Понятие государственного служащего и ее виды. Государственный служащий: понятие и виды. Служебная должность и ее виды

2.1. Виды государственных служащих

Деятельность государственных служащих, как это подчеркнуто в самом определении понятия «государственная служба», носит обслуживающий, вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими высшие должности.

Формулировка «обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими высшие должности, не должна вызывать понимание государственной службы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства. Государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной деятельности, которая заключается в осуществлении части полномочий того государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность государственной службы. Иначе говоря, его профессиональная деятельность направлена на осуществление государственных функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего высшую должность.

Дело еще хуже, если это плохой босс, который пользуется полной уверенностью своих начальников. Он неприкасаемый плохой босс, имеющий важное значение и для иерархической поддержки, которую он имеет. Государственное управление является очень иерархической организацией, так что плохая производительность босса не выходит за пределы начальства.

Это очень показательно, чтобы собрать эти 18 моделей поведения в порядке более низкого и отрицательного: отсутствие уважения, высокомерие, неслушание, неспособность руководства, отсутствие поддержки для команды, отсутствие обращения с людьми, отсутствие участия, неконтролируемость, авторитарность, нарушение обязательств, не сообщать хорошо, несправедливо, ложно, украсть медали, недоверие, отсутствие ценности, неясные цели, не соблюдая графики.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Как только вы будете небрежны, вы окажетесь сожженным государственным служащим. В дополнение к их разрешению административная система генерирует ожоги. Но, к сожалению, много раз он не сожжен обстоятельствами и с течением времени расстраивает, но сожжен природой. Почти с первого дня его погружения в работу.

Всего было 302 респондента, где каждый из них мог проголосовать за три ответа. Интересно, что в соответствии с «ожогом» менее трети респондентов увидели себя в этой ситуации. Однако 259 человек видели, как другие сожгли. Естественно, исследование не имеет научной ценности. Это просто опыт, не более того. Но это не перестает быть показательным, что большинство респондентов считают себя немного меньше, чем окруженные сожженными чиновниками.

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Проблема заключается в том, что общественная система не наказывает фигуру бездельника, так как она обычно не вознаграждает хорошего работника. Хуже всего то, что лайфер заканчивается прогрессирующим, хотя бы тогда, когда он выигрывает от эгалитарных толчков продвижения работы в административной галактике.

Список использованных источников

То есть, государственный служащий может быть голубем, и ничего серьезного с ним не происходит. Ядовитый по лёгкой и ленивой имеет двойное негативное последствие. Первое, что препятствует другим. Второй, который является вредной витриной. Эта цифра остается неизменной как прототип в сознании гражданина, который экстраполирует его на всех государственных служащих.

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Одним из крайних аспектов этой фигуры является то, что у всех бездельников, которые задерживают каждого или получают от них свою работу. Он делает минимум, он оставляет все на завтра, которое не приходит, он пассивен и равнодушен и не берет на себя ответственность за свою работу, никогда не делает работу в ожидании, дезорганизован, оставляет в стороне самые важные и т.д. или изысканный, который работает только на то, что ему нравится, и перемещает другие вещи для других. Они настоящие художники, чтобы заставить других выполнять свою работу, хотя для того, чтобы избежать сложных задач, они должны проходить как дураки.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Государственная должность определяет границы деятельности госслужащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность «по исполнению и обеспечению полномочий» государственного органа. Поэтому важно отличать понятие государственной должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например, в области финансов, юстиции, экономики и др.

И еще до крайности мы все еще находим прототип коляски: профессионалы абсентеизма или просто с часами отсутствия каждый день приклеиваются к мобильному телефону своими вещами, нераскаянными веб-браузерами, пользователями длинных частных звонков, торговцами собственного бизнеса трудовыми агентствами, занимающимися посещением с рабочего места их «мелочей» или их личных связей с общественностью, беседами с коллегами и т.д.

Выведенный из бум - «сотрудник Москосо». Это люди, которые, похоже, больше заинтересованы в праздничных периодах, праздниках, форсированных мостах, болезнях для изобретения и любом другом предлоге, который мешает им выполнять свои обязательства. Как говорил старый друг подчиненного, ее самое большое беспокойство каждое утро - подумать, с кем завтракает завтрак. Они очень вредны, потому что их производительность минимальна и может быть похожа на вирус, который заражает ваших коллег.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т.д.

В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

Некоторые считают, что достаточно одобрить оппозицию и что работать не нужно. Как считают другие, обязательно идти на рабочее место, а не работать. Они часто делают больше часов, чем кто-либо, даже первые приходят и нагревают стул дольше, чем кто-либо другой.

Это персонаж, откровенно вредный, потому что он делает большую часть и демотирует. Массы в худшем смысле слова, потому что это ни для чего и считается еще одним. И демотивация, потому что для других это раздражает видеть, как они работают, а кто-то колеблется вокруг них, как другой предмет мебели. Иногда это происходит от временного вора, того, кто не делает и не делает этого. Он ходит, разговаривает со всеми, наполняет свое время за счет потери других.

Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

Из этого персонажа и его ложной идеи о соответствии выходят сборщики записей, которые считают, что соблюдать это, чтобы составить расписание, но они удовлетворены притворством. То есть, некоторые присоединяются и принимают участие в подписях. Решение будет идти рука об руку с достигнутыми проектами и целями.

Расширенная версия заключается в том, что в дополнение к нагреванию стула, приливной бумаги. Вперед, вниз, приходить и уходить, просить разъяснений в письменной форме, печатать, хранить документы на столе во время отпуска, отправлять их обратно и т.д. таким образом, помимо обогрева стула, вы хотите создать впечатление, что оно работает и заливается бумагой. В конце концов, бюрократическая боль, потому что то, что она делает, бюрократизирует и замедляет весь рабочий процесс.

В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников: подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

Очевидно, что общественная организация и ее иерархии должны заслушивать предложения и оценивать их. И они должны слушать восприимчивый менталитет, потому что в организациях есть таланты и хорошие идеи, которые следует использовать. Но это одно, и мы считаем, что наши идеи и подходы велики и должны соблюдаться по номинальной стоимости, это совсем другое. Потому что, в конце концов, всегда есть решение, и государственный служащий не может стать немного меньше, чем мятежник, без причины, которая вредна для организации.

Общественные центры, как и любая компания, нуждаются в том, чтобы их сотрудники работали в команде, думая об общем проекте. Индивидуальные и индивидуалистические действия имеют негативные последствия. Организация, руководство, попытается перенаправить этот тип вредных установок на коллективное функционирование. Вот почему некоторые люди становятся проблемой, потому что они неохотно меняются и считают, что все должно быть сделано по-своему. Да ладно, они хотят, чтобы организация адаптировалась к тому, как они действуют, а не наоборот.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

В этих рамках он будет соответствовать также функциям антибосса. Дело не в том, что они анархоиды, а в том, что они прилагают особые усилия, чтобы попытаться дискредитировать и бросить вызов вождю перед всеми, они пытаются обмануть его, они его смущают, они угрожают ему, они используют его как щит, чтобы не брать на себя ответственность и т.д. эти типы персонажей часто устанавливают ловушки для нового босса, они даже делают все возможное, чтобы занять свое место. И они сеют яд, потому что они не могут прямо поднять свои разногласия с боссом, но они говорят за спиной.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов. 18 Обеспечение исполнения полномочий судей возложено, прежде всего, на аппараты соответствующих судов. Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

Те из «нет» впереди очень трудно переварить. Они видят все темное, они возражают ко всему и преуспевают. Потому что всегда есть «но» для всего. Они никогда не видят возможностей; просто проблемы. Хуже всего то, что они могут порождать разочарование, они хорошо обучены, чтобы распространить негативность на рабочую среду. Прямые последствия: проекты задерживаются и даже идут на дно.

Наводчик - «нет» тренер с обратным ораторским искусством. Обычно это не работает. Он там, видимо, активен, но на самом деле он остается в качестве охотника. Его миссия состоит в том, чтобы вмешаться, когда все кажется хорошо направленным и «способствующим» бомбе достаточного калибра, так что подход снова заворачивается, когда он уже практически принимается. Его основной функцией в трудовой жизни является не изучение того, что необходимо для продвижения проекта, а объяснение с огромной прочности, что делает невозможным.

В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

И он способен иногда, с необыкновенным блеском, разоблачать, что все невозможно. Слухи, сплетни, изобретения, заинтересованные сплетни, опасные инсинуации и другие действия такого рода часто процветают вокруг дежурного агитатора. Они часто маскируются как якобы хорошо информированные источники, которые щедро общаются с этими ядовитыми знаниями.

Иногда они ищут конфронтацию между партнерами или дестабилизацию людей или подразделений по тысяче причин, от зависти к желаниям, чтобы покрыть их позицию, переживая личную конфронтацию. Но в других случаях это агитация сама по себе, как тот охотник, который любит собирать куски, но позже игнорирует, что с ними делать и всегда отдает их.

Квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Что бы ни случилось, любой инцидент, который проходит через рабочее место, каким бы маленьким он ни казался, поскольку этого характера достаточно и служит оправданием для развития агрессивной реакции. Много раз рабочая среда слишком сильно ухудшается при таком типе токсичности, потому что во избежание конфликтов остальная часть команды предпочитает замолчать свое мнение. В любом случае, катастрофические последствия столь же ясны, что и результат этой ситуации - снижение производительности в рабочей группе, потому что есть плохие вибрации.

Все государственные должности фиксируются в штатном расписании. Этот документ определяет первичные структурные единицы государственного органа – должности, количество служащих, необходимых для осуществления возможных государственных функций, и фонд оплаты их труда.

Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации. В этом отношении Реестр является исчерпывающим документом, надо трактовать в смысле обязанности каждого государственного органа придерживаться этого акта и представлять все учрежденные в государственном органе должности к включению в этот Реестр.

Наиболее представительными образцами комнатных нагревателей являются создатели конфликта. Этим персонажам нечего делать, чем загрязнять рабочую среду. Они не способны признать свои ограничения и недостатки, но они критикуют других без сострадания, они ищут виновных, как только совершается ошибка, они живут в жалобе, они ставят под сомнение решения других.

Классификация государственных служащих

На самом деле это персонажи, для которых любая возможность хороша, если она служит для согревания окружающей среды и провоцирования конфликта. Хуже всего то, что они наносят ущерб организации. Таким образом, говорить плохо обо всем, говорить плохо даже об организации перед людьми других, как могут быть граждане, которые приходят к договоренностям. Они не верны общественной организации, в которой они предоставляют свои услуги.

Реестр государственных должностей представляет собой перечень (список) наименований, распределенных по группам должностей в органах государственной власти.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу устанавливаются классные чины.

Они присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации, в иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Рис. Классификация государственных служащих 19

Государственная служба на должностях категории «Б» ограничена сроком , на который назначается или избирается лицо, занимающее должность категории «А». На государственные должности категории «В» такое ограничение не распространяется.

Работа на государственных должностях всех категорий регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г., а также законодательством субъектов РФ . Вместе с тем на нее распространяется действие законодательства о труде. Особенности государственной службы отдельных видов регламентируются также специальным законодательством (например, военная служба , служба в органах внутренних дел, судебная и прокурорская служба и т.д.).

При этом значительную роль играют нормы административного права .

Принципы государственной службы

Они производны от закрепленного Конституцией РФ равного доступа граждан РФ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

б) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан;

в) обязательность для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями;

г) профессионализм и компетентность государственных служащих;

д) гласность в осуществлении государственной службы;

е) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

ж) внепартийность государственной службы и отделение ее от религиозных объединений (внеконфессиональность).

Государственный служащий; основы статуса

В соответствии со ст. 3 Федерального закона о государственной службе государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ .

Его административно-правовой статус включает следующие составляющие элементы: права ; основные обязанности; ограничения; гарантии; поощрения; денежное содержание; пенсионное обеспечение; ответственность.

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ , конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должностные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
  • получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;
  • посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности ;
  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела;
  • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение . Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы .

Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

  • соблюдением законности ;
  • обеспечением прав и законных интересов граждан;
  • исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);
  • соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;
  • своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;
  • хранением государственной и служебной тайны .

При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой);
  • быть депутатом любого представительного органа;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • состоять членом органа управления коммерческой организации ;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
  • использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;
  • получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего;
  • получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;
  • принимать участие в забастовках ;
  • использовать свое служебное положение в интересах политических партий , общественных организаций.

Государственному служащему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание (должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия работы и выслугу лет, премии); ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней); медицинское обслуживание (включая членов его семьи); пенсионное обеспечение; обязательное страхование и т.д. При переводе на другую должность его согласие обязательно.

Установлена система мер поощрения государственных служащих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, присвоение почетных званий, государственные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

Совершение им дисциплинарного (должностного) проступка влечет за собой дисциплинарную ответственность . Она выражается в том, что орган или руководитель, имеющие право назначать государственного служащего на должность, применяют по отношению к провинившемуся свою дисциплинарную власть , т.е. выносят решение о наложении на него дисциплинарного взыскания. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

В связи с рассмотрением вопроса об ответственности государственных служащих специального внимания заслуживает следующее положение, закрепленное законодательством.

Какие последствия могут наступить для служащего, получившего неправомерное распоряжение. В подобной ситуации (если у служащего возникают сомнения по поводу правомерности такого распоряжения) служащий обязан незамедлительно и в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю, тому, кто издал распоряжение, а также вышестоящему руководителю. Если служащий получает в письменной форме подтверждение распоряжения, его исполнение становится обязательным. Конечно, исключаются случаи, когда исполнение такого распоряжения является наказуемым деянием. Ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет не государственный служащий, а руководитель, его подтвердивший.

Государственные служащие несут ответственность не только за нарушения служебной дисциплины, но и за действия (бездействие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Виды государственных служащих. Должностные лица

Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о которых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие :

а) в аппарате представительных (законодательных) органов государственной власти (например, руководитель аппарата Совета Федерации , помощники членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы);
б) в аппарате органов судебной власти (например, референты, секретари и т.п.);
в) в органах прокуратуры ;
г) в органах исполнительной власти , а в более широком смысле - в исполнительных органах. Это основная масса государственных служащих.

В соответствии с тем, что для государственных служащих установлены квалификационные разряды, которые присваиваются им по результатам квалификационного экзамена или аттестации; можно выделить служащих, замещающих:

а) высшие должности с разрядом действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса (руководители федеральных органов исполнительной власти , руководящие работники аппарата Правительства РФ и т.д.);
б) главные должности с разрядом государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, референт Президента РФ);
в) ведущие должности с разрядом советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, специалисты-эксперты);
г) старшие должности с разрядом советника государственной службы 1, 2 и 3 класса;
д) младшие должности с разрядом референта государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Квалификационные разряды действительного государственного советника и государственного советника присваиваются государственным служащим Президентом РФ, другие разряды - руководителями соответствующих государственных органов.

Для отдельных видов государственной службы могут вводиться другие виды квалификационных разрядов, воинские звания и дипломатические ранги, классные чины (например, классные чины работников органов прокуратуры, налоговой полиции). В ряде случаев это сопровождается введением форменной одежды.

Есть еще один интересный вопрос, прямо относящийся к видовой классификации государственных служащих. Дело в том, что весь действующий нормативно-правовой материал перенасыщен термином «должностное лицо». В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. о такой категории даже нет упоминания. Между тем о них говорится даже в Конституции РФ (ст. 15, 24, 41, 46, 53, 78). АУК РФ (ст. 285) содержит специальное толкование должностного лица, поскольку без этого невозможно правильно очертить круг субъектов преступлений против интересов государственной службы. Должностные лица весьма часто фигурируют в качестве субъектов административных правонарушений . Да и наука административного права традиционно и последовательно проводит юридическую классификацию государственных служащих, основу которой составляют прежде всего различные категории должностных лиц.

Следовательно, есть определенные основания для того, чтобы классифицировать государственных служащих по самому важному юридическому критерию, а именно в зависимости от характера и масштаба полномочий, которыми они наделяются.

Фактически следует признать, что всякое лицо, занимающее должность (в государственной и негосударственной организации), является должностным лицом. Любые попытки ограничить такое естественное понимание должностного лица неизбежно приводят к ограничительному толкованию самой категории «служащий». А это и есть лицо, занимающее должность. Каждая должность сопровождается наделением лица, ее замещающего, определенным объемом служебных обязанностей, прав и полномочий. В Федеральном законе о государственной службе подробно говорится о правах и обязанностях государственных служащих, но нет ни слова о характере полномочий, вытекающих из факта замещения данным служащим данной государственной должности. Между тем это главный элемент юридической характеристики служащего, его правового статуса, а применительно к служащим аппарата исполнительной власти - их административно-правового статуса.

Очевидно, что полномочия действительного государственного советника РФ превышают по своему значению и объему полномочия советника РФ. Но это при характеристике квалификационных разрядов государственных служащих не фиксируется. Следовательно, для получения полного представления о полномочиях служащего необходимо изучить его должностную инструкцию. В результате выясняется, что именно по полномочиям можно провести различия между государственными служащими и должностными лицами.

А далее выясняется, что в одних случаях должностные лица имеют юридические полномочия, реализуемые только в рамках дисциплинарно-служебных отношений (отношения между руководителем и подчиненными), в других - их полномочия выходят за рамки отношений чисто аппаратного характера (т.е. внутри данного государственного органа) и распространяются на все нижестоящие звенья данной системы (например, федерального министерства), в третьих - адресатом их полномочий являются физические и юридические лица , не связанные с ними отношениями подчиненности. Наконец, обнаруживаются и такие должности, которые не оснащаются какими бы то ни было полномочиями юридически властного характера, но совершающими различного рода юридически значимые действия, приводящие к определенным юридическим последствиям.

Соответственно все государственные служащие государственной службы могут характеризоваться в качестве должностных лиц. Тем самым будет обеспечен единый подход к характеристике государственных служащих с чисто юридических позиций.

