Штатный состав подводной лодки 705 проекта. Легенда флота: атомная подлодка «Лира

Вы замечали когда-нибудь, что у вас после длительного сидения за компьютером
Задумывались, отчего это происходит
От того, что вы неправильно сидите...

Как правильно сидеть за компьютером, чтобы сберечь здоровье?
Оно ведь у нас одно, о нем нужно заботиться и нужно беречь, ведь его невозможно потом купить ни за какие деньги! Понятное дело, что компьютер и здоровье не очень хорошо сочетаются, но способ уменьшить вред есть.
Очень наглядное пособие, как правильно работать за компьютером.

Сделано просто, но запоминается здорово!

***
Понятно, что длительное сидение за компьютером может привести к многочисленным проблемам со здоровьем. В течение дня - головная боль и снижение работоспособности, в перспективе - боли в суставах и спине, ухудшение зрения. Всё это последствия часов проведённых перед компьютером.

Однако этих проблем можно легко избежать если сидеть за компьютером правильно. Для этого нужно соблюдать всего несколько простых правил:

Поддерживайте спину

Статистика утверждает, что боли появляются примерно у 30% офисных и других работников, чей день проходит в сидячем состоянии. Специалисты уточняют, что заболеть может все, что угодно — не только спина, но и шея, плечи, руки, ноги и даже ступни. Всему причина отсутствие движения и постоянное сидение на одном месте. Из-за такой работы, в нашем организме накапливается кислота, которая и провоцирует атрофацию мышц. Само по себе, вещество безопасно, наоборот, оно необходимо организму, чтобы освободить накопившуюся энергию. Но в течении рабочего дня эта энергия нам не нужна. Чтобы не было «застоя» и болей в спине и шее, в первую очередь, нужно хотя бы минимально менять свое положение каждые 20-30 минут.
Стул обязательно должен иметь удобную спинку, с естественным изгибом. Между спинкой стула и вашей спиной не должно быть зазора. Спину необходимо держать прямо, ещё лучше откинуться на спинку кресла, оно примет на себя часть нагрузки позвоночника. Плечи должны быть расправлены.

Удобное положение ног

Ноги под столом должны быть свободны, поэтому уберите оттуда все лишние предметы. Ноги должны стоять на полу так, чтобы ступни были параллельно полу. Ставьте ступни на пол полностью, не только кончики пальцев.

Ни в коем случае не закидывайте ногу на ногу - это приводит к пережиманию вен, вследствие чего мозг недостаточно снабжается кровью. Ноги должны быть согнуты под углом чуть больше 90 градусов, ступни располагаться на полу или специальной подставке.

Минимизировать движения

Не располагайте нужные вам вещи так, чтобы вам надо было постоянно за ними тянуться, наклоняться и оборачиваться. Пусть все будет на расстоянии вытянутой руки.

Положение плеча и руки

Руки должны быть согнуты в локтях чуть больше, чем на 90 градусов. Клавиатура и мышь должны располагаться на уровне локтей.

Кисти рук

Запястья должны быть прямые, не отклоняться ни вверх, ни вниз, ни в стороны. Купите себе клавиатуру с опорой для рук.

Расслабляйте пальцы при печатании. Ненужное напряжение вызывает преждевременную усталость.

Пользуясь мышью, также расслабляйте кисть. Двигая мышью, перемещайте всю руку, а не только запястье.

Шея

Расположите монитор и окна на нем непосредственно перед вами. Старайтесь не выкручивать шею ни в одну сторону. Сядьте на стул, закройте глаза и расслабьтесь. Когда вы их откроете, прямо перед вами будет точка, в которой будет располагаться центр экрана. Используйте, если нужно, подставки под монитор.
Чтобы не было «застоя» и болей в спине и шее, в первую очередь, нужно хотя бы минимально менять свое положение каждые 20-30 минут. Рекомендуется разминать шею и плечи — можно просто вращать головой и чуть-чуть наклонятся.

