Быть тем, кто ты действительно есть. Прочь от угождения другим

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

"Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (IV-III вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного, естественного и всеоб­щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ю. Б. Гиппенрейтер
[ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ]1 Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает

Ж.ГодФруа
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»1 Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень к

В.В.Петухов, В.В.Столин
[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1 При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучени

Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость
(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни

Бестактность
(1) Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, при­чиняющее неприятность людям, с которыми общаешься, а бестактный вот какой человек. (2) К занятому человеку он приходит за советом (3)

Ю.Б.Гиппенрейтер
[ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]1 Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки. В системе наук психологии должно быть отведено совершенн

Г.Оллпорт
ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА?1 Имеются два принципиальных подхода к детальному изучению лич­ности: литературный и психологический. Ни один из

Трусость
(1) Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособно­сти противостоять страху, а трус вот какой человек. (2) В море он принимает утесы за пиратские корабли. А едва начинают подымат

В.В.Петухов, В.В.Сталин
СРАВНЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и

Прикладные области
Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональ­ных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению про­блем,

Область научных поисков
Каждый день выявляются новые факты, применяются новые мето­ды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов. Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остают

Психология личности
Представители этой области психологии чаще всего относят себя к тому или иному из направлений. В зависимости от того, будет ли это би­хевиоризм, психоанализ или гуманистическое направление, роль ка

Формы сотрудничества научной
И ЖИТЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие зада

При опытах с маятником най- гггггг ггггггггг
ти такие условия, которые де-лали бы возможной такую же изоляцию простых элементов, Рис 4 какая была нужна для изме­рения объема внимания в об­ласти ч

Главные формы и общие свойства психических элементов
Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представ

Основные формы чувств
<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольс

Свойства простых чувств
Простыми чувствами следует называть такие самостоятельные су­ществующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с дру­гими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более про­

Соединение простых чувств
<...> Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элемен­ты чувств объединяются в одну единую равнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной области

Связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный

Аффекты
Аффекты занимают среднее место: с одной стороны, они составляют­ся из чувств, а с другой, при известных условиях, переходят в волевые про­цессы. От обыкновенных чувств аффекты отличаются, впрочем,

Ю.Б.Гиппенрейтер
МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ1 В психологии сознания метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь») был признан не только главным, но и единственн

Дж.Уотсон
ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА1 С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являетс

Ментализм против бихевиоризма
Менталист - это тот, кто признает, что «психика» является, по суще­ству, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними события

Уотсон: молекулярное определение
Уотсон в основном, по-видимому, описывает поведение в терминах простой связи «стимул-реакция». Сами эти стимулы и реакции он, по-ви­димому, представляет себе в относительно непосредственных физичес

Другие сторонники молярного определения
Нужно отметить, что данное молярное представление о поведении, т.е. представление о том, что поведение имеет собственные свойства, кото­рые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то

Описательные свойства поведения как молярного феномена
Соглашаясь, что поведение имеет собственные описательные особен­ности, мы должны четко уяснить, каковы они. Первым пунктом в ответе на этот вопрос должен быть установлен­ный факт, что пове

Целевые и когнитивные детерминанты
Мне могут возразить. Ибо ясно, что определение поведения в терми­нах целевого объекта вместе с отношениями, существующими между ним и объектами-средствами, используемыми для выбора более коротких п

Объективное определение целей поведения
Давайте рассмотрим эти непосредственные динамические характе­ристики, которые мы назвали целями и познанием, более детально. Нач­нем с целей. В качестве иллюстрации возьмем случай с кошкой Торндай-

Начальные причины и три разновидности детерминант поведения
Мы пытались показать, что имманентно в любом поведении имеются некоторые непосредственные «находящиеся в нем» цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные являются посл

Э.Толмен
КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА1 Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах

На латентное научение
_а Пища Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блод-жетом в Беркли. Сообщение о них было опублико

Забывание иностранных слов
Слова, обычно употребляемые в нашем родном языке, по-видимому, защищены от забывания в пределах нормально функционирующей памяти. Иначе обстоит дело, как известно, со словами иностранными. Предрасп

Впечатлений и намерений
Если бы кто-нибудь был склонен преувеличивать то, что нам извест­но теперь о душевной жизни, то достаточно было бы указать на функцию памяти, чтобы заставить его быть скромнее. Ни одна психологичес

Забывание впечатлений и знаний
а) Летом моя жена подала мне безобидный по существу повод к сильному неудовольствию. Мы сидели за table d"hote"oM vis-a-vis с одним господином из Вены, которого я знал и который, по всей вероятност

Некоторые ответы
Перед тем как ввести вас в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить о том, что вопросы, которые я упомянул, не псевдовопросы и, от­вечая на них, люди в прошлом и настоящем так и не пришли

Направления, выбранные клиентами
Разрешите посмотреть, смогу ли я наметить и прояснить некоторые тенденции, которые видны мне в работе с клиентами. В отношениях с ни­ми моя цель состояла в том, чтобы создать такую атмосферу, в кот

Прочь от соответствия ожиданиям
Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе1, на человека оказывается

Прочь от угождения другим
Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь уго­дить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего со­стояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, о

Движение к процессу
Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти под­ходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, и

К сложности бытия
Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь помо­жет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с о

К открытости опыту
«Быть тем, кто ты действительно есть», связано и с другими качества­ми. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близком

К принятию других
Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связа­на с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начина­ет двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственн

Главное направление
Разрешите посмотреть, смогу ли я в более сжатой форме изложить все связанное с тем движением, которое я вижу у клиентов. Кажется, оно означает, что индивид, осознавая и принимая, движется к тому, ч

Подразумевает ли это статичность?
Некоторым кажется, что быть тем, кто ты есть, - значит оставаться статичным. Они считают, что это синонимично понятиям «быть постоян­ным», «быть неизменяющимся». Ничего не может быть дальше от исти

Подразумевает ли это быть злым?
Мое описание жизненного пути, где человек является тем, кто он есть, часто вызывает такую реакцию: это значило бы быть плохим, злым, некон­тролируемым, разрушительным. Это значило бы спустить с цеп

Значение для общества
Разрешите мне ненадолго обратиться к общественному значению той дороги жизни, которую я попытался описать. Я представил ее как направ­ление, которое, кажется, имеет большое значение для индивида. М

В.Франкл
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ1 Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Вен­ская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого сущес

Стремление к смыслу
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жиз­ни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуще­с

Нусогенные неврозы
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более обще, и

Смысл жизни
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

Сущность существования
Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуали­зировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что ис­тинный смысл жизни скорее можно найти в мире, чем внутри челове

Смысл страдания
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуа­цией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например при неизлечимой болезни или при стихийном

Мимолетность жизни
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования, несомн

Критика пандетерминизма
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утве

Гуманизированная психиатрия
Слишком долго, около полувека, психиатрия пыталась рассматри­вать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душев­ных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал т

Этика гуманистическая и этика авторитарная
Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказы­ваемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие крите­рии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической с

Этика субъективистская и этика объективистская
Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объек­тивно значимые нормативные принципы? Одна из школ г

Природа человека и его характер
«[Однажды мне подумалось - с тех пор прошло еще не­много времени - вот что]: что я есмь человек, ничем не от­личающийся от любого другого человека, такого же, как я; что я глазею, слышу, пью, жую п

Личность
Все люди похожи друг на друга в силу общности существования и внутренне присущих им дихотомий экзистенциального плана; но каждый человек уникален, ибо каждый по-своему, свойственным только ему пу­т

С.А.Рубинштейн
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1 Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходя

Индивид и личность
Различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходи­мую предпосылку психологического анализа личности Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово лич­ность у

Как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «об­разующие» личности - этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое пост

Природы и культуры
При организации знаний в курсах общей психологии, фундаменталь­ных и прикладных, особое и постоянное место занимает проблема опреде­ления человека как предмета изучения. Следует признать, что содер

Общее представление о развитии личности
Данный вопрос касается не возрастной, а только общей психологии, и является конкретной расшифровкой кажущегося абстрактным положения А.Н.Леонтьева: «Личность рождается дважды». Так, очевидно, что л

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ1 Первое, что встает перед исследованием генезиса психики, - это воп­рос о первоначальной, исходной форме психического. По этому

Основные формы психического отражения
Для мозга, который реализует психическое отражение объективно­го мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти су

Объективные признаки психики
Понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности позволяет наметить решение нескольких трудных вопросов психологии. Один из них - это вопрос об объективных признаках психики.

