Самый огромный вертолет в мире. Самый большой вертолёт в мире

Большие модели вертолётов активно разрабатываются многими странами. Но среди рекордсменов в тяжёлом весе неизменно лидирует наша страна. Представляем вашему вниманию список десяти самых больших вертолётов в мире.

Ми-24 - российский (советский) вертолёт, предназначенный для поддержки пехоты (ударный вертолёт) с транспортными возможностями (до восьми пассажиров не считая двух пилотов). Стал первым в Европе и вторым в мире, после AH-1 «Кобра» специализированным боевым вертолётом. Состоит на вооружении в 30 странах в основном на постсоветском пространстве. Считается одним из символов Афганской войны (1979-1989). Неофициальные названия «Крокодил», «Галя » или «Стакан». Прозвище «Стакан» Ми-24 получил из-за плоских стеклянных пластин, которые окружают кабину вертолёта напоминающие грани гранёного стакана. Максимальная полётная масса вертолёта Ми-24 составляет 11 100 кг, а максимальная скорость - 335 км/ч. Масса пустого вертолёта 7 580 кг.


Bell AH-1 Super Cobra - род двухмоторных американских боевых вертолётов, спроектированных на базе однодвигательного AH-1 «Кобра». Модификация вертолёта, AH-1W является основным ударным вертолётом морской пехоты США. Его максимально допустимая скорость равна 352 км/ч, а масса пустого Bell AH-1 Super Cobra - 4 953 кг.


Sikorsky CH-54 Tarhe - тяжёлый транспортный вертолёт, разработанный компанией Sikorsky Aircraft специально для армии Соединённых Штатов. Использовался во время Вьетнамской войны. Всего было выпущено 105 таких вертолётов. По состоянию на 2014 года он удерживает рекорд по наибольшей высоте в горизонтальном полёте (11 км в 1971 году) и самый быстрый подъём на 3, 6 и 9 км. Грузоподъёмность вертолёта Sikorsky CH-54 Tarhe равна приблизительно 9 072 кг, а максимальная скорость 240 км/ч. Масса пустого 8 980 кг, а максимальный взлётный вес равняется 21 000 кг.


На седьмом месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Hughes XH-17 (Летающий кран) - вертолёт, используемый для подъёма и транспортировки тяжёлых грузов на внешнем подвесе. Его масса в полёте равнялась на то время колоссальным 19 731 килограммам. Этот вертолёт был выпущен только в одном экземпляре, а его первый полёт состоялся в Калвер-Сити, штат Калифорния в 1952 году. И по сей день вертолёту Hughes XH-17 принадлежит рекорд по диаметру несущего винта - 36.9 м. Вес пустого - 12 956 кг, а максимальная скорость 145 км/ч.


Boeing МН-47Е Chinook - одна из модификаций американского военно-транспортного вертолёта, который используется с 1991 года. Произведён на базе CH-47C. Вес пустого вертолёта Boeing МН-47Е Chinook равен 10 185 кг, максимальная скорость 315 км/ч. Является одним из самых быстрых вертолётов в мире .


Sikorsky CH-53E - тяжёлый транспортный вертолёт, самый крупный построенный вертолёт в Америке. Изначально был разработан специально для использования в Корпусе морской пехоты США, но позже его стали эксплуатировать и в других целях. Находится на вооружении таких стран как США, Германия, Иран, Израиль и Мексика. Всего было построено 522 таких вертолётов. Максимальный взлётный вес равен 19 100 кг, а максимальная скорость 315 км / ч. Вес пустого вертолёта Sikorsky CH-53E - 10740 кг.


Ми-10 (Летающий кран) - советский военный транспортный вертолёт, разрабатываемый в период с 1961-1964 год. Спроектирован на базе вертолёта Ми-6 и введён в эксплуатацию в 1963 году. Максимальная грузоподъёмность вертолёта равняется 15 000 кг. Масса пустого равна 27 100 кг, а максимальная скорость 235 км/ч. Максимальный взлётный вес - 43700 кг.


На третьем месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Ми-6 - советский/русский тяжёлый транспортный вертолёт, построенный как для военных, так и для гражданских целей. Первый его полёт состоялся 5 июня 1957 года. С 1959 по 1972 года было произведено как минимум 500 таких вертолётов. Максимальная грузоподъёмность равна 12 000 кг. В своё время считался самым грузоподъёмным и самым быстрым вертолётом - 300 км/ч. Масса пустого - 27 240 кг, а максимальный взлётный вес равен 42 500 кг.


Ми-26 также известен под названием «изделие 90» - советский/российский тяжёлый транспортно-десантный вертолёт. Самый большой вертолёт серийного производства в мире. Впервые Ми-26 поднялся в воздух 14 декабря 1977 года, а первый серийный вертолёт выпустили 4 октября 1980 году. Он способен поднять в воздух и транспортировать 20 тонн. Это второй по размерам и второй самый тяжёлый вертолёт в мире (масса пустого 28 200 кг.) после экспериментального Ми-12. Максимальный взлётный вес равен 56 000 кг, а максимальная скорость - 295 км/ч.

Вертолёт В-12 (Ми-12)


В-12 также известен как Ми-12, хотя официально переименован он не был - крупнейший экспериментальный вертолёт из когда-либо построенных. Разрабатывался как транспортный вертолёт, который мог бы поднять в воздух и транспортировать не менее чем 30 тонн груза (компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения - РВСН). Всего было построено 2 таких вертолёта. Проектирование началось в 1963 году. Впервые вертолёт Ми-12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года, а уже 6 августа 1969 - поднял груз в 44 205 кг. на высоту 2255 м, установив тем самым мировой рекорд грузоподъёмности среди вертолётов, который не побит до сих пор. Масса пустого вертолёта В-12 - 69 100 кг, а максимальная взлётная масса равна 105 000 кг. Максимальная скорость - 260 км/ч. Один из них был превращён в музей, который находится на территории Московского вертолётного завода, а второй был передан в музей ВВС в подмосковный посёлок городского типа Монино.

Поделится в соц. сетях

Это советский транспортный аппарат, который разрабатывался с 1961 по 1964 год. Он относится к категории военных транспортеров, спроектирован на более ранней базе Ми-6. В эксплуатацию введен в 1963 году. Предельный показатель грузоподъемности машины составляет 15 тонн. Вес пустого аппарата почти в два раза выше, максимальная скорость - 235 километров в час.

Критическая взлетная масса - 43,7 т. Второе его название - «Летающий кран». На борт он вмещает двадцать восемь пассажиров и предназначен преимущественно для транспортировки баллистических снарядов.

«Сикорский CH-53E»

Эта модификация представляет собой тяжелый транспортный летательный аппарат, который считается самой крупной винтокрылой машиной, построенной в Америке. Первоначальное его предназначение - выполнение специальных операций в подразделениях морской пехоты. Однако позже грузовой вертолет Sikorsky CH-53E стал эксплуатироваться и в других сферах. За время эксплуатации проявил себя как надежный скоростной и эффектный аппарат.

Агрегат находится на вооружении нескольких стран, в том числе Германии, США, Мексики и Израиля. В общем количестве выпущено более 520 машин этой серии. Предельный взлетный вес составляет 19 тонн, максимальный показатель скорости - 315 километров в час, масса пустого объекта - 10,7 т.

«Боинг MH-47E Chinook» и Bell AH-1 «Супер Кобра»

Модель MH представляет собой одну из вариаций американского военного транспортного вертолета, выполненного на базе CH-47C. В эксплуатации находится с 1991 года. Он весит более 10 тонн, имеет максимальную скорость свыше 310 км/ч и считается одним из самых быстрых винтокрылых экземпляров в мире. Продолжает эксплуатироваться в некоторых странах и в настоящее время.

«Супер Кобра» - это тип двухмоторных американских боевых вертолетов, основой для которых стал предшественник серии AH-1W. Рассматриваемая модификация является основной ударной силой морских пехотинцев Соединенных Штатов. Скоростной порог машины составляет 350 километров в час, а ее вес - почти 5 тонн в пустом состоянии, и на треть больше при полной комплектации.

Грузовой вертолет Hughes XH-17

Этот аппарат построен в далеком 1952 году. На то время он считался колоссально тяжелым (19,7 тонны). Этот летающий кран использовался для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов посредством внешнего подвеса. Выпущен агрегат всего в одном экземпляре, пробный его полет прошел в городе Калвере (штат Калифорния). Предельная скорость - 145 километров в час. До сих пор эта машина держит рекорд по размеру несущего винта, диаметр которого составляет 36,9 метра.

«Сикорский CH-54 Tarhe»

Тяжелый транспортный вертолет этой серии разработан специально для американской армии. Он выполнял ряд операции во время вьетнамской кампании. За все время было выпущено 105 машин данной модификации. Агрегат удерживает рекорд по максимальной высоте при горизонтальном перемещении (11 километров) и на самый резвый подъем до трех и девяти километров. Его масса - 9 тонн, максимальная скорость - 240 км/ч. Критичный взлетный вес составляет 21 тонну. Активно используется армиями разных государств.

Ми-24

Грузовые вертолеты России данной модификации предназначены для поддержки наземных войск с возможностями транспортировки тяжелых грузов. На борт он может взять до восьми пассажиров, не считая пары пилотов. Машина считается первой в Европе и второй в мире, относящейся к специализированной боевой винтокрылой технике. Вертолет Ми-24 состоит на вооружении почти тридцати стран.

Свои неофициальные названия («Галя», «Крокодил», «Стакан») аппарат получил во время Афганской кампании. Последнее прозвище закрепилось за ним благодаря плоским стеклянным вставкам, которыми оснащена внешняя часть кабины. Предельный полетный вес - 11,1 тонны, порог скорости - 335 километров в час. Масса пустого агрегата составляет 7,5 тонны.

Ми-6

Этот летательный аппарат имеет более скромные характеристики, чем Ми-10, рассчитан на использование в гражданских и военных целях. Пробный полет вертолета состоялся летом 1957 года. До 1972 года было произведено более пяти сотен экземпляров. Максимальный показатель грузоподъемности составляет 12 тонн. Для того времени он считался одной из самых выносливых и быстрых винтокрылых машин, имея максимальную скорость 300 километров в час. Предельная взлетная масса - 42,5 тонны, а вес пустого аппарата - 27,2 тонны.

В-12 (Ми-12)

Экспериментальный двухвинтовой вертолет представляет собой крупнейшую машину среди аналогов во всем мире. Предполагалось, что он будет транспортировать грузы весом не менее 30 тонн, в том числе комплектующие элементы межконтинентальных стратегических баллистических ракет. Всего построили две такие машины, одна из которых подняла груз массой 44,2 тонны на высоту 2,2 тысячи метров. Вес пустого аппарата - 69 тонн, предельная взлетная масса - 105 тонн, а порог скорости - 260 км/ч. Один экземпляр сейчас стал музейным экспонатом, а второй служит в качестве выставочного комплекса по тематике ВВС.

Рекордсмен

Самый большой грузовой вертолет, пущенный в серийное производство, - это Ми-26. Рассмотрим его характеристики и особенности подробнее. Машина была спроектирована еще в семидесятых годах прошлого столетия. Первый вылет осуществился в 1977 г. Основное предназначение этого аппарата - возможность военного применения и использование в гражданских целях.

Современные Ми-26 рассчитаны преимущественно на армейскую отрасль, могут транспортировать огромное число пассажиров и тяжелый груз. Стоит отметить, что дальность полета сравнительно небольшая. Без дозаправки и груза при полных топливных резервуарах вертолет может преодолеть порядка восьми сотен километров. О внушительности данной машины свидетельствуют ее габариты. В длину летательный аппарат составляет 40 метров, диаметр несущего пропеллера - 32 метров, а ширина грузового отсека - 3,2 метра.

Особенности Ми-26

Рассматриваемый грузовой вертолет обладает рядом достоинств и имеет на своем счету несколько рекордов, установленных еще до его серийного выпуска. В 1982 г. машина смогла осилить груз массой 25 тонн, подняв его на высоту четырех километров. При этом весь вес аппарата составил более 56,5 тонны. Девять мировых рекордов установлено пилотом Ириной Копец. Кроме того, экипаж летательного винтокрылого корабля смог преодолеть замкнутый круг длиной две тысячи километров при проходе через сильный метеорологический фронт на крейсерской скорости около 280 км/ч.

Вертолет Ми-26 способен транспортировать различную боевую технику, вес которой не превышает 20 тонн. Погрузка машин осуществляется своим ходом через задний люк, имеющий пару распахивающихся створок. Кроме того, в вертолете можно разместить более 80 солдат или 68 человек парашютного десанта. При необходимости аппарат реконструируется под перевозку раненых с возможностью размещения носилок и трех сопровождающих медицинских работников. Дальность перелета доступно увеличить посредством монтажа дополнительных баков для горючего прямо в грузовом отделении.

Параметры технического плана Ми-26

Ниже приведены основные технические характеристики данного вертолета:

  • размер несущего/рулевого винта - 32/7,6 метра в диаметре;
  • количество лопастей на основном пропеллере - восемь штук;
  • длина машины - 40 метров;
  • шасси (колея/база) - 8,95/5 метров;
  • масса (минимальная/максимальная/рекомендуемая) - 28/49,5/56 тонн;
  • показатель грузоподъемности (в кабине/на внешнем подвесе) - 20/20 т;
  • отсека - 12/3,2/3,1 м;
  • экипаж - два или шесть человек (при управлении наружной подвеской);
  • максимальная вместимость пассажиров - 80 человек;
  • силовой агрегат - пара турбинных моторов мощностью 11 400 лошадиных сил каждый;
  • скорость (предельная/крейсерская) - 300/265 километров в час;
  • расход горючего - 3,1 т/час;
  • запас хода при максимальной загрузке составляет 475 км.

Практический потолок этого вертолета варьируется в пределах 4,6 километра при средней взлетной массе 49,6 тонны.

Оснащение

Разрабатывая военный грузовой вертолет Ми-26, конструкторы учли недостатки и проблемные места предыдущих моделей. Преимущественно изменения коснулись воздушных заборников. Перед этими элементами установили защиту от пыли, дающую возможность очищать поток на семьдесят процентов. Такое решение позволило выполнять взлет с запыленных территорий, не снижая мощность двигателя.

Кроме того, преобразовались ремонтные площадки, не требующие дополнительного снаряжения при обслуживании машины механиками. Удобство погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается парой лебедок грузоподъемностью 5000 килограмм. Также предусмотрена возможность регулировки погрузочного трапа при помощи гидравлического привода, управлять которым можно с кабины пилота, грузового отсека или с внешней стороны вертолета. Разработчики оснастили летательный аппарат рядом приспособлений, облегчающих погрузку с автомобилей или непосредственно с земли.

Оснастка Ми-26 производилась с применением новейших технологий и технических достижений. Вертолет оснащен метеорологическим радаром, позволяющим выполнять полеты, невзирая на погодные условия и время суток. Этот прибор отличается высокой точностью, а настройка его занимает несколько минут. Также в кабине имеется трехканальное автопилотирование, модернизированная система записи сообщений и полетных данных.

Итог

Грузовой вертолет Ми-26 выпускается до сих пор, а все благодаря отличным характеристикам и высокому уровню безопасности. Однако объемы производства довольно скромные, обычно машины изготавливают по специальным заказам. Аппарат постоянно модернизируется, оснащается современными приборами и отвечает всем мировым стандартам в своем классе.

Винтокрылая авиационная техника, благодаря своей способности замирать в воздушном пространстве неподвижно и перемещаться как по вертикали, так и по горизонтали с различной скоростью (показатели колеблются от нуля до крейсерского значения) используется для решения уникальных транспортных задач. Самые большие вертолеты в мире в снаряженном состоянии весят многие десятки тонн. Машины, в отличие от «рабочих лошадок» средней грузоподъемности, производятся относительно небольшими сериями. Оно и понятно, ведь цена такого летательного аппарата очень высока. Но в определенных обстоятельствах заменить винтокрылых тяжеловозов просто нечем.

Основные компоновочные схемы вертолетов

Машины этого типа бывают разными как по конструктивной схеме, так и по размерам. Долгое время между сторонниками концепций шли дискуссии относительно того, какое расположение винтов является оптимальным. Классический подход, который отстаивал основоположник геликоптерской теории Игорь Сикорский, состоял в том, что несущий движитель должен быть один, а для задания направления полета и компенсации обратного вращения на хвостовой балке устанавливался рулевой пропеллер. Есть сторонники и у соосной схемы, согласно которой на валу двигателя размещаются два встречно вращающихся винта. В этом случае компенсация не нужна, а КПД такой системы несколько выше. Свои преимущества имеет и боковое расположение винтов, при котором двигатели крепятся на специальных крыльях по сторонам фюзеляжа. Интересна схема «летающий вагон» с продольным размещением винтов. В общем, конструктивных подходов много, и все они по-своему хороши. Столь же разнообразны самые большие вертолеты в мире, фото которых наглядно иллюстрируют все известные компоновочные схемы.

