Самая крупная социальная группа называется. Социальные группы и организации

Хозяйственная система (Economic system ) – это упорядоченная особым образом система взаимосвязи производителей и потребителей материальных и нематериальных благ.

Данный термин означает, что в реальности, как это может показаться на первый взгляд, не существует «броуновского движения» в хозяйственной деятельности общества. Все протекающие процессы производства, обмена, распределения и потребления благ в обществе всегда является так или иначе организованным.

Для того, чтобы сделать правильный выбор в условиях ограниченности ресурсов, хозяйственному субъекту необходимо располагать нужной информацией о том, что, как и для кого именно производить . Это и есть три главные задачи, которые необходимо решать в любом обществе.

Необходимо отметить, что всевозможные экономические субъекты хозяйственных систем во времена развития человеческой цивилизации, такие как первобытная община, феодальное поместье, рабовладельческая латифундияЛАТИФУНДИЯ (от лат. latus – обширный, большой, fundus – земля, поместье) – обширные поместья в Древнем Риме, обрабатываемые трудом рабов , социалистическое или капиталистическое предприятия – это разные по устройству информационные системы, предопределяющие способ решения вышеуказанных трех главных задач хозяйственной жизни.

Встает вопрос о том, кто и как выполняет координацию выбора, который реализуется людьми в процессе их постоянной хозяйственной деятельности? Ведь каждому человеку свойственно строить собственные планы на будущее, у каждого из нас свои вкусы и предпочтения, а также свои представления о тех способах, при помощи которых нужно производить блага.

В экономической теории рассматривается два разный способа координации: спонтанный (стихийный порядок) и иерархия . В спонтанных порядках существующая информация, которая необходима потребителям и производителям, передается через ценовые сигналы. Увеличение и снижение цены ресурсов, а также произведенных при помощи них благ подсказывает предпринимателям каким образом им действовать на рынке , т.е. что, как и для кого производить. В любой хозяйственной системе производителю благ необходимо рассчитывать свои издержки и получаемые выгоды. То же самое относится и к потребителю данных благ. Но как же решить такую задачу, если руководитель фирмы или человек, ведущий домашнее хозяйство не могут полностью владеть всей информацией в экономическом пространстве? Конечно же, где то в рамках небольшого первобытном племени или в домашнем хозяйстве Робинзона, живущего на небольшом острове количество доступных ресурсов и варианты их использования невелико и они поддаются учету. Однако, как рассчитать все выгоды и издержки в современных хозяйственных системах, где количество ресурсов и, соответственно, альтернативных способов их использования довольно велико? Ведь вся информация о доступных ресурсах, вкусах и предпочтениях потребителей максимально рассеяна. При таком положении дел лишь механизм колебания цен и альтернативных издержек в состоянии скоординировать экономический выбор. Подобная хозяйственная система названа Ф. А. Хайеком спонтанным (стихийным) порядком, что говорит об эволюционном, независимом от намерения или планов других агентов характере ее возникновения. Данный порядок возник самопроизвольно, по мере развития человеческой цивилизации. Можно сказать, что рынок – это и есть спонтанный порядок .

Но существует и другой метод получения нужной информации о том, что, как и для кого производить, а именно система поручений и приказов, которая идет сверху вниз, от вышестоящего лица или органа к непосредственному исполнителю. Подобная система называется иерархией . Например, к такой системе можно отнести первобытную общину, где вождь решает кому, как, а главное чем заниматься. К иерархии можно также отнести и командно-административную систему, в частности, социализм , где государство само отдавало разные приказы о том, что именно производить, сводило поставщиком и потребителей, распределяло ресурсы. В условиях иерархии функционирует и любая фирма, где ее руководитель отдает различные приказы своим подчиненным. Таким образом, можно сказать, что иерархия основывается не на ценовых сигналах, как в случае со спонтанным порядком, а на власти, в виде руководителя фирмы или центрального органа государства.

В реальности стихийный порядок и иерархия могут сосуществовать друг с другом и экономический выбор людей принимает различные формы координации. Это объясняется наличием трансакционных издержек , которые пронизывают всю сферу хозяйственной жизни общества и с которыми приходится сталкиваться на каждом шагу, даже не подозревая об этом. И то, как именно будет функционировать та или иная система, в виде иерархии или спонтанного порядка, будет зависеть от величины этих самых трансакционных издержек.

Допустим, что в условиях капитализма , или как его называет Ф. Хайек, при «расширенном порядке человеческого сотрудничества », нужно получить информацию о том, что, как и для кого производить. Здесь наиболее дешевым и оптимальным вариантом окажется спонтанный порядок, т.к. собрать всю информацию о доступных ресурсах, предпочтениях и ценах в единый Центр окажется не только трудной, а даже невозможной задачей. Несмотря на это, трансакционные издержки все же существуют, но они гораздо ниже тех, которые были бы в случае прикрепления неким Центром каждого производителя к определенному потребителю в масштабах всей национальной экономики.

Но в пределах фирмы способом, который экономит существующие трансакционные издержки, является иерархия. В фирме работники взаимодействуют между собой не с помощью ценовых сигналов (чем заниматься, что и как производить), а с помощью приказов вышестоящего начальства. Армия тоже устроена как иерархия, где, как всем известно, приказы командиров не обсуждаются. Как иерархия устроены и семьи патриархального типа.

