Влияние чтения на мозг. Как глубокое чтение влияет на наш мозг

Читать – значит узнавать больше о мире, чем мы могли бы познать лично, соприкасаться с жизнями других людей, получать знания и систематизировать информацию... По крайней мере, чтение может этому служить. Многочисленные недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что оно улучшает эмоциональный и когнитивный интеллект, изменяя и активируя области мозга, ответственные за эти способности.

Важно ли чтение для выживания вида? Видимо, нет. «Люди читают и пишут всего около 5000 лет – слишком недолго для серьёзных эволюционных изменений », – пишет Грег Миллер в журнале «Наука». Мы неплохо справлялись на протяжении десятков тысяч лет до появления письменности. Но согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже взрослые, которые учатся читать в зрелые годы, могут испытать эти эффекты, увеличив «функциональную связь со зрительной корой », некоторые исследователи обнаружили, что возможно есть «мозговой способ фильтрации и тонкой настройки потока визуальной информации, взывающей к нашему вниманию» в современном мире.

Это улучшение связи между областями мозга может сыграть важную роль при нарушениях в развитии. Например, одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что «100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество... находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня». Директор Национального института психического здоровья Томас Инсел воодушевлён полученными результатами и говорит, что этот «захватывающий подход опробуют в лечении психических расстройств, всё чаще появляющихся из-за проблем в определённых цепях мозга ».

Чтение может не только улучшить когнитивные способности, но и привести к усовершенствованию так называемой «модели психики человека» или «теории разума» (theory of mind). Этот термин используют учёные когнитивисты для описания того, как «мы определяем психические состояния других людей и как используем эти состояния, чтобы объяснить и предсказать их действия», как гласит Энциклопедия философии в Интернете . (В Википедии: theory of mind – модель психики человека , или понимание чужого сознания, или теория намерений, теория сознания, теория разума; в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума». Означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, – что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение).

Улучшенная «модель психики человека» (или «теория разума») может привести к большему уровню эмпатии и, возможно, даже к расширению исполнительных функций , что позволяет лучше «удерживать в голове одновременно несколько перспектив (точек зрения) и переключаться между ними », – пишет психолог Бриттани Томпсон.

Исследования показывают, что улучшения «модели психики человека» происходят главным образом с чтением рассказов. Раймонд А. Мар из Йоркского университета в Торонто опубликовал мета-анализ , в котором рассмотрел многие исследования, демонстрирующие влияние понимания рассказа на «модель психики человека». Его вывод таков: чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих нас людей. Также имеют значение разновидности прочитанных нами рассказов . Психологи Дэвид Комер Кидд и Эммануэле Кастано из Новой школы социальных исследований провели анализ и проверили , как влияют различия в качестве текстов на эмпатическую реакцию, случайным образом раздав 1000 участникам отрывки из популярных бестселлеров и из беллетристики.

Чтобы определить разницу между ними, исследователи сослались на работу «Удовольствие от текста» критика Ролана Барта , оперировавшего понятиями текст-удовольствие и текст-наслаждение. Барт противопоставлял традиционную, классическую и авангардную, модернистскую литературу, часто выражая эту оппозицию читательская – писательская. Как объясняет Кидд:

Некоторые пишут то, что мы называем "писательской" беллетристикой, где вы сами заполняете пробелы и соучаствуете, а другие создают "читательскую", где вас развлекают. Мы склонны наблюдать больше "читательской" в таких жанрах беллетристики, как приключения, романы и триллеры, где писатель диктует свой опыт в качестве читателя. "Писательская" [литературная] переносит вас в новую среду, где вам приходится искать свой собственный путь.

Исследователи использовали два теста «модели психики человека» для измерения степени эмпатии и обнаружили, что «показатели были стабильно выше у тех, кто читал "писательскую" беллетристику, чем у тех, кто предпочитал популярную беллетристику или нон-фикшн », – отмечает Лиз Бери в The Guardian. Другие исследования показали, что описательный язык стимулирует области мозга, традиционно не связанные с чтением. «Например, такие слова, как "лаванда", "корица" и "мыло" вызывают реакцию не только в языковых областях мозга, но и в отделах, связанных с запахами », – пишет Энни Мёрфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, опубликованное в научном журнале «NeuroImage».