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными полномочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую). Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием государственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи , и прокурор также являются должностными лицами. До принятия Конституции 1993 г. Президент РФ квалифицировался как высшее должностное лицо. Таковым он фактически является и сейчас. Кстати, в конституциях многих республик статус их президентов характеризуется именно так.

Должностные лица этой категории наделяются наиболее значимыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государственного органа в отношениях с другими органами государственной власти, с органами местного самоуправления , с негосударственными организациями и гражданами .

Юридически властные полномочия этих должностных лиц реализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном подчинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчиненных. Например, такие должностные лица полномочны предъявлять названным лицам и организациям основанные на законе требования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (административного) принуждения, включая меры административной ответственности .

Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Справедливо следующее заключение: не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть должностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями административной власти. Это неверно, так как сужает реальное понимание должностного лица как представителя именно публичной власти.

Ведь судья или прокурор также представляют власть, которая не носит характер административной. Поэтому, например, должностных лиц милиции, контрольно-надзорных органов, чаще всего обозначаемых в качестве представителей именно административной власти целесообразнее характеризовать как представителей или уполномоченных того или иного органа исполнительной власти, т.е. субъекта именно публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных им работников. Например, правовые акты ректора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Их полномочия включают, например, право издавать юридически обязательные акты, действующие в системе данного министерства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государственному органу государственным имуществом; назначать и освобождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного органа).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

Имеются в виду те государственные служащие, которые выполняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу данного государственного органа. Они являются функционерами государственного аппарата , его оперативным составом. Это профессионалы, участвующие в процессе реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному государственному органу, в определяемых их служебными обязанностями формах. Например, это работники департаментов правительств и федеральных органов исполнительной власти. Они совершают различного рода юридически значимые действия, которые в конечном счете приводят к определенным правовым последствиям. При этом они лишены права издавать юридические акты.

Но может ли быть издан тот или иной правовой акт (например, приказ министра, постановление главы администрации) без предварительной его юридической подготовки? Видимо, не может. Такую подготовку, в частности, и осуществляют должностные лица в процессе выполнения ими всего объема оперативных функций данного органа и его структурных подразделений. К их функциям и полномочиям отнесено выполнение многих работ, требующих специальных познаний. Поэтому их нередко называют специалистами. Так, Аппарат Правительства является его рабочим органом, обеспечивающим его деятельность. Отделы, секретариаты, сотрудники этого Аппарата прорабатывают и докладывают Председателю Правительства РФ и его заместителям о поступающих в Правительство документах; готовят проекты поручений Правительства; готовят проекты постановлений и распоряжений Правительства; оформляют принятые на заседаниях Правительства решения; направляют органам исполнительной власти для рассмотрения и принятия необходимых мер письма и другие обращения граждан в адрес Правительства и т.п. Нетрудно заметить определенный уровень юридической значимости совершаемых в данном случае действий, а также юридические по своему характеру их последствия.

Такова возможная характеристика должностных лиц.

Что касается так называемого вспомогательного персонала, нередко выделяемого в качестве особой категории государственных служащих, то на них фактически распространяется правило, сформулированное в ст. 1 Федерального закона о государственной службе: в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Это дает основание не рассматривать лиц такого рода в качестве государственных служащих.

Государственно-служебные отношения

Прекращение государственно-служебных отношений

Общие основания увольнения служащих предусматриваются трудовым законодательством. Вместе с тем увольнение служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа . Это допускается в случаях: достижения служащим предельного возраста, установленного для замещения должности (60 лет); прекращения гражданства РФ; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для служащих; разглашения служащим сведений, составляющих государственную или служебную тайну .

Однократное продление срока службы возможно решением руководителя государственного органа не более чем на год.

Прекращение государственно-служебных отношений, равно как и их возникновение, оформляется приказом соответствующего руководителя.

В субъектах РФ осуществляется собственное правовое регулирование государственной службы.

Координация деятельности по реализации Федерального закона о государственной службе возложена на Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ . Консультативным органом по вопросам государственной службы является Управление кадровой политики Президента РФ. Правительство РФ также имеет в своем аппарате структуры, специализирующиеся на вопросах государственной службы и кадров. Аналогичные органы образуются и в субъектах РФ.

Особенности государственной службы в отдельных государственных органах (точнее - в подведомственных им системах) могут устанавливаться федеральными законами. В настоящее время специфика государственной службы проявляется в военной службе , службе в железнодорожных войсках, службе в органах внутренних дел, службе в таможенных органах , органах налоговой полиции и др.