Критерии и показатели деятельности таможенных органов рф. Повышение производительности труда в таможенных органах

Ограниченные экономические ресурсы в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы .

Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Таможенные органы выполняют несколько функций, таким образом, мы можем говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

При оценке деятельности органов государственной исполнительной власти шире стали использоваться такие методы, как анализ затраты-выгоды, анализ затрат, с которыми сопряжено получение государственных услуг, изучение сопряженных рисков. В соответствии с законом № 311 – ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основными критериями оценки деятельности таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из этих основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок, согласно которому оценку эффективности применения мер таможенного администрирования могут давать лица, осуществляющие ввоз (вывоз) товаров в Российскую Федерацию, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в целях согласования общественно значимых интересов этих лиц.



Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в сравнении с затратами ресурсов. Критерии оценки деятельности таможенных органов должны отвечать следующим требованиям:

Соответствовать функциям (задачами) органа;

Определяться на основе постоянной отчетности;

Показывать, насколько государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а исполнение функций отвечает установленным регламентам.

Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат.

Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ФТС РФ, РТУ, таможни и таможенные посты). Нормативными актами ФТС России установлены показатели оценки деятельности для таможенных органов и их структурных подразделений. Некоторые из показателей эффективности деятельности ФТС России приведены в приложении к разделу.

Показатель суммы собираемых таможенных платежей сам по себе нельзя рассматривать в качестве показателя эффективности деятельности таможенной службы в целом и отдельных таможенных органов, зависящего от затрат определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены внешними факторами.

На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов. Тем более приведенные показатели не могут служить оценкой работы отдельной таможни или поста.

Следовательно, одним из показателей эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета. Эффективность применения такого критерия во многом зависит от совершенствования регионального планирования таможенных платежей, установления обоснованного расчетного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов.

Тенденция в мировой торговле к снижению средних ставок таможенного тарифа не уменьшает ответственности таможенных служб за наполнение доходов бюджета в соответствии с национальными особенностями экономик. Это остается важной функцией таможенных служб всех стран.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов, как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведения о таких видах нарушений технологии контроля, как ошибки в оформлении электронных таможенных документов, несвоевременное уведомление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, неподтверждение получения документов, отсутствие ответов на запросы.

Подобные нарушения в работе по оформлению необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием . Показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

В связи с возникновением новых рынков, ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на издержки, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они существенно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти издержки ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование – упрощение таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ею участников ВЭД. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).

Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемых с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – все это важные факторы принятия рациональных решений в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например, Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовываться на уровне международных конвенций.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных по международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели таможенного контроля.

Эффект противодействия преступлениям выражается в показателях о количестве фактов пресечения контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, изъятых предметов контрабанды, сильнодействующих лекарственных веществ, наркотических средств, сумме предотвращенного ущерба государства от возможных противоправных действий, количестве возбужденных и выигранных дел по фактам нарушения таможенного законодательства.

Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. Одним из аспектов этого вопроса и является оценка издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, так как эти издержки, включенные предпринимателем в издержки производства и реализации товаров, услуг снижают конкурентоспособность национальной продукции. Неэффективное таможенное администрирование может способствовать нерациональному товародвижению и использованию транспорта, размещению объектов складской инфраструктуры. В этом случае правомерно, на наш взгляд, говорить о косвенном влиянии таможенного дела на экономическое развитие и качество жизни населения.

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра таможенного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Система показателей эффективности (результативности)

деятельности таможенных органов»

Выполнила: студентка 3-го курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа Т 073 О.А. Сафронова

Подпись___________________________

Научный руководитель: О.А. Громенко,

Подпись_________________________

Введение………………………………………………………………………..

1. Эффективность деятельности ………………....

1.2. Система показателей эффективности……...

2. Основные понятия показателей эффективности таможенной деятельности ………………………………………………………….

2.1 . Подходы к выбору эффективности таможенной деятельности……………….................................................................

2.2.Показатели таможенной службы и эффективности таможенной деятельности……………………….

2.3.Факторы эффективности в управлении таможенным делом……………………………………………….

3. Оценка деятельности таможенных органов…….

3.1. Проблемы оценки результативности деятельности таможенных органов……………...................................................................................

3.2. Пути решения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………...

Список использованных источников……………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПАНИИ «МИКРОТЕСТ»

Компания «Микротест» - лидер российского рынка системной интеграции и консалтинга в части реализации наиболее сложных проектов.

Основными направлениями деятельности «Микротест» являются: управленческий консалтинг, внедрение бизнес-приложений, построение ИТ-инфраструктуры и профессиональные ИТ-услуги.

Глубокое понимание бизнеса клиента, выявление и тщательный анализ причин, препятствующих его развитию, позволяет предложить оптимальные варианты решения наиболее актуальных бизнес-задач и, в рамках каждого проекта, достичь максимального экономического результата для клиента.

Сегодня в «Микротест» работает более 650 сотрудников. Это самые талантливые специалисты в России, имеющие значительный опыт выполнения различных проектов, как по масштабу, так и степени сложности. Эксперты «Микротест» постоянно совершенствуют свои знания и имеют на сегодняшний день свыше 1000 действующих сертификатов ведущих мировых производителей оборудования и программного обеспечения. Работа каждого из них является образцом профессионализма во всех сферах деятельности и видах услуг, которые оказываются.

За 20 лет работы «Микротест» реализовал более 8900 проектов для предприятий и организаций финансового сектора, промышленности, транспорта, торговли, энергетики, добычи и переработки нефти и газа, телекоммуникаций, органов государственного управления.

1.2.Система показателей эффективности компании

"Микротест" на примере транспортных предприятий

Эффективность управления транспортными предприятиями в первую очередь зависит от качества управления затратами на осуществление своей деятельности. В частности, возможность контролировать расход горюче-смазочных материалов и запасных частей, являющихся основной статьей расходов, позволяет значительно снизить издержки на эксплуатацию транспортных средств. "Микротест" предлагает транспортным компаниям уникальное решение, позволяющее решить все ключевые задачи управления в рамках всего жизненного цикла транспортных средств – от детализированного учета расходных материалов до управления сроками технического обслуживания и выбытием транспорта из эксплуатации.

Комплексное решение для управления транспортными компаниями предоставляет мощные инструменты, обеспечивающие достижение максимальной результативности работы всех подразделений. Решение "Микротест" позволяет повысить прозрачность и прибыльность деятельности компании за счет:

  • Планирования и контроля затрат
  • Управления себестоимостью
  • Планирования и управления эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств в рамках жизненного цикла
  • Повышения эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов

Планирование и контроль затрат

Планирование и прогнозирование деятельности, основанные на точной информации, обеспечивают высокую конкурентоспособность компании на рынке. Управление затратами играет ключевую роль в принятии управленческих решений. Решение "Микротест" для транспортных предприятий позволяет комплексно подойти к задаче планирования всех статей затрат, что позволяет оптимизировать использование ресурсов и значительно повысить прибыльность компании.

Для высокой эффективности этой работы ERP-система предлагает инструменты, позволяющие:

  • максимально детализировать затраты по каждому транспортному средству, рейсу и маршруту. Это позволяет планировать маршрут с учетом затрат, принимать обоснованные решения о рентабельности маршрута и используемых на нем транспортных средств.
  • Система сбалансированных показателей предоставляет руководству компании настроенные индикаторы, которые, в случае значительного увеличения затрат, позволяют определить причины и уровень отклонений от нормы. Это позволяет определять и проводить мероприятия по снижению затрат, в частности, на основании проверенной и точной информации производить замену транспорта на экономически более выгодные транспортные средства или отказаться от низко рентабельных маршрутов или рейсов.
  • Точный учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) – задача, которую невозможно решить без использования специализированного программного обеспечения. Решение, предлагаемое "Микротест", позволяет точно рассчитывать расход ГСМ по каждому транспортному средству. Система предоставляет информацию о реальном расходе топлива на каждый рейс, объеме топлива в каждой машине на конец смены или передаче ее другому водителю. При превышении норм расхода ГСМ каким-либо транспортным средством, система предлагает профилактические мероприятия по возврату расхода на прежний уровень. Это повышает прозрачность использования ГСМ, позволяет планировать закупки топлива и расходы.
  • Для предприятий, использующих автотранспорт, решение предоставляет возможность осуществлять контроль расхода транспортных шин . Для этого используются развитые инструменты пошинного учета, позволяющие учитывать ходимость шин на разных транспортных средствах и отслеживать жизненный цикл каждой шины, в том числе, при переброске ее на другой транспорт. При уменьшении показателя ходимости шин на каком-либо транспортном средстве система предлагает список мероприятий, позволяющих снизить процент износа. Благодаря этому компания может оптимизировать складские запасы и снизить уровень страховых запасов, что приведет к высвобождению оборотных средств.
  • Обеспечение персонала транспортных компаний спецодеждой и средствами индивидуальной защиты также поддерживается в рамках инструментов ERP-системы. На основании имеющихся данных и предварительно настроенных индикаторов система отслеживает сроки использования экипировки персонала и сообщает о необходимости приобретения новой. Интеграция решения с системой управления персоналом позволяет производить закупку с учетом анатомических данных каждого сотрудника.

