Географическая структура внешней торговли рф. Состояние и перспективы внешней торговли россии

Для многих работников кадровой службы квалификационный справочник должностей успел стать настольной книгой. Поговорим о применении ЕТКС и ЕКС, а также о грядущей их отмене в связи с окончательным переходом на профстандарты.

Из статьи вы узнаете:

Квалификационный справочник должностей - руководителей, специалистов, рабочих - свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. По долгу службы к нему приходилось обращаться любому кадровику со стажем. Разработкой и обновлением единых тарифно-квалификационных справочников занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с органами исполнительной власти, регулирующими и координирующими отдельные экономические отрасли (п.2 постановления правительства РФ №787 от 31.10.2002г.).

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих-2018: порядок применения

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Статус и порядок практического использования тарифно-квалификационных справочников определен ст.143 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.8 ст.143 ТК РФ, при тарификации работ и присвоении работникам тарифных разрядов применяются:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • единый тарифный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • профессиональные стандарты.

Скачайте документы по теме:

Существуют даже отдельные нормативные документы, подробно расписывающие правила применения ЕТКС (см. «Порядок», утвержденный постановлением Минтруда РФ №9 от 9.02.2004г.). Наряду с положениями справочников учитываются государственные гарантии по оплате труда, зафиксированные федеральным законодательством, а также рекомендации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов. Детали - в заметках «Как применять » и «Как ».

Важно: требования ЕТКС и ЕКС распространяются, прежде всего, на трудовые отношения, поэтому при заключении гражданско-правового договора наниматель не обязан проверять подрядчика на соответствие установленным справочниками критериям.

Виды и актуальные редакции тарифно-квалификационных справочников

В настоящее время применяется два вида квалификационных справочников - для рабочих (ЕТКС) и для служащих, руководителей, специалистов (ЕКС). Потребность в разработке двух отдельных документов возникла из-за существенных различий в специфике работ, поручаемых разным категориям персонала. Поэтому при установлении тарифов или квалификационных требований для рабочих специальностей (слесарь, литейщик, сварщик и т.д.) работодатели обращаются к ЕТКС, справочнику рабочих профессий.

Если же речь идет о руководящей или служебной должности, используется ЕКС - единый квалификационный справочник должностей руководителей и служащих. О тарификации разных видов работ читайте в статье «Как установить »: вы узнаете, почему так важно знать точный размер МРОТ, как часто следует индексировать зарплату и правомерно ли устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность.

Единый квалификационный справочник должностей рабочих

Тарифно-квалификационный справочник, применяемый для определения сложности и оплаты работ, а также для присвоения разрядов рабочим, состоит более чем из 70 выпусков.

Каждый выпуск посвящен определенным сферам и направлениям экономики, например:

  1. №5 - геологоразведочным и топографо-геодезическим работам (утв. постановлением Минтруда России №16 от 17.02.2000г.);
  2. №16 - производству медицинского инструмента, приборов и оборудования (утв. постановлением Минтруда России №38 от 5.03.2004г.);
  3. №24 - общим профессиям химических производств (утв. приказом Минздрава России №208 от 28.03.2006г.);
  4. №50 - добыче и переработке рыбы и морепродуктов (утв. постановлением Минтруда России №73 от 12.10.2000г.);
  5. №52 - железнодорожному, морскому и речному транспорту (утв. приказом Минтруда России №68н от 18.02.2013г.);
  6. №57 - рекламно-оформительским, реставрационным и макетным работам (утв. приказом Минздрава России №135 от 21.03.2008г.).

Часть разделов утратила актуальность (выпуски 30-31, 34, 38-39, 61-63, 65, 67-68), часть введена в действие очень давно, еще советскими постановлениями. К примеру, разделы «Химическая чистка и крашение» и «Работы и профессии рабочих прачечных», утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №320/21-22 от 31.10.1984г., до сих пор не обновлены.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Разработанный Институтом труда единый квалификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) утвержден постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. С момента утверждения документ более десяти раз подвергался изменениям и дополнялся. Текущая редакция ЕТКС применяется в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными организациями (по отношению к должностям, для которых не разработаны профстандарты). Таблица «Категории и государственной гражданской службы» будет полезна кадровикам госучреждений.

Требования к коммерческим компаниям не такие строгие. Тем не менее, ст.57 ТК РФ обязывает всех без исключения работодателей обращаться к профстандартам или ЕТКС при вводе в штатное расписание должностей, связанным с наличием ограничений или предоставлением льгот. Иными словами, если на предприятии есть должности, дающие право на определенные гарантии (досрочный выход на пенсию, компенсации за «вредность» и т.д.), их наименования должны в точности совпадать с формулировками ЕТКС или профстандартов. Подробнее о предоставлении льгот работникам читайте в статьях «Как оформить выход сотрудника на » и «Какие компенсации положены сотруднику за работу во ».

Всего документ насчитывает тридцать разделов. Общие характеристики должностей, применимые к работникам предприятий, учреждений и организаций всех отраслей, приводятся в первом разделе, утвержденном постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. Далее следуют разделы для отдельных отраслей:

  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • здравоохранения;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства;
  • госархивов и центров хранения документации;
  • воинских частей и организаций ВС РФ;
  • центров метрологии, стандартизации и сертификации;
  • системы государственного материального резерва;
  • правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • органов по делам молодежи;
  • дорожного хозяйства;
  • гидрометеорологии;
  • противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
  • атомной энергетики и плавучих атомных станций;
  • конфликтологии;
  • ракетно-космической промышленности;
  • переводческой деятельности;
  • судебной экспертизы;
  • органов Федеральной миграционной службы.

Если обратить внимание на даты издания приказов постановлений, утверждающих разделы ЕКС, можно заметить, что самые «свежие» положения справочника вступили в действие в 2013 году. И с тех пор не обновлялись, хотя прежде новые разделы добавлялись почти ежегодно. Причиной такого положения дел стал переход на профстандарты - более удобную и современную систему оценки квалификации. Детали - в заметке «Как применять »: эксперт пояснит, кого в первую очередь коснутся изменения в законодательстве, как часто квалификационные стандарты будут обновляться и как проверить работника на соответствие новым требованиям.

Вопрос из практики

Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий ее не указали?

Ответ подготовлен совместно с редакцией

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Наименование должности сотрудника в трудовой книжке укажите в соответствии со штатным расписанием организации. При формировании штатного расписания на произвольное указание должностей сотрудников, которым устанавливают льготы и компенсации.