Другими словами, чтение может эффективно имитировать реальность в мозге и производить аутентичные эмоциональные реакции: «Похоже, мозг не делает большого различия между чтением о событии и его проживании в реальной жизни ». Это если событие описано сенсорным языком. Эмоциональный мозг, похоже, так же не делает огромного различия между чтением написанного текста и слушанием как его читает или пересказывает кто-то другой. Когда участники совместного немецко-норвежского эксперимента слушали, как декламируют стихи, у них появлялись физические ощущения и «примерно у 40 процентов были видимые мурашки ».

Но различные типы текстов вызывают различные типы реакций. К примеру, читая или слушая роман, мы можем не только испытывать ощущения, но «во время чтения проживать несколько жизней », как писал Уильям Стайрон. Авторы исследования , проведённого в 2013 году Университетом Эмори и опубликованного в журнале «Brain Connectivity», заключают, что чтение романов может перенастроить области мозга, вызывая «переходные изменения в функциональной связности ». Эти биологические изменения продолжались до пяти дней после того, как участники исследования прочитали роман Роберта Харриса «Помпеи» (2003). Повышенная связность в некоторых регионах «соответствовала регионам, ранее связанным с восприятием перспектив и осмыслением истории ».

«Ну и что? », – скептически реагирует Иэн Стедман в New Statesman. Чтение может создавать изменения в мозге, но точно так же эти изменения могут происходить под воздействием другого опыта, способствующего нейропластичности . По мнению Стедмана в большинстве отчётов неврологии о чтении излишне преувеличивают результаты исследований, чтобы поддержать «распространённый и ошибочный миф о "перенастройке" мозга ».

Критика Стедмана, направленная на исследование, описанное в «Brain Connectivity», имеет свои аргументы. Малый размер выборки, отсутствие контрольной группы и игнорирование вопросов о различных видах текстов делают и без того предварительные выводы ещё менее впечатляющими. Однако более предметные исследования, взятые вместе , показывают, что «перенастройка», которая происходит, когда мы читаем, – хотя, возможно, временная и нуждающаяся в частом повторе, – действительно способствует развитию когнитивных и социальных функций. А выбор того, что именно читать или даже слушать, действительно имеет значение .

Превью: актриса Мишель Уильямс.

Чтение в современном мире

Исследовательская (творческая) работа на Челябинский

молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"

Горбатов Глеб Дмитриевич ,

г.Челябинск, лицей № 35, класс 3-1

Руководитель:

Ишукова Юлия Анатольевна, учитель начальных классов, лицей № 35

Челябинск - 2016

План работы:

1. Введение

2. Цель работы

4. Методы исследования

5. Положительные стороны чтения

6. Влияние чтения на головной мозг человека

7. Исследовательская часть

Введение:

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20-30 лет назад. И все потому, что, во-первых, многие из читающих людей перешли на электронные книги, а, во-вторых, появилось множество других развлечений, в первую очередь, конечно же, интернет. Большинство современных людей, особенно молодежи, лучше проведут вечер, уставившись в монитор своего компьютера, чем откроют книгу. Если Вы ищете какую-либо интересующую Вас информацию в сети, вы в большинстве случаев ее найдете, но там она представлена в максимально сжатом виде, в виде цитат, тезисов, кратких изложений и субъективных мнений разных людей. Поэтому, если черпаете информацию только из интернета, Вы рискуете получить ее не только не в полном объеме, но и в редакции человека, который возможно посчитал, что часть информации не особо полезна. Помимо вышесказанного, книги обладают множеством других важных качеств.

Сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

Цель работы: Определить важность и значимость чтения в жизни современного человека

Задачи:

1) Заинтересовать чтением как можно больше детей

2) Определить положительные стороны чтения

Методы исследования: проведение эксперимента, анкетирование, изучение учебных журналов, получение информации у специалистов, использование компьютера для получения дополнительной информации. Ценность полученных результатов заключается в том, что учащиеся начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они лучше будут учиться.

Положительные стороны чтения

1. Книга - источник знаний. Это самая главная причина, по которой рекомендуется регулярно читать. Ни один другой источник информации не даст нам такой объем качественных знаний. Книга помогает нам перенять опыт других людей и задействовать его в решении жизненных трудностей и проблем.

2. Чтение - это упражнение для ума, способствующее развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти.

3. Книги развивают в нас фантазию, творческий подход и способность к визуализации.

4. Книги обогащают наш словарный запас, повышают грамотность и качество нашей устной и письменной речи.

5. Чтение успокаивает, помогает снять стресс. Это достигается тем, что человек отвлекается от негативных мыслей, но для этого нужно, чтобы книга была интересной и увлекательной. В связи с этим, многим людям книга помогает уснуть.

6. Почему всегда слышишь: «Книга намного интереснее, чем фильм»? Да потому, что читая книгу, мы сами выступаем режиссерами, а наше воображение рисует красочные сцены, которые, по нашему мнению, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы видим в кино.

7. Чтение книг придает нам уверенности, так как читая литературу на различные темы, мы становимся более осведомленными, компетентными, получаем новые знания, которые используем в повседневной жизни, знаем ответы на те вопросы, которые раньше казались нам непонятными.

8. Чтение книг способствуют развитию коммуникативных навыков, начитанные люди могут с легкостью найти тему для разговора.

9. Чтение вслух улучшает дикцию, что способствует улучшению развитию навыка публичных выступлений.

10. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей и мотивации.

Влияние чтения на головной мозг человека

Исследование ученых доказало, что чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин "Парк Мэнсфилд", текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора. Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина - что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. "Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий", - говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда "Общественное мнение" взрослых людей - 81 процент - с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что "сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит". При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Мы" Замятина, "Котлован" Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения худ. и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Исследовательская часть.

Мы решили узнать, а как обстоят дела с чтением и успеваемостью у детей, посещающих секцию «Водное поло» 2005-2007 г.р.?

Провели анкетирование среди учащихся 10-12 лет. В анкетировании приняли участие 12 человек. Результаты показали, что из 12 опрошенных 6 человек любят читать, 4человека не хотят, 2человека нет времени. Время для чтения в день 2 человека уделяют от 1,5 ч. до 3 ч., 4 человека – от 30 до 60 мин, 2 человека-от 15 до 30мин. На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемость школьника?» 8 ребят ответили положительно, 2 – отрицательно, 2- не знают. (Диаграмма в приложении)

Из анкетирования мы выяснили, что ребята, которые ежедневно читают, не менее 30 мин в день, успевают лучше, чем их менее трудолюбивые сверстники.

Многие психологи и педагоги выяснили, что хорошее чтение повышает умственные способности школьников, способность анализировать, сравнивать, повышает их самооценку. Хотим вас познакомить с высказываниями великих людей:

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель.

«Школа - это, прежде всего, книга,» - пишет В.А. Сухомлинский.

А вот что писал К.Г.Паустовский: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

Ещё несколько причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:

· Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

· Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

· Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

· Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

· Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

Много пословиц и поговорок о книге и чтении в устном народном творчестве. Вот некоторые их них:

· Кто много читает, тот много знает.

· Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

· Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

· Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Заключение

Итак, результаты проведённой нами исследовательской работы привели нас к выводу, что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее. Именно чтение книг влияет на успеваемость школьников. Прав великий русский писатель А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучше учение

Приложение:

1. Интерес к чтению у детей 10-12 лет. (12 чел.)

2. Время, выделяемое на чтение в день

3. Влияние на успеваемость

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

Инструкция

В мире современных технологий дети с самых ранних лет начинают приобщаться к компьютеру, проводя много времени за играми и мультфильмами. Между тем, детство немыслимо без книг - добрых , веселых , забавных потешек и прибауток. Важно, чтобы ребенок имел тактильный контакт с книгой - смотрел , листал страницы. Это развивает мышление и мелкую моторику.

Общение с книгой продолжается . Старательные учителя словесности всеми силами стараются привить ученикам любовь к книге. Книга не только кладезь знаний. Книги содержат массу полезной информации о них самих, в частности, о взаимоотношениях со сверстниками и проблемах подросткового возраста.

Хорошо, когда окончив школу, а потом вуз, человек продолжает свой жизненный путь, не забывая . Хорошей книгой можно скрасить скучный вечер, развеять грусть, успокоить нервы. Книга совершенствует человека, развивает мышление и речь, дает фантазии. Чтение способствует развитию зрительной памяти, а также повышает уровень эрудированности. С начитанным человеком приятно и интересно разговаривать. К нему полезно обратиться за советом, ведь он много читает, а , много знает.

Если перед вами стоит выбор, вечер - за просмотром телевизора или за чтением книги, не задумываясь, выбирайте книгу. Пользы от нее значительно больше. А если у вас есть любимые фильмы, можно почитать книги, по которым они были сняты. Часто чтение кажется более захватывающим, поэтому книга может показаться интереснее фильма - деталей намного больше, сюжет раскрыт полнее, а спецэффекты в воображении не имеют границ. Часто говорят, что фильм и наполовину не передает подлинного содержания книги. Поэтому чтение является и , и приятным времяпрепровождением.

Некоторые считают, что телевизор – прекрасное времяпровождение, другие же считают, что это абсолютно бесполезное занятие. Впрочем, и те, и другие по-своему правы. Телевизор – это прекрасный способ скоротать время. Однако, вместо того чтобы смотреть любимый сериал, вы бы могли заняться получением более полезной информации.

Телевизор – способ получения эмоций. Все, что показывают по телевизору, вызывает у нас какие-либо эмоции, они могут быть как отрицательными, так и положительными. Например, психологи считают, что фильмы ужасов смотрят люди, которым не хватает негативных эмоций и страхов, а комедии – наоборот, люди, которым не хватает в жизни смеха. Такой контраст эмоций не дает мозгу расслабиться: смотря телевизор, физически вы отдыхаете, эмоционально работаете. Подумайте, смогли бы вы получить эмоции после работы каким-нибудь другим способом?

Телевизор - это ключ к развитию фантазии. Говорят, что когда вы смотрите телевизор, мозг утрачивает способность фантазировать. Включая телевизор, вы видите уже предложенную картинку или слышите звук. При чтении книг вы сами составляете себе в голове определенную картину. Однако, телевизор, все же, порождает определенные мысли, эмоции, которые наталкивают человека на фантазирование других ситуаций, которые могли бы быть. Поэтому говорить о том, что телевизор полностью убивает фантазию нельзя.

Таким образом, телевидение можно назвать настоящим испытанием для человечества. Телевизор, безусловно, влияет на сознание и восприятие всего мира, телевидение меняет нашу жизнь. Но без телевизора сейчас довольно сложно, телевизор не только приносит вред, но и в какой-то степени помогает нам развиваться, поэтому не стоит говорить, что телевидение приносит только один вред. Безусловно, пользы от телевизора мало, но она все же есть.

Для многих людей физические упражнения ассоциируются только со снижением веса, тренировкой силы удара и физической выносливостью. Однако они развивают в человеке гораздо больше. Учеными доказано, что спорт тренирует не только тело, но и мозг. Ежедневные занятия существенно поднимут ваш уровень жизни. Вот яркие примеры того, как физические упражнения помогают человеку развиваться.

Инструкция

Ощущение собственного тела. Вы должны уметь контролировать любую его часть в любой конкретный момент времени. Прислушивайтесь к любой боли, которая у вас есть. Отмечайте, где именно она проявляется. Это позволит лучше осознать себя и собственный

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: