Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду. Как правильно рассказывать о профессиях

    Из истории профессий

    В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

    5. Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1.

    С огнём бороться мы должны,

    С водою мы напарники.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так кто же мы? (Пожарники)

    Наведёт стеклянный глаз,

    Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

    (Учитель)

    И набойки на каблук -

    Тоже дело этих рук. (Сапожник).

    Кладёт кирпич за кирпичом,

    Растёт этаж за этажом,

    Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

    У меня есть друг Степашка,

    Он весь год учил букашку

    Прыгать из стакана в ковшик.

    Степа-юный. (Дрессировщик)

    У Степашки три подружки -

    Галя, Машенька и Вера

    По призванью. (Модельеры)

    У Степашки есть сосед,

    Сколотил сам табурет,

    А еще для птичек дом.

    Значит, станет. (Столяром)

    Наш Степашка ходит парой

    С доброй девочкой Тамарой.

    Лечит та зверей отваром,

    Хочет стать. (Ветеринаром)

    А еще его соседи -

    Близнецы Денис и Федя.

    Кашу варят вечерами,

    Значит, будут. (Поварами)

    В заключение спросите ребят:

    Труд строителя всем нужен,

    Нужен всем и вкусный ужин,

    Доктор, чтобы всех лечил,

    И учитель, чтоб учил.

    Летчик нужен, чтоб летать.

    Ну а ты кем хочешь стать?

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями"»

Тема. Знакомство с профессиями.

Цель урока:

Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.

Задачи:

    Расширить представление школьников о профессиях.

    Показать роль труда в жизни человека.

    Рассказать о таком понятии, как квалификация.

    Показать значение образования в профессиональной деятельности.

    Развивать у школьников навыки самопознания.

Время: 2 часа

Для работы на уроке понадобятся:

    Страницы 36-41 рабочей тетради.

    Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.

    Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.

    Карточки для игры «Найди пару».

Ход урока:

    Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.

    Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:

    Как вы поняли, что такое профессия?

Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.

    Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.

    Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.

Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:

    Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?

    Узнали вы о себе что-то новое?

    Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?

    Почему нужно изучать свои личные качества?

    Как можно изучать себя?

Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.

    Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»?

    Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?

Из истории профессий

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.

В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

    Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

Кладёт кирпич за кирпичом,

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём,

Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

У меня есть друг Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа-юный... (Дрессировщик)

У Степашки три подружки –

В лентах, блестках, перьях, стружках.

Галя, Машенька и Вера

По призванью... (Модельеры)

У Степашки есть сосед,

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет... (Столяром)

Наш Степашка ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать... (Ветеринаром)

А еще его соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Кашу варят вечерами,

Значит, будут... (Поварами)

В заключение спросите ребят:

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?

Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.

Час 2

    Проверьте, как справились школьники с заданиями 2, 3 (стр. 36-37). Обсудите результаты работы. Пусть школьники сравнят свои Семейные деревья.

    Есть ли профессии, которые в одной семье повторяются из поколения в поколение? (например, могут быть династии рабочих, врачей, математиков и т.д.)

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Хотите ли вы продолжить семейную традицию и выбрать ту же профессию, что у родителей, дедушки или бабушки?

    О каких новых профессиях вы услышали в презентации ребят?

    Какие профессии уже исчезли или их осталось очень мало? (Например, машинистка, белошвейка, печник).

    Есть ли в ваших семьях такие редкие профессии?

Подведите школьников к заключению, что 1) получить профессию необходимо, так как профессия дает средства к удовлетворению потребностей, 2) человек тем успешней в профессии, чем больше она соответствует его способностям и склонностям.

Скажите, что при получении профессии важна также и квалификация - уровень подготовленности человека для выполнения той или иной работы. Можно пойти в ученики к парикмахеру, и он научит тому, что умеет сам. Можно пойти учиться в профшколу, получить профессию парикмахера и вполне успешно работать. Но можно учиться и дальше - на курсах повышения квалификации или в высшем учебном заведении. Новые знания и навыки сделают квалификацию специалиста выше, и перед ним откроются новые возможности. Есть профессии, овладеть которыми можно только в высшем учебном заведении - вузе, университете, академии. Это такие профессии, как врач, инженер, архитектор, экономист и многие другие.

    Страницы 40-41 рабочей тетради. Прежде чем школьники начнут выполнять тест (задание 1), расскажите о делении профессий на группы по предмету труда (техника, природа, человек, знак, художественный образ). Объясните, что, выбирая профессию, прежде всего имеют в виду предмет труда - то, с чем или с кем человек работает. Каждая группа профессий требует определенных профессионально важных качеств. Например, особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Особенность профессий группы «Человек» в том, что все эти профессии требуют от специалиста терпения, умения контролировать свои эмоции. Не стоит выбирать такие профессии людям несдержанных; или агрессивным. Профессии группы «Природа» отличает любовь ко всему живому, к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, если надо, лечить, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей. Для специалистов группы профессий «Знак» важно уметь представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Специалистов группы профессий «Художественный образ» от всех других типов профессий отличает то, что для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант. Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.

После того как школьники выполнят тест (результат на стр. 68), спросите: «Как вы думаете, почему существуют такие группы профессий?» Ответы школьников сводятся к тому, что деление профессий на группы происходит согласно требуемым для этих профессий профессионально важным качествам. Все люди разные и имеют разные качества. Надо стараться выбрать профессию, требования которой максимально совпадают с имеющимися у человека склонностями, способностями и личными качествами.

    Игра «Профессии». Цель игры - расширение представлений школьников о профессиях. Упрощенный вариант игры: сидящий за первой партой,школьник называет профессию. Его сосед - профессию, название которой начинается с последней буквы слова, сказанного первым учеником, и т.д. Игра с мячом: школьники образуют круг. Получивший мяч ученик называет профессию и перебрасывает мяч любому школьнику. Тот называет профессию и перекидывает мяч следующему игроку.

    «Отгадай профессию». Разделите класс на 4-5 групп. Раздайте фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги. Задание: изобразить на листе представителя какой-либо профессии, вырезав отверстие для лица. Скажите, что работать надо быстро, изображать человека схематично. Команды сохраняют в тайне изображаемую профессию. Контролируйте выбор школьников, чтобы не было повторений профессий, кроме того, изображение не должно явно указывать на профессию, чтобы отгадать профессию было не очень легко. Например, человек в белом халате - это и врач, и аптекарь, и повар, и лаборант. Но с первого взгляда можно установить, что человек в белом халате со стетоскопом - врач. Представитель отгадывающей группы становится лицом к доске. Двое представителей загадывающей группы выносят свой плакат так, чтобы отгадчик не видел рисунка. Отгадчик становится за плакатом. Классу видно в прорезь его лицо и изображенную на листе профессию. Задача отгадчика, задав максимум 7-8 вопросов, узнать, в роли представителя какой профессии он выступает. На вопросы отгадчика отвечает команда, чей рисунок видит класс. Вопросы могут быть разными: работа мужская или женская, какое образование необходимо, в каких условиях проходит работа, к какой группе профессий принадлежит и т.д. Все группы должны побывать в роли отгадчиков. Обсудите игру:

    Какие вопросы помогли узнать профессию?

    Почему не получилось отгадать?

    Какие профессии было отгадать легко? Почему?

    Что нового вы узнали?

    Электронное пособие. Задание 2. Исключить лишнее. Лишние слова: закройщик, связист, автобус (т.к. работает на бензине или другом топливе, но не на электрической тяге), утюг. Ребята должны уметь объяснить алгоритм исключения.

    «Найди пару». В игре участвуют 16 учеников. По аналогии вы можете составить еще карточки или имеющиеся карточки с названиями профессий раздать по одной на двух-трех школьников. Найдя пару, ребята должны рассказать, почему они выбрали такой вариант объединения.

Таблицу следует скопировать и разрезать:

Балерина

Плита, кастрюля, ложка

Ветеринар

Компьютер, программа, файл

Провода, плоскогубцы, кусачки

Оператор, программист

Животные, шприц, лечение, прививки

Матрос, капитан, штурман

Болезнь, лекарство, анализы, пациенты

Ручка, журнал, оценка, знания

Груз, штурвал, море, судно

Электрик

Танец, движение, пуанты, талант.

Чему должны научиться школьники:

    Понимать роль труда в жизни человека.

    Уметь рассказать о профессиях, приводить примеры разных групп профессий.

    Уметь обосновывать значение склонностей, способностей и личных качеств при выборе профессии.

    Получить навыки самопознания.