Например, работа в той или иной должности может давать сотруднику право на досрочную пенсию. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислен в статьях и Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Если должность в трудовой книжке не будет соответствовать, квалификационному справочнику, Пенсионный фонд может отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии…

Задайте свой вопрос экспертам

Единый квалификационный справочник должностей как предшественник профстандартов

От системы профессиональных стандартов, в связи с которой в Трудовом кодексе РФ появились дополнительные нормы (ст.195.1-195.3 ТК РФ), единый квалификационный справочник должностей руководителей, служащих и специалистов отличается не только форматом. Профстандарты содержат более четкие и структурированные сведения о трудовых функциях, выполняемых работниками, и в полной мере соответствуют духу времени.

Раньше специалист, получивший профильное образование, мог всю жизнь проработать на одном и том же оборудовании, используя привычные технологии и знания, которые получил еще в вузе или техникуме. Но современные технологии стремительно развиваются, разительно меняя содержание труда и квалификационные характеристики должности. Приходится в корне пересматривать существующие нормы и вводить новые стандарты. По мере того, как ЕТКС и ЕКС (единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) постепенно утрачивают актуальность, работодатели все чаще обращаются к профстандартам при:

  • подборе персонала;
  • обучении, переобучении, аттестации и планировании карьеры сотрудников;
  • составлении должностных инструкций и штатного расписания;
  • формировании кадровой политики и тарифной сетки на производимые работы;
  • разработке систем оплаты труда.

Важно: профстандарт - универсальный документ, устанавливающий требования к условиям и содержанию труда, а также к навыкам, знаниям и опыту работы специалиста.

На разработку «эталона» для каждой отдельно взятой должности в среднем уходит 9-12 месяцев, поэтому на сегодняшний день, несмотря на активную работу в данном направлении, новые стандарты для ряда специальностей и видов работ все еще не утверждены. Следовательно, в 2018 году единый квалификационный справочник должностей служащих и тарифно-квалификационный справочник рабочих специальностей рано списывать со счетов.

Но если стоит выбор между ЕТКС (ЕКС) и актуальным профстандартом (а таких должностей уже больше тысячи), предпочтение стоит отдать последнему. Как минимум потому, что на ближайшие годы запланирована окончательная отмена справочников и полный переход на систему профстандартов, применяемых с учетом отдельных отраслевых требований (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.).

Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Обязательными они становятся только в двух случаях (как и справочники):

  • когда за определенный вид работ законодателем установлены компенсации или льготы, либо на его выполнение предусмотрены ограничения (ст.57, 195.3 ТК РФ);
  • когда требования к опыту работы и квалификации сотрудника установлены Трудовым кодексом РФ, федеральным законодательством или иными нормативно-правовыми актами (ст.195.3 ТК РФ).

В первом случае следует убедиться, что наименование должности в штатном расписании, трудовом договоре, приказе о приеме на работу и прочих локальных документах совпадает с формулировками профстандарта. Остальные аспекты - особенности трудовой функции, требования к уровню образования и стажу работы по специальности - остаются на усмотрение работодателя. Подробный разбор сложных ситуаций - в статьях «Как сохранить разряд рабочему по ЕТКС, если », «Как проверить, соответствует ли профстандарту» и «Как преодолеть 6 главных проблем, которые возникают при ».

Что касается второй категории работников (к которой относятся и работники юридической сферы, и педагоги, и медики, и даже частные детективы), то к ним требования профстандартов применяются в полной мере. Чтобы понять, о каких конкретно должностях идет речь, загляньте в таблицу « , для которых закон устанавливает требования к квалификации».

Организации, предприятия и учреждения бюджетной сферы, а также все внебюджетные фонды, корпорации и компании с государственной долей более 50%, обязаны перейти на профстандарты, хотят они того или нет. Чтобы сделать переход менее болезненным, внедрять новые нормы разрешено поэтапно (вплоть до 1 января 2020 года, как того требуют п.1,2 постановления правительства РФ №584 от 27.06.2016г.). В помощь кадровику - статьи «Когда , а когда профстандарта. Шесть спорных ситуаций» и «Как профстандарты повлияют на ».

Поскольку законодателем порядок перехода на систему профстандартов никак не регламентирован, работодатель сам решает, как действовать, исходя из потребностей организации и специфики ее деятельности.

Весь процесс можно условно поделить на пять последовательных этапов:

  1. формирование рабочей группы или комиссии, в которой участвуют представители ключевых подразделений (юридической и кадровой службы, бухгалтерии и т.д.);
  2. разработка плана-графика работ по внедрению профессиональных стандартов;
  3. ознакомление руководителей отделов и служб с планом-графиком и законодательной базой, в соответствии с которой осуществляется переход;
  4. реализация мероприятий, предусмотренных планом-графиком;
  5. подведение итогов работы комиссии и утверждение отчета о результатах.

Практическая ситуация

Штатное расписание: как внести сведения без ошибок

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала « »

Отвечает Нина КОВЯЗИНА,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

У нас небольшая организация, и есть отделы, в которых работает по одному человеку. Если сотрудник – руководитель, должны ли быть в отделе подчиненные?

Формально Трудовой кодекс не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, которые состоят только из одного сотрудника, в частности руководителя отдела. Вместе с тем должность «руководитель» предполагает руководство подчиненными. Например, Квалификационный справочник предусматривает такую обязанность для должности «начальник отдела кадров» (утвержден ). Квалификационные справочники носят рекомендательный характер. Но есть исключения…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Первым делом следует издать приказ об учреждении комиссии. В приказе поименно перечисляются все члены комиссии (рабочей группы), а также указываются сроки, отведенные на ознакомление с нормативной документацией и разработку плана-графика.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Каждый протокол заверяется подписями членов рабочей группы, включая председателя.

Чтобы изменить наименование должности, внести дополнения в трудовой договор или утвердить новые локальные нормы, директор компании отдает письменное распоряжение (см. статью « не соответствует профстандарту: что делать»). К счастью, закон не запрещает объединять однотипные распоряжения в один приказ и тем самым экономить ресурсы. Статья «Хитрости, которые упростят вам работу с » поможет минимизировать трудозатраты, связанные с оформлением приказов, договоров, ознакомительных листов и прочей документации.

В этой статье мы рассмотрим Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) специалиста по охране труда. Дадим определение ЕТКС и объясним отличие ЕТКС от других справочников и профессиональных стандартов. Разберем структуру ЕТКС «Специалист по охране труда» и конечно расскажем, как должен использовать специалист по охране труда ЕТКС в своей производственной деятельности.

Чтобы посмотреть, как выглядит ЕТКС специалиста в области охраны труда, пожалуйста,

Итак, начнем…

Что такое ЕТКС специалиста по охране труда?
Чем отличаются ЕТКС от ЕКС?

Для того, чтобы унифицировать (привести к одним стандартам) все возможные профессии в стране, государство разработало и ввело в действие справочники профессий, которые периодически обновляются в зависимости от появления новых специальностей, технологий или устаревания некоторых других.

В России существуют два основных справочника, которыми надо руководствоваться при ведении трудовой деятельности на любом предприятии или организации. Оба справочника утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 и имеют законную силу:

1. ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
2. ЕКС – единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (ЕКСД – это еще одно название данного справочника)

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) – это большой сборник нормативных документов, объединённый томами, который предназначен исключительно для классификации рабочих профессий .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – это сборник нормативных документов, предназначенный для нерабочих профессий , а именно для руководителей, служащих и всевозможных специалистов.

Таким образом два справочника закрывают все возможные профессии.

Возникает вопрос: В каком из двух справочников искать профессию специалиста по охране труда?

Правильный ответ: В справочнике ЕКС!!!

Надо отметить, что как такового ЕТКС специалиста по охране труда не существует. Ведь данный справочник предназначен только для рабочих профессий. Поэтому, когда кто-то говорит об ЕТКС специалиста по охране труда, надо иметь ввиду, что речь идет о ЕКС специалиста по охране труда. Чтобы не возникло путаницы, в дальнейшем будем называть любой из справочников «ЕТКС».

ЕТКС (ЕКС) специалиста по охране труда — это официальный документ, который введен

Для чего нужен ЕТКС?

Единый тарифно-квалификационный справочник применяют для:

1. Присвоения тарифных разрядов рабочим и служащим (по принципу чем сложнее работа, тем выше разряд, статья 143 Трудового кодекса РФ);
2. Определения заработной платы госслужащих (статья 144 Трудового кодекса РФ);
3. Тарификации и учета профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации государства (статья 57 Трудового кодекса РФ).

Конечно, не только государственные структуры должны применять ЕТКС. Коммерческие организации должны использовать справочник профессий в своих целях.

Во-первых, с помощью справочника очень удобно прописывать должностные инструкции работников, т.к. в ЕТКС полностью описана профессия, что должен делать работник, какими знаниями и умениями должен владеть и т.д.

Во-вторых, руководителю предприятия очень удобно «раздать» квалификации всем сотрудникам, и выстроить на своем предприятии систему оплаты труда, исходя из квалификационного уровня каждого работника.

В-третьих, с помощью ЕТКС можно выстраивать трудовые отношения с государством, обосновывать перечисление налогов, получение гос. субсидий и проч.

Специалисту по охране труда ЕТКС нужен для того, чтобы привести свою должность в соответствие с законодательством РФ.

Как применять специалисту по охране труда ЕТКС в своей деятельности?

Как мы уже сказали, ЕТКС (ЕКС, ЕКСД) специалиста по охране труда – это нормативный документ, который представлен

ЕТКС специалиста по охране труда состоит из разделов:
В 1 разделе представлены общие сведения.
Во 2 разделе представлена информация, касающаяся должностей руководителя и специалиста по охране труда. В разделе указаны правильное наименование должностей, должностные обязанности руководителя и специалиста по ОТ, какими знаниями, умениями должен обладать человек, занимающую должность специалиста или руководителя по ОТ и какие требования выполнять.

Что же должен сделать специалист по охране труда в соответствии с ЕТКС?
В первую очередь специалист по охране труда должен переделать свою должностную инструкцию и переоформить свой договор с организацией согласно новым требованиям, внести изменения в штатное расписание и проч. Так, если раньше профессия по охране труда называлась «Инженер по охране труда», то сейчас, профессия должна называется согласно требованиям ЕТКС «Руководитель службы охраны труда», либо «Специалист по охране труда», Других названий профессий и в т. ч. ЕТКС «Инженер по охране труда» или ЕТКС «Инженер по промышленной безопасности» — не существуют! (Приказ Минтруда РФ от 15.05.2013 № 205).

Также необходимо обратить особое внимание на тот факт, что изменились некоторые функции специалиста по охране труда, и самое главное, появились новые требования к профессии.

Так, к должности руководителя службы охраны труда предъявляются требования к образованию. Чтобы работать в этой должности руководителя службы ОТ, необходимо иметь , либо любое высшее образование вместе с , при этом руководитель службы охраны труда должен иметь пятилетний стаж работы в этой области.

К должности специалиста по охране труда предъявляются такие же требования к образованию. Для специалиста по ОТ необходимо иметь высшее образование по охране труда. И в случае отсутствия такого, допускается переподготовка при наличии среднего образования (действует для специалиста по охране труда, у которого нет категории).

Какими законами руководствоваться специалисту по охране труда? ЕТКС или профессиональные стандарты?

В связи с тем, что согласно ТК РФ, с 01.07.2016 г. вступают в силу и являются обязательными к применению (действуют) , специалисты в области охраны труда задают вопрос о том, чем в свой деятельности руководствоваться ЕТКС или профстандартами?
Постараемся ответить на этот вопрос.

Сейчас ЕТКС и профстандарты являются действующими нормативными документами, которые надо применять в своей деятельности специалисту по охране труда. Достаточно изучить в котором Минтруд ссылается на ЕТКС и профессиональные стандарты, как основополагающие документы.

Несмотря на то, что два документа имеют разную структуру, информация, изложенная в обоих документах практически идентична. Получается, профстандарты наиболее приближены к справочникам и содержат более конкретизированную информацию. Почему так происходит?

На наш взгляд это происходит потому, что государство хочет со временем объединить два справочника ЕТКС и ЕКС и прийти к одному стандарту, чтобы создать единый унифицированный справочник с единой классификацией с еще более расширенной информацией. Т.е. все справочники профессий постепенно заменять профстандартами.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих ЕТКС содержит 8 разрядную шкалу оценки. Для единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) – шкала может быть своя, в зависимости от профессии. Что же касается профстандартов, то там применяется единая 9-ти разрядная шкала уровня квалификации для всех без исключения профессий.

Поэтому, профстандарты более унифицированы, и позволяют сравнить уровень квалификации специалиста по охране труда с уровнем квалификации любой другой профессии.

Например, согласно ЕТКС «Специалист по охране труда 2018 г.», профессия специалист по охране труда квалифицируется на «Специалиста», «Специалиста 2 разряда», «Специалиста 1 разряда» и «Начальника службы охраны труда». Исходя из этого, нельзя сравнить уровень специалиста по охране труда с уровнем любой другой профессией, т.к. данная квалификация применяется только для специалистов в области охраны труда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и управление»

Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

по дисциплине “Макроэкономическое планирование и прогнозирование ”

ЯГТУ 080100.62-024 КР

Работу выполнил

студент гр. ДСЭ-36

А.В. Бадаева

Внешнеэкономическая политика, торговля, макроэкономика, валютная политика, таможенная политика, экспорт, импорт, санкции, оборот, прогнозирование, метод экспертных оценок, математическое моделирование

Объектом исследования - структура внешней торговли России и перспективы развития внешнеэкономических связей.

Цель работы - анализ внешнеэкономической деятельности государства, изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.

В процессе работы для прогноза внешнеэкономической ситуации РФ на 2016-2017 годы были использованы методы экспертных оценок с дополнением метода математического моделирования.

В результате работы был составлен обзор внешней торговли России в январе 2015 года и сравнительный анализ с 2014, 2013 годами, а также рассмотрены перспективы развития внешней экономики РФ в условиях санкций.

Введение

1.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

2.2 Анализ динамики товарной структуры экспорта и импорта по странам ближнего и дальнего зарубежья за 2014 и 2015 годы

3. Прогнозирование развития внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 гг.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Введение

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы» .

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. К развитию международной торговли приводят два обстоятельства. Это, во-первых, экономические ресурсы, природные, человеческие, инвестиционные, которые распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. А, во-вторых, эффективное производство различных товаров, которое требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.

В настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Однако актуальность темы заключается в том, что в связи с последними событиями на юго-востоке Украины, присоединения Крыма к России, введение против Российской Федерации санкций, которые нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным, возникает потребность рассмотреть возможные сценарии внешнеэкономического развития нашей страны.

Объектом для исследования является структура внешней торговли России и перспективы развития внешнеэкономических связей.

Предметом исследования являются способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, направления развития внешней торговли.

Целью работы является анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.

Исходя из всего вышеперечисленного были поставлены следующие задачи:

Изучить структуру внешней торговли РФ;

Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;

Проанализировать современное состояние и тенденции развития внешней торговли РФ.

внешнеэкономический протекционизм торговля импорт

1. Теоретические основы и практика осуществления внешнеэкономической политики России

1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Наглядно ближайшее окружение данного понятия можно представить в виде следующей схемы. Рассмотрим основные из них .

Рисунок 1- Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами .

Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

1.2 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами .

Данное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере;

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» - не только устанавливает перечень мер, направленных на защиту экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, но и определяет порядок их введения и применения;

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» - устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности;

Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. - закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" - определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот;

Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» - закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии -- либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные -- в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара.

нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:

Автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;

Неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.

Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:

Антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;

Компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.

В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», традиционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из ведущих мест в мире.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами .

Таможенная политика - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.

2. Анализ внешней торговли России в январе 2015 года и сравнительный анализ с 2014, 2013 годами

2.1 Динамика внешнеторгового оборота по странам за 2013, 2014 и 2015 годы

Начало 2015 года для российской экономики явно не задалось. Резкое снижение курса рубля, падение цен на «черное золото» и новые санкции со стороны зарубежных стран привели к снижению основных показателей внешней торговли, что уже ощутили на себе даже простые потребители.

В январе объем внешней торговли упал на целых 34% и составил 38 млрд рублей. Если экспорт снизился на 29% (до 27,5 млрд рублей), то импорт упал и вовсе на 41% .

Рисунок 2 - Внешняя торговля России в январе 2014-2015 годов.

Такое снижение показателей связано с тем, что российские товары дешевеют из-за низкого курса рубля. Так, органы статистики рассчитали, что в среднем цены на экспортируемые товары упали на 6,3%, а импортируемые на 7,2%. Кроме того, в январе наблюдался самый сильный спад цены на нефть - до 47 долларов за баррель, что сравнимо только с кризисом 2008 года. Также по данным Минэкономразвития произошел существенный спад инвестиций в основной капитал, строительство, снизились годовые темпы обрабатывающих производств. Это повлияло на объемы производства, а, значит, и на объемы экспорта и импорта. В результате этого, январские показатели внешней торговли стали самыми низкими за последние четыре года.

Рисунок 3 - Динамика внешнеторгового оборота в январе 2011-2015 годах.

При этом сокращение торговли наблюдается практически по всем странам (СНГ и дальнего зарубежья) и товарам. Существенно сократились закупки машин и оборудования, продукции химической промышленности и металлургической продукции.

Снижение показателей наблюдалось в течение всего 2014 года и усилилось с осени - в отношении России были введены санкции - сократилось инвестирование, были введены ограничения на предоставление кредитов российским компаниям иностранными банками, также ряд санкций затронул запрет на ввоз и вывоз товаров из некоторых стран. Введенное Россией продуктовое эмбарго также повлияло на снижение показателей по импорту.

Во внешнеторговом обороте по странам основную долю занимают страны дальнего зарубежья - на них приходится 88%, т.е. 34 млрд долларов. Несмотря на введенные санкции со стороны многих стран данной группы, Россия не стала коренным образом менять сложившиеся экономические связи. На страны СНГ приходится лишь 12% всего объема внешнеторгового оборота, что чрезвычайно мало, учитывая возможности данных стран. Более того, в последние годы наметилась тенденция сокращения доли стран СНГ в пользу стран дальнего зарубежья. Так, ещё в 2013 году на них приходилось 13-14%.

Внешнеторговый оборот со странами СНГ в январе 2015 года снизился на 42% и составил 4381,15 миллиона долларов. Экспорт и импорт снизились также более чем на 40% до 3071,58 и 1309,57 млн долларов.

Рисунок 4 - Основные показатели внешней торговли России в динамике 2014-2015 годах в млр. долларов

Несмотря на стремления российского руководства в области интеграции стран СНГ, например создание Евразийского экономического союза и присоединение к нему Армении, показатели торговли с этими государствами продолжают падать.

Рисунок 5 - Структура внешней торговли России по странам в январе 2015 году млр. долларов

Рисунок 6 - Внешняя торговля со странами СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

И причина тому - не только падение цен, но и снижение темпов развития экономики и производства в самих странах Содружества. Так, например, индекс промышленного производства Беларуси уменьшился на 6,2% к январю 2014 года. Подобное наблюдается в Казахстане, Таджикистане. Темпы производства в Украине также значительно снизились - на 21,3%, что привело к сокращению торговли с данным государством.

Пока предпосылок для изменения этой тенденции нет, Украина ориентируется на торговлю с Европейским союзом, который сохранил для Украины односторонние преференции в торговле со странами ЕС до конца 2015 года в рамках трехсторонних договоренностей между Украиной, ЕС и Россией. В результате внешнеторговый баланс Украины изменил структуру: экспорт в Россию уменьшился на 57%, но при этом увеличился её экспорт в страны Евросоюза.

В структуре внешнеторгового оборота по странам в январе наибольшая доля приходится на Беларусь (1550,2 млн долларов), Казахстан (1165,4 млн долларов) и Украину (1129,8). Однако доля торговли с Украиной сокращается в пользу других стран.

Рисунок 7 - Структура внешнеторгового оборота России со странами СНГ в январе 2015г, млн. долларов

Рисунок 8 - Сравнение экспорта и импорта стран СНГ за 2014 - 2015 годы.

Наибольший спад в объемах внешней торговли помимо Украины затронул Туркмению. Особенно сильно снизились объемы импорта (на 89%). Это связано с уменьшением объемов импорта природного газа. Контракты на поставки газа из Туркмении в 2015 году снижены с 10 млрд кубометров до 4 млрд кубометров, а эту нехватку решено было заменить собственным производством. Кроме того, уже в январе отмечено снижение цены на газ на 14%. По тем же причинам сокращается торговля с Узбекистаном.

Более чем на 40% стал меньше в стоимостном выражении товарооборот России и Белоруссии, на это повлияли низкая цена на нефть, а также снижение покупательной способности населения обеих стран. Важно также, что ограничения на рост цен в Белоруссии делают импорт им невыгодным. Еще одной причиной стало сокращение экспорта российских энергоносителей из-за аномально теплой зимы.

Однако на фоне практически полного снижения торговли, по некоторым странам наблюдается рост показателей.

Так, на 44% вырос российский экспорт в Азербайджан - за счет поставок углеводородов. Кроме того, более чем в два раза вырос импорт из Туркмении - за счет импорта продовольствия, сельскохозяйственной техники и закупок природного газа.

2.2 Анализ динамики товарной структуры экспорта и импорта по странам ближнего и дальнего зарубежья за 2014 и 2015 годы.

В январе 2015 года в структуре внешнеторгового оборота в страны СНГ преобладали сырьевые товары. Минеральных продуктов было экспортировано более чем на 1680 млн долларов. На втором месте - объемы экспорта металлов и продукции химической промышленности.

При этом доля топливно-энергетических товаров снизилась и составила 53% (в январе 2014 года была 60,4%). Важно отметить, что цены на данные товары упали почти в половину (-48,6%), в то время как физические объемы поставок сократились в гораздо меньшей степени (на 17,7%). В результате на рынок мы продолжаем поставлять практически столько же сырья, но уже по ценам более низким. Так, по данным ФТС физический объем сырой нефти по сравнению с январем прошлого года уменьшился лишь на 1,6%, а цена при этом снизилась в несколько раз. Продукты нефтепереработки при этом роста не показали - объемы поставок бензина автомобильного упали на 11,2%, керосина на 38%. На 12,3% снизился экспорт каменного угля - за счет сокращения спроса со стороны стран Европы, Беларуси и Китая.

Рисунок 9 - Товарная структура экспорта России в страны СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

В структуре экспорта в страны СНГ доля машин и оборудования составляет 8,5% (в январе 2014 года было 10,4%). Стоимостной объем экспорта машин и оборудования снизился на 52,2%. Это связано со снижением цен на российскую продукцию, а также с развитием собственных заводов по производству техники и автомобилей во многих странах Содружества, особенно в Беларуси и Казахстане.

На экспорт металлов приходится 9,7% экспорта. Стоимостной объем экспорта данной товарной группы снизился по сравнению с январем 2014 года на 31,1%, а физический, наоборот, - возрос на 23,9%. Россия стала больше продавать, но по более низким ценам. Эта тенденция характерна для черных металлов - возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали в 2,4 раза, ферросплавов - на 6,6%. Это связывают с отсутствием платежеспособного спроса на региональных рынках.

Удельный вес продукции химической промышленности составил 11,6 % (в январе 2014 года - 7,4%). И здесь наблюдается то же самое - снижение цен при росте поставок в физическом выражении. Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы снизился по сравнению с январем 2014 года на 7,5%, а физический - возрос на 30,0%. В два раза вырос экспорт фармацевтической продукции.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2015 года составила 9,4% (в январе 2014 года - 5,7%). По сравнению с январем 2014 года стоимостные объемы поставок этих товаров сократились на 2,5%, а физические объемы увеличились на 35,0%. Возросли объемы поставок многих товаров - мяса, молока, рыбы. Небывалый рост показала пшеница - физические и стоимостные объемы экспорта пшеницы выросли в 14,6 и в 12,9 раза соответственно. Ослабление рубля привело к тому, что экспортеры пшеницы стали массово вывозить хлеб на экспорт, от чего внутренние цены заметно выросли.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2015 года составила 3,1%. Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 45,1%, физический - на 15,5%.

Основными товарами, которые Россия закупает в странах СНГ, являются минеральные продукты (газ, уголь, нефтепродукты), продовольственные товары, машины и оборудование.

Доля машин и оборудования в январе 2014 года уменьшилась и составила 20,15 (в январе 2014 года - 22,1%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года сократился на 47,7%. Наибольший спад затронул электрическое оборудование (-49,7%), а также механическое оборудование (-57,3%). Также зафиксировано снижение импорта легковых автомобилей на 39%. Ослабление рубля привело к удорожанию зарубежной продукции. На этом также сказалось повышение ставок ввозных пошлин на автомобили.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2015 года составил 13,4% (в январе 2014 года - 14,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года снизился на 45,9%, а физический - на 25,8%.

Рисунок 10 - Товарная структура импорта России из стран СНГ в январе 2015 года, млн. долларов

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 17,2% (в январе 2014 года - 19,2%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2014 года сократились на 22,7%, в том числе: свинины - на 12,8%, рыбы свежей и мороженой - на 70,3%, молока - на 20,9%, сыров и творога - на 3,9%.

На 1,7% сократилась доля импорта продукции химической промышленности. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем 2014 года - на 50,1%, а физический объем - на 19,3%.

Во внешней торговле России со странами дальнего зарубежья также наметился спад - внешнеторговый оборот снизился на 33% и составил 34338,9 млн долларов. Тем не менее, спад экспорта составил 29%, а импорта уменьшился значительнее - он снизился 41%.

