Краткое содержание сказки волк и козлята. Детская сказка "Волк и семеро козлят": история появления, сюжет, экранизации

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.

Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье « «?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно .

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы . Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать .

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро . Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

В 1939 году заслуженным деятелем искусств, лауреатом премии Сталина, известным советским композитором Марианом Викторовичем Ковалем была написана детская опера «Волки и семеро козлят». Произведение состояло из трёх действий и также включало в себя пролог. Либретто для оперы было написано Е. Манучаровой. Впервые опера была представлена летом 1941 года в ташкентском Доме пионеров. Стоит отметить, что произведение написано так, что может быть исполнено силами детей.

Будущий композитор получил музыкальное образование в Петроградском музыкально техникуме по отделению фортепиано. Является автором множества фортепианных пьес, сольных вокальных циклов, интерпретаций русских народных песен, музыки для фильмов и спектаклей, а также статей и книги под названием «С песней через годы».

Прослушать арии из оперы «Волки и семеро козлят» вы можете бесплатно на сайте клуба «Орфей». Опера начинается с пролога, в котором описывается как весело и беззаботно коротают свои дни семеро козлят. Мама-коза обеспечивает детишек всем необходимым: кормит, поит, всячески заботится о детях, устраивает им досуг, а когда наступает темнота - укладывает деток спать под ласковое убаюкивание детской колыбельной. Мамину колыбельную слышит и голодный волк, который незаметно пробрался к избушке. Волк облизывается в предвкушении любимого лакомства, но Петушок предупреждает хозяйку избушки своим громким криком. Убегает струсивший Волк, но задумывает вернуться рано утром, когда Петушок будет спать.

Первая картина первого действия рассказывает, как проснувшиеся рано утром козлята затевают хоровод в то время как Мама-коза занята стряпанием. Как только пироги готовы Коза угощает каждого ребенка кусочком и рассказывает поучительную истроию о бедном маленьком козленке, который ушел в лес и был пойман там и съеден серым Волком. Детишки огорчены, ведь по рассказу мамы от бедного козленка остались лишь рожки да ножки и Мать-коза, дабы успокоить своих малышей обещает принести им гостинцы с базара.

Оставляя детишек одних, мать говорит им ни при каких обстотельствах не открывать никому двери и никого не впускать в дом, но голодный Волк, который притаился у избушки, не дремлет.

Во второй картине стук в окно прерывает затеянную козлятами весёлую игру. Детишки помнят, о чем предупреждала их мать и с опаской интересуются, кто же к ним пожаловал. Грубый голос и серые лапы выдают Волка-обманщика, и ему не удаётся перехитрить маленьких козлят. Озлобленный Волк убегает.

Во второй картине Волк снова пытается проникнуть в жилище к козлятам, которые вновь остались одни. Козлята ведутся на тоненький голосок и белую, похожую на мамину лапу и открывают Волку дверь.

Вбежавший Волк ловит всех козлят в большой сундук, но не замечает Малышку и она успевает скрыться за печью. Довольный волк скрывается в лесной чаще вместе с сундуком с добычей. Петух с Малышкой спешат спасти несчастных собратьев.

Третье действие начинается тем, что Волк устал тащить свою добычу и выбившись из сил решает отдохнуть. Волк жаден, и хочет надуть Бабу-Ягу, не поделившись козлятами. Он подумывает спрятать сундук, но тут, откуда не возьмись, появляется Баба-Яга. Волк растерян и оправдывается, что козлят у него больше не осталось, что он съел уже всех. Но Баба-Яга не верит врунишке Волку и затевает с ним драку. Пользуясь суматохой, Петух с Малышкой открывают сундук и освобождают всех козлят.

Во второй части третьего действия Мать-коза возвращается с покупками с базара, входит в комнату и приходит в ужас от того, что перед ней предстаёт пустая комната. Она догадывается, что это дело рук серого Волка и принимается горько плакать. Но не долго горевать матери, ведь она видит за окном марширующих козлят во главе с Петушком. Мать коза радостно встречает детей и дарит всем обещанные гостинцы.

Конспект занятия по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки

«Волк и семеро козлят»

Составила: воспитатель второй средней группы «Непоседы» ДОУ МОБУ «Кудровская СОШ №1»

Гайош Александра Валерьевна

Область : Речевое развитие

Цель : Формирование навыков связного, последовательного пересказа текста русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи:

1. Образовательная:

Активизировать и обогащать словарный запас;

Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику;

Отвечать на вопросы;

Развивать интонационную выразительность речи;

Подбирать нужное по смыслу слово;

Заканчивать начатую взрослым фразу.

2. Развивающая:

Развивать интерес к художественной литературе – русским народным сказкам, желание слушать и рассказывать сказки;

Устанавливать причинно-следственные связи.

3 . Воспитывающая :

Учить детей внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;

Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Воспитать интерес к устному русскому народному творчеству;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Подготовка:

Чтение русских народных сказок, в том числе – сказки «Волк и семеро козлят»;

Рассматривание иллюстраций к сказке,

Игры – драматизации по литературным произведениям.

Оборудование и раздаточный материал:

Маски: козы, волка, козлят (для всех детей);

Фигурка козленка в корзинке;

Книга-сказка «Волк и семеро козлят»;
- картинки – иллюстрации к сказке;

Картинки: «Найди инструмент» Рис. 1;«Попробуй, найди», Рис.2;«Добрая коза и злой волк» Рис. 3. Карточки «Чьи следы», Рис. 4., счетные палочки на всех детей;

Мнемотаблица;

Песня на магнитофоне «В гостях у сказки»;

Фигурки сказочных персонажей из «театра на столе».

Методы : игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный.

Приемы: художественное слово, пояснение, поощрение, физминутка, мимическая гимнастика

Ход занятия.

Этап занятия

Воспитатель

Ответы детей

  1. Водная часть

Песня

«В гостях у Сказки»

Отрывки из русских народных сказок: «Петушок и бобовое зернышко»;

«Лиса и козел»;

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья, расставленные полукругом.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Ребята, скажите, а вы любите играть? …

А сказки вы любите слушать, а сами рассказывать?

Тогда давайте, поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я буду читать вам предложение, а последнее словечко в нем скажите вы, договорились.

Будьте внимательны!

1. - Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым...

2 . – Не послушался Иванушка и напился из козьего…..

3. - Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из …

Молодцы, ребята, знаете сказки. А теперь встаем все в круг.

Давайте ребята с вами поиграем в игру, «Какая сказка мне нравится» . Я передам мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется ко мне.

А какая мне нравится сказка, попробуйте угадать:

Жили - были семь ребят

Белых маленьких (козлят).

Мама их любила

Молочком (поила).

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый (волк),

Шкуру белую надел

Как запел тот зверь:

Отоприте, детки, (дверь),

Ваша матушка пришла,

молочка вам (принесла).

Мы ответим без подсказки -

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

Дети слушают музыку

Да

Любим

Давайте

Да

Зернышком

Копытца

Колодца

Ответы детей

Козлят

Поила

Волк

Запел

Дверь

Принесла

-«Волк и семеро козлят»

II. Основная часть

Книга «Волк и семеро козлят»;

демонстрационные карточки с изображением сюжетов из сказки

Физкультминутка

«Будем бегать и скакать»

Маска Козы для воспитателя;

Маски козлят для детей

Каждому ребенку выдается картинка:

«Найди инструмент» Рис. 1;

«Попробуй, найди», Рис.2;

«Добрая коза и злой волк»

Рис. 3.

Мимическая гимнастика

Карточки

«Чьи следы», палочки.

Рис. 4.

Мнемотаблица Рис. 5.

Молодцы, ребята, правильно угадали сказку.

К нам сегодня в гости пришел один из героев этой сказки, давайте его поищем. Кто же к нам пришел?

Дети ходят по группе, находят в корзинке фигурку героя сказки – козленка.

Ребята, а как вы думаете, почему козленок от нас в группе спрятался?

Ребята, а давайте, все вместе, вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Посмотрите, я принесла вам книжку и картинки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать, договорились?

1) Как зовут Маму козлят…?

2) Куда уходила коза?

3) Что делали козлята, когда коза уходила?

4) Как разговаривают козлята?

5) Сколько было козлят?

Молодцы, правильно.

- А сейчас, давайте с вами разомнемся. Я буду мама -Коза, а вы мои детки – козлятки (надевают маски)

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте .)
Наклонился правый бок. (
Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (
Руки вверх .)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (
Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (
Сгибаем ноги в колене .)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (
Подняли ноги вверх .)
И немного подержали.
Головою покачали (
Движения головой .)
И все дружно вместе встали. (
Встали. )

Молодцы, хорошо повеселились, а теперь давайте дальше вспоминать нашу сказку.

7) Куда пошел волк?

8) Что волку сделали в кузнеце?

Все правильно ребята, а теперь посмотрите на картинку внимательно «Найди инструмент» (рис.1).

Кто изображен на картинке?

Кто помог волку перековать горло, чтобы его голос стал тоненьким?

Ребята, посмотрите на инструменты в нижней части рисунка. Как они называются?

А каким инструментом, медведь «перековал» горло у волка?

Молодцы. Правильно

А теперь посмотрите на эту картинку («Добрая коза и злой волк»).

Какая здесь мама коза?

А какой волк?

Давайте, все вместе, изобразим их (компоненты мимики: нахмуренные брови, злые глаза, улыбка).

Молодцы, справились.

Ребята, давайте вспомним, куда пошли мама коза и волк?

Да, правильно! Ой, ребята, а наш козленок, принес вам карточки с заданием, давайте посмотрим, чьи здесь следы изображены?

Давайте сделаем такие же следы из палочек.

Молодцы, все отлично справились.

Ребята, наш козленочек спрашивает, можете ли вы рассказать ему сказку? А помочь вам смогут эти модели, только нужно расставить их в правильной последовательности. Кто начнет?

Это козленок

Ответы детей

Да

Коза

В лес

Запирали избушку

Ме-ме-ме

Семь

Давайте

Дети выполняют

движения

Толстым, грубым

В кузнецу

Перековали горло

Коза, волк, медведь

Кузнец – медведь

Топор, пила, молот

Молотом

Добрая

Злой

В лес

Козы и козлят

Давайте

Пересказ сказки по моделям

V.Итог занятия

Переход к самостоятельной детской деятельности – игры детей с атрибутами пальчикового театра, рассматривание иллюстраций в книге.

Молодцы, ребята, козленку очень понравилось, как вы рассказали его любимую сказку; правильно сложили следы из палочек и как дружно и весело показывали козу и волка.

Ребята, у козленка в корзинке, для вас еще один подарок – фигурки персонажей сказки «Волк и семеро козлят». Козленок решил подарить их вам, а сейчас вы можете с ними поиграть.

Давайте, поблагодарим нашего гостя – козленка и пожелаем ему всего хорошего.

Ура

Спасибо, до сведение.

Приходи еще в гости к нам

Русские народные сказки

Краткое содержание сказки "Волк и семеро козлят":

Волк и семеро козлят - одна из самых лучших и любимых русских народных сказок. Наверняка каждый знает сюжет этой сказки про то, как жили были семеро маленьких козлят со своей мамой, которая периодически уходила из дома, а семерым козлятам наказывала никому не открывать дверь, у мамы был специальный пароль, услышав который, козлята впускали ее. Но злой и коварный серый волк подслушал пароль, имитировал голос мамы и обманом проник в дом. Съел всех семерых козлят и был доволен. Но вернулась мама, жестко наказала волка и вернула своих семерых козлят живыми и невредимыми.

Сказка "Волк и семеро козлят" - читать:

Ж ила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
- Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:
- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
- Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. осказках.ру - oskazkax.ru Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:
- Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
- Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
- Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.