Минимизируйте нагрузку на глаза

У всех, кто работает за компьютером (а сегодня таких большинство) возникало ощущение того, что глаза перестают наводить резкость, слезятся, а глазные яблоки краснеют. Все это происходит из-за того, что монитор воздействует на оболочку глаз. Изображение, которое мы видим перед собой — светящееся, в отличии от напечатанного книжного текста. Оно создает дополнительную нагрузку за счет того, что состоит из мелких точек-пикселей, которые мерцают с определенной частотой. Непрерывная работа за компьютером приводит к тому, что, отрывая глаза от монитора, мы начинаем замечать дополнительные оттенки на черно-белых предметах. В сумме все эти не очень полезные свойства нашего электронного помощника приводят к проблемам со здоровьем. Но и их можно побороть!

Чтобы избежать проблем со зрением разверните монитор на 90 градусов к окну (чтобы на нём не было бликов). Не ставьте монитор возле источников яркого света.Смотреть на монитор нужно с расстояния вытянутой руки, а его верхняя треть должна находится на уровне ваших глаз.
Отрегулируйте яркость, контрастность, размер шрифта под себя.

Важно!

  • Во-первых, каждые 3-4 часа делайте массаж глаз.
  • Во-вторых, старайтесь не трогать лицо лишний раз (особенно глаза) руками и чаще их мойте.
  • В-третьих, моргайте! Статистика говорит, что сидя за компьютером, мы моргаем в три раза реже, чем необходимо. Наконец, каждые 45 минут делайте перерыв и отрывайте глаза от электронного изображения.
  • Сделайте гимнастику для глаз: сконцентрировав взгляд на карандаше, приближайте и удаляйте его от лица, не отрывая взгляда.
  • Взгляните в окно и сосредоточьте взгляд на каком-нибудь дальнем объекте. Повторите это несколько раз.

Расслабьтесь!

После того как вы приняли правильное положение за компьютером, расслабьтесь. Первые пару минут будет непривычно, но потом скорее всего даже понравится.

Делайте перерывы

Не обязательно вообще ничего не делать - смените деятельность, обзвоните клиентов вместо сидения за монитором.

Периодически потягивайтесь

Это встряхивает мышцы.

Упражнения

Одна только правильная посадка за компьютером уже позволит вам избежать множества проблем со здоровьем и сохранить высокий уровень работоспособности в течение дня. Однако чтобы полностью застраховать себя от вредного воздействия компьютера рекомендуется выполнять несколько простых упражнений.

Каждые 30 минут

Делайте простейшую гимнастику для глаз: сначала 15 секунд смотрите на близкий предмет (например на карандаш в руке), затем 15 секунд на удалённый (например в окно).

Каждый час

Разминайте руки: вытяните их вверх и пошевелите пальцами.

Каждые 2-3 часа

Вставайте из-за компьютера. Пройдитесь несколько минут, разомните ноги и всё тело. Если есть возможность, это можно делать и чаще.

По материалам ririanproject.com, modna.com.u

***
Как видим, правила абсолютно не сложные и простые. Если не ленится выполнять их, можно предотвратить многие недуги, связанные с работой за компьютером.

Производители дают гарантии, что уровень излучения новых мониторов, работающих на жидких кристаллах, значительно меньше, чем у мониторов с электронно-лучевой трубкой. Правда, по уровню электромагнитного излучения мониторы и с электронно-лучевой трубкой предельно допустимой нормы не превышают. Если, конечно, компьютер не отработал свой срок и правильно установлен, вредное воздействие будет минимальным. Поэтому лучше всего:
- поставить компьютер в угол, чтобы излучение поглощали стены;
- проверить, чтобы при установке компьютер был обязательно заземлен.

Миф 2. Можно сидеть за компьютером неограниченное количество времени без вреда для здоровья

Дошкольнику достаточно поиграть за компьютером не более 20 минут, старшекласснику хватит и 40 минут в день, взрослому можно смотреть в монитор не более четырех часов с перерывами без вреда для здоровья, если, конечно, компьютер – не его специальность. Если электромагнитное излучение кратковременное, полноценный отдых восстановит зрение, снизит общее напряжение нервной системы.