«Гомер» В-12

Летом 1968 года в небо поднялся первый экземпляр вертолета В-12, спроектированный в КБ им. Миля. Эта машина имела колоссальные размеры. Моторы по два с каждой стороны и винты (их диаметр составлял 35 метров) размещались на крылоподобных пилонах, расширяющихся от фюзеляжа к краям. Как это обычно бывало в СССР, самый большой вертолет в мире предназначался в первую очередь для оборонных нужд, он должен был доставлять специальные грузы, а именно стратегические ракеты и их компоненты к удаленным пусковым установкам, дислоцирующимся в труднодоступных районах. Масса снаряженной машины достигала ста тонн, грузоподъемность превышала 30 т, дальность полета - до 1000 км при скорости примерно 250 км/ч. И по сей день В-12 - самый большой вертолет в мире. Серийным его назвать нельзя, построено только два экземпляра, и оба в настоящее время служат музейными экспонатами.

Ми-26

Второе почетное место в рейтинге самых сильных геликоптеров занимает Ми-26, построенный по классической одновинтовой несущей схеме. Среди всех выпускавшихся в разных странах тяжеловозов он выделяется величиной серии: с 1980 года произведено как минимум 316 единиц. В отличие от В-12 это наиболее массовый самый большой вертолет в мире. Ми-26 характеристики которого уникальны, поднимает 20 тонн полезной нагрузки и несет ее на 800 км со скоростью почти в 300 км/ч. Взлетная масса составляет примерно 50 тонн. Так как машина эксплуатируется и в настоящее время, ее конструкция подвергалась глубокой модернизации. Последняя модификация, обозначаемая буквами Т2 отличается самым современным бортовым навигационным оборудованием. Российскими летчиками накоплен богатый опыт применения эти машин, в том числе и боевой. По просьбе американского командования Ми-26 однажды эвакуировал попавший в беду вертолет «Чинук» (тоже не маленький) из труднодоступного горного района Афганистана.

Работяга Ми-6

Самые большие вертолеты в мире традиционно строились в нашей стране. Обширная территория, своеобразная военная доктрина и потребности народного хозяйства обуславливали необходимость в авиатехнике высокой грузоподъемности. В начале пятидесятых была сформулирована общая концепция универсальной машины, пригодной для эксплуатации как в войсках, так и в мирном строительстве. В конце десятилетия в воздух поднялся самый большой вертолет в мире Ми-26, который мог нести грузы массой от 8 до 12 тонн внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. За годы производства этих машин было построено 926 штук. Среди сверхтяжелых вертолетов именно Ми-26 пришлось нести основную тяжесть перевозок во время Афганской воны, принимать участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы и выполнять многие другие важные миссии внутри страны и за ее пределами.

"Кран-балка" Ми-10

Самые большие вертолеты в мире всегда выглядят необычно, но силуэт этой машины нельзя перепутать ни с каким другим. Высокие стойки шасси позволяют разместить между ними площадку для перевозки крупногабаритных грузов. На нее можно крепить опоры ЛЭП, автобусы, бульдозеры и даже железнодорожные вагоны. Кроме этой конструктивной особенности во всем остальном (включая силовую установку) Ми-10 повторяет схему Ми-6, на базе которого он и был создан. Какой из них заслуживает третьего, а какой четвертого места в рейтинге, утверждать трудно. В шестидесятые годы это были самые большие вертолеты в мире. Топ 10 моделей авиатехники тех лет, тем не менее, не обойдется без обоих. Следует, однако, запомнить цифру 38 тонн, такова масса этих машин.

Американские двадцатипятитонники

Итак, самые скромные весовые показатели советских вертолетов, разработка которых началась в пятидесятые и шестидесятые годы, имеют нижнюю границу в 38 тонн. А каков же ответ американских авиаконструкторов, гордящихся (и часто по праву) своими технологическими достижениями? Сразу же следует отметить, что даже попытки создать что-либо похожее на самый большой вертолет в мире Ми-12 (он же В-12) в США не предпринимались. Крупнейшая за всю американскую историю винтокрылая машина называется CH-53E, произведена она фирмой Сикорского в 1964 году и относится к двадцатипятитонному классу, хотя нормальный взлетный вес ее несколько превышает 19 т, остальное считается перегрузом. Всего построено 522 машины, они эксплуатируются вооруженными силами США, Израиля и Германии. Обращает на себя внимание скромная дальность полета, она составляет 422 км. Примерно такие же характеристики имел грузовой XH-17 фирмы Hughes Helicopters, прозванный в 40-е годы «летающим краном». Хорош и Боинг «Чинук» MH-47E, уверенно берущий 24,5 тонны груза.

Tarhe Сикорского

Фирма «Сикорский» разработала в 1962 году еще одну модель тяжелого вертолета, она получила индекс "Tarhe CH-54". Грузоподъемность этой машины была равна 9 тоннам, а общая взлетная масса достигала 21 т. Главное достоинство этих винтокрылов состояло не в мощности (это тоже были далеко не самые большие вертолеты в мире), а в новаторском модульном принципе, примененном конструкторами. Грузовой отсек фюзеляжа выполнен съемным, и подлежал замене на другой функциональный блок в случае необходимости. Обе машины Сикорского активно применялись во Вьетнаме и зонах других военных конфликтов. В настоящее время CH-54 с вооружения армии США снят.

Боевые тяжеловесы

Тяжелых вертолетов в мире не так уж много, предназначены они для применения в особых случаях, и потому выпускаются ограниченными сериями. Число типов, как российских, так и американских недостаточно для составления полноценного рейтинга, насчитывающего хотя бы десяток участников. Однако есть свой «топ-парад» и у боевых вертолетов. Тяжелейшим из них считаются американский AH-1 («Суперкобра») фирмы "Белл", весящий аж 20 тонн и мчащийся со скоростью 285 км/ч. Основная доля массы приходится на боевую нагрузку, топливо и броневую защиту, так как машина предназначена для нанесения ударов по наземным целям.

Советский Ми-24 более универсален, он имеет не только штурмовые, но и десантные возможности, тем не менее он легче американской «Суперкобры» почти вдвое. Эта пара - самые большие вертолеты в мире ударного класса.

Винтокрылое летательное средство, которому подъемную силу и тягу обеспечивают винты – называется вертолетом. Среди основных достоинств вертолетов стоит отметить их способность вертикально взлетать и приземляться, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении.

Разделение вертолетов происходит по большей части по весу, а не по габаритам. В бывшем СССР проектировались и выпускались самых крупные винтокрылы, они использовались для того, чтобы обеспечивать доставку грузов в труднодоступные регионы страны. Здесь вы найдете информацию о самых больших, в нашей современности, вертолетах, причем некоторые модели выпускались в единичных экземплярах.

№1. Миль В-12 (МИ-12) – самый большой вертолет в мире. Его разработали советские конструкторы в 60е годы. Впервые он поднялся в воздух в 1968 году, а уже через год МИ-12 установил мировой рекорд (который держится до сих пор) по грузоподъемности: он поднял 44.205т на высоту 2.255км. Конструкция МИ-12 состоит из двух роторов, которые находятся на концах огромного крыла, диаметр несущих винтов по 35м каждый (между крайними точками лопастей расстояние 67 м, что больше, чем размах крыльев самолета Боинг-747). Поднимают аппарат в воздух 4 двигателя мощностью по 6500л/с, двухъярусная кабина рассчитана на 6 человек, грузовой отсек имеет размеры 28.15м*4.4м*4.4м.

№2. МИ-26 – он сменил гигантский МИ-12 и впервые поднялся в небо в 1977г. МИ-26 получился гораздо скромнее своего предшественника, с максимальной взлетной массой 56т (у МИ-12 это было 105т) и максимальной скоростью 295км/ч. До нынешнего момента нет большего серийного транспортного вертолета, чем этот (который, кстати, в народе зовут «летающей коровой»). У него один винт диаметром 32м и два двигателя. Есть транспортно-десантный вариант МИ-26, который может вмещать на борту сто человек, или санитарный вариант, допускающий размещение до 50 раненых. Кроме того винтокрыл может использоваться как воздушный заправщик, пожарный, истребитель подводных лодок.

№3. МИ-6 газотурбинный предшественник МИ-12 и МИ-26. Он был создан для транспортировки ракетных комплексов «Луна», поступивших в 50е годы на вооружение армии СССР. Аппарат способен поднимать в воздух 44т груза и пять человек экипажа, при помощи двух 5500 «лошадных» двигателей. Диаметр единственного винта составлял 35м, но это не помешало МИ-6 стать рекордсменом по скорости – 304км/ч. Модель получилась очень удачной, поэтому за 20 лет было выпущено 860 МИ-6.

№4. МИ-10 – ближайший брат упомянутых выше вертолетов. Он представляет собой узкоспециализированный МИ-6, предназначенный для перевозки баллистических ракет. Он также мог брать на борт до 28 пассажиров, при общей массе аппарата 38т. Максимальная скорость летательного аппарата всего 190 км/ч.

№5. Sikorsky CH-53E – на почетном пятом месте. Этот вертолет построили американские мастера – он самый большой среди своих соотечественников. Взлетная масса такого винтокрыла 33.340т. Основной винт имеет диаметр около 24м, мощность обеспечивается двигателями в 4380л/с, которых у аппарата всего три. Вертолет рассчитан на 55 пассажиров и 5 членов экипажа, его скоростной максимум 315км/ч, среди оснастки стоит отметить систему ночного видения, систему инфракрасного видения, пулеметы.

№6. Boeing MH-47E – разновидность американского аппарата CH-47 Chinook. Конструкционно вертолет состоит из длинного фюзеляжа, двух двигателей мощностью 5000л/с, двух винтов с диаметром 18м. Boeing MH-47E имеет взлетную грузоподъемность 24.495т, может принять на борт 3 члена экипажа и 44 солдата или 24 раненых. Скоростной максимум 295 км/ч.

№7. Hughes XH-17 – по внешнему виду этот американский вертолет похож на советский МИ-10. У него такие же четыре длинные ноги-шасси, что дает возможность перевозить негабаритные грузы под фюзеляжем. У винта с рекордным диаметром 40.8м две лопасти. Максимальный летный вес агрегата 22.68т. После первого полета в 1952 году, оказалось, что вертолет слишком громоздкий, поэтому не сможет широко использоваться, кроме того перемещение Hughes XH-17 ограничивается 64 километрами, при наибольшей скорости 145км/ч.

№8. Sikorsky CH-54 Tarhe – в основном, предназначен для транспортировки грузов под корпусом. Впервые Sikorsky CH-54 Tarhe поднялся в воздух в 1962г. Несущий винт вертолета имеет диаметр 22м, кабина оснащена окнами заднего вида, максимальный взлетный вес 21.32т обеспечивает пара двигателей по 4800л/с, при этом задавая скорость до 240 км/ч. Вертолет широко использовался во Вьетнаме, как транспортировщик упавших самолетов.

Созданный в КБ Миля могучий Ми-26 имеет размеры и мощность несравнимую с другими серийными машинами во всём мире и до сих пор удерживает это превосходство, продолжая работать как в военных, так и в гражданских сферах.

История создания самого большого вертолёта в мире Ми 26

В конце 1971 в авиапроме СССР одобрили задание на разработку вертолёта Ми-26 , а к декабрю 1972 года КБ Миля подготовило эскизный проект. Для того чтобы технически грамотно разместить оборудование и силовые установки, в Москве, на заводе изготовили макет будущего вертолёта. После окончательного завершения проектирования конструкции и систем машины в 1974 году сложился целостный вид вертолёта. В этом же году приступили к сборке первого прототипа для лётных испытаний.

Морозным декабрьским днём 1977 года, ведущий лётчик-испытатель КБ Г.Р. Карапетян с экипажем, оторвал от земли огромную машину и провёл в режиме висения несколько минут. Вскоре начались госиспытания, которые продлились до конца лета 1980 года, после чего правительственная комиссия выдала разрешение на выпуск первой серии.

Головную машину серии построили в Ростове на лётном производственном объединении и 25 октября 1980 года этот гигантский Ми-26 совершил висение и полёт по кругу. В 1983 году новые вертолёты начали поступать на вооружение ВВС Советского Союза, а через три года приступили к эксплуатации новой машины в подразделениях «Аэрофлота».

Особенности конструкции Ми-26

Перед ведущим конструктором стояла трудная задача создать вертолёт по грузоподъёмности вдвое большей, чем может поднять Ми-6 и равный по величине нагрузке транспортного Ан-12 . Решение М.Л. Миля было однозначно – классическая одновинтовая схема с восьмилопастным несущим винтом и рулевым винтом с пятью лопастями из композитных материалов.

Специально для Ми-26 был создан новаторский несущий винт из восьми лопастей, состоящий из стального лонжерона и стеклопластика, образующего форму лопасти. По всей длине лопасти встроили систему, обнаруживающую на ранней стадии появление микротрещин. Как на несущем, так и на хвостовом винте лопасти оснащались электроподогревом.

Ещё одним новшеством, нашедшим применение на Ми-26 , стал главный редуктор машины, изготовленный по необычной схеме, неизвестной до этого и развивающий мощность вдвое большую, чем у редуктора вертолёта Ми-6 , с крутящим моментом на выходе, увеличенным на 50%.

Вертолёт оснащён двумя турбовальными двигателями Д-136 мощностью в 11400 л.с. Расход топлива у этих могучих силовых установок составляет 3100 литров в час, что даёт при полной заправке 12 тонн выполнять перелёт на дальность 800 км.

