Вербальные и невербальные тесты. Вербальное и невербальное поведение

Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть, что вербальная форма, так или иначе сопровождается невербальной, тогда как последняя может проявляться сама по себе.

Чтобы наглядно понимать, как это происходит, следует сказать, что вербальное общение - это, прежде всего, устная и письменная речь, которая имеет определенную четкую структуру, выраженную в языковых и стилистических правилах. Ярким примером вербального общения является устный диалог или письменная переписка двух людей.

Невербальное общение - это система знаков, которая проявляется подсознательно и также подсознательно воспринимается оппонентом. Она в большей степени относится к проявлению инстинктов и рефлексов человека.

Так, например, простая улыбка в , в зависимости от формы сложения рта и мимики всего лица в целом, может быть без слов трактована, как проявление симпатии, позитивного эмоционального состояния или, напротив, насмешки. При этом в большинстве случаев истинная природа эмоции определяется человеческим мозгом довольно точно.

Вербальные средства общения

Основными вербальными средствами общения являются речь (устная и письменная) , чтение и слушание. Непосредственно сама речь является средством для производства текстовой информации, которое определяет принятые обществом правила и знаний в понятной для большинства представителей общества, форме. В свою очередь чтение текстовой информации, а также слушание является средством восприятия знаний.

Речь может быть внутренней и внешней . Последняя - это проявление речи в привычной нам форме диалога или монолога. В свою очередь внутренняя речь — это фактически разговор с самим собой, или, проще говоря, мыслительный процесс, облаченный в речевую форму. Так, например, при обдумывании каких-либо ситуаций человек мысленно выстраивает логическую текстовую цепочку, тогда как образное мышление является вторичным. Внутренняя речь общением не является, если впоследствии она не была выражена в устной или письменной форме.

Внешняя речь, а, следовательно, и вербальное общение может быть классифицировано как информативное и манипулятивное. Первое направлено на передачу информации, второе — на побуждение к действию. Внешняя речь, в силу своей направленности на обмен информацией, так или иначе, сопровождается невербальной формой общения. Особенно это проявляется в манипулятивном общении, которое для достижения цели использует эмоциональные образы и невербальные средства и способы общения.

Невербальные средства общения

Невербальное общение не имеет определенных схем и правил, поскольку проявляется и воспринимается на инстинктивном уровне, основываясь на личном опыте и мировоззрении человека. При этом, его можно классифицировать на три основные группы:

Основной проблемой вербального и невербального является расстановка значимости. Так, в традиционном общении невербальные факторы несут вторичную нагрузку, выступая в качестве дополнения к вербальному общению для акцентирования наиболее важной информации, мыслей, идей и т. д.

С другой стороны, рассматривая посредством творческого проявления, зачастую вербальная составляющая является второстепенной, выводя на первый план мимику и жесты, обращенные к эмоциональной стороне человека.

Так, например, поэзия, исполняемая артистом театра - это, прежде всего, визуальное оперирование образами, где текстовая часть зачастую даже не имеет логического построения.

Вербальные и невербальные методики.

3) Основной методический принцип:

§ Объективные тесты (есть правильный ответ)

§ Стандартизованные самоотчеты:

§ Проективные техники

Проективные методы объединяют три общих положения:

неопределенность стимуляции

отсутствие ограничений в выборе ответов

отсутствие оценок ответов как правильные и неправильные

§ Диалогические или интерактивные техники (беседы, интервью, игры)

§ Аппаратурные методики (психофизиология).

5. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

Анамнез (лат . по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц .

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы .

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность . Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу , представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми . Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Гуманистическая психология

Применение любых методов предполагает опору на личный опыт человека. Большое внимание уделяется самоотчетам испытуемых , что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Все остальные (традиционные методы) должны дополнять субъективные. Причем изучение личности нужно начинать с наблюдения и проективных методик , а затем использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д. При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию.

Психоанализ

Ведущий метод в психоанализе – свободное ассоциирование (метод свободных ассоциаций). В его основе лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности.

Еще один метод изучения личности толкование сновидений . Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Другой способ – толкование символов , которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности.

Когда оратор выступает с речью, что-то говорит, кажется, что говорит только она сторона, оратор. А люди слушают.

Но это только видимая сторона выступления. И слышимая.

А есть «невидимое» общение. И «неслышимая» речь. Между оратором и аудиторией происходит общение.

Бессловесный разговор.

И очень важно, чтобы этот невербальный диалог с залом состоялся. И поддерживался всё выступление.

Смоделируем пример.

– Здравствуйте!
– (В ответ – бессловесное «здравствуйте» отображается на лицах людей. У кого беззвучное шевеление губами: «Здравствуйте!»)
– Рад видеть вас
– (А вот мы не очень. Потому как пока не знаем Вас. Но мы слушаем…)
– По пути к Вам, загляделся на ваш город! У вас очень красивая Набережная
– (Нам приятно! У нас действительно красивая Набережная. Спасибо за комплимент. Вы, оказывается, приятный человек…)
– Давайте я сразу перейду к делу, без предисловий.
– (Мы не против. Давайте уже, говорите, мы слушаем).

Можно смоделировать и другой пример.

Бывает, что зал никак не реагирует на оратора. Тогда это не речь вовсе.

Когда слова идут в пустоту – это пустая речь. Если речь «никому и в никуда», то это и не речь.

Это – пустословие.

Если же слушатели слушают – то они как-то реагируют на сказанные слова. Явно или неявно.

Это – монолог.

Если аудитория активно реагируют на слова оратора – это уже диалог с залом.

Невербальный диалог с публикой.

Как сделать так, чтобы получилось с залом общение?

Обратим внимание на паузу .

Как и в обычном словесном диалоге, нужно оставлять время на ответ.

Делать паузу. Большую. И реакция зала будет обязательно. Это будет активное слушание.

Но, если паузу не сделать, публике не будет казаться, что оратор с ней говорит. Публика превратится в пассивного слушателя.

Пассивная и активная аудитория. Это разные аудитории. И от оратора зависит, с кем он будет общаться.

Можно расшевелить аудиторию. А можно «усыпить».

Всё в наших руках, как говорится в известной притче.

Обычно, оратор не делает пауз для ответа публики.

А зачем? Важно слова говорить. Информацию.

И информация идет в одну сторону. А в другую — не идет.

Люди в аудитории чувствуют свою «незначительность», «ненужность».

Каждый вправе заниматься собой. Сначала своими мыслями. Потом своими делами. Отвлекаются.

Так каждый. А в целом – вся аудитория.

А если вести с аудиторией диалог – им некогда отвлекаться. Да и незачем. Ведь с ними разговаривают.

При таком диалоге оратор тоже делает много невербальных движений.

В основном по направлению к публике. Жесты. Движение телом. Головой.

Глаза должны постоянно смотреть в публику. Прямо.

Не вверх, поверх голов. Не вниз, в пол. Только прямо.

Развитию невербального диалога помогают риторические вопросы.

Это вопросы в зал. Без явного ответа. Но ответ быть должен, в виде реакции зала. В виде движений головами, телом. В виде эмоций.

Риторические вопросы , как показала практика, в голову не лезут во время выступления. Их нужно осваивать. Добавлять в свою речь.

Во время тренировок, конечно же.

Нарабатывать, как новое поведение. Вероятно, придется сделать десяток упражнений, прежде чем появится навык задавать риторические вопросы экспромтом.

Риторические вопросы нужно специально вставлять в речь при ее написании.

И тренировать, тренировать на репетициях перед выступлением.

Обратим внимание на взгляд оратора.

Зачем оратору глаза?

Смотреть или видеть?

Можно и глазеть. Но лучше – видеть.

Что видеть?

Всё!!!

Абсолютно всё.

И всех!

Посмотрите, кто как сидит.

В каких позах? Что выражают тела? Спокойствие? Желание сидеть и слушать? Или побыстрее уйти?

Читайте лица. На них написано всё.

Если навыка нет – его нужно приобретать.

Практическим способом, конечно же. На это есть соответствующие упражнения.

Если есть страх – значит, еще нет опыта; или нет должной философии в голове. В общем, это отдельная тема – все вопросы к тренеру.

Смотреть нужно прямо. Именно прямо. И видеть всех.

Мне часто возражают. Мол, привык я смотреть иначе. Мне это несвойственно.

Мол, читал я книги, в которых написано про «глазо-двигательные паттерны»; и когда я вспоминаю – я смотрю влево и вверх, так что ничего тут не поделать, психологию не исправить…

На что я, опираясь на практический опыт более тысячи своих учеников, отвечаю.

Что я специалист, как в НЛП, так и в других областях практической психологии. Что можно выработать и другую привычку: смотреть прямо, при этом и думать, и вспоминать, и говорить экспромтом.

Этот новый навык вырабатывается очень и очень быстро, стоит лишь поупражняться. Подтверждено многочисленной практикой, я даже не помню исключений.

Проходит время – и со мной соглашаются.

Зрительный контакт начинается когда?

С той самой секунды, когда оратор появился перед людьми. Еще нет никаких слов. Оратор выбрал точку пространства. И оттуда посмотрел на зал.

Первая пауза.

Оратор знакомится взглядом с аудиторией. Окидывает всех взором. Ждет внимания. Вступительная пауза. Зал затихает, видя требовательный взгляд оратора. Гул замолкает. Появляется тишина. И только в этой тишине звучат первые слова приветствия.

Здравствуйте!…»

Что нужно сделать после приветствия?

Правильно – паузу. Услышать отклик зала.

Диалог начинается…

Видео. Хороший пример выступления. Барак Обама выступает перед студентами.

Как это отрабатывать? Только на практике.

Например, в тренинговой группе, где оратор тренируется «на кошках», а «кошками» являются добровольные участники. Они терпеливо выслушивают оратора и дают ему подсказки. Чувствуется ли, что оратор говорит именно им, происходит ли невербальный диалог.

Можно выступать и перед телекамерой. Вести диалог с воображаемым зрителем там, за объективом камеры.

Но к этому времени желательно уже иметь навык работы с группой. И обращаться к камере, как к одному участнику такой группы. Если не натренироваться – может получиться неестественно, наигранно.

Обучиться бессловесному общению с аудиторией почти невозможно при индивидуальном обучении. Почти невозможно при обучении перед зеркалом. Или только перед камерой. Нужны живые люди. Разные люди. Нужен их живой отклик.

А напоследок – хорошее видео о том, чем испуганный оратор похож на сову.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Мои комментарии:

Сидит сова. Самая обыкновенная. К ней подносят сову поменьше, сипуху. Наша сова решает показать свое превосходство, и у нее это получается красиво.

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) - процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств :

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов - установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию .

Средствами невербальной коммуникации являются - жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему , дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика - движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические :

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические :

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    Интимная (0-40-45см)

    Личная (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия :

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные - связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения , с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании.

    Татуировка - о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект - «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках - не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик. Важно, не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям: 1) должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации; 2) содержание заключения должно вытекать из целей диагностики и содержать конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком; 3) заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы; необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования (состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования и др.).

Этапы психодиагностического процесса (по Й. Шванцаре):

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

5. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Классификация средств психологической диагностики

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты – это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый – холодный», «сильный – слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семизначные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

В проективных техниках недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Например, при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и других случаях, когда диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования. Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники. В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе. Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр, патопсихологический эксперимент. Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками. Многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля в целом и интерпретацию отдельных шкал, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичес­кого заключения не свободны от влияния личности диагноста.

Классификация диагностических методик служит целям упорядочения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы: 1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики); 2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности).

Формализованным методикам характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); надежность; валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Малоформализованные методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны па профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Оба типа диагностических методик не следует противопоставлять друг другу. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан­ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

Тест как основной психодиагностический метод так же имеет различные классификации: 1) по форме (индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные); 2) по содержанию (тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты).

    Психодиагностика как научная дисциплина

Психодиагностика это и теоретическая и практическая дисциплина, при этом различают общую и дифференциальную психодиагностику. Общая психодиагностика как наука рассматривает закономерности, и правила вынесения диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического процесса, состояния или свойства к суждению о наличии или выраженности этих психических явлений.

Общая психодиагностика как наука опирается на следующие три сферы:

1. На сферу общих психологических знаний, которые включают в себя общую, социальную, дифференциальную психологию, а частная психодиагностика опирается на медицинскую, возрастную, юридическую, военную психологию. Это связано с тем, что диагностические переменные должны иметь теоретический смысл в соответствующей области наук. Психологические переменные, которые измеряются в процессе психодиагностики, выступают как некоторые теоретические конструкты.

2. Сфера – психометрика – это наука, обосновывающая и разрабатывающая диагностические и измерительные методы в психологии.

3. Сферы практического применения психологических знаний.

Практическая психодиагностика – это область применения психодиагностических процедур на практике, она предполагает определенный уровень профессиональной подготовки психодиагноста, интуицию, жизненный и профессиональный опыт работы. Психодиагност должен знать не только психодиагностический инструментарий и правила их применения, он должен владеть также общепсихологическими знаниями и специфическими знаниями, которые относятся к узкой сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого психодиагност должен соблюдать этические и профессиональные нормы психодиагностики. Психодиагност должен владеть навыком различения двух ситуаций: ситуация клиента, ситуация экспертизы. В первом случае клиент добровольно участвует в диагностической процедуре, он заинтересован в получении объективных результатов, так как желает получить определенную помощь. В ситуации экспертизы человек вынужденно подвергается обследованию, он заинтересован в получении выгодного для себя результата и может прибегнуть для этого к симуляции симптомов.

При проведении обследования психодиагност должен уметь определять как воспринимает ситуацию испытуемый, так как даже в ситуации клиента его может что-либо насторожить и он начнет воспринимать ситуацию как ситуацию экспертизы, соответственно в данном случае нельзя будет использовать те нормативы, которые будут получены в ситуации клиента.

    Предмет психодиагностики. Её структура и виды

Психодиагностическое исследование всегда имеет своим предметом отдельную личность. Так же технологические приемы получения этих первичных данных и логические правила их синтеза в диагностические категории – главный предмет и одновременно продукт развития научной психодиагностики. В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основ­ные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики. Первыми интерес к методикам иссле­дования личности и интеллекта, еще на этапе формирования науки об индивидуально-психологических различиях, проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики - образовательной и клинической.

Образовательная психодиагностика не только широко использует разнооб­разные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те те­сты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности). Клиническая пси­ходиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особен­ностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существен­ное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и сома­тического заболевания. Как образовательная, так и клиническая психодиагностика - те области общей психодиагностики, в которых сегодня выполнен наибо­лее значительный объем исследований.

Помимо названных областей следует выделить профессиональную психоди­агностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использова­ния и развития диагностических методик. В последнее время все более активно разрабатываются вопросы, связанные с оценкой окружающей среды, а следова­тельно, в числе областей необходимо назвать и психодиагностику окружающей среды, которая направлена на оценку таких сфер жизнедеятельности личности, как семья, работа и учеба. Каждая из областей не только заимствует принципы и методики исследования общей психодиагности­ки, но и оказывает на нее развивающее воздействие.

    Психодиагностика и другие психологические науки

По линии психологической науки психодиагностика (ПД) тесно связана с дифференциальной психологией – теорией межиндивидуальных психологических различий – различий между людьми, в их психических свойства (способностях, чертах, состояниях, мотивации и т.п.). Эти связи носят двоякий характер: а) некоторые ПД-методы получают смысл и обоснование только в рамках определенные дифференциально-психологических теорий (концепций) и их результаты не могут быть проинтерпретированы вне понимания этих теорий; б) однако, некоторые дифференциально-психологические концепции оказывались не первичными, а вторичными по отношению к определенным ПД-методикам – они возникали на основе анализа результатов, полученных по методикам, созданным еще до всяких теорий – просто путем многочисленных обследований самых разных людей. Второй психологической наукой, которая тесто связана с ПД, является психометрика – математизированная теория психологических измерений. Но в отличие от общей психометрики, которая строит количественные модели и зависимости для общих психических закономерностей, характерных практически для всех людей (например, психофизическая кривая зависимости интенсивности ощущения от силы определенного стимульного воздействия), в ПД используется особая дифференциальная психометрика – количественные модели, описывающие различия между людьми.

По линии используемого в ПД математического аппарата ПД тесно связана с общенаучной теорией измерения (с метрологией), методами и алгоритмами распознавания образов (отраслью кибернетики) и общей теорией тестов (тестологией). По этой линии есть определенная родство между психодиагностическими тестами и тестами, которые используются не только в педагогике или медицине (там тоже тестируют человека, но не психические его свойства, а другие свойства), но и в области техники (где тестируют исправность определенных технических устройств и программных средств).

По линии психологической практики психодиагностика тесно связана с различными видами практической деятельности психолога, так как является информационной основой для проведения психологического консультирования (чтобы дать клиенту полезный совет, надо знать его психологические особенности), оказания психологической помощи (психотерапии), для проведения психологического тренинга (еще до тренинга необходимо выяснить, не нанесет ли данному человеку вред данный вид тренинга), для выдвижения и внедрения определенного инженерно-психологического проекта (в области систем «человек-машина»), или проекта в области организационной психологии (новые организационные схемы, модели деловой коммуникации будут лучше работать, если они учитывают индивидуальные свойства общающихся людей).

    Психометрические требования к диагностическим методикам

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей. Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики. Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидности: Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

    Понятие надежности. Способы определения надежности

Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

Воспроизводимость результатов исследования.

Точность измерения.

Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

нестабильность диагностируемого свойства;

несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.

Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);

стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);

константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния Личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. (Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионная).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75-0,85, лучше 0,90 и выше.

    Средства повышения надежности психодиагностических методик

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.