Привыкание и сенсибилизация
Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся

Импринтинг
При наблюдениях над животными этологов особенно интересует от­носительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаи­

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ1 Возникновение чувствительных живых организмов связано с услож­нением их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в т

А.Н.Леонтьев
СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1 Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она

А.Н.Леонтьев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1 Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

А.Н.Леонтьев
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ1 Что же представляет собой та специфически человеческая деятель­ность, которая называется трудом? Труд - это процесс, св

В.В.Петухов
[«ТРУДНЫЙ ТРУД»: ИМИТАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1 Итак, для формулировки закона социальной жизни мнимой личнос­ти «обернем» различие природы и культуры в присво

Происхождение основных понятий или категорий ума
В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия врем

Значение как проблема психологии сознания
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою

Личностный смысл
Психология издавна описывала субъективность, пристрастность че­ловеческого сознания. Ее проявления видели в избирательности внима­ния, в эмоциональной окрашенности представлений, в зависимости позн

А.С.Выготский
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ1 1. В поведении человека встречается целый ряд искусственных приспособлений, направленных на овладение собственными псих

Высших психических функций
Возвращаясь к итогам нашего критического обзора, мы должны прежде всего установить, какое конкретное содержание скрывается за сло­вами «развитие высших психических функций» и каков, следовательно,

Зак. 2652
434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности всем протяжении детск

Генезис высших психических функций
Далее, мы могли бы сказать, что все высшие функции сложились не в биологии, не в истории чистого филогенеза, а сам механизм, лежащий в ос­нове высших психических функций, есть слепок с социального.

Развитие
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1 Новый этап разработки в советской психологии проблемы социально-исторической обусловленности психики человека созд

А.Н.Леонтьев
ПРОБЛЕМА ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА1 На протяжении своей истории человечество развило величайшие ду­ховные силы и способности. Тысячел

А. Н. Леонтьев
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ1 Уже первоначальные <...> процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетливо обнаруживаю

Внешней и внутренней
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1 Старая психология имела дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализа­цией и движен

О категории предметной деятельности
Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесно­го, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отраж

Физиологические потребности
За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. В настоящее время мы стоим перед необхо­димост

В принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная с

Потребность в признании
Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оцен­ке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и у

Потребность в самоактуализации
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности чело­века удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимае

Предпосылки для удовлетворения базовых потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлет­ворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворе­н

Потребность в познании и понимании
Мы мало знаем о когнитивных импульсах, и в основном оттого, что они мало заметны в клинической картине психопатологии, им просто нет места в клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующей медиц

Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости

Л.Я.Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЯ1 В традиционной психологии решение вопроса о том, что именно всту­пает в «поле ясного сознания» субъекта, сводилос

Трудового действия: феномен
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения челове­ком собственных повседневных проблем происходит непредсказуема

Ю.Б.Гиппенрейтер
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ1 Залог успеха работ Бернштейна состоял в том, что он отказался от традиционных методов исследования движений. До нег

А.Н.Леонтьев
ЧУВСТВЕННАЯ ТКАНЬ СОЗНАНИЯ1 Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологиче­ской многомерностью. В явлениях сознания мы обнаруживаем преж

Психических процессов
Научное познание души, которое предполагает разделение ее на час­ти, начинается, как известно, еще от Аристотеля. Эти части суть, по Аристо­телю, «способности души», называют сегодня психическими,

Неоднозначные фигуры
Поскольку существует бесконечное число возможных трехмерных форм, дающих одну и ту же проекцию на плоскость (одну и ту же кар­тину), нет ничего удивительного, что восприятие может быть неточ

Рисование на плоскости
Если верно, что художник сильно зависит от собственных объект-ги­потез, то что же происходит, когда он пытается изобразить совершенно не­знакомый предмет? В поисках ответа следовало бы поставить эк

Д.Стрэттон
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР (Резюме)1 Джордж М.Стрэттон2 в 1897 году впервые исследовал эффекты, воз­никающие при длительном ношении очков, перевертывающих зрит

T А 1 Б Ч
Рис. 1 А - без переворачивающих очков; Б - с переворачиваю­щими очками. Ось абсцисс- камера опытов; ось ординат - время, с тов на зрительно-моторные коор

Р.Липер
ЖЕНА ИЛИ ТЕЩА (Резюме)1 Посмотрите на рис. 1, А; что вы видите?

Установка в восприятии
(Резюме)1 Испытуемым через тахистоскоп предъявлялись слова (в течение 0,1 с каждое), которые они должны были опознать и воспроизвести. Половине из 160 испытуемы

Восприятии движения
ТВОРЧЕСТВО ВОСПРИЯТИЯ1 Непрерывная лента с нанесенными линиями под углом 45° движется вниз с небольшой равномерной скоростью. Испытуемый наблюдает ее через квад

  • Бог в нас самих. (Платон)
  • Будь самим собой - спокойным, ясным, ярким. Спрашивай себя каждую минуту, то ли это, чего ты действительно хочешь, и делай это, только когда услышишь утвердительный ответ. Это отвадит от тебя тех, с которыми ты ничего о себе не узнаешь, и привлечет других, у которых тебе стоит поучиться (Р.Бах)
  • Будь самим собой, и если после этого ты не понравишься людям - пошли их к черту. (Тейлор Момсен)
  • В каждом из нас спит гений, но с каждым днем все крепче.
  • В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.
  • Ваше время ограничено, не тратьте его живя другой жизнью. Не попадайтесь на крючок вероучения, которое существует на мышлении других людей. Не позволяйте взглядам других заглушать свой собственный внутренний голос. И очень важно иметь мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они так или иначе уже знают, что вы действительно хотите сделать. Все остальное - второстепенно. (Стив Джобс)
  • Великое искусство - не стать великим, а стать собой!
  • Величие души должно быть свойством всех людей. (Луций Анней Сенека)
  • Власть над собой - высшая власть. (Луций Анней Сенека)
  • Владей своими страстями - или они овладеют тобою. (Эпиктет)
  • Власть над собой - самая высшая власть; порабощенная своими страстями - самое страшное рабство.(Луций Анней Сенека)
  • Война всегда существует внутри тебя. (Шеннон Лето)
  • Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою. (Лев Толстой)
  • Все ответы находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это - нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.
  • Всё начинается с себя, и заканчивается собой, ибо ВСЁ - и есть ты. (Даярам)
  • Вся соль человеческого опыта в том, чтобы познать кто ты есть.
  • Вы можете стать такими же великими кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой. (Стэнли Кубрик)
  • Вчера я был умным, хотел изменить мир. Сегодня я мудрый, и поэтому меняю себя.
  • Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве. (Будда)
  • Если вы не постигли свое тело, то не сможете постичь душу. Способ исследования один и тот же, но начните с тела, потому что тело это видимая часть души. Начните с видимого и постепенно перейдите к невидимому. Начните с известного и постепенно перейдите к неизвестному. Начните с поверхности и постепенно перейдите к центру. (Ошо «Приди, настоящий человек»)
  • Если вы хотите владеть всем, владейте собой.
  • Если же ты не видишь в других любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
  • Если желаешь изменить мир, сам стань этим изменением. (Махатма Ганди)
  • Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение. (П.Коэльо)
  • Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай. (Антон Чехов)
  • Если чувствуешь, что это твоё, не слушай тех, кто будет отговаривать. (Макс Шупбах)
  • Живи своим умом, а честь расти трудом. (поговорка)
  • Жизнь это не поиск себя, а создание. Построй свой храм души.
  • Зачем вам читать чужие книги, когда у вас есть книга, которой являетесь вы сами? (Дж. Кришнамурти.)
  • Знать себя - значит знать все. Это единственное, что я утверждаю, единственное, чему я учу. Не нужно никаких догм, никаких вероучений, никаких религий. Благодаря простому процессу внутреннего изучения ты придешь к полному осознанию себя. И как только поймешь, кто ты есть, ты тут же познаешь сокровенную суть бытия, ибо ты - его часть. (Ошо)
  • И тут меня вдруг обожгло озарение – для каждого есть своя «должность», но ни для кого нет такой, которую он мог бы сам выбрать, описать и исполнять, как ему вздумается. Неверно желать новых богов, совершенно неверно желать что-то дать миру! Никакой, никакой, никакой обязанности не существует для пробудившихся людей, кроме одной: искать себя, укрепляться внутри себя, нащупывать свой собственный путь вперед , куда бы он ни привел… Это глубоко потрясло меня, и таков был для меня итог пережитого. Прежде я часто играл с образами будущего, мечтал о ролях, которые могли быть уготовлены мне, – поэта, может быть, или пророка, или мага, или еще кого-нибудь. Все это был вздор. Я не для того пришел в мир, чтобы сочинять стихи, чтобы проповедовать, чтобы писать картины, ни я, ни кто-либо другой не приходил в мир для этого. Все получалось лишь попутно. Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе . Кем бы он под конец ни стал – поэтом, безумцем или пророком, – это не его дело и в конечном счете неважно. Его дело – найти собственную, а не любую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Все прочее – это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью. Во всей своей ужасности и священности вставала передо мной эта новая картина, о которой я не раз догадывался, которую, может быть, часто уже облекал в слова, но которую действительно увидел только теперь. Я – это бросок природы, бросок в неизвестность, может быть, в новое, может быть, в никуда, и сделать этот бросок из бездны действенным, почувствовать в себе его волю и полностью претворить ее в собственную – только в этом мое призвание. Только в этом! (Герман Гессе <<Демиан >>)
  • Истина в нас говорит - Будь тем, кто ты есть, но не будь тем, кем хочешь казаться. Когда ты станешь тем, кто ты есть на самом деле - ты сможешь быть кем угодно...
  • Истинную Божественность можно отыскать только внутри Себя.. Через Любовь к Себе, которая пульсирует в вашем сердце.
  • Искушение погубить себя и все отринуть, не быть ни на кого похожим, навсегда уничтожить то, что нас определяет, предаться одиночеству и небытию, найти единственную точку опоры, где судьбы всякий раз могут начаться сначала. Искушение это постоянно. Поддаться ему или нет? Можно ли вносить произведением одержимость в глубь кипучей жизни, или надо, наоборот, равнять по нему свою жизнь, подчиняться мгновенным озарениям? Красота - главная моя забота, так же как свобода.(Камю А)
  • Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя.
  • Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою.(Лафонтен)
  • Каждый человек будет говорить гадости, независимо от того, кем ты являешься. Пока ты остаешься верен себе, это - самое крутое, что может быть. Это - единственная вещь, которую я бы проповедовала. (Тейлор Момсен)
  • Какая это роскошь - быть таким, какой ты есть, без вечного желания получить за это отличную оценку.
  • Каков есть, такова и честь. (поговорка)
  • Как-то к Мудрецу пришёл Странник. Мудрец принял его и спросил:

Человек Пути, что ищешь ты? -Истинное Учение, Отец. -Ты можешь пройти множество Путей, познать множество Учений, но все они приведут тебя к тебе самому... -Что значит это? -Представь себе круг и в центре круга точку. К этой точке можно провести множество радиусов. Эти радиусы - это дороги. Какую бы ты ни выбрал, сколько бы не прошёл, любая приведёт к точке в центре круга. Эта точка - ты. Любое учение, если в нём есть сердце, приведёт тебя к пониманию своей природы, к пониманию себя. Сколько сердец - столько путей. И каждый, идущий к сердцу, - истинен. Любое из учений, что сможет помочь тебе ответить на вопрос: Что Есть Я? - достойно твоего внимания, ибо природа сердца твоего - вот Истина... (Аму Мом)

  • Конечная цель заключена в себе. (Мигель де Унамуно)
  • Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.(Мильтон Джон)
  • Лучший способ найти себя - перестать прислуживать другим людям. (Махатма Ганди)
  • Люди являются лишь следствием того, что они сами о себе или о других думают.
  • Многие победы порождают зависть, злобу, а тот, кто побеждён, живёт в злобе и тоске, тогда как истинный мудрец живёт спокойно, отказавшись и от победы, и от поражения.
  • Мудрый человек не отвергает и не принимает никаких учений, он доверяет только себе и не поддаётся их влиянию.
  • Мы видим вещи не такими, какие они есть. Мы видим вещи такими, каковы мы есть. (Анаис Нин)
  • Найти себя невозможно-себя можно только создать...
  • Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали, или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом. (Будда Гаутама)
  • -Не принимайте ничего на веру лишь в силу традиций, хотя бы это и высоко чтилось многими поколениями и в различных местах...

Не верьте ничему на том основании, что многие говорят об этом... - Не поклоняйтесь слепо вере мудрецов прошлого... - Не верьте тому, что вы создали в своем воображении, убедив себя, что это есть божественное откровение... - Не верьте ничему лишь на основании авторитета ваших наставников или духовников. - После исследования верьте только тому, что вы сами проверили и нашли обоснованным, и только тогда согласуйте с этим свое поведение.(Будда Шакьямуни)

  • Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой. (Дейл Карнеги)
  • Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. Мне всё равно, что скажут обо мне... Мне всё равно, что думают другие... Мне важно, что я знаю о себе... Всё прочее - лишь домыслы чужие...!
  • Не сотвори себе кумира. (Библия)
  • Не ищи правды на земле… ищи её в себе…
  • Невежда всегда озабочен собственностью и поэтому не может принадлежать самому себе. (Будда)
  • Незнание себя является источником всех проблем и несчастий.
  • Нет ничего более непостижимого для человека, чем он сам!
  • Никогда не беспокойтесь о том, что люди говорят/думают о вас! Пошлите их всех, в конце дня единственное что-то значащее мнение - твое. (Шеннон Лето)
  • Никогда, никогда, не позволяйте никому говорить вам, чего вы можете и не можете. Докажите, что циники ошибаются. Это их проблема, что у них нет воображения. Единственный предел - это небо. Ваше небо. Ваш предел. (Том Хиддлстон)
  • Никто не может дать тебе совет лучше, чем ты сам. (Цицерон)
  • Ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой.
  • Никогда не раздражаться. Важное правило благоразумия - никогда не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце - душу великую нелегко стронуть с места. Страсти - туморы духа; их избыток причиняет недуги благоразумия, и ежели недуг выходит чрез уста, в опасности добрая слава. Итак, умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.(Грасиан-и-Моралес)
  • Переделать других - очень легко, себя - намного труднее.(Уайльд О)
  • Победа над самим собою - единственное торжество, в котором удача не имеет доли.(Шеридан Р)
  • Победи себя и выиграешь тысячи битв.
  • Побеждающий других силен, а побеждающий себя самого себя могуществен. (Лао-Цзы)
  • Помните времени мало. Не тратьте его, чтобы жить чьей-то чужой жизнью. Не слушайте никого. Шум чужих мнений не должен заглушать ваш внутренний голос. Слушайте только свое Сердце и интуицию. Они откуда-то точно знают, кем вам быть и что делать.А все остальное - не важно, просто не важно... (Стив Джобс)
  • Попадаешь в окружение где ты можешь быть самим собой, почуствуешь самого себя.
  • Последняя война - в победе над собой.
  • Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой.(Цицерон)
  • Пустые карманы никогда не помешают нам стать теми, кем мы хотим быть. Помешать этому могут только пустые головы и пустые сердца. (Норманн Пил)
  • Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.(Альберт Камю)
  • Раньше для меня было важно то, как люди посмотрят на меня. Я думаю, нужно искать лучший образец для подражания, которым может быть кто угодно, главное - быть самим собой, поскольку это - самое классное, что может быть, и не реагировать на гадости, которые говорят о тебе, потому что это не должно иметь значения. (Тейлор Момсен)
  • Раньше я говорил: "Я надеюсь, что все изменится". Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось- измениться мне самому. (Джим Рон)
  • Самое первое и самое главное в жизни - это стараться владеть самим собою.(Гумбольдт В)
  • Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха.(Смит А)
  • Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности.(Спенсер Г)
  • Самый трудный путь, это тот, на котором пытаешься найти себя.
  • Следуйте зову своего сердца, будьте честны с собой, рискуйте и оставайтесь открыты новому. (Шеннон Лето)
  • Способность к самообладанию - главное отличие между человеком и зверем.(Спенсер Г)
  • Твоё видение мира полностью зависит от понимания себя.Ты видишь мир только в тех гранях, в которых ты видишь сам себя. (Аму Мом)
  • Твое видение станет ясным, только если ты сможешь заглянуть в свое сердце. Кто смотрит наружу - видит лишь сны, кто смотрит в себя - пробуждается. (Карл Густав Юнг)
  • Толпа может простить что угодно и кого угодно, только не человека, способного оставаться самим собой под напором ее презрительных насмешек.
  • Только твой собственный разум поможет тебе избрать верный истинный путь, а ни мать, ни отец, ни близкие люди не смогут помочь тебе избрать вечный истинный путь.
  • Торжество над самим собой есть венец философии.(

НА ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕКА 1

В наши дни большинство психологов считают себя оскорбленными, ес­ли их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю эту ре­акцию. Я не могу не размышлять над смыслом того, что я наблюдаю. И этот смысл, кажется, имеет удивительные последствия для современного мира.

В 1957 г. д-р Рассел Бекер - один из моих друзей, бывший мой сту­дент и коллега - пригласил меня прочитать специальную лекцию для пре­подавателей в Вустер-колледже в Огайо. Я решил прояснить для себя смысл тех направлений, в которых развивается человек в свободном кли­мате психотерапевтических отношений. Когда я закончил работу, у меня возникли серьезные сомнения в том, есть ли в ней что-то новое или значи­тельное. До некоторой степени эти страхи были рассеяны на удивление дол­гими аплодисментами аудитории.

По прошествии времени мне пришлось взглянуть на то, о чем я гово­рил, более объективно, и я почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Мне кажется, работа хорошо выражает итоги наблюдений, которые вылились в две важные для меня темы: мое доверие к человеческому организму тогда, когда он свободно функционирует, и экзистенциальное качество удовлетво­ряющей нас жизни - тема, которая представлена некоторыми нашими самы­ми современными философами, но которая была великолепно выражена бо­лее 25 веков тому назад JIao-цзы, который сказал: «Делать - это быть» 2 .

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М: ИГ «Прогресс*, «Универс», 1994. С. 211-232.

2 Лао-цзы - автор древнекитайского трактата «Лао-цзы* (IV-Ш вв. до н. э.) - канонического сочинения даосизма. Дао - путь, закон извечного» естественного и всеоб­ щего закона возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. При соблюдении принципа следования дао возможно бездействие, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели <...>. (Примечание редактора источника.)

Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 187

Вопросы

«Какова моя цель в жизни?», «К чему я стремлюсь?», «Каково мое назначение?» - эти вопросы время от времени задает себе каждый чело­век, иногда спокойно, иногда в мучительной неуверенности или отчаянии. Это старые-престарые вопросы, которые задавались и на которые дава­лись ответы в каждом веке истории. Однако это также и вопросы, кото­рые каждый индивид должен сам перед собой поставить и сам на них ответить. Это вопросы, которые я как консультант слышу в разных вари­антах, когда люди, имеющие личные проблемы, стараются узнать, понять или выбрать направление своей собственной жизни.

Услышать себя. Смелость проявить себя. Найти себя.

Самое страшное, интересное и увлекательнейшее занятие в собственной жизни - это быть собой (Аня Скляр)


В первую очередь нужно научиться воспринимать себя таким, какой ты есть. Ты - единственный, уникальный, таких больше нет.
Проблема не столько в том, чтобы быть собой, сколько в том, чтобы стать собой. Никто не может помешать нам быть собой, если мы себя действительно нашли.

Желание быть собой

Жак Лакан утверждает, что единственное, за что мы действительно должны чувствовать себя виноватыми, - это за неприятие своих желаний, «моральную трусость». Речь, разумеется, не о том, что любые наши прихоти надо немедленно удовлетворять. И уж конечно, не о криминальных наклонностях или извращениях. Он говорит о той жизненной силе, которая может наполнить наше существование. Например, жажда сочинять или рисовать, которая побуждает поэтов и художников творить, невзирая на нищету и голод. Это наше желание быть самостоятельными, выбирать свой жизненный путь, распоряжаться своим временем, быть рядом с теми, кого мы любим, - что бы ни думали на этот счет окружающие.


Если я буду таким, как все, то кто же будет таким, как я?

В этом обществе безумцев, среди злости и агрессии, обиды и непонимания...

Оставайтесь солнышком.

Тогда вас найдут другие солнышки:)

Аня Скляр

Вы бы поняли, насколько вы яркие и красивые, если бы увидели себя в те моменты, когда вы действительно являетесь счастливыми.

Альфред Лэнгле.

Если быть как все, то зачем тогда быть? Хань Сян-цзы


Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь;

распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье.

Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело.

Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту.

Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.

Борис Пастернак, «Доктор Живаго»


Подстраиваясь под других, ты изменяешь самому себе.

Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым.

Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом.

Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай.

У тебя всего одна жизнь.

Сила в тебе! Нет такого человека, в которой бы ее было меньше, чем в другом; нужно только осознание этого.

Это как воздух: он всегда есть, но вдох зависит от тебя. Или как электричество: оно готово к использованию, но установка и эксплуатация зависит от тебя. Так и с внутренней силой: она здесь для тебя, но пока ты не «подключишься» и не зажжешь ее, она пассивна.

Верьте в то, что вы делаете! Несите тепло.

Освобождаем внутреннего ребенка:

Ты - это чудо! И жизнь твоя чудесна!

Каждое человеческое существо — это бесконечность чудес.

Глаза, которые видят тысячи цветов, очертаний и форм;

Уши, которые слышат полет пчелы и звуки грома;

Мозг, который может взвесить пылинку так же легко, как и весь космос;

Сердце, которое бьется в одном ритме с сердцами всех живущих...

Тит Нан Хан

Я есть я

Как отличить истинное чувство собственной значимости от ложного? — спросили ученики Ходжу Насреддина.

— Представьте себе караван верблюдов, идущий по пустыне, — предложил Насреддин. Кем вы себя ощущаете?

— Первым верблюдом! — воскликнул один из учеников.

— Хвостом последнего, — сказал другой.

— Безжалостным солнцем, — молвил третий.

— Погонщиком, — проговорил четвертый.

— Барханом, — предположил пятый.

— Аллахом, сотворившим пустыню и караван, — вымолвил шестой.

— Я есть я, — заявил седьмой ученик, — и причем тут верблюды?!

Мы часто ищем в других любви и тепла, но все, что они могут нам дать - это отражение нашего собственного отношения к себе.

Поэтому, чтобы двигаться вперед, нам прежде всего необходимо улучшать важнейшие из взаимоотношений - отношения с самим собой.



Упражнение Кто Я?

Это упражнение кажется довольно простым на первый взгляд. Спроси себя: «Кто я?» Предположим, ты ответила: «Женщина». Сними с себя эту роль, как змея снимает кожу. Спроси снова: «Кто я?» Дальнейшие ответы могут быть любыми: брюнетка, москвичка, водитель, мама, дочь, сестра, сотрудница... Главное начнется, когда ответы закончатся, когда ты поймешь, что не знаешь, что ответить на этот вопрос. Посиди в тишине и подумай. В этот момент у тебя есть шанс встретиться со своим освобожденным «я».




Миссия человеческой жизни заключается в том, чтобы познать себя, а не в том, чтобы удовлетворять свои чувства. По настоящему воспользоваться преимуществами человеческой жизни может лишь тот, кто совершает самопознание, а не тот, кто ведет рафинированное человеческое существование. Животные не знают ничего, кроме чувственных наслаждений, сводящихся к формуле: ешь, пей и наслаждайся. Но человеку жизнь дана для того, чтобы совершать самопознание и вернуться домой, к Богу.

Шримад-Бхагаватам ---

Уолт Дисней был уволен из газеты за недостатком идей, Менделеев имел тройку по химии, Эйнштейн не говорил до четырех лет, его учитель характеризовал его, как умственно отсталого человека. Вспомни об этом, когда тебе кажется, что у тебя ничего не получается.


Смотрю на небо и утопаю в звездах.

Смотрю вдаль и растворяюсь во времени.

Смотрю в себя и проваливаюсь.

Люблю быть собой. Это восхитительно.


Сама себе я мир построю,

Как хочу, в нём буду жить...

Что бы ты не делал — ты делаешь себя.

Восточная мудрость


Никогда не поздно устроить себе счастливое детство.

Некоторые люди рождены, чтобы сидеть у реки. В некоторых ударяют молнии. У кого-то есть музыкальный слух. Некоторые — художники. Некоторые плавают. Некоторые знают толк в пуговицах. Некоторые знают Шекспира. Некоторые матери. А некоторые танцуют. Все мы разные, и это прекрасно.

Ф.С. Фицджеральд


Пауло Коэльо


Всякий раз, когда есть альтернатива, выбирайте то, что заставляет мурчать кота в вашем сердце...

Оставайся собой — мир боготворит оригиналы.

У меня есть большое и раскидистое Дерево. Оно красивое и листья его никогда не опадают. Это Дерево - мой внутренний Мир. У каждого человека есть такое дерево, и все они составляют густой и бесконечный лес. Но Я прихожу именно к своему. Тут Я могу сесть и подумать, перевести дух после будничной суеты, даже поспать. Ко мне придет пушистый кот, если Я захочу общества животных. Или Я оставлю у его корней недочитанную книгу. Или любую другую вещь, которую захочу спрятать от всех, кроме себя самого.

И пусть только попробует кто-либо нарушить это правило: перекрасить листья в зеленый, когда у меня они были желтыми... привести собаку, которая прогонит полюбившегося мне кота, потому что "собаки круче"... взять любую из моих вещей, потому что это лежит в "общем холодильнике", и вообще, в "общей квартире".

Никто не имеет право требовать изменить жизнь чьего-либо Дерева, так же, как ты не потерпишь вмешательство в жизнь твоего собственного. Нарушив покой и жизненный уклад чьего то сада, будь готов к тому, что его садовник выставит тебя, и закроет в него ворота.

Самая великая вещь на свете — уметь принадлежать себе.

Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.


Вот ведь точно: как ни постараешься, а всем никогда не угодишь. Поэтому всегда важно слушать собственное сердце — знать, что важно для тебя самого.


Проблема не в том, что мы все умрем. Проблема в том, что при жизни в нас пытаются убить нас.


Будь самим собой

и ты найдешь того, кто тебя давно ищет.



Рука Господа всегда вела того, кто следует своему пути с Верой в Себя. Пауло Коэльо
Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.


Хочется плакать — плачь, хочется кричать — кричи, хочется смеяться — смейся. Только люби - и в первую очередь люби в себе душу. Тогда она обязательно притянет к себе родственную... Эльчин Сафарли. Любовь со дна Босфора.

Уравновешенная личность живет в гармонии, мире, радости, здоровье, достатке; она не страдает. Чем больше человек страдает, тем сильнее он забыл, кто он есть истинный.

Существует только один способ преуспеть — научиться жить по-своему.


Будьте самим собой. Величайшая религия — просто быть тем, кто ты есть. Доверяйте Себе.


Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует ещё где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвётся и наша связь с жизнью. Габриэль Гарсиа Маркес



Главное - не сходите с пути и не сдавайтесь.

Там, где вы чувствуете любовь и вдохновение - нельзя ошибиться.


Все, что вы делаете, должно выражать вас, должно нести на себе отпечаток вашей индивидуальности. Тогда жизнь становится постоянным праздником. Делайте все творчески, превращайте наихудшее в лучшее - это то, что я называю "Искусством". Проживайте жизнь, наполняя каждый момент и каждый ее период красотой, любовью, радостью.

Свобода не во множестве направлений.

Она в возможности заниматься тем немногим, что хочет твой Дух.


Для того, чтобы услышать сердце, нужно успокоить мысли.

Не думать, а чувствовать, не оценивать, а ценить.

Жить — значит не только меняться, но и оставаться собой. Гастон Леру

От любой роли приходит усталость. Настоящими будьте. Будьте неуклюжими, неуместными, несуразными, немодными и не современными и в этом восхитительно неповторимыми.

Потому что существует один бессознательный подход, одна ключевая ошибка, одна бессознательная мысль. Вот она: я недостаточен. За ней следует другая бессознательная мысль: чтобы получить все нужное, чтобы в полной мере быть собой, мне необходимо играть какую-нибудь роль. Чтобы быть больше, мне нужно иметь больше. Но ты не можешь быть больше, чем есть, потому что под своей физической и психологической формой ты уже одно целое с Жизнью, одно целое с Существованием. Экхарт Толле


Иногда тебе просто нужно отдохнуть, подышать воздухом и напомнить себе, кто ты есть и кем ты хочешь быть.

Будь словно лотос, что всегда чист и цветёт даже в мутной воде.

Рай там, где распускаются цветы твоего истинного Я.

Ад там — где твое Я топчут, а тебе что-то навязывают.

Когда не боишься жить так, как хочешь, тебя мало что может расстроить или напугать. Единственная штука, которая имеет значение, - свобода. Свобода быть собой.


Наша беда в том, что мы принимаем себя слишком серьезно.

Как только Вы пойдёте Своей дорогой,

Вам откроются все сокровища мира.

Если у Пути "есть сердце",

Вы почувствуете это нутром.

Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.


Живите своей жизнью и позволяйте другим жить их жизнью.

Пусть у каждого будет свобода делать свое.

Ты таков, каков ты есть — не хороший и не плохой, не «чистый» и не «грязный», не «светлый» и не «тёмный». Ты — вместилище того, что ты знаешь о хорошем и плохом, о «чистом» и «грязном», о «светлом» и «тёмном».

Главное в жизни - вовремя урвать своё :)

ВЫ НА ВЕРНОМ ПУТИ!

Подтвердить то, что вы на верном пути, очень просто: ваша напряженность начнет исчезать, вы будете становиться все более и более спокойными, вы будете становиться все более и более невозмутимыми, вы найдете красоту в том, что никогда раньше не представлялось красивым.

Самые маленькие вещи приобретут огромное значение. Весь мир будет становиться все более и более загадочным с каждым днем; вы будете становиться все более и более невинными - совсем как ребенок, бегущий за бабочкой, или собирающий морские камешки на берегу.

Вы почувствуете, что жизнь не проблема, но дар, как блаженство, как благословение.

Если вы находитесь на правильном пути, будет все больше и больше доказательств этого.

Если вы на неверном пути, будет происходить противоположное.


Ты безбрежен, словно океан, безграничен, словно небо.


Единственное сокровище, которое стоит искать, — твоя собственная природа.
Если ты отправишься вглубь самого себя, тебя ждет подлинное приключение.
Как только твоим решением, продуманным, сознательным решением станет: «Что бы ни случилось, я должен найти себя, свою природу, свою сущность. Я не намерен терять эту, единственную в моей жизни возможность», — как только подобное решение будет принято и твоя энергия хлынет в этом направлении, неудача становится невозможной. На этом пути ни один человек не потерпел неудачу. Кто бы ни направлял всю свою энергию на внутренний поиск, он всегда находил себя.


Есть три вещи, которых боится большинство людей - доверять, говорить правду, и быть собой.

Не будьте копией, вы - оригинал.


Кто постигнет себя истинного,

тому откроются все тайны Мироздания

и секреты Вселенной.

Все ответы находятся в тебе.

Ты знаешь больше, чем написано в книгах.

смотреть в себя, слушать себя и доверять себе.

Многие не видят, что мы живем в паутине чудес, соединенной серебряными нитями случайностей и обстоятельств.

Мы рождаемся с вихрями, пожарами и кометами внутри нас.


Люди отправляются в путешествия, чтобы удивляться красоте высоких гор, огромным океаническим волнам, и згибам длинных рек, шуму морского прибоя, движению звезд на ночном небе. Но мимо самих себя они проходят без всякого удивления.

Когда ты начинаешь делать то, что тебе нравится, мир меняется!

Если ты что-то привносишь в отношения, делай это по-настоящему. И никогда, ни на одну минугу не отказывайся от своего истинного Я. И если твоё истинное Я недостаточно привлекательно, чтобы удержать кого-то в твоей жизни, то дай им уйти. Потому что в твою жизнь придут те, для кого твоё истинное Я будет достаточно привлекательным.... Нил Доналд Уолш.



Если идти по чужим следам - твоих следов не будет видно

Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: "Что-то не то происходит" или: "Она меня бросит" или: "Я уже раз обжёгся, а потому…" Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз. Рэй Брэдбери


Лучше быть странным и по-своему счастливым, чем прожить жизнь, как вялый овощ. Зак Галифианакис.


Что уходит, пусть уходит.

Что приходит, пусть приходит.

У тебя ничего нет и никогда не было, кроме самого себя.


Я встречал много людей, у которых не было одежды.

Но больше я встречал много одежд, внутри которых не было людей.


Будьте сами светом для себя.


Вам нужно только одно - быть естественным,
таким же естественным, как ваше дыхание.
Любите свою жизнь.

Не живите согласно каким-то заповедям.
Не живите согласно чужим идеям.
Не живите так, как от вас требуют люди.
Прислушивайтесь к своему собственному сердцу.

Станьте безмолвны, прислушайтесь к тихому, слабому голосу внутри вас и следуйте ему...

ОШО

Когда живешь в согласии с собой, тебе по силам ладить и с другими.

Восточная мудрость -

Если рядом никого нет, значит наступило время познакомиться с собой.

Побег от себя похож на побег от неба. Можно возвести стены, загородиться потолком, но оно как было над твоей головой, так там и останется. Точно так же в играх с собственной душой: можно вырастить любые иллюзии, разбить все зеркала, но твое лицо все равно останется прежним. Разве что появится на нем порез от шального осколка, да в глазах - туман побега от реальности. Как любим мы находить сложное в по сути своей простом. Бежать от себя, таская на усталых плечах свое жестоко и зло смеющееся отражение, искать хоть какой-нибудь путь, исходив все вдоль и поперек, и шагами своими проложив новую дорогу, обиженно молчать, когда до мира лишь пара слов, или бесконечно и пусто говорить, когда так ценно молчание. И взвесив все за и против, я включаю на полную громкость музыку своей души и выбираю жизнь на грани танца. И пусть завтра я наделаю кучу ошибок, безбожно нагрешу, пусть сердце вздрогнет от ужаса и восторга, пусть любовь жадно зарычит в хищном прыжке, пусть печаль взбунтуется ураганным ветром в лицо... Но над головой моей будет то небо, от которого я не хочу бежать.

Аль Квотион


Слушая мнение других людей о тебе, ты сможешь узнать лишь то, кем являются эти люди, но не то, кем являешься ты сам.

Но если хочешь узнать себя, попробуй рассказать о других, и будь уверен: все, что ты видишь в людях - есть отражение твоей истинной сущности.

Все мы должны предоставить каждому, кто нас окружает, возможность оставаться самим собой. Мы не должны мешать людям шагать в такт собственной музыке, мы должны позволить им не бояться быть с нами, оставаясь самими собой. Это и есть безусловная любовь — талант поощрять и поддерживать любовь, страсти и мечты другого человека, даже если сам ты их не разделяешь.

Робин Шарма

Ты все знаешь. Ты всегда все знал. Но ты пройдешь полмира. Прочтешь сотни книг. Сменишь десятки учителей. И только тогда поймешь, что никуда ходить не надо, что все книги об одном и учитель тоже один и Он внутри тебя...

Ты должен сам изменить в себе то, что хочешь увидеть в изменившемся мире.

Вы можете потратить вечность в поисках истины и любви, понимания и доброты, умоляя Бога и людей помочь вам, и всё впустую. Вы должны начать с себя. Это неумолимый закон. Вы не можете изменить отражение, не изменив лица.

Нисаргадатта Махарадж

Представьте такую картину: пациент приходит к врачу и жалуется на боль. А доктор ему отвечает: «Хорошо, я все понял. Знаете, что я сделаю? Я выпишу лекарства вашему соседу». «Благодарю вас, - радуется больной, - как раз это меня и вылечит». Абсурд? Но мы все ведем себя именно так. Спящему всегда кажется, что его жизнь значительно облегчится, если окружающие изменятся в ту или иную сторону. Вы страдаете только потому, что спите; и все же вы думаете: «Как было бы здорово, если бы вот тот человек стал другим, если бы мой сосед, начальник, жена вдруг изменились».