Стоит добавить, что снижение импорта из стран дальнего зарубежья может особенно негативно сказаться на нашей экономике. Из-за снижения курса рубля импортные товары для нас существенно подорожали. Поскольку многие производства в своей деятельности используют именно импортные сырье и полуфабрикаты, то стоит ожидать и сокращения производства.

Рисунок 11 - Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

Основные страны - торговые партнеры России представлены на диаграмме рис. 12

Лидером среди стран по объемам взаимной торговли является Китай. За январь внешнеторговый оборот с ним составил 4551,5 млрд долларов. Однако, несмотря на развитие взаимного сотрудничества в различных областях, оборот с ним снизился на 36%. Кроме сокращения цен на российские товары, причинами столь сильного снижения являются кризисные явления в мировой экономике, растущая политическая нестабильность. Также снижение наблюдается и в развитии самого Китая. В январе страна показала незначительный рост экспорта лишь в США и АСЕАН.

Рисунок 12 - Структура внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья в январе 2015 года, млрд. долларов

Второе место по объемам внешней торговли приходится на Нидерланды. Однако и в торговле с этим королевством произошло сокращение на 40%. Это связано с тем, что Россия поставляет туда преимущественно нефть и нефтепродукты, которые затем перерабатываются и отправляются в страны Европы. Ситуация на нефтяном рынке напрямую сказалась на объемах поставок. Значительно сократились объемы торговли с Германией (-42,5%), Италией (-24,7%), Польшей (-47,8%).

Также в январе этого года в десятке стран - основных торговых партнеров произошли изменения. Финляндия вытеснила из списка Великобританию по объемам торговли. Теперь Соединенное королевство занимает лишь 13 место среди стран дальнего зарубежья (объем внешней торговли в январе составил 0,6 млрд долларов).

Рисунок 13 - Динамика оборота объемов внешней торговли со странами дальнего зарубежья к январю 2014 года.

На фоне снижения показателей увеличилась внешняя торговля России с Японией, причем на целых 32,9%. И это вопреки тому, что она также присоединилась ко многим санкциям. Рост торговли приходится преимущественно на экспорт (+93%), в то время как импорт снизился (-39%). Россия поставляет в Японию преимущественно топливо, продовольственные товары, металлы.

На фоне сокращения торговли со старыми торговыми партнерами резко возросли объемы поставок в ряд небольших государств. В том числе и в офшоры. Это уже становится привычным явлением, когда на фоне кризисной ситуации начинают расти поставки товаров и потоки инвестиций в данные страны. Иногда для экономии, иногда и для отмывания денег. По итогам января 2015 года экспорт в Люксембург вырос на 69%, Португалию на 168%, Бруней-Даруссалам и Филиппины более чем в 20 раз. При этом рост поставок туда наблюдается в основном по экспорту. Российские предприятия пытаются сэкономить на ввозных пошлинах и налогах на производство при переработке своих товаров.

В целом, среди стран дальнего зарубежья по-прежнему основным торговым партнером остаются страны Европейского союза, однако, курс внешней торговли постепенно меняется в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на то, что в обеих группах стран наблюдается спад, постепенное замещение европейских партнёров азиатскими заметно. Это и вышедший на первое место Китай, и Япония, а также Тайвань, Вьетнам, Южная Корея.

Рисунок 14 - Динамика торговли России в январе 2015 года с основными торговыми партнерами, млн. долларов

Объем внешней торговли со странами АТЭС снизился на 25%, в то время как со странами Европейского союза на 39%.

В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья наибольшую долю занимают минеральные продукты. На их долю приходится более чем две трети российского экспорта. Второе место по величине занимает экспорт металлов и изделий из них.

Рисунок 15 - Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

В январе 2015 года топливно-энергетические товары подешевели на 30,7%, однако объемы поставок выросли на 17,1%. При этом рост экспорта наблюдается в Китай, Беларусь. Он связан с потребностями нефтеперерабатывающих отраслей, а также направлен на то, чтобы скомпенсировать низкие цены, поскольку экспорт нефти - это не только прибыль корпораций, но и огромная часть государственного бюджета. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли объемы экспорта электроэнергии на 51,6% , нефти сырой - на 9,6%, угля каменного - на 7,2%. Также вырос экспорт нефтепродуктов - на 32,8%, в том числе: дизельного топлива - на 62,8%, бензина автомобильного - на 23,2%, топлив жидких - на 29,2%. Это связано с увеличением их выработки по сравнению с январем прошлого года. Экспорт природного газа снизился более чем на 30% из-за сокращения поставок на Украину и в Европу, а также уменьшения цен на него.

На экспорт металлов приходится 8,6%. Стоимостной объем экспорта уменьшился на 10,1%, а физический снизился на 1,3%. В основном наибольшая часть экспорта приходится на черные металлы - они стали дешевле, но увеличились объемы поставок. Наибольший рост среди данных товаров показали полуфабрикаты из алюминия - их экспорт вырос на 45,9%. Это связано с тем, что в прошлом году объем производства металла был ниже, а в январе 2015 г. на фоне роста спроса производство увеличилось.

Химическая продукция занимает третье место в структуре экспорта. На её долю приходится 4,9%. стоимостной объем экспорта этой продукции снизился на 18,8%, физический - 9,7%. При этом возросли физические объемы экспорта аммиака на 71,1%, пластмасс и изделий из них - на 26,9% (по данным Росстата, российские переработчики полимеров увеличили объемы производства на 13,4 % за январь текущего года относительно прошлого благодаря росту переработки продуктов нефтяной отрасли). Снижение наблюдается по различным типам удобрений - падение курса рубля привело к удорожанию оборудования в сфере производства химудобрений, оно в основном импортное.

Российский экспорт машин и оборудования занимает небольшую долю (всего лишь 1,5%) поскольку, в основном, Россия их закупает. Однако в торговле данными товарами наметился самый существенный спад - стоимостные объемы экспорта сократились на 60,7% - за счет снижения поставок легковых автомобилей и оборудования.

Также в январе 2015 года возросли поставки продовольствия. Стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 23,1%, за счет увеличения физического объема поставок на 51,5%. В основном это связано с ростом производства и экспорта зерновых - из-за низких цен внутри страны предприятия большую часть продукции отправляли на экспорт. В результате показатели выросли.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья наибольшая доля продукции приходится на ввоз машин и оборудования (почти половина). Второе и третье место приходится на продукцию химической промышленности и продовольствие.

Экспорт машин и оборудования в январе 2015 г. снизился на 45% и составил 4541 млн долларов. Физические объемы поставок также уменьшились на 34,5%. Сократился физический объем ввоза легковых автомобилей - на 41,7%, грузовых - на 52,7%. Это связано с низким спросом внутри страны, наличием большого количества заводов по сборке автомобилей внутри страны.

