Малый бизнес в системе образования. Новые идеи в российском образовании

Данные бизнес-идеи будут особенно полезны педагогам, разрывающимся между желанием работать с детьми и необходимостью зарабатывать достойные деньги, что, к сожалению, в рамках нынешней государственной системы образования практически невозможно.

Как обучать детей иностранным языкам? Как считают учёные-лингвисты – в ходе повседневного воспитания, то есть – ненавязчиво. (Этот совет – обучать не навязчиво, а в ходе игры или повседневной деятельности, впрочем, можно отнести и к любой другой образовательной задаче). Конечно, вряд ли Вы научите так уж «ненавязчиво» работать ребёнка на токарном станке или вязать сложные узоры на спицах или ездить верхом на лошади. Но иностранные языки – это дело вообще другое. Язык – это жизнь, и постигать его нужно так, как постигают самую жизнь, как дышат, ходят, бегают – язык, (в том числе и иностранный) нужно осваивать как часть свободной естественной жизни, без напряжения, без нудного «теоретического» часа высиживания за партой, от которой только болят плечи.

Ну хорошо – с родителями понятно. Им организовать игровое пространство для своего ребёнка – раз плюнуть. А что делать педагогам, которые по традиции прикованы к этим самым неудобным партам, а потому заведомо в проигрыше?

Предприниматели (чей мировой опыт организации бизнеса на педагогических идеях мы вам передаём) нашли выход из этой трудной ситуации. Они организовали такие курсы языков, где обучение проходит в естественных жизненных условиях . Вот два из них:

  1. Язык легче всего изучается тогда, когда ты практикуешься в каком-нибудь профессиональном навыке и попутно узнаёшь новые фразы и слова нужного тебе языка.
  2. А ещё язык запоминается тогда, когда ты общаешься с его носителями в повседневных ситуациях, например, за обеденным столом.

Этот принцип лёг в основу методики обучения иностранным языкам Парижского центра иностранных языков. Программа называется – Baby-speaking.

В принципе, эта педагогическая идея бизнеса – не нова. Представители высших классов в 19 веке (к примеру) приглашали в дом гувернанток-носительниц языка – немок, англичанок и француженок (а также гувернёров-мужчин для воспитания мальчиков). Общаясь с детьми каждый день, те обучали их иностранному языку без усилий и без книг, которые в то время было «выписать» труднее, чем «выписать» живого гувернёра.

Фишка этой педагогической бизнес-идеи в том, что она, не создав ничего нового, по сути возродила давно и прочно позабытое старое, поставив его на современные бизнес-рельсы.

А как ещё ненавязчиво можно обучить своего ребёнка чему-то полезному? Еще один интересный пример как педагогические идеи помогли организовать реальный бизнес.

Как известно, дети хотят быть как взрослые. Например, дети обожают получать письма. Вот… только им-то никто ничего не пишет, как тому полковнику…

и от этого (и ещё от многого другого, что есть у взрослых, но нет у детей) дети чувствуют себя ущербными.

Одна канадская мамочка, по имени Шерри Ли Прессман, создала очень простой бизнес – специальная почтовая служба отправляет детям открытки раз в месяц, если вы, родители, подпишетесь на годовую подписку. Эта же служба поздравит ребёнка с днём рождения и с Рождеством. Ваш ребёнок сразу ощутит себя большим, взрослым, значимым. Ему тоже приходит корреспонденция, на его собственное имя!

Ну а что же содержат эти открытки? Для чего их собственно рассылать?

Дело в том, что каждая такая открытка представляет собой яркую «страничку» из детской энциклопедии. В ней есть познавательная мини-статья и изображение. Рассылки сгруппированы по темам – чем интересуется ваш ребёнок, на то вы и подписываетесь. Хотите – на военную технику, хотите – на динозавров.

Фишка этой педагогической идеи в том, что она удовлетворяет ещё одну потребность и страсть – коллекционирование. То есть, вариант – беспроигрышный. Да и сами родители довольны – ребёнок с радостью ждёт чуда (лично ему адресованное письмо) и поэтому с энтузиазмом впитывает ту познавательную информацию, которую предоставляет ему открытка. В высшей степени педагогично…

Продолжая тему педагогических идей в бизнесе, посмотрим чем занимаются в образовательном центре Apple Tree Tutoring.

Предпринимательница Лиза Росс из американского поселения Ладер Ранч решила, что всем «неуспевающим», отстающим ученикам её небольшого городка лучше ходить к репетиторам в одно-единственное чётко обозначенное на карте место – в центр Apple Tree Tutoring.

Странная мотивация этой педагогической идеи – Лиза полагает (изучив рынок), что родителям отстающих бегать со своими чадами к репетиторам (или наоборот, самим репетиторам бегать на дом к детям) это хлопотно, неудобно и «нелогистично». И Лиза решила собрать их всех вместе. При этом она дала работу тем учителям, которые остались не у дел во время кризиса, то есть, попросту говоря – безработным учителям.

В этот центр ходят как школьники, так и совсем малыши – готовиться к школе. С трёх лет почти все дети занимаются в одном-единственном центре города, где их учат рисовать, читать, развивают интеллект, а потом уже подтягивают по предметам.

Странная педагогическая бизнес-идея на фоне того, что все наоборот, пытаются разукрупниться. Наверное, нужно знать особенности города Ладер Ранч, чтобы понять в чём же всё-таки заключается актуальность и значимость этого бизнес-начинания – собрать всех под одну крышу…

Но ещё больше своей культурной разницей с нами поражают, как всегда, японцы.

Они тоже (как и предприниматели из предыдущего обзора педагогических идей) придумали – как учить иностранные языки весело. И сделали это, как всегда, опираясь на собственные традиции, пусть и относительно новые – про такие в книге Овчинникова «Ветка сакуры» вы не прочтёте.

А дело в том, что современная массовая культура в Японии опирается на культ «звёзд». «Звёзды» есть, конечно, и у нас, например, та же леди Гага. Но в Японии это уж поистине культ. Японцы обожают исключительно своих местных поп-идолов, рождающихся пачками, благодаря телевизионным шоу и насыщенной ночной клубной жизни. Вечеринки со звёздами в ночных клубах Японии – это обыденность данной страны. (Почитайте Рю Мураками). Звёзды учат кулинарии, звёзды ведут ток-шоу… предприниматели из Японии решили: а почему бы звёздам не учить иностранным языкам, и именно в формате ночного пати ?

Сказано – сделано. Теперь за 2 тысячи иен (22 доллара) в академии языка дают ночные уроки японского и английского (два как бы национальных языка Страны восходящего солнца). Стоимость напитков – включена в вечеринку-пати.

Учить язык в этой академии можно не только ночью, но и днём, за партой, однако именно ночные шоу со звёздами и привлекают массовый студенческий поток к этому заведению.

Примерно по такому же пути (привлечь звёзд) пошла и нью-йоркская академия – Академик Earth, еще один пример бизнеса на педагогических идеях.

А что ещё делать бедным профессорам, академикам и доцентам лучших вузов, имеющим серьёзные публикации?

Не брать же взятки, тем самым поправляя свой скупой академический бюджет?

Бизнес на Западе подходит к проблеме «как заработать денег» весьма цивилизованно и красиво. Лучших преподавателей собирают в студии, где те читают свои лучшие лекции под видеозапись. Ну а потом уже диски расходятся как горячие блины – учиться люди любят.

Только у нас почему-то подобные начинания всегда проводятся в рамках какого-нибудь некоммерческого гуманитарного проекта ОГИ да крутятся потом исключительно на канале «Культура».

Видеолекции, о которых мы ведём речь, снабжены подкастами и всей той обязаловкой, которую требуют при составлении академического курса лекций – вопросами, темами для самостоятельного изучения, списком обязательной и рекомендуемой литературы, вопросами к экзамену и прочая, прочая…

В общем, полный учебно-методический комплекс дисциплины… Вот только (обращаю внимание) – читают лекции не какие-нибудь заштатные доценты захудалых вузов, а звёзды лучших и известных на весь мир североамериканских университетов.

Немного не нова (и всё-таки ещё до сих пор непривычна) педагогическая идея – учить детей с малых лет заниматься бизнесом и повышать их финансовую грамотность в специальных закрытых лагерях на манер скаутских.

Только принцип скаутского лагеря был – оставить ребёнка наедине с живой природой, чтобы он научился в ней выживать, а принцип «Финансового лагеря» состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни в финансовых джунглях мегаполиса.

Используются всё те же схемы, что и в настольных играх про деньги – искусственные денежные знаки, покупание понарошку невсамделишных товаров, типа инвестиции, типа банкротства, типа успех…

295 долларов за пятидневный курс – куда включено ещё и проживание на территории лагеря с питанием, прогулками и встречами с успешными бизнесменами…

Организатор сего проекта – компания Financially Free, из Пенсильвании и финансовый консультант Наоми Шахтер.

В лагере учат сберегать (что актуально для нас всех), инвестировать, а также быть богатым независимо от того кто ты – наёмный работник или бизнесмен-одиночка.

И теперь немного о грустном. Ох уж мне эти опять «гендерные расклады»…

А ещё (кроме прочего интересного) в лагере учат девочек тому, что «в современном мире им придётся кормить себя и своих детей – самим, потому что схема «Девочка должна лишь удачно выйти замуж, а деньги зарабатывают мужчины» уже (типа) устарела». Хочется спросить: где устарела? Приведи, поставь сюда…

Именно для этого в данном американском лагере группы составляются не только по возрастному (малыши – отдельно) признаку, но и по гендерному – отдельно девчачьи группы, отдельно – мальчишеские. Организаторы проекта так прямо и говорят: это для того, чтобы промывать мозги девочкам отдельно, более усиленно и по особой программе. А то они, мол, в силу своего пола всё ещё верят в прекрасного принца, который сделает их хозяйкой в своём доме, а нам этого не надо.

В принципе, эта наука идёт современным американским девочкам впрок и рано или поздно они начинают-таки кормить себя сами. Но вот насчёт «своих детей»… Знаете, что-то как-то не получается. Чтобы кормить своих детей (а не одно чадо, рождённое в сорок лет) нужен папа и вообще семья по старой схеме.

Оттого, наверное, сторонники равноправия полов и импортируют себе детей из стран третьего мира, где пахнет не равноправием полов, а здоровым потом, кровью, пролитой в неполиткорректных мужских драках и чесночным ароматом пряной традиционной кухни…

Продолжаем тему педагогических идей и развития предпринимательских навыков у детей .

Проект Biz in a Boxx, разработанный бизнес-вумен Мелиссой Роуз, представляет собой комплект, в который включены: рабочая тетрадь, визитные карточки, книга счетов или гроссбух.

Стоимость продукта – от 40 до 60 долларов.

Мелисса опробовала данную игру сначала на своей дочери-подростке, и та уже организовала своё собственное агентство нянь, в котором трудятся четыре её подружки.

Эта «настольная игра» учит детей правильному отношению к деньгам в первую очередь. Хотя, по нашему мнению и опыту, кто-то из детей уже прямо таки рождается с этим умением, а кого-то не научить обращаться с деньгами всю их жизнь.

Скорее всего этот продукт послужит самым приятным развлечением для тех, кто уже сам в три года требует у кассира сдачу в 30 копеек, высчитав всё в уме…

Ну что ж, кому-то набор «Юный химик», кому-то шахматы, а кому-то и изобретение Мелиссы Роуз сгодится в качестве подарка.

Радует, что педагогические идеи в бизнесе бывают связаны не только с бизнесом. Вот как раз кстати, о наборе «Юный химик».

Наши западные коллеги придумали и внедрили новый бизнес-продукт, построенный вокруг хорошей педагогической идеи. Они открыли лагерь юных изобретателей . Программа лагеря изобретателей была создана в сотрудничестве с ведомством США по патентам и товарным знакам.

Здесь развивают интерес к точным и естественным наукам – эдакий мини-Хогвартс. Только вместо волшебства, придуманного Джоан Роулинг, волшебство, придуманное самой матушкой-Природой, волшебство именуемое – физические законы Вселенной…

Боб Паркер, основатель «Лагеря изобретателей», сам создавший цифровой термометр, и автор ещё целого ряда изобретений в области тепловых технологий, говорит: «Главная наша задача – это заинтересовать детей фундаментальной наукой и показать, как это весело и интересно».

И это не просто развлечение-каприз дядюшки-филантропа. Это – настоящий государственный бизнес. Лагерь заключил уже более 1500 партнёрских соглашений со школами почти в 49 штатах. В одном только 2010 году более 70 000 детей приняли участие в программе лагеря..

А мы продолжаем тему необычных педагогических идей в бизнесе.

На сей раз опять – лагерь. Как Вы уже наверное поняли – организация тематического детского лагеря – это тот беспроигрышный шаблон, по которому можно построить не один десяток оригинальных и успешных образовательных бизнес-проектов.

В этот раз предприниматели придумали лагерь с … детективным уклоном .

Этот лагерь называется Stockton CSI (CSI – сокращение от английского «Crime Scene Investigation» – расследование преступлений). Лагерь назван в честь американского сериала о детективах – CSI. В России он выходил под названием «C.S.I.: Место преступления».

Проект вышел под руководством Колледжа Ричарда Стоктона, что находится в Нью-Джерси (The Richard Stockton College of New Jersey).

Этот бизнес-проект затеян с целью привлечь внимание подростков с тягой к расследованиям и криминалистике.

Теперь юные любители детективов знают, где провести лето.

И напоследок – самое вкусное. Мы расскажем Вам о наверное самом необычном проекте в сфере педагогических идей, задействованных в реальном бизнесе.

Этот проект напоминает уже не столько лагерь, сколько дисней-ленд.

Реализовывая свои детские мечты, мексиканец Хавьер Лопес Анкона в 1999 году создал беспрецедентный «город детей» – Кидзанию . О ней и пойдёт речь. «Кинзании» уже успешно функционируют кроме родной Мексики – в Японии, в Китае. На очереди открытие парка в ОАЭ и Португалии.

Кидзания – это город без взрослых. Там малыши получают на входе идентификационный браслет и сумму в местной валюте – кидзо. Эти «деньги» можно тратить на аттракционы и развлечения внутри парка. А когда запас «наличности» иссякает, приходится «поработать». Для этого детям выдают спецуниформу и соответствующие орудия труда. В Кидзании функционируют: свой игрушечный банк, свой «понарошку» салон красоты, пожарная станция, магазины и множество других столь привлекательных для детей всего мира «работ».

Когда работа надоедает – её можно сменить.

Как дети не устраивают гвалт и дефолт одновременно – непонятно. Для того, чтобы уточнить принципы организации этого развлечения Вам, скорее всего, придётся самостоятельно погуглить об этом. Но ведь получить эту информацию – стоит того, особенно для тех, кто всерьёз думает о продвижении своих педагогических идей в сфере реального бизнеса.

Как видите, фантазия предпринимателей, действительно, неисчерпаема, особенно, если стимулировать воображение чтением подборок необычных идей портала 1000ideas.ru или с помощью уникального, не имеющего аналога в мире конструктора бизнес-идей « » (авторская разработка одноименного портала).

Доброе время суток, уважаемые коллеги!
Я мама двоих детей, девочке 6 лет, мальчику 1,10 мес. По образованию я руководитель народного коллектива, но как часто это случается выйдя во взрослую жизнь и попробовав творчества понимаешь что у тебя есть и другие таланты, например руководить не оркестром, а командой торговых представителей. А на сытый желудок можно и песен попеть. Вкратце - карьеру в сфере продаж я сделала быстро. Но со временем понимание что наёмный труд это не мой путь стало мне мешать идти «вверх». Мои дети стали большим препятствием для моих командировок, смягчившийся характер мешал «гнуть» клиентов и т.д. и т.п. Но одну вещь я не переставала делать никогда - учиться, учиться у практиков мирового уровня (как очно, так и другими доступными способами)
Подрастала моя талантливая дочь и я стала понимать что за гонкой интеллектуального развития и творческих способностей стоят большие деньги. Я сама платила всяким студиям частным школам и репетиторам. Но получила ли я то что хотела? и я задумалась - а что я хочу, чему меня научил меня мой опыт, что я могу сделать такого для своей девочки что нельзя измерить. И я пришла к выводу что мы перестали уделять внимание многим важным, но в тот же момент приятным вещам - быть Женщиной. К сожалению в наше время этому надо именно учить! Тема гендерного воспитания всё чаще мелькает перед глазами. Если я в шесть лет могла сама приготовить простенький обед, подоить корову и пришить пуговицу то почему мой ребенок этого не может? И зачем ей какие то навороченные программы в школе если элементарных правил существования (кроме похода в супермаркет) она не знает.
Сразу вспомнился институт благородных девиц, уроки труда в школе и факультет «Домоводства» в одном ПТУ. Вот и захотела я научить маленьких хозяюшек не только «инчандиксом» пользоваться (из Винксов, для тех кто не в курсе) но и поварешкой, ниткой и ножницами. Ведь бабушки есть рядом не у всех (да и иногда услышишь и такое «Бизнесвумен бабушками не называют!») мамы тоже не всегда умеют и имеют возможность.
Есть ли у кого то опыт в подобной сфере услуг? С какими проблемами вам пришлось столкнуться, какие изначальные затраты потребовались? Каков порог рентабельности? Может у кого то есть франшизный вариант типа дет. сада «Панда». Как построены занятия - планово по возрастам (как в школе программа) или по наитию, что сегодня моя душа пожелает. Что с требованиями безопастности и прочими инстанциями. Конечно я понимаю что без помощников мне не обойтись, но встаёт вопрос - приглашать профессионалов или воспользоваться умениями желающих мам? Ведь кто то умеет классно консервировать (это не я))), кто то вязать (это опять не я)) А я?.. Как говорит моя мама «Ты умеешь зарабатывать деньги, руководить и иногда рожать здоровых детей!» Я думаю нашим малышкам вполне можно преподавать следующие направления:
этикет
экология жилища
основы рукоделия (вязания, кройки и шитья)
кулинария
уход за собой (прическа, гигиена, мода)
растеневодство и уход за животными
кукловоспитание (это мой термин под которым я понимаю проигрывание различных жизненных ситуаций, не только проблемных и приятных, а так же игра в «маму». К нашему стыду игра « в дочки- матери» нынче не в «теме»
гостеприимство (как развлекать гостей и как ходить в гости, как организовать праздник дома)
азбуку денег (как делать правильные покупки, планировать доходы и расходы, как обезопасить себя финансово)
ну и конечно двигательная активность, а что это будет - пока не придумала, возможность симбиоз танца с пониманием физической культуры. А то как то танец живота в 6 лет когда и живота то нет поднаторел уже))))
Буду рада любой помощи и совету. Спокойной жизни и реализации всех замыслов!

Образование, представляя собой одно из основных средств развития личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Но учитывая ту нестабильность, которой отличается современная педагогическая наука вообще, для понимания эффективности тех или иных инноваций необходимо время. Однако и придерживаться в образовании устаревших схем сегодня уже нельзя. Учитывая всё это, говорить об инновациях в сфере образования мы можем только в комплексе с традициями.

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области , философии, и т.д. Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение . А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы. Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

  • Несоответствие стандартов обучения учеников их , таким как интересы, способности и т.п.;
  • Несоответствие темпов развития науки действительным познавательным возможностям учащихся;
  • Несоответствие стремления к обучению по одному профилю педагогическим .

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Проблемы инноваций в сфере образования

Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.

Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:

  • Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
  • Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
  • Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
  • Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.

Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление
  • Переподготовка кадров

Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска. Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.

И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.

«Новые школы» XX века

Назовём лишь несколько примеров таких школ.

«Школа для жизни, через жизнь»

Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому. Окружение детей являлось одним из важных компонентов обучения.

Школа «свободного воспитания»

Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана, однако отсутствовали и временные ограничения в процессе взаимодействия учеников и учителей. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.

«Открытые школы»

Были открыты в Великобритании. В них был утверждён индивидуальный характер процесса образования, в котором не требовалось соблюдение планов и программ по обучению. Отсутствовали классы и уроки как таковые, расписание, режим, системы оценки и контроля учащихся. Режим занятий был гибким, а учителя планировали темы и занятия вместе с учениками. Основным способом обучения был «способ открытий», подразумевающий самостоятельное постижение детьми окружающей реальности и их самовыражение.

«Круглогодичная школа»

Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.

«Снежные классы» и «Морские классы»

Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.

«Неградуированные школы»

Также были открыты в США. «Неградуированные школы» представляли собой учебные заведения, где отсутствовало подразделение на классы по годам. Образовательный процесс состоял из нескольких циклов, по каждому из которых каждый ученик проходил обучение в индивидуальном порядке, с учётом его личностных особенностей и интересов.

«Трудовые школы»

Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.

Помимо вышеперечисленных школ можно упомянуть «Школу делания», «Лабораторную школу», «Игровую школу», «Органическую школу», Вальдорфскую школу и некоторые другие. Но это было в XX веке, и сейчас ситуация уже изменилась, хотя, конечно, те основы, на которых базировались «Новые школы», являются актуальными и сейчас, но одними ими уже не обойтись.

Как бы то ни было, сегодня мир озадачен проблемой воспитания молодёжи, как граждан всей планеты, и интернациональное образовательное пространство находится в процессе непрестанного развития. Весь мир стремится к тому, чтобы обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая бы не зависела ни от места, где проживает человек, ни от настоящего уровня его развития.

* В расчетах используются средние данные по России

Образовательную сферу можно считать непаханым полем для бизнеса. Вариантов для заработка есть много, конкуренция минимальна, а гособразование не удовлетворяет потребности в качественных услугах. В этом обзоре мы не только собрали для вас трендовые направления бизнеса для старта в образовательной сфере, но и привели ссылки на готовые руководства по их открытию.

Детский развивающий центр

Детские развивающие клубы - это одно из самых трендовых направлений в бизнесе на дополнительном образовании. Основной источник дохода формируется за счет оплаты занятий родителями, проживающими в крупных городах страны и желающих дать все самое лучшее своему ребенку. При отлаженной работе развивающие центры могут зарабатывать 500 тыс. руб. в месяц.


Открыть небольшую студию детского творчества в формате островка в торговом центре можно за сумму в 530 тыс. руб. Подобные студии позволяют родителям оставить детей под присмотром на время совершения покупок. В это время дети могут заниматься лепкой из полимерной глины, раскрашивать фигуры из гипса, создавать открытки и многое другое. Чистая прибыль - в пределах 100 тыс. руб.


Открыть свой тренинговый бизнес можно менее чем за 100 тыс. рублей. Основная задача - вооружиться эффективными методиками обучения, определиться с нишей и провести работу по привлечению клиентов. Доход тренеров превышает 100 тыс. руб. в месяц.


Специализированным направлением в области развития детей можно считать клубы раннего развития. Деятельность этих клубов подразумевает занятия для малышей возрастом всего несколько месяцев отроду и их родителей под руководством опытных педагогов. Желающему открыть такой бизнес потребуется позаботиться об освоении одной из признанных международных методик и снять помещение в аренду. Доход от ведения такой деятельности составляет от 30 до 250 тыс. рублей.


Увеличение товарооборота с Китаем и рост количества совместных бизнес-проектов с этой страной увеличивают потребность населения в изучении китайского языка. Недавно китайский язык в России вышел на 5 место по популярности после английского, немецкого, французского и испанского языков. Открыть свои курсы в формате репетиторства можно с суммы в 40 тыс. руб., а за одно занятие преподаватель может брать сумму от 800 рублей.

изнес-план по организации курсов китайского языка


Общеобразовательные школы в России сегодня не способны удовлетворить спрос на качественное обучение иностранным языкам, поэтому потребность закрывают частные языковые школы. Для открытия языковой школы на площади 100 кв. метров потребуется около 635 тыс. руб., которые окупятся уже через полгода работы. Чистая прибыль составит 140 тыс. руб. в месяц.

В наш век цифровых технологий стремительно возрастает потребность в изучении криптографии, основы которой начинают в формате игр начинают доносить даже маленьким детям. Если вы разбираетесь в теме, рассмотрите идею организации своих уроков, в которых вы сможете объяснять всем желающим тонкости криптовалютной экономики, особенности криптовалют и блокчейн-технологий.

бизнес-идеи курсов криптографии


В крупном городе можно без труда найти компанию, которая проводит обучение парикмахеров и стилистов, однако говорить о высоком уровне конкуренции не приходится. Зарабатывать на этом направлении нередко можно гораздо больше, чем на самих парикмахерских и салонах красоты, а величина стартовых инвестиций в такой бизнес оценивается в суммы менее 1 миллиона рублей. При организации школы на базе уже работающего салоны красоты, можно открыть небольшое учебное заведение за 100-200 тысяч рублей дополнительных к основному виду бизнеса инвестиций.

Читать р уководство по открытию парикмахерских и маникюрных курсов


Готовые идеи для вашего бизнеса

За рубежом пользуется популярностью такой вид образовательного досуга как курсы выживания. Занятия делятся на теоретическую и практическую части, последняя из которых проходит в природных условиях. Участников курсов обучают оказанию первой медицинской помощи, учат строить укрытие, разводить костер, добывать воду и пищу вдали от цивилизации. Основать такой бизнес можно бывшему военному, пожарному или спасателю. В крупных городах за двухдневный курс выживания ведущие получают от 5-6 тыс. руб. с человека.


На рынке консультационных услуг активно развивается новое направление - организация психологических игр. Площадкой для проведения игр чаще всего выступает нейтральная территория: арендованный зал, офис, переговорные комнаты, антикафе, классы школ и вузов, тренинг-центры. Сама игра длится около 2-3 часов. Стоимость может варьироваться от 250 до 3000 рублей в зависимости от размера города и авторитета организатора. Интересным направлением проведения подобных игр и тренингов является формат психологического салона, который имеет параллели с литературными и политическими салонами XVIII-XIX веков. Хозяйкой психологического салона обычно выступает женщина, которая играет роль ведущей курсов. Интересно, что начать такой бизнес можно даже без психологического образования и с вложениями от 60 тыс. рублей.

Во многих новых жилых многоэтажных районах местные власти не успевают удовлетворять потребность местного населения в детских садах. В таких местах востребованным бизнесом станет организация детского сада на дому. Прибыль детского сада на дому составит 50-100 тыс. руб. в месяц.

руководству по открытию детс кого сада на дому


Добровольно лишить себя зрения на несколько часов, дней или даже неделю – в наше время за такую услугу заказчики готовы платить солидные деньги. Попадая в кромешную тьму, участники тренинга полностью лишают себя органа чувств, предоставляющего 90% информации. Однако вместо этого им открывается много нового. Привычные зрительные шаблоны и стереотипы отпадают, речь становится более уверенной, люди начинают слышать и слушать друг друга.


Само граффити обычно не приносит дохода. Другое дело - проведение курсов обучения граффити. Вы можете организовать нечто вроде постоянной школы для детей и подростков, давать мастер-классы на всевозможных фестивалях и получать дополнительный доход от продажи граффити-краски, маркеров и прочего. Интересный способ заявить о себе и найти новую нишу - проведение всевозможных социальных акций, наподобие курсов граффити для пожилых людей.


Финансы и кредит, банковское дело, торговля - все это постепенно и бесповоротно уходит в онлайн. По морально устаревшим учебникам готовить специалистов к современным реалиям стало сложно, поэтому востребованным направлением стали уроки финансовой грамотности. За рубежом учить детей в этом направлении начинают со школьного возраста, объясняя, как правильно заводить электронные кошельки, совершать безопасные электронные платежи и так далее.


Еще несколько лет назад бизнес на организации курсов интимного мастерства считался диковинкой, но сегодня это уже никого не удивляет. Вы можете называться школой секса, тренинг-центром “сохранения любви и гармонии в семье” или центром сексуального образования, но суть будет одинакова - просвещение людей в области интимных отношений. Открыть такой бизнес можно с минимальными вложениями, но помните, что по этическим соображениям тренинги всегда разделяются на мужские и женские, а ведет их человек того же пола, что и обучаемые.


Городские пешеходные экскурсии позволяют экскурсантам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. Интересным направлением в этой области является проведение экскурсий с тематическими мини-спектаклями. Запустить такой проект можно за сумму менее 50 тыс. руб.


Курсы скорочтения - это отличный вариант заработать для тех людей, которые не столько способны быстро читать и выделять суть текста, но и для менторов. В первую очередь преподаватель скорочтения выступает как мотиватор для своих учеников, которыми могут быть как дети, так и взрослые. Стоимость занятий по скорочтению может быть разной и зависеть от продолжительности и авторитета преподавателя. Курс занятий может стоить от 8 тыс. рублей.


Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ - это выгодное бизнес-направление в образовательной сфере. Вариантов для открытия своего бизнеса здесь есть несколько - можно ограничиться репетиторством, а можно открыть полноценные групповые занятия, открыв школу подготовки к ЕГЭ самостоятельно или по франшизе. Новая ниша в этой области - организация онлайн-сервисов подготовки к экзаменам, где доход предпринимателя формируется за счет продажи платного доступа к сервису. При этом преподаватель оказывается не нужен: ученик работает с электронными тестами.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Ментальная арифметика - это методика тренировки умственных способностей детей, которая набирает популярность в последние годы. С ее помощью дети не только учатся легко складывать, вычитать, умножать и делить в голове шестизначные цифры, но и развивают внимание, память и воображение. Школа ментальной арифметики с одним учебным классом может приносить владельцу более 100 тыс. руб. чистой прибыли.


Студия рисования песком представляет собой смесь образовательного, развлекательного, культурного и даже оздоровительного направления: рисование песком относят к арт-терапии. Чтобы открыть детскую студию рисования песком потребуется около 330 тыс. рублей, которые окупятся за полгода.


Две обязательных составляющих для организации курсов сомелье - мастерство и маркетинг. Винная культура в России стремительно развивается, поэтому потребность в такой услуге растет. Все больше ресторанов ищут сотрудников, задачей которых будет проведение дегустаций и консультаций по выбору вина.


Курсы актерского мастерства - это направление бизнеса, потребность в котором гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Они востребованы не только среди актеров и театралов, но и среди людей, стремящихся повысить навыки управления своим психологическим состоянием, телом и голосом. Также актерские курсы подойдут деловым людям и людям, которым нужно часто общаться и вести переговоры. Для открытия небольшой студии актерского мастерства хватит 200 тыс. руб.


Бизнес на подготовке водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД при покупке бюджетных автомобилей можно начать с суммы в 5 млн. руб. Чистая прибыль в месяц составит более 160 тыс. руб. Срок окупаемости автошкол в среднем составляет около 2 лет.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Мать-природа все больше начинает рассматриваться предпринимателями как огромный зал для проведения бизнес-тренингов. За шестизначные суммы владельцев компаний и рядовых менеджеров возят в экстрим-туры, учат действовать сообща и достигать горных вершин, проводя параллели с развитием бизнеса. В перерывах между восхождением бизнес-тренер доносит менеджерам о концепциях «Голубого и Алого Океанов», проводит метафорические деловые игры и помогает построить свою «Кривую Ценностей» или «Карту Успехов».


При наличии мастерства в поварском деле задумайтесь об организации кулинарных курсов. Перед тем, как снимать помещение и закупать какое-то оборудование, надо задуматься о стратегии продвижения. Для начала можно дать несколько мастер-классов в антикафе, чтобы получить опыт работы с аудиторией и обратную связь, обзавестись первыми клиентами и сделать хорошие фотографии.


1054 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 391711 раз.

Какие виды малого бизнеса могут похвастать наибольшими наценками? В этой подборке мы собрали 15 направлений, где маржа может достигать 300%, 1000% и даже 4000%.

Детский бизнесидеальный вариант для начинающего предпринимателя. Минимальные вложения, гос. поддержка и быстрая окупаемость – вот неполный список плюсов этой индустрии.

Как использовать небольшое пространство в несколько квадратов с наибольшей выгодой: самые популярные бизнес-идеи на площадках торговых центров в формате островков.

Если у вас за плечами есть опыт спортсмена, ваш опыт и связи могут помочь вам в организации своего бизнеса в спортивной или околоспортивной сфере. В этой подборке - 25 видов бизнесов для спортсменов.

Людям пожилого возраста следует обратить внимание на самые спокойные виды бизнеса, которые либо не требуют сложных процессов, либо дешевы в открытии, либо дают возможность зарабатывать на хобби.

Образовательная сфера – очень благодатная почва для начинающих бизнесменов. Здесь можно открыть огромное количество курсов и тренинговых центров для клиентов разных возрастов. Конкуренция в некоторых видах услуг минимальна, больших вложений не требуется, а интерес населения, безусловно, есть. Предлагаем лучшие идеи в сфере образования, которые стоит реализовать прямо сейчас!

  1. Детский развивающий центр

Невероятно модное и популярное направление. Услугами детских развивающих центров пользуется большое количество молодых мам с маленькими детьми. Лучше всего открывать такое заведение в крупных городах или же в небольших, где отсутствует конкуренция. Более подробно о таком бизнесе мы писали в статье
Гений с пеленок — кредо современных родителей
  1. Студия детского творчества

Равно как и умственное развитие, для родителей большое значение имеют и творческие навыки детей. Поэтому всевозможные курсы по рисованию акварелью или , лепке, раскрашиванию гипсовых фигур – все это пользуется большим спросом.

Творческие способности важно развивать с детства

  1. Тренинги, семинары, коучинг

Разнообразие вариантов здесь очень велико. Вы можете как вести индивидуальные занятия в качестве , так и открыть целый тренинговый центр. Все зависит от ваших финансовых возможностей, способностей и пожеланий.

Есть люди, которые очень любят делиться знаниями
  1. Курсы по обучению иностранным языкам

Интерес к английскому, немецкому и другим языкам не утихает у населения. И это прекрасный повод открыть школу по изучению иностранных языков. Несмотря на большую конкуренцию, всегда можно найти своих клиентов за счет , грамотно выстроенной методике преподавания и других факторов.

Статья по теме:

Хотя бы один иностранный язык должен знать каждый

5. Курсы по обучению парикмахеров и мастеров по маникюру

В каждом крупном городе имеются подобные компании, которые предоставляют краткосрочные курсы по обучению парикмахерского искусства и ногтевого сервиса. Однако слишком высокой конкуренции здесь не отмечается. Зарабатывать на подобных курсах можно даже больше, чем на салоне красоты, поэтому это неплохая бизнес-идея для стилистов с опытом.

Курсы позволяют сразу окунуться в практику
  1. Школа выживания

Это достаточно новое для России направление, а за рубежом оно пользуется огромным спросом. Сначала слушатели посещают теоретические занятия, после чего отправляются на практику, которая проводится в природных условиях.

В трудных ситуациях вы всегда будете знать, что делать Еще одна популярная услуга, которую можно воплотить в жизнь практически без вложений. Все, что вам нужно – это разработать свою интересную методику. Занятия можно проводить в арендованных помещениях: актовые залы школ, офисы, антикафе и так далее. Статья по теме: .

Такие игры помогают заглянуть внутрь себя Ситуация с государственными детскими садами в нашей стране не самая лучшая. Мест не хватает, а условия не всегда приемлемы. Поэтому довольно часто родители обращаются к услугам домашних детских садов.

Прекрасная замена государственному саду Весьма популярная услуга, которая имеет уникальную особенность. Обучаясь ментальной арифметике, дети могут умножать и делить в уме шестизначные числа, а также развивают память и внимание. Открыть один учебный класс обойдется недорого, а в месяц можно получать около 100 000 прибыли и даже больше.

Уникальная методика с удивительными результатами
  1. Кулинарные мастер-классы

В последнее время развивается кулинарная сфера. Различные реалити-шоу на звание лучшего повара, а также кулинарные мастер-классы пользуются большой популярностью. Это могут быть курсы не только для взрослых, но и для детей (в виде развлекательных мероприятий). На таких занятиях можно научиться готовить вкусные и изысканные блюда или же сделать своими руками настоящую итальянскую пиццу. Статья по теме