Из всего вышеизложенного следует интересный вывод: оценивать эффективность иерархий или спонтанных порядков нужно не с точки зрения нормативных оценок (хороший или плохой), а с точки зрения экономии существующих трансакционных издержек. Естественно, что это далеко не единственный критерий оценки, но он очень важен и полезен. Теория трансакционных издержек дает нам понять то, почему социалистическая хозяйственная система оказалась неэффективной; почему попытка выстроить общественное производство по образу фирмы оказалась несостоятельной в связи с наличием огромных трансакционных издержек из-за регулирования сферы экономики из Центра. Согласно неоинституциональной теории, идеальное общество, о котором всегда мечтали социалисты-утописты, а также последователи марксизма , должно было бы представлять собой систему с нулевыми трансакционными издержками. Но на деле социалистическая система хозяйства оказалась «перегруженной» трансакционными издержками. Поэтому наивная система социалистической утопии и ее представления о том, что в каком-то одном Центре можно сконцентрировать всю рассеянную в экономике информацию о ценах, доступных ресурсах, предпочтениях, так и осталась утопией, несбывшейся мечтой.

Особая заслуга в развенчании иллюзий о возможности существования общественного хозяйства по типу иерархии у австрийских экономистов-неолибералов Ф. Хайека, Л. Мизеса , российского экономиста Б. Бруцкуса и др.

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Рыночная система хозяйствования.

1.1. Общая характеристика рыночного хозяйства…………………….5

В. По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

· Местный (региональный);

· Национальный (в пределах страны);

· Мировой рынок.

Г. По степени ограничения конкуренции различают:

· Свободный рынок;

· Рынок монополистической конкуренции;

· Олигополистический рынок;

· Чистую монополию.

Д. По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

· Топливный рынок;

· Автомобильный рынок;

· Компьютерный рынок;

· Рынок хлебопродуктов и т. п.;

Е. По характеру и размерам продаж различают:

· Оптовый рынок;

· Розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них, и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Пример: решение вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы , социального обесп6ечения, пенсионного обслуживания.

Любой рынок может функционировать только по товарам, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий лишает стимула и на производство данного товара, и на его покупку, сбыт.

1.2. Механизм государственного регулирования рыночного хозяйства.

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономики . Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Споры между специалистами идут только по поводу степени вмешательства государства в экономику.

Государственное воздействие на экономику – целенаправленная система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемая соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Как следует из характеристики сути государственного вмешательства в экономику и причин, объясняющих его необходимость, присутствие этого вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных частей системы экономических наук.

Для обозначения исследуемой роли государства в народном хозяйстве в экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика », «государственно-монополистическое регулирование».

Наименее соответствующим сущности явления, по мнению, представляется первый термин, который часто встречается в предвоенных и послевоенных публикациях вплоть до 70-х гг. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую аналогично хирургическому вмешательству в человеческий организм. В действительности, по нашему мнению, государство является не внешней системой, а составной частью, элементом современной экономики. Последний термин также не соответствует сущности явления, так как содержит в себе социально-политическую оценку государственного регулирования.

Таким образом, наиболее соответствующим сущности явления, по нашему мнению, являются термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика». Однако, на первый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Но государство не может существовать не собирая налогов, не оплачивая армию и аппарат управления , не осуществляя закупок и подрядов на строительство, не регулируя денежного обращения и внешнеэкономических связей . В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды . Поэтому можно сказать, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.

По определению:

«Государственное регулирование экономики – это воздействие государства ». Это определение представляется нам недостаточно полным и отражающим сущность исследуемого явления.

дает более полное определение: «Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.»

Государственное регулирование имеет место как при централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

так подразделил методы государственного регулирования: на административные и экономические.

Административные методы, по мнению автора, базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств , торговля ими и погашение.

По нашему мнению более точное подразделение представлено. Автор считает, что разграничение различного рода отношений в управлении и регулировании позволяет подразделить методы на экономические, социально-психологические, правовые и административные. Между этими методами существует тесная связь, отражающая реальную обусловленность разнообразных отношений в обществе. Также автор считает, что распространенное понимание сути административных методов управления как методов, базирующихся только на субъективном, волевом подходе к решению задач, принципиально неверно. Любое административное действие управляющей системы должно основываться на экономическом расчете.

Экономические методы основаны на использовании экономических интересов: общегосударственных, групповых, частных. В связи с этим можно разделить экономические методы на: методы определения перспектив развития (прогнозы планы, программы) и на методы непосредственного экономического воздействия и регулирования. (госзаказ , налоги, кредиты и т. д.).

К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы , во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица.

Коммерческой организацией является предпринимательское образование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским Кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих образований. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения их собственника. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ.

Полное хозяйственное товарищество - основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами.

Товарищество на вере (коммандитное) - объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков , ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества с ограниченной ответственностью », «Общества с дополнительной ответственностью» и «Акционерного общества».

Общество с ограниченной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с дополнительной ответственностью - организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) - образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Перечислим проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

Ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

Доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

Чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

Региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

Неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

Неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

Дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем.

2.2. Экономическая сущность оплаты труда в условиях рыночной экономики на предприятиях.

Центральное место в производственной деятельности любой организации занимает труд и результаты труда. Поскольку только при помощи рабочей силы создается прибавочный продукт. Это обстоятельство предопределяет отношение к рациональному использованию трудовых ресурсов, так как без коллектива работников нет организации и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не сможет достичь своей цели.

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры заработной платы , материального стимулирования результатов труда. Понятие "заработная плата" наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от ), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т. п.).

Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством.

Для справедливой оплаты труда работника этот труд, прежде всего, нужно правильно измерить и учесть. В основном это обязанность администрации, но и бухгалтер должен знать состав документации по учету и ее содержание.

Учет труда и заработной платы - центральный вопрос во всей системе учета предприятия. Любой процесс хозяйственной деятельности связан с затратами не только средств (предметов) труда, но и с затратами живого труда.

Организация учета труда и его оплаты регламентируется законодательными и нормативными актами РФ.

В новых условиях хозяйствования важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности. Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

С учетом вышесказанного, рассматриваемую категорию можно определить следующим образом. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала .

Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Заключение.

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьезные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивационной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости, трудовой мобильности, профессионально-квалификационном уровне, взаимодействии органов государственного регулирования рынка с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически исключающих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития.

Что касается, степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т. п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства , и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список литературы:

1. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 2006.

2. Рутгайзер В., Приватизация в России: движение "на ощупь" // "Вопросы экономики", 2005, №10, 11, 12.

3. Долгопятова предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение, М.: "Дело", 2002.

4. А. Виленский, Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // "Вопросы экономики", 2004, №6.

5. Белокрылова переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

6. Курс экономики./Под ред. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7. Основы экономической теории / Под ред проф. М.: Экономика, 2003.

8. Владимирова труда. – М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2002.

9. Экономическая теория./Под ред. , – М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Буcыгин А. В "Предпринимательство. Основной курс". 2003.

11. Ермишин. экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 2002

12. Емцова - М., 2002 г.

13. Коричелли защита, 2001 г.

15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

17. , Тяглов экономика. – М.: Феникс, 2003.

18. Родионов экономика. – М.: Экзамен, 2004.

19. , Степанов экономика. – М.: Инфра-М, 2005.

20. Чернышова экономика. Конспект лекции. – М.: Приор, 2005.

3.2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

3.4 МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Мировой опыт свидетельствует о том, что на благосостояние различных стран влияют многочисленные факторы, причем в меньшей степени оно зависит от природных богатств страны, но в большей – от типа экономической системы и ее качественных характеристик.

Экономическая система – это сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Элементами экономики как системы являются малые экономические системы - домохозяйства, фирмы, государство, а также сферы деятельности. Домохозяйства выступают в качестве владельцев и поставщиков ресурсов, а также потребителей благ; предприятия (фирмы) - в качестве создателей экономических благ в ходе использования необходимых для этого ресурсов. Государство осуществляет регулирование системой и определяет ее общие цели развития. Движущими силами экономической системы являются потребности, интересы и состязательность (соперничество).

Фактор, который предопределяет содержание системы хозяйствования, характер механизма координации элементов и звеньев (устанавливает все правила игры) во всякой хозяйственной деятельности,- это фактор собственности , представляющий собой исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства.

Собственность - это общественные отношения между субъектами по поводу присвоения-отчуждения какого-либо объекта.

В определении несколько ключевых моментов:

во-первых, собственность – это общественные отношения, то есть они возможны только в обществе;

во-вторых, отношения собственности складываются между субъектами. Субъекты собственности - индивиды, коллективы, государ­ство, общество. Субъектами собственности могут быть физическими или юридичес­кими лицами;

в-третьих, отношения собственности предполагают отношения присвоения-отчуждения. Центральным моментом отношений собственности является их исключающий характер. Все, кроме самого собственника, исключены из доступа к ресурсу;

в-четвертых, объект собственности. В качестве объекта собственности выступают потребительные стоимос­ти. Это могут быть материаль­ные средства производства, природная среда, рабочая сила, средства для удовлетворения личных потребностей, информация, раз­личные социально значимые функции и т.д. Все, что может быть присвоено и отчуждено, все, что может принадлежать и находиться в отчужде­нии, является объектами собственности. Однако объект собственности, для того, что являться таковым, должен в качестве своей исходной предпосылки иметь такое свойство, как редкость .

Экономически собственность реализуется через доход ее владельцу. Этот доход выступает в форме заработной платы, прибыли, процента на капитал, дивиденда, ренты или арендной платы. Собственность теряет смысл, если нет текущего дохода. Отношения собственности включают в себя пользование, владение и распоряжение объектами собственности.

Владение – физическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на неё. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование – право потребления вещи в зависимости от её назначения. Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях.

Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение – право определять юридическую судьбу вещи.

Существует два типа собственности: частная и общественная (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Виды собственности

Частная собственность – это такой тип собственности, при котором правом владения, распоряжения и пользования объектом собственности обладает частное лицо. Частная собственность может функционировать в форме: инди­видуальной частной собственности, партнерской, или групповой. Частная собственность образует­ся в результате объединения объектов собственности группой субъектов; народная собственность образуется в результате перехода имущества государственного предприятия в руки трудового коллектива, арендной собственности, корпоративной собственности.

Общественная собственность функционирует в форме государственной, федеративной и коммунальной. Государственная собственность является достоянием всех членов общества. Управление и распоряжение объектами собственности в этом случае осуществляется органами государственной власти. В Республике Беларусь существует две формы государственной собственности:

· республиканская , представляющая собой достояние всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля и ее недра, средства государственного бюджета, предприятия, учебные заведения, банки и другое имущество;

· коммунальная (муниципальная) собственность – достояние граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях. Права собственности здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся: средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, учреждения народного образования и культуры и т. д.

Развитие различных форм собственности осуществляется, прежде всего, через разгосударствление и приватизацию. Разгосударствление– передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация– приобретение физическими и юридическими лицами права частной собственности на объекты, принадлежащие государству.

3.2 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Современный мир характеризуется наличием разных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, то есть классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Поскольку понимание исторического процесса развития общества у разных экономистов различно, то и избранные ими критерии не однозначны. В качестве таких критериев используются следующие:

· по способу координации хозяйственной жизни различают следующие типы экономических систем: традиционная, командно-административная (централизованно-планируемая), рыночная, смешанная ;

· по формам хозяйствования выделяют две экономические системы: натуральное хозяйство и товарное (рыночное) хозяйство .

Традиционная экономика- которая существовала в истории человечества длительное время и частично сохранилась в отдельных странах, например, в Индии.

Характерные черты традиционной экономики:

1. Общественная собственность на средства производства.

2. Производство в условиях данной экономической системы базируется на традициях и обычаях.

3. Отсталая технология, широкое применение ручного труда.

4. Высокая степень консерватизма.

Административно-командная (или командно-административная) это способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы.

Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимает государство или соответствующие органы.

Характерные черты командно-административной экономики:

1. Государственная собственность на средства производства.

2. Государственное регулирование всей экономики административные методы управления экономикой.

3. Отсутствие экономических стимулов к эффективной работе.

1) больше уверенности в будущем (минимум жизнеобеспечения гарантирован всем);

2) меньше неравенства в обществе.

Недостатки:

1) неэффективное использование факторов производства и, как следствие, низкий уровень жизни населения;

2) при отсутствии рыночных механизмов в экономике закладываются и формируются существенные диспропорции;

3) отсутствие стимулов формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах труда.

Рыночная экономика - социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Все решения субъекты рынка принимают самостоятельно, на свой страх и риск, руководствуясь стремлением получения наибольшей выгоды. Их деятельность направляется конкуренцией.

Характерные черты рыночной экономики:

1. Частная собственность на средства производства.

2. Саморегулирование экономики рыночными механизмами. Минимум вмешательства государства в экономику.

3. Высокая личная заинтересованность участников экономических связей.

Достоинствами такой системы являются:

1. Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность.

2. Есть механизм ликвидации возможных диспропорций уже при их возникновении. Неэффективное и ненужное производство отторгается.

3. Не требует большого аппарата управленцев.

Недостатки: усиливает неравенство в обществе; определенная неуверенность в будущем.

Сравнение командно-административной и рыночной экономических систем позволяет сделать вывод о большей эффективности и мотивации хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Смешанная экономика , для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отличием смешанного типа экономики является его гетерогенность (разносторонность). Основными чертами данного типа являются: сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизма регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости.

Натуральное хозяйство – это экономическая система, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей. Для натурального хозяйства характерны следующие признаки:

1) ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды, низкая производительность труда;

2) прямые экономические связи между производством и потреблением;

3) замкнутая система организационно-экономических отношений;

4) исторически первый тип хозяйственной организации общества;

5) медленный темп развития, ручной универсальный труд (без разделения его на виды), низкая производительность труда, повторение производства в прежних размерах (простое воспроизводство).

Главным недостатком натурального хозяйства является то,что оно обеспечивает лишь минимальные условия для выживания. Вследствие этого на смену данному типу экономических систем пришел другой – товарный, или товарно-рыночный, тип.

Главным экономическим условием возникновения товарного хозяйства стало общественное разделение труда , представляющее собой обособление различных видов деятельности в рамках общественного хозяйства.

Товарное хозяйство – это экономическая система, при которой продукты производятся для продажи и становятся в силу этого товарами, а связь между производителями и потребителями осуществляется с помощью обмена (торговли).

Для товарного хозяйства характерны следующие признаки:

1) косвенные экономические связи между производством и потреблением посредством обмена;

2) открытая система организационно-экономических отношений;

3) специализированный труд, высокая производительность труда;

4) современный тип хозяйственной организации общества.

Истории известны два вида товарного хозяйства:

· простое;

· крупное, или капиталистическое товарное хозяйство.

Простое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором основной объём производства имеет натуральный характер, а произведенные товары потребляются самими производителями без обмена. Основная цель обмена получение дополнительных предметов для непосредственного удовлетворения собственных потребностей.

Базируется на общественной (общинной) или частной собственности на средства производства. Применяется либо собственный труд (ремесленник, земледелец), либо подневольный (раб, крепостной). Производство с использованием наёмного труда не является доминирующим.

Капиталистическое товарное хозяйство – это такой тип товарного хозяйства, при котором, основной объём производства носит товарный характер и изначально предназначен для обмена. Основная цель обмена - получение прибыли.

Базируется на частной собственности на средства производства. Применяется в основном наёмный труд. Рабочая сила становится товаром.

3.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫНКА. ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО ФУНКЦИИ

Рыночных отношений не могло быть в условиях натурального хозяйства. Поскольку все необходимое для жизнедеятельности человека производилось внутри хозяйства, не было необходимости в обмене продукцией. Если и возникали акты такого обмена, то носили они главным образом случайный характер. Возможность и необходимость обмена возникает лишь с углублением общественного разделения труда, когда каждый производитель специализируется на производстве определенного товара, таким образом, для удовлетворения общественной потребности необходим обмен этих товаров на рынке. Чем глубже общественное разделение труда, специализация производителей, тем выше степень развития рыночных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что

рынок базируется на:

1. Системе общественного разделения труда и специализации

производителей.

Эта предпосылка предполагает техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой. Но сам по себе обмен еще не равносилен существованию рынка. То есть развитие общественного разделения труда – это необходимое, но не достаточное условие существования рыночного хозяйства. Примером тому является система хозяйствования в условиях АКС (административно-хозяйственной системы).

Наряду с технической обособленностью для существования рынка необходима экономическая обособленность субъектов хозяйствования. Для того, чтобы решать, что производить, кому и по какой цене продавать, производитель должен быть собственником произведенного товара, а значит и средств производства (орудий труда и предметов труда), необходимых для его производства. Следовательно, необходим институт частной собственности. Именно частная собственность является необходимым условием существования рыночного хозяйства. Мы можем сформулировать второе условие.

2. Право частной собственности.

