Синдикат объединение. Что такое синдикат и для чего он нужен

  • 4. Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 4.1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  • 4.2. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  • 4.3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
  • 5. Финансовый контроль
  • 5.1. Понятие и значение финансового контроля
  • 5.2. Виды и органы финансового контроля
  • 5.3. Методы финансового контроля
  • Особенная часть
  • 1.1.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
  • 1.1.3. Бюджетное устройство в Российской Федерации
  • 1.1.4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  • 1.2. Бюджетные права(компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
  • 1.2.1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
  • 1.2.2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации
  • 1.2.3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации
  • 1.2.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
  • 1.3. Бюджетный процесс
  • 1.3.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • 1.3.2. Стадия составления проекта бюджета
  • 1.3.3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
  • 1.3.4. Стадия исполнения бюджета
  • 1.3.5. Отчет об исполнении бюджета
  • 1.4. Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
  • 1.4.1. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов
  • 1.4.2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • 1.4.3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
  • 1.4.4. Правовой режим целевых фондов Правительства рф
  • 1.4.5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
  • 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1. Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1.1. Понятие финансов государственных и муниципальных предприятий
  • 2.1.2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  • 2.1.3. Правовые основы планирования финансовых ресурсов предприятия
  • 2.2.1. Выручка и прибыль предприятия
  • 2.2.2. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
  • 2.2.3. Правовые основы использования кредита, амортизационных отчислений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
  • 2.2.4. Порядок распределения и использования прибыли государственных и муниципальных предприятий
  • 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  • 3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
  • 3.1.3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
  • Контрольные вопросы
  • 3.2. Общие положения налогового права
  • 3.2.1. Налоги, их понятие и роль
  • 3.2.2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов
  • 3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
  • 3.2.5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
  • 3.3. Налоги с физических лиц
  • 3.3.1. Общие положения
  • 3.3.2. Подоходный налог с физических лиц
  • 3.3.3. Налоги на имущество физических лиц
  • 3.3.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  • 3.4. Налоги с организаций
  • 3.4.1. Общие положения
  • 3.4.2. Налог на добавленную стоимость
  • 3.4.3. Акцизы
  • 3.4.4. Налог на прибыль предприятий и организаций
  • 3.4.5. Налог на имущество предприятий
  • 3.4.6. Налог на операции с ценными бумагами
  • 3.5. Налоги целевые
  • 3.5.1. Общие положения
  • 3.5.2. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
  • 3.5.3. Земельный налог
  • 3.5.4. Сбор на нужды образовательных учреждений
  • 3.5.5. Налог с продаж
  • 3.6. Иные налоги, общие для организаций и физических
  • 3.6.1. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
  • 3.6.2. Налог на игорный бизнес
  • 3.6.3. Налог на отдельные виды транспортных средств
  • 3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
  • 3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • 3.6.6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
  • 3.7. Местные налоги и сборы
  • 3.7.1. Особенности местных налогов и сборов
  • 3.7.2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
  • 3.7.3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
  • 3.8. Иные платежи, входящие в систему налогов и сборов
  • 3.8.1. Общие положения
  • 3.8.2. Государственная и таможенная пошлины
  • 3.8.3. Лицензионные сборы
  • 3.8.4. Платежи за пользование природными ресурсами
  • 3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
  • 3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
  • 3.9.2. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды
  • Контрольные вопросы
  • 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела
  • 4.1. Правовые основы государственного и муниципального кредита
  • 4.1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный внутренний долг
  • 4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
  • 4.1.3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
  • 4.1.4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
  • 4.1.5. Правовое регулирование сберегательного дела
  • 4.2. Правовое регулирование организации страхового дела
  • 4.2.1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
  • 4.2.2. Виды страхования. Обязательное страхование
  • 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов
  • 5.1. Государственные и муниципальные расходы как финансово-правовая категория
  • 5.1.1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов
  • 5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
  • 5.1.3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
  • 5.2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
  • 5.2.1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
  • 5.2.2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
  • 5.2.3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
  • 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля
  • 6.1. Правовые основы банковского кредитования
  • 6.1.1. Понятие, принципы и виды банковского кредита
  • 6.1.2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  • 6.1.3. Банк России - орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
  • Контрольные вопросы
  • 6.2. Правовые основы денежного обращения и расчетов
  • 6.2.1. Понятие денежной системы
  • 6.2.2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
  • 6.2.3. Правовые основы обращения наличных денег
  • 6.2.4. Правовые основы безналичного денежного обращения
  • 6.2.5. Правила ведения кассовых операций
  • 6.3. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  • 6.3.1. Понятие валюты и валютных ценностей
  • 6.3.2. Понятие и содержание валютного регулирования
  • 6.3.3. Валютный контроль
  • Содержание
  • 1. Правовой режим 87
  • 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий 147
  • 3. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 163
  • 4. Правовые основы государственного и муниципального кредита и организации страхового дела 294
  • 5. Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных расходов 351
  • 6. Правовые основы банковского кредита, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 366
  • 2.3. Система и источники финансового права

