Московский клуб: история и практика в двух частях. Какой была клубная жизнь в то время? То есть клубы для них - другая реальность

Попасть на лучшие ночные дискотеки Петербурга не так просто. Многие заведения работают в закрытом режиме — только для «своих», а для входа в другие нужно заплатить сумму в несколько тысяч рублей. Есть же и более продуманные клубы: вход в них бесплатный, но буквально на каждом шагу посетителю придется раскошелиться. Такие заведения предназначены только для состоятельных людей — простым студентам там делать нечего. Корреспондент АиФ.ru побывал на гламурной вечеринке в одном из подобных петербургских клубов.

Пройти в клуб не так просто: у входа во двор посетителей встречают охранники. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Пройти через два кордона охраны

Один из самых гламурных и дорогих клубов Петербурга расположен в самом центре города, в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта. Это один из любимых клубов «золотой молодежи». Заведение находится во дворе. Чтобы пройти внутрь, нужно преодолеть два кордона охраны. Первый из них стоит уже под аркой, за ограждением, отделяющим двор от улицы. «Столик забронирован?», — спрашивает у корреспондента АиФ.ru один из четверых охранников. «Нет. Администратор по телефону сказал, что это не обязательно». Охранники явно растеряны: судя по всему, это нетипичный ответ. Один из них кому-то звонит и потом всё-таки пропускает во двор, предварительно обыскав.

На входе в клуб — вторая партия охранников. Они уже не обыскивают, но всё равно интересуются, забронирован ли столик. Услышав отрицательный ответ, настоятельно рекомендуют забронировать, потому что «обычно в этом клубе все так делают». При заказе столика в клубе нужно оплатить не сам стол, а каждое посадочное место — по 2 тысячи рублей с человека.

В баре есть напитки стоимостью в несколько десятков тысяч. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Караоке с лучшими шоуменами

Клуб разделён на две части — караоке-зал и танцпол. Заведение так и пышет пафосом — всюду прожекторы, блеск и молодые люди, одетые по последней моде. В каждом зале — несколько охранников, контролирующих всё пространство клуба. В зале для караоке находятся столики, барная стойка и сцена с экраном. Со сцены посетителей развлекают лучшие шоумены и вокалисты города. Караоке, само собой, удовольствие платное. Заказчик выходит на сцену и исполняет песню вместе с шоуменами. При этом самого покупателя песни совершенно не слышно: его заглушает пение ведущих.

Девушка по имени Виктория исполняет на сцене уже третью песню — сегодня у неё день рождения. За столиком девушку ждут кавалер и бутылка шампанского «Дон Периньон Винтаж» за 28 тысяч рублей. «У меня же сегодня праздник, — объясняет девушка, садясь за столик. — 21 год, все можно! Я считаю, как минимум раз в неделю нужно тратить на себя деньги. Моему Серёже для меня ничего не жалко. С меньшей суммой нормально затусить невозможно. Нищебродам здесь делать нечего, пусть идут в шаверму или клуб «Метро»! Для нас это шампанское недорогое». Виктория в чем-то права: в барном меню имеются напитки гораздо дороже. Так, в этом клубе вы сможете выпить 40 мл виски пятнадцатилетней выдержки «Macallan» за 11500 рублей и закусить, например, фруктовой тарелкой за 12 тысяч. Если такая сумма не по зубам, в меню есть также стаканчик чая за 200 рублей.

Главное во время нахождения в караоке-зале — не забыться при просмотре шоу на сцене и не присесть на минутку за столик: при выходе из зала охранники потребуют с вас две тысячи рублей за аренду посадочного места. Чтобы пересесть за столик в другой зал, снова потребуются две тысячи.

За пультом стоят лучшие диджеи города. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Как правильно танцевать «диско-степ»

Во втором зале клуба шумно, дымно и весело. Здесь два этажа: на верхнем исключительно столики, а на нижнем веселье в самом разгаре. За пультом стоят диджеи, входящие в сотню лучших по стране: их ремиксы крутят по радио, а за плечами этих молодых людей выступления в клубах всего мира. Довольно часто в клубе работает модный диджей Алексей Ромео, ведущий Radio Record. В зале немного тесно: много пространства занимают три круглые барные стойки. Посетителей это не смущает — пританцовывая, они курсируют от бара к танцполу. Большинство же просто переминается с ноги на ногу с коктейлями в руках. Не особо энергичны и девушки «go-go», танцующие на специальных постаментах. «Сейчас уже никто не танцует, как током ударенный, — просвещает корреспондента АиФ.ru один из посетителей клуба. — В цивильных заведениях не надо пытаться показать, как хорошо ты танцуешь. Нужно двигаться в режиме «диско-степ», это такое ритмичное покачивание под музыку». Для подтверждения своих слов молодой человек делает отрешённое лицо и показывает, как правильно танцевать в режиме «диско-степ». «Не поняла, да?», — разочарованно протягивает он.

На танцполе всегда дымно и весело. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Урок танцев прерывает шот-мастер — девушка с поясом из рюмок и бутылкой джина в руках. Через мгновение один шот оказывается полным. «Я смотрю, вы скучаете, — лучезарно улыбается девушка. — Сейчас выпьете или за столик отнести?». Услышав, что столик не забронирован, шот-мастер приходит в крайнее удивление, которое, впрочем, длится недолго. Схватив за руку корреспондента АиФ.ru, заботливый шот-мастер выводит журналиста в холл, к стойке администратора и занимает очередь из посетителей. «Надо исправить это недоразумение, — весело щебечет девушка. — Вы сейчас заплатите за столик, по две тысячи с человека, и я принесу за ваш столик шот и официанта к вам приглашу».

На танцполе располагаются три большие барные стойки. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Говорить «клёво» — не круто!

В клубе необычная система: платить за коктейли и шоты за стойкой можно бармену, а если вы хотите употребить те же самые напитки за столиком — платить нужно администратору. За стойкой в холле посетители оплачивают посадочные места и вносят депозит, на который они смогут заказать еду и напитки. Минимальная сумма депозита также составляет 2 тысячи рублей. Перед корреспондентом АиФ.ru в очереди стоит компания из четырех девушек. У всех красивые укладки, модные платья и туфли на шпильках. «Где ты сделала такой круток «look»? — интересуется одна из девушек у своей подруги. «У Гришина, — отвечает та. — Он сейчас лучший в Питере».

В клубе танцуют девушки «go-go». Фото: АиФ/ Яна Хватова

Девушки кладут деньги на депозит уже пятый раз за ночь. «Мы всегда вчетвером тусим, — рассказывает одна из подруг. — За ночь можем потратить тысяч 80, но нас же четверо: получается по двадцать на человека, не много. Мы всегда в этот клуб ходим, это очень клёвое место!». Услышав эти слова, остальные девушки приходят в неистовый восторг: «Вы слышали?! Она сказала «клёвое»! — смеются они над подругой. — Ты чё, из позапрошлого века вылезла? Ты бы ещё сказала «усладное» или «благолепное»!». Девушка обижается и молча вносит депозит.

С покидающими клуб охранники ведут себя гораздо вежливей: советуют не забывать вещи и приходить ещё. Если честно, уж лучше в шаверму — там дёшево, вкусно и не пафосно.

В каждом зале заведения много охраны. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Осенью 2011 года в ответ на запрос о самых популярных клубах Москвы поисковик первым делом выдавал Soho Rooms. Если в афише на ближайшие выходные указывалось выступление Тимати, новички, только вливавшиеся в клубную жизнь, оказывались готовы пойти на все что угодно, лишь бы здесь оказаться. Ощущение привилегированности витало в воздухе уже на входе — в клуб заходили по красной ковровой дорожке, парковка выглядела как у казино Монте-Карло, а на фейсконтроле вполне можно было столкнуться с DJ Smash, Павлом Волей или Рыжим из «Иванушек».

Александр Вильф/РИА «Новости» Танцовщицы на вечеринке в клубе Soho Rooms в Москве, 2010 год

Интерьер заведения соответствовал всем представлениям обывателя о роскоши:

бархатные диваны, лепнина, пол из дорогих пород дерева, барные стойки из мрамора и оникса, огромная люстра, украшенная кристаллами Swarovski ручной работы.

Вечеринки в Soho проходили с большим размахом — на расстоянии вытянутой руки выступали девушки из «ВИА Гры», столы ломились от свежих устриц и шампанского, а грации и пластике танцовщиц гоу-гоу могли позавидовать иные балерины.

Пространство заведения состояло из четырех зон. На первом этаже располагался Bar Room с панорамными окнами в стиле рококо. На втором и третьем — ресторан Dining Room с черной треской, крабами и спаржей в меню. Интерьер был выполнен в стиле классической английской гостиной, здесь же располагались камин и библиотека. Третья и четвертая зоны — ночной клуб Disco Room и Pool Terrace с бассейном и видом на Москву-реку.

В Disco Room собирались на выступления музыкантов. На сцене-трансформере с большим светодиодным экраном каждые выходные звезды отечественной и зарубежной эстрады отрабатывали свои гонорары. Выступление открывали танцовщицы гоу-гоу — их танцевальные номера и костюмы никогда не повторялись дважды.

Контингент клуба состоял из обеспеченных женщин и мужчин в возрасте «35+», девушек, похожих на сотрудниц эскорт-агентств, и представителей золотой молодежи. Последние здесь были в меньшинстве и приезжали нечасто.

Для того чтобы попасть в Soho, требовался стол (стоил он в районе 100 тыс.), внешние атрибуты, подтверждающие высокий социальный статус, или наряд в стиле элитной проститутки, причем именно элитной — дамочек в трикотажных платьях и дешевых туфлях с рынка фейсконтроль моментально отметал.

Кого пропустить в клуб, на самом деле решал «скрытый фейс», он находился внутри заведения. Гостей оценивали по камерам внешнего видеонаблюдения и через наушник сообщали уличным фейсерам, кто сможет зайти. Кстати, наличие стола проход не гарантировало — посетителя в спортивных штанах смело могли отправить домой переодеваться.

Танцпол Soho был переполнен молодыми девушками, приехавшими на поиски спонсора. Чтобы попасть в клуб, в ход пускали 16-сантиметровые каблуки, мини-платья, глубокие вырезы, красные губы, накладные волосы — одним словом, все, что могло привлечь потенциального «папика». Фейсеры эти схемы, конечно, знали, поэтому посетительниц четко делили на сексуальных и вульгарно-безвкусных (последних всегда ждал отказ).

Схему таких знакомств в Soho знали все: девушка садилась за барную стойку и томно попивала коктейль в ожидании судьбоносного знакомства.

К двум часам одиночек у бара почти не оставалось. У тех, кто так и не нашел себе пару, оставался еще один шанс. В самый разгар веселья «папики» спускались на танцпол, хватали за руку понравившихся девиц и уводили с собой на верхние этажи, где располагалось еще несколько залов. Обычно здесь отдыхали те, кто мог позволить себе стол, но не хотел появляться в зонах, доступных для всех посетителей. Вход в залы контролировали охранники, поэтому попасть наверх без состоятельных кавалеров охотницам не удавалось.

Только что отловленным на танцполе девушкам быстро давали понять — они здесь для того, чтобы сидеть с прямой спиной и улыбаться. Попытки поговорить, пообщаться, высказать свое мнение жестко пресекались, спутница должна была выпивать и помалкивать.

Отличить охотницу от состоятельной девушки, которая приехала в клуб с подругами или молодым человеком, было не так-то просто. Внешний вид красавиц мало чем отличался друг от друга, знакомиться порой отказывались и содержанки, и даже отсутствие стола не было показателем — его представители гламурной молодежи обычно брали, только когда собирались большой компанией отметить день рождения. Для простой тусовки в пятницу вечером стол не требовался, молодежь собиралась в Disco Room в непосредственной близости от артиста, ради которого и приезжала на вечеринку.

Единственное, на чем могла погореть охотница, — отсутствие подруги.

Во избежание конкуренции большинство содержанок в клуб приезжали поодиночке.

Обломки империи

В отличие от «папиков», представители золотой молодежи в Soho бывали нечасто — они отдавали предпочтение Imperia Lounge.

Imperia Lounge

Imperia просуществовала в Москве недолго, с 2010-го по 2013-й. Это был один из проектов Алексея Горобия, благодаря которому в Москве и появилось понятие «гламурной тусовки». Это он создал такие клубы, как «Дягилев», «Шамбала» и «Титаник» — эпицентры ночной светской жизни. По статусу Imperia нисколько не уступала Soho, здесь отдыхали студенты с платиновыми карточками и их состоятельные родители. Мужчины приходили в дорогих костюмах или джинсах с пиджаками, девушки — в любое время года в эффектных платьях и туфлях на высоких каблуках. Среди гостей встречались звезды мира шоу-бизнеса — Вин Дизель, Эштон Кутчер, Мила Йовович, Максим Галкин, Тимати.

Фейсом в клубе заправлял знаменитый Павел Пичугин, известный всей Москве как Паша Фейсконтроль. Условия прохода в клуб были строгими, особенно для мужчин — их платежеспособность оценивали по внешности с головы до ног. Бедным студентам здесь было делать совершенно нечего. Коктейли стоили в районе 700 руб. ($20 по тем временам), бутылка шампанского — 8 тыс., а за стол нужно было выложить от 30 тыс. руб., то есть $1000.

Внутри заведение представляло собой лабиринт коридоров, которые вели в зоны, отличавшиеся друг от друга интерьерами и музыкальным сопровождением. Зона Silver Hall выглядела как шкатулка, состоящая из многих панорам панельных экранов. На экранах мониторов мелькали городские пейзажи, природные ландшафты и космические сюжеты. Здесь выступали самые топовые диджеи Москвы. Во второй зоне, Golden Hall, можно было нарваться на кабаре-программу и выступления звезд.

Эта музыка казалась вечной

Вечеринки в обоих клубах подходили к концу в районе 5-6 часов утра, поэтому на афтепати столичная тусовка съезжалась в «Крышу Мира».

«Крыша», прожившая 10 лет, с 2006-го по 2016-й, работала до 9-10 утра, чем любители веселиться до победного активно пользовались. Клуб был далеко не гламурный, но публика здесь была тоже не из простых. Контингент клуба делился на две категории. В первую входили сорокалетние «кошельки» и гламурные девушки на каблуках, во вторую — тусовщики, музыканты, модели, дизайнеры, известные рестораторы и юристы.

Крыша Мира

Фейсом заправляла Даша Путина, два года подряд получавшая звание «Лучший фейсконтроль года». Кто из гостей пройдет сегодня — она решала по принципу «нравится - не нравится», четких критериев не было, поэтому иногда на танцпол не попадали даже завсегдатаи «Крыши». Столь жесткий фейс заставлял гостей чувствовать себя членами закрытого клубного общества, ощущать свою исключительность и быть счастливым просто потому, что сегодня все-таки удалось пройти.

Предпочтение отдавалось уверенным в себя людям и тем, кто готов был сделать клубу хорошую выручку.

Впрочем, даже если на фейсе посетителя ждал отказ, возможность попасть в клуб все-таки оставалась, Даша очень любила людей с чувством юмора. Тем же, кто хоть раз попадался на вранье и хамстве, вход закрывался навсегда. Строгий дресс-код требовался всего дважды в год: на Хеллоуин и на день рождения «Крыши» (посетители должны были прийти во всем белом).

Лучшее, что было в «Крыше», — это музыка: посетителям запрещалось включать Shazam и узнавать, что за трек сейчас звучит. На стенах даже висели перечеркнутые значки приложения.

Клуб располагался на территории бывшего Бадаевского завода. Несмотря на то что интерьеры не напоминали о барочных дворцах, заведение к бюджетным местам не относилось — стол обходился посетителям не меньше чем в 70 тыс. руб. В интерьере ставку делали на атмосферу — коридоры украшали скульптуры Будды, на которые падал мягкий синий свет.

Тусовка сосредотачивалась в нескольких пространствах: лаунж-зоне с подсвеченной барной стойкой и приглушенным светом и в светлом помещении с живыми растениями и панорамными окнами. Летом отдыхали на веранде с видом на небоскребы Сити. Особым местом в «Крыше» было закрытое помещение с камином на втором этаже, его открывали только по особым случаям для больших вечеринок. Последняя техно-вечеринка состоялась 24 сентября прошлого года.

То, что происходит в некоторых столичных клубах по ночам, называется модным немецким словечком "шикимики" (Schickimicki), что можно перевести на русский как "гламурная тусовка". Главным "шикимики"-клубом Берлина признан респектабельный Felix, что расположен прямо у Бранденбургских ворот с заднего входа в гостиницу Adlon. Здесь присутствуют все атрибуты пафосной вечеринки: и стилизованные вип-лаунжи, и дорогущее шампанское в меню бара, и галерея, по которой проходит разномастная, но платежеспособная публика.

20-метровая барная стойка напоминает о стиле 40-х годов, а в темных коридорах клуба регулярно встречаются знаменитости. В основном здесь проходят вечеринки под названием Ibiza-House и Afterwork-Party, а по торжественным случаям устраиваются специальные ивенты. В Felix тусуют всю неделю без перерыва, даже по понедельникам. После бурных выходных здесь наступает время для традиционной пати Monday Ladies Lounge, вход на которую для дам - бесплатный. В светлое время суток клуб-ресторан принимает гостей, которые ценят японскую кухню.

Адрес : Behrenstr. 72, 10117 Berlin-Mitte

Asphalt: для светских пуритан

Asphalt - безусловный номер два в списке берлинских "шикимики"-заведений. Он расположился в подвальном помещении отеля Hilton неподалеку от площади Жандарменмаркт. Дизайн интерьера клуба придумал известный художник Томас Карстен, а на кухне над великолепными стейками колдуют именитые повара, хотя музыкальное меню будет побогаче. Здесь звучит и живой джаз, и качественный хип-хоп, и электро в исполнении таких диджеев, как Zander VT, DJ T и DJ Бено Блум.

Создателей концепции клуба Asphalt вдохновил немецкий фильм с одноименным названием, снятый в 1929 году. Картина посвящена встречам, и в клубе тоже предполагаются встречи, порой самые неожиданные. Однако, собираясь в Asphalt, стоит помнить, что на входе вам могут подпортить настроение: у клуба есть "гостевые" списки со строгими правилами и фейс-контролем.

Адрес : Mohrenstr. 30, 10117 Berlin

Mio: все в отблесках Сваровски

Вокруг клуба Mio, открывшегося в сентябре этого года, шумихи было на весь Берлин. Еще бы: его владелец выбрал для своего заведения роскошное место - цокольный этаж телебашни. И клубную концепцию, которой остро не хватало в столице, - "Home for Style, Taste and Glam" (то есть "Приют стиля, вкуса и гламура"). На одно только оформление освещения в этом "приюте" ушло ни много ни мало 620 тысяч кристаллов Swarovski, столешницы в ресторане оборудованы встроенными сенсорными экранами, а завершают портрет блестящие абажуры и драпированные гардины.

Особая гордость хозяев - огромная терраса, с который открывается шикарный вид на исторический центр Берлина: тут видно и постройки квартала Николайфиртель, и церковь Мариенкирхе и красную столичную Ратушу.

Программа вечеринок варьируется от диско-пати до хауса. Вход разрешен строго с 21 года.

Адрес : Panoramastrße 1a, 10178 Berlin-Mitte

Department: под куполом гламура

В Department недавно переименовали берлинское заведение, носившее до сей поры название Rodeo. Новые владельцы сделали ставку на помещение: для клуба арендовали производящий сам по себе впечатление зал с куполом в здании старого почтамта. Вечеринки поражают своим масштабом, в первую очередь, четырехзначным количеством гостей, одновременно присутствующих на пати. А объясняется такая популярность просто - здесь танцуют под старые добрые хиты Принса и Майкла Джексона.

Для "затравки" обновленный клуб и ресторан при нем пока что работают только два раза в неделю, по четвергам и субботам. По идее организаторов, Department должен привлечь не только тусовщиков, но и любителей культурных мероприятий. В клубе планируется устраивать выставки и специальные ивенты.

Адрес : Auguststraße 5, 10117 Berlin-Mitte

Puro Sky Lounge: выше только звезды

Расположенный на непривычной для клуба верхотуре - 20-м этаже центра Europacenter - клуб Puro Sky Lounge считается одним из самых красивых в Берлине. Дух, конечно, захватывает от одного присутствия: сто метров над землей и круговая панорама города. Тусовщики в сумасшедшем восторге - полюбоваться на телебашню и прочие столичные красоты можно "не отходя от клубного писсуара". Так, по крайней мере, описал свои эмоции клубный репортер городского путеводителя "Tip Berlin". Равнодушные к городским видам посетители получат эстетическое удовлетворение от интерьеров клуба. Не зря же тут продуман каждый элемент: черные шиферные стены с металлическим блеском, благородная темная древесина и камин эксклюзивной работы.

У Puro Sky Lounge есть популярная страничка в социальной сети Facebook, где выкладываются целые альбомы фотографий с интригующими названиями, например, "I love you, but I’ve chosen disco" (Я люблю тебя, но выбрал диско). Здесь же отвергнутые гости оставляют гневные комментарии по поводу жесткого контроля на входе.

Адрес : Tauentzienstraße 11, 10789 Berlin-Charlottenburg

Для удобства разложим хронологию событий по ключевым этапам - так будет понятнее и тебе, и археологам будущего, которые раскопают твой компьютер лет этак через триста.


Часть 1

1980-ые

Советская Москва - так же, как и современная - опережала остальную Россию по многим параметрам, в том числе и по первым протоклубам: «Молоко», «Времена года», ДК МАИ развлекали местную молодежь уже в середине-конце 80-х. Там можно было встретить людей, знающих толк в правильной музыке (на тот момент «правильной музыкой» была группа Depeche Mode, а также все то, что не крутили по Гостелерадио), носивших клеш и, честно говоря, понятия не имеющих, что такое настоящий, модный клуб. В общем, если тебе сейчас около сорока-пятидесяти, ты, скорее всего, один из тех парней.


1990-ые

На протяжении дремучих 90-х годов клубная жизнь Москвы представляла собой сложное переплетение бандитских разборок и богемных вечеринок, милицейских рейдов (знаменитые «маски-шоу») и пятен крови на танцполах, пластмассовых стульев в актовых залах и различных ДК, первых шагов самых известных отечественных диджеев и неловких музыкальных экспериментов со всем, с чем только можно - от техно, хауса и транса до хардкора и Богдана Титомира.


Город, только-только освободившийся от оков самоизоляции, пробовал, проверял, что можно, что на грани, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Публика рафинировалась, выкристаллизовывалась, кто-то погибал, кто-то делал большие деньги, кто-то делал себе имя - наверное, клубная история Москвы была калькой истории новой капиталистической России в целом: долго терпели, стояли на месте, а потом - раз! - и погнали догонять Запад семимильными шагами, спотыкаясь, чертыхаясь, без какой-то планомерной эволюции. Именно в 90-е годы страна получила такие проекты как рейв «Гагарин-пати», уникальный «Птюч», пацанский «Титаник», культовая «Пропаганда», ноторный Hungry Duck, демократичный «Китайский летчик Джао Да»и много-много чего другого.

На танцполах правила рейв-культура: в 1992-м в одноименном саду открывается «Эрмитаж». Там, наряду с концертами и арт-перфомансами начинают устраивать первые, зачаточные рейв-вечеринки - это когда много (очень много - несколько тысяч) человек собираются на улице, на складе или в стенах одного клуба, часто на многоуровневых танцполах, и нещадно отрываются под какой-нибудь хардкор-техно. Культура получила развитие в клубах Manhattan Express и Московский дом молодежи (более известный как «МДМ»): девушки с красными и зелеными волосами, тонны кислоты, брутальные «Док Мартинсы» и кожаные штаны, наконец, энергетические напитки - точнее, то, что тогда ими считалось, то есть невнятная химическая дрянь, которую юные неразборчивые рейверы глушили поутру в ожидании открытия метро, напряженно выглядывая проходящие мимо наряды милиции.

Буйство мозга и тела достигло своего максимума в дичайшем Hungry Duck - «Голодной утке»: открытый под конец 1995-го бандой чеченских бизнесменов, он стал местом встречи и попоек всех тогдашних московских экспатов, которые откровенно и по нескольку раз за ночь эксплуатировали наивность местных девушек, надеявшихся (обычно впустую) встретить «правильного» лондонца и навсегда уехать из этой страны. Стоит сказать, что куда чаще они встречали там секс на одну ночь, побоища, водку в шампанском и даже, чего уж там, выстрелы в потолок.

Кстати, уже тогда, на заре клубной жизни, первые московские тусовщики распробовали энергетические напитки, которые с тех пор являются непременным атрибутом вечеринок. Правда, неразборчивая публика 90-х взбадривалась в основном «старыми», химозными энергетиками, часто не без градуса. Нынешних изысканных коктейлей на основе энергетиков, которыми можно побаловать себя, например, в Солянке тогда еще не было, а алкоголь входил в состав многих энергетиков в формате, так сказать, «два в одном». С тех пор, кстати, бытует известная шутка про «Ягуар», припаркованный у клуба.


2000-2003

В эпоху «гламура», техно, электроклэша, гигантских клубов, мимолетной моды на, прости господи, r’n’b эксперименты перешли на новый уровень: в городе появилось еще больше денег, а в клубах людей развлекали не столько диджеи, сколько цирковые артисты, акробаты и разве что не карлики с подносами известно чего. Гуру клубного бизнеса Алексей Горобий открывает «Шамбалу» - первопроходец клубов для «мажоров», компанию которому составляют Jet Set, First и «Министерство».

Из заметных трендов того периода - привоз Franz Ferdinand (а еще старины Игги, Sparks и пр.) в гиперогромный «Б2», увлечение Москвы французским коммерческим хаусом («Министерство», Circus), уже упомянутый гламур со стразами (все клубы высшей лиги), повальная любовь к техно («Флегматичная собака», «Город», «Микс») и, конечно, гигантизм (Zona, Gaudi). Отдельного упоминания заслуживает клуб «Микс» - по сути, первый настоящий техно-клуб, открытый в 99-м и на восемь лет собравший под одной крышей людей, фанатеющих от техно и неповторимой атмосферы вселенской дружбы.


2004-2007

Докризисная Москва, с большими деньгами и «битыми Ferrari на Софийской набережной» - гламурный отдых выходит на новый уровень: открываются Zima, Osen’ и Leto Алексея Горобия, Jet Set Александра Оганезова и знаменитый First. Интересно, кстати, что один из сооснователей последнего, Всеволод Щербаков, начинал довольно прозаично: получил диплом философа и политолога в МГУ и пошел было работать скучным чиновником. Правда, на счастье московской тусовки, довольно быстро понял, что это не его - и отправился трудиться PR-директором, а затем и партнером в открывающийся тогда First.

First не раз признавали «лучшим клубом года», «открытием года» и тому подобными «... года». Клуб видел многое: известна история, когда представитель «еврокавказа» попросил убрать танцующую девушку с тумбы и пустить его потанцевать там в одиночестве. На резонное замечание «извините, но неэстетично как-то будет» он ответил огульной суммой в 10 тысяч долларов. Пустили. Прямым конкурентом First был, конечно, эпохальный «Дягилев», который стал эталоном гламурного клуба: Алексей Горобий собственноручно создал нишу, утвердил там некий имидж - чрезмерно дорогое место для чрезмерно богатых людей - и эффективно этот имидж использовал.


Артем Шлыков - один из первых соучастников открытия знаменитого «РАЯ» - как и многие его нынешние соратники, попал в клубный бизнес из рекламного. Изначально у них была совсем другая цель: развить агентские отношения и расширить сферу влияния, и премиальная аудитория тогдашних клубов, к которой в других ситуациях было просто не подобраться, подходила для этого как нельзя лучше.

«РАЙ» - пионер пространства бывшей шоколадной фабрики «Красный октябрь» - стал «доведенным до абсолютизма» клоном «Дягилева», однако, благодаря сразу нескольким факторам (качественное администрирование, отличнейший дизайн плюс маркетинговые навыки учредителей), его ждал абсолютный успех: на сегодняшний день даже у весьма далеких от клубной темы людей при слове «рай» на ум приходит сначала клуб, и только потом - Эдем, Нирвана и прочие гмар тиккуны. Дэвид Гетта, Боб Синклер - типичные гости тогдашнего «РАЯ», который 2 года назад закрылся и тут же открылся снова под брендом Icon.


Из других значимых заведений, появившихся в то время и ставших настоящей достопримечательностью Москвы, стоит выделить Shop & Bar Denis Simachev - родину русского алкотрэша (читай о жанре далее в разделе «Бонус: что услышать в Москве сегодня») и авторский проект известного русского дизайнера Дениса Симачева, образовавшийся на базе его же мастерской-лофта. Simachev, кстати, здравствует до сих пор (ненадолго прикрывшись в 2013-м) и по-прежнему привечает богему пиццей с лососем и арбузными шотами.


Часть 2


Конец 2007-2009

Чуть позже, уже под кризис, создатели First открыли еще более известный и дорогой Famous, который сразу стал любимым заведением голливудских гостей города: туда приезжали Леди Гага, Дита фон Тиз, Николь Ричи, Орландо Блум, Киану Ривз, даже брутал Микки Рурк - вся тусовка помнит, как он, первый раз приехавший в Россию, вырывал микрофон из рук других гостей и признавался Москве в любви.


Говоря о богатых заведениях города, нельзя не сказать про еще одно место - «Оперу». Изначально открывшийся параллельно с «Дягилевым» в качестве ко-проекта Горобия, он был рассчитан на деток и «околодеток» тех людей, кто свое свободное время проводил именно в «Дягилеве». И если «Опера» отвечала за «мажорные» фан, тренды и балагурство, то «Дягилев» держал марку консерватизма. В итоге, правда, «Опера» (как и все тот же «Дягилев») сгорела при загадочных обстоятельствах, тем самым поставив жирную точку в истории московского гламура.

Одно дело - большой, насыщенный и пафосный Famous, совсем другое - место для себя, с экстремальным для того времени названием «Ванильный ниндзя» (апрель 2008 года). Место было открыто только по четвергам, только для «своих» и только с собственной техно-начинкой. «Ниндзя» оказался уникальным сразу в нескольких плоскостях: там удалось объединить формировавшийся тогда андеграунд и обеспеченных людей из того же Famous (творческая интеллигенция мирно сосуществовала с суровыми дядьками на гелендвагенах с охраной), и там же не столь продвинутая тусовка стала понимать ценность вечеринок по четвергам, которые до этого практиковались разве что в студенческой «Пропаганде».


2011

«Ниндзя» честно отработал 3 года, радуя публику самыми модными техно-диджеями того времени, и закрылся. К тому моменту техно-карту города уже дополнили «билетник» ARMA 17 (2008) и афтепатийный «Крыша мира» (2006) Кирилла Королева - божества для андеграундной тусовки. Но почти ничего не может продолжаться хорошо слишком долго. После кризиса Famous слегка просел, как и все остальные заведения этой лиги - в основном потому, что люди стали меньше гулять и вообще внезапно бережливее. Привлекать на большие площадки много народа стало тяжело.

Здесь, как в хорошей криминальной драме, сработал ранее заложенный прием: вся Москва откровенно соскучилась по маленькому и закрытому «Ванильному ниндзя», в котором можно было хорошо и, главное, относительно недорого отдохнуть. «Ниндзя» открывается снова, и теперь для многих идеальные выходные выглядят так: публика начинает клубный уикенд в четверг в «Ниндзя», а продолжает в пятницу и субботу в той же «Крыше мира».


Есть и еще одно достойное внимания место, появившееся в то время и до сих пор исправно открывающее свои двери раз в месяц-два - Troyka Multispace, по-настоящему имидживое место, с крутыми привозами и стопроцентно закрытым входом для людей, уставших от самого понятия «клуб», но все еще испытывающих необходимость где-то собираться.


2012-2014

The Best Small Room in the World («Лучший небольшой клуб в мире») прошлого года по версии Time Out New York - мы всё еще про «Ванильного ниндзя» - открылся заново и действует до сих пор: 29 августа состоялся запуск 7-го сезона. Главная причина для гордости в среде отечественных клубных мэтров - отсутствие каких-либо четко выраженных внешних влияний на их предпочтения в вопросах музыки, интерьеров и атмосферы. Работает принцип «никогда не повторяйся»: выкинь осточертевшие всем дискоболы и используй вместо них шары с острыми разноцветными силиконовыми шипами, как в новом «Ванильном ниндзя». Странно? Да. Публика не поймет? Поначалу да. Но зато потом это становится главным трендом Instagram.


В 2012 году при участии Кирилла Королева (своего рода альтер-эго Алексея Горобия в андеграунде) открывается Shakti Terrace - удачная попытка совместить видение и культ Королева с аудиторией Горобия: чайная, библиотека, зверский лайнап, самые продвинутые клабберы города и отличная ресторанная площадка.

Забавный, кстати, тренд клубной культуры: сегодня понятия «клуб» стараются избегать. «Ниндзя» вот называют small room, Shakti - терраса, Troyka Multispace - «пространство-трансформер», а месяц назад открывшийся Campus Tanzbar на Трехгорной мануфактуре - «гастрономическое заведение, заточенное на техно-культуру». Но все это не «клуб» в привычном понимании этого слова. Это подчеркивается даже музыкой: в Tanzbar, например, играет медленное техно, которое по неопытности легко перепутать с lounge - под такое не танцуют, под такое едят и вообще прекрасно проводят время, попивая коктейль «E-ON Almond rush + Ром».


По сути, действительно музыкальных клубов высшего эшелона в сегодняшней Москве всего два: это современные клубные консерваторы Soho Rooms и «Артель Бессоница» - свежая идея от не так давно закончившего работу с Imperia Lounge все того же Алексея Горобия (ты уже, наверное, понял, насколько это значимый в индустрии человек), классический клубный проект с прогрессивным отношением к саунду (парни особо гордятся дружбой с Ibiza Global Radio - крупнейшей радиостанцией электронной музыки в мире).


Чуть ниже раскачивается упомянутый ранее Icon (своего рода замена вышеупомянутой «Опере»), за ним - чрезвычайно популярные алкоплощадки Gipsy и Jagger. В остальном - гибридные проекты, оттянувшие на себя аудиторию ночных клубов: рестораны Ginza Project, White Rabbit, Облака, Buddha Bar и, конечно, гламурный ресторан «Сибирь» с не очень понятно откуда вернувшимися пафосными замашками русской аристократии. Из клубов-гигантов - огромная площадка под такие же огромные мероприятия Space Moscow. И, конечно, техноМекки: все тот же «Ванильный ниндзя», «Крыша мира» и заново открывающаяся ARMA.

Сегодня многие уверенно заявляют, что клубная культура в Москве (и заодно стране) медленно, но верно вымирает. Мол, людям стало плевать на музыку, на качество привозов, на героизм промоутеров; клубы сегодня - это просто еще один способ праздно провести время, наряду с дорогими ресторанами, театром или домашним просмотром сериалов. Что, собственно, и культуры-то уже нет никакой. Мы вот думаем, что это не так; нам кажется, что это всего лишь очередная ступень эволюции. Панк тоже хоронили, и не раз. Как и метал, и бритпоп, и набивший оскомину русский рок. Сфера эволюционирует, ищет новые способы проявить себя, удивить своих адептов - и неизбежно сливается с другими сферами. И это нормально.


Русская клубная аудитория привыкла, что ее развлекают, они видели все - Нью-Йорк, Канкун, Дрезден, Берлин, Амстердам, Ибицу - и с ней очень сложно работать и легко «обломать». Сейчас их не удивить Геттой за 200 тысяч долларов за перфоманс. Это не европейцы, которые приходят в клуб уже веселыми - и если их не пустят, они не расстроятся и просто пойдут дальше. Русские стали избирательными, и именно их выбор и предпочтения будут определять, куда будет двигаться клубная индустрия дальше.

Эта статья - часть нашего о клубной жизни Москвы. Там тебя ждут откровенные истории ветеранов отечественной клубной жизни, полноценный гид по ночным заведениям Москвы, советы о правильном флирте с девушками в клубной обстановке - и еще уйма другой полезной информации!

Фото: клубы ICON, Солянка; Shutterstock

Как без проблем пройти в клуб «для своих» и устроить собственную вечеринку.

ОСТОРОЖНО, КЛУБЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Еще в глубоком детстве мамино «нельзя» будило в нас непреодолимое «хочу». С тех пор практически ничего не изменилось. Нас все так же раздражают соседские машинки, разве что вместо игрушечных замков мы стремимся в самые настоящие крепости из кирпича, стекла и металла. Ночные клубы со всеми их атрибутами — веселой толпой, грохочущей музыкой и стреляющим солнечными зайчиками диско-болом — выполняют функцию буфера между мечтой о сказке и жестокой реальностью. Собираясь в клуб, мы словно расписываемся в том, что мы юны и бодры и что у нас еще все впереди. И чем строже фейсконтроль, чем умопомрачительней список гостей, чем баснословней цены на напитки, тем больше удовольствия мы получаем, попадая внутрь.

Махина под названием «гламурный клуб» питается вечно пухнущим гипертрофированным эго своих набриолиненных посетителей. Но непомерный пафос — совсем не обязательный спутник закрытых клубов, ибо закрытые клубы тоже бывают разные. Далеко не всем хочется танцевать под пышный хаус в окружении усталых мужчин в костюмах Brioni и их силиконовых долин. Кому-то милей старый фанк и компания почтенных серферов в полинявших от солнца майках-алкоголичках.

Публика в закрытых клубах бывает самая разная, посетителей этих мест объединяет сложность попадания внутрь. Зато внутри счастливчиков ждут настоящие богатства. В легендарном нью-йоркском «Studio 54» завсегдатаям позволялось все и даже больше — Бьянка Джаггер на собственный день рождения заявилась в клуб голышом и на скакуне, а в уже почившем клубе Mix можно было приметить Огненную леди, возомнившую себя Моникой Левински в Овальном кабинете. Нынешняя Москва знает массу закрытых клубов на любой вкус. Главное тут — выдержать испытание фейсконтролем.

Тот же «Studio 54» вошел в клубные анналы еще и потому, что его фейсконтроль был эталоном строгости. Развернуть на входе могли даже знаменитость. Как-то в клуб не пустили саму Шер. «Но я же Шер!» — воскликнула певица, и тут же услышала от охранника: «Я знаю, кто вы». Неудивительно, что стоявший на дверях фейсконтрольщик в какой-то момент стал чуть ли не более популярен, нежели хозяева клуба.

Самый известный столичный фейсконтрольщик — Паша Фейсконтроль. Беспристрастному юноше, традиционно фильтрующему толпу у входа в клубы Алексея Горобия, даже посвящен трек, который так и называется «Паша Фейсконтроль». В хите DJ Smash олигархи просят Пашу о пощаде и проходе, но тот заявляет: «Не, я денег не беру, звоните Горобию». Самого Пашу как-то тоже не пустили в клуб «Титаник», но трудности молодого человека не смутили, и вскоре он уже охранял вход в искомый клуб лично. Если вас вдруг развернули, не расстраивайтесь и попробуйте зайти с другой стороны. Кому-то помогла воскресшая благодаря odnoklassniki.ru дружба с сидевшим за соседней партой хулиганом — теперь он дико модный диджей. Дорогу, как известно, осилит идущий.

Говорят, что года два назад к вам было невозможно попасть.

К нам и сейчас сложно попасть. Хорошего не может быть много.

Как вы считаете, искусство — для избранных?

Да, безусловно. Искусство всегда элитарно, всегда! Оно для тех, кто это на самом деле любит и может себе это позволить. В том числе материально. А люди, которые идут в музей, уже элитарны духом. Человек, которому искусство по барабану, не будет стоять два часа в очереди в , чтобы увидеть прекрасную картину.

А к вам кто приходит?

Мы приглашаем на наши вернисажи тех, кого мы рады видеть — друзей, хороших знакомых. В обычные рабочие дни вход по предварительной записи. Конфуций писал: «Доблестный муж всегда соблюдает ритуал». Если ты хочешь посмотреть выставку, надо для этого сделать хоть какие-то действия. Позвонить, записаться, назвать себя. Ты придешь, тебе все покажут.

Что у вас происходит на мероприятиях?

Недавно Международное общество Страдивари привезло четыре великие скрипки. Сначала прекрасный скрипач играл короткие эпизоды на разных скрипках, и у публики была возможность сравнить звук. Затем путем голосования была выбрана лучшая скрипка, и на ней был дан концерт.

Что происходит на вернисажах?

Общение. Оно рождает новые идеи, какие-то чувства.

Искусство можно назвать трендом? Кто-нибудь из ваших покупателей приобретает картины просто так?

Я не знаю таких людей. Я с ними не знаком. Трендово купить новый «Майбах». Искусство — это не тренд. Это часть образа жизни людей. Те, кому интересно и кто любит, имеют возможность попасть куда угодно. Галерея находится напротив Павелецкого вокзала. Хорошо, давайте я открою двери. Посмотрите, кто там ходит.

Чьи картины вы никогда не будете выставлять?

Никаса Сафронова. Никогда не будет его выставки в этой галерее.

Есть какие-то места, куда вы хотели бы попасть, но не можете?

Люди всех возрастов, различных социальных сословий высшего ранга. Они обладают тонким чувством красоты и позитивностью восприятия.

Социально-культурные явления такого ранга, как «Крыша Мира», появляются редко не только в Москве, но и в мире. Они остаются яркими вспышками воспоминаний. Это можно сравнить с «Studio 54», или Hacienda, или клубом Penthouse образца 1994 года. «Крыша» просуществует до ноября этого года.

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от состояния?

Для друзей, для людей позитивных, искренних, красивых внешне и внутренне, для ищущих, любящих и понимающих настоящую музыку. Люди, которые оказываются у нас, — наши гости, а не клиенты.

Как о вас узнают люди?

Только друг от друга.

Если бы вы не занимались тем, чем занимаетесь сейчас, то чем тогда?

Это наша судьба, вне зависимости от обстоятельств.

А что вы делаете днем?

Живем, наслаждаясь прекрасностью бытия и самосовершенствуясь. Кстати, «Крыша Мира» ежедневно открыта для отдыха, здорового питания, встреч, общения, совместного творчества членов нашей большой семьи.

Вы принципиально выбираете закрытые места?

Если клуб не закрытый, то значит там как-то попсово, неинтересно.

А что такое «Хохловка»?

Это не клуб. Это, скорее, площадка, где проходят разного рода мероприятия. Это андерграунд. Здесь музыка, которую не везде можно услышать. Наши вечеринки проходили всего четыре раза за полгода. Должен быть или информационный повод, или праздник, чей-то день рождения. Если это мероприятие мы делаем для своей промогруппы, то это одни критерии. Если же оно массовое, то тут главное, чтобы не приходили все подряд.

Сколько времени нужно, чтобы устроить вечеринку?

По-разному. Обычно две недели. Хотя для Redbull Music Academy нам было достаточно дня.

Как надо одеваться, чтобы пустили?

Кэжуал. Это беспроигрышный вариант. Для девушек — каблуки, джинсы, платья. Это может быть и странная одежда. Главное, чтобы все выглядело гармонично.

Кого впустите?

Человека, который знает, куда он идет, к кому он идет. Если его нет в списках, я могу спросить, откуда он узнал о вечеринке, кто его пригласил. К нам приходят стильные, интеллигентные, прогрессивные, современные люди.

Красивые?

Да. Хотя бы внутренне.

Вы запоминаете людей, которых пропускаете?

Не всех, конечно. Но я помню в лицо тысячи три человек.

Почему закрытый?

Легенда о том, что в клуб «Мост» сложно попасть, скорее всего, преувеличение. Она равносильна той, что существовала когда-то про клуб «Цеппелин». Фактически могу сказать, что даже если вас нет в списке гостей и вы не являетесь членом клуба, но при этом вы по виду проходите фейсконтроль, у вас есть все шансы пройти. Мы все-таки коммерческое заведение и заинтересованы в том, чтобы к нам приходило достаточное количество людей. Ну а люди взрослые и обеспеченные регулярно по клубам не ходят. Поэтому мы ориентируемся, в основном, на молодых, хорошо одетых людей, у которых есть деньги.

Кто члены клуба?

Это друзья друзей. Это наши личные друзья, известные актеры, писатели, художники, бизнесмены. Вся творческая и бизнес-элита.

Что бы вы хотели, чтобы знали о вашем клубе?

Хотелось бы, чтобы воспринимали клуб как некую городскую легенду, как клуб, в который нужно обязательно сходить. Как в ресторан , на Красную площадь и в . Это один из самых красивых клубов в мире, с позитивной атмосферой и хорошей музыкой.

Кого бы не хотели видеть никогда?

Негативно настроенных людей, которые пришли, чтобы проявить свои комплексы и обсудить какие-то проблемы. И я не хочу видеть плохо одетых и некрасивых. Можно в кроссовках и в кедах прийти — зависит от того, какая при этом рубашка и штаны. Я вот тоже хожу в кроссовках.

Для кого вход открыт всегда, в любом состоянии и любом виде?

Для звезд шоу-бизнеса и для людей медийных мы идем на компромиссы и все-таки делаем скидки.

Кем бы вы были, если бы не занимались клубами?

Скорее всего, автогонщиком. Я люблю машины и все, что связано со скоростью. И еще я мегагорнолыжник.

Кем бы вы никогда не стали?

Никогда бы не стал работать в морге, в ГИБДД и, наверное, гинекологом.

Vynil Ninja
Рочдельская, 15

Хозяева не хотели говорить об этом заведении ровным счетом ничего, кроме: «Зачем? Просто напишите, что существует такой закрытый клуб “Виниловый Ниндзя”. И все». Клуб работает только по четвергам. Фейсконтроля нет. Есть только кнопка домофона и камера наблюдения. Попасть в него совершенно нереально. Те, кто там были, делали это примерно так: надо подойти к некоему железному забору. Позвонить в некий звонок. Произнести в систему некое имя (желательно то, что в некоем списке) и… молиться, что вы угадали. Шутка. Даже если вы угадали, вас все равно не пустят. Хозяева знают всех своих гостей в лицо. При несовпадении «сим-сим» не срабатывает. Даже если вы пришли с тем, кто в списке, — не факт, что зайдете. Привести с собой кого-либо, кто не в списке, без предварительной договоренности с промоутерами тоже невозможно. Проект некоммерческий, поэтому цены в баре очень низкие. Говорят, здесь собираются модные, актуальные и известные личности ночной Москвы. Некоторых по праву можно даже назвать фриками. Здесь играет редкая радость московских танцполов — ставший уже эксклюзивным диджей List. А на диванах в стиле Людовика XIV выпивают скрытые от всех и вся посетители.

Dj List

Я играю здесь по четвергам. С 0.00 до 4.00 все танцуют, отдыхают. Этот клуб открылся совсем недавно, недели три назад. Место новое, собирает новых людей, они все приходят потанцевать. Много лиц нетрадиционного восприятия мира, что делает вечеринку настоящим весельем. Вход там очень сложный. Но вообще туда ходят милые люди. Нет, правда, милые. Не бездельники какие-то, а золотая молодежь.

Почему клуб закрытый?

Клуб для премиальной аудитории может быть только закрытым, так как сама эта аудитория крайне закрыта ото всех.

Почему сложно попасть?

Клуб небольшой, а VIP-ложи уже все зарезервированы на полгода вперед.

Если к вам придет человек, а его не пустят… Какие причины?

Причин масса — от внешнего вида до поведения человека у входа в клуб! Мы хотим видеть жизнерадостных, красивых, позитивных людей!

Есть или будут ли члены клуба с картами? Кто эти люди?

Карты будут обязательно, это будет респект нашим друзьям. Мы хотим, чтобы у них всегда в портмоне были приятное воспоминание в виде карты о прошедших выходных и спокойствие, что им не придется толкаться на входе!

Что бы вы хотели, чтобы люди знали о вашем клубе (из тех, кого не пустили)?

Что, в итоге, мы их тоже ждем, но они должны сделать над собой некоторые усилия!

Кого вообще никогда не хотели бы видеть?

Негативных возбудителей общества!

Для кого вход открыт всегда, вне зависимости от одежды и состояния?

Надеюсь, ни для кого.

Кем бы вы были, если бы не клубы?

Маркетологом с философским образованием.

Вы любите готовить? Коронное блюдо?

Люблю смотреть, как готовят другие. Особенно по каналу Travel&Living.

Что едите на завтрак?

Если еду в час дня можно назвать завтраком, то тогда стараюсь взять в нашем Ifiori Bacardi bar рисовую кашу и чай «Лапсанг Сушонг».

Billy’s Loft

Многих обеспеченных москвичей и некоторых гостей столицы волнует вопрос о том, какой будет дальнейшая судьба так удобно и вовремя сгоревшего клуба «Дягилевъ». Доподлинно ничего неизвестно, кроме каких-то обрывков фантазий абсолютно некомпетентных персонажей и помноженных в уме догадок праздношатающейся публики. Сами же «погорельцы» — знаменитый Синиша Лазаревич (арт-директор и главный промоутер клуба), Михаил Козлов (директор) и владелец клуба Алексей Горобий — выглядят вполне довольными жизнью и отнюдь не выбитыми из колеи пожаром, который уничтожил буквально все — и клуб, и расположенный в этом же здании офис. И это, кстати, несмотря на то, что застрахованы от пожара они не были — катастрофа вылилась в чистый убыток.

Выдержка и оптимизм сильнейших мира вызывает восхищение. Но что же так вдохновляет этот сплоченный коллектив, состоящий из «нескольких хороших парней»? Что за проект они готовят? Почему увиливают от прямого ответа на справедливый вопрос тусующейся общественности «что дальше?». Так вот, судя по редким слухам, существует некий проект нового клуба, попасть в который будет еще сложнее, чем во все предыдущие заведения этой компании. Говорят, что это будет гигантский лофт площадью чуть ли не 1000 кв. м, и выглядеть все будет так, будто вечеринка происходит у кого-то дома. У кого-то очень богатого, холостого, с разгульным образом жизни и плейбойскими замашками. Кухня, столовая, гостиная, кабинет, спальня, зимний сад, библиотека — все эти жилые пространства станут местом действия.

Везде будет отмечаться незримое присутствие хозяина — вымышленного персонажа, а может, и реального человека. Всех волнует другой вопрос: будет ли каждую ночь ровно в полночь из спальни хозяина лофта выходить девушка (естественно, всегда разная) и принимать душ, а через прозрачное стекло можно будет лицезреть ее прямо с крутящегося танцпола-трансформера?..

Пока клуб не будет введен в эксплуатацию, точного ответа мы не получим.

Айдан Салахова, галерист, одна из создателей

Проект откроется осенью. Тогда и звоните. Пока вся информация засекречена.

КАК УСТРОИТЬ ВЕЧЕРИНКУ

Музыка
Самый проверенный вариант — это коммерческий хаус. Композиции, которые у всех на слуху, обрабатываются, миксуются и соединяются в один яркий и ритмичный трек.

Можно пригласить Dj Smash с его «Moscow never slips» за $3000, а можноначинающего резидента какого-нибудь бара в центре Москвы за $300. Зарубежные диджеи уровня Дэвида Гетты, Алекса Гаудино берут от $8000 до $20 000 за сет. А сумасброды Abstract Message — $2000.

Кроме диджеев на крупные мероприятия часто приглашаются отечественные селебритис. Выступление Билана, например, стоит от $30 000 до $50 000. Примерно столько же стоят «ведущие вечера» Малахов или Мартиросян.

Шоу-бизнес — сфера специфическая. В нормальном бизнесе лишние посредники увеличивают цену товара — здесь все наоборот. Цены, о которых идет речь, объявят менеджеры артистов, если связываться с ними напрямую. Если же воспользоваться услугой «друзья друзей», то цены снижаются вдвое-втрое.

Площадка
Самый простой вариант — клубы. Тут сразу понятно, в каком стиле будет проходить ваше мероприятие. Аренда площадки может стоить от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч и даже сотен. Банкетный зал уровня Luxury стоит $50 000 — еда, выпивка и все остальное увеличат цифру раза в полтора-два.

Event-агентство
В России этот рынок появился сравнительно недавно, и на нем пока творится полный хаос. Провалят мероприятие или организуют настоящую феерию — предугадать очень сложно. Есть известная Eventica, которая потихоньку выходит на европейский рынок. А есть ребята из AnyWish, которые вернулись из Европы и начали устраивать фантастические шоу.

В большинстве случаев заказчик хочет сам поучаствовать в процессе, а агентству поручает придумать и реализовать развлекательную программу. Нужна ли она вообще? Все зависит от гостей вечеринки. Если собираются добрые друзья, то искусственно придуманные развлечения будут им только мешать. Если же собираются люди, которые наперед знают, кто что скажет и кто с кем спит, то их профессионально развлекать просто необходимо.

Как выбрать Event-агентство?
Цен на услуги Event-агентств как таковых нет. Есть комиссия от общей стоимости мероприятия. Диапазон ее колеблется от 5% до 15%. Как и в случае со звездами, очень многое зависит от личного контакта.

Event-агентства:
Eventica (eventica.co.uk) — крупнейшее агентство в России.

Модельное агентство Point (pointmodel.ru) — делает очень качественные мероприятия.

Tabakoff (tabakoff.ru) — по слухам, дочерняя фирма знаменитого актера Антона Табакова, работают такие же перфекционисты, как и он сам.

Bokov-Factory (bokovfactory.ru) — специализируется на пафосных мероприятиях в закрытых клубах.

GoldenSmile (goldensmile.ru) — специалисты в организации свадеб, корпоративных мероприятий.

Устраивать ритуальные танцы у колонки

Угощать красавиц в демократичном клубе

Электрохаус со скрипками

Отправляться в ночное, уложив ребенка спать

Устроить афте-пати на кровати

Блог Юли Говор

Немодно

Корчить из себя глухонемого

Играть в минимализм

Нелестно отзываться о незнакомом человеке просто потому, что он не пустил тебя в клуб

Убираться в хлам

Топтаться у барной стойки

Минимал-техно с щелчками

Устраивать домашние утренники для малолеток

Блок клубных карт