Нам хочется, чтобы люди вокруг нас изменились, — вот тогда, мол, у нас все наладится. Но думали ли вы о том, какую пользу принесли бы вам перемены в характере мужа или жены? Вы-то останетесь таким же ранимым, как раньше, — и таким же идиотом; вы продолжаете спать. Если кому-то и следует измениться, то в первую очередь вам. И лечиться нужно тоже вам. Со мной все хорошо, потому что с миром все в порядке, — утверждаете вы. Ошибаетесь! С миром все в порядке, потому что все хорошо со мной. Так говорят посвященные.

Энтони де Мелло

Исправишь недостатки и станешь как все. Усилишь достоинства - будешь уникальным.

Эккарт фон Хиршхаузен "Карусель счастья"


Заведите себе собственное мнение. Оно тяжело в уходе, требовательно, но это того стоит.

Помните: если будете делать то, что хотите сами, как минимум, один человек останется совершенно довольным!

Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой.

Весь мир внутри человека - снаружи только его отражение.

Ничто так не приводит к быстрой деградации, как чрезмерное стремление к совершенству..

Мы нередко сталкиваемся с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает «быть не самим собой, быть другим». Карл Роджерс

Мы в буквальном смысле боимся самих себя — тех, кто мы есть на самом деле. Мы боимся собственного света, боимся собственного великолепия, боимся собственного высшего потенциала. Мы боимся встать, распрямиться в полный рост и позволить своему внутреннему свету освещать весь мир. Ибо величайший дар всегда сопряжён и с величайшей ответственностью. Мне кажется, что большинство людей не желают видеть свои таланты, потому что не хотят брать на себя ответственность — ответственность жить бесстрашной жизнью и менять этот мир. И из-за этого предают своё величие. Робин Шарма

Роза встречает свою сущность в лилии, а лилия - в розе, но они также знают и почитают свою собственную уникальность и незаменимость, свой временный расцвет во времени и пространстве. Будьте сутью, и любите своё цветение. Любите свой вкус, свой неповторимый колорит, свой особый танец, который не может быть воспроизведен другими. Никогда не чувствуйте себя выше или ниже другого цветения, не ищите уничтожения своего расцвета. Выковывая собственный путь к свету, никогда не ищите виноватых, если другие начинают цвести пышнее. Цветение - восхитительный, не контролируемый процесс. Джефф Фостер

Ты знаешь гораздо больше, чем тебе кажется, но ты почему-то не доверяешь своему внутреннему знанию.

Ошибка, которую допускало девяносто девять процентов человечества, заключалась... в том, что люди стыдились быть собой и лгали, выдавая себя за других.

Все мы уникальны. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь — эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу.

Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек — тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь Мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно. Ошо

Единственное, что вам нужно знать, — это то, кем вы являетесь на самом деле. И это все. Все остальное будет происходить само по себе.

Встреча с самим собой принадлежит к самым удивительным.


Человек - всего лишь капля...
но какая высокомерная!
Л. Вей.

Прочь от фасадов

Сначала я наблюдаю, что у клиента имеется тенденция с неуверенностью и страхом двигаться прочь от "Я", которым он на самом деле не является. Другими словами, хотя он, может быть, и не осознает, куда движется, он уходит от чего-то, начиная определять, что он есть, хотя бы в виде отрицания.

Сначала это может выражаться просто в страхе предстать перед другими тем, кто ты есть. Так, один 18-летний юноша говорит <...>: "Я знаю, я не такой бедовый, и я боюсь, что это будет обнаружено. Вот почему я делаю это... Когда-нибудь они обнаружат, что я не такой бедовый. Я стараюсь, чтобы этот день настал как можно позже... Если вы знаете меня, как я знаю себя...(Пауза.) Я не собираюсь говорить вам, что я на самом деле думаю о том, что я за человек. Только в этом я не хочу сотрудничать, вот что... Если вы узнаете, что я о себе думаю, это не поможет вашему мнению обо мне".

Ясно, что самовыражение этого страха есть часть становления самим собой. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы бытьсамим собой, а именно к тому, что он испуган и прячется за маской, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.

Прочь от "должен"

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он "должен быть". Некоторые индивиды с "помощью" родителей так глубоко впитали в себя понятие "Я должен быть хорошим" или "Мне следует быть хорошим", что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: "Я думаю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения...

Мне так хотелось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела". Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требования и оправдывать его надежды, а это было "чересчур". "Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее - и на самом деле я никогда их не выполняю. Это - бесконечные требования". Она чувствует. что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. "А на самом деле я не хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но тем не менее я думаю, у меня было такое представление, что именно такой нужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о тебе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную личность?" Консультант ответил: "Кто, действительно, будет любить коврик у входной двери, о который вытирают ноги?" Она продолжала: "По крайней мере я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы коврик у дверей".

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее "Я", к которому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утверждение делают для нас ясным, что она уходит от "Я", которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного молодого человека: "Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя - это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именно должен был стыдиться себя... Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя... Если ты - кто-то, кого очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-нибудь самоуважение - это стыдиться того, чего в тебе не одобряют...

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из прежней точки зрения... Как будто я убежден, что кто-то сказал: "Ты должен жить, стыдясь себя, - пусть будет так!" И я долго соглашался с этим и говорил: "Да, это я!" А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: "Мне безразлично, что вы говорите. Я не собираюсь стыдиться себя". Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.

Прочь от соответствия ожиданиям

Многие клиенты обнаруживают, что отдаляются от соответствия тому идеалу, который выдвигает данная культура. Как убедительно доказал Уайт в своей недавней работе, на человека оказывается огромное давление, чтобы он приобрел качества "человека организации". То есть человеку следует быть полноценным членом группы, подчинив свою индивидуальность групповым нуждам, следует избавиться от "острых углов", научившись ладить с такими же людьми без "острых углов".

В недавно законченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб так обобщает свои данные: "Основное воздействие высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие стандартов и качеств, присущих американским выпускникам колледжа. Воздействие опыта жизни в колледже заключается в социализациииндивида, в оттачивании, полировке и придании такой формы его ценностям, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американских колледжей". <...>

Прочь от угождения другим

Я обнаруживаю, что многие люди сформировали себя, стараясь угодить другим, но, опять становясь свободными, отходили от прежнего состояния. Так, к концу курса психотерапии один специалист пишет, оглядываясь назад на процесс, через который он прошел: "Наконец я почувствовал, что просто должен был начать делать то, что хотел делать, а не то, что, я думал, мнеследует делать, и не зависеть от того, что, по мнению других людей, я должен делать. Это полностью изменило всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать что-то, потому что этого от меня ожидали или потому что это могло заставить людей любить меня. К черту все это! С сегодняшнего дня я думаю, что буду только самим собой - бедным или богатым, хорошим или плохим, рациональным или иррациональным, логичным или нелогичным, известным или неизвестным. Поэтому благодарю вас за то, что вы помогли мне вновь открыть шекспировское: "Будь верен самому себе".

К управлению своей жизнью и поведением

Но с какими положительными качествами связан опыт <...>? Я постараюсь описать многие направления, в которых они [клиенты] движутся.

Прежде всего, эти клиенты движутся к тому, чтобы быть независимыми. Под этим я подразумеваю, что постепенно клиент приближается к таким целям, к которым он хочет идти. Он начинает отвечать за свои поступки. Он решает, какие действия и линии поведения для него значимы, а какие - нет. Я думаю, что это стремление к руководству собой достаточно показано в ранее приведенных примерах.

Я не хотел бы создать представление о том, что мои клиенты двигались в этом направлении уверенно и радостно. Конечно, нет. Свобода быть собой - свобода с пугающей ответственностью, и человек движется по направлению к ней осторожно, со страхом, сначала без всякой уверенности в себе.

И также я не хотел бы создать впечатление, что человек всегда делает разумный выбор. Ответственно управлять собой - значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора. Поэтому клиенты находят этот опыт не только отрезвляющим, но и захватывающим. Как говорил один клиент: "Я чувствую себя испуганным, уязвимым, отрезанным от всякой помощи, но я также чувствую, как во мне поднимается какая-то мощь, сила". Это обычная реакция, возникающая, когда клиент берет в свои руки управление своей жизнью и поведением.

Движение к процессу

Второе наблюдение выразить трудно, потому что нелегко найти подходящие слова для его описания. Кажется, что клиенты движутся к тому, чтобы более открыто сделать свое бытие процессом, текучестью, изменчивостью. Их не беспокоит, если они обнаруживают, что изменяются каждый день, что у них разные чувства по отношению к какому-либо опыту или человеку; они в большей степени довольны своим пребыванием в этом текущем потоке. Кажется, исчезает стремление к завершениям и конечным состояниям.

<...> Я не могу не вспомнить, как Кьеркегор описывает индивида, который действительно существует: "Существующий человек постоянно находится.в процессе становления... и его мышление действует на языке процесса... У [него]... это как у писателя с его стилем, так как стиль есть только у того, у кого нет ничего застывшего, но кто "движет водами языка" каждый раз, когда начинает писать; так что самое обычное выражение обладает для него свежестью только что родившегося". Я думаю, что эти строки прекрасно уловили направление, в котором движутся клиенты, - скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель.

К сложности бытия

Это также связано со сложностью процесса. Возможно, здесь поможет пример. Один из наших консультантов, которому психотерапия очень помогла, недавно пришел ко мне, чтобы обсудить свои отношения с очень трудным клиентом с расстроенной психикой. Меня заинтересовало то, что он только в очень малой степени хотел обсуждать клиента. Больше всего он хотел быть уверенным в том, что ясно осознает всю сложность собственных чувств в отношениях с клиентом - его теплые чувства к нему, периодическую фрустрацию и раздраженность, его благожелательное отношение к благосостоянию клиента, некоторый страх, что клиент может стать психопатичным, его беспокойство о том, что подумают другие, если дело обернется не лучшим образом. Я понял, что в общем его отношение было таково, что если он мог бы совершенно открыто и ясно являть собой все свои сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства в отношениях с клиентом, то все было бы хорошо.

Если, однако, он только частично являл эти чувства, а частично был фасадом или защитной реакцией, то он был уверен, что хороших отношений с клиентом не будет. Я нахожу, что это желание быть полностью всем в данный момент - всем богатством и сложностью, ничего не прятать от себя и не страшиться в себе, - это обычное желание тех терапистов, у кого, как мне кажется, большое продвижение в психотерапии. Нет нужды говорить, что это трудная и недостижимая цель. Однако одно из наиболее ясных стремлений, наблюдаемых у клиентов, - это движение к тому, чтобы стать всей сложностью своего изменяющегося "Я" в каждый значимый момент.

К открытости опыту

"Быть тем, кто ты действительно есть", связано и с другими качествами. Одно из них, которое уже, возможно, подразумевалось, заключается в том, что индивид движется к открытому, дружескому, близкому отношению к своему собственному опыту. Это бывает нелегко. Часто, как только клиент почувствует что-то новое в себе, он вначале это отвергает. Только в том случае, если он переживает эту отвергнутую ранее сторону себя в атмосфере принятия, он может предварительно принять ее как часть себя. Как говорил один клиент, будучи в шоке после переживания себя как "зависимого маленького мальчика": "Это чувство, которое я никогда раньше ясно не ощущал, - я никогда не был таким!" Он не может вынести этот опыт своих детских чувств. Но постепенно он начинает принимать и включать их как часть своего "Я", то есть начинает жить рядом с чувствами и в них, когда он их испытывает.

<...> Постепенно клиенты узнают, что переживание - это друг, а не страшный враг. Так, помню, один клиент к концу курса психотерапии, раздумывая над каким-нибудь вопросом, обычно хватался за голову и говорил: "Что же я чувствую сейчас? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу знать, что это". Затем обычно он спокойно и терпеливо ждал, пока не сможет ясно ощутить вкус тех чувств, которые у него возникали. Я часто понимаю, что клиент старается прислушаться к себе, услышать то, что передается его собственными физиологическими реакциями, уловить их смысл. Он уже больше не пугается своих открытий. Он начинает понимать, что его внутренние реакции и переживания, послания его чувств и внутренних органов, являются дружескими. Он уже скорее хочет быть ближе к внутренним источникам информации, чем закрыть их.

Маслоу в исследовании так называемого самоактуализующегося человека отмечает то же самое качество. Обсуждая таких людей, он говорит: "Их легкое вхождение в реальные чувства, похожее на принятие, существующее у животных или у ребенка, их непосредственность подразумевают важное осознание своих собственных импульсов, желаний, взглядов и вообще всех субъективных реакций".

Эта большая открытость происходящему внутри связана с подобной открытостью по отношению к опыту, полученному от внешнего мира. Кажется, что Маслоу говорит о моих клиентах, когда он пишет: "Люди с самоактуализацией обладают чудесной способностью снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с чувством благоговейного страха, удовольствия, удивления и даже экстаза, несмотря на то что для других людей в этих случаях чувства давно уже утратили свою свежесть".

К принятию других

Открытость внутреннему и внешнему опыту в основном тесно связана с открытостью и принятием других людей. Как только клиент начинает двигаться к тому, чтобы быть способным принимать свой собственный опыт. он также начинает двигаться к принятию опыта других людей. Он ценит и принимает свой опыт и опыт других таким, каков он есть. Процитирую снова слова Маслоу относительно индивидов с самоактуализацией: "Мы не жалуемся на воду за то, что она мокрая, и на скалы - за то, что они твердые... Как ребенок смотрит на мир без критики широко раскрытыми и невинными глазами, просто отмечая и наблюдая, каково положение дел, не возражая и не требуя, чтобы оно было по-другому, так же и самоактуализующийся человек смотрит на природу человека в себе и других". Я думаю, что такое принимающее отношение ко всему, что существует, развивается в клиентах в процессе психотерапии.

К вере в свое "Я"

Следующее качество, которое я вижу в каждом клиенте, состоит в том, что он все больше ценит и доверяет процессу, которым сам является. Наблюдая за моими клиентами, я стал гораздо лучше понимать творческих людей. Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть, осознал, что "хорошие художники так не пишут". Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: "Хорошие художники так не пишут, но я пишу так". Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что "хорошие писатели так не пишут".. Но к счастью, он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее. Такой феномен имел место не только у художников или гениев. Неоднократно я наблюдал, как мои клиенты, простые люди, становились более значительными и творческими в своей деятельности по мере того, как они все больше верили в процессы, происходящие внутри них, и осмеливались чувствовать свои собственные чувства, жить ценностями, которые они открыли в себе, а также выражать себя своим собственным, уникальным образом.