Атомные реакторы ритм 200. Атомная энергетика

Территория: Приволжский федеральный округ занимает 6,1% территории России - это второй по численности населения федеральный округ после Центрального. В его состав входит 14 регионов: 6 республик (Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская). Центром Приволжского федерального округа является город Нижний Новгород.

Население: На территории Приволжского федерального округа проживают русские (более 70%), татары, башкиры, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, коми-пермяки, а также представители других наций, национальностей и этнических групп.

Большинство населения округа православного вероисповедания (примерно 70-75%); более 20% исповедуют ислам. При этом граждане мусульманского вероисповедания составляют около 40% приверженцев данной конфессии в России. Основные научно-богословские институты, духовные управления и места массовых культовых отправлений мусульман сосредоточены в республиках Татарстан и Башкортостан. Однако религиозно-административные мусульманские подразделения (муфтиаты, мечети, молельные дома и отдельные представители данной конфессии – миссионеры) имеются практически во всех регионах округа.

Также на территории округа осуществляют свою деятельность представители иудаизма (действующие синагоги в Перми, Самаре, Уфе, Нижнем Новгороде), католицизма (Пермь, Уфа), лютеранства (Пермь, Саратов) и некоторых других конфессий (например, баптисты, а также действующая в южных областях Поволжья григорианская – «армянская» церковь).

С развитием демократических основ общественного устройства государства в некоторых регионах возрождаются такие религиозные направления и национальные верования, как язычество (Марий Эл, Мордовия, Пермский край), старообрядчество (Пермский край, Нижегородская и Кировская области).

Производственный потенциал: Особенностью округа является наличие значительного производственного потенциала. Здесь сосредоточена четверть всего промышленного производства России, 85% российского автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса. Отличительной характеристикой структуры валового регионального продукта Приволжского федерального округа является высокая доля обрабатывающих отраслей – 24,5% (по России – 19,3%), а также добычи полезных ископаемых – 13,7% (по России – 10,5%).

В оценке совокупного инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации среди лидеров находятся 5 регионов округа (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области), демонстрирующие высокие показатели по производственному, финансовому, инновационному, природно-ресурсному и потребительскому факторам инвестиционной оценки.

Традиционной специализацией округа является машиностроение. Предприятия, расположенные в регионах, вносят наибольший среди федеральных округов вклад в добавленную стоимость, произведенную в данной отрасли (более 33% от общероссийского показателя). В Приволжье производится более 73% автомобилей (по грузовым автомобилям этот показатель превышает 90%), более 85% автобусов, более 80% автомобильных двигателей. Данная отрасль представлена крупнейшими предприятиями страны: Волжский, Горьковский, Камский, Ульяновский и другие автомобильные заводы.

Во многих регионах округа широко развито авиационное, ракето-космическое и энергетическое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение. Округ является лидером по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды. Многофункциональный агропромышленный комплекс Приволжского федерального округа обеспечивает четверть объема сельхозпродукции России и треть объемов зерна.

Приволжье находится на втором месте после Уральского федерального округа по добыче нефти (на регионы приходится около 20% российской добычи) и природного газа (добыча сконцентрирована в Оренбургской области).

Транзитное положение: Приволжье обладает уникальным транзитным положением, так как расположено на перекрестке международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад», соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с Европейской Россией и государствами Европы. К конкурентным преимуществам географического положения округа относится также наличие удобных выходов на Западный Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

По территории Приволжья проходит большинство трубопроводов из Западной Сибири, что способствует развитию химической промышленности, снижает издержки на обеспечение регионов топливными ресурсами, в том числе, газом. Транзитом через округ идут крупнейшие в стране потоки угля – из Кузбасса в северо-западные и черноморские порты.

В округе достаточно высок уровень развития транспортной инфраструктуры. По плотности железных дорог округ занимает третье место в Российской Федерации (143 км путей на 10 тыс. кв. км территории) после Центра и Юга. По плотности автодорог округ занимает 2 место в России (140 км путей на 1000 кв. км территории).

Приволжский Федеральный округ (ПФО) на карте:

При написании материала использована информация официального сайта Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:

В состав Приволжского федерального Округа (ПФО) входят 6 республик и 8 областей и один автономный округ. Площадь ПФО 1 038 тыс. кв. км, численность населения 32 млн человек.

Главный интеграционный фактор, объединяющий все регионы Приволжья - река Волга, самая большая в Европе. Заселение района, его освоение, развитие хозяйства напрямую было связано с использованием этого водного пути (который уже в советское время, на ряду с прежним выходом к Каспийскому морю, получил выходы к Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому морям). До недавнего времени в летнюю навигацию Волга брала на себя 40% всех грузоперевозок европейской части СССР.

С конца XIX в. водная преграда стала пересекаться железными и автомобильными дорогами. Водная "вертикаль" (которая дублируется путями вдоль берега реки) дополнились "горизонталями", связывающими центральные районы России, Кавказ, Украину с Уралом и Сибирью.

Волга является главной оросительной системой для земель Заволжья (в регионе собирается 35% российского зерна). В водах реки обитают 40 видов промысловых рыб.

Другим интеграционным фактором являются богатые ресурсы углеводородного сырья. Район входит в Волжско-Уральскую нефтегазоносную провинцию (и первый газ москвичи в 1947 г. получили из Саратова). Приволжский федеральный округ называют "вторым Баку". Этот регион имеет четко выраженную нефтяную специализацию. Кроме огромных запасов нефти и газа, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов России), большие ресурсы фосфоритов (60%), цинка, меди, цементного сырья, серебра, золота, минеральных вод.

Сегодня регион является монополистом по производству и переработке калийных солей. Эта продукция пользуется огромным спросом на международном рынке. Сегодня около 80% российских удобрений идут на экспорт.

В Поволжье сосредоточен крупнейший комплекс машиностроительных производств, связанных частично с ВПК. Здесь находятся известные мощные производственные объединения в сфере автомобилестроения, авиационно-космической техники. На базе местных источников сырья развилась химия и нефтехимия.

В Приволжском федеральном округе можно выделить три группы регионов: Волго-Вятские, Среднего Поволжья и Западного Урала.

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

РИТМ-200 новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире.
Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. Поэтому успешная отгрузка РИТМ-200 - важное событие не только для дивизиона, но и для атомной отрасли, и отечественного машиностроения», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

«Строительство атомного ледокола – крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - сказал руководитель проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергей Черногубовский.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т.д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло около 2,5 лет. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла. Поскольку реактор является негабаритным грузом, то доставляется заказчику на специальном железнодорожном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 240 тонн.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина – 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Строительство ледокола ведётся на верфях «Балтийского завода» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в Санкт-Петербурге. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

Тепловая мощность Электрическая мощность Разработка Научная часть Предприятие-разработчик Строительство и эксплуатация Местонахождение Пуск Построено реакторов

РИТМ-200 выполнен по двухконтурной схеме. Отличительной особенностью реактора являются 4 парогенератора , интегрированные в корпус активной зоны. Традиционно парогенераторы делают в отдельном корпусе, соединенном с корпусом активной зоны трубопроводами теплоносителя первого контура. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. 4 главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Реактор будет обладать тепловой мощностью 175 МВт, обеспечивая мощность на валу двигательной установки 30 МВт (в транспортном варианте) или 55 МВт электрических (в энергетическом варианте). В целях соблюдения принципа нераспространения обогащение урана ограничено 20 %. Перезагрузка топлива каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет .

Первая энергетическая установка с двумя реакторами для головного ледокола типа ЛК-60Я планируется к сдаче в 2016 году. Изготовитель ЗиО-Подольск . На июль 2015 года выполнена операция по приварке паровых патрубков к корпусу реактора . В июне 2016 года оба реактора доставлены на строительную площадку ледокола.

Напишите отзыв о статье "РИТМ 200"

Примечания

Отрывок, характеризующий РИТМ 200

У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.

На станцию Новый Порт в Автово со станции Подольск поехал второй реактор "Ритм-200" для . Кто смотрел ролик с видом сверху с портового крана - то видели два симметричных прямоугольных выреза по главной палубе ледокола. Вот туда-то их и будут ставить, они парные. Довезут до Нового Порта и затем через Неву перевезут к "Арктике", которая сейчас у стенки БЗ на достройке.

Но моё внимание больше привлёк другой нюанс - а ведь штатный реактор для атомного ледокола изготавливается ещё и с учётом габарита приближения строений колеи 1520 мм!* Вот так везут РИТМ-200 по железной дороге для достраивающейся "Арктики", таким транспортёром:


2. Реактор РИТМ-200, снимок с завода. Так же вертикально он будет размещён и на ледоколах проекта 22220.

[...] РИТМ-200 – новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

«Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - приводятся в сообщении пресс-службы слова руководителя проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергея Черногубовского.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь», отмечается в сообщении.
(отседова)

3. Снимок поближе и покрупней. Реактор весит всего 105 тонн, но с учётом тары, страхующей его при перевозке и нивелирующей сотрясения при движении, его вес - 214 тонн. Так что для него нужен минимум 20-осный ж/д транспортёр грузоподъемностью 300 тонн.

4. Транспортёр, если я верно понял, 20-осный - схожий вот с этим. Тут как раз показан вывоз реактора (или парогенератора - они для электростанций выполняются раздельно) для АЭС тоже с территории подольского завода.

5. Он же, но с видом на вывозящий тепловоз.

6. Однако на железной дороге есть монстры и ещё больше. Максимальный вес единого блока, который можно вывезти по железной дороге - 500 тонн . Для этого используются циклопические 32-осные транспортёры сочленённого типа. Вот момент вывоза парогенератора для китайского заказчика (АЭС "Тяньвань"):

7. Этот же 500-тонный транспортёр, но с другой реакторной установкой. Увы, я её марки и заказчика не знаю, зато на фото хорошо виден сам траспортёр.

Сейчас на ж/д СНГ функционирует 6 мега-транспортёров, которые все остались с прошлой жизни: 1 советского производства (г. Стаханов УССР) и 5 - немецкого (Krupp), которые были заказаны под занавес СССР в 1986-89 гг. и пришли на наши дороги прямо перед распадом страны. Остальные большие транспортёры уже из эксплуатации выбыли.
Проектировался ещё и 700-тонный (!) монстр, но его так и не сделали, после распада Союза.