Миф 3. На компьютере можно работать даже лежа

Разумно организованное рабочее место снижает вред здоровью от излучения. Комфорт в работе как на стационарным компьютере, так и так же важен, как и сама модель компьютера, его параметры и возможности.
Следует расположить монитор на расстоянии не менее 50 сантиметров, на уровне глаз - это позволит контролировать посадку и избежать возможных деформаций позвоночника. Правильность посадки можно проверить самостоятельно: верхний край экрана должен находиться на уровне глаз; руки и ноги, согнутые в локтях и в коленях, - под прямым углом. Не забывайте и о хорошем освещении своего рабочего места: искусственный источник света должен располагаться по отношению к монитору под углом в 90 градусов.

Миф 4. Кактус уменьшает электромагнитное излучение компьютера

Кстати, все разговоры о том, что уменьшает электромагнитное излучение от компьютера, всерьез принимать не стоит. Кактус - не более чем декоративное украшение рабочего места и дополнительный источник кислорода.
Работающий компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает частицы пыли. Поэтому влажная уборка помещения и его проветривание должны стать вашей привычкой, иначе это отразится на работе органов дыхания и здоровье вашей кожи. Можно увлажнить воздух в помещении и создать необходимый комфорт поможет

АПЛ 705 проекта «Лира» (она же «Альфа»)… Оценки этой АПЛ ведущими российскими специалистами — «утерянная жар-птица»)… Нам есть чем гордиться, хотя и тем, что уже давно минуло.

Это действительно уникальный проект - лодка, которая в подводном состоянии способна была плыть со скоростью более 40 узлов (около 80 км/ч), что позволяло ей напасть на любой корабль и уплыть от него без особых проблем - лодка - самолет - перехватчик. Для этого АПЛ 705 проекта имела мощный атомный реактор, где в качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). - это и давало лодке возможность очень быстро набирать ход.

Лодка была оснащена лучшими на тот момент системами и узлами. Экипировалась только мичманами и офицерами - там не было простых матросов.

Построено было 8 лодок. Почти все были списаны в 1990-ом году…

В начале 80-х годов одна из советских атомных подводный лодок, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд, в течение 22 часов осуществляя слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки командира НАТОвской лодки изменить ситуацию, сбросить противника «с хвоста» так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказания с берега.

Этот случай произошел с ПЛА проекта 705 пожалуй самым ярким и неоднозначным кораблем в истории отечественного подводного кораблестроения.

Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ А.Б. Петров вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.

По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки ПЛА должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. ПЛА должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной ПЛА была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков. Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705.

25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой ПЛА, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по пр.705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание ПЛА проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

Наибольшую трудность при проектировании ПЛА пр.705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500…2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара.

Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения. Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40/А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

В качестве корпусного материала было решено использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В.Горынина. Титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем. Для ПЛА проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж ПЛА до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 1940-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для ПЛА комплексной автоматизированной системы управления.

В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление ПЛА на центральном посту. В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).

Пока писал заметку успел поговорить со своим другом, который проходил службу на одной из подлодок 705 серии.

Ну что, все, написанное в заметке оказалось правдой Просто мы с ним не раз говорили об этом проекте - значится, слушать я умею и ничего не приврал.

Лодка действительно была инновационной, напичканной новыми системам по самое не балуйся… Но были некоторые недостатки, которые в конечном счете и приковали ее к пирсам. От себя скажу, что если бы у НАШИХ руководителей было желание продлить серию, то все особенности были бы решены. Итак, из недостатков:

  • Специальный пирс. Из-за особенностей реактора - а охлаждается он висмут-свинцовой смесью, - лодка должна стоять на специально оборудованном пирсе. Не очень большой недостаток, но все же
  • Реактор практически постоянно работает на полной мощности. То есть быстрее изнашивается
  • Если реактор глохнет, то свинец затвердевает и реактор становится негодным… все. абзац

И самый главный вопрос - не проработана была замена реактора, то есть после остановки и застывания свинца реактор, установленный в лодке больше не работает. Это как Мартеновская печь - металл застыл - выбрасывай печь…

«Сегодня в строю российских подводных сил 705-ых больше нет. К 90-ым годам содержать и эксплуатировать корабли такого класса стало для России непосильным. Боеспособные лодки не дослужив положенного срока были выведены из состава ВМФ и переданы для утилизации».