Рынок – это форма взаимосвязи между производством и потреблением посредством обмена товаров с помощью механизмов спроса, предложения и ценообразования.

Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:

1. Информационная . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка.

2. Регулирующая . Рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить).

3. Стимулирующая . Рынок побуждает к освоению достижений научно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на производство, повышению качества и расширению ассортимента производимой продукции.

4. Коммуникативная – устанавливает действенные взаимосвязи между потребителем и производителем, когда они действуют согласованно, даже иногда не догадываясь о существовании друг друга.

3.4 МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Все рыночные функции осуществляются посредством конкуренции.

Конкуренция (от лат. конкурро - сталкиваться) - соперничество, экономическая борьба между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, за приобретение факторов производства с целью получения максимальной прибыли.

Различают несколько видов конкуренции. Так, с точки зрения сферы конкурентной борьбы выделяют конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между производителями однородных товаров в рамках одной отрасли за лучшие условия их производства и реализации. Межотраслевая конкуренция – это соперничество между производителями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы экономического влияния (источники экономических ресурсов, потребительский спрос, сферы приложения капитала).

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную, или свободную, и несовершенную (рис.3.2).

Рисунок 3.2 – Виды конкуренции

Совершенная конкуренция – это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции. В условиях несовершенной конкуренции не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции и складывается такой тип рыночных отношений, при котором хозяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возможность навязать контрагентам выгодные для себя действия, влиять на цены и другие условия коммерческих сделок. В рамках несовершенной конкуренции выделяют следующие виды рынков: монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия.


Похожая информация.


Понятие «хозяйственной экономики» имеет древнее происхождение. Причем, дословное лексическое значение слова достаточно прозрачно передает суть понятия «управление домашним хозяйством». А вот в царской России бытовало слово «эконом» - что дословно означало «хороший хозяин». Эффективность ведения хозяйства – это и есть экономность. Сейчас даже употребляют слово «домовитость», что является хоть и разговорным, но при этом, абсолютным синонимом слова «экономность». Связь понятия экономики с хозяйством понятна. Еще в 1891 году в Париже хозяйственную экономику преподавали абсолютно бесплатно в государственных учебных заведениях для кулинаров. Есть, еще нюанс: эффективнее ведение хозяйства – это экономное его ведение. Обратимся к мировой науке. Определений «экономики» так же много, как и ученых, которые давали эти определения. К примеру, А.Маршалл высказал мысль о том, что «это наука о нормальной жизнедеятельности человека». Другое определение «глаголит» о том, что это производственные отношения, которые сложились при производстве, обмене и распределении, потреблении продуктов производства. Также говорят, что экономика – это определенный хозяйственный вид человеческой деятельности, который зависит от локализации и территории данного хозяйства: предприятие, район, область, страна. Это целая территориальная система отраслей и производств. С 1991 года США считались страной с самой хозяйственной экономикой в мире, но после финансового кризиса сегодня еще пока сложно отдать первенство какой либо стране.

Современные экономические хозяйственные системы

Еще одна ипостась этого термина – это научное знание, объектом изучения которого является экономические отношения. Итак, точнее всего это понятие характеризуют слова «хозяйство», «система отраслей и производств». Современная система экономики работает с двумя направлениями – позитивным и нормативным. Следует перейти к определению понятия хозяйства. Большинство ученых утверждают, что хозяйство, как система, включает в себя собственнические субъекты (как частные, так и общественные) и структурные подразделения (экономические и неэкономические). Что касается структурных подразделений, то в их основе лежит эквивалентный обмен и рационализм в методах хозяйствования. В соответствии с этим разделяют экономические хозяйства и неэкономические. Экономическое хозяйство строится на принципах взаиморасчета с экономическими мотивами. В его состав входят рыночные субъекты, связанные коммерческими действиями для получения дохода. Интересно, что немцы (историческая школа) ввели понятие народное хозяйство в науку еще в 19 веке. Вторая разновидность хозяйства – это система хозяйственных субъектов, которые не имеют дела с коммерцией, а основывают свою деятельность на социальных, правовых и экологических положениях.

Экономической системой создается опорное хозяйство каждого государства

Что же являет собой экономика, как хозяйственная система? В. Рошер, Б. Гильде-бранд, К. Книс изучали в историческом аспекте историю государственной экономики. Национальные особенности каждого государства играют не последнюю роль в формировании и функционировании его экономики как хозяйственной системы. Вторым фактором формирования экономики в национальном аспекте исследователи увидели в историческом развитии того или иного государства. Новая историческая школа и ее представители Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт утверждали, что именно аппарат государственного управления – это опорное хозяйство каждой отдельно взятой страны. По словам представителей исторической школы, каждая национальная экономика на протяжении своего развития впитывает в себя менталитет народа, его традиции, исторические перипетии, языковые особенности и политический уклад. Это природное явление и поэтому такой процесс почти необратим. Некоторые исследователи считают такую теорию односторонней и крайне зацикленной на национальном аспекте. Ойкен рассматривал экономические порядки. Он считал, что система хозяйства и ее государственное регулирование неразрывно взаимосвязаны.

Экономику создал человек как систему для хозяйствования

Существуют три группы в системе экономики:

  1. Предприятие – экономическое звено, которое соединяет рабочую силу и производственные средства.
  2. Основа для создания товаров и услуг. Домашние хозяйства – продавцы и производители рабочей силы.
  3. Государство – выполняет функции экономического регулирования.

Все группы постоянно взаимодействуют между собой и экономической системой в целом. Но центральным субъектом в любой экономической группе является человек. Экономика создается для качественного обеспечения жизни человека и его потребностей. От человека в экономике зависит:

  1. Производственные силы.
  2. Средства производства (он их производит и совершенствует, как и саму систему).
  3. Наука как производственная сила (без человека вообще не существует).
  4. Экономические отношения.