Управление себестоимостью

Система предоставляет инструменты, поддерживающие процесс расчета себестоимости эксплуатации транспортного средства и оказываемых услуг. В решении "Микротест" используется мощный аналитический инструмент контроллинг, позволяющий производить расчеты себестоимости в необходимых компании разрезах. В частности, система предоставляет возможность рассчитывать прямые и косвенные затраты и распределять косвенные затраты по местам их возникновения.

Планирование и управление эксплуатацией и обслуживанием

транспортных средств в рамках жизненного цикла

В соответствии с международным и российским законодательством транспортные средства относятся к средствам повышенной опасности. В связи с этим транспортные средства компаний постоянно проходят технический осмотр на соответствие условиям безопасности. Решение "Микротест" позволяет оптимизировать процессы технического обслуживания, предлагая широкий набор инструментов, облегчающих проведение и контроль ремонтных работ:

  • Использование справочника ремонтов в рамках ERP-системы позволяет планировать техническое обслуживание и ремонты на основании пробегов, что обеспечивает прогнозируемый график постановки транспортных средств на ТО. В свою очередь график ТО и полная информация о каждом транспортном средстве, ведущаяся в системе, позволяют планировать четкий список запасных частей, которые будут востребованы. Наличие подобной информации позволяет транспортным компаниям существенно снижать аварийные запасы запчастей.
  • руководство транспортной компании может проводить перераспределение нагрузки транспортных средств. Зная, какие транспортные средства выйдут из состава, возможно планировать график выхода на ТО и нагрузку на транспортное средство. Таким образом, система предоставляет компании возможность влиять на процесс постановки транспорта на ТО, обеспечивая бесперебойность работы на маршрутах и снижение затрат.
  • Планирование в системе закупок и запасных частей позволяет оптимизировать складские запасы, оптимально покупать запчасти в соответствии с концепцией "точно вовремя" и эффективно выстраивать складскую логистику. Использование инструментов ERP-системы ускоряет время прохождения и согласования заявок на приобретение необходимых для ремонта комплектующих, сокращая объемы ручной и бумажной работы.
  • Решение "Микротест" предполагает интегрированное управление поставками в рамках комплексного логистического решения, что позволяет осуществлять выбор поставщиков на основе различных характеристик и проводить электронные тендеры. По мере появления необходимости в закупках система может публиковать данные на портале и получать и анализировать предложения от поставщиков. Система позволяет быстро определять, какие материалы ранее предлагались и закупались определенным поставщиком, какие поставщики предлагали или поставляли определенную услугу, а также: цены, условия, номер последнего заказа, запланированное время оказания услуги, данные аттестации поставщиков, период доступности и т.п.
  • Наличие единых справочников материалов позволяет производить оперативную переброску необходимых запасных частей и материалов между складами, что приводит к снижению аварийного запаса и высвобождению оборотных средств. Наличие справочников для аналогов позволяют подобрать сходные по характеристикам и назначению запасные части и материалы, что в свою очередь также приводит к снижению страховых запасов и позволяет максимально использовать имеющиеся в наличие запасные части.
  • Функциональные возможности системы позволяют планировать выбытие транспорта и управлять сроками и графиком вывода транспортных средств из состава. В частности, за счет планирования нагрузки использования машин компания имеет возможность растянуть выбытие, перераспределяя транспортные средства между маршрутами. Это позволяет спланировать график обновления транспортного парка в зависимости от бюджетных средств компании.

Повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов

магистрант экономического факультета Российской таможенной академии

Аннотация:

В настоящей статье автором анализируются организационно-правовые основы разработки и установления показателей оценки эффективности деятельности таможенного органа Российской Федерации и его структурных подразделений на современном этапе. В заключении автор констатирует, что действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности должностных лиц таможенных органов, охватывают реализацию стратегической цели таможенной службы, большинства задач и функций, установленных государством для таможенников и являются «индикатором» их достижения, позволяя выявлять «слабые места» в текущей работе, и принимать новые, точные и эффективные управленческие решения.

Ключевые слова:

таможенные органы, федеральная таможенная служба, эффективность деятельности, оценка, практика, проблематика, Россия, РФ.