Появление ядерных реакторов кардинально изменило облик и методы боевой работы подводных лодок. Теперь можно было неделями не подниматься на поверхность, выслеживая корабельное соединение противника. Кроме того, мощность новых энергоустановок позволила значительно увеличить размеры подлодок и благодаря этому оснастить их новым вооружением. Ряд новых технологий привел к тому, что в пятидесятых годах прошлого века ведущие страны мира активно создавали новые проекты подводных лодок и вооружений для них. Настолько активно, что с завидной регулярностью стали появляться самые смелые идеи, которые теперь можно было воплотить в жизнь.

К-64. Проект 705


Идея

В конце пятидесятых годов СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») одновременно разрабатывало сразу несколько проектов подводных лодок, в которых применялись те или иные новые конструкторские решения. В 1959 году конструктор А.Б. Петров предложил создать проект малогабаритной одновальной атомной подводной лодки (АПЛ) с уменьшенным составом экипажа и большим количеством средств автоматизации. Кроме того, предложение подразумевало обеспечение высоких ходовых характеристик: при подводной скорости свыше 40 узлов перспективная субмарина могла бы в кратчайшие сроки выходить в необходимый район мирового океана и выполнять поставленные перед ней задачи. Интересной особенностью такой подлодки стала бы возможность уходить от торпед противника за счет высокой скорости.

Руководство СКБ-143 заинтересовалось новой идеей и выдвинуло ее для обсуждения. Обсуждение предложения с участием представителей военно-морского флота, судостроительной промышленности и руководства страны получилось достаточно длительным и бурным. Дебаты привели к корректировке некоторых нюансов облика будущей подлодки. В доработанном виде предложение получило поддержку министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы и главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова.

В июне 1960 года ЦК КПСС и Совмин СССР издали совместное постановление о начале разработки проекта с кодовым обозначением «705» и названием «Лира». В проекте АПЛ предполагалось использовать массу оригинальных технических решений и новых технологий, призванных обеспечить выполнение технических требований. Из-за этого в мае 1961 года появилось новое постановление, в соответствии с которым конструкторам СКБ-143 разрешалось отступать от существовавших в то время норм и правил военного судостроения, если они смогут доказать необходимость подобных мер. Майское 1961 года постановление фактически развязало руки инженерам и позволило воплотить в жизнь все или почти все планы.

Главным конструктором проекта 705 «Лира» стал М.Г. Русанов, а общее руководство программой разработки и строительства подлодки стало задачей академика А.П. Александрова. От военно-морского флота за проектом наблюдали В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Проект создания атомной подводной лодки «705» имел высокий приоритет и к его созданию были привлечены несколько научных и конструкторских организаций.


Проект 705 и 705К

Проект 705

По результатам анализа нескольких вариантов общей архитектуры был выбран наиболее удачный. АПЛ проекта 705 предполагалось строить по двухкорпусной одновальной схеме. Для улучшения гидродинамических характеристик и повышения скорости подводного хода к проекту привлекли специалистов московского филиала ЦАГИ. Группу ученых-гидродинамиков, занимавшихся расчетом облика перспективной подлодки, возглавил К.К. Федяевский. В результате появилась рекомендация выполнить корпус лодки в виде тела вращения с небольшим обтекаемым ограждением рубки на верхней части.

В качестве основного материала для конструкции корпусов предлагались сталь и титан. В течение некоторого времени параллельно шла разработка двух вариантов корпуса, отличавшихся лишь материалом. Титановый корпус имел лучшие характеристики в сравнении со стальным. Поэтому проектирование последнего прекратилось, а титан стал основным материалом корпуса подлодки. В процессе разработки титанового корпуса активное участие приняли специалисты ЦНИИ металлургии и сварки во главе с академиком И.В. Горыниным.

Внутренний объем прочного корпуса при помощи герметичных переборок разделили на шесть отсеков. При этом третий отсек, в котором размещались бытовые помещения и главный командный пункт, имел переборки сферической формы. Благодаря этому третий отсек мог выдерживать такое же давление воды, как и сам прочный корпус. Еще одной мерой, принятой для обеспечения безопасности экипажа, стала всплывающая рубка. В случае аварии рубка могла стать спасательной камерой для всего экипажа. Конструкция рубки позволяла всплывать с предельной глубины и при большом крене или дифференте.

Предварительный проект перспективной АПЛ подразумевал сокращение экипажа до 16 человек. Однако отсутствие ряда важных приборов, способных взять на себя часть работы экипажа, привело к значительным изменениям. По требованию флота экипаж увеличили до 29 человек, а затем довели до окончательного значения – 32 офицера и мичмана. Запасов продовольствия должно было хватать на автономное плавание продолжительностью до 50 суток.

Надводное водоизмещение подлодки проекта 705, согласно расчетам, должно было превысить 2250 тонн, подводное – 3180 т. Максимальная длина подлодки составила 79,6 метра, ширина корпуса – 10 метров. На ранних стадиях проекта предполагалось, что водоизмещение субмарины не превысит 1500-2000 тонн.

Требования по максимальной скорости подводного хода с учетом габаритов и веса лодки потребовали создать новую мощную энергетическую установку. Из нескольких вариантов был выбран вариант с одним реактором, использующим жидкометаллический теплоноситель. По сравнению с существовавшими на тот момент водо-водяными реакторами такая энергетическая установка получалась компактнее и легче. Согласно расчетам, экономия веса достигала 300 тонн.

Реактор ОК-550, разработанный в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова, установили на балочном фундаменте, применявшемся в предыдущих проектах. Для турбозубчатого агрегата с мощностью на валу до 40 тыс. л.с. была разработана новая амортизационная установка, что позволило снизить уровень шума, производимого подлодкой. Еще несколько шумных агрегатов установили на отдельных пневматических амортизаторах. Основой электрической системы подлодки стали два генератора мощностью по 1500 кВт (напряжение 400 В, частота 400 Гц). Кроме того, лодку оснастили вспомогательным дизель-генератором (500 кВт) и аварийной аккумуляторной батареей.


Проект 705 и 705К

Сокращение экипажа до минимально возможного уровня было возможно только при условии создания нового комплекса электронного оборудования. В связи с этим ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало новую боевую информационно-управляющую систему «Аккорд», позволившую управлять всеми техническими средствами и системами с центрального поста. Различные компоненты системы «Аккорд» предназначались для сбора и обработки информации об окружающей обстановке, управления системами вооружения, кораблевождения и т.д.

Использование автоматизированной информационно-управляющей системы позволило изменить методы эксплуатации оборудования. Так, проект 705 не предусматривал постоянное дежурство членов экипажа у отдельных агрегатов и механизмов. Вместо этого предполагалось периодически производить профилактический осмотр отсеков. Боевая смена подлодки состояла всего из восьми человек.

Главным средством обнаружения целей АПЛ проекта 705 должен был стать гидроакустический комплекс «Океан». Для навигации лодку оснастили комплексом «Сож», для управления – комплекс «Сарган». Честь своих функций эти системы выполняли в автоматическом режиме, что позволило значительно снизить нагрузку на экипаж. Помимо указанных систем перспективная подлодка должна была получить ряд другой аппаратуры, предназначенной для управления различными системами.

Перспективная подлодка получила шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Пневмогидравлические аппараты позволяли производить стрельбу на любой глубине, от перископной до предельной. Боезапас АПЛ проекта 705 состоял из 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65. При необходимости субмарины могли брать на борт до 24 мин ПМР-1 или ПМР-2.