На долю продукции химпрома приходится 16,7%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности снизился по сравнению с январем 2014 года - на 35,1%, а физический объем - на 15,6%. Сокращение затронуло такие товары как косметическая продукция, пластмассы и резина, каучук.

Рисунок - 16 Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья в январе 2015 года, млн. долларов

Более 15% приходится на импорт продовольствия. Сократились физические и стоимостные объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2014 года - на 23,5% и 40,5% соответственно. Причина тому - запрет на ввоз продовольствия. Снижение затронуло многие товары, например, импорт мяса и субпродуктов упал на 75,6%, свинины на 91% , говядины на 66,4%, мяса птицы - на 33,1%. На 78,4% уменьшился ввоз молочных продуктов, а поставки овощей уменьшились на 40,6%.

Также наблюдается снижение импорт металлов и текстильных изделий (на 26,4% и 37,9%) соответственно.

Таким образом, снижение цен на нефть и падение рубля стало причиной ухудшения внешней торговли, показатели снизились на треть по сравнению с прошлым годом. Импорт многих товаров сокращается, при этом отечественное производство пока не в состоянии заменить многие товары. С экспортом ситуация обстоит хуже - увеличиваются объемы поставок за рубеж при низких ценах на них, поскольку экспортерам выгоднее продать больше товара за иностранную валюту. Однако это приводит к сокращению производства для внутреннего потребления и росту потребительских цен. Не добавляет оптимизма и рост экспорта в офшоры, в результате чего российские товары по низким ценам потом перепродаются в другие страны.

3. Прогнозирование развития внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 года

3.1 Выбор метода прогнозирования внешнеэкономической ситуации в России в 2016-2017 года

Экспорт - неотъемлемая часть любой экономики. Под чистым экспортом следует понимать превышение экспорта потребительских благ над импортом. Большинство стран стремятся, чтобы их экспорт преобладал над импортом, что объясняется желанием стран не увеличивать внешний долг: если чистый экспорт имеет положительное значение, то эта страна становится кредитором относительно других стран, если отрицательный - у этой страны возникает внешний долг. Преобладание чистого экспорта или импорта в долгосрочном периоде в принципе невозможно, так как никто не решится продолжительное время непрерывно торговать в долг. Поэтому, если составить прогноз оборота экспорта России, можно спрогнозировать состояние внешнего долга России в будущем.

Для прогнозирования оборота экспорта применяют общие методы социально-экономического прогнозирования. Выбор метода прогнозирования зависит от применяемого прогностического подхода. При нормативном подходе часто используются метод «Дерево целей» в сочетании с экспертными оценками. При поисковом подходе приемлемы методы экстраполяции, моделирования и патентный метод. Главным недостатком экстраполяции является то, что расчет производится по фактическим данным, а в современных геополитических условиях, когда к экономике России ее внешнеэкономическими партнерами предъявляются санкции, предвидеть их поведение не всегда возможно, поэтому данные такого прогноза могут оказаться недостоверными. Экстраполяция данных может быть применена только в условиях устойчивого прогнозного фона с коротким прогнозным горизонтом. Поэтому, методы экстраполяции на практике используются в сочетании с другими методами .

В прогнозировании экспорта широкое использование получают методы экспертных оценок, в т.ч. метод комиссий, метод «Дельфи» и метод интервью. Эти методы обычно используются для прогнозирования еще недостаточно изученных экономических процессов. В современных условиях данные методы позволяют составить довольно точный прогноз в разрезе отраслевой структуры экспорта, но для того, чтобы прогноз был более точным, экспертная комиссия должна быть высококвалифицированной, ее знания и навыки должны соответствовать веяньям и требованиям современного рынка.

С целью повышения точности прогноза методы экспертных оценок дополняются методами математического моделирования. Результатом их применения являются математические модели (однофакторные или многофакторные), имитирующие реальные хозяйственно-экономические процессы. Основу математического моделирования составляет поиск вида и параметров функций (регрессий), в которых в качестве зависимой переменной выступает прогнозируемый показатель, а независимой - формирующие его факторы. Зависимость величины экспортных сделок зависит от таких факторов как доходы потенциального потребителя, количество потребителей, ожидание потребителей, вкус и мода, а также от современного геополитического состояния в мире. Комбинирование методов прогнозирования наиболее актуально в современных геополитических условиях .

3.2 Прогнозирование развития и перспективы внешней торговли России в 2016-2017 года

Для проведения прогнозирования был принят прогнозный горизонт с 2007 по 2014 годы. Исходные данные для целей прогнозирования предоставлены Росстатом .

Таблица 1 - Внешняя торговля РФ.

Внешнеторговый оборот, млн. долл. США

Экспорт, млн. долл. США

С 2009 год по 2012 год экспорт в России динамично рос, что объяснялось укреплением рубля. Спад экспорта России, начиная с 2013 года, можно объяснить кризисным состоянием мировой экономики, а также уменьшением спроса и увеличением предложения со стороны конкурентов. К основным факторам, сдерживающим развитие российского отраслевого экспорта, можно отнести значительный риск финансовых потерь экспортеров, а также весьма невыгодные условия кредитования операций российских экспортеров.

Таблица 2 - Динамика экспорта РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периода

значение показателя отраслевого экспорта России в млн. долл. США

2016 (оценка)

2017 (оценка)

Прогноз был осуществлен с помощью модели полиномиальной функции шестой степени, коэффициент аппроксимации равен 0,999. В связи с тем, что коэффициент близок к единице, можно утверждать, что составлен адекватный прогноз модели, он с достаточной точностью отражает закономерности функционирования реальной системы. Ожидаемое прогнозное значение экспорта России в 2016 году - 585 581, в 2017 году - 610 607млн. долл. США.

Россия является крупным мировым экспортером огромного спектра несырьевых, высокотехнологичных товаров и услуг, например, сельское хозяйство и продовольствие. В основном Россия экспортирует зерновые - пшеницу, рис, кукурузу. Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам.

Работа на внешних рынках характеризуется большим уровнем рисков, которые обусловлены различиями в экономических, правовых, социокультурных, политических аспектах зарубежных стран; высокими требованиями к качественным характеристикам товара, повышенным уровнем конкуренции, маркировке, упаковке, а также более высоким уровнем затрат, которые связаны с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. Поэтому при разработке стратегии необходимо оценить, как сильно влияют на нее различные факторы.

На объём экспорта непосредственное воздействие оказывает таможенно-тарифная система, кредитно-финансовый механизм, система стандартизации и сертификации продукции и т.п. Косвенное влияние оказывается через инновационную и предпринимательскую активность, уровень управления и организации производства, эффективное использование сырьевых ресурсов и др. При высоких мировых ценах на какой-либо товар устанавливаются повышенные экспортные пошлины, обеспечивая, таким образом, рост доходной части государственного бюджета. В условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка экспортные пошлины используются в интересах защиты национальной экономики. Способствуют созданию оптимальных соотношений между объемом экспорта и импорта, позволяют урегулировать торговый и платежный балансы. Установление таможенных пошлин на экспортируемые из Российской Федерации товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. Это обусловило особенность российского экспортного тарифа - более 80 процентов пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары.

Россия в рамках договоренностей о присоединении к ВТО взяла обязательства обнулить экспортные пошлины. Представим ситуацию уменьшения (обнуления) таможенных пошлин. Как следствие экспортируемый из России товар станет более конкурентоспособным в связи с более низкой ценой на мировом рынке, а, следовательно, денежный оборот увеличится.

Таблица 3 - Динамика экспорта зерна РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периода

Прогноз был осуществлен с помощью модели полиномиальной функции, линия тренда в шестой степени, коэффициент аппроксимации равен 0,989. В связи с тем, что коэффициент аппроксимации близок к единице, составлена адекватная модель тренда, которая с достаточной точностью отражает закономерности функционирования предполагаемой системы. Но при таком сценарии может возникнуть желание продать как можно больше, и, возможно, ничего не останется для внутреннего рынка. В связи с этим было введено количественное квотирование, которое позволит скорректировать количество продаваемого на экспорт товара. Количественные ограничения экспорта и импорта являются самой распространенной формой нетарифного ограничения. В качестве одной из мер такого ограничения широко используется мера установления квот - ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу за конкретный период.

А теперь представим ситуацию, что в связи с геополитической ситуацией Россия была вынуждена увеличить таможенные пошлины на экспортируемые товары. Как следствие Российские сельскохозяйственные товары, станут менее конкурентоспособными, уменьшится количество экспортируемого продукта, снизится денежный оборот в целом.

Таблица 4 - Динамика экспорта зерна РФ в период с 2007 по 2017 года

номер периода

значение показателя экспорта зерна в млн. долл. США

Данное снижение может повлечь за собой снижение заработной платы, уменьшение количества рабочих мест, произойдет уменьшение денежных средств на модернизацию и обновление основных фондов, произойдет уменьшение налоговых сборов.

В предполагаемых сценариях был использован экспертный способ верификации. Вопросы о ситуации на рынке зерна были рассмотрены 23.09.2015 года Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Участниками заседания отмечено, что в целом ситуация на рынке зерна остаётся стабильной.

В настоящее время цены на продовольствие в мире в номинальных величинах выше, чем в предыдущие годы. Следует учитывать и динамику спроса на продовольствие. Изменение в образе питания огромного количества людей, процесс роста городского населения, рост экономики, да и просто рост численности населения в целом обеспечат дополнительные потребности в продовольствии со стороны развивающихся стран. В мире основной спрос будет на продовольствие и корма, поэтому можно смело предположить, что сельское хозяйство в России будет развиваться и увеличиваться. Возможно в отдельные годы незначительное снижение денежного оборота, это будет связано с неурожаем или природными катаклизмами.

В последнее время за рубежом получила распространение технология выращивания генетически измененной (трансгенной) продукции, к которой потребители относятся с недоверием. Так, Европейский Союз запретил ввоз такой продукции. По экспертным оценкам, фирма, которая первой официально предложит генетически измененный продукт сразу же потеряет две трети своего рынка. В Российской Федерации подобные технологии широко не применяются, что создает дополнительные конкурентные преимущества для российского сельского хозяйства (например, зерно выращивается с соблюдением традиционных технологий).

Заключение

Таким образом, на основании проведенного в рамках курсовой работы анализа современного состояния внешнеэкономической политики РФ, были сделаны следующие выводы.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основой проведения эффективной внешнеэкономической политики является формирование правовых основ регулирования деятельности её субъектов в соответствии с национальными интересами страны, в первую очередь определение степени открытости национальной экономики. Стратегические направления внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика, а также решение задач географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами.

Подобные документы

    Понятие внешней торговли, ее сущность и значение. Анализ динамики внешнеторгового оборота Белгородской области, географическая структура экспорта и импорта, анализ товарной структуры. Проблемы и перспективы развития внешней торговли данного региона.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2013

    Составление прогнозов возможных направлений развития хозяйственной структуры. Понятие и этапы регрессионного анализа. Прогнозирование внешней торговли, определение динамики объема и структуры экспорта, импорта, внешнеторговых цен, таможенных платежей.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Понятие, цель и задачи статистики внешней торговли Российской Федерации. Основные источники статистических данных и показатели статистики внешней торговли РФ. Определение основных тенденций в изменении показателей динамики экспорта и импорта России.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Основные направления формирования товарной структуры внешней торговли России. Баланс экспортно-импортных отношений в сфере внешнеэкономических отношений РФ, эффективность экспортных операций. Анализ этой сферы на современном этапе, перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2016

    Динамика внешней торговли Италии: объем экспорта и импорта, сальдо торгового баланса, доля страны в экспорте, импорте европейского региона и всего мира. Анализ географической структуры внешней торговли Италии, ее внешеторговые отношения и прогнозы.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Положение Российской Федерации на мировом рынке. Внешняя торговля как форма международных экономических отношений. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития иностранного сектора в экономике до 2030 года.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Стимулирование аграрной торговли России со странами ближнего и дальнего зарубежья, как приоритетное направление внешнеторговой политики. Основные принципы построения внешнеэкономической деятельности. Формирование единого мирохозяйственного пространства.

    статья , добавлен 11.07.2013

    Понятия и теории развития внешней торговли. Система показателей статистики, используемых для ее характеристики. Разработка плана статистического наблюдения внешнеэкономической деятельности. Анализ структуры экспорта и импорта товаров и услуг Украины.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2011

    Особенности и объект изучения статистики внешней торговли. Показатели статистики внешней торговли страны и отдельного региона. Экономико-статистический анализ внешней торговли Дальнего Востока (2012-2016 гг.). Управление внешнеэкономическими связями.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2017

    Социально-экономическая характеристика внешней торговли Российской Федерации. Экономико-статистический анализ товарной структуры экспорта. Расчет динамики экспорта товаров. Экономическая обоснование результатов анализа товарной структуры экспорта.