Именно человеческий труд создает и развивает производственные средства и экономику в целом. Человек выступает как средством, так и целью экономического развития. Поэтому всегда важно помнить, что не человек существует для экономики, а экономика для человека.

Уровень экономического развития государства измеряется соотношением цен на автомобиль и стрижки волос. Чем ближе эти два показателя, тем более развито государство.

РЕФЕРЕТ

Рыночная система хозяйствования


Введение

Человеческая жизнь есть процесс удовлетворения разнообразных потребностей при помощи товаров и услуг. Каждый человек должен питаться, одеваться, иметь жилье, обставить квартиру, т.е. удовлетворять жизненно важные потребности. Кроме того, у него есть желание читать, путешествовать, общаться с другими людьми и т.д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее. В данном случае речь идет о культурных потребностях и о потребностях в роскоши.

Приведенные положения позволяют сделать вывод, что все физические и духовные человеческие чувства, нужды (нехватки), которые удовлетворяются при помощи товаров и услуг, называются потребностями.

Потребности - это сложная, многогранная категория. Их подробное исследование является предметом маркетинга. Здесь же необходимо иметь в виду, что возможности удовлетворять потребности в каждом обществе различны. Страны располагают определенным потенциалом, который определяется наличием доступных природных и производственных материальных благ и способностями рабочей силы. Поэтому перед каждым обществом стоит задача обеспечить рациональное использование имеющихся природных и материальных ресурсов, рабочей силы и управленческих способностей для производства товаров и услуг в целях обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей. Эта деятельность осуществляется в рамках определенного организационного механизма, который формируется в зависимости от экономической системы страны.

Ограниченность ресурсов в обществах не позволяет достичь идеального удовлетворения потребностей. Непреложным является тот факт, что совокупность всех потребностей превышает производственные возможности всех ресурсов.

Несоответствие между безграничными, в принципе, потребностями и относительной ограниченностью товаров и услуг порождает потребность хозяйствовать.


1. Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка.

Хозяйствование представляет собой решение вопроса: какие средства направлять на удовлетворение определенных потребностей, и при этом охватывает все планомерные действия по снижению нехватки товаров.

хозяйствование - это как целенаправленный процесс принятия решений по использованию ограниченных ресурсов.

1.1 Объекты и субъекты экономики

Как только поставлен вопрос об ограниченности ресурсов, то они утверждают, что сформулирована экономическая проблема, которой занимается экономика предприятия. Это одно из условий, на основе которого выделяется предмет исследования. Другим условием является оптимальное распределение ограниченных ресурсов. В процессе решения вопроса о распределении ресурсов предпочтение отдается такой альтернативе, которая обеспечивает оптимальное достижение цели (или системы целей). Поэтому хозяйствование представляет собой принятие решений об эффективном использовании ограниченных ресурсов на предприятии. Принципом отбора для определения предмета исследования выступает принцип эффективности. Решение вопросов об эффективном использовании ограниченных ресурсов на предприятиях относится к компетенции экономики предприятия.

При принятии решений по использованию ограниченных ресурсов важное значение для каждого хозяйствующего субъекта имеет определение целей хозяйствования. В качестве базовых величин этого процесса принимаются не только экономические цели (максимизация прибыли, покрытие затрат, снижение убытков, увеличение оборота и др.), но и в равной степени технические цели (улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий), социальные цели (сокращение рабочего времени, улучшение социального обес­печения в старости, гарантии занятости и т. д.), а также экологические цели, ориентированные на предотвращение ущерба окружающей среде (снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и их переработки, устранение шума и др.). Для всех организационно-правовых форм предприятий (организаций), независимо от их размеров, технологий, специфических интересов работников, решение об эффективном использовании ограниченных ресурсов представляет собой круг вопросов, в принципе идентичный по содержанию. На этой основе обеспечивается основное требование к формированию предмета познания и тем самым к обоснованию экономики предприятия как науки.

И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении хозяйствования как предмета исследования. На предприятии, при производстве товаров, подготовка производства, хранение, производство и сбыт готовой продукции не являются фазами хозяйствования. Именно выработка решений по целенаправленному осуществлению этих фаз многогранного процесса и составляет со­держание хозяйствования. Не сбыт товаров на рынке, а сумма решений по формированию сбытовых цен, програм­мы сбыта, стратегия рекламы, определение каналов и условий сбыта составляют содержание хозяйствования.

Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К ним относятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения (какие потребности необходимо удовлетворять при помощи имеющихся ограниченных ресурсов), самостоятельно планируют деятельность и организуют ее в соответствии с разработанными планами. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает бюджеты, в которых предусматривает получение доходов и их расходование на потребление и направление части средств на сбережения (при отказе от части потребления). В реальной действительности хозяйствующие субъекты представлены отдельными лицами, несколькими лицами в виде оформленных образований (семьи, домашние хозяйства, акционерные общества, банки и правительства). Соответственно указанным положениям разрабатывают: частные бюджеты (отдельных частных лиц, семьи, домашних хозяйств, некоммерческих организаций), функцией которых является получение доходов и их расходование на потребление (при отказе от части потребления образуются накопления в домашних хозяйствах); бюджеты производственных единиц (предприятий, компаний, фирм и т. д.), выполняющие функции, связанные с расходованием доходов на производство (создание товаров) и инвестирование (та часть товарной продукции, которая не используется частными лицами и остается у предприятия); общественные бюджеты (территориальных властей и Федерации, социального страхования, независимых учреждений в виде вузов, федерального банка и т. д.), которые используются для оказания услуг по удовлетворению коллективных потребностей, выплат частным лицам (пенсий, пособий и т. п.) и для трансфертных платежей предприятиям (в виде субсидий). Эти выплаты отражают во многом процессы перераспределения средств.

