Турбины Siemens не спасут. Почему Крым и дальше будет погружаться во тьму

Давайте разберем новости о поставках турбин для крымских ТЭЦ из Ирана.
Государственная корпорация «Ростех» закупит турбины для двух строящихся крымских ТЭЦ в Иране. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на главу «Ростеха» Сергея Чемезова.
«Мы находимся на завершающей стадии переговоров с Ираном. И рассчитываем, что к концу года, если американцы и европейцы не придумают какие-либо новые санкции, мы эти турбины установим», - доложил Чемезов.
Ранее сообщалось, что «Ростех» испытывает проблемы с поставкой турбин для электростанций. Позднее стало известно, что турбины построит Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в «Ростех».

Я неоднократно писал о проблемах с оснащением электростанций в Крыму турбинами из Германии.
Пытались обойти санкции и обозначить место поставки турбин в Тамани, однако после долгого противостояния в Германии все поставки такого стратегически важного оборудования были под пристальным контролем. Та же Меркель нерешительно предлагала подождать с поставкой, но теряющий контракт Сименс хотел отгрузить турбины.
Ситуацию заморозили до вступления в должность неожиданно выигравшего выборы Трампа. Надежда была как на раскол в Европе, так и на раскол по линии самоизоляции от НАТО и ЕС США. Именно расколом собирались воспользоваться наши политики и бизнес для доставки нужных как воздух турбин для санкционного Крыма.
Еще в июне 2015 года Сименс собирался поставлять турбины в обход санкций через свое СП в России. Более того, Сименс давит то, что турбины они уже изготовили, пи содействии того же Шредера и его уверения что все будет ок.
Часть оборудования и обвязки турбин до поднятого шума успели отгрузить Ростеху и доставить в Краснодар еще в 2015 году.


При этом при Минэкономики германии существует отдельный орган, следящий за продажей подсанкционного оборудования в страны и регионы находящиеся под санкциями.

Здесь речь идет о турбинах, которые созданы предприятием «Сименс технологии газовых турбин» — совместным предприятием Siemens и «Силовых машин». Крымские электростанции «совместимы только с турбинами Siemens», отметили эксперты, знакомые с техническими деталями.

Представитель Siemens также отметил, что немецкая компания имеет «контрактные условия с «Технопромэкспортом», который несколько раз подтвердил в ответ на наш запрос, что условие о конечном пункте поставки в контракте будет полностью соблюдаться».

Однако опасность попадания в санкционный список для Сименса уже при Трампе стал последним аргументом, Трамп не стал перезагружать отношения ни с союзниками, ни с противниками, что и выяснилось буквально на днях, после встреч в Мюнхене, где Лавров и глава американской делегации даже не провели встречи.
Таким образом мы наблюдаем или схему продажи Сименсом турбин в Иран, который сейчас вывели из-под санкций, или же это просто фейк.
Как я писал выше, турбины надо просто ДОПОСТАВИТЬ. и сделают это очевидно через ряд прокладок, и отгрузят их в Иран, откуда их и перевезут в Крым. Ведь тогда будет полный комплект для оснащения турбинных залов ТЭЦ.
Остается проблема обслуживания, но это ничто по сравнению с этой успешной пока операцией по электрификации Крыма. И это конечно унизительный пинок и евробюрократам и США.
Надо напомнить, что на протяжении 2015-2016 года чиновники уверенно говорили про то, что Сименс поставит турбины, и уже строятся корпуса для новых ТЭЦ. Люди знали что говорили.

Чем все это закончится сейчас? Иран не обладает технологиями производста столь сложного оборудования, Россия с куда большими возможностями и отсуствием санкций на протяжении 30 лет не может их производить, и ждать что из Исфахана к нам приедут турбины на мой взгляд странно. Так что ребята из СВР молодцы. Раньше нейлон так закупали для ракет, а теперь и так необходимые турбины привезут.
Business As Usual

В Саках заканчивается строительство ТЭЦ мощностью в 120 МВт, которая полностью обеспечит регион светом, а сам город - теплом.

Станция полностью сделана из отечественных материалов и оборудования. Кроме того, впервые в силовой установке использованы переделанные авиационные турбины с самолета Ту-204. На таком лайнере летает президент России Владимир Путин.

Авиация - энергетике

Сакская ТЭЦ будет полностью запущена в ноябре текущего года, а аттестована - уже к 1 июня. Об этом журналистам рассказал заместитель генерального директора АО «КрымТэц» Феликс Копышевский. На данный момент на агрегатах идут пусконаладочные работы.

«На сегодняшний день ведутся наладочные работы на ОРУ (открытое распределительное устройство - ред.), ведутся наладочные работы на газотурбинных агрегатах, прокачка масляных систем и блоков дожимных компрессорных станций. Готовим станцию к подключению газа. С 15 по 20 апреля мы уже начнем запускать турбины. Через 24 дня после пусконаладочных работ мы выйдем в сеть. Вся станция будет аттестована к 1 июня», - сообщил Феликс Копышевский.

Отдельное внимание он уделил турбинам ГТА-25, которые впервые используются при строительстве ТЭЦ.

«Это отличные турбины ГТА-25 на 22,5 МВт, очень надежные. Произведены они в России - в Перми. Такие турбины работают на газовых и нефтяных месторождениях. Кроме того, такие же турбины, но чуть по-другому оборудованные, используются на самолетах Ту-204. На таком летает наш президент Владимир Путин. На второй очереди будут установлены две другие турбины по 16 МВт каждая. Все оборудование, которое используется на нашей станции, отечественного производства», - рассказал замгенерального директора «КрымТэц».

Импортозамещенная ТЭЦ

При строительстве использовались также только отечественные материалы, которые доставлялись в Крым со всей России.

«Оборудование поступает со всей России. Все, что связано с “силовым островом” поставляет предприятие “Ростеха”, систему выхлопа и котлы-утилизаторы делает предприятие из Таганрога, градирни - Московская область, а “Калужский турбинный завод” поставляет турбины», - уточнил Копышевский.

Кроме того, по его заверению, станция «абсолютно экологически чистая».

«У нас трубы 75 метров высотой - все согласно экологическим нормам. Эта станция абсолютно экологически чистая и никакого вреда окружающей среде она наносить не будет. Проектировщик принял такое решение, поскольку Саки - курортный город»

Феликс Копышевский

В дальнейшем планируется, что по такой же схеме будут модернизированы и другие станции. Например, Камыш-Бурунская в Керчи.

«Станция сама по себе уникальна. Установлены отличные двигатели и впервые они используются на электростанции. Мы рассматриваем вопрос о строительстве таких станций в дальнейшем, поскольку необходимо развивать Камыш-Бурунскуюстанцию и другие. Нам нужно 2,5 ГВт генерации в Крыму. Поэтому в Керчи необходима станция с такой же генерацией - не меньше 120 МВт. У нас достаточно сил и средств, чтобы начать эту работу», - рассказал Феликс Копышевский.

«КрымТЭЦ» в 2017 году выиграла конкурс на право строительства 120 МВт в Крыму на базе существующей Сакской ТЭЦ. Цена мощности по итогам конкурса составила 2,115 миллиона рублей за 1 МВт. По постановлению правительства РФ, дата поставки мощности новой генерации - с 1 декабря 2017 года. Допускается отсрочка до 1 июня 2018 года в отношении всего объема, и до 1 ноября 2018 года - в отношении 25% от мощности.

Полная стоимость проекта составит 14 миллиардов рублей, это кредитные ресурсы. Потребление газа строящейся станции в номинальном режиме составит порядка 26 тысяч кубометров в час. На втором этапе строительства будет дополнительно смонтировано оборудование для использования выхлопных газов станции на производство электроэнергии с помощью паровой турбины. Потребление газа при этом не увеличится, отметили в компании.


В ходе испытаний на Таврической (Симферопольской) ТЭС осуществлен первый розжиг газовой турбины энергоблока № 1 с выходом на холостой ход - 3000 оборотов/мин. При испытаниях были отработаны системы управления и регулирования в переходных режимах. Подтверждено соответствие вибрационного состояния турбины заданным техническим требованиям.

Положительный результат операций продемонстрировал готовность турбины, ее программного обеспечения, всех вспомогательных систем к корректной работе и дальнейшим операциям по испытаниям и выходу в сеть. Подрядчиком строительства и шеф-монтажа оборудования является ООО «ВО «Технопромэкспорт», дочерняя структура Госкорпорации Ростех. Доля российского оборудования в проекте составляет 90%.

«Первый розжиг газовой турбины - важный этап пусконаладочных работ. Турбина отработала без сбоев, что подтвердило высокий уровень технической готовности к вводу энергоблока в эксплуатацию. Эффективное отечественное генерирующее оборудование, высокие экологические стандарты с учетом уникальной природы Крыма, безопасность и надежность энергоблоков делают реализацию проектов строительства Таврической и Балаклавской ТЭС уникальным этапом развития страны и региона», - отметил генеральный директор Госкорпорации Ростех.

Мощность первого энергоблока на Таврической (Симферопольской) ТЭС, который будет запущен в мае, составит 235 МВт. Это один из двух энергоблоков первой очереди, возводимых в Крыму - монтаж еще одного завершается сейчас на Балаклавской (Севастопольской) ТЭС. Параллельно на обеих электростанциях ведутся работы по монтажу энергоблоков второй очереди суммарной мощностью 470 МВт. Таким образом, общая мощность новой генерации в Крыму с учетом Сакской ТЭЦ превысит 1 ГВт.

