели на камеру, то, во-первых она своим креплнием частично перекрыла доступ к колесу настройки выдержки, а во-вторых - перестала реагировать на управляющие клавиши. Я так и не понял - баг это был или фича?..

3. Цена


Стоимость камеры весьма высока. В неё включена и наценка за "клубность и эксклюзивность", как это ни печально. Но наценка эта не такая уж и большая. В общем и целом, пожалуй, камера того стоит.

Много снимков, сделанных Fujifilm FinePix X100:


ISO 200 | f/2.0 | 1/180


ISO 200 | f/2.0 | 1/75


ISO 400 | f/2.0 | 1/55


ISO 800 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/2.0 | 1/10


ISO 3200 | f/2.0 | 1/90


ISO 3200 | f/2.0 | 1/280

Ночью:


ISO 6400 | f/2.0 | 1/17

Съёмочный процесс:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/150


ISO 1600 | f/2.8 | 1/140

Детский праздник:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/105


ISO 1600 | f/2.0 | 1/140


ISO 3200 | f/2.0 | 1/150


ISO 3200 | f/2.0 | 1/100


ISO 400 | f/2.0 | 1/850


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 400 | f/2.0 | 1/1000


ISO 400 | f/4.0 | 1/160


ISO 400 | f/4.0 | 1/105


ISO 400 | f/4.0 | 1/400


ISO 1600 | f/2.0 | 1/1000


ISO 1600 | f/2.0 | 1/2000


ISO 3200 | f/2.0 | 1/4000

Смешанное освещение, контровой свет и высокое ISO:


ISO 1600 | f/2.0 | 1/170


ISO 3200 | f/2.0 | 1/750


ISO 3200 | f/2.0 | 1/250


ISO 3200 | f/2.0 | 1/250

Ночная съёмка с рук:


ISO 6400 | f/2.0 | 1/240


ISO 6400 | f/2.0 | 1/250


ISO 6400 | f/2.0 | 1/180

Съёмочный процесс:


ISO 400 | f/2.0 | 1/50


ISO 400 | f/2.0 | 1/40


ISO 400 | f/2.0 | 1/60


ISO 400 | f/2.0 | 1/40


ISO 400 | f/2.0 | 1/105


ISO 400 | f/2.0 | 1/280


ISO 400 | f/2.0 | 1/70


ISO 400 | f/2.0 | 1/55

А тут можно скачать архив (182 Mb) с несколькими raw-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения.

Что не понравилось

Могли бы позаимствовать у олимпуса переключения точки фокусировки одной кнопкой.И режим макро сделать не 80 см а с 20 см а в остальном только отлично

Что понравилось

Камера превзошла все ожидания.Два года ждали этот шедевр. Всё что нужно для профессионала вней есть.Незаметная сьёмка, высокое iso ,потрясная цветопередача....

Что не понравилось

Держать в руках не очень удобно, одной рукой точно не удержишь, т.к. ровный корпус, нет выступа для руки.
Из сумки быстро не вытащишь.
Тяжелее, чем я думала до покупки.
Нет ремня на руку - только на шею или на плечо.
Автофокус мажет почти постоянно, особенно на макро. Упорно фокусируется на более контрастном объекте, например, снимаешь яблоки на ветке - в фокусе будут не яблоки, а листья выше. Вообще часто выше берёт.
Очень не хватает зума - в кадр попадает много лишнего, а малую ГРИП я не люблю.
Из-за внешней красоты - дорог, примерно треть, если не половину, суммы вы платите за дизайн.
Хоть и светосильный, любит хорошее освещение. Особенно видно на макро. Пейзажи получаются и ночью, шумов почти нет, но обязателен штатив.
Нет стабилизатора - с рук часто шевелёнка, бывают тёмные снимки, хотя не исключаю собственной криворукости (с непривычки) - опыт цифровиков с 2003 г., снимаю много и часто, но всегда были мыльницы.
Зарядное устройство рассчитано на несколько моделей Fuji - для этого фотоаппарата в нём есть пластиковая скоба, удерживающая батарею на месте. Эта скоба легко отваливается - она не закреплена, просто вставляется в ЗУ. В этом есть определённое неудобство: однажды она у меня отвалилась в рюкзаке (а я и не замечала её до этого) - долго не могла понять, почему батарея не достаёт до контактов. Кончилось посещением сервиса, где и объяснили. Кстати, из адресов сервисов, указанных в гарантийном талоне (для Москвы), актуален только один - Ленинградский пр-т, 80, ТЦ Онлайн-трейд.

Что понравилось

Он несомненно красив, ценители будут пищать от удовольствия, лишь взяв его в руки. Так называемый "олдскульный дизайн" - ко мне дважды обращались незнакомые люди, думавшие, что это старый плёночный фот. Снимки яркие, сочные, но только при хорошем освещении. Цвета правильные. Матрица как у зеркалок, снимает в raw. Заряжается быстро. Хорош для съёмки пейзажей, что неудивительно - он же широкоугольник (23 мм). Видео есть, но ни разу не пробовала.

Что не понравилось

Что понравилось

Традиционные настройки Качество снимков в условиях плохой освещенности

Что не понравилось

Медленная. Нет, лучше так - ОЧЕНЬ МЕДЛЕННАЯ.
Медленно включается - секунды 3-4 не меньше, медленно записывает отснятый материал - можно перекурить между двумя кадрами.

Что понравилось

Неплохое качество картинки, размер.

Что не понравилось

Авторежим (ошибки с фокусом, экспозицией, как многие уже писали), аккумулятор, но, может быть это и пижонство - но вот еще бы одно колесико ISO, такое же как с выдержкой - был бы идеальный фотик (да он и есть среди беззеркалок с фиксом), цена кусается, но для того, кто хочет качество и ненавидит зеркалки - супер выбор!

Что понравилось

Качество сьемки, дизайн, вес. Камеру просто не хочется выпускать из рук!

Что не понравилось

Отвратительный автофокус, дешевая плоская цифровая картинка, как на дешевых мыльницах. Сравниваю с Марком 2-небо и земля.

Что понравилось

Дизайн, металлический корпус, компактность

Что не понравилось

Что понравилось

Сумасшедший ДД, потрясающе реалистичные цвета (снимает именно то, что видит глаз и именно так, как он это видит), видоискатель - из области фантастических фильмов! Замечательная оптика, резкие кадры, автофокус точный и быстрый, даже в полной темноте (начиная с прошивки 1.3), в общем, в художественности снимков я не встречал равных этой камере, от тактильных ощущений повышается слюноотделение. Если у вас есть деньги - у вас есть шанс купить себе лучшего друга. Спасибо Владимиру Онопко за помощь в приобретении инструмента по созданию шедевров!

Что не понравилось

Всё ещё крутая цена, и я бы хотел иметь сменные объективы как на FUJIFILM X-Pro1 только в этом более компактном со встроенной вспышкой корпусе

Что понравилось

Компактность, простота управления, правильный баланс белого даже при смешанном освещении, отсутствие каких либо шумов, резкость, просветленность объектива, дизайн.Есть встроенная вспышка, хотя фотик тянет всё без неё, она нужна для других случаев, для продвинутых пользователей. http://fotki.yandex.ru/users/sariv1/view/612021/?page=0

Что не понравилось

Недостатков пока нет, есть мелкие придирки.
Кнопка ОК мелковата, но уже почти привык.
Хотя ремень на футляре кожаный (сделан в Таиланде), маленькие защитные накладки на металлические колечки, которые крепятся к самой камере, сделаны из кож.заменителя. Такая мол, грошовая экономия в деталях. Правда, к надежности камеры отношения не имеют. К тому же, их легко вырезать самому из кожи.
Защелка на батарейном отсеке пластиковая,конечно же, и хлипковата, хотя в целом крышка сделана прочно и надежно. При аккуратном обращении должна прослужить долго.

Что понравилось

Хорошие фото в любых условиях. Не хочется выпускать из рук. Мгновенная реакция на спусковую кнопку, даже со вспышкой. Отличный суперяркий видоискатель. В кожаном футляре хорошо защищен от внешних условий и в то же время из-за достаточно широкого кожаного ремня вес не ощущается вовсе. На прогулке можно позабыть о том, что он висит на шее или на плече. С внутренней стороны ремень из шершавого полимера, не скользит совершенно. ЖК дислей яркий и контрастный. Внешне качество изготовления в целом и в деталях - вне конкуренции, отличное.

Что не понравилось

Нет стабилизатора (например у SONY с конца 2010 есть шикарный (!)оптический)
- отсутствие зума означает, что придется привыкать:)
- тяжелее и чуть больше, чем кажется после просмотра фотографий в интернете
- аксессуаров не найти совсем, даже фирменной сумочки
- встроенной памяти нет и карта в комплекте не идет

Что понравилось

Внешний вид и качество сборки выше всяких похвал- имитация съемки на пленочный фотоаппарат. 8 режимов, из которых 6 черно-белых, просто находка для поклонников черно-белого фото (не путать с сепией)- имитация звука пленочного фотоаппарата - 3 варианта (+беззвучный)- время с момента включения до получения кадра супер минимальное- гибридный видеоискатель помогает новичкам (таким как мне) плавно перейти со съемки глядя на дисплей, до съемки глядя непосредственно в окуляр, плюс заметно экономит заряд аккумулятора.- настраиваемая горячая клавиша для задания ей любой необходимой опции- работает при подключении к iPad (с помощью фото-переходника Apple)- настраиваемый окуляр для съемки с плохим зрением- не шумит

Что не понравилось

На мой взгляд, слабовата батарея, но это, скорее, несущественная придирка. Можно также отметить не очень спорую работу автофокуса - я поставил флэшку класса 4, а надо типа SanDisk. Других замечаний нет.

Что понравилось

Это не камера - это песня! То, что существовало в виде какой-то неясной мечты - здесь стало явью! Одни достоинства: дизайн в духе лучших камер прошлого, небольшие габариты,прочный металлический корпус, потрясающий видоискатель и. наконец, объектив, дающий изумительные по цветопередаче и резкости кадры. Можно много говорить о возможностях настроек, но в камере есть всё! (Нет только краника с пивом)

Что не понравилось

Возможно клавиша включения- выключения под кнопкой спуска- там ниже на корпусе клавиша переключения режима визирования (см выше написал об этом) и когда его используешь рально выключить камеру. Правда эти действия нормальный человек делает не часто- поэтому мало. Батарею не разглядел, думаю "телефонная"

Что понравилось

Сегодня на фотофоруме тестил. Матрица большая,по фирменной техологии Гибридный видоискатель- -можете как в дальномерном оптическом режиме,так и в режиме электронного дисплея видеть картинку в окуляре(!) такого пока не видел ни у кого. и всё это очень качественно продуманно, из области фантастики,правда реально работает. Оптика с возможностью ручного переключения диафрагмы и кольцо фокусировки.Очень удобно в руке лежит.

Что не понравилось

* Странный алгоритм автофокуса: в одних случаях он срабатывает очень быстро, в других качается между крайними положениями секунды три.
* Кнопки разбросаны по всему корпусу, при этом наощупь их найти довольно сложно.
* Слишком большое усилие на центральной кнопке джойстика при очень легких стрелках, тяжело нажать ОК не задев их.
* Дешевые кнопки производят впечатление ненадежности.

Что не понравилось

Видео качественное, но накаляет автофокусировка. Плохо фокусируется при плохом освещении. Дорогие аксессуары (решается китаем). Ручной фокус не для слабонервных. Довольно поганенькие кнопочки и кольцо невнятно срабатывающее - но это скорей придирка, у большинства других камер и такого нет.

Что понравилось

Размер, стиль, качество фоток, простота настроек в ручном режиме.