На атомной подводной лодке проекта 705 были впервые установлены пневмогидравлические торпедные аппараты, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения

Подлодки проекта 705 должны были иметь следующие характеристики. Максимальная скорость в надводном положении должна была достигать 14 узлов, в подводном – превышать 40 узлов. Рабочая глубина погружения – 320 метров, предельная – 400 м. Для управления по курсу подлодка получила рули на вертикальных кормовых стабилизаторах. Одна пара рулей глубины размещалась на горизонтальных стабилизаторах, вторая – в носовой части корпуса, при необходимости ее можно было убирать под легкий корпус.

2 июня 1968 года на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения была заложена первая подлодка проекта 705. Уже 22 апреля 1969 года лодку К-64 спустили на воду. 31 декабря 1971 году она вошла в состав Северного флота. Необходимо отметить, что во время ходовых испытаний новую субмарину, в конструкции которой использовалось большое количество смелых и оригинальных идей, постоянно преследовали различные технические проблемы. Неоднократно возникали неполадки реактора, а также были выявлены трещины в титановом корпусе. В 1972 году во время выполнения учебно-боевой задачи снова начались проблемы с реактором. В этот раз жидкометаллический теплоноситель начал застывать, из-за чего пришлось заглушить реактор. Проблемы с реактором привели к тому, что в августе 1974 года подлодку К-64 вывели из боевого состава Северного флота.

До начала серьезных проблем с реактором К-64 промышленность успела начать строительство еще трех подлодок проекта 705. В связи с неполадками реактора головного корабля было принято решение о приостановке строительства до выявления и исправления имеющихся недостатков.

На решение имеющихся проблем ушло достаточно много времени. Из-за этого серийные лодки проекта вошли в состав флота лишь в конце семидесятых годов.
В строительстве новых подлодок участвовали как ленинградские корабелы, так и рабочие северодвинского завода «Севмаш». Серийные корабли, последовавшие за лодкой К-64, отличались от нее длиной корпуса. При доработке, проведенной в начале семидесятых, реакторный отсек подлодок проекта 705 стал немного длиннее. Из-за этого общая длина подлодок выросла до 81,4 м. По проекту 705 было построено лишь четыре субмарины, после чего новые корабли строились в соответствии с обновленным проектом 705К.

Проект 705К

Три построенные подлодки проекта 705К были заложены в начале семидесятых годов. Их предполагалось строить в соответствии с проектом 705. В некоторых источниках упоминается строительство четвертой подлодки проекта 705К, которая была заложена, но позже разобрана на стапеле.

Примененный на подлодке К-64 ядерный реактор не устроил военных, из-за чего для новых субмарин «705К» пришлось разработать новую энергетическую установку. Одновременно с реактором ОК-550 шла разработка другой энергоустановки. Конструкторы ОКБ «Гидропресс» во главе с В.В. Стекольниковым создали предварительный проект реактора БМ-40А, однако для использования на подлодках была выбрана другая система. После анализа проблем, возникших в ходе эксплуатации АПЛ К-64, было решено продолжить проект БМ-40А. Новая главная энергетическая установка имела другой состав агрегатов и монтировалась на фундаменте с двойной амортизацией. Реактор, использующий теплоноситель в виде свинцово-висмутового сплава, развивал тепловую мощность до 150 МВт. Использование новой энергоустановки позволило уменьшить длину подлодки в сравнении с серийными кораблями проекта 705.






Формирование опытной автоматизированной атомной подводной лодки проекта 705 на стапеле

Эксплуатация

Седьмая подлодка проекта «Лира» (К-463) вошла в состав ВМФ в последних числах декабря 1981 года. Новые субмарины произвели настоящий фурор в соответствующих кругах. Несмотря на проблемы с различными системами, новые подводные корабли имели высочайшие характеристики. Во время испытаний субмарины проектов 705 и 705К развивали подводную скорость до 41 узла. Таким образом, по скорости подводного хода «Лиры» уступали лишь подлодке К-222, построенной по проекту 661 «Анчар» и развивавшей скорость свыше 42 узлов. Новая ядерная энергетическая установка могла переходить на максимальные параметры работы без специальных процедур. Благодаря этому подлодка была способна набирать полный ход всего лишь за 1-1,5 минуты и производить поворот на 180° за 40-45 секунд.

Уникальные ходовые характеристики подлодок «Лира» позволили создать несколько новых методик ухода от торпед противника. Вовремя обнаружив атаку, субмарина могла быстро набрать нужную скорость и уйти от торпеды. Кроме того, в ходе уклонения от атаки противника АПЛ могла развернуться и контратаковать. С четом того, что единственным оружием подлодок проектов 705 и 705К были торпеды, подобные возможности стали одним из главных факторов, определившим их боевой потенциал.

Появление новых советских подлодок с высочайшими скоростными характеристиками произвело большое впечатление на командование вероятного противника. Самые современные противолодочные вооружение резко утратили свою эффективность и не могли гарантированно поразить новые советские субмарины, получившие в НАТО обозначение Alfa. Ряд зарубежных противолодочных ракет и торпед, используемых до сих пор, обязаны своим существованием именно советским лодкам проектов 705 и 705К.

Как всегда бывает с новыми смелыми проектами, эксплуатация субмарин «Лира» сопровождалась рядом проблем. Прежде всего, необходимо отметить принципиально неустранимый недостаток, связанный с применением в реакторе жидкометаллического теплоносителя. Чтобы сплав-теплоноситель не застыл, требовалось постоянно поддерживать определенную температуру реактора, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации подлодок. В частности, затруднялось базирование с использованием существующей инфраструктуры. Кроме того, требовалось постоянно следить за состоянием жидкометаллического теплоносителя и регулярно проводить его регенерацию – очистку от окислов. Наконец, предполагалось сформировать по два экипажа для каждой подлодки проекта. Один из них должен был работать на субмарине в море, второй – следить за состоянием систем при нахождении на базе. Тем не менее, до конца службы все «Лиры» так и остались с одним экипажем.

Несмотря на недостатки конструкции или проблемы с эксплуатацией, АПЛ проектов 705 и 705К активно использовались моряками Северного флота. Субмарины регулярно участвовали в учениях и совершали автономные походы. Во время одного из походов лодка «Лира» наглядно показала свои боевые возможности. Согласно некоторым источникам, в середине восьмидесятых годов одна из подводных лодок этого типа, находясь в Северной Атлантике, в течение 22 часов преследовала субмарину НАТО. Лодка вероятного противника неоднократно предпринимала попытки уйти от преследования, но высокие характеристики «Лиры» не позволили ей сделать это. Советские моряки оставили натовцев лишь после соответствующей команды из штаба.

В середине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались серьезные экономические и политические реформы. Их результатом, среди прочего, стало значительное снижение количества учений и походов. Одной из первых жертв начавшейся Перестройки стала подлодка К-123. В середине 1983 года ее отправили на капитальный ремонт, который предполагалось завершить за несколько лет. Однако сокращение финансирования привело к тому, что ремонт закончился лишь в конце лета 1992 года. Незадолго до этого, в начале июня, все семь подлодок проектов 705 и 705К получили новые наименования. В соответствии с обновленной номенклатурой, в названии кораблей литера «К» была заменена на «Б». Цифры остались прежними.

После завершения ремонта АПЛ К-123, переименованная в Б-123, осталась единственной субмариной проекта, находившейся в боевом составе ВМФ. Все остальные лодки были выведены из него еще в 1990 году. Б-123 оставалась в строю до 1997 года. В девяностых годах, из-за финансовых проблем и невозможности своевременного обслуживания, началась утилизация всех субмарин проектов 705 и 705К. Процесс разборки лодок и утилизации радиоактивных материалов продолжается до сих пор.

Атомные подводные лодки проектов 705 и 705К прослужили не более 15-20 лет, в течение которых эффективно выполняли учебно-боевые задачи и несли дежурство в заданных районах мирового океана. К сожалению, из-за технических и экономических проблем военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей, но и столь небольшое количество субмарин могло оказать большое влияние на ход гипотетического конфликта.