Каждая семья получает определенные доходы и имеет ограниченные возможности брать взаймы. Точно так же предприятие ограничено своими доходами, накоплениями и кредитоспособностью, а государство - наличием возможности взимать налоги и получать кредиты.

Ограниченность средств по бюджетам заставляет человека, хозяйствующие субъекты и государство принимать решения относительно того, какие товары приобрести и какие оказать услуги, а от каких отказаться.

Экономика как раз и является механизмом преодоления указанных противоречий. Данная общественная наука описывает и анализирует выбор людей, хозяйствующих субъектов и государства в условиях ограниченных ресурсов и неограниченных, в принципе, потребностей.

Важнейшей функцией экономики является также выработка путей эффективного использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг в целях достижения максимального удовлетворения потребностей.

Экономика может также рассматриваться как совокупность хозяйствующих субъектов и методов, при помощи которых люди создают товары для удовлетворения своих потребностей.

Различные толкования понятия "экономика" обусловлены сложностью этой категории и тем, что в ней находят отражение все многообразные отношения в сфере хозяйственной и управленческой деятельности.

Доходы, сбережения, прибыль и налоги дают возможность людям, предприятиям и государству покупать товары и оказывать услуги. Каждый из субъектов сталкивается с проблемой: при выборе одного набора благ теряется возможность выбора других. Экономически разумное расходование бюджетов состоит в покупке товаров и оплате услуг, которые приносят максимальную потребительскую полезность. Все эти вопросы являются предметом изучения экономической науки.

Потребности выступают движущей силой экономики. Они претерпевают количественные и качественные изменения под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. И вновь предстоит решать, какие сред­ства могут быть использованы и на удовлетворение каких потребностей. В целях снижения напряженности этих отношений и принятия решений об удовлетворении первооче­редных потребностей или обеспечении увеличения объема средств организуется хозяйственная деятельность на предприятиях. Результаты этих решений и действий наиболее ярко отражаются в домашних хозяйствах и на предприятиях. Потребление в домашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпуск продукции на предприятиях позволяет установить, какие средства (ресурсы) были увеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и предприятий по принятию экономических решений относительно производства и потребления зависит от экономической системы, в которой они взаимодействуют.

Для улучшения управления хозяйствующими субъектами и преодоления возникающих противоречий от экономистов требуется глубокое изучение экономики страны и экономики предприятия (макро- и микроэкономики). Слово "экономика" обычно ассоциируется с такими понятиями, как эффективность, бережливость и рациональное использование имеющихся ресурсов. Это понятие взято из греческого языка, в котором слово "oikonemia" означает "управление хозяйством". При этом обычно имеют в виду национальную, рыночную, плановую и т. д. систему хозяйствования или экономическую систему.

Основой экономики страны и экономики предприятия является практический (опытный) объект, факты, относящиеся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики. Путем сопоставления фактов с гипотезами подтверждаются или отвергаются теоретические посылки. Тем не менее объекты познания указанных экономик различаются.

Объектами познания экономики страны являются общеэкономические процессы, соотношения между такими агрегированными секторами, как "домашнее хозяйство", "предприятие", "государство" и "внешний рынок". Данная наука анализирует указанные процессы по схеме: причины - следствия - взаимосвязи и формулирует основополагающие гипотезы, которые затем подтверждаются на основе изучения конкретных фактов.

Наряду с объяснением указанных процессов данная наука (экономика страны) пытается более глубоко их исследовать с учетом определенных заданных целей и сделать выбор из нескольких возможных решений по схеме: целъ - средство - взаимосвязи.

Многие из указанных экономических отношений действительны как для экономики страны, так и для экономики предприятия. Однако объектом исследования последней являются все те процессы, которые происходят в отдельных хозяйствующих субъектах и исходят из них. В данном случае общеэкономические процессы рассматриваются с позиций их воздействия на отдельные хозяйствующие субъекты. Они рассматриваются как заданные (рыночные условия), которые вызывают определенную реакцию каждого из хозяйствующих субъектов. В настоящее время экономика предприятия изучает также хозяйствующие субъекты не только в традиционном смысле, но и общественные, некоммерческие (бесприбыльные) предприятия, такие как высшие учебные заведения, потребительские общества и др.

Экономика предприятия (микроэкономика) пытается в теоретическом плане (в рамках научных программ) формулировать научные гипотезы по указанным процессам, проверяет их на основе эмпирических данных и указывает, на основе изучения причин, какие следует ожидать результаты (по схеме: причины - следствия). Одновременно эта учебная дисциплина имеет прикладной характер, разрабатывает модели принятия решений, исходя из определенных целей развития и имеющихся средств (цели - средства), которые используются как инструментарий для решения практических проблем (конкретная экономика предприятия).

Экономика страны может быть представлена как сумма усилий отдельных хозяйствующих субъектов. Однако то, что относится к отдельным хозяйствующим субъектам, не обязательно применимо к экономике страны в целом.

Теоретическая и прикладная экономика выясняют и исследуют законы экономического развития, анализируют механизм функционирования экономических систем и особое внимание уделяют изучению методов хозяйствования в национальной экономике и на отдельных хозяйствующих субъектах.

1.2 Рыночная система хозяйствования

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы 1:

♦ что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;

♦ как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги;

♦ для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и т. д.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и т. д. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец - добиться, возможно, большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивают система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и т. п. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. При более высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном случае он имеет убытки.