Благодаря парогазовым энергоблокам на Таврической и Балаклавской ТЭС не только повысится надежность энергоснабжения объектов жилой и промышленной инфраструктуры полуострова, но будет решена проблема энергетического дефицита в Крыму на годы вперед с учетом перспективного развития региона. Первую очередь строительства электростанций - два блока мощностью по 235 МВт каждый - планируют пустить в мае 2018 года. В рамках второй очереди такие же мощности будут введены летом этого года.

Основным видом топлива для энергоблоков станет природный газ. В качестве резервного рассматриваются жидкие виды топлива. Контракты на поставку газа для двух электростанций уже заключены с ГУП «Черноморнефтегаз».

При строительстве Таврической и Балаклавской ТЭС были учтены все экологические, сейсмические и санитарные нормы. Санитарная зона вокруг ТЭС составила 300 метров. При строительстве использовались материалы повышенной прочности, а также новейшие российские технологии сейсмоустойчивости.

Особое внимание было уделено соблюдению строгих экологических норм. Парогазовая технология, используемая на новых энергоблоках, является мировым стандартом экологичной энергетики. Станции будут работать на природном газе - самом экологически чистом топливе. Выбросы оксидов азота на подобном оборудовании ниже существующих нормативов. Качество воды, сбрасываемой в Азово-Черноморский бассейн, прошло необходимую экспертизу. При строительстве ТЭС была использована современная технология сухих вентиляторных градирен, позволившая в четыре раза сократить потребление воды на ТЭС по сравнению с технологией башенных градирен.

Напомним, что в Крыму в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года» ведется строительство двух новых ТЭС (тепловых электростанций) в Севастополе и в Симферополе, мощностью по 470 МВт каждая. Изначально ввод в эксплуатацию первых энергетических блоков ТЭС был запланирован на сентябрь 2017 года, вторых блоков на 2018 год. КПД новых электростанций будет достигать 52%, что значительно выше, чем на Сакской или Камыш-Бурунской электростанциях, КПД на которых не превышает 35%.

Новые электростанции в Крыму должны обеспечить дополнительную энергобезопасность Крыма после украинских террористических актов , когда были взорваны ЛЭП на юге Херсонской области в ноябре 2015 года (в тот момент в Крыму остались без электроэнергии больницы, роддома, детские сады, школы, жилые массивы и предприятия полуострова, на которых работают сотни тысяч крымчан). И хотя оперативно , подающий электроэнергию с Кубани в Крым, дополнительные мощности нужны Крыму как воздух!

По состоянию на лето 2017 года строительство новых крымских тепловых электростанций идет по плану. Уже сейчас выполнено более половины строительства: подведены новые ЛЭП, построены газопроводы, практически решен вопрос с водоснабжением электростанций.


Готовы главные корпуса ТЭС - дело остается за установкой газовых турбин.


В интересах строительства электростанций в каждые сутки с материка через Керченскую переправу приходит более 30 грузовиков со стройматериалами и оборудованием для новых крымских ТЭС. Несколько десятков предприятий по всей России работают для того, чтобы эта стройка завершилась в срок!


Большинство строительных материалов и оборудования – отечественные, всё строго отвечает ГОСТам и современным требованиям к объектам подобного уровня важности! Оборудование, котлы, насосы, градирни Геллера (для экономии потребления воды) - поставляются из Воронежа, Москвы, Белгорода, Подольска, Красноярска и других городов страны.


Самой главной угрозой не успеть ввести новые ТЭС в строй к первоначально установленному сроку были вопросы поставки газовых турбин. Немецкая компания Siemens, поставляющая газовые турбины для подобных тепловых электростанций не стала рисковать, опасаясь попасть под санкции. Siemens просто отказалась поставлять уже оплаченные и изготовленные турбины даже для строительства ТЭС в Краснодарском крае, подозревая, что оборудование будет использовано в Крыму.


После отказа Siemens поставить турбины, альтернативное решение вопроса с поставками турбин для крымских новых ТЭС было найдено путем договоренности корпорации «Ростех » с иранской компанией Mapna , которая производит немецкие газовые турбины по лицензии Siemens. Таким образом на новые электростанции в Крыму могли бы быть установлены газовые турбины, произведенные в Иране по чертежам немецкой Сименс.

Иранский холдинг Mapna производит по лицензии несколько видов газовых турбин Siemens (в том числе и разных модификаций). Опыта иранцам не занимать, по некоторым данным c 2011 года они произвели уже несколько турбин Siemens V94.2 (SGT5-2000E) мощностью 160 МВт. Но в последний момент иранская сторона отказалась от поставок оборудования, видимо, опасаясь потерять лицензию Сименса.

По информации от крымских журналистов и заявлениям представителей государственной корпорации «Ростех», последняя серьезно намерена достроить ТЭС в Крыму в 2017 году, так как газовые турбины уже доставлены на полуостров морским путем и ожидают монтажа на новых электростанциях.

По некоторым данным в Крым уже поставлены две газовые турбины SGT5-2000E, произведенные ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ) – совместным предприятием «Сименс АГ» (65%) и ОАО «Силовые машины» (35%), которое было основано в Санкт-Петербурге в 2011 году. Локализация производства данных турбин предприятием «СТГТ» составляет более 50%, данная промышленная газовая турбина является основным продуктов, выпускаемым совместным российско-немецким предприятием в Ленинградской области. Газовые турбины SGT5-2000E уже несколько лет успешно эксплуатируется в разных регионах России, послужат теперь и в Крыму!

Минэнерго вряд ли найдет в России поставщика газовых турбин большой мощности для ТЭЦ Крыма.

Под эти требования подходит только турбина Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) ГТД-110, но она не будет доработана к моменту строительства этих станций. А нынешние владельцы ГТД-110 сходятся в том, что модель действительно нуждается в серьезной модернизации.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») не успеет доработать газовую турбину ГТД-110 к моменту планового окончания строительства генерации в Крыму, где планируется использование турбин большой мощности.

Как вчера сообщил заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, сейчас ОДК совместно с «Интер РАО» и «Роснано» занимается модернизацией ГТД-110. Планируется увеличить мощность турбины со 110 до 120 МВт и повысить ее КПД на 2-3%. По плану-графику, говорит господин Михайлов, опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М должен быть создан во второй половине 2017 года, говорит он, потом он будет испытан на спецстенде и установлен на Ивановских ПГУ «Интер РАО».

Топ-менеджер отметил, что поскольку завершение строительства ТЭЦ большой мощности в Крыму должно состояться в 2017 году, то использовать ГТД-110М здесь «не представляется возможным». «ОДК готова предложить для решения оперативных вопросов энергообеспечения потребителей Крыма газотурбинные электростанции с блоками по 25 МВт»,— добавил он.

В энергодефицитном Крыму, на 80% зависящем от поставок с Украины и столкнувшемся с перебоями в энергоснабжении из-за топливного кризиса в этой стране, планировалось построить две крупные газовые ТЭЦ общей мощностью 770 МВт. Но введение Евросоюзом и США запрета на поставки энергооборудования в Крым фактически свело на нет возможность строительства крупноблочных ТЭЦ, турбины для которых в основном импортные.

«Россети» предложили альтернативный план с турбинами малой мощности (25-50 МВт), его поддержали и власти Крыма, но Минэнерго России было против (см. «Ъ» от 25 ноября). Вчера в Минэнерго комментариев не дали, пообещав обновить позицию после совещания на следующей неделе.

ГТД-110 — единственная российская газовая турбина большой мощности, но надежность ее работы до сих пор под вопросом. «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), у которого эта турбина установлена на Рязанской ГРЭС, из-за нестабильной работы уже не первый год хочет заменить ее на зарубежную, но пока это не удалось. В ГЭХ говорят, что «оборудование нуждается в существенной доработке». На Ивановских ПГУ «Интер РАО» эксплуатируются четыре такие турбины, сейчас из них работает одна. В «Интер РАО» сообщили, что ГТД-110 — «инновационное оборудование, нуждающееся в усовершенствовании».

Как говорит глава отдела электротехнической промышленности и энергомашиностроения департамента металлургии, станкостроения и тяжмаша Минпромторга Олег Токарев, взаимоотношения машиностроителей и энергетиков в РФ разрушены в 1990-е годы.

«Отечественное машиностроение не могло обеспечить ни по количеству, ни по качеству спрос со стороны отрасли, и она обратилась к зарубежным производителям,— говорит он.— Последовало снижение заказов, невозможно было создавать новое оборудование, тиражировать его, наложился и недостаточный уровень господдержки. В результате в 2013 году объем заказов российским предприятиям сократился по сравнению с 1975 годом в 15 раз, по турбинам всех видов — втрое».

Но после санкций спрос на российское оборудование возник вновь. По данным «Ъ», власти Крыма активно ищут поставщиков оборудования среди российских производителей. В Минэнерго Крыма комментариев вчера не дали. По информации «Ъ», для этой цели изучали возможности компаний «Протон — Пермские моторы» (контролируется ГКНПЦ имени Хруничева) и СП «Интер РАО» и GE в Рыбинске, которое отгрузит первую турбину на 79 МВт «Роснефти» уже в 2015 году (в «Интер РАО» этот вопрос не комментируют).

Поставщики паровых турбин также изучают возможность участия в укомплектовании крымских станций. Так, в ЗАО «РОТЕК» «Ъ» сообщили, что в проектах развития энергосистемы Крыма могут использоваться турбоагрегаты Уральского турбинного завода, прежде всего паровые турбины.