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множе­ства отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последова­тельности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предна­значение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэто­му на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребнос­ти практики.

    Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе­ние финансово-правовых норм в определенной последователь­ности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, под­отрасли, институты.

    Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каж­дой из них относится к важным достижениям отечественной пра­вовой науки.* Однако работа в этом направлении требует продол­жения и углубления, с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

    _____________________

    * См.: Халфича Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового

    права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952.

    С. 199-214; Ровинский ЕА. Указ. соч. С. 94-95.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и мето­ды финансовой деятельности государства и муниципальных обра­зований, систему государственных органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и мето­ды и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они дейст­вуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.*

    _____________________

    * См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. О выделении в финансовом праве таких структурных подразделений, как Раздел и институт, см.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971.

    49-53; Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 33;

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких раз­делов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финан­сово-правовые институты.* Каждое из этих подразделений пред­ставляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулиру­ющих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отно­шений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    _______________________

    * Советское финансовое право. М., 1982. С. 54-56.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финан­сового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раз­дел, например налоговое право - в раздел «Правовое регулирова­ние государственных и муниципальных доходов», состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последова­тельной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в кото­рых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    а) бюджетной системы;

    б) внебюджетных государственных и муниципальных денеж­ных фондов;

    в) финансов государственных и муниципальных предприятий;

    г) государственных и муниципальных доходов;

    д) государственного и муниципального кредита;

    е) организации имущественного и личного страхования;

    ж) государственных и муниципальных расходов;

    з) банковского кредитования;

    и) денежного обращения и расчетов;

    к) валютного регулирования.

    В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципаль­ный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансо­вого права.

    В издававшихся ранее учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, специально посвященный право­вому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные во­просы функционирования этого звена финансовой системы осве­щались в разных разделах и институтах финансового права. По­требность в его целостном правовом выражении вытекает из объ­ективной основы - наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литерату­ре.* Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987 г.** С появлением в российской финансо­вой системе такого ее звена, как государственные и муниципаль­ные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выде­ляться и в системе финансового права.

    ______________________

    * См., например: Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. 1975. № 2. С. 76-77; Цыпкин СД. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983.С.29-30.

    ** Советское финансовое право / Отв. ред. Воронова Л.К., Химичева Н.И. М., 1987. С. 177-213.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на осно­ве объективно существующих отношений дает возможность наибо­лее правильного и эффективного применения финансово-право­вых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и ис­полнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отрасле­вые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты. представительных и исполнительных орга­нов государственной власти и местного самоуправления, в кото­рых содержатся нормы финансового права.

    Главный источник финансового права - Конституция Россий­ской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.* В них закрепляются основы правовой организации финансовой де­ятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым зве­ньям финансовой системы.

    ______________________

    * Согласно Конституции РФ (ч. 1, 2 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус других субъектов РФ - Конституцией РФ и их уставами, принимаемыми законодательными (представи­тельными) органами соответствующих субъектов РФ.

    Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные ис­точники по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998 г. при­няты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в дей­ствие с 1 января 1999 г., за исключением некоторых его статей и положений,* и Бюджетный кодекс РФ** (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формирова­нии современного финансового права.

    ______________________

    * СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.

    ** СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права Российской Федерации неоди­наковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоя­щее время расширяется сфера регулирования финансовых отно­шений законодательными актами, что важно для повышения ав­торитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сфе­рам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о госу­дарственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов го­сударственного управления.

    Новое содержание федеративных отношений в России и разви­тие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджет­ном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утверж­денные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

    Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансово­го права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сбо­рам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими эко­номическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

    Соответственно развитию методов финансово-правового регу­лирования используются новые формы совместных решений фи­нансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.*

    _____________________

    * Например, соглашение между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств восстановительного займа, предоставленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» от 27 ноября 1992 г. № 3513 // Российская газета. 1993. 24 марта. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и др., ре­гулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей от­расли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, при­нимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке рас­пределения прибыли).

    Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулирова­нии могут действовать и нормативные акты СССР в области отно­шений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например. Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Ми­нистров СССР от 24 января 1980 г.*).

    _____________________

    * СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43.

    В связи с тем, что идет активный процесс формирования финан­сового права соответственно новым условиям жизни общества, во­просы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства * приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

    Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

    * Однако не следует отождествлять финансовое право и финансовое законода­тельство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-пра­вовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законода­тельство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Что понимается под предметом финансового права?

    2. Какие группы отношений составляют предмет финансового права Российской Федерации?

    3. Дайте определение понятия финансового права.

    4. В каких направлениях происходит развитие финансового права в условиях современных экономических и политических реформ?

    5. Каковы методы правового регулирования общественных отноше­ний, свойственные финансовому праву?

    6. В чем выражается императивность метода правового регулирования финансовых отношений?

    7. Какими особенностями финансовое право отличается от других от­раслей права?

    8. С какими отраслями права наиболее близко соприкасается финан­совое право?

    9. На каких конституционных нормах базируется финансовое право?

    10. Что понимают под системой финансового права?

    11. Какие подразделения выделяются в системе финансового права?

    12. Каково содержание Общей части финансового права РФ?

    13. Каково содержание Особенной части финансового права РФ?

    14. Что понимают под источниками финансового права?

    15. По каким признакам можно классифицировать источники финан­сового права? Приведите примеры источников каждой классификацион­ной группы.

    16. Назовите законодательные акты - источники финансового права, изданные в форме кодексов.

    17. Являются ли источниками финансового права нормативные акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ? Если да, то приведите примеры.

    18. Являются ли нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, источниками финансового права?

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений.

    Следовательно, система российского финансового права -- это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.

    Наиболее крупные подразделения российского финансового права -- части: Общая и Особенная.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых, отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями -- бюджетное право, налоговое право.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    • а)бюджетной системы;
    • б)внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
    • в)финансов государственных и муниципальных предприятий;
    • г)государственных и муниципальных доходов;
    • д)государственного и муниципального кредита;
    • е)организации имущественного и личного страхования;
    • ж)государственных и муниципальных расходов;
    • з)банковского кредитования;
    • и) денежного обращения и расчетов;
    • к) валютного регулирования.

    В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права Российской Федерации -- это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Главный источник финансового права -- Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права -- конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

    Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов -- Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

    Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему.

    Финансовое право, как и любая отрасль права, состоит из большого количества финансово-правовых норм. Вместе они составляют сложную систему. Внутри системы финансово-правовые нормы группируются в различные подразделения для регулирования финансовых отношений, складывающихся в соответствии с объективно существующих звеньев финансовой системы, то есть внутреннее группировки финансово-правовых норм зависит от особенностей финансовых отношений, а их единство обеспечивается общностью предмета правового регулирования. В финансовом праве как отрасли права нормы интегрируются в самостоятельные подгруппы - институты, регулирующие однородные финансовые отношения в сфере бюджета, государственного кредита и др. Каждый вид финансовых отношений является относительно самостоятельным и регулируется в связи с этим также относительно самостоятельной группой финансово-правовых норм, которые в совокупности образуют институты финансового права.

    Таким образом, под системой финансового права необходимо понимать объективно обусловленную внутреннюю его построение, объединения и размещения финансово-правовых норм в определенном порядке (взаимосвязи и последовательности).

    Финансовое право состоит из множества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы и положения, принимаемые во всех видах финансовой деятельности, и нормы, принимаемые государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.

    Современное распределение финансового права как отрасли права на две части - общую и особенную - не принимается безоговорочно. Представители теории права и каждой из отраслей права определяют отрасли права как совокупность правовых норм, регулирующих определенные виды отношений, включая в общую часть нормы, относящиеся к любому института, который входит в особую часть области (гражданское, административное, уголовное).

    В финансовом праве общая часть отрасли определяет понятие финансов, финансовой деятельности, норм и отношений, их виды, особенности и др. Но это общетеоретические положения, обязательные для финансового права как учебной дисциплины, они не содержат финансово-правовых норм, составляющих финансовое право как отрасль права, то есть наблюдается отождествление области права и учебной дисциплины. Вопросы, связанные с предметом, источниками и системой финансового права, на сегодня является темой дискуссии.

    В общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, его принципы, методы, правовые формы; финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в сфере финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаются в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления.

    В особую часть включаются конкретные группы правовых норм, регулирующих однородные финансовые отношения, связанные между собой, как самостоятельные, отдельные подгруппы, то есть финансовые институты. Общепринято нормы особенной части финансового права группировать в зависимости от сферы регулирования финансовых отношений. Так, различают финансово-правовые нормы, регулирующие и общественные отношения в сфере: Государственного бюджета; бюджетов органов местного самоуправления; целевых внебюджетных государственных и муниципальных фондов; общегосударственных и местных налогов, сборов (обязательных платежей); государственного кредита; финансов государственных предприятий; государственного страхования; государственных расходов банковского кредитования и безналичных расчетов; денежного обращения и валютного регулирования.

    Но существуют и другие точки зрения по проблеме конструктивного состава особенной части финансового права. Так, некоторые авторы считают, что особая часть финансового права состоит из ряда разделов (под-отраслей), которые в свою очередь состоят из финансово-правовых институтов и субинститутов, в которых сгруппированы нормы права.

    Хотя правильным было бы говорить о том, что особая часть финансового права подразделяется на институты, а некоторые из последних, вследствие объективных причин, составляют более значительные образования, которые могут именоваться как раздел или подотрасль финансового права. Такое распределение финансового права на институты и разделы (подотрасли) соответствует основным звеньям финансовой системы, где базой их выделения служат особенности тех или иных групп финансово-экономических отношений, определяющих в свою очередь специфику конкретных методов и форм осуществления финансовой деятельности.

    В особенной части финансового права важным является раздел, именуемый бюджетным правом. Отметим, что такое наименование соответствующей части финансового права в известной степени является условным. Это же можно отнести и к другим разделам (подотраслей) финансового права (например, налогового или страхового права).

    В настоящее время большинство специалистов едины в определении содержания особой части финансового права. Но это не означает отсутствия других трактовок основных положений некоторых авторов, отличных от приведенных в данной работе.

    Общая и особенная части финансового права являются единым целым. Положения общей части применяются ко всем институтам особенной.

    Финансовое право состоит из правовых норм, которые включаются в акты различной правовой формы (законы, указы, инструкции, решения и др.) По финансовым вопросам и в совокупности составляют финансовое законодательство. Систему финансового права необходимо отличать от системы финансового законодательства, является внешней формой финансового права и отражает его внутреннюю структуру. То есть система финансового законодательства является иерархической совокупности законов и нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

    Вертикальная структура системы финансового законодательства включает Конституцию Украины, законы Украины по финансовым вопросам. В первую очередь к ним относятся те, которые через п. 1 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины устанавливают Государственный бюджет Украины; бюджетную систему Украины; систему налогообложения; налоги и сборы; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

    Финансово-правовые нормы содержатся в большом количестве различных нормативно-правовых актов, или источников права, как общего, так и специального характера.

    На рис. 2.1. изображено различия между системой финансового права и системой финансового законодательства.

    На сегодня под источником права в специальной литературе понимают не только основания юридической обязательности правовой нормы (источник права в формальном, юридическом смысле, как это указано выше), но и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и материалы, с помощью которых человечество познает право (источник познания права). Кроме указанного, многие авторы выделяют еще и исторические источники права, имея при этом в виду вклад внутреннего и иностранного права в формирование той или иной системы права.

    Более подробно следует рассмотреть источник права в формальном (юридическом) смысле, где источником финансового права Украины являются нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, в которых содержатся юридические нормы, регулирующие финансово-экономические отношения.

    Основное значение в финансовом праве, как и в любой другой отрасли, имеет Конституция Украины, которая содержит основополагающие принципы, на которых базируется отрасль финансового права. Конституция Украины определяет отправные начала нормативной регламентации финансовых отношений и является базой для финансового законодательства.

    Конституционные нормы как основной источник финансового права условно можно объединить в две группы: нормы прямого действия, регулирующие финансовые отношения, и нормы, которые являются базой разветвленного финансового законодательства.

    В первую группу входят статьи Конституции Украины, нормы которых устанавливают полномочия в сфере финансов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палаты.

    Статьей 67 Конституции Украины требуется в обязанностях каждого гражданина платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и ежегодно подавать в органы налоговой службы по месту жительства (а сейчас и регистрации) декларации о своем материальном положении и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом.

    Статья 85 Конституции Украины, определяя полномочия Верховной Рады Украины в сфере финансов, закрепила за ней право на утверждение Государственного бюджета Украины и внесение изменений в него, осуществление контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и принятия решения по отчету об исполнении.

    В части 2 ст. 92 Конституции Украины содержится перечень отношений, порядок регулирования которых утверждается исключительно законами, принятыми Верховной Радой Украины. К ним относятся почти все виды финансовых отношений. В статьях 95-97 Конституции установлены принципы построения бюджетной системы, бюджетного периода, обязанности Кабинета Министров Украины в сфере Государственного бюджета Украины.

    Статьей 98 Конституции Украины предусмотрено создание нового контрольного органа - Счетной палаты, которая осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины.

    Согласно статье 99 Конституции Украины денежной единицей Украины является гривна.

    Статья 106 Конституции Украины определила право Президента Украины подписывать все законы Украины и предоставила ему право вето по поводу принятых Верховной Радой законов, поэтому Президент Украины использует свое право и по финансовым законов.

    На Кабинет Министров Украины ст. 116 Конституции Украины было возложено обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; разработка проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечения выполнения утвержденного Верховной Радой Государственного бюджета Украины, представление Верховной Раде Украины отчета о выполнении Государственного бюджета Украины.

    Установленные Конституцией Украины и полномочия в сфере Автономной Республики Крым (ст. 138), органов местного самоуправления (статьи 141-143).

    Все нормы Конституции Украины могут быть реализованы государством только тогда, когда оно будет достаточной для этого материальную базу. В условиях существования товарно-денежных отношений и закона стоимости для функционирования государства, его органов и органов местного самоуправления необходимые денежные средства. Ни одно управленческое решение, принимаемое в исполнение нормы Конституции Украины, нельзя реализовать без вложения денежных средств, то есть выполнение любых распоряжений Конституции требует их расходования. Любое расходования финансовых ресурсов требует правового основания. Общие суммы расходов устанавливаются Верховной Радой Украины в законе о Государственном бюджете Украины, а местными советами - в решениях о местных бюджетах. Нормы и нормативы этих расходов определяются в финансовом законодательстве, то есть для реализации норм Конституции Украины (например, ст. 53 о праве каждого на образование) необходимы денежные средства, отпускаемые на основе финансового законодательства. Таким образом, вторая группа норм Конституции Украины составляет правовую базу для финансового законодательства, хотя непосредственно финансовых отношений не регулирует.

    В финансовом праве нормативно-правовые акты подразделяются на постоянно (длительно) действующие (таких большинство) и периодические, принимаемых на один летний (бюджетный) период.

    Среди законов Украины источниками финансового права являются ежегодные законы Украины "О Государственном бюджете Украины», принятый 21 июня 2001 Бюджетный кодекс Украины, разветвленное налоговое законодательство.

    Значительное место среди источников финансового права занимают указы Президента по финансовым вопросам. Например, Указ Президента Украины "Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере", Указ Президента Украины "О совершенствовании деятельности государственных органов, работы государственных служащих и повышения эффективности использования бюджетных средств", Указ Президента Украины "О мерах по обеспечению наполнения государственного бюджета и усиление финансово-бюджетной дисциплины "и другие.

    Источниками финансового права являются постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины по финансовым вопросам.

    Основной формой актов центральных финансовых органов (Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного казначейства Украины, Главного контрольно-ревизионного управления) являются нормативно-правовые акты (инструкции, методические указания, разъяснения), утвержденные приказами руководителей министерств и ведомств. Эти акты детализируют законы и постановления правительства Украины по финансовым вопросам.

    Самостоятельную группу источников финансового права образуют решения органов местного самоуправления по финансовым вопросам. их особенностью является территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, (статьи 142 и 143 Конституции Украины). Решения органов местного самоуправления обязательные для расположенных на их территории предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.

    Законы и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере финансов вступают в законную силу с момента, установленного законом или иным нормативно-правовым актом. Законы и нормативно-правовые акты в сфере финансов бывают в большинстве своем неопределенно длительного действия. Однако закон о Государственном бюджете и решение о местных бюджетах в соответствии со ст. 96 Конституции Украины утверждаются на один год - бюджетный период с 1 января по 31 декабря.

    Все нормативно-правовые акты министерств и других органов исполнительной власти и контроля, как правило, касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер. В связи с этим в соответствии с Указом Президента Украины от 3 октября 1992 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" все они подлежат государственной регистрации в соответствии в Министерстве юстиции Украины или в управлениях юстиции.

    Следует отметить особую роль как источники финансового права Бюджетного кодекса Украины, в целом начал действовать с 1 января 2002, а также готовится к утверждению Верховной Радой Украины Налогового кодекса Украины. Финансовое законодательство, особенно бюджетное и налоговое, настолько мобильное, которым очень трудно пользоваться даже специалистам, а не только гражданам-налогоплательщикам. Кодексы помогут укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечению стабильности, доступности финансового законодательства для граждан Украины, усилению охраны их прав и свобод.

    В связи с принятием Бюджетного кодекса Украины ведется планомерная работа по совершенствованию всего бюджетного законодательства, а после принятия Налогового кодекса Украины будет проведено благоустройство налогового законодательства.

    В последнее время источником финансового права, как и других отраслей права, стали считать акты судебных органов. До последнего времени отечественная юридическая наука не признавала прецедентного права, однако с введением Конституцией Украины нового органа - Конституционного Суда Украины - отношение к судебным решениям изменилось.

    Считается, что решение Конституционного Суда Украины могут быть тогда источником финансового права в целом (из бюджетных, налоговых, расходных вопросов), когда они выносятся по результатам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных актов по вопросам бюджетного или налогового права, содержащиеся в отдельных законах, Бюджетном кодексе или в будущем Налоговом кодексе, или дают толкование положений Конституции Украины (чего, в общем, и не должно быть), имеет значение для выяснения отдельных норм финансового права. Однако в актах высших судебных органов содержится прецедент толкования. Но это все же не источник права, поскольку судебные органы не наделяются Конституцией полномочиями регулирования финансовых отношений.

    К источникам финансового права также необходимо относить международные договоры (соглашения), участником которых является Украина. Кроме указанного, есть определенные основания отнести к источникам финансового права нормы внутреннего административного и внутреннего финансового права международных организаций. Поскольку такими нормами устанавливаются обязательные для членов этих организаций правила, касающиеся уплаты членских взносов, правового статуса органов и сотрудников этих образований, различных, в том числе и финансовых, прав и обязанностей стран-участниц и тому подобное. Положения учредительных документов и решения органов таких международных организаций, членом которых является Украина, как правило, оформляются соответствующими актами. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

    ТЕМА 1: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.

    План:

    1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

    1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая

    Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

    Между тем он широко используется в человеческом общении, но всегда ли при этом употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как нередко о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для покупки продуктов, одежды и т. д.?

    Не разобравшись в этом вопросе нельзя составить чёткое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

    Финансы одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категории для выполнения своих задач.

    Государство не может реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

    В современных государствах с различным общественно-политическим строем используется и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

    Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

    Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

    По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

    Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

    Финансам свойственны распределительная и контрольная функции , в реализации которых и выражается из социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

    В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

    Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на неё.

    Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность – в разных её проявлениях.

    Финансы и деньги – различные экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др., носящих эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий организаций, учреждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.


    Финансовая система

    Финансы как целостная экономическая категории с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

    Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). в результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев, их взаимодействие между собой.

    В современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят следующие звенья (институты):

    1. Бюджетная система, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

    2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды , создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления. Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.

    3. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

    4. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются за счёт взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счёт государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

    5. Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временно использование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средств кредитора.


    Различают две формы кредита:


    1. Государственный кредит выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заёмщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный долг , который может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним , регулируемым международными договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

    Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит.

    2. Банковский кредит – это образование кредитных ресурсов в распоряжении банков (кредитных организаций) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств юридических и физических лиц и предоставление ресурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных операций.

    В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчёты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов производится соответствующие валютные операции.


    Понятие финансовой деятельности государства .


    Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной деятельности, а именно – финансовой деятельности.

    Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны .

    Разумеется финансовые ресурсы требуются также (и в значительном количестве) для содержания государственных органов, которые призваны выполнять названные задачи в соответствии сл свое компетенцией, а также осуществлять финансовую деятельность от имени государства. Финансовую деятельность, помимо государственных органов, осуществляют и органы местного самоуправления. Деятельность тех и других связана между собой общей целенаправленностью на потребление общества, носит публичный характер, однако различается конкретными задачами. Финансовая деятельность органов местного самоуправления направлена на решение задач местного значения. Она представляет собой осуществление органами местного самоуправления функций по планомерному формированию, распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой базы деятельности органов местного самоуправления.

    Составной частью каждой из функций финансовой деятельности государства и местного самоуправления является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов.

    Многозвенность финансовой системы обусловила разнообразие её функций соответственно особенностям каждого из её звеньев (институтов).

    Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая сторона социального управления . Аккумулированные государством (и органами местного самоуправления) денежные средства направляются в экономическую и социальную сферы с учётом приоритетности финансируемых мероприятий. Воздействие на социально-экономические процессы производится и путём стимулирования деятельности, признанной приоритетной, посредством предоставления налоговых льгот, низких процентных ставок при кредитовании, предоставления беспроцентных ссуд и т.д.

    Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.

    Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Для аккумуляции денежных средств в государственные и муниципальные фонды применяются методы различных обязательных платежей и разнообразные формы привлечения средств на добровольных началах.

    При распределении государственных и муниципальных денежных средств применяются методы финансирования (выделение средств на началах безвозмездности и безвозвратности) и кредитования (предоставление средств на условиях возмездности и возвратности).

    Поступление денежных средств в процессе финансовой деятельности в распоряжение государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также использование их производится посредством расчётов (безналичных или с помощью денежных знаков).

    Для осуществления внешних экономических, научных, культурных, других связей используются различные формы международных расчётов, валютные операции.

    Особенностью финансовой деятельности в современных условиях является активное развитие финансового рынка в России как сферы реализации ценных бумаг, функционирования кредита, используемых для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, для формирования денежных фондов предприятий, организаций.

    Финансовая деятельность в РФ осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ и взаимодействия со странами дальнего зарубежья.


    2. Предмет, система, принципы и источники финансового права.


    Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе этой деятельности отношений: чёткого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

    Для выявления предмета финансового права необходимо учитывать, что в определённой мере область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности), т.е. с формированием и использованием государственных и муниципальных финансов.

    Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства, возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и т.д., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право, распространяется только на финансовые отношения.

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и органов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

    Итак, финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации своих задач.

    Нормы финансового права закрепляют структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и её субъектами, муниципальными образованиями, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

    Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, её связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местные органы всех видов и уровней.

    Формирующееся ныне финансовое право Российской Федерации отражает экономические и политические преобразования в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

    Во-первых , это изменения финансово-правовых норм, учитывающие особенности экономики переходного к рыночным отношениям периода. Они исходят из принципа равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностей перед государством, их прав на защиту своих законных интересов, из самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Можно заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования народного хозяйства и другие подобные явления.

    Во-вторых , усиливается материальная (финансовая) ответственность (увеличение финансовых и других санкций, денежных штрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

    В-третьих, имеется направленность финансово-правового регулирования на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Однако заметно усилилась их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном ещё развитии социальной направленности.

    В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности с сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных налогах и сборах).

    И наконец, отражение в финансово-правовых нормах, закрепляющих полномочия государственных органов в области финансов, принципа разделения властей.

    Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях пока представляют лишь наметившиеся тенденции, требующие своего углубления и упрочнения. Важно при этом, чтобы финансовое право в целом соответствовало Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина, нормам международного права.

    Основной метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания ожним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделённых в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своём конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

    По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объёме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.

    При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властных предписаний.

    Например, таким методом государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

    Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

    Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.


    Система и источники финансового права.

    Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность их выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.

    Следовательно, система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внетреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

    Наиболее крупные подразделения финансово права – части. Оно состоит из дух частей – Общей и Особенной.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенно части. Особенная часть состоит из нескольких разделов включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, соответственно звеньям финансовой системы.

    Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.

    Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права содержатся в большем числе различных правовых нормативных актов, или источников. К ним относятся акты органов представительной и исполнительной власти разных масштабов и уровней, акты Президента РФ.

    Итак, источники финансового права, как и отрасли – это правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Главный источник финансового права – Конституция РФ . В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным её направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

    Какого-либо источника по данной отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако в настоящее время разработаны проекты кодифицированного законодательства по отдельным, главным направлениям финансовой деятельности – проекты Налогового кодекса РФ И бюджетного кодекса РФ.

    Характерно, что на современном этапе развития российского государства усилилась роль законодательных актов, то есть актов, принятых представительными органами власти.

    Согласно разделению компетенции по правовому регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:

    а) нормативные акты федерального уровня;

    б) нормативные акты субъектов Федераций;

    в) нормативные акты органов местного самоуправления.


    Конституционные принципы финансовой деятельности .

    1. Принцип федерализма . Финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеральных интересов с интересами субъектов РФ.

    2. Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

    3. Равноправие субъектов Федерации . На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

    4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления . Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды. Устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

    5. Социальная направленность финансовой деятельности . РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности . Каждый гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    7. Принцип гласности . Обязательность опубликования финансовых законов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    8. Принцип плановости . Выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основании финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

    9. Принцип законности . Означает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых отношений.


    3. Перечень использованной литературы.


    2. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

    3. Химичев Н.И. Финансовое право. ЮРИСТЪ. М. 2000.

    4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

    5. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. ЮНИТИ. М. 1997.

    6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. ЮРАЙТ. М. 2004.

    7. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. ИНФРА. М. 2001.

    8. Финансовое право. ЮНИТА. 2002.

    9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» от 2 сентября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.


    Контрольную работу выполнил слушатель 2-го ускоренного курса

    капитан милиции Захаркин А.И.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    К источникам финансового права относятся:

    1. международные договоры;
    2. Конституция РФ;
    3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
    4. федеральные законы;
    5. законы субъектов РФ;
    6. указы Президента РФ;
    7. постановления Правительства РФ;
    8. ведомственные нормативные акты.

    Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

    Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

    Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

    В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

    Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

    Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

    Постановления Правительства РФ - это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.