Высокие боевые качества подлодок «Лира» были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и т.д. позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники. Вероятно, именно широкое применение автоматики позволило избежать серьезных аварий и жертв. Так, за годы службы было несколько аварий разного рода, в том числе два нарушения работы реактора с загустением и затвердением жидкометаллического теплоносителя. Тем не менее, во время борьбы за живучесть экипажи подлодок не потеряли ни одного человека. Все лодки были сохранены, хотя головная К-64 всего через несколько лет после начала службы была выведена из состава флота.

Нереализованные проекты на основе «Лиры»

В 1963 году начались работы по глубокой модернизации проекта 705. В ходе проекта с новым обозначением «705А» планировалось создать на базе «Лиры» подводный корабль, способный уничтожать корабли противника при помощи крылатых ракет «Аметист». Помимо изменения компоновки корпусов требовалось доработать ряд систем различного назначения, а также создать боевую информационно-управляющую систему, способную управлять ракетным вооружением. Отдельно требовалось обеспечить целеуказание для ракет при помощи гидроакустического комплекса.

Эскизный вариант проекта 705А разрабатывался в СКБ-143. Однако в дальнейшем командование ВМФ и руководство судостроительной промышленности решили закрепить все проекты АПЛ с ракетным вооружением за одним конструкторским бюро. В середине шестидесятых годов все материалы по новому проекту были переданы горьковскому ЦКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), где проект 705А получил новый индекс – 686. По ряду причин проект 705А/686 так и не был завершен, но некоторые наработки использовались в более поздних проектах многоцелевых атомных субмарин.

В начале шестидесятых годов появилось предложение создать на базе проекта «Лира» подводную лодку, способную нести баллистические ракеты. Проект с индексом «705Б» создавался конструкторами СКБ-143. Уже первые анализы возможностей показали, что подлодка проекта 705 будет способна нести баллистические ракеты лишь после ряда крупных доработок, следствием которых должно было стать увеличение ее габаритов и ухудшение ходовых характеристик. Решением проблемы могла стать новая баллистическая ракета с размерами, вписывающимися в габариты «Лиры», наподобие американской Polaris. В таком случае можно было незначительно увеличить габариты подлодки и оснастить ее восемью ракетами, сохранив достаточно высокую скорость подводного хода.

Подлодки проекта 705Б могли нести и использовать ракеты Р-27К комплекса Д-5. К 1964 году сотрудники СКБ-143 создали несколько вариантов эскизного проекта, отличавшиеся друг от друга различными деталями, в том числе и количеством ракет: боекомплект одного из них составлял 12 единиц. Уже в 1962 году документацию по проекту 705Б передали в ЦКБ-16 (позже переименовано в ЦПБ «Волна», ныне входит в состав СПМБМ «Малахит»), где разработка получила новый индекс «687». Проектирование перспективного подводного ракетоносца стратегического назначения продолжался до 1969 года, после чего его закрыли в пользу проекта 667А.

В конце шестидесятых годов СКБ-143 начало работы по созданию проекта 705Д. Литера «Д» означала «довооруженный», что полностью отражало назначение проекта. Предполагалось, что новые субмарины в дополнение к шести торпедным аппаратам получат четыре или шесть пусковых установок ракетоторпед калибра 650 мм. Для упрощения проекта и исключения серьезных доработок прочного корпуса контейнеры с ракетами должны были размещаться внутри ограждения рубки. Основой для проекта 705Д стал проект 705К.

Эскизный вариант проекта 705Д был готов в 1970 году, а через два года командование ВМФ утвердило техническое задание. Помимо дополнительного вооружения в виде ракетоторпед модернизированные подводные лодки должны были получить еще несколько новых систем и агрегатов, улучшающих характеристики и облегчающих работу экипажа. В первом квартале 1974 года СКБ-143 представило на рассмотрение технический проект перспективной АПЛ с усиленным вооружением. Проект был утвержден, но на этом все работы остановились. Из-за затянувшейся разработки перспективная лодка уже не выглядела пригодной для эксплуатации в будущем.

По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://voencomrus.ru/
http://army.lv/ru/
http://русская-сила.рф/
http://oosif.ru/
http://kuleshovoleg.livejournal.com/

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter