Что такое "зеленые щиты" вокруг городов и зачем их начнут создавать в Год экологии? "зеленый щит" онф защитит города уже осенью. «Зеленый щит» позволит сохранить «легкие» городов

2017-06-24

В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Карачаево-Черкесии состоялся «круглый стол», посвященный созданию лесопаркового защитного пояса вокруг г. Черкесска. Эксперты ОНФ обсудили механизмы реализации этого вопроса с представителями республиканского Парламента, прокуратуры, региональных Управлений Росприроднадзора, охраны окружающей среды и водных ресурсов, Управления лесами республики, региональной Кадастровой палаты и представителями муниципального органа и Думы г. Черкесска.
«По итогам обсуждения нами было предложено сформировать экспертную рабочую группу по установлению лесопаркового защитного пояса. Также присутствовавшие признали необходимым внесение инициативы о принятии нормативно-правовых актов о защите зеленых насаждений в регионе. Для этого новосозданной экспертной рабочей группе по установлению лесопаркового защитного пояса в городе Черкесске предложено провести экспертную оценку проектов нормативно-правовых актов для их внесения на рассмотрение Правительства республики», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Карачаево-Черкесии Геннадий Жданов.
Присутствовавшие отметили, что бесконтрольное выделение, перевод земель лесного фонда под строительство дачных поселков и коттеджей ухудшило ситуацию с лесными участками, многие природные территории оказались вырубленными. Активисты регионального отделения ОНФ совместно с представителями СМИ в течение прошлого года совершили ряд выездов по жалобам жителей на неправомерную вырубку деревьев на окраине города.
По словам жителей, в земельных участках, где располагаются зеленые лесонасаждения, особенно заинтересованы частные застройщики.
«Для сохранения лесов Черкесска и других городов республики необходимо их скорое включение в состав лесопаркового зеленого пояса.
По результатам работы экспертной группы мы рассчитываем, что этот процесс не заставит себя ждать: силами активистов и экспертов Народный фронт приступит к созданию «зеленого щита» вокруг столицы региона», – резюмировал координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Карачаево-Черкесии Азамат Ужахов.
Также он напомнил, что в августе прошлого года активисты Общероссийского народного фронта в КЧР заявили о необходимости ввести мораторий на перевод земель городских парков, скверов, бульваров в населенных пунктах в другие функциональные зоны. Было принято решение, что до установления «зеленых поясов» городов региона в установленном федеральным законодательством порядке региональное отделение ОНФ будет держать на контроле правомерность вырубок леса в черте городов.
Кроме того, в начале этого года во все муниципальные образования республики региональным отделением ОНФ в КЧР были сделаны запросы о предоставлении информации по наличию рекреационных зон, нанесенных на генеральный план города или районного центра муниципального образования, а также о зеленых зонах, которые фактически являются рекреационными, но имеют иной вид разрешенного использования.
Напомним, федеральный закон о лесопарковых защитных поясах, разработанный и инициированный Центром общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, был принят Госдумой и с 1 января 2017 г. начал действовать на территории всей России.

В регионе займутся разработкой закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов.

На базе постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного Собрания Тверской области состоялось рабочее совещание по вопросам законодательного регулирования создания лесопарковых зеленых поясов городских населенных пунктов.

Идея создания вокруг городов дополнительного «зеленого щита» принадлежит Общероссийскому народному фронту. Инициатива, призванная улучшить экологическую обстановку, усилить контроль за состоянием лесных насаждений была поддержана Президентом страны, лидером ОНФ Владимиром Путиным. В июне 2016 года были приняты соответствующие изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд других законодательных актов. Лесопарковый зеленый пояс может включать в себя леса и территории зеленого фонда в границах городов, прилегающих к ним или составляющих с ними единую экосистему. На такой территории вводится ограниченный режим природопользования и хозяйственной деятельности, запрещается проведение сплошных рубок и иных работ.

Как отметила на совещании глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Тверской области Татьяна Ульянова, в настоящее время идея создания зеленых поясов уже реализуется в 60-ти субъектах Российской Федерации: с широким привлечением общественности ведется разработка региональной нормативно-правовой базы. В Воронежской области закон о лесопарковых зеленых поясах городских населенных пунктов уже принят.

По мнению заместителя председателя постоянного комитета по аграрной политике и природопользованию Александра Кушнарева, подготовка регионального нормативно-правового акта, регулирующего вопросы создания зеленых поясов, потребует большой подготовительной работы и для хорошего старта законотворчества необходимо выслушать и обобщить предложения всех заинтересованных ведомств.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя Правительства области - министр сельского хозяйства Павел Мигулев, министр лесного хозяйства Валерий Барышков, представители руководства министерства природных ресурсов и экологии, Общественной палаты Тверской области, Верхневолжской природоохранной прокуратуры, территориального управления Росприроднадзора, администраций города Твери и Калининского района. Участники совещания сошлись во мнении о необходимости тщательной проработки правовых деталей будущего законопроекта с учетом специфики Тверской области, более 60 процентов площади которой занимают леса и выделено 992 особо охраняемых природных территории.

Итог дискуссии подвел председатель Законодательного Собрания Сергей Голубев.

Мы должны предложения федерального законодательства реализовать, внести изменения в региональную нормативную базу. Но прежде необходимо четко определиться с юридической терминологией. А также провести мониторинг, какие конкретные территории вокруг Твери, Ржева и других наших городов могут войти в лесопарковые зеленые пояса, - подчеркнул спикер областного парламента. - Главная роль должна принадлежать общественности, ей предоставлены широкие возможности. Со стороны Законодательного Собрания мы готовы помогать и поддерживать ее работу.

По итогам заседания признано целесообразным предложение о создании на базе Общественной палаты Тверской области рабочей группы, которая займется разработкой концепции проекта областного закона, регулирующего создание лесопарковых зеленых поясов вокруг городских населенных пунктов. Планируется, что в состав группы наряду с представителями общественных организаций войдут юристы, специалисты лесного хозяйства и природоохранных ведомств. По проекту будущего закона предстоит провести общественные слушания.

Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области
Подписывайтесь на наши новости в Telegram

К началу нынешнего мая, по данным федерального Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, в 24 регионах России Заксобрания по ходатайствам региональных отделений ОНФ, поддержанным на публичных слушаниях в Общественных палатах, уже приняли решения о создании лесопарковых защитных поясов вокруг своих наиболее крупных городов. Ещё в 24 субъектах решения о создании «зелёных щитов» одобрены Общественными палатами и находятся на рассмотрении региональных парламентов.

Иркутская область ни в одном из списков теперь не значится. Хотя ещё с сентября прошлого года она находилась в числе регионов, где ещё хоть не началось практическое создание «зелёных щитов», но инициатива уже была официально поддержана на общественных слушаниях. Окончательное решение по созданию (или отказу от создания) лесопаркового пояса вокруг Иркутска, в соответствии с законодательно установленными сроками рассмотрения инициативы, Законодательное Собрание региона должно было принять 18-19 апреля нынешнего года на сессии. Но буквально за сутки до открытия сессии председатель Общественной палаты Иркутской области, сославшись на письменное обращение в Палату регионального правительства, отозвал из Заксобрания направленный туда ещё полгода назад протокол общественных слушаний. «Для уточнения площади создаваемого лесопаркового зелёного пояса», – объяснил он собственное беспрецедентное решение. Единоличный отзыв протокола общественных слушаний, в которых председатель палаты даже не участвовал, вызвал у активистов ОНФ сомнения в его правомерности, что и стало поводом для обращения в прокуратуру. Но, как бы то ни было, рассматривать депутатам на сессии стало нечего. Три строчки неказистого канцелярского текста, написанные официальным лицом в официальном письме по просьбе региональной исполнительной власти, отбросили создание инструмента защиты пригородных земель от расхищения на неопределённо долгое время.

А начиналась подготовка вопроса к слушаниям на сессии Заксобрания довольно рутинно. За пару недель до сессии Кузьма Алдаров, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС, собрал рабочее совещание, чтобы выслушать точки зрения всех заинтересованных сторон, утрясти возможные противоречия, согласовать интересы разных групп и ведомств. Чтобы на основании сказанного, услышанного и согласованного подготовить качественный, не вызывающий споров и кривотолков проект постановления сессии.

Сергей Апанович, координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, напомнил собравшимся, что закон о «зелёных щитах», препятствующий разбазариванию природных пригородных территорий, уже почти полтора года действует на территории России и многими субъектами федерации активно реализуется. Лесов вокруг Иркутска, по словам Сергея Апановича, с каждым годом остаётся всё меньше, и оперативное создание «зелёного щита» поможет нам сохранить хотя бы то, что осталось. А где-то, возможно, позволит и восстановить уже нарушенные природные участки.

– В лесопарковых зелёных поясах хозяйственная деятельность ограничена, но не исключена, – отметил Апанович. – Здесь можно строить гидротехнические сооружения, линии связи, ЛЭП, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути. В списке разрешённых законом – объекты здравоохранения, образования, рекреационные, туристические объекты, спортивные площадки и стадионы. В законе также установлен перечень земельных участков, которые не могут быть включены в зелёный пояс как раз потому, что на них нельзя ограничивать хозяйственную деятельность. Прежде всего это земли, уже находящиеся законно в чьей-то частной, корпоративной или иной собственности. Это наиболее загрязнённые территории. Это земельные участки с законно возведёнными объектами капитального строительства, а также официально зарезервированные для государственных нужд или для недропользования.

Включение земель в лесопарковые зелёные пояса, по словам Апановича, ни в коем случае не повлечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков и законных землепользователей. Создание «зелёного щита» не ущемит ничьи экономические интересы, но создаст дополнительные гарантии сохранения качества среды обитания людей, поможет достичь главной цели принятого закона. Кроме лесов в защитный пояс могут и должны включаться ближайшие к городу и внутригородские ООПТ – особо охраняемые природные территории со своими режимами. А также ландшафты, водные объекты, любые уголки природы, пока ещё не застроенные, никому не проданные и никем не присвоенные. Те, к которым все горожане и гости Иркутска будут иметь беспрепятственный доступ.

По плану, лесопарковый зелёный пояс областного центра должен иметь суммарную площадь 320 тысяч гектаров и охватывать город примерно 30-километровой полосой. Он не будет сплошным. Это потом в лесопарковом зелёном поясе нельзя будет возводить новые капитальные строения, а всё, что уже законно построено в этой полосе, останется за границами «зелёного щита», которые правительству Иркутской области ещё только предстоит определить. Если Законодательное Собрание примет соответствующее решение.

Замечу, что изначально инициативная группа активистов ОНФ, осмотрев окрестности Иркутска с высоты птичьего полёта, предлагала создать лесопарковый пояс шириной 50 километров. Но в процессе подготовки ходатайства после консультаций со специалистами минприроды, минлеса и других структур исполнительной власти региона инициаторы согласились с доводами профессионалов и «ужали» среднюю ширину зоны ограничения хозяйственной деятельности до 30 километров.

– Наука готова помочь в лесовосстановлении, – сказал Виктор Воронин, директор Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР) СО РАН, – в создании плантаций для ускоренного выращивания деревьев. Надо быстро организовать защитный пояс для Иркутска и обкатывать опыт, чтобы потом распространить его на другие муниципальные образования.

Наконец, Кузьма Алдаров попросил зампреда правительства Виктора Кондрашова рассказать о позиции исполнительной власти.

– Здесь я услышал о том, что идёт не всегда законная вырубка пригородных лесов, – сказал зампред правительства. – И у меня сразу возникает встречный вопрос. Мы сейчас примем границы зелёного пояса. Наложим определённые ограничения на использование земель, основное из которых – запрет на развитие населённых пунктов. Или запрет на развитие районов жилищного строительства. Никаких других запретов в законе нет. Понимаете меня?

Я понял. Виктор Иванович не исключение. Многие чиновники убеждены, что «развитие» – это когда уничтожается что-то естественное, пусть даже очень полезное, но не приносящее финансовой прибыли, а на его месте создаётся нечто искусственное, приносящее «живые» деньги. Вырубить лес, чтобы продать древесину или освободить место под супермаркет – это развитие. Но вот приложить усилия для сохранения леса живым, формирования благоприятной среды для горожан, в том числе и в виде лесопарка, – это «запрет на развитие». И ещё понял, что сама идея формирования «зелёного щита», способного хотя бы отчасти укротить, притормозить размах самостийного строительства «где хочу», региональной власти пришлась немножечко не по душе. Закон действительно накладывает некоторые ограничения на хозяйственную деятельность на территориях, включённых в защитный пояс, только к развитию населённых пунктов и районов жилищного строительства, если они, конечно, законно включены в генпланы, а не нагло захвачены строительными фирмами, это никакого отношения не имеет.

– Мы тормозим агломерацию, – продолжил Виктор Кондрашов, ярко выделяя интонацией слово «тормозим». – Меня интересует вопрос обратной силы. Если это будет приниматься постановлением Заксобрания, возможно ли потом в случае необходимости выводить часть этих зон обратно из режима? В соответствии со 131-м законом, муниципалитет должен сам принимать решение, как ему развиваться. Если появится талантливый глава муниципалитета, разовьёт бизнес, он будет экономически поддерживать весь регион. Может такое быть? Может. Мы его ограничиваем со стороны Заксобрания. Этого делать нельзя.

Если откровенно, то лично мне в такого высокоталантливого главу муниципалитета, который станет «экономически поддерживать весь регион», как-то не очень верится. Наверное, потому что ещё ни разу не встречал таких. Зато в других, тех, кто, едва вступив в должность главы муниципального образования, начинает торопливо (вдруг на второй срок не выберут) вырубать ближайшие леса и «по-серому» или даже «по-чёрному» продавать дорогущие пригородные земли под застройку их коттеджами, верится легче, потому что таких случаев по Руси-матушке, включая нашу область, немало. Именно их и попытается ограничить этот закон, направленный как раз на развитие территорий. На экологическое развитие, а не на строительство загородных мотелей и супермаркетов.

– Есть ещё вопрос – неблаговидный, – отчасти соглашается с моими размышлениями Кондрашов. – Прецеденты были, когда в угоду каким-то бизнес-структурам проталкивается через Думу решение, меняется генпланирование, и зелёный массив уходит под застройку. Примеры тому – что Хомутовское муниципальное образование, что Марковское. Все видят, что под вырубку в Плишкинских лесах попадают рощи, которые можно было сохранить. Можно было сохранить все эти сосны и рядом при необходимости расположить жилые массивы. Там достаточно полей.

– Если мы сейчас не примем решение о создании «зелёного щита», такое строительство будет продолжаться, – поддержал зампреда правительства Сергей Апанович. – Будут захватываться новые территории. Будет уничтожаться лесной массив. Лесопарковый зелёный пояс создаст дополнительные ограничения для незаконного строительства. Вы правильно сказали, что вперёд надо смотреть и в генеральных планах развития населённых пунктов эти потребности учитывать. Создание лесопарковых зелёных поясов вокруг крупных городов – это не дань моде. Сегодня это веление времени.

Сергей Апанович не случайно упомянул про «дань моде». Из общего контекста высказываний и вопросов зампреда правительства мне тоже показалось, что Виктор Кондрашов не то чтобы категорически против создания лесопаркового защитного пояса вокруг Иркутска. Он просто не считает эту работу приоритетной. И ещё ему кажется предельно завышенной заявленная площадь лесопаркового пояса – 320 тысяч гектаров.

– Если мы сейчас столбим эту площадь лесопаркового зелёного пояса, я хочу, чтобы все понимали, что потом по закону мы её менять в сторону уменьшения не сможем, – предупредил участников совещания Михаил Басов, начальник правового управления Законодательного Собрания.

– Уменьшите в три раза, – предложил Виктор Кондрашов инициаторам создания «зелёного щита». – Пусть будет 100 тысяч гектаров. А потом посмотрим территории и начнём прибавлять.

Это «потом» очень часто означает «никогда». А если звучит из уст чиновника – тогда тем более это не что иное, как вежливая форма отказа. Опытные люди это понимают.

Через некоторое время, так и не получив поддержку своего предложения о трёхкратном сокращении площади «зелёного щита», зампред приподнял ставку. Стал говорить о возможных 150 тысячах гектаров. В народе подобное называется торгом, но политики предпочитают называть такие уступки оппонентам красивее и, главное, солиднее – поиском компромисса. Меня же крайне удивило, что Виктор Иванович вообще этот торг начал. Нет, если бы о площади лесопаркового пояса в 320 тысяч гектаров он услышал впервые, тогда было бы понятно. Но в том-то и дело, что давным-давно, ещё в сентябре прошлого года, именно он представлял правительство Иркутской области на тех самых слушаниях в Общественной палате Иркутской области, протоколом которой и был дан ход инициативе регионального отделения ОНФ. Причём тогда, напомню, речь шла о ширине защитного пояса не 30, как теперь, а 50 километров. Более того, в ноябре того же прошлого года, отвечая на конкретный запрос Алексея Анисимова, руководителя федерального исполкома ОНФ, о ситуации с формированием «зелёного щита» вокруг Иркутска, не кто-нибудь, а опять же именно Кондрашов письменно сообщал в Москву:

«21 сентября 2017 года в Общественной палате Иркутской области состоялись общественные слушания по созданию лесопаркового зелёного пояса города Иркутска, по результатам которых принято решение о направлении предложений о создании лесопаркового пояса вокруг города Иркутска, включая городские леса города Иркутска, в Законодательное Собрание Иркутской области.

В связи с тем, что создание лесопарковых поясов направлено на улучшение экологической обстановки, Правительство Иркутской области поддерживает инициативу по созданию лесопаркового пояса вокруг города Иркутска».

Подпись: «Заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.И. Кондрашов».

– Вы же сами писали Анисимову о поддержке нашего ходатайства, – Сергей Апанович посмотрел на зампреда правительства, как мне показалось, даже не с удивлением, а с изумлением. – И не указали в письме ни одного момента, в котором вы были бы не согласны с нами по созданию зелёного пояса.

– Я сказал, что мы движемся в федеральном тренде, – не очень конкретно ответил Кондрашов. – Глупо было бы исполнительной власти сказать: «Нет». Тем более со стороны органа ОНФ.

Даже не вполне поняв смысл разъяснения зампреда регионального правительства про «федеральный тренд» и «орган ОНФ», я начал понимать, куда клонит Кондрашов. Дай-то бог ошибиться, но очень похоже, что представленная позиция правительства – это не более чем попытка исполнительной власти в очередной раз вместо реального решения проблемы создать видимость кипучей работы по её решению. Для этого нужно вначале проблему заболтать, утопить её в словах, а потом чуть-чуть чего-то сделать. Не для того, чтобы приблизить решение, а чтобы создать возможность отчитаться перед «верхами». Это у регионального правительства получается неплохо. Не только у нашего. Во многих субъектах федерации.

– Мы не получили ни одного реального аргумента от региональных Общественных палат и Заксобраний о том, что создание «зелёного щита» нецелесообразно, – приводит слова координатора федерального Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрия Миронова официальный сайт движения onf.ru. – Только лоббисты, выступающие против нашей экологической инициативы, стараются всячески затянуть этот процесс.

Забегая вперёд, скажу, что у иркутян это получилось. Долгое рабочее совещание завершилось ничем. Через неделю Кузьма Алдаров планировал провести заседание возглавляемого им комитета, чтобы сформулировать проект постановления сессии ЗС по этому вопросу, но был вынужден собрать второе рабочее совещание. Оно, увы, тоже прошло вхолостую. А до сессии, которая бы наверняка поддержала общественную инициативу и обязала правительство Иркутской области создать вокруг Иркутска «зелёный щит», оставались считанные дни, два из которых – выходные. Единственный ответ, который удалось получить с помощью юристов на втором рабочем совещании, Виктора Кондрашова категорически не устроил. Оказалось, что перенести вопрос на осеннюю сессию, как хотелось заместителю председателя правительства, «чтобы подготовиться, определиться с ценой вопроса и площадью», не нарушив при этом установленные законом сроки рассмотрения документально подтверждённой общественной инициативы, невозможно, если только сами инициаторы не откажутся от собственной инициативы и официально не отзовут свои документы, полгода находившиеся в Законодательном Собрании и региональном правительстве.

Зря изумлялся Сергей Апанович тому, как зампред правительства объяснял «федеральным трендом» собственную якобы поддержку «зелёного щита» в письме председателю исполкома ОНФ. Реальное изумление накрыло его волной менее чем за сутки до начала работы 61-й сессии.

Открывая заседание профильного комитета, Кузьма Алдаров по сложившейся на рабочих совещаниях традиции сначала произнёс обязательные слова о том, что «объективно все за то, чтобы лесопарковая зона города Иркутска была создана». А потом рассказал о внезапно поступивших на имя председателя Заксобрания Сергея Брилки письмах, в которых мэр Шелеховского района Максим Модин и мэр Усольского района Виталий Матюха, поддерживавшие идею создания «зелёного щита» на рабочих совещаниях, срочно поменяли точку зрения и теперь считают реализацию этой инициативы, частично затрагивающей территории данных районов, нецелесообразной. С юридической точки зрения, как сказал кто-то из присутствовавших юристов, при рассмотрении вопроса на сессии это могло эмоционально повлиять на кого-то из депутатов, но не на общий ход событий. Другое дело – третье письмо, столь же внезапно поступившее от председателя Общественной палаты, которым он отозвал из Заксобрания прошлогодний протокол общественных (публичных) слушаний по вопросу о создании лесопаркового зелёного пояса («зелёного щита») вокруг Иркутска. Нет документа – нет и проблемы. На сессии, к удовольствию членов регионального правительства, рассматривать стало нечего. Проблема ушла как минимум до осени. А к тому времени дорогих пригородных, ещё не распроданных, не растащенных, не обращённых в чью-то частную или корпоративную собственность и чем-нибудь не застроенных земель вокруг Иркутска останется меньше.

Эксперты Народного фронта подвели итоги реализации экологической инициативы «Зеленый щит» за 2017 г. В 16 регионах уже приняты решения о создании лесопарковых поясов вокруг региональных центров.

В ОНФ отметили, что ходатайства о создании лесопарковых зеленых поясов были направлены всем 85 региональным общественным палатам. «В 2017 г. – Году экологии – с 1 января начал действовать федеральный закон о «зеленом щите», который был разработан экспертами Общероссийского народного фронта, принят обеими палатами парламента и подписан президентом. За инициативу о создании лесопарковых зеленых поясов вокруг городов на сайте Российской общественной инициативы проголосовали более 100 тыс. человек. Стоит отметить также, что в этом году нам удалось доработать принятый федеральный закон о «зеленом щите», включив в состав лесопарковых зеленых поясов водные объекты, водоохранные зоны, природные ландшафты и другие экологически эффективные территории», – отметил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы Николай Будуев.

На сегодняшний день в 16 регионах законодательные собрания субъектов приняли решения о создании «зеленых щитов» вокруг региональных центров. «Это Воронежская, Ульяновская, Ивановская, Оренбургская, Орловская, Свердловская, Рязанская, Кемеровская, Смоленская, Кировская, Тюменская и Ярославская области, Республики Адыгея и Башкортостан, а также Краснодарский и Ставропольский края. Так, например, в Кирове размер созданного «зеленого щита» составил около 175 тыс. га, 68 тыс. га – в Тюменской и в Рязанской областях, 50 тыс. га – в Ивановской области. Кроме того, мы будем добиваться значительного увеличения территории уже созданных «зеленых щитов» в ряде регионов», – отметил Будуев.

По его словам, еще в 21 регионе вопрос о создании лесопаркового зеленого пояса находится на рассмотрении в законодательных органах субъектов. В остальных регионах ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса до сих пор находится на рассмотрении в Общественных палатах.

«Вместе с тем в некоторых регионах местные власти считают создание лесопарковых зеленых поясов нецелесообразным, как, например, в Камчатском крае и Республике Коми. В Курганской и Томской областях ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса одобрено общественными палатами, однако законодательными собраниями было отклонено. В следующем году мы продолжим борьбу за экологию и будем добиваться, чтобы «зеленые щиты» появились во всех 85 регионах», – резюмировал Будуев.

Тема создания «зеленых щитов» была также одной из основных на «Форуме Действий» ОНФ «РОССИЯ УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ», прошедшем недавно в Москве. По словам координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутата Госдумы Владимира Гутенева, «зеленые щиты» – это большой вклад в будущее, который позволит сохранить экологию российских городов.

В Ставрополе в здании недавно открывшегося музейно-выставочного комплекса «Моя страна. Моя история» состоялись публичные слушания по поводу создания «Зеленого щита» вокруг краевого центра и других городов края, организованные Общественной палатой Ставрополья.

Закон о «зеленом щите», одним из авторов которого стала заместитель председателя Государственной Думы, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева, вступил в силу еще 1 января нынешнего года. Идея его создания возникла в связи с почти бесконтрольной вырубкой деревьев во многих регионах нашей страны.

«Сегодня многие лесные территории не стоят на кадастровом учете, никак не учтены и, соответственно, не защищены, потому что у них нет правового статуса, - рассказала Ольга Тимофеева. - Понятно, что это лакомые кусочки для бизнеса, для застройки, как жилой, так и коммерческой. Очень важно их сохранить, иначе в скором времени нам просто нечем будет дышать».

Авторы нового закона отталкивались от практики советского времени, когда вокруг Москвы был создан 70-километровый зеленый пояс, на территории которого были запрещены вырубка и застройка. В процессе обсуждения нового законопроекта в течение всего лишь одного месяца было собрано более ста тысяч подписей в его поддержку, люди не просто согласны с созданием «зеленых щитов», они этого буквально требуют, отметила вице-спикер Госдумы.

Новый закон, как и в советское время, полностью запрещает вырубку лесных насаждений, включенных в границы «зеленого щита», и застройку на его территории. Предполагается всего лишь одно исключение — строительство в социальных целях, например, больницы или спортивного комплекса, но при условии полной компенсации.

Ольга Тимофеева рассказала, что во многих регионах страны закон встречает серьезное сопротивление со стороны бизнеса, заинтересованного в новых площадках под строительство. Предприниматели не хотят расставаться со своими планами на участки, которые засажены деревьями, особенно если они находятся в частной собственности.

В четырех субъектах «зеленые щиты» уже созданы: это Воронежская, Смоленская, Кировская и Ярославская области. Еще примерно в 50 регионах, в том числе на Ставрополье, процесс на стадии обсуждения. Предложения Общероссийского народного фронта были переданы в Общественную палату края для проведения публичных слушаний.

«Одна из причин ухудшения экологии сегодня — антропогенный фактор, - отметил председатель Общественной палаты Ставрополья Николай Кашурин. - Численность населения растет, растет промышленность, а количество зеленых насаждений только уменьшается, и в результате экосистема теряет способность самовосстанавливаться. «Зеленый пояс» вокруг городов определяет особый режим природопользования. После проведения публичных слушаний Общественная палата передаст все материалы в Ставропольскую краевую Думу, которая и примет решение по определению границ этого пояса».

Николай Кашурин отметил, что после принятия решения можно будет вносить изменения — но только в сторону увеличения охраняемых территорий. Сегодня предполагается, что в «зеленый щит» Ставрополя может быть включено около четырех тысяч гектаров зеленых участков, городских лесов и парков.

На публичные слушания пришли неравнодушные ставропольцы, представители общественных организаций, эксперты в области экологии и природопользования, сотрудники природоохранной прокуратуры, депутаты краевой и городской Думы. Так, председатель городской Думы Георгий Колягин отметил, что депутаты всецело поддерживают все, что связано с защитой зеленых насаждений. При этом в краевом центре на каждого жителя приходится 108 квадратных метров «зелени» - это в четыре раза больше положенной нормы. В настоящее время в Ставрополе, даже если принимается решение о вырубке какого-либо участка, компенсационные высадки деревьев происходят в соотношении не один к одному, а один к четырем-пяти, то есть вместо одного срубленного дерева высаживают 4-5 новых.

«Хочется отметить: не должно в результате принятия нового закона получиться так, что у городских лесов появились новые хозяева», - сказал Георгий Колягин.


На самом деле, сегодня в краевом центре посчитано и поставлено на учет буквально каждое дерево, каждый сквер. Имеют свой особый статус и территории заказников, например, Вишневая поляна, Приозерный заказник, Русский лес. Именно это вызвало опасения и у межрайонного природоохранного прокурора Сергея Белевцева: эти территории уже охраняются законом, причем их статус значительно более строгий, нежели у «зеленого щита», там не разрешено никакое строительство, даже в социальных целях. Включение территорий в «зеленый щит» неминуемо приведет к путанице в статусе. Сергей Белевцев предложил включать в «щит» только лесные территории вокруг города, а не в его границах, точнее, те леса, которые сегодня еще не поставлены на учет и не охраняются законом.

О сложности работы на стыке двух законов говорила и представитель министерства охраны окружающей среды Татьяна Омелина: поддерживая инициативу в целом, министерство опасается, что строгий статус заказников будет смягчен в результате их включения в «зеленый щит».

На оба возражения ответил председатель Общественной палаты края Николай Кашурин: «Закон о «зеленом щите» предполагает, что в случае включения в его границы территории с более строгим статусом этот статус для нее сохраняется. Таким образом, никакой путаницы и никаких смягчений режима природопользования не произойдет».

В целом собравшиеся всецело поддержали закон о «зеленом щите». Так, директор Ставропольского ботанического сада Владимир Кожевников заострил внимание на лесополосах, которые в свое время высаживали для защиты от ветров и пыльных бурь. Сегодня эти территории превратились в саморегулируемые и способные к самовоспроизведению полноценные полосы леса, которые, к сожалению, тоже требуют защиты, поскольку в большинстве своем не имеют никакого правового статуса.

Заместитель председателя регионального отделения партии «Зеленые» Василий Авдеев предложил при принятии перспективных планов по развитию территорий во главу угла ставить именно экологическую экспертизу.

О важной роли воспитания подрастающего поколения говорил председатель фонда «Экологическое развитие» Юрий Никулин: сотрудники фонда регулярно проводят с детьми акции по высадке деревьев, цветов, прививая школьникам любовь и уважение к природе.

Собравшиеся жители краевого центра предложили включить в границы «зеленого щита» несколько участков, не заявленных ранее, вдоль русла реки Ташла, в том числе с находящимся там мостом Туапсинской железной дороги, а также участок, расположенный вдоль территории дачного товарищества «Водник».

Депутат краевой Думы Виктор Надеин по результатам слушаний отметил, что будет создана рабочая группа, в которую войдут не только депутаты, но и общественники, эксперты в области экологии и природопользования. «Уже в результате сегодняшнего обсуждения видно, что необходимы будут изменения и дополнения. Мы сумеем обеспечить высокий уровень работы над проектом и, думаю, на выходе получим хороший закон, способный защитить «легкие» Ставрополя».

А в перспективе за краевым центром последуют и другие города, в первую очередь, регион Кавказских Минеральных Вод. Именно он, как курортная зона, нуждается в особой защите, чтобы сохранить свои особые природные ресурсы, делающие его таким привлекательным для туристов.

,