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: В магазине можно увидеть как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

После антиплагиата

Знакомство детей с профессиями взрослых

Несомненно, у детей в дошкольном возрасте развивается интерес к труду взрослых. У ребенка на данном периоде начинает формироваться предпосылки к будущей профессии.

Значительным направлением познавательного и социального развития детей дошкольного возраста является знакомство с трудовой деятельностью взрослых.

Ребенок начинает сталкиваться с профессиями взрослых изначально в детском саду, потом в семье, а также в доступном ему общественном окружении, принимается пользоваться его результатами. Первоначально детей интересуют лишь внешние моменты. Поэтапное знакомство с профессиями мира взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада дает возможность вырабатывать у них понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Значимая роль в многогранном развитии личности ребенка заключается в наблюдении за трудом взрослых и пояснению его значения в жизни людей. Конечно, в работе детского сада могут быть свои трудности в реализации развития интереса детей к труду взрослых: большая часть времени трудовая деятельность взрослых происходит не на глазах у ребенка, он ограничен возможностью наблюдать, как работают его родители и ближайшее окружение. Следовательно, нужно найти формы и пути приближения к труду взрослых у дошкольников, представив его значимость в социуме, представив результаты трудовой деятельности, сущность труда, также определить условия, которые наиболее действенные на развитие образных представлений трудовой деятельности у дошкольников.

Игра-исторический вид деятельности детей. В игре дети отражают труд взрослых. Основной источник, питающий игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольном возрасте дети показывают живую заинтересованность к трудовой деятельности взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. Следовательно, нужно создать такие условия, при которых дети могли бы использовать наглядные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень немаловажно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний.

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Диалоги о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доступны для понимания и убедительны живые образы, реальный образец профессий взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии, наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются демонстративными методами, умело совмещая их со словесными рассказами, беседами; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Важное место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии заинтересованности к труду взрослых у дошкольников существенную роль играет чтение художественной литературы. Своей образностью, эмоциональностью, живостью детская книга вызывает сильное впечатление у детей, заряжает энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: поднимает интерес, уважение к труду, желание быть как литературные герои любимых произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых это экскурсии и наблюдения. Самое главное подобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания дошкольниками, которые вызывают желание подражать трудовому поведению взрослых и которые имеют вес в воспитательном отношении.

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является экскурсия: В магазине можно увидеть, как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

Главное придерживаться постепенности в расширении знаний при развитии заинтересованности у детей к труду взрослых. Нужно иметь в виду, что огромное количество впечатлений может привести к тому, что дети получат поверхностные сведения, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество запаса знаний, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, тем самым закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых. Педагоги, готовя материал для детей, и сами узнают не мало нового о необычных профессиях (водолаз, космонавт, палеонтолог и др.)

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

В нашем разделе вы найдете самые разнообразные формы занятий, проводимых воспитателями - авторами сайт, а именно: планы ознакомления детей с профессиями; ; уроки и ; экскурсии; встреч с гостями; игровые шоу и викторины; творческие и информационные проекты.

От древних ремесел до профессий будущего

Содержится в разделах:
  • Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников
Включает в себя разделы:
  • Ателье. Знакомство с профессиями портного, швеи, модельера
  • Магазин. Знакомство с профессией продавца, сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  • Повар, кондитер. Знакомство с профессией повара, экскурсия на кухню детского сада

Показаны публикации 1-10 из 4072 .
Все разделы | Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Такие разные профессии» . Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром ) Название : «Такие разные профессии » Цель : создание ситуации развития в процессе познавательной деятельности «Такие разные профессии » Задачи : 1.Создать условия для ознакомления детей с некоторыми профессиями 2 .Развивать...

Конкурс стихов "Есть такая профессия " прошёл 19 февраля 2019 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво для всех дошкольников возрастных групп . Очень скоро будем отмечать праздник Защитника отечества. И наш конкурс чтецов посвящен именно этой...

Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников - Квест-игра «В стране профессий» для старшего дошкольного возраста

Публикация «Квест-игра «В стране профессий» для старшего дошкольного...» Цель: знакомство дошкольников с профессиями посредством игровой деятельности. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о разнообразных профессиях, их названии и содержании; формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по аппликации «Строитель». Тема недели «Профессии» Тема недели «Профессии» Конспект занятия по аппликации «Строитель» Методы и приемы: практические: наклеивание вырезанных форм на основу; наглядные: образец дома; словесные: вопросы, чтение стихотворения, пояснение. Материал к деятельности -макет улицы города без домов; -бумажные...

Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ «Активные формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ» Составитель: старший воспитатель Пасько Г.В. Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую...

Презентация проекта «Все работы хороши» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Элементарные знания помогут ребенку расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек,...

Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников - Знакомство с профессией ветеринар. Конспект занятия по сказке К. Чуковского «Айболит»

Профессия Ветеринар Профессия ветеринара издавна почетна. В древние времена человек, ведающий, как вылечить скот от болезней пользовался огромным почетом, потому что от него часто зависело не только материальное благосостояние людей, но даже и жизнь. Животные стоили дорого и...

Презентация «Какие профессии у муравьёв?» Презентация для детей дошкольного возраста "Какие профессии у муравьёв?" Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию о муравьях, с помощью которой, вы просто, легко и в интересной форме, можете познакомить своих воспитанников с муравьями, их жилищем, их правилами....


Цель: познакомить детей с работой медицинской сестры в детском саду, расширить представления детей о профессии детского педиатра в больнице. Каждое утро в нашу группу приходит медицинская сестра, которая осматривает детей, желает им хорошего дня. Дети с радостью встречают...

СОД для детей подготовительной группы по познавательно - речевому развитию «Профессия повар» СОД для детей подготовительной группы по познавательно - речевому развитию с элементами экспериментирования на тему: "Профессия повар". Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, умение применять их на практике для общения с окружающими. Задачи: 1. Пополнить знания и...

В сюжетно-ролевых играх применяют всевозможные аксессуары, инструменты и оборудование. Непринужденно играя, ребята знакомятся с множеством специальностей. Среди представленных авторами игр: «Буровая», «На приёме у врача», «Больница для игрушек», «Театр», «Изобретатели», «Магазин», «Швейное ателье», «Ветлечебница», «Зоомагазин», «Дизайнерская студия», «Красивая стрижка», «Космический корабль», «Программисты-компьютерщики» и другие.

Проектная деятельность воспитателей часто совмещает исследования краеведческого характера со знакомством ребят с профессиями, которые распространены и востребованы в их местности. Потому в рамках проектов проводятся экскурсии, начиная с кухни и медпункта в родном детском саду, и заканчивая походами на крупные предприятия, телецентры, посещение ферм, пожарных и воинских частей.

Одной из важных составляющих являются занятия моделированием, конструированием, лепкой, рисованием, вышивкой, шитьем. Дети получают навыки самостоятельной работы, развивают моторику и мышцы кисти и пробуют себя в роли строителей, дизайнеров, архитекторов, швей, художников.

Викторины, КВН, развлечения и шоу педагоги, как правило, организуют для систематизации и проверки полученных знаний.

С какой из интересных профессий познакомили своих ребят именно вы?.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях .

Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.

Когда ребенка знакомить с профессиями?

Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления.

Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.

Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.

Как познакомить ребенка с профессиями?

Походы на рабочие места и экскурсии

Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.

Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.

Чтение книг

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

В. Маяковский — «Кем быть?»

А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».

С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.

Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.

В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).

Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.

Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста.

Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.

Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

Дидактический материал: детям о профессиях

Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.

Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Обучайте малышей играя!

(Все картинки в статье кликабельны, при желании их можно посмотреть в полном размере).

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. , стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания.

В процессе знакомства необходимо придерживаться определённой системы, формируя у детей чёткие представления о:

— названии профессии;

— месте работы человека этой профессии;

— материале для труда;

— орудиях труда;

— трудовых действиях;

— результатах труда;

личностных качествах, важных для представителя этой профессии;

— пользе труда для общества.

Предлагаем вашему вниманию занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Занятие «Много профессий разных»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: костюм Знайки, доска, .

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях. К нам в гости пришёл Знайка. (Появляется взрослый в образе Знайки.) Он хорошо знаком с разными профессиями и может рассказать нам о них.

Знайка. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.) Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.) Кто готовит пищу для детей? (Повар.) Кто стирает бельё? (Прачка.) Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.) Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.) Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.) Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.) Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры

Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь - не знаем.

Поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

Знайка. Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)

Давайте сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры

В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

Знайка. А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой - строителем, третий - космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)

В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он - мастер своего дела».)

Знайка. Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер