Алексей михеев патриархия. Карьерные успехи и неудачи

29.05.2017

26 мая в московском Сретенском мужском ставропигиальном монастыре прошел семинар по вопросу современной практики прещения священнослужителей. В нем приняли участие Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва и наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон. Обсуждение возглавил председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по церковному праву архиепископ Берлинский и Германский Марк.

На встрече был рассмотрен проект документа «Церковные правонарушения клириков и применение канонических санкций (прещений) по отношению к ним в современных условиях». Текст документа составлялся комиссией по церковному праву на протяжении двух лет. По словам секретаря комиссии, проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова, в основу текста легли рекомендации правящих архиереев Русской Православной Церкви, систематизированные по итогам проведения заочного опроса.


«Мы просили правящих архиереев сообщить, какие вопросы, связанные с применением правил церковных наказаний по отношению к клирикам, сегодня, на их взгляд, актуальны, какие церковные правонарушения среди клира стали в последние годы наиболее распространенными, существуют ли такие правонарушения, каноническую оценку которых они считают затруднительной. Из присланных ответов был составлен первоначальный вариант документа», – сказал священнослужитель на открытии обсуждения.


Документ разделен на четыре части по видам правонарушений. В первой части перечисляются преступления против веры и церковного единства – вероотступничество, уклонение в раскол, умышленный отказ от поминовения имени Святейшего Патриарха и правящих архиереев; во второй – церковно-должностные преступления, такие как отказ в повиновении священноначалию, святотатство, публичное распространение ложных сведений о жизни Церкви, пребывание клирика в политических партиях. Третья и четвертая части документа перечисляют правонарушения, связанные с богослужебной деятельностью и личные прегрешения, в том числе касающиеся семейной и частной жизни.


По словам протоиерея Александра Задорнова, в ходе предшествовавших семинару двухлетних дискуссий высказывались разные предположения относительно формулирования общецерковного Положения о прещениях клириков. «С одной стороны, это будет нормативный акт для всей Церкви, с другой стороны, с другой стороны, правящие архиереи будут определенным образом этим актом связаны», – отметил проректор Московской духовной академии.


В настоящее время юридическая служба Московской Патриархии готовит окончательный текст вводной части (преамбулы) Положения.


«Наша задача на сегодня – понять, насколько наказания, предусмотренные церковными канонами, применимы в наше время, исходя из церковной практики, как они соответствуют епархиальной практике; будет ли это Положение рекомендательным или обязательным», – подчеркнул протоиерей Александр.


По словам архиепископа Марка, сложившиеся церковные каноны дают достаточно широкую трактовку прещений за одно и то же правонарушение – так, исходя из одного текста, это может быть запрещение в священнослужении на один год, в то время как другой источник говорит о запрете уже на двенадцать лет. «Надо найти ту меру, которая соответствует состоянию нашего общества – общества, которое сильно отличается от общества IV-V веков», – считает председатель комиссии.


В тексте Положения обобщены виды прещений, предусмотренные церковно-правовыми нормами: замечания, выговор, освобождение от должности, запрет в священнослужении, извержение из сана, даны ссылки на канонические основания каждого прещения. По итогам обсуждения в ряд формулировок были приняты поправки, участники семинара согласились с необходимостью принятия такого Положения как общецерковного.

Алексей МИХЕЕВ

Фотографии предоставлены Сретенским монастырем

Источник: РИА Новости

Алексей Михеев

У священников есть «кодекс поведения в интернете». Его составил известный миссионер протоиерей Александр Авдюгин, призвав собратьев не походить на героев сериала «Интерны» и отвечать «не знаю», когда нечего сказать. «Каким бы ты ни был по возрасту, стажу служения и интеллекту, с тебя все равно будет спрос как с патриарха», - писал он в своем «Живом журнале». Сегодня интернет на службе у монахов - одна из тем Архиерейского собора Русской православной церкви, который проходит с 29 ноября по 2 декабря в Москве. Совместимо ли иноческое служение с блогерством, что приносят монахи во Всемирную сеть и что выбрать - интернет или напитки, разбирался корреспондент РИА Новости.

Игумен Андрей (Мороз) три года руководил духовной семинарией в Якутске. В одном из интервью он говорил, что мечтает о том, чтобы каждый студент имел задатки святого. Сейчас он - настоятель главного собора в кубанском Кропоткине. В «Фейсбуке» у него пять тысяч «френдов».

Как и все в этом мире, Церковь имеет свой идеал - монашество. А главный идеал монашества - это удаление от мира. В поиске Бога и теснейшего общения с ним. Интернет - это все-таки инструмент мира, а соцсети - средство коммуникации. И тут важно найти соотношение, насколько это уместно для монаха.

Игумен Андрей (Мороз)

Ученые монахи

С давних пор монашество в России делилось на монастырское и ученое. К последнему относились, как правило, видные богословы, упражнявшиеся в переводах, научных трудах и преподавании. Яркий пример - преподобный Максим Грек, которого академик Лихачев называл «первым интеллигентом на Руси». Он, в частности, перевел с греческого Псалтирь - одну из главных христианских богослужебных книг. Позже к ученым монахами стали причислять и иноков, служащих на приходах, в миру.

Должен ли мирской монах так же удаляться от мира, как и его собрат в келье? Это тонкая грань, считает отец Андрей. «Все мне позволительно, но не все полезно», - писал апостол Павел.

Человеку, который не научился отличать добро от зла, в интернет ходить опасно.

«Монах растит в себе нового человека, это трудно. И выливать в интернет трудности своего духовного опыта, как часто бывает, - крайне вредное занятие», - уверен священник.

Ложные смыслы


Нажмите,
чтобы включить звук

О разрушительном влиянии интернет-публикаций говорил и патриарх Кирилл братии Соловецкого монастыря. Укрыться от захлестнувшего мир информационного потока за монастырскими стенами, даже такими, как стены легендарной обители-крепости, сегодня невозможно, предупредил предстоятель Русской церкви.

«Фейсбук» - это стремнина. Помните, что он первоначально задумывался как инструмент знакомства? А стал мегапроектом. Боты, фейки, у некоторых людей по семь-восемь страниц", - развивает мысль патриарха отец Андрей.

В этом потоке священнику, особенно если он неопытен, очень трудно разобраться: примет что-то за чистую монету и сам станет родоначальником фейка.

Игумен Андрей (Мороз)

Вместе с тем он полагает, что «Фейсбук» многое потеряет, если из него уйдут. Почему? Потому что монастырские интернет-странички он сравнивает с «маяками, показывающими путь в тихую гавань среди волн бушующего мира». «Если православные исчезнут из интернета, то где в эпоху интернет-зависимости верующие будут брать хотя бы расписание богослужений?» - смеется он.

Молитва об интернете

Широко известный в «православном интернете» московский врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) собирает тысячи лайков и комментариев.

Его постоянно банят и называют еретиком, к чему он относится с юмором и молится о том, чтобы «Господь не допустил лишения монахов интернета».

«Всегда нужно трезвение. А уже от самого монаха зависит сделать все, чтобы не превратиться в раба интернета, чтобы интернет не превратился в греховное действо, как и любое другое пристрастие. Можно же сидеть водку пить - и не надо никакого интернета. Конечно, если ставить вопрос, пить водку или сидеть в “Фейсбуке”, то лучше пойти полечиться. А если рассуждать в общем, то интернет - дело более продуктивное», - уверен отец Феодорит.

Жесткую полемику он одобряет, но только кроме «баттлов», где важно подобрать самое емкое ругательство. И даже простые фотографии с богослужений, по мнению отца Феодорита, идут на пользу людям: они видят, что знакомый им по интернету батюшка «не ерундой страдает», а служит, и значит, Церковь присутствует в мире.

И о болезни Его Святейшества:

О священной болезни Его Святейшества мне поведал
еще четверть века назад епископ Тамбовский .

Итак, из переписки с читателями:

Аноним: "И какая тут клевета? Я аналитег, и давно промониторив сей совнаркомовский ЖЖ вижу ясно - группа хорошо оплачиваемых комиссаров по комсомольски занимантся одним и тем же. И ни какого деда не существует, это выдумка. За пару лет сколько раз поменялась стилистика постов и ответов на комментарии? А уж заказной характер книжки Сенькина виден любому слепому. Четыре поста ни о чем и ради этого почти пропущено важное событие - , уж прямо очевидно в Сретенье патриарху было отказано во встрече. Надеюсь в курсе что сретение в переводе с цся это встреча? И это при том, что обычно такие события смоковались чуть ли не неделю".

отстранение патриарха от сослужения со Христом
: "Друг мой, у Его Святейшества усугубляются приступы падучей -
следовало бы старика и пожалеть малость.
Эпилепсия - вот что объединяло и Никодима и его наперснаго ученика.
Раньше у аввы Кирилла приступы эпилепсии случались нощию.
Первый дневной приступ случился с ним
на отпевании патриарся Алексия Ридигера.
Нынче падучая биет понтифика на литургиях,
фармакология уже не помогает.
Будьте милосердны, добрый мой друг".

(Анонимно): "А с чего вы взяли что я не милосерден? Очень даже милосерден. И моё милосердие мне говорит, что нужно заострить внимание к тяжкоболящему патриарху и попросить его отправиться на покой и лечиться, ну как многие больные лечаться.
То что произошло не просто болезнь, а явный видимый знак от Главы Церкви, что пора всей церкви начиная с патриарха уже лечиться - начать покаянное делание. Такие приступы у него были и раньше, просто на камеру не попадали, и что интересно почему-то чаще всего во время богослужений. Но ведь это не единственная его болезнь, ещё и высокое давление и прочие болячки. И спрашивается зачем он лез в патриархи? Он ведь прекрасно знал что все болезни обостряться.
Поэтому милосерднее будет не замолчать эту тему, а поднять её, и попросить патриарха начать интенсивное лечение на покое, и созвать поместный собор не столько для выбора нового патриарха, сколько для того, чтобы начать реальные жизненно важные преобразования церкви, ведь если этого не сделать, церковь будет уничтожена.
Так что напрасно вы мне немилосердием пеняете.

И всё же тут дело не только в эпилепсии, у меня были знакомые у которых случались внезапные приступы, как правило приступы были не долгими и прийдя в себя они не чувствовали себя не отяжеленно. А патриарх, как известно не смог служить в прощенное воскиесение.
В данном случае, считаю, не стоит замалчивать, иначе приступов будет больше и они будут неожиданными, а затем внезапная смерть. Бывают ситуации когда некоторые поступки с первого взгляда не милосердные спасали жизнь, например: человекку стало плохо, он задыхается, кто то газетой махает у лица, кто то воротник расстегивает, а находящийся тут же врач делает страшное - режет горло, и тем спасает человеку жизнь, а иначе бы он умер. Так и в этом случае. Есть Геленджик, отличное место для покоя и лечения патриарха, и церкви нужен нормальный поместный собор, действующий не один год, на котром все и миряне (не дирекотра заводов и балерины), и священники и епископы вернут решения ПС 1917 года, и наметят как дальше развиваться церкви. Церковь феодально-крепостническая обречена на умирание. В месте с этим нужно решить всем, как остановить обмирщение Церкви. Если мы промолчим, и просто дождемся до дня внезапной кончины нынешнего папы, то, боюсь точно следующим патриархом будет слащавейший".

"Варвара Калаказо
Вы точно знаете, что у ПК эписепсия?
Что совсем не похоже, как же можно с такой опасной болезнью лихачить на лыжах по горам, заниматься ушу, да и всю космическую подготовку полностью прошел, а это даже для молодых тяжело, такая там нагрузка!
И при этом его признали годным к полетам в космос".

(Анонимно): "У него не только эпилепсия, он сам признался в одном интервью что у него бывает очень высокое давление и он гордится тем, что при таком давлении служит литургию, потом де давление нормализуется под действием молитвы, но это сумасшествие. Так что про космос и полеты это только во сне.
И вы правы, ему категорически противопоказаны горные лыжи. И он не задумывается о том, что его может либо паралич разбить, либо впасть в кому. А теперь представьте что будет с церковью в этом случае. А если это продлиться лет десять, вот у светской власти в случае проблемы с первым лицом, президентом, автоматически премьер становится И.О., а в церкви такого нет, что десять лет церковь будет угасать вместе с обездвиженным патриархом? Представить ведь не сложно, достаточно вспомнить митр. Владимира (Сабодана). Что Чашины будут заправлять всем? Поэтому я и говорю, ему нужно лечиться на покое и созвать поместный собор, пора заканчивать с фантазиями о симфонии властей. Представьте себе что на выборах победит миллионер-коммунист (хотя вроде и беспартийный) Грудинин, а не Путин, и такой вариант возможен, ведь В.В.П. не собирается улучшать качество жизни населения, а только качество жизни узкой группы лиц. Сказочная жизнь закончится для разжиревших и одуревших от всевластия епископов, а молодое поколение, к их сведению, по социологическим исследованиям, не имеет авторитетов в своем мировоззрении.
Пора деда-патриарха будить от его давнего сказочного сна".

ЛГБТ-активист Николай Алексеев объяснил НСН, почему гомосексуализм не лечится воцерковлением.

Вернуть гомосексуалистов к традиционной сексуальной ориентации способно воцерковление. Такую мысль высказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия 24».

«Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином», - цитирует владыку Ura.ru.

Московский ЛГБТ-активист Николай Алексеев в эфире НСН не поддержал теорию представителя РПЦ, а также объяснил, почему не существует эффективного способа «излечить» представителя сексуальных меньшинств от его «недуга».

«Я крещённый человек, православный, и мне очень хотелось бы спросить - куда нужно сходить, записаться на приём, чтобы “излечиться” с помощью воцерковления от гомосексуализма. Я не знаю ни одного человека, который бы “излечился”. Это невозможно, потому что это врождённые характеристики человека, точно так же, как нельзя поменять цвет глаз, кожи, леворукость или праворукость. Это всё заложено природой, поэтому нет даже никакого смысла в том, чтобы предпринимать шаги, чтобы изменить сексуальную ориентацию 5% населения, которые были во все времена, во всех странах. Естественно, что никто никого лечить не будет, ни с помощью медицинских, ни с помощью духовных методов, просто потому, что их не существует», - заявил ЛГБТ-активист.

Он напомнил, что новостей и заявлений, связанных с темой сексуальной ориентации, стало чрезмерно много в последнее время, однако большинство из них не стоят внимания. Слова митрополита Иллариона он также отнёс к категории пиара позиции Русской православной церкви.

«Мы слышим очень много подобного бреда в последнее время. Лечить от гомосексуализма предлагали шарлатаны от медицины, что противоречит международной психиатрической конвенции. МКБ-10 - классификация психических заболеваний, в которой говорится, что гомосексуализм не является таковым. Весь мир это признал, и Россия признала. Теперь предлагают лечить с помощью духовных вещей - религии, церкви. Я считаю, что это очередное эпатажное заявление для привлечения внимания к этой теме, для акцентирования позиции Русской православной церкви по этому вопросу, но не более того», - заключил Алексеев.

По мнению митрополита Волоколамского Иллариона, сексуальная ориентация человека не является врождённым качеством, что доказано рядом учёных. Склонность к гомо- или гетеросексуальным отношениям определяется в детстве или юности, на что воздействует множество факторов, пояснил представитель РПЦ. При этом он добавил, что не считает позицию церкви по этому вопросу антинаучной.