Процесс обмена любой информации между людьми. Обратная связь и помехи

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (КОММУНИКАЦИЯ)

Специфика обмена информацией между людьми

В широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Их широкое распространение и влияние на людей породило понятие "общего информационного ноля". Таким образом, коммуникацию можно представить как массовый процесс распространения информации посредством радио, телевидения, печати, Интернета и пр.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его выделение – психологическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.

Коммуникация обмен информацией между двумя и большим количеством людей, основной целью которого является выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

Любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия.

  • 1. Авторитарная коммуникация. Реализуется установка "сверху – вниз", которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.
  • 2. Диалогическая коммуникация. Реализуется установка "на равных", слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий собственное мнение.

В табл. 6 представлена сравнительная характеристика типов коммуникативного воздействия.

Параметры процесса коммуникации

Диалогическая коммуникация

Психологическая установка коммуникатора

"Сверху – вниз"

"На равных"

Характеристика текста

Безличный характер, без учета особенностей слушателей, сокрытие чувств, аксиоматичное содержание

Персонификация, учет индивидуальных особенностей слушателей, открытое предъявление собственных чувств, дискуссионный характер содержания

Форма коммуникации

Монофония

Полифония

Характер невербального поведения

Закрытые жесты и позиция "над аудиторией"

Открытая жестикуляция, один пространственный уровень

Информационный обмен – глобальное явление нашего времени, выходящий за пределы простого человеческого общения. При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях межличностного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (рис. 12).

Возникновение барьера понимания может быть вызвано рядом причин: фонематическое непонимание, семантический, стилистический, логический барьеры.

Рис. 12.

Семантические барьеры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например: "Убери свою ручку". Значение слова "ручка" может пониматься как "рука человека" или "авторучка".

Стилистический барьер обычно возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает.

Логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Например, детская логика отличается от логики взрослого. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить: "Потому что он мой".

Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: "Сытый голодному не товарищ". Политическое непонимание лучше всего демонстрируют те конфликты, которые возникают между представителями разных партий. Религиозные войны возникают в результате трудностей в общении людей, исповедующих разные религии. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии.

Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Например, барьер в общении возникает при неприязни, недоверии к собеседнику. Это существенно влияет и на восприятие информации, исходящей от него.

Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и определены как вербальная и невербальная коммуникации.

В процессе коммуникации в ходе совместной деятельности люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками (обмениваются информацией).

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся , в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо выделить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Специфика обмена информацией между людьми:

1. В отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеет дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: каждый участник предполагает активность также и в своём партнёре (он тоже субъект), т. е. нужно анализировать его мотивы, цели, установки. Коммуникация - интерсубъективный процесс (S - S), или субъект-субъектное отношение. Кроме того, важную роль в человеческом обмене информацией играет для каждого участника значимость информации, потому что люди не просто "обмениваются" значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята , но и понята , осмыслена . Суть коммуникации - не просто взаимное информаирование, но совместное постижение предмета. Единство деятельности, общения и познания.

2. Посредством системы знаков партнёра могут повлиять друг на друга: психологическое воздействие одного участника коммуникации на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чём-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие.

3. Коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Тезаурус - общая система значений, принимаемых всеми членами группы. При этом у общающихся должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно в случае включения в некоторую общую систему деятельности. В этом состоит различие между интерпретацией высказывания и пониманием, которому способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Отсутствие общего понимании ситуации может быть связана с различными социальными (политическими, религиозными, профессиональными) различиями, которые обуславливают различное мироощущение и интерпретацию понятий. Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных писхологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость, скрытность), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия. В соц. психологии специально разрабатываются проблемы лжи и доверия.

Но некоторые термины из теории информации всё же можно использовать, например, при построении типологии коммуникативных процессов: по характеру "направленности сигналов" выделяют а) аксиальный коммун. процесс (сигналы направлены единичным приёмникам) и б) ретинальный (когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов).

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр "доверия" и "недоверия": абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией, включающей в себя различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторых дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает (пример - музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение).

Информация , исходящая от коммуникатора, может быть двух типов :

1) побудительная;

2) констатирующая.

Побудительная инф. выражается в приказе, совете, просьбе; рассчитана на то, чтобы стимулировать каоке-то действие. Стимуляция может быть разной: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (побуждение, не допускающее определённых действий, запрет), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая инф. выступает в форме сообщения, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь - самое универсальное средство коммуникации, т. к. при передаче инф. с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: два типа значений - денотативные (формальные определения, дефиниции: молоток - инстр. для заб. гвоздей) и коннотативных (связ. с эмоц. ассоциациями: молоток - нето тяжёлое, холодное); полисемия (многозн. толкование слова) и синонимия .

При помощи речи осущ. кодирование (коммуникатор) и декодирование (реципиент). Способом подачи инф. с помощью речи явл. текст (говорение и слушание).

Последовательность действий говорящего и слушающего с точки зрения передачи и воспр. смысла сообщ.: ассиметричная линия "коммуникатор - сообщение - реципиент". Ассиметрия: интенция - смысл - кодирование - текст - а реципиенту остаётся только декодирование, одновременно с которым раскрывается смысл (раскрытие смысл немыслимо вне ситуации совместной деятельности).

Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщений, т. е. происходит обогащение, развитие информации. Важный инструментом этого процесса является обратная связь - сообщения, кот. человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть безоценочной (уточнения, переспрашивание) и оценочной (негативной или позитивной). Отсюда вытекает проблема толерантности - соблюдения норм реагирования на выск. другого, допущение того, что он имеет принципиально отличную точку зрения, которую не обязательно принимать.

Успешность верб. коммуникации и согласованность действий участников диалога зависит от их включённости в общий контекст деятельности , от дистанции между парнтёрами (кто-то вникает в обст. диалога, кто-то отстраняется), а также от стиля говорящего и слушающего (умение или неумение слушать).

Активный, двусторонний характер взаимодействия (наличие интенций, мотивов) предопределяет необходимость внимания к собеседнику, способности понимать смысл вербальной коммуникации, от чего зависит успешность коммуникации, успешность познания другой личности. Участники воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения; это может проявляется в виде манипуляции (навязывания позиции) или актуализации партнёра (раскрытие в нём каких-то новых возможностей).

Повышение эффективности речевого воздействия достигается через преодоление коммуникативных барьеров. Выражением сопротивления принятию инф. может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета коммуникатора; тогда задача коммуникатора - привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров - барьеры непонимания - умышленное или неумышленное "непонимание" сообщения: фонетическое , семантическое , стилистическое (структура фразы), логическое . Коммуникатор должен обладать умением преодолевать каждый из этих барьеров.

Совокупность мер, направленных на повышение эффективности реч. воздействия, получила название убеждающей коммуникации . Различные предложенные модели коммуникации нужны для того, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу (для изуч. убежд. возд. СМИ), включает пять элементов: 1) кто? - коммуникатор; 2) что? - сообщение; 3) как? - канал; 4) кому? - аудитория; 5) с каким эффектом? - эффективность. По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований.

Невербальная коммуникация.

Знаковые системы, используемые в невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая;

2) пара- и экстралингвистическая;

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров; значение зависит от культуры.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты , мимику , пантомимику (позы). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоц. реакции человека, что придаёт коммуникации некоторые нюансы, значение которых различается в зависимости от культуры. Этими проблемами занимается кинесика . Все эти знаки сигнализируют партнёру об эмоц. состоянии собеседника, о предпочитаемом типе отношений.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (просодика) представляет собй также "добавку" к вербальной коммуникации. Паралингвистика - это система вокализации (качество голоса, диапозон, тональность). Эти характеристики способствуют выражению эмоц. состояния коммуникатора, а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, либо неуверенности). Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), тем речи. Паузы, например, подчёркивают особую значительность предлашаемого текста. Все эти проявления увеличивают семантически значимую инф. посредством "околоречевых" приёмов. При исследованиях лжи обращается внимание на рассогласованность этих знаковых систем со звучащей речью.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика, Холл; "экологическая психология") выступает также несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спинк также может иметь определённое значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущ. некоторых пространственных форм организации общения. Временная организация также выступает как своего рода дополение к семантически значимой инф. (пунктуальность или специальные опоздания). Э. Холл: интимное расстояние (0-45 см), персональное (45-120), социальное (120-400), публичное (400-750).

Визуальное общение (контакт глаз) связано с исследованием движения глаз (частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание контакта). Функции визуального контакта, информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить своё "Я", сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрация степени психологич. близости.

Проблемы: выделение единиц , локализация , интерпретация . Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации ("семантически значимую информацию" - ту, которая влияет на поведение, имеет смысл). Для этого нужно, чтобы другой участник понимал значение знаков, с чем связана проблема выделения единиц в системе неверабльной коммуникации по аналогии с единицами в системе речи. Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека (кинему), из которых можно составить алфавит телодвижений, хотя само понятие кинемы (кина) оказалось неопределённым и спорным. Более точными являются предложения о построении словаря жестов. Для классификации выражений лица П. Экман предложил методику FAST (Facial Affect Scoring Technique): лицо делится на три зоны горизонтальными линиями, затем выделяются шесть основных эмоций (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть), которые фиксируются "по зоне". Проблема интерпретации связана с многозначностью, спонтанностью, ненамеренностью невербальной коммуникации.

Общение как взаимодействие.

Взаимодействие - это организация совместной деятельности, выражающаяся в совместных попытках развить деятельность, организовать её на основе достигнутого взаимопонимания в результате коммуникативного процесса. Интеракция - это та сторона общения, которая фиксирует не только обмен ифнормацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнёрами реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но и исключает отождествление их.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: а) учёт планов, "созревших в голове другого", и сопоставление их с собственными планами; б) анализ "вкладов" каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включённости во взаимодействие каждого из партнёров.

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1902-1977) - выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л . С . Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций ), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком - как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Л. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии . Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Л. создал новые классификации нарушений речи (афазий ), движений (апраксий ), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию - описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см. Синдромы нейропсихологические , Памяти расстройства ). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций ». Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций , нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Л. сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию . Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода.

Еще в 1920-1930 гг. Л. С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А . В . Запорожцем , Л . И . Божович , Р . Е . Левиной , Н . Г . Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии . Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии.

Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Л. в «психологически ориентированную» физиологию. Он автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи ). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания, зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление - психофизиология локальных поражений головного мозга .

Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. - автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См. Метод семантического радикала , Харьковская школа . (Е. Д. Хомская.)

§ 58. ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ

Общение - форма совместной жизни людей. Социальная природа человека прежде всего проявляется в том, что обязательным условием его существования является жизнь в обществе. Жизнь в человеческом обществе предполагает постоянный контакт с другими людьми - общение. Общение - форма взаимодействия людей, акт взаимного обмена информацией и эмоцио­нального контакта. Общение может проходить в офи­циальной или свободной форме.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Это сложный, многоплановый процесс в сфере социально-психологических отношений. В процессе общения выявляется степень понимания, духовного взаимовлияния людей.

В понятие общение мы вкладываем следующее:

средство идентификации человека, сближения (или отдаления) людей;

- условие удовлетворения органических и духовных потребностей людей;

- одна из форм жизни людей;

- средство усиления психической деятельности людей;

- средство воспитания.

Отношения между людьми не ограничиваются встречами, беседами двух или более человек. Достижения современного научно-технического прогресса позволяют людям общаться не только с коллегами в сфере профессиональной деятельности или с близкими и знакомыми в быту, но и строить многосторонние, много­ступенчатые отношения с десятками, тысячами, миллио­нами людей. Эти обстоятельства способствуют формиро­ванию норм поведения, выходящих далеко за рамки бытовой и профессиональной сфер, охватывающих отношения с людьми в общественных местах, со старшими, детьми и т. д.

Стороны общения. В- общении различаются три сто­роны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения (лат. communica - tio - "делаю общим, связываю, общаюсь”) связана собменом сведениями, мнениями, идеями между людьми в процессе познавательно-трудовой деятельности. В ходе коммуникации выявляется специфика информационного процесса между людьми как активными субъектами, устанавливаются отношения между партнерами, выясня­ются их установки, цели, намерения, что приводит не просто к движению информации, но и уточнению и обогащению тех знаний и сведений, которыми обмени­ваются люди. Средствами коммуникативного процесса является прежде всего речь (а также жесты, мимика, пантомима и др.).

Интерактивная сторона общения (англ, interaction - "взаимодействие, воздействие друг на друга”) представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Человек должен уметь определять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения (лат. perceptio - "вос­приятие”) включает в себя процесс восприятия, пони­мания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д.). Если говорится о перцептивных способностях артиста, выступающего на сцене, то нужно понимать, что речь идет о его возмож­ностях удовлетворения вкусов зрителей, сидящих в зале.

Виды общения. Общение бывает разных видов. В зависимости от движущих сил (причин), заставляющих людей встречаться и обмениваться информацией, общение можно подразделить на официальное и неофициальное.

Существуют две сферы жизнедеятельности людей. Первая - сфера профессиональной деятельности, вторая - бытовая сфера. Общение людей происходит в этих двух сферах. Соответственно существуют и два вида общения. Общение в общественных местах, в ходе профессиональной деятельности называется официальным. К официальному общению относится всякая встреча, обмен информацией между коллегами, сотрудниками учреждения, между сотрудником и начальником, работниками различных организаций в ходе выполнения задания, решения производственных проблем. Официальное общение имеет свои установившиеся правила. Эти правила называются нормами официального этикета.

Вне сферы производственной деятельности общение людей не прекращается. Дома, на улице, на стадионе, в парке люди общаются с родственниками, друзьями. Такое общение называется неофициальным.

Формы общения. Формы информационного обмена между людьми весьма разнообразны. Среди них самыми распространенными, как в официальном, так и в неофициальном общении, являются прямая и опосредо­ванная формы.

Прямое общение осуществляется при непосредственной, лицом к лицу, встрече людей. Примерами прямого общения могут быть встречи с коллегами по работе, дома с близкими, друзьями или с незнакомыми людьми при других обстоятельствах - на улице, в транспорте и т.д.

Прямое общение всегда бывает двусторонним. Это означает, что при такой встрече имеются две стороны, вступающие в диалог, - два человека или две группы людей.

При прямом общении люди могут устанавливать отно­шения, обмениваться информацией с десятками, сотнями людей. Однако этого, как правило, бывает недостаточно. Поэтому люди по возможности расширяют круг знако­мых через опосредованное общение.

К опосредованной форме относится общение людей с использованием различных неличностных средств обмена информацией. К ним относятся средства распространения информации, средства связи (газеты, журналы, телеви­дение, радио, кино, другие аудиовизуальные и печатные средства, телефон, письма, телеграммы и т.д.), научные или художественные произведения. Опосредованное общение может быть двусторонним, односторонним или косвенным.

Телефонный разговор или переписка, как правило, бывают двусторонними, но иногда бывают и односторон­ними (например, когда информация, поступившая по телефону, записывается или нет ответа на письмо). Обще­ние через средства массовой информации в большинстве случаев бывает односторонним. Сопереживание герою художественного произведения является примером косвен­ного общения.

Вербальное и невербальное общение. В зависимости от применения или неприменения языковых средств общение может быть вербальным или невербальным. Обмен информацией между людьми с применением какого-либо языка является вербальным общением, а с использованием других неязыковых знаков, символов, схем - невербальным общением.

Современный уровень развития общества требует наличия высокой культуры общения, особенно у тех людей, которые выступают перед большими массами. Культура общения является одним из важных факторов, необходимых для реализации любой задачи, получения удовлетворительного результата в любом деле. Современ­ные ученые - социологи, психологи, философы склоняются к мнению, что для результативности любой совместной деятельности людей необходимы три условия. Первое условие - денежные средства, второе -и иерархия, тре­тье - умение людей устанавливать между собой куль­турные отношения. Информационный взрыв, избыток научной и политико-публицистической информации, предлагаемый современному человеку, заставляет рассма­тривать отношения между людьми уже не только как интериндивидуальный процесс, а как общественно­социальный феномен.

Социально-психологическая компетентность человека начинается с умения вести себя в общественной среде, неукоснительного выполнения своих обязанностей перед другими членами общества. Жесты, слова, мимика, любые нюансы в поведении человека, выступающего перед массами, не остаются без внимания людей, принимающих информацию, обязательно оставляют свой след в их сознании.

Английские психологи, исследуя обычаи разных народов, в том числе и нормы общения, сделали интересные выводы, касающиеся дистанции между собеседниками. Слишком близкое расстояние между собеседниками создает ощущение давления, а слишком дальнее - ощущение безразличия и равнодушия. Это расстояние никто, конечно, не измеряет, оно устанавли­вается несознательно, автоматически.

Вопрос и задание

1.Что вы понимаете под культурой общения?

2. Дайте характе­ристику интер индивидуальной и социальной сторон отношений между людьми.


В этом разделе рассмотрим первую функцию общения - это функция обмена информацией. Другими словами, что, общаясь между собой, люди передают друг другу определенное сообщение, информацию и др. Как же это происходит?

В некоторых социально-психологических концепциях біхевіористичного направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не вполне корректен, поскольку, кроме некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и испытывает количественных и качественных преобразований, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному відпвідно к их мотивации, опыта и других свойств их психики. Рассмотрим специфику процесса обмена информацией в общении людей.

И. В отличие от движения информации между техническими устройствами, которые передают и принимают, в общении имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информируют друг друга с целью организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от личности к личности, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на информацию, которая послана, человек получает некую новую информацию, то есть происходит не просто ЕЕ движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и содержание

В отличие от кибернетических устройств, партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией между людьми всегда имеет влияние на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько состоялся такое влияние, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, которые сложились между участниками коммуникации.

Коммуникативное общение как обмен информацией возможен лишь при условии, если партнеры имеют единую или подобную систему кодирования и декодирования, то есть "говорят на одном языке". Обмен информацией возможен лишь при условии интерсубъектных знаков, то есть если знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и обеспечивают тем самым возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин "тезаурус", что обозначает общую систему значений, которые принимают все члены группы. Но дело осложняется еще и тем, что, даже зная значение слов, люди могут понимать их по-разному через свои возрастные, политические, профессиональные и другие отличия. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, то есть включать коммуникацию в некую общую систему деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие отличия, которые могут порождать совсем разную интерпретацию тех самых событий, а также разное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации в различных социальных групп, а при их проявлении особенно четко выступает включенность общение в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих рубежах. Даже военные противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно усложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и другой, чисто психологический характер. Они могут возникать или с индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, некоммуникабельности и др.). или через сформированные между партнерами неприязненные отношения. В этом случае особенно наглядно выступает тот сложный связь, которая существует между общением и отношением, который отсутствует в технических системах.

Для лучшего понимания общения со стороны обмена информацией следует рассмотреть более подробно, которая существует информация, возникновения возможных барьеров.

По своему характеру информация, что исходит от коммуникатора, может быть:

Побудительная - информация выражается в приказе, прошении, инструкции, советы. Она должна стимулировать соответствующее действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть разнообразна: активизация - побуждение к действию в заданном направлении; інтердикція - побуждение, которое запрещает соответствующее действие; дестабілЬація - несогласованность или нарушение некоторых форм поведения и деятельности;

Констатирующая - информация выступает в форме сообщения и предусматривает изменение поведения не прямо, а опосредованно и постепенно. Сам характер сообщение бывает разным: мера объективности может варьировать от равнодушного тона изложения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения определяется коммун и кагором;

Аксиальная - информация направляет свои сигналы к некоего отдельного ее получателя (индивидуального или группового);

Ретиальна - информация имеет своим адресатом многих реципиентов, большие социальные группы, которые рассредоточены в пространстве и в большинстве случаев являются анонимными для коммуникатора.

При общении происходит эффект возникновения обратной связи - это информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Межличностная коммуникация - форма коммуникации, в которой в ролях как коммуникатора, так и реципиента выступают отдельные индивиды. Для межличностной коммуникации является характерным непосредственный контакт между субъектами общения, что предопределяет ряд особенностей этой формы коммуникации: тесную обратную связь, которая регулирует ход общения; разнообразие кодов, используемых, в том числе и невербаль-них; двусторонний обмен информацией, который происходит в виде диалога. Специфика межличностной коммуникации определятся активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс.

Итак, специфика межличностной коммуникации заключается прежде всего в том, что этот процесс является інтерсуб"єктним (Б - 5). В отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами, здесь имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предусматривает согласование совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предусматривает в своем партнере не некий объект, а активного деятеля, и на эту его активность нужно ориентироваться, направляя ему информацию, то есть анализировать его мотивы, цели, установки.

Особенностью межличностной коммуникации является то, что в ее процессе каждый из участников получает новую информацию на ту, что ими ссылается, которая образуется от соединения к ней нового смысла в зависимости от значимости информации для участников общения.