Снижение цен и убытки одного продавца должны насторожить других продавцов, вынуждая их принимать меры по корректировке предложения товаров. При обеспечении необходимой прибыли действия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функции по вознаграждению либо наказанию их участников и регулированию их экономических отношений.

Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос и цена не установится в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и в результате повышаются цены на продукцию, и ликвидируется убыточность.

Этот процесс более детально изучается в микроэкономике. Для нас важно понять действие этого механизма и учитывать его при анализе и планировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

♦ применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших расходов;

♦ информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов;

♦ сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие "невидимой рукой" на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. "Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства".

Рассматривая основополагающие положения, на которые должна опираться экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которые свидетельствуют, что имеются и слабые стороны в рыночной системе хозяйствования. Так, с течением времени:

♦ ослабевают контрольные функции рыночного механизма и значение конкуренции;

♦ свойственные этой системе хозяйствования неравенства в доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров, в первую очередь, необходимых обществу;

♦ исчезает гарантия полной занятости рабочей силы и стабильности уровня цен;

♦ рыночные отношения не обеспечивают эффективную защиту окружающей среды.

Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы.

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

♦ рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;

♦ отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;

♦ рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления, конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.

Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

1.3 Сущность и функции рынка

Рынок всегда рассматривают как обязательный компонент товарного хозяйства. Становление рынка - это следствие длительного исторического развития. Поэтому необходимость рынка как товарного хозяйства обусловлена одними и теми нее причинами: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью хозяйствующих субъектов, наличием разнообразных форм собственности, свободного предпринимательства и выбора, тесной связью с мировой экономикой посредством внешней торговли и др.

Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В зарубежной и отечественной литературе даются са­мые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок ха­рактеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара 1 . В книге "Экономика" указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо про­дукта или услуги.

А. В. Орлов пишет, что рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников 3 .

Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятель­ные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей - что и как производить; владельцы факторов производства - кому и как эти товары продавать.

Учеными Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова рынок представлен в виде схемы.

В этой же работе ученых Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова подчеркнуто, что "рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и - продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда" 1 .

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что мы включаем в понятие "рыночный механизм".

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создается товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас еще формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований в сфере обращения.

Распределение выступает как следствие производства, и от того, как распределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования.

При оценке роли обмена необходимо принимать во внимание положения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночного механизма.

Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и др.), банки и государство.

В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов - рынок ценных бумаг, валюты, денежных средств и др.), рынок факторов производства (рынок земель­ных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиции). Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и являются основой производства. Роль потребительского рынка исследуется во втором разделе учебника. Здесь нее необходимо подчеркнуть, что без развития этого рынка не имеют смысла отношения обмена.

Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, Их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей, ценных бумаг и т. п.) и рынок капиталов (акций, облигаций и т. п.). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за раз­личные услуги.

Все рынки являются комплексными. Каждый из пере­численных рынков включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:

♦ по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товаров и услуг, средств производства, труда и т. д.);

♦ по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой);

В экономической литературе последних лет, в зависимости от состояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный. Они подробно исследуются в литературе по маркетингу. При изучении нее экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняют рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.

Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующие функции:

♦ информационная - о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка;

♦ посредническая - связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика (по качеству продукции, ее цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

♦ ценообразующая - на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потребности и конъюнктуре;

♦ стимулирующая - побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;

♦ регулирующая - это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех ее видах. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению (при тенденции роста цен) или сокращению (при снижении цен) производства;

♦ санирующая - конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.


Заключение

В деле обеспечения эффективного управления экономикой предприятия очень важно учитывать, какая экономическая система сложилась или складывается в данной стране и какие принципы должны быть положены в основу экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Многомерность экономической системы обусловливает различные трактовки ее сущности. Так, П. Грегори и Р. Стюарт подчеркивали: "Экономическая система - совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории" 1 .

Сущность экономической системы характеризует: совокупность социально-экономических отношений, которые базируются на сложившихся формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, отражающий способы регулирования в области экономики на макро- и микроуровнях; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Эту систему можно представить и как особым образом упорядоченную совокупность связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что как и для кого производить товары и услуги.

Немецкие ученые рассматривают экономическую систему как определенную организационную форму национального хозяйства, модель его организационного устройства. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты и каждый предприниматель свободны в принятии решений. Речь идет о выборе ими альтернатив в определении своих целей. Однако свобода их действий имеет место в определенных рамках. В Германии обоснованно рассматривают экономическую систему как рамочное условие предпринимательской деятельности. Именно она определяет, в ка­ком объеме (в какой степени) отдельные хозяйствующие субъекты обладают правом принятия решений и в каких рамках варьируют отношения между ними. Экономическую систему рассматривают как модель функционирования экономической, социальной, технической, экологической и других сфер общества и в том числе национальной экономики

Каждая экономическая система характеризуется своими свойствами. Поэтому приводится множество характеристик сущности экономической системы.

В указанных определениях названы важнейшие элементы экономической системы, критерии ее дифференциации и определение типа - организация мер по принятию решений, развитие отношений собственности, контроль результатов хозяйственной деятельности, механизмы обеспечения информации и координации экономического разви­тия, формирование доходов субъектов, в том числе домашних хозяйств, механизмы постановки целей развития хозяйственной деятельности и побуждения людей действовать.

Главным звеном в экономической системе является взаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, которые используются в производстве; рабочая сила (труд), охватывающая всевозможные способности и навыки людей, которые могут использоваться при производстве товаров и услуг; капитал в виде зданий, сооружений, оборудования, инструментов, транспортных и оборотных средств. Соединение факторов производства обеспечивается через организацию и управление производством, предпринимательскую деятельность.