Система анализа эффективности деятельности таможенных органов с использованием контрольных показателей была внедрена в 2005 году.

Согласно Концепции развития таможенных органов, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р, и определившей основные цели, задачи таможенной службы, оценка дея­тельности таможенных органов Российской Федерации должна произво­диться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат .

Динамика количества контрольных и аналитических показателей, установленных для таможенных органов, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика количества показателей эффективности деятельности, установленных для таможенных органов Российской Федерации, в 2005 – 2016 гг.

Рис. 1. показывает, что ежегодно количество показателей изменяется. С учетом необходимости их улучшения, добавляются новые критерии их оценки.

Существенным шагом в процессе становления и развития системы показателей в таможенных органах стало законодательное закрепление основных критериев оценки работы таможенных органов в Федеральном законе от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ.

К основным критериям были отнесены – скорость совершения таможенных операций, сокращение издержек заинтересованных лиц, полнота поступления таможенных платежей, противодействие преступлениям и правонарушениям .

Правительство Российской Федерации, исходя из основных критериев оценки работы таможенных органов, своим Постановлением от 29.09.2012 г. № 994 определило систему показателей, порядок и методику их мониторинга и утвердило положение об этой системе показателей .

В результате, каждому критерию стала соответствовать группа основных показателей, являющихся аккумулятивными по отношению к показателям работы региональных таможенных управлений и показателям работы таможен и таможенных постов. Федеральной таможенной службе (в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства) была установлена необходимость разработки и утверждения показателей работы региональных таможенных управлений, показателей работы таможен и таможенных постов .

В настоящее время работа таможенных органов по разработке, оценке выполнения и изменения контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности производится на основании Приказа ФТС России от 06.02.2014 г. № 184, которым был утвержден соответствующий Порядок действий. Процедура получения контрольных показателей производится следующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечивают формирование и доведение до сведения региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения (далее РТУ и ТНП) показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета данных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осуществляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на текущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС России, а также самостоятельно разработанные наименования и методики расчета показателей .

В случае выявления подразделением-исполнителем необходимости внесения изменений в методики расчета и оценки выполнения показателей, производится согласование предложений и определение даты, с которой указанные изменения вступают в действие.

После этого, готовится соответствующий приказ. Отчеты о выполне­нии показателей готовятся в соответствии с требованиями, указанными в соответствующих методиках расчета показателей. Если в методике не ука­заны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать фактическое значение показателя, достигнутое в отчетном квар­тале, и исходные данные, использованные при его расчете. Далее, произ­водится предварительная оценка деятельности РТУ или ТНП по выполне­нию контрольных показателей (в процентах) и показатели выносятся на экспертный совет ФТС. В последующем руководитель таможенной службы утверждает итоговые оценки .

Ежегодно, приказами ФТС России утверждаются мето­дики расчёта и оценки выполнения контрольных и аналитических показателей эффективно­сти деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непо­средственно подчиненных ФТС России.

Непосредственно для таможен, значения показателей устанавливаются приказами региональных таможенных управлений, а для структурных подразделений и таможенных постов значения показателей устанавливаются приказами по таможне.

Рассмотрим порядок разработки и формирова­ния системы показателей.

Очевидно, что в основу ее формирования заложен механизм присутствия для каждой цели, задачи и функции таможенной службы отдельно взятого (а в некоторых случаях и не одного) показателя .

Для подтверждения этого довода проведем анализ соотношения количества установленных на 2016 год Приказом ФТС России от 21.12.2015 г. № 2615 контрольных показателей (КПЭД) к стратегической цели, задачам и функциям, который представлен в табл. 1, табл. 2 и табл. 3.

Таблица № 1. Цели таможенных органов (Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года).

Цели таможенных органов

Установленные КПЭД

1. Повышение уровня экономической безопасности

Цель носит декларативный характер – все показатели можно отнести к данной цели

2. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику

4 показателя (№№ 13, 14, 15, 18), направленные на сокращение времени совершения таможенных операций и сокращение издержек заинтересованных лиц.

3. Полное поступление доходов в федеральный бюджет

4. Защита отечественных производителей

Нет соответствующих КПЭД

5. Охрана объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования

4 показателя (№№13, 14, 15, 18), направленные на выявление контрафактных товаров и сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров;

Как видно из таблицы № 1, только одной цели (№ 4) не соответствует контрольный показатель.

Таблица № 2. Задачи таможенных органов (ст. 6 Таможенного Кодекса ТС)

Задачи таможенных органов

Установленные КПЭД

1. Содействие реализации единой торговой политики таможенного союза

Носит декларативный характер. Каждый из показателей может влиять на достижение этой задачи.

2. Обеспечение исполнения таможенного законодательства

При достижении каждого из показателей необходимо исполнять таможенное законодательство.

3. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля.

11 показателей (№№ 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 22, 25, 45). Показатели связанные с проведением таможенных досмотров, осмотров на инспекционно-досмотровых комплексах и т.д.

4. Взимание таможенных платежей, пошлин.

9 показателей (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 17, 39), направленных на взыскание таможенных платежей.

5. Обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

КПЭД №19 – обеспечение соблюдения запретов и ограничений.

6. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу

6 показателей (№№ 13, 14, 15, 23, 27, 29) – направленных на сокращение времени совершения таможенных операций, сокращение издержек заинтересованных лиц при одновременном соблюдении законности.

7. Обеспечение валютного контроля.

КПЭД №20,21 – эффективность контроля соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

8. Выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений.

9. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

КПЭД №18 – количество выявленных контрафактных товаров.

10. Ведение таможенной статистики

Как видно из таблицы № 2, все задачи «охвачены» установленными контрольными показателями.

Таблица № 3.Функции таможенных органов (ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ).

Функции таможенных органов

Установленные КПЭД

1. Проводят таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота.

8 показателей (№№8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 45) – направленных на проведение таможенного контроля, сокращение сроков выпуска товаров и сокращения издержек заинтересованных лиц.

2. Содействуют развитию внешней торговли и ускорению товарооборота

3. Ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику

КПЭД №№34, 35– соблюдение сроков передачи электронных копий зарегистрированных и выпущенных деклараций на товары в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

4. Взимают таможенные пошлины, налоги, и сборы.

9 показателей (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 17, 39), направленных на взыскание таможенных платежей.

5. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза

КПЭД № №13, 14, 15 – сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров.

6. Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений

КПЭД №19 – обеспечение соблюдения запретов и ограничений

7. Обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности

8. Выявляют, предупреждают и пресекают правонарушения и преступления.

4 показателя (№№ 40, 36, 37, 38) – по компетенции правоохранительных подразделений таможни.

9. Содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию

КПЭД № 18 – количество выявленных контрафактных товаров.

10. Осуществляют валютный контроль (функция № 12 практически одинакова с № 10)

КПЭД №20, 21 – эффективность контроля соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Продолжение к таблице № 3

Как видно из таблицы № 3 только для функций №№ 13, 14, 15, 16 не установлены отдельные КПЭД, при этом деятельность ФТС России по этим направления осуществляется в полном объеме .

Сведения, приведенные в табл. 1, табл. 2 и табл. 3, наглядно демонстрируют направленность системы показателей на выполнение целей, задач и функций, установленных государством .

В заключение, констати­руем, что действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов и их структурных подразделений представляют собой систему, имеющую большую значимость в практической деятельности должностных лиц таможенных органов, охватывают реализацию страте­гической цели таможенной службы, большинства задач и функций, уста­новленных государством для таможенников и являются «индикатором» их достижения, позволяя выявлять «слабые места» в текущей работе, и принимать новые, точные и эффективные управленческие решения. При этом, как и всякая система, система показателей.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ 4

1.1.Понятие эффективности таможенной деятельности 4

1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб 5

1.3. Элементы и методы оценки эффективности таможенных служб 8

1.4. Стратегические цели и критерии оценки эффективности работы таможенных служб. 11

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ 14

2.1. Общая характеристика Федеральной Таможенной Службы России 14

2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009 году 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

ВВЕДЕНИЕ

Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.

Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей. Поэтому данная тема является актуальной на данном этапе развития таможенных служб в России.

Нужно заметить, что само понятие «результат» относительно деятельности государственных служб отличается от используемого традиционно.

Например, результатом деятельности подразделений Министерства внутренних дел часто называют количество раскрытых преступлений, а результатом деятельности таможенных органов или органов налоговой инспекции - сумму платежей или довзысканий, перечисленных в федеральный бюджет и т.д.

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности деятельности федеральной таможенной службы России.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;

    рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;

    исследовать структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;

    рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2009 году.

Объектом данного исследования является федеральная таможенная служба России. Предметом данного исследования – эффективность деятельности ФТС России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ

    1. Понятие эффективности таможенной деятельности

Под показателем эффективности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб 1 .

Таким образом, эффективность следует понимать как меру, которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

Методы оценки эффективности таможенной деятельности это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными органами и т.д. в процессе их деятельности.

Традиционные подходы в государственном управлении концентрируют основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени.

Главной тенденцией современных теорий оценки эффективности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.

Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели эффективности.

Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности.

Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей эффективности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.

Также следует отметить, что показатели эффективности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов.

Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях 2 .

1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб

Показатели эффективности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям:

    Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;

    Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;

    Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;

    Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей эффективности.

Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности.

В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей эффективности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» (рис 1) 3:

Четкость (Clearness),

Полнота (Completeness),

Комплексность (Complexity),

Непротиворечивость (Consistency).

Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.

Рис. 1. Критерии оценки результативности 4С

Также показатели эффективности должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть (рис.2) 4:

Конкретными (Specific);

Измеримыми (Measurable);

Достижимыми (Achievable);

Релевантными (Relevant);

Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain).

Рис. 2. Концепция соответствия показателей эффективности «SMART»

Одной из самых сложных проблем является квантификация и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели эффетктивности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Применительно к таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде (рис. 3).


Рис.3. Типология показателей эффективности применительно к таможенной деятельности

Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности.

Таможенная деятельность является специфическим видом государ­ственной деятельности, связанной с формированием и реализацией госу­дарственной таможенной политики, обеспечением соблюдения таможенно­го законодательства и созданием условий для расширения внешней торговли. Таможенные органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохрани­тельную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблю­дение экономических интересов и безопасности России. Таким образом, мож­но говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела

Система показателей экономического эффекта таможенного дела

1. Количество или стоимость товаров, перемещенных через таможенную границу в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

2. Количество или стоимость товаров, задержанных на таможенной границе в течение года, млн. тонн или млн. ам. долл.

3. Количество или стоимость товаров, конфискованных та­моженной службой в течение года, тыс. тонн или млн. ам. долл.

4. Количество оформленных грузовых таможенных деклараций.

5. Общая сумма таможенных платежей, полученная таможенной службой в течение года (с учетом стоимости конфискованных товаров и штрафов), млн. руб.

6. Таможенные платежи, перечисленные таможенной служ­бой в течение года в федеральный бюджет, млн. руб.

7. Таможенные сборы.

8. Другие показатели.

Для определения эффективности таможенного дела его эф­фекты (результаты) сопоставляются с вызвавшими их затратами.

Различают две категории производственных затрат: текущие и капитальные. Текущие затраты представляют собой средства, израсходованные в течение года на оказание таможенных услуг. Особенность текущих затрат состоит в том, что они требуют воз­мещения их после каждого производственного цикла. Источни­ком их покрытия являются доходы таможенных организаций и финансирование из федерального бюджета.

Вторая категория - капитальные затраты. Они представляют собой финансовые ресурсы, овеществленные в основных произ­водственных фондах, и материальных оборотных средствах, то есть в производственных фондах таможенного дела.

В практических расчетах можно применять следующие показатели производственных ресурсов таможенного дела.

Система показателей производственных ресурсов таможенного дела

1. Численность работников, чел.

2. Стоимость основных производственных фондов, руб.

3. Стоимость израсходованных материалов, руб.

4. Капитальные вложения, руб.

5. Полные затраты, руб.

6. Другие показатели.

Сопоставление показателей производственного эффекта и за­трат позволяет получить показатели эффективности использова­ния отдельных видов примененных и потребленных производст­венных ресурсов; трудовых, материальных, финансовых. Они называются показателями эффективности производства.

Система показателей эффективности таможенного дела

    Производительность труда, единиц эффекта на человека в год.

    Фондоотдача, единиц эффекта на единицу основных производственных фондов.

    Материалоотдача. единиц эффекта на единицу израсходованных материалов,

    Эффективность капитальных вложений, единиц эффекта на единицу капитальных вложений.

    Эффективность полных затрат, единиц эффекта на единицу полных затрат.

    Другие показатели.

Еще одним показателем эффективности, родственным пока­зателю производительности труда, является время оформления одной грузовой таможенной декларации:

где: D - количество грузовых таможенных деклараций, штук;

Т - годовой фонд рабочего времени работающих, часов.

Одним из важнейших показателей эффективности текущих за­трат является производительность труда. Повышение производи­тельности труда свидетельствует об улучшении влияния интенсив­ных факторов роста производства таможенных услуг, о снижении издержек производства благодаря экономии на оплате труда.