Кабина экипажа, просторная и эргономичная, в ней с удобством размещались четверо человек: два лётчика, бортовой техник и в остеклённом носу штурман, бортовой механик находился за перегородкой, в соседней кабине. Размеры грузовой кабины для вертолёта были необычайно большие: длина протянулась почти на двенадцать метров, ширина оставалась неизменной – 3.2 м, по высоте в районе центроплана расстояние составляло 2,95 м, а в конце кабины – 3,17 м.

Ми-26 мог разместить в просторной кабине 82 бойца или 68 десантников с парашютами, в санитарном исполнении 60 раненных и трёх человек медперсонала. Одна из характеристик Ми-26 , негабаритные грузы весом до 20 тонн доставлялись на внешней подвеске.

Ми 26 салон вертолёта

Шасси вертолёта не убираются и состоят из трёх опор с усиленными амортизаторами и регулируемым клиренсом для удобства при погрузке и разгрузке. Опора, размещённая снизу на балке, выполнена убирающейся.

Тактико-технические характеристики и грузоподъёмность Ми 26

Размеры

  • Диаметр несущего винта – 32 м.
  • Длина самого большого вертолёта при вращающихся винтах – 40,03 м.
  • Высота вертолёта – 8,15 м.

Силовая установка

  • Двигатели – 2 х Д-136.
  • Мощность – 2 х 11400 л.с.

Весовые данные

  • Вес пустой машины – 28150 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 56 т.
  • Нормальный взлётный вес – 49,5 т.
  • Максимальный вес груза – 20 т.
  • Максимальный вес груза на внешней подвеске – 20 т.

Лётные данные

  • Максимальная скорость – 295 км/час.
  • Крейсерская скорость – 255 км/час.
  • Статический потолок – 2900 м.
  • Динамический потолок – 4600 м.
  • Дальность полёта – 490 км.
  • Перегоночная дальность – 1800 км.

Катастрофы Ми-26

Всего с начала эксплуатации по июль 2014 года зафиксировано 32 катастрофы. Обстоятельства, приведшие к лётным происшествиям:

  • Отказ и разрушение рулевого винта – 5.
  • Отказ управления – 3
  • Отказ двигателя и редуктора – 5.
  • Жёсткая посадка – 4.
  • Несоблюдение правил полётов с грузом на внешней подвеске – 4.
  • Сбиты в результате боевых действий – 6.
  • Плохие метеоусловия, перегрузка, учебные полёты и пр. – 5.

Погибли в результате этих катастроф 217 человек, особенно тяжёлая катастрофа произошла под Ханкалой в Чечне, где погибли 127 наших соотечественников. 19 августа 2002 года из Моздока в Ханкалу вылетел Ми-26 на борту которого находилось 152 военнослужащих, одни возвращались из отпуска, другие летели к новому месту службы.

При подлете к Ханкале командир вертолёта майор О. Ботанов услышал хлопок и сразу сработали системы, предупреждающие о пожаре правого двигателя. Чтобы не допустить разрастание очага пожара, командир начал интенсивное снижение. Подход к земле на большой вертикальной скорости привёл к удару хвостовой балкой об землю.

Вертолёт начал разрушаться, военнослужащие находящиеся вблизи иллюминаторов и дверей быстро покинули горящую машину. Кабина вертолёта не пострадала и экипаж кинулся спасать горящих людей, стараясь быстрее вытащить их наружу. По воле случая машина приземлилась на минном поле, потушить огонь было невозможно и некуда эвакуировать пострадавших. Когда были расчищены проходы среди мин, вертолёт окончательно сгорел.

Позже установили, что вертолёт загорелся из-за попадания в него ракеты ПЗРК «Игла» , а много погибших – это результат перегруженности машины в два раза, вследствие чего аварийная посадка была жёсткой.

Уникальные возможности Ми-26 по перевозке негабаритных грузов на внешней подвеске подняли престиж этой машины и получили широкую известность во всём мире.

Впервые зимой 1986 года была выполнена доставка на внешней подвеске планера Ту-124 в городок Щёлково-2, масса этой махины равнялась восемнадцати тоннам, управлял вертолётом пилот С. Сугушкин.

В 1988 году экипаж во главе с командиром О. Мариковым на Ми-26Т забрал, упавший в горной местности на высоте более трёх тысяч метров и перенёс его по воздуху в Тбилиси.

Таким же способом доставили в Таганрог самолёт Бе-12 , вынуждено севшего из-за отказа двигателя в северной части Ростовской области.