Лучшие детские фотоаппараты. Общение с ребенком во время фотосессии



Мы любим фотографию. Мы любим своих детей. Логично что, если мы найдём способ совместить фотографию с общением со своими детьми, то это будет для нас большой победой. Верно же? Конечно, верно. Вполне вероятно, что ваши дети уже достигли возраста, когда лишь только намёк на появление фотоаппарата заставляет их мистически растворяться в воздухе. Или скоро они этого возраста достигнут. Как же наслаждаться нашим дорогим хобби, не «забрасывая» при этом собственных детей на часы, а то и дни? Если дети подросли, и им надоело оставаться перед объективом, может пора перевести их из разряда «подопытных» в разряд «помощников» фотографа?

ШАГ 1 – С ЧЕГО НАЧАТЬ… КОМПОЗИЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ



Я знаю – одно только упоминание автоматического режима заставляет вас испытывать отвращение. Как правило, я с этим согласен, но настало время переступить через себя (хотя бы на время). Я веду класс детской фотографии уже три года и могу с полной уверенностью заявить, что если бы я стал учить своего сына так, как я учу своих учеников, то он вряд ли бы когда-либо ещё раз взял фотоаппарат в руки. В классе я начинаю каждый семестр с наглядных примеров. Мы разговаривает о треугольнике экспозиции ( , ).
В качестве иллюстрации я достаю старый фотоаппарат Pentax Spotmatic 1972 года и делаю то, что невозможно сделать с любой из сегодняшних зеркалок – я его открываю. Я снимаю заднюю часть. Показываю детям, как затвор остаётся открытым дольше при увеличении . Показываю, как кольцо диафрагмы работает на старых объективах. Позволяю им увидеть, что происходит в фотоаппарате. Я показываю, как все эти концепции работают на практике, на визуальном уровне. От экспозиции мы переходим к композиции, свету и так далее. Это логичная последовательность, и она работает. Эффективный подход для работы с классом, однако, такой рецепт не всегда окажется успешным, если речь идёт о собственных детях. Почему?
Потому что наши дети просто хотят проводить время с нами и фотографировать. На изучение составных частей различных механизмов они тратят достаточно времени и в школе. Если вы хотите их заинтересовать фотографией и сохранить этот интерес, то вам придётся учить детей без того, чтобы их учить.

Ага?

Но ведь вы же уже научили своих детей многому без того, чтобы усаживать их за парту и проводить «школьные» уроки. То же верно и для случая с фотографией. Хотя в классе я всегда начинаю с технической части, с сыном я начал с композиции, оставив технические подробности на потом.
Мы все знаем, что композиция – это размещение объекта съёмки и других элементов в границах кадра. Однако, что при этом нужно помнить так это то, что ваш ребёнок смотрит на мир с гораздо менее выгодной «обзорной площадки», чем вы. Поэтому начните с того, что спуститесь на детский уровень обзора и посмотрите на вещи так, как на них смотрят дети. По началу, скорее всего, будет даже полезно оставить большие зеркальные «пушки» дома, воспользовавшись компактным фотоаппаратом или даже iPhone-ом. iPhone – это удивительный композиционный инструмент. Отображение в реальном времени на экране смартфона того, что находится перед оптикой, поможет вам научить ваших детей переносить то, что они видят своими глазами, в рамки кадра.
Примерно с этого момента дети начнут творчески самовыражаться. Также вооружившись таким подходом, вы получите шанс заглянуть в голову своего ребёнка, и, возможно, научиться у него чему-нибудь, что касается креативности. В какой-то степени на данном этапе само нажатие на кнопку спуска затвора становится практически второстепенно.

ШАГ 2 – ОБЪЕКТЫ СЪЁМКИ И МЕСТА


Сначала подумайте о том, что вы считаете самым труднодоступным в основах фотографии, а затем постарайтесь «избавиться» от как можно большего числа таких камней преткновения. Чем лучше вы постараетесь, чтобы создать плодотворное окружение для своих детишек, тем выше ваши шансы на то, чтобы привить им любовь к фотографии. Неподвижные объекты съёмки – это отличный вариант для начала. Это могут быть пейзажи, домашние животные, игрушки. Да, по правде говоря, хоть трещины на дороге под вашими ногами.
Помогая детям выбрать относительно «бесстрессовый» объект съёмки на их визуальном уровне, вы увеличиваете их шансы на успех. Также не забывайте, что ваши творческие взгляды обычно ограничены вашей взрослостью. Не обременённые вашими взрослыми понятиями о творчестве ваши дети могут сгенерировать порой абсолютно невероятные собственные творческие идеи. Будьте открыты для таких идей, и обязательно давайте детям шанс постоять у руля этого путешествия.
Когда ребёнок почувствует себя более уверенным в «ловле» собственного видения в рамку, вы можете начать придумывать различные игры и задачи. К этому моменту вы поймали его заинтересованность и внимание на крючок. Задача – пойманное удержать, сделав процесс весёлым и увлекательным. Тематические фотосессии (например, «Линии», «Красное», «Двери», «Отражения» и так далее) – это отличный способ одновременно вовлечь в процесс детское воображение и расширить горизонты того, как ваш ребёнок смотрит на мир вокруг него.

ШАГ 3 – МОЖНО ЛИ ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭКСПОЗИЦИИ?



Когда дети уже «переварили» идеи о композиции и выборе объекта съёмки, они оказались в гораздо более выгодном положении не только для того, чтобы самостоятельно начать задавать вопросы, почему же их фотографии слишком светлые или слишком тёмные, но и для того, чтобы также понять ответы на эти вопросы. К этому моменту, надеюсь, что вы сами уверены в своём понимании экспозиции и взаимодополняющей связи всех трёх элементов. И ещё раз, это всё прекрасно и замечательно, но ваше 8-летнее чадо одарит вас стеклянно-непонимающим взглядом и зевнёт настолько широко, что вы сами удивитесь, если вы начнёте закидывать его фразами вроде «глубина поля резкости». И что же с этим делать? Учить наглядно с помощью примеров.
Представьте комнату с одним большим окном, завешенным шторой. Мои поздравления – вы только что зашли внутрь фотоаппарата. Вместе окно со шторой «работают» как затвор и . Если ваши дети поймут эту концепцию просто на словах – отлично! Если же нет, просто зайдите в одну из комнат вашего дома и покажите им всё сказанное. Если я только приоткрываю штору – открытие диафрагмы получается маленьким. Открывая штору больше, мы получаем большее открытие диафрагмы. Если я открою и закрою штору очень быстро, то получу меньшую выдержку. Если же открою и закрою штору медленнее, то будет больше. Продемонстрируйте это в различных комбинациях, чтобы дети поняли, как выбранные ими параметры влияют на то, сколько света поступает в комнату, и в рамках какого отрезка времени это происходит.
После того, как дети получат определённое представление о диафрагме и выдержке, можно добавить в этот «коктейль» , а объяснить данный параметр помогут обычные солнцезащитные очки. С технической точки зрения ISO не является мерой количества света, проникающего в фотоаппарат. Это мера чувствительности вашего фотоаппарата к этому свету. В данном случае взгляд на вещи в солнцезащитных очках и затем без них можно сравнить с повышением ISO. Количество света, проникающего в комнату, не изменилось, но свет определённо стал ярче после того, как вы сняли солнцезащитные очки.

ШАГ 4 – ТАК ЧТО НАСЧЁТ ВЕСЕЛЬЯ?



Полагаю, что мой самый важный совет – смотреть на происходящее в истинном свете. В первую очередь мы любим наших детей, а уже во вторую очередь – фотографию. «Ты делаешь это неправильно» или любые вариации на эту тему строго запрещены. Позвольте ошибкам и несовершенству быть. Наслаждайтесь ими и используйте их себе на пользу. Только не забывайте, что ваш ребёнок видит вас насквозь. В тот момент, когда ваш ребёнок поймёт, что вы слишком на него давите или вам скучно, всему придёт конец. Вы ведь не проснулись однажды настоящим фотографом! Вы над этим работали. При правильном наставлении ваши дети тоже смогут сделать это.
И, возможно, однажды ваш ребёнок сделает убойную фотографию, которая изменит его жизнь. И всё это благодаря вам.

Оригинал: What to Teach Your Kids about Photography
Перевод подготовил специально для сайт

Случалось ли вам видеть фотографии, сделанные детьми? Не часто их встретишь в семейных фотоальбомах. А все оттого, что мы недооцениваем возможностей нашего малыша, все время решаем за него: "Это тебе еще рано, а вот это в самый раз!" А что, если дать ребенку проявить себя? Между тем даже четырехлетний человечек уже может довольно сносно управляться с простеньким фотоаппаратом, а ребенок 5-6 лет способен разобраться в таких непростых вещах, как выдержка и диафрагма. Конечно, при условии, что мама или папа примут непосредственное участие в становлении юного фотографа. Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками - не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Инструмент или игрушка?

Конечно, первый фотоаппарат - это игрушка. И как бы серьезно ни относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь - игра. В этом нет ничего плохого. Посредством игры можно донести до малыша даже самые сложные знания, и именно так поступает большинство родителей. А вот насколько эта игра будет интересной, и как долго будет занимать малыша, во многом зависит от вас.

Из вышесказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим и "навороченным". Лучше всего отдать ребенку старую "мыльницу" (если вы купили себе новый фотоаппарат) или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Можно, конечно, снимать одним и тем же аппаратом и ребенку, и взрослому. Но собственный фотоаппарат - предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций. На мой взгляд, пленочные "мыльницы" предпочтительнее цифровых по нескольким причинам. Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки неумелы и непослушны. Любое падение может вывести цифровик из строя, а вот пленочная "мыльница", вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок. Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что цифровик обладает своими достоинствами. Прежде всего он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по-настоящему интересуется процессом создания фотографии, что ему это доставляет удовольствие и это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее: хороший цифровой или пленочный зеркальный 1 . А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. И даже "мыльницей""можно сделать весьма и весьма интересные снимки.

1 Фотоаппарат, оснащенный зеркальным видоискателем, который благодаря системе зеркал позволяет одновременно с определением границ кадра выполнять наводку объектива на резкость.

Технический ликбез

Перед тем как малыш сделает свой первый снимок, имеет смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Именно так и поступил мой отец, когда мне самой было 5 лет, и с тех пор фотоаппарат всегда со мной. Понятно, что объяснять нужно на "детском" языке, чтобы не вышло, как в старом анекдоте: "Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?" Где папа, отвечая на вопрос малыша "Почему откушенное яблоко темнеет?" начал рассказывать о двух- и трехвалентном железе.

Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри, когда вы нажимаете на кнопку.

Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта специальным веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (называется диафрагмой), попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом уже с пленки можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки - на улице или в помещении, - тем больше должно быть окошечко диафрагмы и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света.

Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках энциклопедии или в музее.

Наверняка в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие - фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке. Поворачивая объектив (вручную или автоматически), и двигая, таким образом, особое стеклышко - линзу - фотоаппарат можно "навести на резкость", т.е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство "мыльниц" делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно. Позже ребенок узнает об устройстве фотоаппарата глубже и подробнее, познакомится с физической оптикой. Но пока даже такое упрощенное представление поможет ему относиться к процессу фотосъемки более осознанно.

Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата. Самое страшное для него - это падение. Особенно в воду. И если пленочного "утопленника" еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку, прежде чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма, эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Прописные истины

Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы.

Итак, основные правила :

  • Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
  • В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
  • На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, будет лучше подойти поближе или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
  • Нельзя "обрезать" людям ноги по колено, руки по локоть и полголовы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции "макро". В простеньких "мыльницах" это 1 - 1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров - иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами "вспышка в лоб".
  • Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку. Поэтому нужно непременно следить за его положением.

Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем, не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки - самое лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа.

Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но, не настаивая и не преподнося, как единственно верное решение. Несмотря на все ваши рекомендации, какое-то время будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, творчества, обучения. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом они будут становиться все лучше и лучше.

Творческий

У фотографов есть такое понятие, как "точка съемки". Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. На фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хоть и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка. Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по-настоящему здорово, достаточно лишь присесть, чтобы фотоаппарат опустился до уровня его глаз. Вот теперь у вас получится запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, но и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный.

Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или лягте в траву и снимите бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек съемки, как будто смотрят на него разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая собирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезать на пенек, чтобы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат и как важен ее правильный выбор для того, чтобы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл.

Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике, и своих родителей - снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с малышом гулять по городу и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость - самое непостижимое детское свойство.

Приметы весны

Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом? Одна моя подруга, отправляясь на прогулку с малышом, всегда брала с собой цифровой фотоаппарат. Вместе с ребенком они фотографировали все интересное, что встречалось им во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, они еще раз вспоминали и обсуждали эти моменты. Мы с дочкой эту тему развили и расширили, устраивая тематические прогулки. Самой интересной стала фотоохота за приметами весны. Отправились мы в солнечный весенний денек в настоящее путешествие по оврагу неподалеку от дома. И везде искали приметы весны: веселые ручьи и набухшие почки на деревьях, крошечные листочки на кустах крыжовника и пушистые вербочки, желтые солнышки мать-и-мачехи и первую зеленую травку на солнечных пригорках, радостных птиц и проснувшихся насекомых... Ничего не ускользнуло от нашего взгляда. А дома на основе отснятых фотографий мы сделали компьютерную презентацию, добавив комментарии и весенние голоса птиц. Снова и снова просила Маша посмотреть фоторассказ о нашем замечательном путешествии. И уж теперь-то она точно знает, что такое весна.

Подобные экскурсии были у нас и в лесу, и у пруда, и на берегу моря во время летнего отдыха. А скоро придет время встречать с фотоаппаратом зимушку-зиму. И каждый раз это замечательная возможность для малыша лучше узнать о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн живой природы.

Предложите своему крохе сделать серию фотографий (обычных или цифровых) на определенную тему, например лес. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород и в разные времена года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа. Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.

Фотоигры

Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события, или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов.

По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно - можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе интересные фотографии безо всякой темы или в соответствии с задуманной идеей ("Что я видел у моря" или, скажем, "Моя семья"). Сделайте рамки для фотографий, используя цветной картон или порезав на полоски коробки от конфет. Разместите коллекцию фотографий на стене, соответственно оформив. Пригласите на выставку юного фотографа бабушку с дедушкой или друзей малыша. Можно приурочить событие ко дню рождения фотографа. И вполне возможно, что на следующий день рождения на вашей домашней выставке появятся работы и других малышей.

Ребенку-школьнику наверняка понравится идея сделать фотокомикс из жизни класса. В свое время, в школе, я очень увлекалась подобными фотоиграми. Для этого вместе с друзьями нужно написать сценарий будущего комикса, подобрать актеров, снять нужные кадры, наклеить их в альбом в необходимой последовательности, подписать текст и интересно оформить. А может, это будет настоящая приключенческая или детективная история? Или постановка по известной книге? Но это не только "взрослая" забава. Малыш-дошкольник также может попробовать себя в этом жанре: придумать "игрушечную историю" и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра?

Роль домашнего фотографа и оператора интересна, почетна и вместе с тем непроста. Но теперь моя старшая дочь все чаще берет в руки фотоаппарат или видеокамеру, давая мне возможность хоть иногда увидеть семейный отдых или интересную достопримечательность иначе, нежели они видны в окошке видоискателя. И даже появились редкие фотографии, на которых запечатлена я. А недавно четырехлетняя младшая дочь сама попросила научить ее фотографировать. Я вытащила с полки и вытерла пыль со старенького фотоаппарата Konica, которым давно уже никто не пользовался, и подумала, что все в этом мире повторяется, все это уже когда-то было: и сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, и распахнутая пасть бегемота в зоопарке, и фотографии, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Цифровой фотоаппарат для ребенка имеет множество применений. Он дает возможность взрослым увидеть мир с точки зрения детей. Также он является полезным обучающим инструментом, помогая малышам расширить свой словарный запас, отточить повествовательные навыки и обогатить исследовательские способности.

Взглянуть на мир глазами детей

Так почему же цифровые камеры могут революционизировать исследования о детях и обогатить представление родителей о внутреннем мире ребенка? Некоторые не доверяют высокотехнологичным игрушкам. Но история появления фотоаппарата для детей началась с цифровых камер. Они сделали всех счастливыми, даже тех, кто беспокоился о том, что электронные игрушки и игры подавляют творческие способности молодого поколения. Цифровые устройства избавили от необходимости проявления пленки, что сделало фотографию доступной для детей. Это революционное изменение, но требуется некоторое время, чтобы осознать все его последствия.

Впервые с момента появилась возможность дать даже маленьким детям камеру и позволить им делать все, что они захотят. Результаты интригуют. Фотоаппарат для детей - настоящий кладезь богатого материала об их внутреннем мире. Мы видим то, что для них важно. Мы можем увидеть мир их глазами. Если это звучит как преувеличение, то следует знать о том, что фотоаппараты используются исследователями, которые хотят понять, на что смотрят дети. Проводились эксперименты, когда камеры устанавливались на головы младенцев. Некоторые творческие исследователи создали визуальную этнографию детей, давая им камеры и анализируя результаты.

Что дети фотографируют?

Это решили установить европейские исследователи. Маленьким представителям пяти разных стран, относившимся к трем возрастным группам - 7, 11 и 15 лет, показали, как использовать настоящие фотоаппараты. Детей не обучали фотографии или эстетике. Когда ученые изучили снимки, они заметили несколько закономерностей:

  • 7-летние дети чаще фотографировали у себя дома, и они делали больше снимков своих владений (например, игрушек).
  • По сравнению с более старшими и младшими детьми, 11-летние делали больше снимков без людей. Они фотографировали вне помещений, и делали меньше постановочных фотографий.
  • В целом, 11-летние создавали самые художественные или необычные снимки. У них также получалось наибольшее количество фотографий выставочного качества.
  • Старшие дети (11- и 15-летние) были более склонны делать юмористические или глупые кадры.
  • Подростки были наиболее сосредоточены на своем социальном мире. Они делали много снимков групп детей-сверстников.
  • Дети ценят спонтанность. Старшие дети сознательно предпочитали незапланированные фотографии.
  • Старшие дети (11 и 15 лет) экспериментировали с различными фотографическими эффектами, например, с необычными ракурсами.

Так что цифровой фотоаппарат для съемки детей предоставляет много возможностей для игр и исследований. Что еще можно сделать с его помощью?

Развлечения для детей-фотографов. Истории в фотографиях

Как отмечают исследователи, дети могут использовать фотографии для иллюстрации своих собственных историй. Дети могут начинать со своих снимков и писать к ним рассказы. Или наоборот, сначала написать историю, а уже потом фотографировать.

Для детей дошкольного возраста предлагается сопоставлять снимки с текстом. Нужно предложить им из всего множества сделанных фотографий для каждой страницы текста выбрать лучшую, а затем объяснить свой выбор. Если ничего не подходит, следует выбрать другой снимок.

И наоборот, можно дать детям набор случайных фотографий и попросить их, чтобы они придумали из них историю.

Создание набора выражений лица

Нужно помочь детям создать набор «эмоциональных» фотографий - снимков людей с различными эмоциональными выражениями лица. Если их распечатать, то можно использовать их в обучающих играх.

Изучение поведения животных

Есть причина тому, что зоологи делают фотографии. Снимки позволяют захватить детали, которые либо трудно понять, либо анализировать в реальном масштабе времени. Поэтому дикую природу (и даже домашних животных) фотографируют не просто для красоты. Это инструмент научных исследований. И с зум-объективом дети смогут обнаружить, что животные гораздо интереснее, чем им казалось.

Можно брать фотоаппарат для детей на прогулки в парк, на природу и в зоопарк. И пусть дети сами решают, что им фотографировать: лапки голубя, муравьев или нос собаки. Дети выбирают эти объекты, потому что уже заинтересованы в них. И, скорее всего, результаты дадут больше возможностей для обучения, чем любое стандартное, хорошо составленное «открыточное» изображение.

Юные следопыты

Обнаружение следов животных может помочь детям оттачивать аналитические и пространственные навыки. Фотоаппарат для детей позволяет им сохранять найденные следы и просматривать их снова и снова. Можно показать детям, как разместить на снимке монету или другой объект, чтобы дать зрителю ощущение масштаба. И пусть дети ведут записи своих находок.

Организация выставок и показов

Создание фотопоказов и коллекций снимков само по себе очень интересно. Следует поощрять детей сохранять фотографии в альбомах или книгах для газетных вырезок. А любимые, особые снимки с высоким разрешением можно проецировать на стену.

Течение времени

Как ваша семейная кухня меняется в течение дня? Что происходит с кубиком льда, когда он тает? Фотография помогает детям фиксировать изменения и размышлять о течении времени. Вот некоторые примеры:

  • Используйте фотоаппарат для детей, чтобы заснять, как цветок (например, ипомея) открывается на рассвете и закрывается в ночное время.
  • Поместите растение рядом с источником солнечного света и фотографируйте его ежедневно. Можно зафиксировать процесс фототаксиса - роста растения в направлении света.
  • Попробуйте снимать один и тот же пейзаж в разных погодных условиях.
  • Сфотографируйте ход уборки или ремонта дома.
  • Сделайте леденцы и поместите их в сахарный сироп, ежедневно делая снимки, чтобы зафиксировать процесс роста кристаллов сахара.
  • Положите печенье или другую еду у муравьиной тропы и фотографируйте каждые несколько часов.

Предположим, вы согласились с необходимостью приобрести фотоаппарат для детей. Настоящий, цифровой. Что дальше? Вот несколько советов.

Пусть дети используют камеру без постоянного присмотра. Если родители желают увидеть мир с точки зрения своего ребенка, то его следует оставить в покое. Это необходимо сделать потому, что взрослые изменяют способ использования детьми фотоаппаратов. У них есть собственные представления о том, что дети должны фотографировать. Родители рассказывают детям про фотоаппарат и говорят им, как делать хорошие снимки. И даже если не вмешиваться, одно только присутствие взрослых может повлиять на результат.

В одном исследовании детям дали камеры и сравнили две группы. Одна из них снимала в присутствии взрослого, а другая оставалась без присмотра. Хотя взрослый не давал детям никаких указаний о том, что фотографировать, само его присутствие имело эффект: дети ограничивались обычными объектами. Вторая группа делала очень разные снимки. В основном это были укромные уголки, такие как коридоры, уютные местечки и ванные комнаты. И предмет съемки был более выражен (например, фотографии шалящих детей).

Никто не захочет давать детям дорогую камеру и оставлять их без присмотра. Но в поиске подходящей модели, которая должна быть одновременно прочной и недорогой, следует быть осторожным с экономией на ее функциональных возможностях, которые сделают фотоаппарат вашего ребенка действительно полезным инструментом обучения.

Мегапиксели

Многие цифровые камеры для детей, т. е. специально для них предназначенные, часто имеют низкое разрешение - 1,3 Мп или меньше. Этого может быть достаточно для удовлетворения основной цели, особенно если не планируется печатать фотографий. Но многие, в том числе дети дошкольного возраста, жалуются на неудовлетворительное качество изображения. Если планируется печать снимков нормального размера (например, 10 х 15 см), то понадобится камера с разрешением не менее 4 Мп. А если понадобится большее увеличение, то потребуется сенсор с более 5 Мп. Технология постоянно меняется, и разные люди могут иметь разные стандарты. Лучше убедиться в качестве снимков самому.

Увеличение

Оптический зум лучше, чем цифровой. Почему? Цифровой зум просто увеличивает пиксели, поэтому получается больше «снега» и «шума».

Возможность расширения памяти

Следует иметь дополнительную карту памяти. Дети снимают очень много. И если нет желания каждый час освобождать место на карте, то нужно заранее побеспокоиться о ее достаточной емкости.

Батарейки

Некоторые камеры работают на что чрезвычайно удобно. Можно использовать аккумуляторы NiMH или одноразовые источники питания. Заряд, правда, быстро заканчивается, поэтому следует всегда иметь запас заряженных аккумуляторов под рукой. В зависимости от того, сколько снимков можно сделать за один комплект батарей, это будет причинять слишком много беспокойства.

В качестве альтернативы можно купить камеру с фирменными аккумуляторами. Они работают дольше. Но есть две проблемы:

  • если аккумулятор разрядится в неподходящий момент, то придется его подзарядить, прежде чем продолжить съемку;
  • фирменную батарею в конечном итоге придется менять - они стоят дорого и могут быть недоступны, если модель камеры устареет.

По этим причинам во время приобретения камеры некоторые покупают дополнительный аккумулятор.

Настоящий фотоаппарат для ребенка 3 лет будет преждевременным: батарейки не съедобны, карты памяти могут вызвать удушье, камера может нанести вред, если ее бросать в людей и т. д. Ниже представлены лучшие варианты камеры для детей, отсортированные по возрастному диапазону. Многие модели специально для юных фотолюбителей не предназначены, но с соблюдением очевидных предостережений их можно использовать.

5-8 лет: VTech Kidizoom

Покупая фотоаппарат ребенку 6 лет, вероятно, тратить слишком много не захочется. Также важна и долговечность камеры. Устройство должно быть легким, чтобы не разбиться при первом же падении, и чем оно будет проще, тем лучше.

Первый фотоаппарат для ребенка 7 лет должен быть крепким и недорогим, и VTech Kidizoom Connect отвечает этим требованиям. Эта прочная 1,3-мегапиксельная камера-игрушка поставляется со 128 МБ встроенной памяти, имеет 4-кратный цифровой зум, а также она может снимать видео. Более дорогая модель «плюс» оснащена 2-Мп сенсором, 256 МБ встроенной памяти и слотом для SD-карты для детей, которые выросли из того возраста, когда суют их себе в рот. Питание обеспечивают 4 батареи AA. Есть 1,8-дюймовый ЖК-дисплей.

Nikon Coolpix S3

Kidizoom - это игрушка, но водонепроницаемая модель представляет собой реальную камеру начального уровня, созданную специально для использования ребенком или семьей. Ее широкоугольный с 3-кратным оптический зумом объектив (эквивалент 30-90 мм) предлагает только цифровую стабилизацию изображения, но ключевыми моментами этой 13,2-мегапиксельной камеры являются долговечность и простота использования. для детей выдерживает падения с высоты 120 см. И также его можно погружать в воду на глубину до 5 м (или пользоваться им в ванной или душе). Имеется и режим подводной съемки, симулятор наклона (режим «Диорама») и функция одноцветной изоляции (режим выделения цвета), которая позволяет малышу проявить больше творческой активности.

S33 снимает видео с разрешением 1080p, а диапазон ISO 80-1600 означает, что ребенок будет иметь возможность продолжать съемки даже в условиях низкой освещенности. Питание обеспечивает литий-ионный аккумулятор.

8-10 лет: Pentax WG-10

Фотоаппарат для детей этого возраста все еще должен быть прочным, и есть несколько камер, которые могут подойти для учеников начальной школы. Все модели доступны в разных вариантах цветов, которые младшие дети смогут оценить, и обеспечивают определенную степень ручного управления, полезную для детей старшего возраста, поскольку они уже хотят больше узнать о фотографии.

Большинство 8-10-летних мальчишек, вероятно, любят стиль гоночных автомобилей, а кольцо светодиодных огней, которые окружают его 5х зум-объектив (28-140 мм) Pentax WG-10, еще больше увеличит его «крутизну». Водонепроницаемый и противоударный фотоаппарат для ребенка с разрешением 14 Мп выдерживает погружение на глубину до 10 м, падение с высоты в полтора метра и силу удара до 100 кг, при этом обладая морозостойкостью и пыленепроницаемостью.

WG-10 позволяет снимать 720p-видео, но пока предлагает только цифровую стабилизацию изображения. Диапазон ISO щедрый: 80-6400. Пять светодиодов работают в режиме «цифрового микроскопа», который, по существу, является режимом макросъемки. Ручное управление отсутствует, но недостатка в выборе режимов съемки нет - 25 вариантов включают программы авто, панораму, подводную фото- и киносъемку. Отличается наличием 2,7-дюймового заднего ЖК-экрана и литий-ионного аккумулятора.

Sony Cyber-shot DSC-TF1

Не менее прочный, но чуть более стильный Cyber-Shot TF1 может предложить многое. Автоматика Sony является одной из лучших на рынке, а износоустойчивый TF1 будет интересно использовать молодым фотографам. Он предлагает оптически стабилизированный объектив с 4-кратным зумом (25-100 мм), 16-Мп сенсор, водонепроницаемость (до 10 м), ударопрочность (1,5 м), морозостойкость и пыленепроницаемость.

Детям понравится режим панорамной съемки, у которого есть и подводные установки, а также набор опций ретуширования («Игрушечная камера», «Частичный цвет», «Эффекты красоты»). Диапазон ISO камеры охватывает значения от 100 до 3200. Можно снимать видео с разрешением 720p. Следует отметить, что TF1 записывает данные на карты MicroSD и MicroSDHC. Поэтому следует быть осторожным, так как они достаточно малы и могут представлять опасность для детей младшего возраста. Отличается 2,7-дюймовым ЖК-экраном и литий-ионным аккумулятором.

Детям постарше: Olympus TG-4

Прочность, возможно, не так важна для этой возрастной группы, но это зависит от ребенка. Здесь представлены камеры для тех детей, которые научились не бросаться ценными вещами. Они дают немного свободы для роста ребенка от автоматической съемки, если он станет более уверенным в своих силах.

Для непосед или тех, кто роняет дорогую электронику, Olympus TG-4 является хорошим выбором. Он хорошо сделан, отзывчивый, полнофункциональный и делает отличные снимки сенсором в 16 Мп. У аппарата имеются автоматические режимы съемки, но он открывает мир ручной экспозиции для детей старшего возраста, которые готовы заняться более серьезной фотографией. Другие функции включают многочисленные художественные фильтры, Full HD-видеозапись, а также поддержку линз «рыбий глаз» и телеобъектива. У камеры очень хорошее время автономной работы, которого хватает на целый день сьемок. TG-4 водонепроницаем до глубины выдерживает падение с высоты до 2,1 м, его ударопрочность составляет 50 Н и морозостойкость - до -10 °C. Есть Wi-Fi для быстрого обмена снимками, а приемник GPS позволит начинающим фотографам посмотреть на карте места, где они были сделаны.

Panasonic Lumix DMC-ZS50

Для ребенка, которому можно доверить более хрупкую камеру, предлагается Panasonic Lumix DMC-ZS50. Это отличный фотоаппарат для отпуска благодаря длиннофокусному 24-720-мм (30х) объективу и ультра-компактному корпусу. Камера быстро фокусируется и производит непрерывную съемку. Кадр можно отследить на 3-дюймовом ЖК-мониторе или в небольшом электронном видоискателе. Камера может записывать Full HD - видео со стабилизацией изображения, что позволяет уменьшить сотрясения устройства.

ZS50 предлагает более продвинутое ручное управление, чем TG-4, так что если нужно обучить многообещающего фотографа премудростям работы с диафрагмой и выдержкой или вручную наводить фокус, ZS50 является камерой, которая на это способна.

IPod Touch

Хотя, возможно, еще слишком рано покупать детям iPhone, но к неизбежному можно подготовиться, приобретя iPod Touch. Это, по существу, iPhone без телефона, что означает доступ к сотням тысяч приложений, многие из которых связаны с фотографированием, обменом снимками через Wi-Fi и другими вещами, сделавшими «Айфоны» самыми популярными телефонами в мире.

Обладает сенсором CMOS, разрешением 8 Мп и f2,4, 29-мм объективом, а также фронтальной камерой с более низким разрешением для селфи. Устройство имеет функциональные возможности «обычного» фотоаппарата, есть впечатляющие авто-HDR и панорама. iPod Touch также может записывать видео в разрешении Full HD с опциями замедленной и покадровой съемки. Об экране можно только мечтать, так как 4-дюймовый Retina-дисплей действительно превосходный. Можно даже добавить дополнительные линзы от Olloclip.

Попробуйте дать в руки ребенку фотоаппарат, и вы увидите мир глазами вашего ребенка. Этот мир потрясающе чудесен и удивителен.

Ребенок видит привычные для нас вещи совершенно по-другому, хотя бы потому, что он смотрит на мир снизу вверх. И благодаря деткам вы получите свежие и необычные кадры: голубое небо с одним облаком, лепесток цветка крупным планом, трещины на асфальте, лапу собаки.

Маленький фотограф

Каждый раз, разглядывая фотографии сделанные дочкой, я восхищаюсь. Я бы никогда не сфотографировала предмет именно так, как это делает Аня.

Благодаря таким фотографиям мы можем лучше узнать своего ребенка. А как же интересно наблюдать за малышом, бегающим повсюду с фотоаппаратом. Наша дочка, например, пыталась сфотографировать свои же ноги в прыжке. Забавно.

Фотосъемка поможет ребенку открыть свой творческий и художественный потенциал, развить чувство прекрасного, и даже почувствовать себя немного взрослее.

Не бойтесь дать фотоаппарат в руки ребенку . Вы выиграете намного больше, чем проиграете.

Идея научить дочку фотографировать у меня появилась, когда ей было около 2-х лет. А реализовалась в 3 года и 5 мес. Возможно это случилось бы и раньше, но я просто не могла дать ей в руки свой дорогостоящий зеркальный фотоаппарат.

Поэтому мы купили «мыльницу». Для дочки. И на случай, если маме лень нести с собой тяжелую технику:).

Для начала объясните ребенку основные правила обращения с фотоаппаратом:

  • Ремешок фотоаппарата всегда должен быть одет на руке. Даже тогда, когда малыш достает фотоаппарат из чехла.
  • Фотоаппарат это сложная техника: если упадет — сломается. И особенно опасно, если фотоаппарат упадет в воду.
  • Нельзя трогать пальцами объектив, потому что на снимках появятся пятна.
  • После съемки фотоаппарат всегда нужно выключать и убирать в чехол.
  • Фотоаппарат – не игрушка. С ним нельзя бегать и скакать.

Думаю, что не стоит сразу рассказывать ребенку все, что вы знаете про фотоаппарат. Хотя многое зависит от возраста, в котором ребенок сделает свой первый кадр.

В 3,5 года для начала я показала дочке всего три кнопки:

  • кнопку включения фотоаппарата;
  • кнопку для съемки кадра;
  • и кнопку просмотра фотографий.

После того, как Аня немного поснимала (прошел день-два) и почувствовала некоторую уверенность в своих действиях, я объяснила ей основные правила фотосъемки и назвала основные «детали» фотоаппарата.

Правила фотосъемки – доступно для детей

  • Держи фотоаппарат крепко двумя руками.
  • Пальчики не должны закрывать объектив и вспышку.
  • Жди, пока на экране появится готовый кадр – до этого момента шевелить руками нельзя.
  • То, что ты видишь на экране (в видоискателе) будет отражено на фотографии.

Именно в этот момент я научила дочку приближать или отдалять кадр, чтобы снять картинку именно так, как она хочет.

О конструкции фотоаппарата ребенку нужно рассказать минимум на «детском» языке не вдаваясь в подробности:

  • объектив – как наш глаз смотрит на картинку, а когда ты нажимаешь на кнопочку, фотоаппарат сохраняет её;
  • вспышка – освещает кадр;
  • видоискатель – нужен для тебя, чтобы видеть какая фотография получится.

Обо всем этом я рассказывала дочке «в процессе», так она лучше усваивает информацию.

Следующее о чем я расскажу Ане – о точке фокуса. Важно чтобы предмет, который ребенок хочет сфотографировать был четким. Поэтому нужно следить за фокусом кадра.

Композиция кадра

То чему НЕ нужно учить маленького ребенка – это композиции кадра. Не нужно навязывать свое мнение о том, как фотография будет выглядеть лучше. Так вы зарубите на корню творческий потенциал ребенка. Пусть ребенок сам пройдет свой путь творческого поиска. Именно это и увлекает детей в фотографии.

Рассматривайте вместе снимки, обсуждайте удачные и неудачные кадры, делайте выводы и ищите ошибки. Пусть ребенок расскажет, какие фотографии ему нравятся, а какие нет и почему.

Со временем ребенок сам поймет, что не нужно фотографировать маму без головы, и научиться обращать внимание на композицию кадра.

Фотоигры с ребенком

И наконец, с фотоаппаратом можно придумать множество веселых игр. Эти игры позволят ребенку развивать свое воображение. А нас, взрослых, они научат смотреть на мир детским глазами.

Изучаем времена года

Возьмите фотоаппарат на прогулку и снимайте все приметы осени: желтые листья, голые веточки деревьев, сухую траву, лужи на асфальте, нахохлившихся воробьев.

Кроме того, что ребенок укрепит свои навыки в фотографии, эта игра:

  • поднимает настроение;
  • развивает наблюдательность;
  • помогает запомнить и на практике изучить времена года;

Да, и вы тоже возьмите с собой фотоаппарат, вместе снимать веселее. Удачные кадры можно распечатать для .

Развиваем наблюдательность

Можно сделать тематическую прогулку и фотографировать: все красное, все встречающиеся цифры, всех птиц или собак, все вывески. Что еще подскажет ваша фантазия?

Выставка

Дома можно устроить выставку детских фоторабот. Распечатайте интересные фотографии (только выбирайте их вместе с ребенком) и разместите их на стене, на холодильнике или магнитной доске. Можно натянуть несколько веревочек на стене и развесить фотографии на прищепки. Пригласите на выставку папу, бабушку. И обязательно подпишите работы.

Вот так весело можно провести время вместе с вашим маленьким фотографом!

Фотографию как творчество, как искусство, любят многие. Многие посвящают этому увлекательному делу массу не всегда свободного времени и сил. Точно так же мы любим и своих детей. А что, если совместить занятия фотографическим творчеством с полезным времяпрепровождением со своими детьми? Нам кажется, что это вполне может стать серьезной победой.

Очень даже можно допустить, что ваш сын или дочка находятся в том возрасте, в котором лишь одно слово про фотокамеру пугает их, и они стремительно покидают помещение. А если такого возраста они еще не достигли - то достигнут совсем скоро. И какой же найти выход из этой ситуации? Как нам, взрослым, суметь получать удовольствие от любимого дела - фотографии, и при этом не забывать про собственных наследников на долгое время?

Короче, если ваши дети уже достаточно подросли, и им стало совсем не интересно быть папиной или маминой фотомоделью, то это означает, что пришло время из моделей превратить их в своих помощников, так сказать, папиных или маминых ассистентов.

Как нам это сделать? Не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Итак, начинаем.

Первый шаг. Автоматический режим и композиция

Стоит только завести разговор об автоматических режимах фотографии, многие, даже не профессиональные, но достаточно подготовленные фотографы, начинают махать руками и затыкать уши. Фи - говорят они. Такие разговоры у них вызывают не то чтобы раздражение, а порой даже и отвращение. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но, тем не менее, на каком-то начальном этапе работы с собственным ребенком вам будет необходимо перебороть себя. Переступить через «немогу». Нужно однажды сделать это. Как рассказывает один из преподавателей детской школы фотографии, имеющий достаточно серьезный опыт работы в этом деле, учить своего сына фотографии дома так, как он учит своих учеников в классе, он бы ни в коем случае не стал. Он твердо убежден, что если бы учил своего ребенка по той же системе, что и учеников в школе, тот никогда бы не взял в руки фотокамеру. В школе же этот педагог каждый урок начинает с наглядных примеров. Например, заводя речь об экспозиции, он показывает им старенький зеркальный пленочный фотоаппарат. Снимает с него заднюю крышку и показывает детям реальные шторки затвора, другие узлы и механизмы, демонстрирует их работу. И ученикам сразу становится ясно - что такое выдержка. Они без труда понимают, что чем больше времени открыт затвор фотоаппарата, тем больше света попадает на светоприемник. Точно так же и с диафрагмой. Всю работу фотоаппарата ученики видят собственными глазами. Все то, что происходит в момент съемки в закрытой сегодня цифровой камере, на примере пленочного фотоаппарата становится им понятным. И лишь потом педагог этой фотошколы начинает объяснять своим юным ученикам основы композиции, работы со светом и многое другое.

Прекрасная методика для работы с группой учеников, не правда ли? Но если по этой методике обучать фотографии собственного ребенка дома - то, уверяем вас, далеко не всегда это может привести к желаемому результату. В чем же кроется причина такого неуспеха? Дело в том, что всевозможную теорию они изучают в обычной школе. И в школе же им надоело сидение за партами, общение на уровне «учитель - ученик», вопросы и ответы у доски, домашние задания, контрольные работы и прочее, и прочее. А тут дома этими же заморочками будет пичкать мама или папа. Ну какому ребенку, скажите, это может понравится? И вам бы самим не понравилось, согласитесь. Наши дети хотят от нас живого, непосредственного общения, хотят просто фотографировать с нами, не более того. И вот в этом общении их и нужно учить. Проще говоря, учить своих детей без внешних ярко выраженных признаков процессов обучения.

Большинство родителей многому научили своих детей еще до того, как они пошли в школу. Тот же самый принцип очень хорошо подходит и для знакомства собственного ребенка с искусством и практикой фотографии. Как уверяет уже упомянутый педагог детской фотошколы, уроки со своими учениками в классе он всегда начинает с изучения технических аспектов фотографии. А вот дома занятия фотографией с собственным сыном он начал со знакомства с основами композиции, отложив на потом устройство фотоаппарата.

Всем известно, что композиция - это некие законы и правила размещения объектов на плоскости. В случае с фотографией - это расположение объектов съемки в рамках, очерченных границами кадра. Но педагогу, человеку взрослому, при работе с детьми нужно учитывать одну деталь, про которую многие часто забывают. Дело в том, что ребенок несколько по-иному смотрит на мир, нежели взрослый. Его точка зрения, если так можно выразиться, менее выгодна, чем точка зрения взрослого фотографа. Вот поэтому прежде чем начать заниматься фотографией с собственным ребенком нужно постараться опуститься на его уровень, попробовать посмотреть на окружающий мир, на всё то, что находится вокруг нас, его, ребячьими глазами. Выходя на съемку с целью научить чему-то своего ребенка, можно вообще оставить дома свои крутые зеркалки. Возьмите лучше простенький компакт. Да даже и iPhone для этой цели прекрасно подойдет. iPhone вообще замечательная штука для того, чтобы изучать композицию фотографического кадра. На его экране в реальном времени отображается всё то, что находится перед объективом. Именно это и позволяет взрослому родителю-учителю показать своему ребенку-ученику на практике то, как нужно грамотно и правильно переносить всю эту картинку в границы кадра. Как раз в эти минуты у вашего ученика и включается творческое мышление, он начинает пробовать самовыразиться в процессе фотографирования. Более того, применяя на практике такую методику обучения, вы получаете великолепную возможность получше, поглубже проникнуть в мысли своего собственного ребенка. Вполне возможно, что вы подсмотрите в этих его мыслях что-то полезное и интересное для себя, для своего дальнейшего творчества.

На этом этапе собственно нажатие на спусковую кнопку фотоаппарата уходит на второй план. Главное - научить маленького человека творчески мыслить.

Второй шаг. Что снимать.

Теперь вам нужно подумать о том, что, по вашему мнению, в основах фотоискусства самое сложное и непонятное. Вспомните те времена, когда вы сами начинали постигать фотографию. Что для вас тогда было самым неинтересным, самым сложным? Воскресите в своей памяти всё это и - постарайтесь от всего этого избавиться! Чем больше вы приложите для этого усилий, тем увереннее гарантия того, что искусство фотографии заинтересует вашего ребенка.

Для начала давайте попробуем фотографировать неподвижные и привычные в быту объекты, вещи и предметы. Ну, например, вид из окна вашего жилища, мебель, в вашей комнате, игрушки ребенка… Объектом съемки может стать всё что угодно, хоть забор в вашем дворе, хоть крышка канализационного люка на вашей улице. Помогите ребенку выбрать объект съемки. Пусть этот объект будет «бесстрессовым», понятным ему. Если этот выбор будет сделан правильно, то шансы на успех станут намного реальнее. Тут нужно понять и принять то, что ваши закостенелые творческие взгляды на мир, на фотографию в целом, несколько ограничиваются вашей взрослостью и опытностью. Дети же непосредственны и естественны, их не давит опыт прошлого, взрослые понятия о творчестве, знания основ композиции. Как раз это и позволяет им выдвигать порой невообразимые, невероятные творческие идеи, находить оригинальнейшие композиционные, цветовые и световые решения. Вам, и как учителю, и как родителю, нужно стараться быть как можно открытее для этих детских идей. Не бойтесь, разрешайте ребенку генерировать эти идеи. Не сковывайте его творческий порыв, не подрезайте крылышки этому юному творцу в самом начале его творческого полета!

После того, как ваш ученик станет несколько увереннее чувствовать себя при ловле в рамку фотографического кадра своих мыслей, наступает пора поиграть с ним в новые игры, поставить перед ним новые задачи. Это как раз тот период, когда интерес ребенка к фотографии пойман вами. Теперь вашей главной задачей становится удержать то, что вы вместе с ребенком поймали. Не растерять эту драгоценность, не распылить ее. Превратить процесс дальнейшего обучения в веселый, завлекающий, интригующий. Для этого есть отличный способ - тематические фотосессии. Ну, например, «треугольники», «окна», «синее», «вода», «стены» и т.д. Такие фотосессии вовлекут в творческий процесс обучения воображение вашего ученика, расширят его фотографический, да и не только фотографический, взгляд на мир, на всё то, что его окружает.

Третий шаг. Может быть, уже пора завести разговор об экспозиции?

Ну вот. Ваш ребенок познакомился с композицией, узнал, как выбирать то, что снимать. Теперь он находится в выгоднейшем положении! Он уже может начать задавать вам вопросы о том, например, почему фотографии получаются темнее, чем ему хочется, или светлее. Почему они резкие, а почему нерезкие. Более того, он уже сам может попытаться ответить на эти вопросы, сам может кое в чем разобраться! К этому моменту, хочется думать, что вы и сами будете уверены в своем понимании экспозиции и взаимодействии выдержки, диафрагмы и светочувствительности. На первый взгляд, всё выглядит просто замечательным. Но… Но ваш любимый сын смотрит на вас совершенно непонимающими глазенками, хлопая при этом длинными ресницами… Ну что вы удивляетесь? Зачем пытаетесь ему объяснить, что такое глубина резко изображаемого пространства? Он еще не понимает этого. Рано ему еще это понимать.

Ну и что теперь прикажете делать? Как разрулить ситуацию? Всё достаточно просто. Даже проще, чем может показаться. Нужно продолжать обучение вашего чада наглядно и с помощью примеров.

Зайдите в одну из комнат своего дома. В такую, в которой одно окно. Закройте шторы. Всё. Теперь вы находитесь внутри фотоаппарата. Стены комнаты - это светонепроницаемый корпус фотокамеры, а окно и шторы на нем - это огромная действующая модель затвора и диафрагмы. Хорошо, если ваш ребенок поймет это сразу, с ваших слов. Если не поймет - приведите модель в действие. Приоткройте шторы чуть-чуть. Это будет маленькое отверстие диафрагмы. Раздвиньте их полностью, дайте свету с улицы широкую дорогу. Вот вам и полное открытие диафрагмы. А теперь опять закройте шторы. И откройте их на секунду. И снова закройте. Это сработал затвор. Это - выдержка. Откройте и закройте шторы медленно. Вам уже понятно, что это будет моделирование длинной выдержки? А теперь переходим к комбинациям ширины открытия штор и времени их открытия. Понятно зачем? Всё правильно. Так на вашей модели затвора вы покажете ребенку, что такое экспозиция и как можно регулировать количество света, которое попадает внутрь фотокамеры. Теперь любой ребенок легко поймет это.

Следующий этап, следующий вопрос. Как объяснить ребенку, что такое светочувствительность и как показать ему это на нашей модели фотоаппарата? Тут вам на помощь придут самые обыкновенные солнцезащитные очки. Все мы, взрослые фотографы, прекрасно знаем, что светочувствительность, то есть значение ISO, это не мера количества света, который проникает на светоприемник фотокамеры. ISO - это мера чувствительности матрицы (или раньше - фотопленки) к попадаемому на нее свету. Всё это можно легко объяснить ребенку, посмотрев на опыты, которые мы ему демонстрируем, через солнцезащитные очки и без них. Таким нехитрым способом вы легко докажете ему, что количество света, который проник сквозь окно в комнату, осталось неизменным, независимо от того, в очках вы сейчас или без очков. Но вот если вы в очках - то вы видите меньше света. Если очки снять - света вы увидите больше.

Четвертый шаг. Повеселимся?

Теперь настало время самого важного совета, самой главной рекомендации. Вот она: на всё происходящее нужно смотреть в истинном свете. О чем это мы? А вот о чем. Кто же будет спорить с тем, что в первую очередь мы любим своего ненаглядного ребенка, а уж только потом - фотографию? Во всем процессе домашнего обучения фразы типа «Ты делаешь это неправильно» и им подобные должны быть запрещены. Причем, запрещены категорически (вспомните табличку, которая висит на некоторых дверях: «посторонним вход строго запрещен»)! Дайте своему любимому ученику, собственному ребенку, право на ошибку. Несовершенство в его работе непременно должно присутствовать. Вы должны научиться наслаждаться этим, а не раздражаться подобными проявлениями творчества. Используйте эти ошибки на пользу себе. Но при этом ни в коем случае не забывайте, что ваш ребенок - это ваш ребенок и он видит вас как рентген - насквозь. Как только он поймет, что вы чересчур стали на него давить, что вам стало скучно общаться с ним, всему обучению наступит конец. Все ваши усилия по восстановлению контакта при обучении фотографии станут попросту тщетными. Вспомните себя, когда вы учились фотографировать, когда вы только что взяли в руки фотоаппарат. Ведь настоящим и опытным фотографом вы стали не за один день, не за один час. Вы долго и упорно шли к этому. Вы работали над собой. И если вы будете своему ребенку хорошим и ненавязчивым наставником, а не просто родителем, то и он станет хорошим мастером своего, то есть вашего уже общего дела. И, кто знает, вполне возможно, когда-нибудь создаст настоящий шедевр и превзойдет своего учителя. То есть вас.